Икона донской богоматери

Донская икона в Донском монастыре. О чем молятся перед чудотворным образом?

Каждый год, к престольному празднику, который отмечается 1 сентября, в Донской монастырь из Третьяковской галереи приносится чудотворная Донская икона Божией Матери. О традиции принесения чудотворного образа рассказал иеромонах Фома (Демчук), эконом Донской обители.

— Расскажите, пожалуйста, как появилась традиция принесения Донской иконы Божией Матери в Донской монастырь.

— Традиция зародилась еще в XVI веке, когда в 1591 году на Москву с юга двинулись крымские татары, в это же время на северные границы нашего Отечества, на Великий Новгород, напали шведы. Все силы были брошены на защиту северных границ, а Москва, по сути, осталась незащищенной. Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, повелевает в срочном порядке собирать войско. Люди же, москвичи, понимая, что эта спешность не даст желаемого результата, с особой надеждой на милость Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы стали с усердием возносить горячие молитвы, прося защиты от нежданного врага. Патриарх Иов благословляет вынести из Благовещенского собора Кремля чудотворный образ Донской иконы Божией Матери, с которым вдоль стен Москвы совершается крестный ход. А позже икону приносят на место, где сейчас находится Донской монастырь, ранее это была окраина Москвы, просторное место, где проводились различные ярмарки и увеселительные мероприятия. К моменту объявления срочной мобилизации на этом месте уже был устроен гуляй-город русских войск — полевое мобильное укрепление, состоявшее из укрепленных щитами обозов.

Икона была поставлена в походную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Перед святым образом царь Феодор Иоаннович с усердием молится всю ночь, моля Пресвятую Богородицу защитить Москву. В сонном видении Царица Небесная является государю и обещает Свою защиту и помощь, а ранним утром следующего дня Феодору Иоанновичу доложили, что крымские татары, испугавшись неведомой силы, обратились в бегство, бросив раненых и все награбленное. В этом Феодор Иоаннович узрел особую поддержку Царицы Небесной и в благодарность повелел построить храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а чуть позже, в 1593 году, устраивается монастырь в честь Донской иконы Божией Матери. И в это время закладывается традиция один раз в году торжественным крестным ходом из Кремля в Донской монастырь приносить Донской образ Богоматери.

В советское время эта традиция была упразднена, икона была конфискована, передана на баланс государства в Третьяковскую галерею. Но в 1994 году при тогдашнем наместнике монастыря архимандрите Агафодоре зарождается новая традиция принесения чудотворной Донской иконы, но уже из Третьяковской галереи. Между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией был заключен бессрочный договор, согласно которому Третьяковская галерея обязуется ежегодно выдавать монастырю Донскую икону Божией Матери для всеобщего поклонения.

— Как происходит перенесение чудотворной иконы?

— Задолго до 1 сентября мы начинаем подготовку, пишем официальные письма на имя Министра культуры, на имя руководства Третьяковской галереи, все это рассматривается. И 31 августа, накануне престольного праздника нашего монастыря, чудотворную икону торжественно приносят в стены обители.

Здесь создан специальный киот-капсула из бронированного стекла, соблюдены все условия, которые создает для иконы сама галерея. В этом бронированном киоте икона находится на протяжение всего времени пребывания в монастыре под постоянным присмотром сотрудника Третьяковской галереи. Слава Богу, за все это время не было никаких инцидентов.

Перед тем, как перенести икону в монастырь, собирается ревизионная комиссия, оценивается состояние иконы, составляется акт ее приема и передачи. И по возвращении из монастыря в галерею той же комиссией вновь проводится акт осмотра образа.

— Вы сказали, что здесь в монастыре для иконы созданы идеальные условия хранения, идентичные условиям Третьяковской галереи. Почему же нельзя оставить икону в монастыре на постоянное пребывание?

— Это наша мечта. Мы непрестанно молимся об этом. Пусть она принадлежит государству, никто ее не просит передать в собственность, но наша мечта, чтобы икона находилась там, где ей положено быть. Тем более, издревле и по наше время икона Божией Матери «Донская» почитается как покровительница нашего Отечества. И в наше время это было бы очень серьезным шагом, великим делом милосердия — отдать Донскую икону Пресвятой Богородицы на постоянное пребывание в монастырь, где была бы возможность регулярно служить перед ней богослужения, где в любое время люди могли бы ей поклониться, помолиться, возложить свои надежды, скорби, радости на Пресвятую Богородицу. А мы готовы и обязуемся создать все условия для достойного хранения этого образа. К тому же, в этом году исполняется 425 лет со дня основания того первого храма, на месте которого и был основан монастырь, соответственно и 425 лет со дня освобождения Москвы от татар. И, конечно, в такой знаменательный год было бы уместно пойти на такой шаг — передать икону монастырю.

— В иные дни года в Третьяковской галерее не совершается никаких богослужений перед иконой?

— К сожалению, нет. Она находится в так называемом четвертом зале. По рассказам сотрудников музея он является самым посещаемым залом в галерее. Люди приходят помолиться перед иконой. Но там они за это платят деньги, ведь вход в галерею платный.

— А кто в Третьяковской галерее отвечает за икону?

— Главным хранителем музейных предметов галереи является Т.С. Городкова, на нее ежегодно возлагается ответственность за организацию выдачи и приемки иконы. Также, среди ответственных за исполнение договора назначена заведующая Отделом древнерусского искуства ГТГ Н.Н. Шередега.

— Вы можете рассказать, что входит в обязанности смотрителя иконы? И вообще, каким должен быть этот человек?

— В обязанности смотрителя входит постоянное наблюдение за иконой, во время пребывания в монастыре, отслеживаются малейшие изменения ее внешнего вида, ее состояние, климат-контроль и многое другое.

Конечно, сотрудники музея радеют о ней, заботятся о ее сохранности, состоянии и т.д., но, прежде всего, относятся не как к величайшей святыне, а как к памятнику древнерусского искусства. Они не понимают самого главного: иконе не место в музее, ей место в храме. Мы знаем много случаев, когда старинные иконы, потемневшие от времени, потрескавшиеся обновляются по возносимым перед ними молитвам. Музейные сотрудники, к великому сожалению, об этом не задумываются. Они ссылаются, а некоторые и упорно настаивают на том, что икона должна постоянно храниться в определенных условиях, которые имеются только в музее. В связи с этим есть немало противников принесения иконы в монастырь даже на эти несколько дней. Светские люди, ученые не оставляют места для Бога, для той Божественной силы, которая все выравнивает.

— Много людей приходит поклониться иконе в эти несколько дней?

— Нескончаемый поток. Точной цифры назвать не могу, но людей очень много. Первые сутки пребывания иконы в монастыре Большой собор не закрывается, доступ к иконе открыт всю ночь. Многие люди приезжают поклониться иконе несколько раз. Между Литургией и всенощным бдением непрестанно будут служиться акафисты и молебны. Чтобы как можно больше людей могло помолиться перед чудотворным образом, первая праздничная Литургия служится в 00.00 в ночь с 31 августа на 1 сентября, затем в 5.40 и в 9.30 1-го числа.

— За те 20 лет, в течение которых Донская икона приносится в монастырь, есть ли засвидетельствованные случаи исцелений?

— Дело в том, что мы не занимаемся фиксацией таких случаев. Но сам факт того, что зал, в котором хранится икона, является самым посещаемым, говорит о многом. Очевидно, люди приходят не просто насладиться эстетикой старины, а приходят к образу Пресвятой Богородицы за помощью. А сегодня, когда икону привозили в монастырь, люди встречали ее со слезами — это неспроста.

— Что бы Вы могли посоветовать желающим поклониться иконе?

— Прежде всего, хочу заострить внимание на технических моментах. Сроки пребывания иконы в монастыре сжатые, а желающих приложиться очень и очень много. Поэтому следует заранее креститься и совершать поклоны. Во-вторых, приходя в монастырь, надо понимать, что это обитель, здесь живут монашествующие насельники, нужно себя вести соответственно, с благоговением, с трепетом, без суеты, без толкания, без нервотрепок, а с великим благоговением приступать к святыне. И, конечно же, молясь Пресвятой Богородице, особенно сейчас, в неспокойное время, не будем забывать и о нашей стране, ведь чудотворный образ Донской Богоматери издревле почитается как хранитель земель русских. Нужно молиться Приснодеве о защите Руси Святой, народа православного. Просить о помощи в непростой период. Всем нам сейчас нужно помнить об этом. Вот с такими словами хотелось бы обратиться к тем, кто планирует приехать на поклонение к чудотворному образу.

Беседовала Елена Варова

<strong>МОСКВА, 1 сен — РИА Новости.</strong> У православных 1 сентября праздник Донской иконы Богоматери, считающейся одним из первых чудотворных образов, созданных на Руси. Однако ученые спорят о том, где именно и кто ее написал. О загадке особо почитаемой святыни — в материале РИА Новости.Казаки, которых не былоЕжегодно в первые три дня сентября на поклонение верующим выставляется чудотворная Донская икона — ее специально привозят из Третьяковской галереи. Для православной Москвы это большое событие.»Я всегда молюсь, чтобы ничего не случилось и икону благополучно доставили. Это же такая радость — видеть ее в родном монастыре!» — признается прихожанка обители Галина Иванова.Вместе с сотнями других верующих она участвует в молебне перед образом, а потом стоит в очереди, чтобы к нему приложиться. Сама святыня в специальной капсуле. Это сделано для того, чтобы не попала влага и не было губительного для краски воздействия солнечного света. Икона ведь древняя.Про Донской образ, в отличие от большинства других, таких же известных, церковное предание заявляет четко: его написали на Руси. То есть икона не была чудесным образом явлена, как Богоматерь Казанская, и не принесена из Византии, как, например, Тихвинская. По сути, это первая широко почитаемая русская икона.Вот только когда она появилась? В этом вопросе очень много белых пятен.Самая распространенная версия родилась благодаря найденной исследователями записи во вкладной книге Донского монастыря. По ней, икону подарили князю Дмитрию донские казаки из Сиротина городка (ныне Волгоградская область).»Донския казаки, уведав о пришествии благоверного великого князя Дмитрия Ивановича в междуречье Дона и Непрядвы (перед Куликовским сражением. — Прим. ред.), вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному великому князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща», — гласит приведенное в книге предание.Сама запись датируется 1692 годом. А вот когда появилась легенда — неизвестно. Скорее всего, не ранее XVII века. Все потому, что казачества в эпоху Дмитрия Донского не было. Тогда слово «казак» имело другое значение — батрак.»В XIV-XV веках никакого Войска Донского не существовало, а казаками назывались нерегулярные татарские отряды, поступающие на службу к великому князю», — отмечает в монографии, посвященной Донской иконе, историк Левон Нерсесян.А изложенное выше предание могло сложиться, по его мнению, при Иване IV, когда значение Куликовской битвы закрепляется в русской истории и культуре. Тогда же, в середине XVI века, у князя Дмитрия Ивановича появляется прозвище — Донской.После смерти Грозного Москва чудом спаслась от крымских татар. И верующие связали это с заступничеством Богоматери — ведь весь город молился перед Донским образом. В честь этого события и основали одноименный монастырь.В память о мужеЕсть и другая версия о происхождении Донской иконы. О ней известно прежде всего из сказаний о Куликовской битве, написанных примерно в середине XV века. Согласно им, икона хранилась в Успенском соборе Коломны. Создали ее, по всей видимости, здешние иконописцы.Святыню местные жители вручили Дмитрию Донскому, который собирал войска с русских земель именно в Коломне. А после победы на Куликовом поле князь повелел перенести ее в Москву.Однако последние исследования российских искусствоведов показали: и эта гипотеза не соответствует действительности. Летом 1380 года Успенский собор в Коломне рухнул, князь не мог там молиться. Восстановили храм лишь в 1392-м. Возможно, тогда и появилась икона.По мнению Левона Нерсесяна, образ могли написать по заказу княгини Евдокии — супруги Донского. Она овдовела в 1389 году, Успенский храм в Коломне был ей особенно близок. Вполне вероятно, что икону она посвятила памяти мужа.Образ обрел известность сразу, хотя Донским его прозвали лишь в XVI веке. Это обстоятельство навело ученых на мысль о том, что икону создал один из величайших мастеров того времени.Москва или Коломна?В одной из летописей сохранилось упоминание о том, что Успенский собор в Коломне расписывал знаменитый Феофан Грек. Он переехал на Русь в 1370 году из крымской Кафы (современная Феодосия) и сначала творил в Новгороде — его фрески до сих пор можно увидеть в Преображенской церкви.Сама Донская икона, как отмечают искусствоведы, создана как раз в греческом стиле. Она относится к довольно распространенному в Византии той эпохи типу «Еле<em>у</em>са» («Умиление»): младенец Христос сидит на руках у Богоматери и прижимается щекой к ее щеке. При этом взгляд Девы Марии полон печали — она знает, что Божественного Сына ждет страшная смерть на кресте.По сути, Феофан Грек популяризовал этот образ на Руси. Вот только далеко не все исследователи согласны, что он написал Донскую икону именно в Коломне. Все дело в том, что после Новгорода о его жизни мало что известно — есть лишь обрывочные сведения о работе в Москве. Поэтому вполне возможно, что летописец, повествуя о возведении собора в Коломне, имел в виду кого-нибудь из его учеников.»Эта икона всегда была связана с Москвой и, вероятно, написана здесь. Время ее создания (1390-е годы. — Прим. ред.) вполне совпадает с известными нам сведениями о жизни Феофана Грека», — говорит настоятель храма при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.»Неизвестный мастер»Версия о том, что автор Донской иконы — Феофан Грек, остается главной уже долгое время. Однако в последние годы все больше специалистов сомневаются в ней. Например, сотрудники Третьяковки с помощью специального рентгена обнаружили, что краски замешивали особым образом, который не характерен ни для византийской школы и Феофана Грека, ни для русской школы под руководством Андрея Рублева.Кроме того, на оборотной стороне Донского образа написана икона Успения Богоматери. И по технике она сильно отличается. Как отмечают искусствоведы, автор обоих ликов искусно совместил русский и греческий стили.»Донская икона поистине шедевральна для своего времени. Но вот в чем проблема: с одной стороны, у нас есть замечательные произведения искусства. С другой — лишь несколько имен лучших мастеров. Поэтому образ, так как он выполнен преимущественно в греческом стиле, приписали Феофану Греку. То же самое и с ликами, имеющими русские черты, — их автоматически относят к творениям Андрея Рублева», — объясняет начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева Жанна Белик.Но с развитием науки в последние годы все изменилось: немало икон относят к Феофану Греку или Рублеву ошибочно. А все потому, что в XIV-XV веках существовало множество мастерских, которые принадлежали признанным мастерам того времени.»Потребность в иконах тогда была очень большой. И над образом мог работать не один человек. Поэтому вряд ли автор Донской Богоматери — Феофан Грек. На Руси в то время жило много его соотечественников. На закате Византийского государства многие мастера перебирались на Русь просто потому, что там спокойнее и можно заниматься творчеством. Обычная ситуация», — говорит искусствовед.Специалисты приходят к выводу: икону написали в конце XIV века в Москве, которая после победы на Куликовом поле была на подъеме. Создал ее, видимо, неизвестный греческий художник или его русский ученик. Сейчас ученые лишь начали пересматривать традиционные взгляды на ту эпоху. Вполне возможно, что они откроют имя еще одного выдающегося мастера древнерусской иконописи, который на равных конкурировал с Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери, чудотворный образ XIV в.

Празднование 19 августа.

Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Государственный исторический музей; с 1930 г. хранится в Государственной Третьяковской галерее (инв. 14244).

Икона 2-сторонняя (размер 8668 см): на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для святых мощей, закрытое воском после реставрации.

Иконография

Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.

Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .

Происхождение

До 1980-х гг. Донскую икону атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисисного чина Благовещенского собора , который также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». В. И. Антонова выдвинула гипотезу о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны и датировала ее годом их создания (1392), а перенесение Донской иконы из Коломны в Москву – 1591 г. По мнению И. А. Кочеткова, Донская икона является копией, выполненной Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 90-х гг. XIV в., с некой несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны .

В 1980-х гг. атрибуция Донской иконы и Деисуса Благовещенского собора Феофану Греку была подвергнута сомнению из-за данных исторических источников о том, что после опустошительного пожара 1547 г. в Благовещенский собор привезены древние иконы из др. городов , а Донская икона появилась в нем между 1552 и 1563 гг. . Однако особенности иконографии и стилистики, высокое художественное качество Донской иконы по-прежнему позволяют датировать памятник 80–90-ми гг. XIV в. и связывать его с благовещенским Деисисом, автора которого отождествляют с Феофаном Греком или с неким мастером его круга . Вероятно, икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии – супруги великого князя Димитрия Донского (около 1353–1407) – на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г. .

Почитание

Почитание Донской иконы сложилось вскоре после создания, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако ее первоначальное название неизвестно. 1-е упоминание об этой иконе встречается в летописях сер.– 2-й пол. XVI в. В царствование Иоанна IV великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским , так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне (1379–1382) , и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» . Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус государственной святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Донская икона также была заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн Грозный взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону Пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения Пречистые на Коломне» . В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея . В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской в честь иконы Божией Матери московский моастырь. Для него сделали список чудотворной иконы – «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» .

В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Донской иконой в Донской монастырь , а в 1649–1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе. Во время больших крестных ходов Донскую икону выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677–1678) и Крымские походы князя В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы усилилось. В 1692 г. архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к вкладной книге монастыря «Слово известное всем благочестивым христианам» , в котором, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» , подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь православному воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» , созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ Пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577–1578 гг. . Об этом же сообщает предание, записанное Н. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма , и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» .

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII – нач. XVIII в. было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе, самые известные из которых – «Поучение» святителя Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. ; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» . Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского.

Списки

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы :

  • Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым .
  • Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. .
  • Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580).

В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:

  • сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
  • икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ;
  • икона в Стародубе;
  • образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
  • икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .

Драгоценный убор Донской иконы

Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает несколько листов . Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV–XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии – святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» .

Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц.

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах – «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам», – образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

На рубеже XVII–XVIII вв. Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней, в т. ч. редкий лал , а также крупный жемчуг. Обновленная икона была вставлена в раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц (ныне в Благовещенском соборе на изначальном месте). Убор Донской иконы не сохранился: в 1812 г. гвардейцы Наполеона разграбили драгоценные камни, а после революции 1917 г. от оклада сохранилось лишь несколько предметов, среди них – наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в. .

Источники

Литература

Использованные материалы

  • Л. А. Щенникова «Донская икона Божией Матери» (по материалам XV т. «Православной энциклопедии»)

Гусева. 1991. С. 420–421; eadem. 1996. P. 103–108; она же. 2005. С. 277–278. Примеч. 50–53

Грабарь. 1922. С. 3–20. Переизд.: 1966. С. 93, 95

Антонова. 1958. С. 10–22

Кочетков. 1984. С. 36–45

Щенникова. 2004

Щенникова. 1984. С. 321–338

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141–145; Царский храм. 2003. С. 80–83

Щенникова. 2007. С. 219–223

Хорошкевич. 1980. С. 101–102

ПКМГ. 1872. Ч. 1. С. 293–294, 300–301

ПСРЛ. Т. 29. С. 85

ПСРЛ. Т. 13. С. 347

ПСРЛ. Т. 14. С. 12

ПСРЛ. С. 15

Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8–12

ГИМ. ОР. Дон. 18

ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15

БАН ОР. 12.2.23. Л. 80–82 об.; ркп. 2-й пол. XVII в.

ПКМГ. Ч. 1. С. 59

Иванчин-Писарев. 1843. С. 142

РГБ. Тихонр. № 207. Л. 159–177, XVIII в.

РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5

Памятник, овеянный славой Куликовской битвы / Текст Н. Б. Салько. Л., 1978. Илл. VI–X; Гусева. 1984. С. 46–50

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151

ГТГ; Byzantium: Faith and Power. 1261–1557 / Ed.: H. C. Evans. N.-Y., 2004. Cat. 88. P. 166

ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. № 913. С. 413

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904. С. 284

Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4–5

Стерлигова. 2003. С. 66–68; она же. 2006. С. 163–164

Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11–16 об.

Царский храм. 2003. Кат. № 2. С. 84

Донская икона Божией Матери

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин.

Донская икона Божией Матери

В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.

После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

В память победы икона стала называться «Донская».Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.

Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него, так как на задней стороне этого образа было написано Благовещение Богоматери.

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены».

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.

До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную.

С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.

Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — православная святыня, одна из немногих чудотворных икон, сохранившихся в оригинале, выдающееся произведение древнерусской живописи XIV века.

Ико­на дву­сто­рон­няя: на ли­це­вой сто­ро­не — об­раз Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, си­дя­щим на её пра­вой ру­ке, на обо­ро­те — Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри; хра­нит­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи. Дон­ская ико­на при­над­ле­жит к од­но­му из ва­ри­ан­тов ико­но­гра­фического ти­па «Уми­ле­ние», близ­ко­му к Вла­ди­мир­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри.

От­ли­чи­тель­ная ико­но­гра­фическая осо­бен­ность Дон­ской ико­ны — со­гну­тые в ко­ле­нях об­на­жён­ные нож­ки Мла­ден­ца, по­став­лен­ные на за­пя­стье ру­ки Бо­го­ма­те­ри. Ико­на бы­ла соз­да­на для Ус­пен­ско­го со­бо­ра города Ко­лом­на в 1380-1390-е годы. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют её с твор­че­ст­вом мас­те­ра, на­пи­сав­ше­го ико­ны де­исус­но­го чи­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­ро­го ото­жде­ст­в­ля­ют с Фео­фа­ном Гре­ком.

Бла­го­да­ря вы­со­ким ху­дожественным дос­то­ин­ст­вам ико­на ста­ла из­вест­ной вско­ре по­сле её соз­да­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ран­ние умень­шен­ные спи­ски (хра­нят­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи). Пер­вое упо­ми­на­ние об ико­не, име­нуе­мой «Дон­ская», встре­ча­ет­ся в ле­то­пи­сях второй половины XVI века. Её про­слав­ле­ние бы­ло свя­за­но с во­енными по­хо­да­ми Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и с вос­по­ми­на­ния­ми о по­бе­де над «ага­ря­на­ми» на До­ну в 1380 году: в цар­ст­во­ва­ние Ива­на IV великий князь мо­с­ков­ский Дмит­рий Ива­но­вич по­лу­чил по­чёт­ное про­зви­ще Дон­ской; ос­но­ван­ная им на­ка­ну­не Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года церковь Ус­пе­ния в городе Ко­лом­на так­же ста­ла име­но­вать­ся Дон­ской. Этот эпи­тет был пе­ре­не­сён и на хра­нив­шую­ся там ико­ну Бо­го­ма­те­ри.

По­сле по­бе­до­нос­но­го Ка­зан­ско­го по­хо­да 1552 года Иван IV по­мес­тил про­сла­вив­шую­ся Дон­скую ико­ну в при­двор­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Крем­ле (пре­бы­ва­ла в со­бо­ре до 1919 года, за­тем пе­ре­да­на в Ис­то­рический му­зей, в 1930 году — Государственную Третьяковскую галерею). В 1591 году по мо­лит­ве ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча пе­ред Дон­ской ико­ной Мо­ск­ва бы­ла спа­се­на от на­ше­ст­вия ха­на Га­зи-Ги­рея I. В па­мять об этом со­бы­тии ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, для ко­то­ро­го был вы­пол­нен точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны. В по­хваль­ных Сло­вах и Ска­за­ни­ях об ико­не от­ра­зи­лись как ре­аль­ные фак­ты её ис­то­рии XVI века, так и со­чи­нён­ные в XVII веке ле­ген­ды: например, об уча­стии Дон­ской ико­ны в бит­ве на До­ну, во вре­мя ко­то­рой ико­ну буд­то бы по­да­ри­ли князю Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу «дон­ские ка­за­ки». Еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Дон­ской с кре­ст­ным хо­дом в Дон­ской монастырь, со­вер­шае­мое 19 августа (1 сентября по новому стилю), ус­та­нов­ле­но в середине XVII века. По сло­жив­шей­ся c 1995 года тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния ико­на пе­ре­но­сит­ся из Государственной Третьяковской галереи в Дон­ской мо­на­стырь.

Иллюстрация:

Дон­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Фео­фан Грек (?). 1380-1390-е годы. Третья­ков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *