Икона божией матери цареградская

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как известно, в православной вере присутствует достаточно большое количество святых икон, перед которыми веряне молятся о помощи и об исцелении от многих болезней и т.д. Одной из популярных икон в православной вере является Пряжевская икона Божией Матери. В данной статье мы рассмотрим, что это за икона и в чем она помогает.

История иконы

Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская это одна из самых почитаемых святынь Курской земли. После 1788 года Преображенский собор был обращен в церковь. В монастыре на то время происходили различные чудеса. Не раз были такие случаи, когда на вечер после богослужения в монастыре все свечи гасились, а когда в храм утром заходили веряне находили горящие свечи. Такое явление повторялось до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Икону достал и обрисовал живописец И.Белый.Знак о восстановлении иконы ему был послан свыше. Икона была найдена в 1862 году. На тот момент Иван был очень болен. Но после того как он ее нашел и восстановил произошло чудо. Его болезнь отступила. С тех пор и начали происходить различные чудеса.

Наверное, так было Богу угодно и Божией Матери, чтобы древний монастырь начал снова принимать молебны. Молебны возобновились после того как произошло исцеление купца Купреева. Во сне к нему явился вестник Господний и велел ехать в Белгородский закрытый монастырь и провести там службу. Когда купец утром проснулся он не долго думал, а сразу принял решение поступить так как во сне ему было велено.

После того как произошло исцеление купца с сыновьями люди начали хлопотать, чтобы церковь открыли. Иван Косьма с сыновьями были в числе первых монахов, которые поселились в монастыре после открытия. С тех пор как была открыта обитель популярность иконы возрастала. Чтобы перед ней преклонится и помолится начали съезжаться люди со всего мира.

После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелела от нападений бандитов. Ее унесли в г. Суджу. Но в 90-х годах когда проводилась инвентаризация в Свято-Троицком храме этого города на иконе с надписью «Смоленская» было замечено не совпадение ликов и ризы, которое закрывает изображение. После того как обратились в архив, было установлено, что это икона «Пряжевская». С 1996 года также были возобновлена традиция крестных походов с иконой.

Икона Пряжевской Божьей Матери кому помогает

Как известно в православной вере существует много различных чудотворных икон, которые помогают исцелится от многих заболеваний и недуг. Также перед ликами святых молятся с просьбами. Не исключением является и икона Пряжевской Божьей Матери.

Нужно отметить, что современниками найдено достаточно большое количество записей, в которых описаны чудодейственные силы иконы. Как стало известно с записей люди, молившиеся перед иконой, получали исцеление:

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

  • От болезни ног,
  • От болезней легких,
  • От болезней позвоночника.

Также частыми были случаи, когда женщина исцелялась от бесплодия и принимала радость материнства.

Чудотворная икона Божией Матери в храме украшена ювелирными изделиями. При свете зажженных свечей она обретает невероятное красивое сияние. Украшают ее не просто так. Ювелирные изделия приносят сами верующие в знак благодарности иконе за помощь.

Нужно также сказать, что существует молитва Пряжевской иконе. Но придя в храм, чтобы перед ней поклонится не обязательно читать специальную молитву. Достаточно искренне, от всей души просто попросить у Святой об исцелении или помощи в делах.

Текст молитвы Пряжевской иконе Богородицы следующий:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о чудотворной иконе Богородицы Пряжевская:

А.С. Пушкин. Песнь о Вещем Олеге

Пушкин А.С.

Песнь о вещем Олеге

Это издание открывает серию пособий, в которых представлены материалы преподавателей,
работающих в классической гимназии при ГЛК в течение многих лет .
Текст Пушкина снабжен подробным историко-литературным комментарием и иллюстрациями,
а также сопровождается предисловием для ученика и послесловием для учителя. Эти материалы
подготовлены преподавателем гимназии Александровой Н.В. Книга рекомендована
как методическое пособие на уроках литературы и истории для совместной работы педагогов
и учащихся гимназий и средних школ.

ISBN 5-87245-100-8

ГЛК, 2005
Обложка, 31 стр.
Цена 90 р.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
С дружиной своей, в цареградской броне ,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса, навстречу ему,
Идет вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший свой век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе .

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда ;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ , и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю ,
И холод и сеча ему ничего:
Но примешь ты смерть от коня своего.»

Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой,
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит, и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя .
Прощай, утешайся, да помни меня.
Вы, отроки-други , возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под устцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном,
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана …
Они поминают прошедшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ, промолвил Олег;
Скажите, где конь мой ретивый ?
Здоров ли? Все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном .

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня.»
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора.
С ним Игорь и знатные гости.
И видят, на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль .

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил,
На тризне , уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь !

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые запенясь шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Ныне — старинное слово, как и многие слова, что еще встретятся нам в этом стихотворении; оно значит «теперь, сейчас». И в наше время говорят «отныне» («от сегодняшнего дня») , «нынешний» («который существует сейчас»).

Хозары (теперь говорят «хазары») жили в степях, в нижнем течении реки Волги (посмотри на карту). Здесь, на Волге, стояла столица хазар — город Итиль. У славян были князья, а у хазар — каганы, поэтому и государство их называют Хазарский каганат. Некоторые племена славян сначала платили дань хазарам, но Олег воевал с хазарами и стал сам собирать дань с этих славян.

Нивы — это засеянные хлебом поля; слово «поле» во времена древней Руси означало совсем другое — «степь», «степные пространства», где жили степные народы — хазары и другие.

Дружина — воины, которые всегда были при князе и служили ему; вместе с князем они сражались, вместе жили при его дворе, участвовали в княжеских пирах. Князь должен был снабжать свою дружину всем необходимым — оружием, конями, — кормить дружинников, делиться с ними воинской добычей.

«В цареградской броне». — «Броня» — это воинские доспехи. У Олега броня была «цареградская» — значит, привезена из Царьграда.

По полю ехал… — Олег ехал не по полю, где сеют хлеб, а по степи (смотри примечание к слову «нивы») .

Кудесник — волшебник; это слово родственно словам «чудо», «чудесный». Чтобы понять, что это был за кудесник, нужно посмотреть объяснения к словам «волхвы» и «Перун».

Перун — божество древних славян; они верили в то, что Перун — могучий повелитель грозы и грома. Перуна почитали у старого дуба или на специальных местах — капищах, где горел священный огонь. Такое капище археологи раскопали недалеко от Новгорода.

Завет — от слова «завещать», что значит «обещать». Кудесник знал то, что «завещали». «обещали» на будущее боги, в которых он верил. Он был «вестником» этих заветов, то есть «вещал» о будущем, предсказывал будущее.

Грядущее — будущее, от слова «грядёт» — «будет», «настанет».

Волхвы — служители древних славянских богов. «Кудесник» и был таким волхвом.

«Вижу твой жребий на светлом челе». — «Жребий» — «судьба». Жеребьями славяне называли дощечки, на которых гадали о судьбе. «Чело» — это лоб; само слово «человек» произошло от этого старинного слова. Значит, старец как бы «читал» судьбу на лбу у человека. Мы тоже говорим что-то подобное: «У тебя на лбу написано».

«Твой щит на вратах Цареграда». — Летописи рассказывают о том, как Олег отправился в поход на Царьград. Царьград тогда был столицей империи, то есть очень большого и сильного государства. Его называют «Византийской империей», или просто «Византией», потому что когда-то на месте великого Царьграда стоял небольшой греческий город Византий. Сами греки называли свою столицу «Константинополь», что значит «город Константина», — а Константин был знаменитым императором, который и сделал этот город столицей. Византия была страной христиан; — пройдет несколько десятилетий после Олега, и отсюда на Русь также придет христианская вера, приедут мастера — строители храмов и иконописцы. Но пока что Олег идет на Царьград войной, и в его ладьях — множество воинов. Нелегким был путь вниз по Днепру: путь преграждали пороги — острые камни торчали из воды, грозили кораблям. Но вот подошли ладьи к цареградским берегам. Испугался император, обещал богатый выкуп русскому князю, чтобы увел он свое войско. По преданию, в знак победы Олег прибил свой щит на ворота осажденного города, — потому кудесник и говорит ему: «Твой щит на вратах Цареграда».

Роковой — от слова «рок», что значит «судьба», скорее даже — «страшная, неотвратимая судьба». «Роковой» — значит, предвещающий судьбу.

Пращ — теперь обычно говорят «праща». Праща — это древнее оружие, которым метали камни: камень вкладывался в ремень, который раскручивали и с силой запускали этот камень.

Могущий — могучий.

По бранному полю — по полю битвы. «Бранное» — от слова «брань», то есть «битва», сражение».

Сеча — битва. Во время сражения «секутся» мечами, отсюда слово «сеча».

Чело — смотри примечание 2 на стр….

Позлащенное — позолоченное (наше слово «золото» — старинное «злато»; отсюда «позлатить» вместо «позолотить», «позлащенное» вместо «позолоченное».

Стремя прикрепляется к седлу, чтобы была опора для ноги. В древности стремена делали из железа, бронзы или серебра. Княжеские стремена, конечно, были дороже и богаче украшены.

Отроки-други. — Слово «отрок» значило «мальчик». Здесь «отроки» — самые молодые члены дружины, которые еще не стали настоящими воинами; они служили старшим дружинникам, ухаживали за конями.

Курган. — В древности многие народы насыпали над могилами холмы — курганы. Курганы славян, раскопанные археологами, многое рассказывают о тех временах: здесь находят оружие воинов, украшения женщин, посуду и другие вещи, по которым можно судить и о жизни древних славян, и об их верованиях.

Ретивый — от слова «реть» («состязание») . «Ретивый» конь — значит «резвый», «быстрый».

Почил непробудным он сном — умер.

Ковыль — степная трава с очень длинными гибкими колосьями, покрытыми белёсым пухом. Когда дуют ветры, ковыль колышется — и по степи как будто бегут серебристые волны.

Тризна — пир в честь погибшего воина над его курганом. Во время тризны не только пировали, но и устраивали военные игры. Если воины сидят «на тризне плачевной Олега» — это значит, что они только что похоронили его.

«Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!» — Речь идет о том, что, когда погибал воин, вместе с ним в могилу клали его коня. Слова «ковыль обагришь» означают, что конь прольет кровь на ковыль, и ковыль станет багровым, то есть красным. Секира — древнее оружие, похожее на плоский топор на длинной рукояти.

Ковши круговые. — Был древний обычай пить на пиру из ковшей, передавая их по кругу, что означало единство собравшихся людей.

Князь Игорь и Ольга. — После Олега, как рассказывает летопись, в Киеве княжил Игорь — сын Рюрика. После гибели Игоря правила его жена — Ольга, потому что сын Игоря был еще мал. Летописные предания об Ольге очень драматичны — о том, как она мстила за смерть князя Игоря, о том, как ездила в Царьград. Она прославилась тем , что первой из киевских правителей приняла крещение в христианскую веру, и потому причислена к лику святых.

Цареград

Цареград Это статья о городе до падения Константинополя (1453). Дальнейшую историю см. Стамбул. Константинополь в византийскую эпоху. Подробная карта.

Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис, или ἡ Πόλις — «Город»; лат. Constantinopolis, осм. قسطنطينيه , тур. Konstantinopolis) был столицей Римской империи с 330 по 395, Византийской, или Восточно-Римской империи с 395 по 1204 и с 1261 по 1453 год, Латинской империи с 1204 по 1261 и Османской империи с 1453 по 1922 год. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов» (Vasileuousa Polis). Константинополь являлся и является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.

Среди имён города — Византий (греч. Byzantion), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Цариград» — в южнославянских.

Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.

Основание Нового Рима

Константин Великий приносит Город в дар Христу (мозаика)

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII г. до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.

Церковь святых Апостолов

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении Императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме.

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана

Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город.

Осады и упадок

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонцах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя, в 1054 г., произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Новый дворец во Влахерне

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время, Константинополь играл основополагающее значение во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь снова переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате.

Падение

Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа. Основные статьи: Четвёртый крестовый поход, Падение Константинополя

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвертого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Галерея

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Константинополь

Икона Богородицы Цареградская

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Икона Божией Матери Цареградская

История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.
Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой.Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину — девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Б.М. поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не стоько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим , если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.

Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»». 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

Задачи:

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле

или поле брани – поле битвы.

  • Броня
  • – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

  • Вдохновение –
  • творческий подъём, прилив творческих сил.

  • Вещий
  • – пророческий, предвидящий будущее.

  • Волхвы
  • – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

  • Жрец –
  • служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

  • Летописи
  • – памятники исторической прозы Древней Руси.

  • Отроки
  • – здесь молодые слуги князя.

  • Перун
  • – бог грома и молний у древних славян.

  • Попона
  • – покрывало для лошади.

  • Праща –
  • древнее ручное боевое оружие для метания камней.

  • Секира
  • – боевой топорик с длинной рукоятью.

  • Сеча
  • – сражение.

  • Тризна
  • – похоронный обряд у древних славян.

  • Хозары
  • (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

  • Ход урока
  • Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1, слайд 1)

    I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)

    Ответы на вопросы учителя:

    1. Вспомните, кто такой вещий Олег?
    2. За что его назвали вещим?
    3. Сообщение ученика «Олег и его время»

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    1. Когда появились летописи?
    2. Как называется первая русская летопись?

    II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6)

    Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

    Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8)

    Жанр стихотворения Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    воителю слава – отрада;

    и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

    У брега Днепра лежат благородные кости…

    …смертию кость угрожала

    из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

    «Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

    – в основе лежит исторический факт

    – тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

    – композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

    Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)

    Летопись Баллада
    Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
    Купайте, кормите отборным зерном…
    И князю другого коня подвели…»
    Характер

    Волхва

    –нет –

    «И рече ему кудесник один…»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»
    Характер

    Князя

    –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    3. Определите стихотворный размер.

    Размер стихотворения. Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

    Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой

    4/3 – стопный амфибрахий

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10)

    Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11)

    Тема Исторические реалии:

    Твой щит на вратах Цареграда…
    Древние обычаи и традиции:
    На тризне уже недалёкой…
    Покорный Перуну старик одному…

    История гибели князя Олега
    Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы.
    Главная тема – тема судьбы.
    Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

    5. В чём заключается идея стихотворения?

    Идея и идейно-эмоциональная оценка Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

    Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

    Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

    Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)

    Герои стихотворения Князь по полю едет на верном коне, идёт вдохновенный кудесник, с дружиной своей, отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга. Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

    Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

    7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

    План

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19)

    Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник Эпитеты
    – грядущие годы таятся во мгле… Метафоры
    – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… Сравнения
    –И волны, и суша покорны тебе; Олицетворение
    – с волей небесною Инверсия
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    И холод, и сеча ему ничего.
    Но примешь ты смерть от коня своего
    Градация

    VII. Выводы урока (слайд 20)

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VIII. Домашнее задание (слайд 21)

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Литература:

    1. Азарова Н.М

    . Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.

  • Золотарева И.В., Аникина С.М
  • . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М. Вако, 2004.

  • Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. – М., 1993.
  • Карамзин Н.М
  • . История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

    Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»».

    Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»». 7-й класс

    Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источниками.

    Задачи:

    • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.

    • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,

    • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

    Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

    Словарная работа:

    • Бранное поле или поле брани – поле битвы.

    • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

    • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

    • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

    • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

    • Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

    • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.

    • Отроки – здесь молодые слуги князя.

    • Перун – бог грома и молний у древних славян.

    • Попона – покрывало для лошади.

    • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

    • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

    • Сеча – сражение.

    • Тризна – похоронный обряд у древних славян.

    • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

    • Ход урока

    Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

    I. Актуализация знаний учащихся

    Ответы на вопросы учителя:

    1. Вспомните, кто такой вещий Олег?

    — Давайте вспомним, что мы знаем о князе Олеге? ( доклад уч – ся)

    В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Совершил во главе славянского войска поход в Византию, завоевал Константинополь и водрузил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, им привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин).

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    Слово учителя о значении истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания » Песни о вещем Олеге».

    Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков, был учеником и другом Карамзина, много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин был хорошо знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»?

    Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    воителю слава – отрада;

    и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

    У брега Днепра лежат благородные кости…

    …смертию кость угрожала

    из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

    «Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

    – в основе лежит исторический факт

    – тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

    – композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

    Запись в тетрадях учащихся

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.)

    Характер

    Волхва

    –нет –

    «И рече ему кудесник один…»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»

    Характер

    Князя

    –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

    3. Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения?

    Исторические реалии:

    Твой щит на вратах Цареграда…
    Древние обычаи и традиции:
    На тризне уже недалёкой…
    Покорный Перуну старик одному…

    История гибели князя Олега
    Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы.
    Главная тема – тема судьбы.
    Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

    4. Определение композиции и сюжета произведения.

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части)

    План

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    Анализ первого эпизода Встреча Олега с кудесником

    Остановимся на этом эпизоде. Как здесь назван Олег? (Могучий владыка.)

    Как назван кудесник? (Вдохновенный старец, мудрый.)

    Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.(Князь выше кудесника, так как в его руках власть, но какая? Мирская. Кудесник выше по божьей воле, он все знает, даже то, что князю знать не дано. Олег, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъезжает к нему, называет » любимцем богов «, спрашивает о будущем, но обращается к нему снисходительно: » Не бойся меня».)

    На чьей стороне автор, кому ближе по духу? (Кудеснику. » Волхвы не боятся могучих владык «. Для Пушкина поэзия и пророчество — понятия родственные. По его мнению, поэту дан божественный дар пророчества, вложенный свыше»вещий язык», » жало мудрыя змеи». Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.)

    Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?(Слова кудесника открывают всевластие Олега: ему подчинены и коварные силы природы, и самое смертельное оружие. Внезапность приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему («Олег усмехнулся «). Горькая ирония слышится в самой ситуации, ведь Олег обещал в награду кудеснику коня. Оказалось, что он обещал то, что не в силах сделать.)

    Анализ эпизода » Прощание с конем «.

    Этот эпизод — один из самых драматических в » Песне…». Перечитайте его.

    Почему Олег так любил коня?(» Верный друг, товарищ, слуга «, послушный его воле.)

    Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости? (Вспоминает вместе с » минувшими днями «, » битвами».)

    Анализ эпизода » Смерть Олега «.

    Мы подошли к главным вопросам.

    Случайна ли смерть Олега?

    Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?(Князь наказан за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.)

    Олег назван » вещим «. Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в этот эпитет? (Здесь звучит ирония по отношению к Олегу.)

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Выводы урока

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VII. Домашнее задание

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»

    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *