Икона черниговская

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове)
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове)

В наст. время в Елецком Успенcком мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы)
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы)

В ц. апостолов Петра и Павла с. Репки (Городнянского у. Черниговской губ.) находился один из ранних списков (до 1742; не сохр.) чудотворного образа. Первоначально икона пребывала в Троицкой ц. (1742), выстроенной владельцем села сотником Леонтием Яковлевичем Бакуринским, перестроенной и переосвященной при его потомках в 1840 г. На серебряной ризе иконы имелась надпись: «В церковь репницкую искована коштом Леонтия Бакуринского сотника Ранского року 1742» (Он же. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 6. С. 227).

В Воскресенской ц. в г. Сосница Черниговской губ. был поставлен список (не сохр.), выполненный в 1774 г. по заказу диак. Иакова Бережного. Заказ, очевидно, был связан с памятью об исцелениях в кон. XVII в. от И. Ч. и. жителей Сосницы Агафьи Уласовой и Иоанна Андреевича, что было описано свт. Димитрием Ростовским в «Руне орошенном». Образ был украшен серебряной позолоченной ризой и имел стихотворную надпись.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ)
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ)

В ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в Ульянке в С.-Петербурге находился список (не сохр.), выполненный, как полагали, в Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и подаренный его игум. Лаврентием (Крщановичем) имп. Петру I после Азовского похода (Сахаров. 1851; Монастырский. 1880; Черневский. 1884; Карпинский. 1913). Существовало мнение, что первоначально она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда в 1708 г. вместе с нек-рыми предметами храмовой утвари была перевезена в С.-Петербург во вновь построенную ц. во имя свт. Петра. История храма достоверно прослеживается только с 1722 г. Образ был написан маслом в южнорус. манере (182,24×111,13 см), его композиция соответствовала композиции чудотворной И. Ч. и. в киотной раме. Изображение Богоматери с Младенцем дополняли клейма на верхнем и боковых полях, на нижнем поле были представлены аллегорические сцены, прославляющие имп. Петра I, и 2 пространные надписи-подношения. Икона была украшена серебряной ризой с драгоценными камнями, выполненной на рубеже XVIII и XIX вв.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме)
Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме)

Происхождение и датировка списка (не сохр.) из Воскресенского собора Смольного мон-ря неизвестны. Икона обнаружена в 50-х гг. XIX в. на складе старых церковных вещей мон-ря и поставлена в соборе по распоряжению его настоятеля Н. Ф. Раевского. Возможно, икона первоначально принадлежала одной из монахинь обители и после ее кончины поступила в монастырский храм во имя равноап. Марии Магдалины, после упразднения мон-ря (1835) была передана собору. Встречающееся в лит-ре XIX в. отождествление этого образа с иконой, подаренной имп. Петру I в 1696 г. и переданной имп. Елизаветой Петровной мон-рю, не имеет оснований. Размеры списка иконы меньше размеров оригинала (71,12×49 см), иконографии отличаются друг от друга: на списке отсутствует изображение рамы с дополнительными сюжетами и текстами. Ко времени прославления образ не имел ризы и венцов. Неясны обстоятельства прославления иконы. В популярной лит-ре отражена версия, согласно к-рой икона была найдена 18 июня 1851 г. по описанию некоего гвардейского унтер-офицера, к-рому образ явился во сне. С разрешения С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) обретенный образ был поставлен в соборе у правого столпа, перед ним служили молебны. Вскоре он стал самой чтимой иконой в соборе, был заключен в золоченую раму и украшен серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями. В 1891 г. для иконы соорудили золоченый киот в память чудесного спасения имп. Александра III и его семьи 17 окт. 1888 г. С 1892 г. на праздник Преображения икону носили крестным ходом вокруг местных фабрик. От образа зафиксировано неск. чудес: по молитвам перед иконой избежал пожара извозчичий двор, принадлежавший вдове купца А. Г. Прокофьевой; бывш. сестра милосердия А. А. Коробова исцелилась от болезни глаз; жена крестьянина Тверской губ. О. Арсеньева 21 нояб. 1901 г. излечилась от болезни, к-рой страдала 6 лет (Образцов. 1873; Боровский. 1900; Никифоровский. 1914).

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы — исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления — произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

Ильинский Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (собрание В. Е. Большакова, Москва)
Ильинский Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (собрание В. Е. Большакова, Москва)

В Успенском жен. мон-ре в Перми находился точный список (не сохр.) образа из Гефсиманского скита. Он был написан в ТСЛ в 1874 г. для вновь учрежденной жен. общины в Перми, преобразованной в 1881 г. в монастырь (Серафим (Кузнецов), игум. Пермский Успенский первоклассный жен. общежит. монастырь (в Пермской епархии). Н. Новг., 1913. С. 25). Инициатором передачи иконы был настоятель построенного в 1873 г. Казанского храма (1-й монастырской постройки) свящ. Григорий Остроумов; средства на написание иконы выделены благотворителями обители, купцами братьями Федором и Григорием Каменскими. В 1875 г. икону украсили серебряными позолоченными венцами с камнями. Перед этим местночтимым образом часто служили молебны с водосвятием и акафистом.

В Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме находится, вероятно, список иконы из Гефсиманского скита работы схиигум. Германа (Гомзина), привезенный в обитель рус. паломниками в нач. XX в. Сначала икона была поставлена в алтаре недостроенной трапезной ц. во имя св. Филарета Милостивого, затем перенесена в собор и помещена в киоте справа перед иконостасом. Вскоре икона стала пользоваться особым почитанием: ежедневно утром и вечером сестры обители молятся перед ней. В мон-ре образ получил местное название «Елеонская Скоропослушница». На средства обители выполнены драгоценные венцы к иконе, образ был украшен многочисленными дарами в благодарность за помощь. В сер. 80-х гг. XX в. все драгоценные украшения и привесы к иконе были похищены (Веселкина Т. Семь дней на Елеоне // Рус. инок. 2007. № 57(220) (Электр. ресурс: www.russian-inok.org)).

Редакция начинает серию краеведческих материалов, ранее не опубликованных, которые, думаю, будут интересны как людям старшего поколения, так и молодежи. Этот материал впервые вышел в 1891 году в сборнике «Костромская старина”. Речь в нем идет о селе Мячева Пустыни, написан он священником одного из местных приходов на основании документов и книг, хранящихся в церковных архивах, и народных преданий, собранных из уст стариков, а также из его собственных наблюдений. Читая старый текст еще с редуцированным «Ъ” , поражаешься богатству, красоте языка, разнообразию изобразительно-выразительных средств. Предлагаю и вам, дорогие читатели, насладиться настоящим русским языком и узнать новые интересные факты о всеми нами любимом месте – Мячева Пустыни.

Потаенная хижина

На том месте, где сейчас находится с. Мячева Пустынь, в 16 веке было совершенно необитаемое место. Находясь на правом берегу Волги, оно представляло глубокое, зыбучее, непроходимое болото, с востока окаймленное Волгой, с юга и севера такими же зыбучими болотами, окруженными густым вековым лесом, а с запада- крутой, почти отвесной, покрытой таким же лесом, горой.

Здесь в начале 17 века устроил себе хижину один из потаенных угодников Божиих. Долго никто не посещал его, никто не знал даже о его существовании, так как не пролегала здесь никакая дорога. Случалось, конечно, что, собирая грибы или ягоды, крестьяне приближались к этому месту, но проникать внутрь его не решались, опасаясь загрязнуть в зыбучей пучине. И так сподвижник один беседовал с Богом и природой. Шум вековых елей и сосен возбуждал в нем тихую грусть о небесном отечестве, взгляд на зыбучую пучину напоминал ему о той греховной пучине, от которой удалился он в свое пустынное безмолвие. Во всем он находил для себя урок: и в вековечности, и в шуме леса, и в реве диких животных, и в пении птичек небесных. Долго ли так продолжалась одинокая жизнь его – неизвестно, но люди мало-помалу стали проникать в то уединенное место, где обитал подвижник.

Подвижник открылся людям

Вид жилища, когда люди впервые увидели его, испугал их: они считали его за жилище знающегося с бесами волшебника или подорожного разбойника, и вместе с тем не могли преодолеть своего желания удостовериться собственными глазами, что это за хижина и что это за странный человек на таком опасном месте поселился? Каково же было их удивление, когда они узнали, что этот человек не волшебник и не разбойник, но человек, удалившийся от мира с благой целью- спасти душу свою от соблазнов мира, каково же было удивление их, когда они услышали поучительный тон речи его: «Братья! Не прилепляйтесь к миру! Ибо живем мы на земле, но не для земли, и живем хотя не на небе, но для неба. Я не хотел жить в миру, но Бог открыл меня миру через вас,- да будет Его святая воля! И если бы угодно было Господу больше уединение мое, чем жизнь с миром, то Он не открыл бы меня вам. Но Он открыл. Его воля, чтобы я не скрывался, и я не скроюсь. Вам и вашему спасению и служить я должен. Да будет Его святая воля, благая и всесовершенная!”

Устройство монастыря и храма разрешено, одна проблема – где взять деньги?

И с этой минуты подвижник не стал уже скрываться ни от кого, всех приходящих к нему принимал с любовью и лаской и каждому давал спасительное наставление. С тех пор молва о нем пошла как о человеке святом и прозорливом, и народ толпами шел к нему: кто за советом о спасении души, кто за советом в делах житейских, кто за помощью от святых молитв его, кто из желания услышать какое-либо предсказание старца о своем будущем, кто из простого любопытства. Все новые и новые толпы народа каждый день стали приходить к нему, несмотря на все неудобство пути; любовь и усердие к подвижнику Божию, помогавшему им добрым советом и молитвой, превозмогла это препятствие. Окрестные жители сами поспешили осушить болото, завалив его и лесом, и землею, и каменьями. А некоторые из них так привязались к нему сердечною любовью, что упросили его позволить им остаться жить с ним для совместного служения Богу и для совместных забот о спасении своем и ближних. Число таких подвижников стало быстро увеличиваться и достигло таких значительных размеров, что хижина учителя их, превратившаяся постепенно в общий молитвенный дом, стала уже слишком тесна. Поэтому новособранная братия с благословения учителя своего обратилась к духовному начальству с просьбой о разрешении устроить им деревянный храм и учредить при нем мужской монастырь, а учителя сделать настоятелем, посвятив в сан иеромонаха. Просьба братии была уважена: устройство монастыря и храма разрешено, и основатель иноческого жития на этом месте посвящен в сан иеромонаха с именем Филарет. Мирское имя его, равно как место рождения его и сословие неизвестно, но есть основания думать, что в миру его звали Филиппом.

Приняв на себя начальство над собравшеюся около него братией, Филарет ничем, кроме наблюдения над порядком, не обнаруживал над ними своей власти. Ни одного дела, как бы оно ничтожно ни было, не решал без общего согласия, и сам первый показывал пример для подражания: и в молитве, и в воздержании, и в трудолюбии, и в любви, и в целомудрии. Принятие иеромонашеского сана с правами настоятеля и с обязательством устроить храм и монастырь доставили ему чрезвычайную заботу, ведь на устройство обители и постройку храма нужны были большие деньги, а где их взять? Правда, могли помочь и помогали благотворители, но и этих средств не хватало. Собранных от пожертвований денег едва хватало для постройки часовни. Оставалась одна надежда на помощь Божью. Филарет не унывал, надеялся. В надежде своей он часто взывал к Господу и Царице Небесной, прося их всесильной помощи в начинаемом добром деле. И надежда эта не посрамила его.

Чудесное явление Богородицы

Хижина Филарета была устроена около громадной ивы, которая в весеннее время всегда заливалась водой от разлива Волги. Филарет любил эту иву и часто летом выходил из своей кельи и садился под ее ветвями: слушал шелест листьев ее и пение гнездящихся в ее ветвях птичек, и он невольно уносился в мыслях в беспредельную высь небес, где вечно раздается неумолкаемое ангельское словословие Пресвятой Троице. Смотря же на хрупкость дерева и на борьбу его с ветрами и бурями, он переносил мысль свою на собственную жизнь и думал о том, сколь ничтожен человек, сколь суетно все земное могущество и величие его, и как легко может погибнуть он – намного скорее, чем дерево в бурю. А устремляя взор свой на глубину Волги и на волны ее, он переносился мыслью к жизни загробной, помышляя о клокоте реки огненной, которой не миновать ни одному из нераскаявшихся грешников. Размышляя, старец в то же время молился Господу и Пречистой Его Матери о ниспослании помощи в устроении храма. И вот однажды, сидя под деревом, он находился в таком молитвенном настроении и сквозь ветви деревьев устремил на небеса взор свой, вдруг дивное видение поразило его: между ветвями дерева на одном из сучьев как бы на престоле вся в неописуемом сиянии стоит икона Царицы Небесной. Как живая изображена Владычица, рядом с ней с правой стороны стоит Николай Чудотворец, а перед ней с поднятыми к ней руками стоит на коленях благочестивый пономарь Георгий, немного далее виднеется церковь, на которую Царица Небесная велела ставить крест деревянный, а не железный. Таким образом, на иконе оказывается изображенным одно из дивных явлений Пречистой Владычицы Богородицы, бывших при прославлении святой и чудотворной иконы Тихвинской; почему и вновь явившаяся икона названа Тихвинской.

Царица Небесная указала место постройки храма

Велика была радость и удивление старца Филарета, когда увидел он чудную икону Владычицы. Долго не мог опомниться от великой радости подвижник Божий, уже настал вечер, а он все стоял перед чудным образом с воздетыми к нему руками, и слезы ручьями текли по лицу его. Лицо его преобразилось. Он был как ангел Господень. Между тем братия, не видя возвращения учителя, пришла в недоумение. И вот в поисках его подошли они к той же иве. Вид чудной иконы на дереве, а перед ней в молитвенном созерцании учителя поразил их так, что они, упав на колени, прославили Царицу Вселенной и Матерь Господа Вышняго. Вместе с настоятелем они возвратились в келии свои, славя Бога и Пресвятую Богородицу, одели самые лучшие праздничные одежды и с зажженными свечами в руках при пении хвалебных песен Владычице мира, снова пошли к чудесному образу, намереваясь взять его руками и отнести в жилище настоятеля. Но тут новое чудо поразило их: едва только подняли они руки свои, как икона сама поднялась с места своего, пошла к северу и остановилась невдалеке от братских келий среди неосушенного еще болота. «Видно здесь благоволит Царица Небесная быть устроенным пречистому храму своему”,- сказал настоятель. Но братия недоумевала: как же это возможно, на болоте построить храм, ведь если даже осушить это место, тои тогда не выдержит оно тяжести храма. «Но Царица Небесная, я твердо верю, сама даст нам знамение о месте, на котором благоволит Она быть пречистому храму, – сказал им настоятель. – Однако, чтобы и ваше мнение уважить, я не отказываюсь исполнить и ваше желание. Укажите место, где, по вашему мнению, всего удобнее создать храм сей, там и положим мы основание его”. Смущенная словами учителя своего, братия уже готова была взять назад свое слово, но учитель настоял на своем, так как в этом противоречии братии видел не упорство ее, но доставляемый ему самим Господом повод к прославлению Пречистой Матери Его.

Храм начали строить, но правильно ли выбрала место братия? Об этом читайте в следующем номере.

Подготовила Ирина Алирзаева (материалы предоставлены юрьевецким краеведом Александром Липиным)

Икон Божией Матери не счесть. И каждая была явлена именно в то время, в которое это было необходимо, и именно тем людям, которые больше чем кто-либо нуждались в помощи Царицы Небесной.

Покровительство Богородицы несколько веков назад ощутили и жители Чернигова вместе с насельниками местной обители. Источником этого покровительства стала иконы Божьей Матери Ильинская (Черниговская). Празднование этому святому образу в Православной Церкви совершается сегодня – 29 апреля.

Откуда взялась икона?

Образ появился в Черниговской губернии в 1658 году трудами иконописца Григория Дубенского. Вероятно, мирянин, а в постриге монах Геннадий, писал икону для Троицко-Ильинской обители, потому как в момент явления чуда икона находилась в одном из ее храмов.

Само чудо произошло спустя четыре года после появления образа. В 1662 архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), игумен обители Зосима, братия и жители со всей округи нашли икону «заплаканной». По преданию, святыня проливала слезы в течение восьми дней – с 16 по 24 апреля. Уже тогда верующим было понятно – это грозное предзнаменование, грядет нечто страшное, трагичное.

Что именно случилось?

В тот же – 1662 – год на Чернигов напали татары. Иноплеменники не щадили ничего и никого: они громили и жгли дома, убивали людей. Такую же участь они готовили Троицко-Ильинской обители и ее братии. Однако неведомая сила не позволила им осквернить святое место пролитием крови. Захватчики сбросили со стен святые образы, украли драгоценную утварь, а вот к новонаписанной иконе с богатыми украшениями они так и не смогли подступиться. Икона осталась невредима. Как и насельники, спрятавшиеся в пещере преподобного Антония Печерского.

Какой подарок получила икона?

За чудесное предупреждение, за спасение обители монахи и миряне решили отблагодарить Божию Матерь. Конечно, только оправившись от набега, они не имели средств преподнести своей Защитнице особенно дорогой подарок, но вот на искреннюю благодарность, слезную молитву от сердца, братолюбное жительство они не поскупились.

Лишь к концу XVII века по благословению Владыки Лазаря и на пожертвования гетмана войска запорожского – Ивана Мазепы, наконец, удалось изготовить серебряный оклад и киот. Еще один меценат черниговский полковник Василий Дунин-Борковский преподнес в дар иконе корону с драгоценными камнями. Примерно в тот же период жители Чернигова заказали из Москвы новый красивый оклад.

Как путешествовала икона?

Икона перемещалась сначала по обители, а затем вышла за ее пределы. До появления на ее территории Троицкого собора (1679-1695) образ Богородицы пребывал в Свято-Ильинском храме у пещер. Позже, ближе к концу XVIII века, он – в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом и драгоценными камнями – оказался в Успенском соборе Елецкого монастыря. Правда, потом, в 1794 году, вернулся в Троицко-Ильинскую обитель.

Что происходило с образом дальше – загадка. Известно только то, что после закрытия Ильинского монастыря в 1962 году икона снова покинула его пределы, и «поселилась» у монахини Агнии, а в середине 90-х переместилась в действующий на тот момент Елецкий монастырь.

Где находится оригинал?

Поскольку судьба иконы нам не известна, ответить на этот вопрос трудно. Существует два мнения. Первое – оригинал утерян, а в Елецком Успенском женском монастыре, хранится лишь список древней иконы.

Второе – икона, выдаваемая за копию, и есть подлинник Ильинско-Черниговского образа.

Кстати о списках – они разошлись по многим обителям России и Украины. Один из них особо чтут в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Его называют Черниговско-Гефсиманским образом. Это другая икона, празднование ей совершают 1 сентября.

Чем интересен образ?

На первый взгляд, может показаться, что практически ничем. Образ написан в соответствии с иконографическим типом, который называется Одигитрия (Путеводительница). На нем – Те, Кого мы любим. Божия Матери и Христос.

Маленький Господь сидит на левой руке Богородицы, держа свиток и благословляя молящихся. Сама Богородица рукой указывает на Сына, Ее голова слегка наклонена к Нему.

Что же касается особенностей, то они все-таки есть.

Во-первых, фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез. Такое изображение характерно для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII века.

Во-вторых, можно заметить, что Христос как будто бы протягивает благословляющую руку вперед. Аналогичные или похожие композиционные решения свойственны и другим чудотворным образам Богородицы, которые географически связаны с Белоруссией и Украиной. Проследить эту связь можно, взглянув на иконы Божией Матери: «Борколабовская», «Тригорская», «Поддубецкая», «Гербовецкая».

В-третьих, на головах и Девы Марии, и Господа в некоторых случаях можно обнаружить короны. В общем-то, царский головной убор – не редкость для Богородичных икон, однако для Ильинской-Черниговской иконы это исключение, ставшее правилом. И вот почему. На оригинале венцов нет. Впервые они появились отдельно, поверх самой иконы, на окладе. В иконографии же короны закрепились благодаря автору гравюры 1683 года, выполненной для книги святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное».

Примечательно, что на рубеже XVII-XVIII веков в Москве появился особый извод – он довольно точно повторяет чудотворную икону Троицко-Ильинского монастыря и ее первую серебряную раму.

Верхние и боковые поля рамы содержат аллегорические композиции, где Богородица уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, кипарису.

А вот содержимое нижнего поля отличается от оригинала. Оно намеренно изменено. Если на раме-подлиннике был изображен герб гетмана Мазепы, по бокам от него – военный лагерь, освещенный луной, и город, залитый солнцем, то в московском варианте – российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери. Слева – план военных действий при Азове, справа – панорама Троицко-Ильинской обители.

В чем помогает молитва перед этой иконой?

В православной традиции святых не принято наделять ответственностью за благополучие в той или иной житейской сфере. Господь, Божия Матерь, угодники Божии слышат всех и каждого, отвечают, если это полезно, на любую просьбу. И Ильинская-Черниговская икона Божией Матери – подтверждение этому.

Святитель Димитрий Ростовский в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683) писал, что по молитвам у этого образа случались самые разные чудеса. Преимущественно, это были многочисленные исцеления от недугов. Опять же – самых разных.

Обращаясь к Божией Матери, выздоравливали люди, страдавшие от слепоты, болезней ног, ревматизма, расслабления, беснования, помутнения рассудка, хронических заболеваний, паралича и оспы. Святитель писал, что через эту икону Богородица спасает даже от внезапной смерти.

«Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?», – писал святой, таким образом и подводя итог своему литературному произведению, и указывая на неисчерпаемое милосердие Божией Матери.

Как молиться?

Можно обратиться к Богородице своими словами, а можно словами молитвы, которую принято читать перед Ее иконой, именуемой «Черниговская (Ильинская)»:

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго ра­ба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Влады­чице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и креп­кое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостой­ную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Бо­городице Дево, молений наших не пре­зри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пре­святая Богородице, спаси нас. Аминь.

Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери

14 сентября, в день церковного новолетия, Церковь чтит память Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери.
В этот день праздничное богослужение в соборе в честь Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении братии обители.
Черниговская Гефсиманская икона писана на полотне в XVIII столетии и представляет из себя точный список с Ильинской Черниговской иконы, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.
Черниговская Ильинская икона Божией Матери была пожерт­вована в Гефсиманский скит дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой. Отец ее служил в Архангельске, где из-за сурового климата заболел и скоропостижно скончался на пути в Москву. Александра Григорьевна вместе с матерью и двумя младшими сестрами остановилась близ Хотьковского монастыря. Там мать передала дочерей на попечение знакомой монахини, а сама отправилась в Москву, где сильно заболела и несколько месяцев не могла вернуться к родным. Александра Григорьевна с сестрами в то время проживали в доме священника Иоанна Алексеева, в комнате, где находилась большая писанная на полотне икона Божией Матери Черниговская Ильинская. Не получая вестей от матушки, старшая дочь усердно молилась перед образом Богородицы. Вскоре мать вернулась совершенно здоровая, и дети увидели в этом чудесную помощь, почувствовали еще большее благоговение к иконе, и на следующий же по приезде день был отслужен благодарственный молебен Божией Матери. Когда семья собиралась в Москву, Александра Григорьевна попросила священника сделать копию иконы, на что он ответил, что передаст сам образ, как только Филипповы устроятся на новом месте. В сентябре 1826 года Александра Григорьевна приняла икону, которая тут же была наклеена на новую парусину и отреставрирована.
В 1852 году было решено поместить икону Богоматери на место, где ее достойно чтили бы и хранили. Александра Григорьевна посовето­валась об этом с наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием, по благословению которого образ был перевезен в пещерную церковь Гефсиманского скита.
Вскоре началось и чудесное прославление иконы Богоматери. Первое наиболее замечательное и документально засвидетельствованное чудо от Черниговской Гефсиманской иконы совершилось в 1869 году. С тех пор исцеления даруются страждущим, молящимся не только у самого образа, но и перед его списками.
Первое чудо, которым Господу благоугодно было ознаменовать святую икону, совершилось в день церковного новолетия (1 сентября). В тот день исцеление получила крестьянка из Тульской губернии Фекла Адрианова, восемь лет до этого страдавшая от полной парализации. Врачи не могли помочь ей, и больную, по ее просьбе, начали возить по святым местам. Это принесло небольшое облегчение страданий, но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо исцеления. Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». До той поры поддерживавшие ее крестьянки с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутницами, смогла подойти приложиться к иным святыням в церкви.
Митрополит Московский Иннокентий, прибывший в лавру к празднику преподобного Сергия, услышав о совершившемся в Гефсиманском скиту чудесном исцелении, пожелал видеть исцеленную, лично беседовал с ней и расспрашивал о ее жизни, болезни и чудесном исцелении силой Богородицы. На другой день, 26 сентября, митрополит прибыл в Гефсиманский скит и повелел совершить перед чудотворной иконой Богоматери молебное пение. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами.
Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес.
В 1922 году после закрытия Гефсиманского скита икона была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в благочестивую семью из Подмосковья, но после этого след иконы теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список Черниговской Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы.
Драгоценные украшения и различные привески на иконе, величественный собор, воздвигнутый над пещерами и ныне реставрируемый по усердию верующих, облагодетельствованных чудесной помощью Богоматери, являются самыми красноречивыми свидетелями бесчисленных чудес, совершившихся здесь от Ее дивной иконы. Поэтому в настоящее время всякий богомолец, посещающий Свято-Троицкую Сергиеву лавру, считает своим долгом посетить также и Гефсиманский Черниговский скит, чтобы поклониться находящейся там чудотворной Черниговской иконе Божией Матери.

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским.

При архиепископе Черни-говском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монасты-ря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения; но монахи Ильинского монастыря ничего не знали о близкой опасности. Ночью дошло до них это известие; они поспешили в церковь и, усердно, со слезами помолившись Ей, Небесной Заступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь, взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажженными лучинами и обнаженными мечами. Внезапно, испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство. Святой Димитрий Ростовский, заключая свою книгу «Руно орошенное”, по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?”

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Ильинская)

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Теги: иконы Божией Матери

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *