Икона боголюбская

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской. Боголюбская икона Божией Матери. Первообраз иконы18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление. Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу. Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась. Описание иконы Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза. Рекомендуем прочитать: Икона великомученицы Екатерины На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой. По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой. Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским. Икона Богородицы Боголюбская Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного. Боголюбская икона Божией Матери В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.). К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

Беспрецедентная выставка – в Центре имени Грабаря. Она посвящена уникальной истории реставрации древнейшей иконы XII века «Богоматерь Боголюбская». Бесчисленные вторжения в живописный слой – а их было более 20-ти – шаг за шагом разрушали икону. И довели ее, по меткому выражению искусствоведа Александра Анисимова, до состояния «археологической руины». На протяжении столетия пять поколений реставраторов возвращали к жизни этот шедевр древнерусской иконописи.

Эту икону никогда не похищали, но в каком-то смысле она все-таки была потеряна – и теперь обретена вновь. 100 лет назад, когда Боголюбский образ Божией Матери был отдан на реставрацию, казалось, что от красок XII века не осталось ровным счетом ничего, и что мы никогда не увидим тот самый образ Богородицы, написанный, предположительно, в 1158 году по повелению князя Андрея Боголюбского после чудесного явления ему Богоматери недалеко от Владимира. И вот одна из самых древних русских икон – в своем если не первозданном виде, то очень близком к нему. Это результат последних семи лет реставрации, которая закончилась только сейчас.

«Самое основное, что можно сказать – это не какая-то моя личная заслуга. Я лишь в определенной степени оказался в тот момент на завершающем этапе. Те поколения реставраторов, пять поколений, которые прошли передо мной, – без их труда невозможно было бы достичь этого результата», – подчеркнул художник-реставратор высшей квалификации ВХНРЦ им. Грабаря Александр Горматюк.

А результат налицо. В буквальном смысле. Лик Богоматери, а также ее руки – это живопись XII века. Тот самый первозданный образ. Окончания реставрации этой иконы ждали и музейщики, и искусствоведы, и верующие.

«Значение этого памятника переоценить невозможно. Он родился на Русской земле по велению русского князя Андрея. Эпоха князя Андрея – это переход от Киевской Руси к Московии. И то, что Богородица смотрит на нас, и она видела Русь XII века – само это уже удивительно», – отметила генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил реставраторов за спасение святыни. Но при этом владыка отметил, что, образно выражаясь, вместе со слоями более поздних записей с иконы были смыты молитвы тех тысяч людей, которые прибегали к этому образу.

«Смыли тысячи и тысячи слез, которые были пролиты нашим народом за это время у иконы. Никак мы не можем с вами оторвать икону от людского сердца. Вы знаете, что эти беды неминуемы, и сейчас неспокойно, так вот и нас по нашей вере православной спасает, несомненно, святая чудотворная икона, одна из них – Боголюбская», – сказал митрополит Евлогий.

Икона обязательно будет выставлена на всеобщее обозрение, но не сразу. В течение ближайших двух лет за ней будут наблюдать. Икона будет находиться в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея заповедника в помещении с особым микроклиматом и современными приборами контроля. Икона Боголюбской Божией Матери в течение многих столетий была духовной опорой русского народа. Но сегодня она сама требует защиты – особого бережного отношения.

Новости культуры

История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.

В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.

Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.

После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.

Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).

Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.

Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com

В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.
В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).
История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.

С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.
В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

Иной акафист Божией Матери ради иконы Ея, именуемой Боголюбская, был написан в 1921 году митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), будущим Святейшим Патриархом, отбывавшим в это время ссылку в Нижнем Новгороде. Текст публикуется по машинописи из архива святителя Афанасия Песнописца, бывшего в 1921 – 1923 годах наместником Богородице-Рождественского Боголюбского монастыря Владимирской епархии.

Акафист Пресвятой Богородице святыя ради иконы Ея,
именуемыя «Боголюбская»
Творение Святейшего Патриарха Сергия
Кондак 1 Возбранной воеводе, Боголюбской похвале, о милостех, на нас бывших, благодаряще, пение сие приносим Тебе, Пресвятая Дево. Ты же помощница во всех нам буди, да зовем Тебе: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Икос 1 Ангелов Царицу, всея твари превысшую, лицы небесных сил величают Тя, Богородице, на небеси, мы же грешнии на земли, чудному Божию в Тебе о нас смотрению дивящеся, от всея души дерзаем глаголати:
Радуйся, Марие, благословенна Ты в женах;
радуйся, небесных чинов ликование.
Радуйся, благая, с превечным Богом на руках;
радуйся, земных человек упование.
Радуйся, немолчно поют серафими;
радуйся, поем мы тобою храними.
Радуйся, хвало православных честная;
радуйся, заступнице нам всеблагая.
Радуйся, Дево, Богом избранная;
радуйся, Мати, в радость нам данная.
Радуйся, венче пресветлый вселенныя;
радуйся, Присноблаженная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 2 Видяще Твое матернее милосердие ко всем, в житии сем труждающимся и обремененным, с верою прибегаем к Тебе, Богомати, и пречистый образ Твой целуем, Сыну же Твоему благодарно вопием: Аллилуиа.
Икос 2 Разумети волю Твою, Владычице, искаше благоверный князь Андрей, землю русскую обходя и к Ростову устремляяся. Темже и моляшеся Тебе неустанно, величия Твоя воспевая сице:
Радуйся, Царице моя преблагая;
радуйся, наставнице заблуждающих.
Радуйся, надеждо моя неземная;
радуйся, спасение погибающих.
Радуйся, рождшая слепых Просветителя;
радуйся, давшая миру Спасителя.
Радуйся, ниво щедрот многоплодная;
радуйся, миру звездо путеводная.
Радуйся, разума свет возсиявшая;
радуйся, жизни нам путь показавшая.
Радуйся, едина в женах совершенная;
радуйся, Дево нетленная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 3 Силою свыше воспещаеми, кони сташа недвижими на месте, идеже обитель Боголюбская создася, там бо благоволила еси, Госпоже, вселитися и источник исцелений источати всем притекающим, Богу же поющим: Аллилуиа.
Икос 3 Имея ум, в Бозе утвержден, благоверный князь Андрей абие ощути Божественное действо. Темже радостию, вкупе и страхом одержим, обнощь пред Тобою, Владычице, душу свою изливаше, Тебе вопия:
Радуйся, в бури пристанище;
радуйся, во тьме просвещение.
Радуйся, в нуждах прибежище;
радуйся, в бедах посещение.
Радуйся, предстательство христиан непостыдное;
радуйся, щите всем чистым сердцам.
Радуйся, оружие на врагов многовидное;
радуйся, крове Христовым овцам.
Радуйся, сокрушенному духу отрадо;
радуйся, от напастей бесовских оградо.
Радуйся, ходатайство благоприятное;
радуйся, о Благодатная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 4 Бурею помышлений смятеся благоверный князь Андрей, еда како прегрешений ради воспящено бысть шествие его; обаче надеяся на Тя, Пречистая, не отлагаше пеги: Аллилуиа.
Икос 4 Услышала еси, Преблагая, молебный глас вернаго раба Твоего и абие утешение Твое тому дати потщалася еси, в сумраце нощнем якоже солнце пресветлое тому представши и сладким гласом к нему вещающи, от него же слышащи таковая:
Радуйся, кивоте Господни святыни;
радуйся, заре Его света.
Радуйся, сосуде Того благостыни;
радуйся, скрижале Завета.
Радуйся, обожившая естество человека;
радуйся, небесе явившая тайну от века.
Радуйся, Божиих свитче судеб;
радуйся, жизни нам давшая хлеб.
Радуйся, Отроча нам родившая младо;
радуйся, возвестившая пленным отраду.
Радуйся, высото несравненная;
радуйся, Благословенная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 5 Боготечная якоже звезда озарила еси тогда, Владычице, место Тобою избранное, храм Рождества Твоего и обитель иноческую создати повелевши, да непрестанно поется тамо: Аллилуиа.
Икос 5 Видевши на облацех Сына Твоего, Владычице, руце Твои тогда к Нему простерла еси, благодать Его и славу на место оное и людей призывающи. Темже видением и слышанием умилен, со слезами паде пред Тобою благоверный Андрей, величая Тя сице:
Радуйся, иноком даре Божественный;
радуйся, постником песнь.
Радуйся, девам путь к небу шественный;
радуйся, матерем честь.
Радуйся, руце ко Господу тепле простершая;
радуйся, слезы плачущим кротце отершая.
Радуйся, утро, принесшее день;
радуйся, смерти отгнавшая сень.
Радуйся, яко Мати, дерзновения много имущая;
радуйся, и спасати нас молящихся присномогущая.
Радуйся, рабов Твоих крепость всемощная;
радуйся, Пренепорочная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 6 Проповедник благодати Твоея быв, князь Андреи абие заутра храм Рождества Твоего здати начат и место оное Боголюбово нарече, яко Богом любимое, Ему же поем: Аллилуиа.
Икос 6 Возсиявши в Боголюбове свет явления Твоего, Богородице, грядущее преспеяние земли Владимирския и всея северныя страны нашея предуказала еси. Оттоле бо начат возрастати, православною верою напаяема и молитвами Твоими хранима, Тебе же воспевающи:
Радуйся, стено необоримая;
радуйся, источниче чудес.
Радуйся, свеще неугасимая;
радуйся, ширшая небес.
Радуйся, скиния святая, в нейже прославися Бог;
радуйся, стамно всезлатая, верных вознесшая рог.
Радуйся, лозо, виноград жизни рождшая;
радуйся, от клятвы род наш свобождшая.
Радуйся, древняго змия попрание;
радуйся, адовых врат поругание.
Радуйся, радость людей несказанная;
радуйся, миру желанная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 7 Хотя благоверный князь память явления Твоего в роды родов сохранити, повеле икону Твою, Богородице, благочестне написати, имже образом явилася ему, руце к Сыну Твоему воздевши, яко да славим Тя всегда, Богу поюще: Аллилуиа.
Икос 7 Новоявленный образ Твой написати подвизающеся, со благоговением многим, с постом и молитвою, и святыя воды кроплением труждахуся художницы, наипаче помощь Твою, Владычице, призывающе и вопиюще:
Радуйся, Христова голубице;
радуйся, цвете нетления.
Радуйся, Пречистая девице;
радуйся, Анны рождение.
Радуйся, веры и слез воздаяние;
радуйся, девственных благоухание.
Радуйся, юже наш Бог возлюби и избра;
радуйся, юже и Матерь Свою показа.
Радуйся, приемшая архангельский глас;
радуйся, заченшая спасительный клас.
Радуйся, рабо Господне смиренная;
радуйся, Превознесенная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 8 Страннаго Твоего явления память и доныне в день святаго мученика Леонтия светло празднует вся наша северная страна, Тя, Пречистая, величающе, Богу же вопиюще: Аллилуиа.
Икос 8 Всею душею радовашеся благоверный Андрей, храм Рождества Твоего обновляя, идеже и новописанную икону Твою постави, на нюже со умилением взирая, пред всеми исповеда, яко истинно сим подобием явилася ему, Царице. Тем же, святую икону часто лобызая, величаша Тя:
Радуйся, мира обновительнице;
радуйся, райская врата.
Радуйся, смерти потребительнице;
радуйся, книге живота.
Радуйся, о Тебе бо ликует всякая тварь;
радуйся, Тебе бо послушает ангелов Царь.
Радуйся, юже хвалити не может язык;
радуйся, юже возносит апостольский лик
Радуйся, главизно пророческих словес;
радуйся, начало евангельских чудес.
Радуйся, мученик светлая славо;
радуйся, верных державо.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 9 Вси прибегаем к Тебе, милосердная Мати, богатии и убозии, здравии и болящии: не отрини нас от лица Твоего, заступи, помилуй, исцели и спаси, да вси о Тебе Богу воспоим: Аллилуиа.
Икос 9 Ветии века сего недоумеют глаголати, Владычице, како икона Твоя творит чудеса: мы же истинно веруем, яко ни дска, ни вещество, ниже начертание, но Сама Ты, Всеблагая, к нищете нашей приклоняющися, послушаеши нас и помощь Твою нам подаеши. Сего ради, цельбоносный образ Твой почитающе, Тебе вопием:
Радуйся, Божия силы явление;
радуйся, зде бо Зиждителя перст.
Радуйся, мудрых земли посрамление;
радуйся, таинств ковчеже отверст.
Радуйся, имя, бесом сопротивное;
радуйся, верным всем милость предивная.
Радуйся, море чудес многоводное;
радуйся, к Богу молитва доходная.
Радуйся, Ты бо всем страждущим тепле состраждеши;
радуйся, Ты бо спасения нашего жаждеши.
Радуйся, споручнице грешных усердная;
радуйся, Премилосердная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 10 Спаси и ныне от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегати обыкохом, Мати бо еси и можеши за нас Того умолити, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 10 Стена еси града Твоего и всея земли нашея, Пренепорочная Дева: многажды бо тыя от нашествия иноплеменных, от губительныя язвы и от всякия беды и нужды избавила еси и всегда избавляеши благочестне почитающих образ Твой, Тебе же вопиющих:
Радуйся, реко благодати обильная;
радуйся, врачебнице душ и телес.
Радуйся, в терпении помощь всесильная;
радуйся, в печали утехо с небес.
Радуйся, к Богу вражду в нас убившая;
радуйся, в чада Ему нас явившая.
Радуйся, мрачнаго ада стенание;
радуйся, лютыя смерти рыдание.
Радуйся, жизни струе, текущая в вечную радость;
радуйся, правды стезе, ведущая в райскую сладость.
Радуйся, падших человеков возстание;
радуйся, всех упование.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 11 Пение благодарственное воспе Тебе некогда страна Российская, Тобою, Боголюбивая Мати, от всегубительныя язвы избавльшися. Но и доныне память чудесе сотворяющи, не престает Богу, Сыну Твоему, пети: Аллилуиа.
Икос 11 Светозарный луч славы Сына Твоего, по словеси Твоему, Богомати, и доныне нисходит на место, Тобою избранное. Кто бо не прибегает к Тебе, кто не лобызает Твоих пречистых стоп, кто не приносит Тебе веры и усердия, еще же и немощей своих, и кто не поет Тебе благодарне:
Радуйся, нищих богатство неоскудное;
радуйся, смертных спасение чудное.
Радуйся, жаждущих капле живительная;
радуйся, алчущим пище спасительная.
Радуйся, драгое нагим одеяние;
радуйся, всем грешником дверь покаяния.
Радуйся, заступнице вдов и сирот;
радуйся, сокровище многих щедрот.
Радуйся, узников уз разрешение;
радуйся, юных страстей угашение.
Радуйся, старости давшая жезл;
радуйся, дщи Иессеовых чресл.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 12 Благодать Божественная, якоже прежде рекла еси, Владычице, да пребывает и ныне на людех Сына Твоего неотступна, яко да от бед спасаеши, николи же убо умолчим, поюще: Аллилуиа.
Икос 12 Поем чудеса Твоя, Богородице, и Твое бодренное предстательство славим, день бо и нощь молишися о нас, руце к Сыну Твоему простирающи. Сего ради, пред пречистым Твоим образом преклоншеся, величаем Тя сице:
Радуйся, новую жизнь принесшая миру утроба;
радуйся, змия главу Стершаго рождшая нам.
Радуйся, Мати Христа, Воскресшаго светло от гроба;
радуйся, радость женам, вечная песнь небесам.
Радуйся, разбися бо о камень злобы истукан;
радуйся, горит бо в мире пламень веры христиан.
Радуйся, с Тобою мы воспрянем во гласе: «Се Жених»;
радуйся, с Тобою не угаснет светильник раб Твоих.
Радуйся, с Тобою мы усрящем Христа, желаний край;
радуйся, Тобою бо обрящем жизнь вечную и рай.
Радуйся, Марие, надеждо наша в смертный час;
радуйся, Благая, тогда помилуй нас.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 13 О Всепетая Мати, Боголюбивая Царице, приими сие убогое наше хваление и, яко Благая, на немощи наша умилосердившися, спаси о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Кондак сей глаголи трижды и абие икос первый, кондак первый.
Молитва О, Пресвятая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения, воззри милостивно на предстоящия Тебе с верою и любовию и поклоняющияся пречистому образу Твоему. Прими наше хвалебное пение сие и пролей теплую молитву о нас ко Господу, да презрев вся наша прегрешения, спасет и помилует нас. О, Предивная Владычице, покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от глада, земли трясения, потопа, от запаления огненнаго, от губительныя язвы и от внезапныя смерти, от всякия скорби, бед и болезней. Даждь нам прочее время жития нашего в мире и покаянии прейти и во всяком деле блазе всесильною помощию Твоею преспеяние нам даруй. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, не остави нас согрешающих пред Тобою, но всегда пребуди с нами, да Твоим заступлением спасаеми, присно славим преблагословенное и всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.Метки: акафисты, богослужебные тексты, июнь, сканированное

1 июля (18 июня по старому стилю) православные верующие отмечают праздник Боголюбской иконы Божией Матери.

Согласно преданию, образ Пресвятой Богородицы явился князю Андрею Боголюбскому во время одного из походов, после чего он велел иконописцам перенести его видение на полотно. На месте явления князь построил Боголюбский монастырь, где и хранилась икона Пресвятой Богородицы.

Боголюбская икона Божией Матери была написана в 12 веке и считается самой древней на Руси, так как все прежние были привезены из Византии. На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу.

Боголюбская Московская икона Божией Матери особенно прославилась во время эпидемии чумы в 1771 году, которая разразилась во Владимире. Все усилия побороть болезнь были тщетны, оставалась надежда лишь на Божью помощь. Народ и духовенство обратились к властям с просьбой внести в город икону Боголюбской Божьей Матери для совершения молебна и крестного хода.

Власти сомневались в целесообразности этой просьбы, боясь ухудшения ситуации, но все же пошли на уступки, и 22 октября икона была внесена во Владимир, а уже в ноябре чума отступила. С тех пор по просьбе жителей Владимира ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня (1 июля нового стиля) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

Сейчас чудотворный образ пребывает в Успенском соборе возрожденного Княгинина монастыря во Владимире.

Перед этой иконой молятся о спасении от болезней, стихийных бедствий, национальных распрей; путешественники просят благополучия в пути, а матери – здоровья детям, находящимся в другой стране.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *