Икона божией матери одигитрии

10 августа совершается память чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Смоленская», именуемая «Одигитрия».

Что такое «Одигитрия»?

«Одигитрия» дословно переводится как «Путеводительница». Согласно древним преданиям, есть несколько версий, почему образ получил именно такое название. Одна из них гласит, что в V веке икона Пресвятой Богородицы была привезена в Константинополь со Святой Земли.

В Царьграде образ поместили в храме женского монастыря, рядом с которым был источник. Умывшись водой из родника, слепые по молитвам к Матери Божией исцелялись. Монахини заботились о незрячих людях, приходивших, в эти места, и местность, где находилась обитель, с течением времени стала называться «местом проводников» или «местом вождей», а сам монастырь получил название «Одигон». Таким образом чудотворная икона получила название «Одигитрия» или «Путеводительница». Есть и другая версия, согласно которой в Константинополе Сама Пресвятая Богородица явилась двум слепым и велела им идти в Ее храм. Придя туда, незрячие тут же исцелились. Есть и другие предположения, связанные с происхождением названия образа.

Как была явлена икона?

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», не была явлена таинственным образом, как многие другие образы. Предание гласит, что она была написана евангелистом Лукой еще при жизни Матери Божией. Как пишет святитель Димитрий Ростовский, возможно, образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии икона была перевезена в Иерусалим, а уж оттуда доставлена в Константинополь.

Нельзя не упомянуть о том, что со временем «Одигитрией» стал именоваться в целом иконографический тип икон, на котором Пресвятая Богородица рукой указует на Источник нашего спасения — Господа Иисуса Христа, восседающего на другой Ее руке. В название «Путеводительница» и заложен тот смысл, что Матерь Божия, указывая на Христа, открывает нам путь, ведущий в Царствие Небесное. К типу «Одигитрия» относятся такие образы, как: «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Споручница грешных» и многие другие. К этому же виду относится и «Смоленская»…

Как «Одигитрия» стала «Смоленской»?

На территорию нашего государства икона попадает в 1046 году, когда византийский император Константин Мономах Порфирородный благословляет иконой свою дочь Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославичем.

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор

В XII веке сын Всеволода и Анны — Владимир Мономах, переносит образ «Одигитрия» в город Смоленск, в собор Успения Пресвятой Богородицы. Это случилось в мае 1101 года, с тех пор икона стала именоваться «Смоленской».

При чем тут сандалии, и кто такой мученик Меркурий?

В летописях о Смоленской иконе Божией Матери упоминается одно важное событие, когда Пресвятая Богородица явила Свое нерушимое заступничество за русские земли и наш народ. В 1239 году к Смоленску подошли татарские полчища Батыя, угрожая городу разорением и гибелью. Некий пономарь молился в соборном храме перед образом Пресвятой Богородицы «Смоленская» об избавлении от врагов и услышал голос Пречистой: «Иди к рабу Моему Меркурию и скажи ему: тебя зовет Владычица». И сам Меркурий тоже, придя в собор, увидел Пресвятую Богородицу с Младенцем Христом, окруженных святыми ангелами. Матерь Божия повелела ему идти на брань против захватчика и обещала ему небесную помощь.

Святой Меркурий с великой радостью отправился на защиту Смоленска — ночью он проник в стан врага и перебил множество противников, в том числе и главного, самого сильного ратника Батыева войска. Во время битвы татарские воины видели, как святому помогают светоносные мужи и лучезарная Жена. Противник пал. В ужасе от увиденного захватчики обратились в бегство. Однако и сам Меркурий пал на поле брани, обретя вечное блаженство и мученический венец.

Жители Смоленска с честью погребли святого воина Меркурия в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там, в Свято-Успенском кафедральном соборе, до сих пор хранятся железные сандалии святого Меркурия, оставаясь большой святыней для храма и всего города.

Почему икона покидает Смоленск?

Икона «Одигитрия» была вывезена из Смоленска в Москву в XIV веке. В это время город переходит во владение Литовского княжества. По одной из версии, образ привозит в Москву князь Смоленский, изгнанный Литовским государем. По другой — чудотворную икону забирает с собой в Москву дочь Литовского князя Витовта София, выданная замуж за великого князя Московского Василия Дмитриевича. Образ Пречистой Богородицы установили в Благовещенском соборе Кремля.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь / Фото: vfl.ru

Жители Смоленска не могли смириться с потерей главной святыни их земли, и просили вернуть икону их Заступницы и Покровительницы. В 1456 году образ был торжественно крестным ходом возвращен в Смоленск. В Москве же остались две ее копии: одна — там же, в Благовещенском соборе, другая — станет главной святыней основанного в 1524-м году Новодевичьего монастыря. Обитель возведена в честь возвращения Смоленска русским князьям. А заложили монастырь на том самом месте, где перед образом Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был отслужен последний молебен перед отправкой святыни из Москвы в Смоленск.

Через год, в 1525-м году, в память о возращении Смоленска русским, была установлена дата празднования иконы «Одигитрия» — 10 августа.

Как Богороматерь помогла в войне с Наполеоном?

Есть и еще один день памяти иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» — 18 ноября. Эта дата связана с другой победой русской армии над вражескими захватчиками.

В 1812 году во время войны с Наполеоном русские, оставляя Смоленск, взяли с собой главную святыню города — икону «Одигитрия». 6 сентября — накануне Бородинского сражения, по приказу главнокомандующего Михаила Иларионовича Кутузова, Смоленский образ был пронесен по рядам войск, а затем совершен молебен с коленопреклонением. В день исторического сражения у деревни Бородино Смоленский образ Богоматери вместе с Владимирским и Иверским был крестным ходом обнесен вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Жители Москвы слезно молили Царицу Небесную о заступлении перед лицом врага, который неминуемо должен войти в столицу… Но не оставила без помощи Пресвятая Богородица! Великая армия Наполеона была полностью разгромлена. По окончании войны икона Божией Матери «Одигитрия» вернулась в Смоленск.

Е.Зайцев «Молебен на Бородинском поле»

Сегодня в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска пребывает икона, написанная в 1602 году. Древний образ, написанный евангелистом Лукой, бесследно пропал во время Великой Отечественной войны. Возможно, как и многие другие святыни, он был вывезен фашистскими войсками с территории СССР и сейчас пребывает в какой-нибудь частной коллекции. Но это не умаляет народной любви и почитания Смоленского образа, пусть и менее древнего письма. Как много веков назад, так и сейчас, бесконечная молитва с просьбами о помощи и благодарностью взмывает к Небесам перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, указывающей на Христа как на Путь ко спасению.

Почитаемый список Смоленской иконы Богородицы Казанской епархии

В Казанской епархии Смоленская икона Божией Матери была обретена на месте Смоленско-Богородицкой церкви села Аркатово (Пестречинский райн Татарстана), где по преданию было болото. Пастухи нашли икону Божией Матери, плавающую ликом вниз, и отнесли ее к Аркатову — богатому купцу, владельцу села. Он велел поставить ее в часовню при въезде в деревню. Три раза уходила икона в воду, и тогда понял Аркатов, что должен построить в этом месте храм или монастырь. И храм был воздвигнут за очень короткое время — 1746-1747 гг. К сожалению, икона была утеряна, но с нее успели снять список, прославившийся своими чудотворениями. Ныне он находится в Смоленско-Богородицкой церкви.

Теги: Смоленская икона Божией Матери святые и святыни

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии
  • Иконография Богородицы
  • Иконография Пресвятой Богородицы Одигитрии
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Пресвятой Богородицы
  • Акафисты иконам Пресвятой Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
    Одигитрия икона Божией Матери. Галерея икон.

    Один из типов иконографии Пресвятой Богородицы. На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

    К иконам типа «Одигитрия» относятся иконы Иверская, Казанская, «Скоропослушница», Смоленская, Тихвинская, «Троеручица», Черниговская. Приближены к этому типу иконы Иерусалимская, «Неопалимая Купина», «Споручница грешных». В России самым распространённым образом этого типа является Смоленская икона Божией Матери. Во многих материалах по иконографии и календарях название Смоленская и «Одигитрия» часто представлены как синонимы.

    Еще об иконе Одигитрия

    Одигитрия (греч. Путеводительница) — знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой.

    Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV в. Византия.
    Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
    Другие иконы Новодевичьего монастыря.

    В 11-14 веках — покровительница Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я половина 14 в. и другие русские паломники, испанец Руи Гонсалес де Клавихо, начало 15 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками.

    Икона «Богоматерь Одигитрия». Карп Золотарев. Москва, 1690-е гг.
    Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
    Другие иконы Новодевичьего монастыря.

    Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы — Распятие; образ был украшен массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен в специальный футляр-киот.

    На протяжении веков с иконы делались многочисленные списки-копии и свободные варианты-реплики, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получали специальные названия (обычно по месту своего нахождения).

    Словом «Одигитрия» называют также иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.

    В начало
    Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» современного письма.
    Со страницы Строительство нового храма книги Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь
    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».
    Икона Божией Матери «Одигитрия».

    Продолжим наше виртуальное путешествие по Смоленску и поговорим о его православных храмах. Самый древний из них — церковь Петра и Павла, расположенная рядом с железнодорожным вокзалом:
    Храм датируется 40-50-ми годами XII века. Когда-то рядом с ним стоял дворец князя Ростислава Мстиславича.
    Когда в годы Смуты Польша захватила Смоленск, храм был обращен в костел, а рядом с ним были построена резиденция архиепископа Льва Кревза Ржевусского.
    После возвращения Смоленска России в здании палат расположилась церковь святой Варвары.
    В 60-80-е годы XII века строится церковь Иоанна Богослова на Варяжках (сильно перестроенная в XVIII-м веке):
    В самом конце XII-го века строится церковь Михаила Архангела (Свирская):
    В XVII-м столетии, после повторного присоединения Смоленска к России, начинается строительство собора Вознесения Господня в Вознесенском женском монастыре.
    Собор строился московским зодчим Осипом Старцевым.
    Рядом стоит церковь Ахтырской Божией Матери, построенная по проекту губернского архитектора Алыпевского в 1830-м году:
    Неподалеку располагается Троицкий монастырь с Троицким собором, построенным в духе барокко:
    Колокольня храма расположена отдельно, на другой стороне улицы (проложить ее приказал Петр I)^
    А на территории монастыря стоит еще и небольшая Анно-Зачатьевская церковь 1760-х годов:
    Неподалеку от Троицкого монастыря возвышается соборный холм, который венчает Свято-Успенский кафедральный собор (1677-1772 годы).
    Рядом стоят собор Богоявления Господня (1781-1787):
    и церковь пророка Иоанна Предтечи (1703):
    Колокольня:
    Архиерейские палаты:
    С соборного холма открываются великолепные виды на Смоленск:
    На спуске с с холма стоит небольшая Благовещенская церковь (1774 год):
    Церковь Смоленской Божией матери Одигитрии (1793-1814) стоит на месте Фроловской башни с воротами
    Перед ней (и на противоположном берегу Днепра) сохранились две арки старого моста:
    Напротив, на другом берегу Днепра, стоит Нижне-Никольская церковь (1745-48) с колокольней (1766-76) и часовней (1901):
    Еще одна церковь, находящаяся в стене крепости — церковь Тихона Задонского, перестроенная из Пятницкой башни в 1865-м году:
    Спасо-Преображенский собор Спасо-Авраамиевского монастыря (1766-1768):
    Церковь Георгия Победоносца (1782):
    Церковь Покрова Пресвятой Богородицв (1794):
    И напоследок, церковь Воздвижения Креста (1764-1767):

    Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

    Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

    Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

    Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

    Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

    Идея образа Одигитрии

    Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

    Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

    Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

    Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

    Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

    Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

    Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

    Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

    Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

    Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

    Тихвинская икона Божией Матери

    Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

    История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

    Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

    Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

    Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

    В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

    В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

    Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

    В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

    Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

    В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

    В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *