Икона благодатное небо

Содержание

Описание и значение иконы

Иконография, использованная для создания «Благодатное небо», была призвана отобразить, как Иоанн Богослов видел «Жену, облечённую в солнце» (иллюстрация 1-го и 5-го стихов откровения), символическое обозначение Святой Церкви. Изображение ростовое, левой рукой Богородица держит младенца Иисуса. Фигуру Матери обрамляет солнечная мандорла (миндалевидный нимб), а её стопы попирают лунный серп. Голова Марии, так же, как и чело её сына, украшена короной. Это вполне обоснованно, поскольку сама икона входит в группу «акафистных» изображений Богородицы. Их назначение состоит именно в прославлении Царицы Небесной.

Есть ещё один извод иконы «Благодатное Небо», но он отличается многофигурностью и иконографической сложностью. На нём изображены древние пророки, Иисус, православные святые и несколько зарисовок с евангельскими сюжетами. Символика и изобразительный язык там очень сложны, поэтому отыскать такой образ весьма непросто.

По словам Дмитрия Ростовского «Что Тя наречем» — это образ-покровитель. Существует предположение, что именно в таком облике Царица Небесная сойдёт на землю и явится людям, готовя их ко второму Христову пришествию.

Лик Богоматери на этой иконе молит о спасении всего мира. Словно бы в доказательство этого лик почитается не только православными, но и многими иноверцами. Однажды даже был отмечен случай исцеления лютеранки. Женщина увидела икону во сне, а пробудившись, попросила свою, исповедовавшую православие, гувернантку, помолиться о её (хозяйки) здравии перед тем самым образом. На протяжении 6-ти недель гувернантка не прекращала выполнять просьбу, и дама излечилась, а после и сама стала посещать церковные молебны.

О чём молиться

Иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» возносят молитвы, о том, чтобы найти путь ко спасению, и Царствие Небесное. Также её просят излечить болезни души и тела, защитить во время воздушных путешествий. Наконец, она является хранительницей от ереси, лжеучений и расколов в лоне Православной церкви, помогает наставить заблудшие души и возвращает их к вере. «Благодатное Небо» может способствовать ведению государственных дел и оказывать поддержку в делах личных.

Этому образу стоит помолиться тем, кто:

  • страдает от сторонней зависти и недоброжелателей;
  • опасается бед и катастроф;
  • собирается в долгий путь;
  • желает избавиться от зависимости;
  • не хочет умереть внезапно, без покаяния.

Благодатная не оставляет без внимания ни одного обращённого к ней слова, а потому «стучите, и вам откроют».

День почитания: 6/19 марта. (по старому/по новому стилю) и в неделю Всех Святых (первое воскресенье после дня Пятидесятницы).

Все о религии и вере — «икона божьей матери благодатная и молитва к ней» с подробным описанием и фотографиями.

Икона божьей матери благодатная и молитва к ней

http://juristic-help.ru/ центр юридического обслуживания: единый центр юридических.

БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г. в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX – нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.

«Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным. » (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.

Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери. образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII – нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).

Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

Лит. Изображение икон Пресв. Богородицы, в правосл. Церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М. 1853. С. 66; Лебедев А. Моск. кафедральный Архангельский собор. М. 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М. 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П. 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л. 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV – нач. XX в. // Погибшие святыни: Сб. мат-лов. СПб. 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храме-усыпальнице московских государей // Архангельский собор Моск. Кремля. М. 2002.

Эта чудотворная икона была привезена на русскую землю из Константинополя, еще до основания русских иконописных школ. Предположительно икона «Благодатное небо» была написана в конце семидесятых годов семнадцатого века. Первоначально икона хранилась в одном из храмов Смоленска. Когда великий князь Василий Дмитриевич (Василий Первый) решил взять в жены дочь литовского князя Витовта – Софью Витовтовну, последняя привезла чудотворную икону с собой из Смоленска. Согласно преданию, князь Витовт благословил дочь на брак этой иконой. Так икона попала в Москву, где ее разместили в иконостасе Архангельского собора Кремля.

Богородица изображена на иконе с младенцем Иисусом на руках. На головах Богоматери и младенца – золотые короны. В руках Иисуса – Евангелие. От Богородицы и Иисуса исходят яркие лучи. Существует несколько вариантов написания этой иконы. На некоторых других иконах корону над головой Богородицы и младенца держат в руках ангелы.

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и молимся пред святою иконою Твоею и смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: помози нам немощным и грешным и сподоби нас Твоего Матернего заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град сей, страну нашу и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. О, Милостивая Мати, умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприятныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи прегрешений наших прощения, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» и молитва и акафист к ней

19 марта (6 марта по старому стилю)

Описание иконы Божией Матери Благодатное Небо:

Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере .

Существует также совершенно другой – многофигурный, иконографически сложный извод образа Божией Матери «Благодатное Небо» с изображением Христа, древних пророков, православных святых и евангельских сюжетов. Из-за сложности изобразительного языка и символики данный образ встречается довольно редко.

икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

19 марта (6 марта по старому стилю)

Описание иконы Божией Матери Благодатное Небо:

Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

Часто с иконой Богородицы «Благодатное Небо» путают схожий образ под названием Икона Богородицы «ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ».

Существует также совершенно другой – многофигурный, иконографически сложный извод образа Божией Матери «Благодатное Небо» с изображением Христа, древних пророков, православных святых и евангельских сюжетов. Из-за сложности изобразительного языка и символики данный образ встречается довольно редко.

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

“Благодатное Небо” – икона Божьей Матери. О чем молятся перед иконой?

В храмах дореволюционной Москвы было много чудотворных икон, которым поклонялись, у которых просили помощи во всех житейских делах. Под звон колоколов спешил к ним православный народ. Но были среди них особенно почитаемые. К ним шли со всех концов России. Одна из них называется “Благодатное небо”. О ней и будет наш рассказ.

Появление на Руси чудотворного образа

О том, как появился на Руси этот чудный образ, бытуют разные мнения. По одной версии, в XIV веке икону привезла в Москву из Смоленска благочестивая жена князя Василия Дмитриевича – Софья Витовтовна. В Смоленск же она была прислана из Константинополя вместе с другими древними образами. По другой версии икона имеет западное происхождение. Но эта версия менее убедительна, так как основывается исключительно на иконографических особенностях её письма.

Существует особая группа богородичных икон, именуемая «акафистные». Основной их смысл заключается в прославлении Царицы Небесной. Каждая из них является радостным, хвалебным гимном в Её честь. К этой группе принадлежит и «Благодатное небо» – икона Божией Матери. О чём молятся перед ней? О многом. Но главное – о наставлении на путь, приводящий в Царство Небесное. Не оставляет Пречистая Дева всех, с верой припадающих к Ней.

Прототип благодатного образа

Принято считать, что икона Божьей Матери «Благодатное небо» в качестве прототипа имеет другой образ, известный как «Жена, облачённая в солнце». Изображённая на нём фигура Богородицы с Младенцем на руках стоит на полумесяце. Её главу венчает корона, а вся Она окружена лучами. Мотивом его написания стали строки из книги Иоанна Богослова.

Святой апостол описывает, как сподобился узреть в небе жену, облачённую солнечными лучами, родившую младенца, которому уготовано было стать пастырем для всех людей мира. Созданный в Западной Европе в XV веке, этот иконографический тип через двести лет попал в Россию. Он и дал начало написанию богородичных икон, среди которых «Солнечная» и икона Божьей Матери «Благодатное небо».

Образ из московского храма

На православной Руси эти иконы были в особом почёте. Самой древней из них была икона Богородицы «Благодатное небо», находившаяся в Архангельском соборе Московского Кремля. Она являлась копией более древней иконы, написанной по указу благочестивого царя Алексея Михайловича. Для неё был изготовлен чеканный серебряный оклад. В 1812 году он был похищен, но через несколько лет заменён новым. Некоторые из его деталей, к сожалению, не сохранились.

В наши дни икона хранится в Московском Архангельском соборе. Широкое почитание её связано с именем московского митрополита Филарета (Дроздова). В 1853 году он распорядился собрать все имевшиеся документы, связанные с образом «Благодатное небо». Икона заняла свое место в обновлённом иконостасе собора, и по указанию митрополита дважды в год совершалось её празднование. Кроме того, ежедневно в её честь совершался особый молебен. Многочисленные паломники несли к ней свечи, масло и лампады. В самом начале прошлого века был сделан новый список с образа «Благодатное небо». Икона находится в настоящее время в одном из храмов Ярославской области.

Знаменитая фреска В. М. Васнецова

Рассказ об этом чудотворном образе будет неполным, если не вспомнить знаменитую фреску Владимирского собора в Киеве работы В. М. Васнецова. Произведение это настолько значительное, что на нём стоит остановиться подробнее. Его история не только интересна, но и чудесна.

В 1885 году один из руководителей работ по оформлению только что построенного храма, профессор А. Прахов, пригласил Васнецова для росписи стен, но болезнь сына помешала художнику принять предложение. Однако вскоре мысли об образе Богоматери так завладели им, что он изменил своё решение. Толчком послужила сцена, свидетелем которой он был: его жена, держащая на руках младенца – сына, вскинувшего в радостном порыве ручонки.

«Благодатное небо» – икона, ставшая частью храма

Тем временем в Киеве заканчивали подготовку храма к росписи. Профессор Прахов с группой помощников осматривал только что оштукатуренные стены. Штукатурка, как известно, сохнет неравномерно, и высохшие светлые участки чередуются с тёмными, ещё сырыми. Подойдя к той части стены, где должен быть заалтарный образ, все вдруг увидели на сухой и побелевшей части стены ещё сырую и потому тёмную область, очертанием своим подобную изображению Богородицы с младенцем на руках.

Прахов немедленно зарисовал увиденное, а все присутствующие удостоверили подлинность. Когда же Васнецов приехал в Киев и ему показали этот эскиз, он был поражён – очертания Богородицы в точности соответствовали виденному им образу жены с сыном на руках. Под впечатлением от увиденного он приступил к работе.

Через два года стену собора украсила знаменитая фреска «Благодатное небо». Икона, ставшая частью собора, щедро одаривала благодатью всех с верой приходящих к ней.

Икона – покровительница защитников неба

В наши дни эта икона остаётся одной из самых почитаемых в народе. Её празднование совершается 19 марта. Икона «Благодатное небо», значение которой вышло за рамки чисто религиозного символа, стала покровительницей российских воздушно–десантных войск, выполняя тем самым важную патриотическую миссию. Указом правительства России была учреждена медаль «Благодатное Небо».

Ею награждаются за особые заслуги по охране неба нашей родины. Известно, что легендарный военный лётчик А. И. Покрышкин родился в день её празднования, и всю войну берегла его в сражениях Матерь Божья.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благодатное Небо»

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

«Благодатное небо» — икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I

По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годы был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля (в местном ряду иконостаса, слева от царских врат). 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для церкви Распятия Теремного дворца Кремля.

Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Младенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами.

Празднование иконе совершается 19 марта (6 марта по старому стилю), а также в неделю Всех Святых.

Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила (Меншикова башня).

Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней.

К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведет неправедный образ жизни. На иконе Богородица изображена в полный рост, на левой руке Ее – Богомладенец.

Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

Благодатное Небо (Что Тя наречем)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).
Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.
Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX – начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, Благодатным Небом нами именуемой, телу нашему и душам спасение подающей, благодарственное приносим пение, Богородице, Ты же яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти:
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Икос 1
Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом, и многим молением ходатайствовала о людех во гресех пребывающих. Мы же очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице:
Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая.
Радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.
Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая.
Радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.
Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая.
Радуйся, вся наша печали утоляющая.
Радуйся, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 2
Видящи Пречистая люди грешныя с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающияся, и слезно молящияся о гресех своих, внят молению их, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий воистинну превосходит любовь Твоя к роду христианскому, о нем же молишися Сыну Твоему и Богу. Мы же, зряще Тя неотступную Предстательницу за нас грешных, со слезами вопием:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго от Бога нам дарованная.
Радуйся, Путеводительнице наша, к небесному отечеству нас возводящая.
Радуйся, верных ограждение и прибежище.
Радуйся, помоще всех призывающих имя Твое Святое.
Радуйся, презренных и отверженных от рова погибели исхищающая.
Радуйся, тех на путь правый обращающая.
Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая.
Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 3
Сила благодати, предстательством Твоим, Пречистая, преизобилует тамо, идеже умножися грех, да радуются на небеси Ангели о грешницех кающихся, поюще пред Престолом Божиим: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе, подаеши руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое:
Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение.
Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы.
Радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделоваеши.
Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши.
Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши.
Радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изымаеши.
Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются.
Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 4
Бурю внутрь имея греховных помышлений, пред честною иконою Твоею, Царице Небесная, склоняем колена душ и телес наших и со умилением дерзновенно молим Тя: спаси нас, о Мати милосердия, да не погибнем до конца во гресех наших. Ты бо еси всем грешником Едина Надежда и прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о нас Сына Твоего и Творца нашего, да непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше небожители, яко молитвами Твоими пред Сыном Твоим прощение грехов и спасение на земли сущим грешником даруется, прославляют Тя, благосердную Царицу небесе и земли. И мы, грешнии, уведевше таковое Твое заступление о нас, недоумеем, како благохвалити Тя возможем по достоянию, и из глубины сердца нашего умиленно воспеваем Ти сице:
Радуйся, Споручнице спасения грешных.
Радуйся, падших востание.
Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая.
Радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут.
Радуйся, яко Ангели сему радуются.
Радуйся, яко и нас земнородных сила молитв Твоих веселия исполняет.
Радуйся, яко теми от тины грехов нас изымаеши.
Радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 5
Боготечную звезду — чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим:
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая.
Радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая.
Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице.
Радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице.
Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая.
Радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти избавляющая.
Радуйся, уповающим на Тя непостыдный конец жития дарующая.
Радуйся, Матерним Твоим предстательством от вечнаго мучения избавляющая.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 6
Дивная дела милосердия Твоего людем явленная, предаде письмены святый Димитрий Ростовский в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, на всяк день пред честным Твоим образом «Благодатное Небо» именуемым, колена преклонят и, избывше бед, печалей и напастей, вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех с любовию вопиющих Ти сице:
Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных.
Радуйся, Благая Утешительнице, печали в радость претворяющая.
Радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.
Радуйся, алчущих Питательнице.
Радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, вдов Утешительнице.
Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 7
Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое Преблагословенная Мати Дево, о людех во гресех пребывающих и милостей Божиих чающих, глаголя: «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; проси убо еже хощеши, о нихже молишися — прощаются им греси Тебе ради». Мы же, видя таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.
Икос 7
Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому лику Ея, на дске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи: сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая:
Радуйся, премудрости и благости Божия откровение.
Радуйся, веры утверждение.
Радуйся, благодати явление.
Радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, душевредных учений низложение.
Радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление.
Радуйся, слово премудрости просящим дарующая.
Радуйся, несмысленных разумными соделовающая.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 8
Видяще славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и житии нашем являемыя, предстательством Твоим пред Богом, о Небо Благодатное, Пречистая Владычице, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердная Царице небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла еси на небеса с Пречистою Твоею Плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем:
Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая.
Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая.
Радуйся, о всем мире усердная Предстательнице.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая.
Радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице.
Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая.
Радуйся, и на земли чистаго веселия сердца наша исполняющая.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетная чудеса Твоя, от иконы Твоея являемая, имиже православныя люди от бед, напастей и всякаго зла сохраняеши. Мы же добре ведуще о многих чудотворениях от честнаго лика Твоего бывших и потребная нам ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем:
Радуйся, яко от священнаго лика Твоего чудеса деются.
Радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего.
Радуйся, яко открыся та младенцем в вере.
Радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши.
Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши.
Радуйся, яко от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши.
Радуйся, яко вся болезни человеческия душевныя и телесныя милостивно врачуеши.
Радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 10
Спасти хотя души своя от вечныя смерти, мы, недостойная чада Твоя, преклоньше колена своя пред Пречистым Твоим образом, молим Тя, Небесная Царице и Милосердная Мати: сотвори нас причастными вечнаго блаженства в Небесном Царствии Сына Твоего, да поем Ему со всеми святыми: Аллилуиа.
Икос 10
Стена необоримая и пристанище небурное Ты еси, Богородице Дево всем к Тебе притекающим: темже и нас огради и покрый от всех враг видимых и невидимых, да с верою и умилением покланяющеся пречестней и цельбоносней иконе Твоей, вопием Ти:
Радуйся, столпе и ограждение девства.
Радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице.
Радуйся, сохраняющая и спасающая всех призывающих Тя.
Радуйся, к Сыну Твоему и Богу молитвы верных приносящая.
Радуйся, и Сама непрестанно у Престола Его молящаяся о нас.
Радуйся, благодать Твою иконам даровавшая.
Радуйся, всю вселенную лучами тех озаряющая.
Радуйся, рода христианскаго Похвало и непостыдное Упование.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 11
Пение всеумиленно приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих, к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная свеща, сущим во тьме греха и юдоли плача явися предивная икона Твоя, Пречистая Владычице: всем бо притекающим к ней струи исцелений изливаеши и чудес зарями сердца верных веселиши, подвизающи взывати Тебе сице:
Радуйся, Божественный Свет неизреченно родившая.
Радуйся, тьму смертную Рождеством Твоим просветившая.
Радуйся, страны нашея неусыпная Покровительнице.
Радуйся, верных пастырей Церкви ободряющая и вразумляющая.
Радуйся, людей православных верная Хранительнице.
Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение.
Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице.
Радуйся, радости небесныя всем нам Подательнице.
Радуйся Владычице, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще дивная Твоя чудеса, умильно припадаем пред пречистым образом Твоим и, благоговейно лобызающе его, немолчными песньми воспеваем Тя, предивная Царице небесе и земли, и просим Тя, Владычице, услыши наше моление в час сей и благодать Твою нам ниспосли с любовию вопиющим Тебе:
Радуйся, милостей Сына Твоего и Бога нас сподобляющая.
Радуйся, десную часть на Суде Сына Твоего молитвами Твоими нам уготовляющая.
Радуйся, грешников кающихся к покаянию ободряющая.
Радуйся, скорбным вдовицам и сирым помогающая.
Радуйся, алчущих и жаждущих правды к Богу приводящая.
Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице.
Радуйся, Церкве Православныя Нерушимая Стено и Небо Благодатное.
Радуйся, страны нашея Покрове и защищение.
Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, Невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи, и от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуия, Аллилуиа, Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1306
=======================

Богоматерь
БЛАГОДАТНОЕ НЕБО
Государственный исторический музей

История и чтимые списки

По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годах был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля (в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат). В 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для храма Воздвижения Креста Господня Теремного дворца Кремля.

Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Богомладенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами.

Празднование иконе совершается 6 (19) марта, а также в неделю Всех Святых.

Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней. К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведёт неправедный образ жизни. Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *