Икона Дмитрия солунского

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского. Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI — начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на память великомученика Димитрия Солунского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————-

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином. Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор, который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора.

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Вам обязательно стоит прочитать, в чем помогает святой мученик Трифон.

Чудеса великомученика

О серебряном троне

У мощей святого произошло множество чудес, но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.

Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.

Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».

Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия.

Об осаде города

Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.

В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».

Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.

Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство, бросив и свои метательные орудия, и палатки.

О помощи в голоде

Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.

Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.

Чудо о мощах

Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.

Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Имеется множество свидетельств того, что этот святой был особенно почитаем нашими предками, а также и подтверждений исключительной отзывчивости Димитрия, помогающего каждому, кто нуждается в его защите:

  1. Славяне, еще будучи язычниками, не один раз нападали на Фессалоники, однако всякий раз были свидетелями того, как городские стены обходит некий грозный юноша. Такое видение очень пугало неприятеля. Такие предания дошли и до наших прямых прадедов, которые после того, как Русь была крещена, весьма почитали святого Димитрия Солунского. По этой причине в Киеве сыном Ярослава Мудрого сразу же была основана первая на Руси Димитриевская обитель (позже она стала Михайлово-Златоверхим монастырем).
  2. Святой Дмитрий Солунский, икона которого была выполнена в мозаике, долгое время находилась в обители и была предметом особого почитания в народе. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.
  3. В 1194—1197 годах князь Всеволод III, по народному прозвищу Большое Гнездо, который в те годы правил во Владимире, возвел Димитриевский собор, который до настоящего времени представляет собой одно из главных украшений этого города. При этом чудотворная икона святого Димитрия Солунского из того храма на сегодняшний день также располагается в столичной Третьяковской галерее.
  4. Первый сын святого благоверного князя Александра Невского получил свое имя в честь великомученика, а младший сын князя Дмитрия, святой Даниил Московский, в столице в 1280 году воздвиг первый каменный храм в городе также в честь святого Солунского чудотворца. К сожалению, спустя пятьдесят лет при Иване Калите он был разобран, а на его месте выстроили Успенский собор.

Святой, хотя и не был по происхождению русским, тем не менее всегда считался защитником также и нашей Родины, одним из первых покровителей тех, кто участвовал в ратном деле. Князь Дмитрий Донской весьма почитал греческого святого. Накануне Куликовской битвы, в 1380 году, он торжественно перевез из Владимира в Москву центральную святыню Владимирского собора — икону великомученика, которая была написана на доске гроба святого. В память о воинах, в Куликовской битве павших, была для общецерковного поминовения установлена Дмитриевская Родительская суббота.

Впервые такая панихида была проведена в Троице-Сергиевой Лавре 20 октября 1380 года самим святым преподобным Сергием, игуменом Радонежским, там же присутствовал и сам великий князь Дмитрий Донской.

В чем помогает великомученик

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь:

  1. Димитрий помогал воинам в осаде, даже дерзнул ослушаться Всевышнего ради любви к родному городу. Димитрий — заступник людей, в том числе в военное время.
  2. После осады Солуни святой кормил граждан в голодное время. То есть Димитрий помогает в голодное время, в житейских трудностях.
  3. Эпарх Мариан вел неправедный образ жизни, это привело его к тяжелой болезни. Никто из врачей не мог помочь, оставался один способ — магия. Но Мариан отказался от волхования, решив не предавать своей веры. В ту же ночь ему явился великомученик и повелел идти в его храм. Больной послушался и, проведя ночь в храме, исцелился. Дмитрий помогает в болезнях.
  4. Летописец Солуни Иоанн упоминает о серьезной эпидемии, унесшей жизни огромного количества граждан. Болезнь не жалела ни детей, ни взрослых. Жители стали усиленно ​молиться своему небесному попечителю. По истории, все, кто пребывали в храме Дмитрия и возносили молитвы, утром остались в живых, а те, кто были дома, скончались. Дмитрий помогает в эпидемиях тем, кто просит о помощи.
  5. До нас дошли также и свидетельство того, как один воин оказался под властью демонов. Бедняга не мог даже призвать на помощь Высшие силы. Друзья отвели страждущего в храм Дмитрия и закрыли его в помещении на ночь. Уже утром бесноватый был полностью в своем уме. Великомученик Солунский помогает при одержимости и помутнении разума.

Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом — небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.

>Молитва Дмитрию Солунскому

День Дмитрия Солунского: 26 октября/ 8 ноября

Житие Святого Дмитрия Солунского

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили нa арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия – Лупп взял Кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100 тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ … Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым

Акафист Святому Дмитрию Солунскому

Кондак 1

Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти: Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь сил яви тя, досточудне, Ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, звездо, блистающая на тверди церковней. Радуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй.

Радуйся, веры непоколебимый столпе. Радуйся, христиан несокрушимый щите.

Радуйся, Фессалии светлое украшение. Радуйся, Солуня похвало преславная.

Радуйся, апостолов согражданине. Радуйся, мучеников совсельниче. Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй.

Радуйся, о всех нас Богу моляйся. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 2

Видяще себе безчадна, благочестивая родителя твоя прилежно моляста Бога о даровании чада. Прием же Всевышний молитвы ею, и помянув милостыни, яже творяста убогим, дарова им тебе, блаженне. Сего ради с веселием возописта Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный имея, яко отроча богодарованное, возгнушался еси языческия прелести, мудре. Родительское же благочестие возлюбль, добродетельми аки лествицею от силы в силу восходяй, благодать Божию приобрел еси, юже испроси получити и нам, почитающим тя звании сими:

Радуйся, благочестивым родителем молитвенное прозябение. Радуйся, благочестия их наследниче.

Радуйся, рождением своим возвеселивый многих. Радуйся, от утробы матерния благодатию свыше осененный.

Радуйся, благоуханный крине девства и нетления. Радуйся, освященный душею же и телом.

Радуйся, вместилище дарований Божиих. Радуйся, от юности идолослужение презревый.

Радуйся, истинное богопочитание, даже до смерти возлюбивый. Радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу.

Радуйся, яко благодатию Его мног плод сотворил еси. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго сотвори тя, Димитрие, храбра во бранех, врагом страшна, всем людем именита. Темже и злочестивый царь Максимиан вручи тебе град Солунь, повелевая, яко суемудрый, гнати христианы, поющия Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятную по благочестию ревность, яве пред неверными исповедал еси Христа, прехвальне, и тех веровати и покланятися Тому научил еси, и яко вторый Павел был еси солуняном, с нимже вопием ти:

Радуйся, Церкви Христовой драгий бисере. Радуйся, града твоего украшение.

Радуйся, божественную ревность в сердцы своем носивый.

Радуйся, мучителей коварства победивый. Радуйся, идольския прелести обличителю. Радуйся, идольское терние посецаяй.

Радуйся, благочестия учителю. Радуйся, на стези спасения наставителю. Радуйся, врагом видимым и невидимым неприступне.

Радуйся, воине Христов непобедиме. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 4

Бурею одержим помышлений злобных, нечестивый царь смятеся, уведев тя, всечестне, вернаго быти раба Христова, к вере в Того приводяща и идолы низлагающа, солунян же научающа славити Трисвятое имя Божие и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко дышащий на тя, Димитрие, яростию Максимиан грядет в Солунь, молитвою и пощении предуготовил еси себе к мучению, повелевая Луппу, верному ти рабу, вся имения твоя и богатства привременная расточити убогим. Темже восхваляюще тя с любовию зовем:

Радуйся, прещения мучителева не убоявыйся. Радуйся, да Христа приобрящеши, вся расточивый.

Радуйся, суетную славу мира сего во уметы вменивый. Радуйся, небесную славу у Христа Бога нашего получивый.

Радуйся, яко состраждеши всем требующим от тебе помощи.

Радуйся, сущим в нуждах скорый заступниче. Радуйся, нищих обогатителю. Радуйся, сирых предстателю.

Радуйся, убогим помощниче. Радуйся, алчущим питателю. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподоблься, Димитрие, дерзновенно Солнце Правды проповедал еси тьмою одержимому царю. В темнице же им заключенный, славословил еси в ней, яко в чертозе светле, Христа Бога нашего, с веселием поя Тому: Аллилуиа.

Икос 5

Видя добра ненавистник диавол течение, достоблаженне, скончатися имущее, завистию снедаемь, устремися на тя во образе скорпии. Ты же, поправ того, узрел еси во светлости велицей Ангела Господня, укрепляюща тя и венец райский тебе подающа, приими убо и от нас земных малый венец похвалы сицевыя:

Радуйся, трубо, неверным Христа Бога возвестившая.

Радуйся, свиреле, услаждающая слышание верным. Радуйся, яко мужеством твоим небожители возвеселил еси.

Радуйся, в темнице мрачней святым Ангелом утешенный. Радуйся, пресветлый на небесех чертог, яко мученик, унаследовавый.

Радуйся, во плоти безплотныя враги победивый. Радуйся, козни их, аки паучину разоривый.

Радуйся, светлый венец победы приемый. Радуйся, венцем от Царя славы венчанный. Радуйся, сугубыя благодати от Него сподобивыйся.

Радуйся, велие дерзновение к Нему стяжавый. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедник злочестия Максимиан радовашеся, яко прекрепкий борец его Лий убиваше христианы. Блаженный же Нестор не терпя того безчеловечия, у тебе, мучениче, благословение испроси, и шед низверже того на копия, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый в Солуне просвещение истины, святе, предпослал еси ко Господу Нестора, чрез посечение от нечестивых. Таже и сам, повелением царевым, копиями избоден был еси за Христа, пред Нимже помяни и нас, поминающих страдания твоя и вопиющих ти:

Радуйся, на Лиево низложение Нестора молитвами твоими укрепивый. Радуйся, яко по умерщвлении Лия, смерть мученическую купно с Нестором приял еси.

Радуйся, яко за Прободеннаго на кресте нас ради копиями избоден был еси.

Радуйся, со славою на небеса по смерти от Ангел провожденный. Радуйся, в немерцающем свете душею пребываяй.

Радуйся, с мученики и со всеми святыми ликовствуяй. Радуйся, покрове песнословящих тя.

Радуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 7

Хотя блаженный Лупп благословение от тебе, страстотерпче Христов, получити, взя по кончине твоей перстень твой и ризу, кровию твоею омоченную, и многа чудеса и исцеления теми сотворив, усечен бысть во главу, да поет купно с тобою и Нестором в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице:

Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый. Радуйся, нрав Ангельский от младенчества стяжавый. Радуйся, сосуде благодати.

Радуйся, храме непорочности и чистоты. Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом. Радуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати.

Радуйся, благовонное миро от тех источаяй. Радуйся, освящение и цельбы теми подаваяй. Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши. Радуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши.

Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый. Радуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся во своя си храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспеваше: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горя любовию и усердием к тебе, Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы дивяшеся, тебе вопием:

Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче. Радуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове. Радуйся, здравия подателю. Радуйся, недугов врачевателю.

Радуйся, токи крови уставляяй. Радуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый. Радуйся, одеждею твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй.

Радуйся, имевшему ю Леонтию немокренный на реце путь показавый. Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя.

Радуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое. Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися.

Радуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа и иных бед избавитися. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением Ангельским, повелевшу ти оставити град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужасного видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя не возмогут разумети, како плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему их князю швением уготовавшия, внезапу восхищени быша тобою и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся. Благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти:

Радуйся, за истину на земли даже до крови пострадавый. Радуйся, на небеси со дерзновением Престолу Божию предстояй.

Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй. Радуйся, от бед призывающия тя свобождаяй.

Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши. Радуйся, яко Господь молитвам твоим благоутробно внемлет. Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю.

Радуйся, знамений неоскудеваемый источниче. Радуйся, плененных свободителю. Радуйся, варварския дерзости укротителю. Радуйся, печальным утешение посылаяй.

Радуйся, скорбящим радость подаваяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже, тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе: Радуйся, милосердия великий любителю. Радуйся, о бедствующих сострадательный попечителю.

Радуйся, от глада верныя спасаяй. Радуйся, от нашествия языков тех изымаяй. Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия.

Радуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый. Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый.

Радуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий. Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй.

Радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй. Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй.

Радуйся, христолюбивым воином во бранех помогаяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, прехвальне, пред сиянием славы твоея и величием чудес. Егда бо Иустиниан царь возжеле имети в Софийстем храме часть мощей твоих, огнь изыде от гроба твоего на посланныя от него, возбраняюще прикасатися раце твоей. Темже удивлении со страхом возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную звезду, сущим во тьме неразумия, зрим тя, святе. Служащу бо у гроба твоего Онисифору, тьмою святотатства одержиму, двукратным явлением твоим возбранил еси ему похищати свещи, возжигаемыя верными у мощей твоих. Сего ради со благоговением зовем ти:

Радуйся, прежде мученическия кончины свято поживый. Радуйся, по кончине чудесы прославивыйся. Радуйся, яко жив во граде мощми твоими почиваеши.

Радуйся, яко присноживый чудеса теми содеваеши. Радуйся, яко правду милостию растворяеши.

Радуйся, яко огнем ревности по славе Божией гориши. Радуйся, святыя мощи твоя неприкосновенны имеяй.

Радуйся, касатися им дерзающия, яко молния опаляяй. Радуйся, согрешающих вразумителю.

Радуйся, святотатцев наказателю. Радуйся, освящение подаваяй благоговеющим к тебе усердно.

Радуйся, миром облагоухаяй чтущих тя верно.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать приял еси, Димитрие, целити всяк недуг и всяку язю в людех. Подаждь убо и нашим душам и телесем исцеление, да Богу, даровавшему нам тебе помощника и врачевателя, благодарственне воспоим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, ублажаем тя, досточудне, пред нечестивыми Христа Бога дерзновенно исповедавша, прославляем мученическую кончину твою, почитаем память твою, и сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, стопам Христа Спасителя всех ревностный последователю.

Радуйся, страстем его мужественный подражателю.

Радуйся, с небесными силами прославляяй Бога.

Радуйся, с Царицею небесе и земли моляйся о мире.

Радуйся, многоцелебнаго мира сподобляяй верных.

Радуйся, разслабленныя телом и духом исцеляяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 13

О святый великомучениче и верный угодниче Христов, Димитрие мироточиве, малое сие песнословие от нас приемше, моли Христа Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня Православной веры, да умножается в житии нашем елей благих дел, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся вкупе с тобою воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *