Икона божией матери озерянская

Озерянская икона Божией Матери

Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.

«Твоего, о Богомати, Лика Пречистаго благословение»

В далеком прошлом здесь была изрытая оврагами пустынно-лесистая местность, через которую текла речка Озерянка. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.

В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.

Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу. В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.

Архиепископ Харьковский, а впоследствии Черниговский, Филарет (Гумилевский) в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» сообщает: «Характерную особенность святой иконы Озерянской составляет украшение из звезд, окружающих лики Богоматери и Предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами».

Озерянский храм в Покровском монастыре г. Харьков

А вот какое описание иконы встречаем в книге Д.И. Багалея и Д.П. Миллера «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905 год)»:

«Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Ее в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у Обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева, облака. Размеры иконы: высота – 40 см., ширина – 34 см».

С Озерянской иконы было сделано множество списков. Они существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

Забегая вперед, скажем, что именно описание святыни, сделанное в начале XX века Д.И. Багалеем и Д.П. Миллером, оказалось тем источником, опираясь на который Озерянская икона, погибшая в 1930-е годы, была воссоздана в начале уже XXI столетия – в сентябре 2010 года. 16 сентября того же года этот воссозданный образ был освящен на месте его обретения – в Озерянах, а в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Покровского мужского монастыря (Харьковская епархия).

«Икону Твою на утешение нам даровала еси, Владычице»

Но вернемся вновь в XVIII век. В те далекие годы чудотворно явленная икона привлекала в Озерянку тысячи паломников, больных, страждущих людей.

Но в 1787 году в числе прочих монастырей Слободской Украины Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь, куда перенесли и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Преображенский монастырь тоже закрыли, и Озерянскую икону перенесли в Покровский собор. Когда же Куряжский монастырь вновь был открыт, икону возвратили в эту обитель.

Озерянский храм с. Буды Харьковской обл.

Озерянский образ Богоматери стал почитаться как охраняющий Харьков и всю Слободскую Украину. Помолиться к нему приходили тысячи верующих из всех уголков Российской империи. Монахи документально зафиксировали многочисленные случаи чудесного исцеления: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногой; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни…»

Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления было зафиксировано в 1833, 1848 и 1871 годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.

В 1844 году по просьбе жителей Харькова преосвященный Иннокентий (Борисов) получил разрешение Святейшего Синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор. Тогда же установили и два крестных хода: 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля – из Харькова в Куряж. Это были торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать «Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую”».

В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив ее иконами.

«В пределех Озерянских»

После Октябрьской революции богослужения в приходском Иоанно-Предтеченском храме продолжались до 1935 года – в ноябре этого годы храм был закрыт и разрушен. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме. В 1941 году был открыт храм в церковном доме. Впоследствии богослужения проводились в часовне. Но в середине 1960-х годов и она была закрыта и разрушена. Безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений – и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение. И верили люди, что «возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».

Озерянский храм г. Харьков (район Холодная гора)

Господу Богу было угодно, чтобы пришли новые времена. И каждый из нас был волен не таясь молиться, чтобы не погубить своей души для вечности. Последнее десятилетие прошлого столетия стало временем возрождения православной жизни в Озеряне. Летом 1991 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил игумена Антония (Сухорукова) на восстановление часовни и наведение порядка на месте явления Озерянской иконы Божией Матери. Через три года, летом 1994-го, строительство здания храма-часовни было завершено, оставалось произвести внутренние отделочные работы. А 12 декабря 1994 года настоятелем Озерянского храма был назначен иеромонах Никодим (Сылко). 4 июня 1995 года, после многих лет запустения, вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте ее обретения. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа освятил храм-часовню и отслужил первую Божественную литургию. С тех пор каждую субботу, а также в дни престольных праздников Озерянской пустыни – 29 июня, 7 июля, 12 ноября (по нов. ст.) и в пятницу Светлой седмицы – в Озеряне совершается Божественная литургия и молебен с освящением воды.

«Источник чудес неисчетных пажити Харьковстей»

Чудеса от чудотворной иконы не прекращаются и в наши дни. Ныне в Озерянском храме-часовне находятся две иконы: одна старинная, переданная протоиереем Николаем Бараненко, который многие годы служил настоятелем Озерянской церкви Харькова, вторая написана художником-иконописцем Инной Бойко. Тот, кто, посещая святое место, с верой молится перед этими иконами, получает милости от Господа Бога и Его Пречистой Матери. Харьковская газета «Трибуна трудящихся» опубликовала 15 июня 2005 года следующие факты.

Крестный ход с Озерянской иконой Божией Матери. Харьков

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице, и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать – различать предметы, ориентироваться на местности.

Трудами и заботами настоятеля игумена Никодима (Сылко), жертвователей и прихожан храм-часовня, источник и территория вокруг них благоустроены и благолепно украшены. Для желающих совершить благодатное омовение устроена купальня.

Летопись возрождающейся обители продолжается. Множество верующих и паломников стремятся побывать в Озеряне, дабы на святом месте благодарить и прославлять Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу за Ее покров и материнскую любовь ко всем нам, многогрешным.

От суеты житейская возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся.
По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушие претерпевати и точито о терпении в скорбех Господа просити; но понеже изнемогают в печалех души наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящия страдальцы исцелила ecu и скорбящия утешила ecu, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящим здравие, скорбящим утешение подающи, во вражде сущим мир от Бога низпосылающи, сомнящимся же веры утверждение.
Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреде нас утвердится, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Озерянская икона Божией Матери

Святая Русь со времен своего Крещения равноапостольным князем Владимиром навеки веков стала уделом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Много раз спасала Она нашу православную землю – свой избранный удел. Свидетельством милости и заступничества Пресвятой Богородицы стало явление в нашем Слободском крае Озерянской иконы Божией Матери. Это было тяжкое для нашей земли время неприятельских вторжений, грозящих разрушениями, кровью и угонами в рабство. С.В. Булгаков сообщает, что эта икона была обретена в конце XVI века, во время татарских набегов на Украину. (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913). Эти же сведения приводит А. Ковалевский в «Сказании о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году: «В Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой «Озерянской».

Как гласит Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице: «Бурю житейских скорбей и напастей в людех утолити хотящи, святую икону Твою на утешение нам даровала еси, Владычице…». Великое и чудодейственное начинается с малого и обыденного. На пустынном берегу речки Озерянки, поросшем густой травой, местный крестьянин косил траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, крестьянин увидел в траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, принес он пострадавшую икону домой. Однако утром крестьянин не обнаружил иконы в своем жилище. Нашел он образ на лугу – месте его обретения. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Пред иконой горела свеча, а рядом струился родник ключевой воды.

Стараниями благочестивого иерея Феодора и архимандрита Севастиана в 1711 году на берегу Озерянки была основана Богородичная пустынь, где и пребывала обретенная икона. Многим страждущим и болящим святой образ, поименованный в народе Озерянской Богородицей, приносил утешение и исцеление. Весть о чудотворной Озерянской иконе разнеслась по необъятным слобожанским весям, а затем и по всей Руси-матушке. Святитель Архиепископ Филарет Гумилевский в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» пишет: «Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. Она писана на холсте кистью древнего малороссийского художника. Все эти особенности подают мысль, что святая икона писана одним из страдальцев Православия, орошавших слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавших о помощи небесной для гонимых чад Православия».

В 1787 году в числе прочих монастырей Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Куряжкий Спасо-Преображенский монастырь. В Куряж перенесли и икону Озерянской Богоматери. Помолиться пред чудотворным образом приходили тысячи верующих со всех уголков Российской империи. Литургии, молебны, всенощные бдения длились практически круглосуточно. После одного из богослужений у чудотворного образа, умывшись водой из святого источника, прозрел слепой отрок – это был будущий писатель и видный общественный деятель Г. Квитка-Основьяненко.

Монахи документально фиксировали многочисленные случаи чудесных исцелений от благодатного Озерянского образа: исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни.

В 1843 году по просьбе жителей Харькова Преосвященный Иннокентий Борисов получает разрешение Священного Синода на перенос чудотворной Озерянской иконы на зиму из Куряжского Спасо-Преображенского монастыря в Харьковский Покровский монастырь. Решением Синода от 16 октября 1843 года были установлены два Крестных хода – 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля из Харькова в Куряж (даты указаны по старому стилю). Это были поистине торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в такие дни «…все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и млад, спешат проводить или встречать Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую».

С этими Крестными ходами непосредственно связана история нашего холодногорского Свято-Озерянского храма (в дореволюционные годы его нередко именовали храмом Сретения (встречи) Озерянской иконы Божией Матери). В 1847 году на самой высокой точке Холодногорского плато, у городской черты, размежевывавшей территории города и соседнего уезда, возвели часовню во имя Озерянской иконы Божией Матери. На этом месте икону встречали по прибытии ее в Харьков, и до этого же места чудотворный образ провожало городское духовенство в день ее проводов в Куряж. Отсюда правящие архиереи благословляли чудотворной Озерянской иконой богоспасаемый град Харьков и боголюбивых харьковцев.

Озерянская часовня в 1874 году была перестроена в небольшой храм, однако численность населения Холодной горы росла и возникла необходимость в строительстве новой более вместительной церкви. Храм, закладка которого была совершена в 1892 году, строился на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян. «Харьковские губернские ведомости» 6 июня 1890 года писали, что предполагаемая сумма затрат на возведение нового храма на Холодной горе – 45 тысяч рублей. Церковно-приходское попечительство располагало на то время лишь 15 тысячами рублей. Недостающую сумму средств собирали всем миром. На благое дело жертвовали не только харьковцы, но и жители Москвы и других городов. Стараниями священника Максима Пономарева и попечителей была собрана и израсходована на постройку новой церкви, ее украшение и приобретение утвари значительная сумма – 150 тысяч рублей. Строительство велось девять лет и 23 сентября 1901 года новый храм был освящен преосвященным Иннокентием, епископом Сумским.

Озерянский храм, возведенный по проекту архитектора Владимира Немкина, органично завершал панораму высокого плато Холодной горы. Его стройная сорокаметровая колокольня стала архитектурной доминантой этого района города. Талантливый зодчий, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, профессор Харьковского технологического института В.Х. Немкин, проектируя Озерянский храм, отдал предпочтение русско-византийскому стилю. Храм представляет собой трехнефовую базилику, его внешние стены декорированы элементами готики. Храм имеет форму креста. Постройка выполнена из красного неоштукатуренного кирпича – влияние «кирпичного» стиля. Кирпичный декор создает впечатление сплошного орнаментного ковра.

За более чем 110-летнюю историю нашего храма, усилиями священнослужителей и мирян, нередко вопреки всяким трудностям и нестроениям, он всегда оставался Домом Пречистой Богородицы. Первый настоятель Озерянской церкви отец Максим Пономарев, подвижническими стараниями которого был возведен наш храм, а затем его сын – иерей Василий, иерей Михаил Юшков, протоиерей Андрей Любарский, как и подобает пастырям, духовно окормляли паству, ведя ее ко спасению во Христе.

Живым примером для нескольких поколений прихожан нашего храма было и остается исключительно духовное устроение Пресвятой Девы, Её материнское отношение к воплотившемуся Сыну Божию и богоподобная христоподражательная любовь ко грешному человеческому роду. И Пресвятая Богородица, как Мать, помогала и помогает всем притекающим к Ней с молитвой и покаянием пережить житейские бури и всякие общественные нестроения. Не это ли помогло нашему Озерянскому храму выстоять в годы атеистического произвола, когда безбожники, водимые врагом рода человеческого, учинили гонения на Церковь, разрушали храмы, сжигали иконы, сеяли рознь и вражду среди православного народа, насаждая всяких «обновленцев», раскольников. В тридцатые годы чудотворная икона Озерянской Божией Матери бесследно исчезла…

Но и тогда православные люди не теряли надежды и верили, что «возсия нам, паче лучь солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских, егда губительная язва на страну нашу найде, и многи острием смерти изсече».

В годы Великой Отечественной войны, после пятилетнего вынужденного закрытия и запустения храма, вновь была возжена лампада пред иконой Озерянской Божией Матери (старинный список чудотворной иконы сохранился до наших дней). «Всё для фронта, всё для Победы!» – этой мыслью жили наши соотечественники. В 1943 – 1945 годах под сводами храма звучали патриотические проповеди, в которых воспоминались заступничество Богородицы Озерянской во времена татарских набегов, защитники Отечества, святые Александр Невский и Димитрий Донской. В фонд обороны и в помощь семьям воинов-фронтовиков прихожане Озерянского храма внесли свыше 600 тысяч рублей.

Последнее десятилетие ХХ столетия стало временем настоящего возрождения православной жизни нашего прихода. Настоятелем храма в то время был протоиерей Николай Бараненко. Выпускник Московской духовной академии, высокодуховный и высокообразованный человек, отец Николай на себе познал испытания времен гонений на Церковь, но сохранил в своей душе заповедь любви к ближнему, данную нам Господом. Мне посчастливилось сослужить отцу Николаю за богослужениями и я каждый раз убеждался, насколько глубокими были его знания Священного Писания, литургики, догматики. Чувствовалось, как много значил он для своей паствы. Отец Николай по-отечески наставлял своих духовных чад, окружая каждого вниманием и заботой. Милосердию и щедрости батюшки не было границ. Когда отец Николай узнал об открытии на Харьковщине нового храма в честь Богоматери Озерянской, он передал туда уникальный старинный список с Озерянской иконы, выполненный еще в XIX веке.

Протоиерей Николай Бараненко писал стихи, его духовная поэзия касается самых тонких струн христианской души. Отец Николай вел дневник, многие страницы которого посвящены летописи нашего храма. Кстати, в 1977 году он принял холодногорскую церковь в довольно неухоженном виде и ему довелось приложить немало усилий, чтоб преобразить и украсить её. Им был проведен ремонт кровли, устроен новый иконостас и открыта первая в постсоветской истории Харьковской епархии воскресная школа. Отец Николай был инициатором установления ежегодного празднования 29 июня Обретения Озерянской иконы Божией Матери.

Теперь мы дважды в год – 29 июня и 12 ноября празднуем престольные праздники нашего Озерянского храма. Возродили мы и традицию чтения Акафиста Пресвятей Владычице нашей Богородице, явления ради чудныя Ея иконы Озерянския. Еженедельно, в воскресенье в 15 часов и во вторник, в 8 часов под сводами нашего храма звучит: «Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице…»

Как и прежде Пресвятая Богоматерь с любовью встречает притекающих к Ней, утешает в скорбях, исцеляет болящих, помогает в житейских нуждах. Матерь Божия прощает всё тому, кто искренне прибегает к её милосердию, желая покаяться и исправить свой грешный жизненный путь. Матерь Божия оплакивает наши грехи, но не сочувствует нашему злу.

Наш Озерянский храм стоит на перекрестке дорог и виден издалека. Больно наблюдать, как многие люди проходят мимо храма и не останавливаются на минутку, чтобы поклониться и осенить себя крестным знамением. Не будем ли мы наказаны за такое равнодушие к Храму – месту особенного присутствия Господа и почитания Пресвятой Богородицы?

Чтобы не погубить нам своей души для вечности, все мы должны постоянно прибегать к покаянию. И молитвенно просить Царицу Небесную: «… буди милостива к нам, грешным, и не презри молений наших.» Пусть не только в храмах, но и в жилищах наших теплится огонек лампады у святого образа и звучит искреннее слово благоговения и любви к Господу, Божией Матери и Святой Церкви.

Принесем к святой иконе Озерянской Богоматери – Покровительнице и Заступнице нашего города и всего Слободского края благодарственные молитвы. Чистым сердцем и устами скажем словами Акафиста:

Радуйся, наша всеусердная Благодетельнице,
паству Харьковскую матерински опекающая.

Архимандрит Никодим (Сылко),
настоятель Свято-Озерянского храма
г. Харькова.

Дополнительные исторические материалы:

  • В СПАСОВ СКИТ (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ В 1896 ГОДУ)

Храм, расположенный на одной из самых высоких точек города, уже больше 100 лет является символом почитания харьковчанами главной святыни Слобожанщины — Озерянской иконы Божией Матери.

В середине XIX столетия, в нескольких метрах от современного местоположения церкви, стояла часовня. Здесь во время крестных ходов священнослужители встречали Озерянскую икону по прибытии ее в Харьков из Куряжского монастыря. На этом же месте городское духовенство передавало святыню назад, в Куряж. В 1874 году часовню перестроили в небольшой храм, который использовался для переодевания во время крестного хода. И только в конце 80-х годов ХIX века по воскресеньям и в праздничные дни в храме стали проводить богослужения. Со временем церковь, рассчитанная на 100—150 человек, уже не могла вместить всех прихожан. Тогда церковно-приходское попечительство обратилось к епархиальному архитектору В.Х. Немкину с просьбой создать проект нового храма. Строительство здания велось с 1892 по 1901 год. По своей стилистике Озерянская церковь напоминает ранневизантийские храмы. Сооружение из красного кирпича венчают два купола, а фасады оформлены деталями, заимствованными из древнерусского культового зодчества. Храм с 40-метровой колокольней удачно вписался в панораму высокого плато Холодной Горы и стал играть доминирующую роль в застройке западной части города.

Интерьер церкви украшал трехъярусный керамический иконостас с барочными мотивами. В храме было освящено три престола: центральный — в честь Озерянской иконы, южный — в честь равноапостольного князя Владимира и северный — в честь святителя Амвросия Медиоланского (позднее — в честь Всех святых).

Главные праздники храма: 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери.

29 июня — в честь обретения Озерянской.

После революции 1917 года в жизнь церкви ворвались политические распри. В течение десяти лет, с 1923 по 1933 год, Озерянский храм принадлежал сторонникам обновленческого течения, которые, нарушая каноны православия, пытались приспособиться к условиям нового политического режима. Осенью 1933 года храм вернули канонической православной церкви — он стал резиденцией Высокопреосвященного экзарха Украины митрополита Константина и приобрел статус кафедрального собора Харькова.

В 1938 году епископскую кафедру перенесли в Казанский храм на Лысой горе, а Озерянскую церковь было решено закрыть. К счастью, пустовала она недолго. Уже в 1942 году звон церковных колоколов призвал харьковчан объединиться в противостоянии немецким захватчикам. Прихожане храма собрали значительные средства в помощь оборонной промышленности и семьям солдат. После освобождения Харькова, в 1943—1945 годах, здание церкви отремонтировали и освятили в ней придел в честь Всех святых. С тех пор двери храма на Холодной Горе всегда открыты для верующих. В наши дни, как и много лет назад, люди спешат к Озерянской иконе со своими бедами и радостями, ощущая особую силу и благодать этой святыни.

Как добраться?

Станция метро «Холодная Гора». Маршрутками №№ 254, 302, 282, 11.

Трамваем № 3.

Сегодня Православная церковь чтит память святого равноапостольного великого князя Владимира, и в этот же день мы отмечаем годовщину самого значимого для нас события, связанного с этим святым – Крещения Киевской Руси. Пройдя через многие тяжёлые испытания в своей жизни, через долгое время сомнений, великий князь решается стать христианином, принимает Таинство Крещения сам, крестит своих сыновей и близких людей, ниспровергает языческих идолов, а после крестит и весь народ своего государства. Сейчас сложно судить, что и как происходило тогда, в 988 году и позже, исторические свидетельства иногда противоречивы и не точны, сложна и противоречива личность самого князя Владимира – кающегося грешника. Но несомненно то, что посеянное благодаря Владимиру великому семя Христовой веры проросло на нашей земле и принесло множество прекрасных плодов – святых, великих и малых, и простых верующих, наших предков, которые хранили в своих душах и передавали из поколения в поколение Свет Христов.

По сложившейся традиции праздничное богослужение начинаются со Всенощного бдения вечером накануне праздника. В начале праздничного дня в Свято-Озерянском храме была совершена Божественная Литургия, которую возглавил настоятель храма архимандрит Никодим (Сылко). Ему сослужили клирики храма и приглашенные священнослужители Харьковской епархии.

После Литургии священнослужители, прихожане и гости храма совершили молебен равноапостольному Владимиру с освящением воды, на котором были провозглашены молитвы, обращенные к святому Крестителю Руси. Праздничное богослужение продолжилось торжественным Крестным ходом с окроплением святой водой и чтением Евангелия и завершилось проповедью настоятеля:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Сегодня особенный день для всего нашего народа и вдвойне особый день для нашего храма, потому что его южный придел освящён в честь святого равноапостольного князя Владимира. В Священном Писании сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и … подражайте вере их» (Евр.13:7). Эти слова очень глубоки. Каждая страна имеет своего просветителя, который приносит ее жителям Веру Христову. Бог даровал так, что просветитель наших земель – святой равноапостольный князь Владимир, который был язычником, но просветился Светом Христовым, сам крестился и крестил всю Святую Русь. Владимир был своеобразным, сложным человеком, как и мы с вами. Но после принятия Крещения он изменился, стал совсем другим.

Так складывается в нашей жизни, что каждого из нас тоже кто-то учил, кто-то вел ко Христу. Не бывает такого, чтобы человек родился уже православным христианином. Конечно, в первую очередь ответственность ложится на крестных родителей, которые были нашими восприемниками в Таинстве Крещения. Их святая обязанность – воспитывать нас в Православной вере. К сожалению, большинство – 99,9% – относятся к этому только формально. Ребенка крестят, иногда дарят подарки, и на этом все останавливается. Но все же на нашем жизненном пути встречаются люди, которые нас ведут ко Христу. Прежде всего, это наша первая учительница, которая нас учила читать. Мы почему-то всегда забываем наших учителей. Конечно, это наши родители, отец и мать, которые тоже нас учили. Не всегда это у них получалось из-за суеты, из-за постоянной работы, и большинство родителей уделяли этому очень мало времени. Но когда-то нам встретился человек, который рассказал про Бога, про Церковь и Её Таинства, и мы впервые пришли в храм.

В храме мы должны искать Христа. Большинство из нас ищут чего-то другого, каких-то благ, но это неправильно – мы в храме, чтобы искать Христа. Когда находим Его – все преодолеваем, всего достигаем, но только со Христом. Это очень важно почувствовать и понять: нам нужно искать Христа. Не блага, не здоровье, не благополучие и успехи. Всё это приложится, когда обретем Христа, всё будет меняться к лучшему в нашей жизни. И празднуя сегодня праздник святого равноапостольного князя Владимира мы должны понять, осознать, еще раз оценить свою жизнь: как мы пришли ко Христу? кто нас привел у Нему? как мы усовершенствуемся? чего мы достигли за эти годы, когда находились в храме? Познали ли мы Христа, который всё время стучится в наше сердце словами Священного Писания? Или мы живем только какой-то внешней обрядностью? Это самые важные вопросы, которые должны нам запасть в душу. И в сегодняшний праздник мы призваны ещё и ещё углубится в душу свою, заглянуть в себя глубже и глубже, понять и осознать, что мы крещены, но не просвещены. Нужно просвещаться, трудиться, потому что можно быть верующим и при этом быть лентяем страшным. Леность всё хорошее в нас перечеркивает, всё поглощает. Поэтому необходимо всегда трудиться, и физически и умственно, читать. Не сидеть в компьютерах или телефонах, а стараться глубже понять Священное Писание, прочитывать хотя бы по главе день. Там мы будем находить ответы на все те вопросы, которые у нас возникают, и жизнь будет складываться совсем по-другому.

Потому будем молить сегодня святого равноапостольного князя Владимира, просветившего нашу Русь Святую, чтобы он и нас просветил, наши умы и сердца наши, чтобы нам искать Христа и следовать за Ним. Если мы обрящем Христа – мы будем получать спасение, аминь! Поздравляю всех вас с праздником, желаю Божьего благословения на все ваши добрые дела. Всех, кто носит имя Владимир поздравляю с днем Ангела, желаю Божьего Благословения по молитвам небесного покровителя».

Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера,
славнодержавный Владимире,
на высоте стола седя матере градов,
богоспасаемого Киева,
испытуя же и посылая к Царскому Граду
уведети православную веру,
обрел еси безценный бисер – Христа,
избравшего тя яко втораго Павла,
и оттрясшаго слепоту во святей купели,
душевную вкупе и телесную.
Темже празднуем твое успение,
людие твои суще:
моли спастися душам нашим.
(тропарь святому Владимиру)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *