Икона евангелиста луки

Согласно легенде, первая христианская икона Божией Матери была написана самим святым апостолом Лукой. По некоторым данным этот священный образ был утрачен в Средние века, но также существует поверье, что он был привезен в Константинополь в V веке византийской императрицей и спрятан в специально построенном для него монастыре Одигон (Монастырь Панагии Одигитрии). В таком случае становится понятно, почему все копии этой старинной иконы теперь называют Одигитрия. Однако мы не знаем всей правды, стоящей за этой легендой, так же как и не знаем, как точно выглядела Божия Матерь. Все, что нам известно, это то, что есть несколько старинных икон с изображением Пресвятой Девы Марии, которые приписываются святому апостолу и евангелисту Луке.

1. Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери – это первая христианская икона, которая приходит на ум, когда люди думают о старинных иконах Богородицы, приписываемых святому Луке. Считается, что она была привезена во Владимир из Константинополя в начале XII века и с тех пор является самой почитаемой старинной иконой Девы Марии в России. Сейчас этот образ находится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

2. Икона Божией Матери Неустанной Помощи

Эта красивая икона XV века считается копией самого первого изображения Одигитрии, написанного святым Лукой. Согласно пергаменту, найденному вместе с иконой, она прибыла в Рим с острова Крит, где была украдена из монастыря. Икона Божией Матери Неустанной Помощи сейчас находится в церкви Св. Альфонса де Лигуори.

3. Salus Populi Romani

Известная как «Спасение римского народа», икона Salus Populi Romani – это еще один пример старинных икон Божией Матери, находящихся сегодня в Риме. Этот важный образ Богородицы с Младенцем Христом хранится в базилике Санта-Мария-Маджоре.

4. Ченстоховская икона Божией Матери

Ченстоховская икона Божией Матери, также известная как «Черная Мадонна», является одной из самых почитаемых старинных икон Божией Матери, которая, как считается, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой на кедровом столе, сделанном Иисусом Христом. В настоящее время она находится в монастыре Ясная Гора в польском городе Ченстохова.

Стоит также отметить, что все вышеупомянутые старинные иконы Богородицы относятся к тем редким раннехристианским иконам, которые считаются чудотворными, что делает их еще более особенными и уникальными.

Ап. Лука Евангелист. Икона, 1350-1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря. С сайта ruicon.ru

Лука (+ ок. 84), апостол от 70, евангелист, сподвижник святого апостола Павла, священномученик, врач, первый иконописец

Уроженец Антиохии Сирийской . Происходил из просвещенной греческой среды, был римским гражданином. Сделался врачом. Женат не был .

Услышав о Христе, прибыл в Палестину и там горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился ему и Клеопе, шедшим в Эммаус.

Принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Святой Лука присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Его и Тимофея не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой вероятно потому, что они не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие — он все ещё был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Когда святой Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Вероятно в это время, в 62-63 годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов . Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4, 14) и Филимону (Флм. 1, 24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла.

После мученичества первоверховных апостолов покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду .

Мученически окончил земной путь в городе Фивах, в Греции. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, «исполненный Духа Святого» .

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Св. Евангелист Лука. Русская икона

Мощи и почитание

Первоначально был погребен в Фивах. Его гробницей стала римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков «колидио», которое исцеляло болезни глаз.

В 356 году по приказу императора Константия II мощи святого Луки вместе с мощами апостола Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии императора Константина, великомучеником Артемием.

В иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Лука стал связываться с тельцом — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное.

В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра.

На начало XXI века частицы мощей святого Луки имелись в трех монастырях Афона: Иверском, Дионисиевском и Пантелеимоновском. На древнем кладбище в Фивах, в церкви, справа от алтаря стояла первая гробница святого Луки — 18 октября, в день памяти святого Луки, здесь служилось всенощное бдение и литургия, проводился крестный ход от кладбищенской церкви и устраивалось великое празднество.

Св. Евангелист Лука пишет икону Богоматери

Иконы, приписываемые апостолу Луке

  • На Западе насчитывается около 20 икон, приписываемых апостолу Луке, среди которых :
    • Santa Maria del Popolo
    • Santa Maria della Consolazione
    • Santa Maria della Grazia
    • Santa Maria Maggiore

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, / славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, / человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника / и таин неизреченных ритора, / звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: / Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, / Един ведый сердечная.

Использованные материалы

  • «Святой апостол и евангелист Лука», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2014 год:
  • «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007):
  • Страница календаря портала Православие.Ru:

Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. «Κατάθεσις ἱερῶν λειψάνων τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων Ἀνδρέου, Θωμᾶ καὶ Λουκᾶ, τοῦ Μάρτυρος Λαζάρου καὶ τοῦ Προφήτου Ἐλισαίου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

«Άγιος Λουκάς ο Ευαγγελιστής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

О написании в этот период книги Деяний пишет святой Иероним Стридонский. О Евангелии же Иулий Африкан пишет, что оно было написано позднее, когда святой Лука жил в Ахаие, на севере Пелопоннеса. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

Это предание отражено и в современном официальном календаре Русской Православной Церкви, . Церковный историк Епифаний, сообщает, святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

«Σύναξη της Παναγίας της Παναχράντου στην Άνδρο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —

«Σύναξη της Παναγίας της Μεγαλοσπηλαιώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Великопещерная (Спилеотисса)», официальный сайт Паломнического отдела Киево-Печерской лавры,

Σύναξη της Υπεραγίας Θεοτόκου της Βουρλιώτισσας // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) — ; (См. «Λέγεται ότι η εικόνα είχε ζωγραφιστεί από τον Αγιο Λουκά) Сайт Ενωση Βουρλιωτών Μικράς Ασίας —

«Σύναξη της Παναγίας του Κάστρου στην Λέρο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —

«Σύναξη της Παναγίας Μαλεβής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Богородицы Малеви», частный сайт гида Алексея Элпиадиса,

«Σύναξη της Παναγιάς της Μυρτιδιώτισσας στα Κύθηρα και ανάμνηση της ιάσεως του παραλύτου», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, . На Корфу у Панагии Миртиотиссы // Сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы. г. Регенсбeрг РПЦЗ — ,

Σύναξη της Παναγιάς της Προυσιώτισσας στην Ευρυτανία (Παναγία η «ἐν τῷ Πυρσῷ τῆς Εὐρυτανίας») // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — .

Σύναξη της Παναγιάς της Σκιαδενής στην Ρόδο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —

«Σύναξη της Παναγίας της Τροοδίτισσας στην Κύπρο» // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —

«Ο Αρχιεπίσκοπος στον Ι. Ν. Παναγίας Φανερωμένης Νέας Ηρακλείτσας» // Сайт Афинской архипископии —

Σύναξη της Παναγίας της Χρυσορρογιάτισσας // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —

ОДИГИТРИЯ — ико­но­гра­фический тип Бо­го­ро­ди­цы; чти­мая пра­во­слав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ико­но­гра­фический тип Одигитрии пред­став­ля­ет со­бой об­раз Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Хри­ста и мо­лит­вен­но ука­зы­ваю­щей на Не­го пра­вой ру­кой; Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой ру­ке дер­жит сви­ток. Са­мым рас­про­стра­нён­ным яв­ля­ет­ся по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния, час­то со­про­во­ж­дае­мый эпи­те­том ἡ ὁδηγήτρια. К это­му же ти­пу от­но­сят изо­бра­же­ния в рост, а так­же по­груд­ные (например, Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). По мне­нию Н.П. Кон­да­ко­ва, в ос­но­ве ико­но­гра­фии Одигитрии ле­жит изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем в рост, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в па­мят­ни­ках с VI века (мо­заи­ка церкви Бо­го­ма­те­ри Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре, VI век; ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586). Ико­ны Бо­го­ма­те­ри Одигитрия ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах, на Ру­си, на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке и За­па­де. Мно­гие из них про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. По­зы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца, смот­ря­щих пря­мо пе­ред со­бой или об­ра­щён­ных друг к дру­гу (по клас­си­фи­ка­ции сербской ис­сле­до­ва­тель­ни­цы М. Та­тич-Джу­рич, этот тип при­ня­то на­зы­вать Пе­рив­леп­та — «Пре­слав­ная» или «Пре­крас­ная»), мо­гут слег­ка варь­и­ро­вать, встре­ча­ет­ся различное по­ло­же­ние свит­ка — пе­ре­хва­чен­но­го по­се­ре­ди­не или упи­раю­ще­го­ся в ко­ле­но. Ино­гда эти осо­бен­но­сти или де­та­ли, от­ра­жаю­щие ис­то­рию об­раза, ста­но­вят­ся при­зна­ком различных иконографических из­во­дов Одигитрии. Например, стро­го вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние фи­гур ха­рак­тер­но для Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, скло­нён­ный лик Бо­го­ма­те­ри и осо­бое по­ло­же­ние пра­вой нож­ки Мла­ден­ца с вы­став­лен­ной по­дош­вой сто­пы — для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­за при­встаю­ще­го Мла­ден­ца и по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри у Его гру­ди — для Пи­ме­нов­ской ико­ны, оп­леч­ный ва­ри­ант то­го же ти­па — для Пет­ров­ской ико­ны, ши­ро­кие от­во­ро­ты ма­фо­рия с цвет­ной под­клад­кой на гру­ди у Бо­го­ма­те­ри — для Гру­зин­ской ико­ны, след от уда­ра ме­ча на ще­ке Бо­го­ро­ди­цы — для Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Воз­мож­ны так­же раз­ли­чия в жес­тах: на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (конец XIV — начало XV веков, ГТГ) руч­ка Мла­ден­ца вло­же­на в пра­вую ру­ку Бо­го­мате­ри, на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Salus popu­li romani» из церкви Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (VI век) и на спи­сках это­го чу­до­твор­но­го об­раза пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри пе­ре­хва­ты­ва­ет ле­вую, под­дер­жи­вая Мла­ден­ца. К ти­пу Одигитрии мож­но от­не­сти и так называемые ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да, на ко­то­рых Мла­де­нец изо­бра­жён не спра­ва, а сле­ва, си­дя­щим на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри. Та­ко­вы ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем из церкви Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Ри­ме (VI век), на­стен­ные рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в церкви Па­на­гия ту-Ара­кос в деревне Ла­гу­дера (Кипр, 1192), в церкви Пор­та-Па­на­гия вбли­зи города Три­ка­ла (Гре­ция, XIII век), в монастыре Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стам­бул, около 1315-1321 годов), а так­же ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия, на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, апостолом Лу­кой ещё при жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и по­лу­чив­шая Её бла­го­сло­ве­ние, по­чи­та­лась как од­на из ве­ли­чай­ших свя­тынь Кон­стан­ти­но­по­ля, пал­ла­ди­ум сто­ли­цы и всей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии. Пре­да­ние, за­фик­си­ро­ван­ное в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ни­ки­фо­ра Кал­ли­ста (XIV век), от­но­сит по­яв­ле­ние этой ико­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле к середине V века, ко­гда императрица Ев­до­кия, суп­ру­га императора Фео­до­сия II, при­сла­ла с Вос­то­ка (из Ие­руса­ли­ма или Ан­ти­охии) ико­ну Бо­го­ро­ди­цы пись­ма апостола Лу­ки в дар се­ст­ре Фео­до­сия императрице Пульхе­рии. Своё на­име­но­ва­ние ико­на по­лу­чи­ла по на­зва­нию кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма Оди­гон (Храм во­ж­дей; из­вест­но­го под та­ким на­зва­ни­ем с IX века), в ко­то­ром она на­хо­ди­лась. На­зва­ние хра­ма Оди­гон, воз­мож­но, бы­ло свя­за­но с по­во­ды­ря­ми (греч. ὁδηγός), при­во­див­ши­ми слеп­цов к ис­точ­ни­ку, во­да ко­то­ро­го об­ла­да­ла чу­дес­ным свой­ст­вом ис­це­лять бо­лез­ни глаз; близ не­го и был по­став­лен храм. Со­глас­но так называемому Ано­ни­му Мер­ка­ти (XI век), строи­тель­ст­во хра­ма и его на­име­но­ва­ние объ­яс­ня­ет­ся чу­дом ис­це­ле­ния двух сле­пых, ко­то­рых при­ве­ла к ис­точ­ни­ку Са­ма Бо­го­ро­ди­ца. Цер­ков­ная по­эзия сим­во­ли­че­ски ис­тол­ко­вы­ва­ет эпи­тет Бо­го­ро­ди­цы О. как Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­став­ляю­щей лю­дей ше­ст­во­вать к спа­се­нию (ка­нон Иг­на­тия, 9 в.). С за­ступ­ни­че­ст­вом Бо­го­ро­ди­цы че­рез ико­ну О. свя­зы­ва­лось не­од­но­крат­ное чу­дес­ное спа­се­ние Кон­стан­ти­но­по­ля от вра­гов. Ис­клю­чительное зна­че­ние в цер­ков­ной жиз­ни сто­ли­цы име­ло ус­та­нов­лен­ное, по пре­да­нию, в V веке еже­не­дель­ное, по втор­ни­кам, ше­ст­вие с ико­ной, во вре­мя ко­то­ро­го со­вер­ша­лось так называемое втор­нич­ное чу­до, за­фик­си­ро­ван­ное в за­пис­ках многих па­лом­ни­ков: вы­но­си­мый из хра­ма на пло­щадь тя­жё­лый об­раз, ко­то­рый не мог­ли удер­жать нес­коль­ко че­ло­век, ста­вил­ся на пле­чи од­но­го, и тот с лёг­костью под­ни­мал ико­ну, а за­тем ико­на как буд­то са­ма но­си­ла че­ло­ве­ка по пло­ща­ди; так, сме­няя друг дру­га, «слу­жи­те­ли» ико­ны це­лый день но­си­ли её по ули­цам го­ро­да. Втор­нич­ная про­цес­сия с Одигитрией за­пе­чат­ле­на, например, на фре­ске XIII века в нар­тек­се церкви Бо­го­ро­ди­цы Влахер­ни­тис­сы в городе Ар­та (Гре­ция), в ил­лю­ст­ра­ции Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­це на ико­не «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри с Ака­фи­стом» (XIV век) из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, на ши­той пе­ле­не (1498, ГИМ).

Судь­ба кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии по­сле па­де­ния Ви­зан­тии в 1453 году не­из­вест­на. Ско­рее все­го, она по­гиб­ла. Ут­ра­та про­слав­лен­ной древ­ней свя­ты­ни по­ро­ди­ла различные ле­ген­дар­ные вер­сии её чу­дес­но­го спа­се­ния. Так, в од­ной из ре­дак­ций Ска­за­ния о Тих­вин­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри древнерусские книж­ни­ки XVI века ото­жде­ст­ви­ли явив­шую­ся в 1383 году в нов­го­род­ских пре­де­лах ико­ну с кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрией, чу­дес­но ту­да пе­ре­нёс­шей­ся.

На Ру­си осо­бым по­чи­та­ни­ем поль­зо­ва­лась ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая, по пре­да­нию, бы­ла при­ве­зе­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1046 году, а в начале XII века ус­та­нов­ле­на в Ус­пен­ском со­бо­ре Смо­лен­ска. Ико­на не со­хра­ни­лась, но об­лик Бо­го­ро­ди­цы, за­пе­чат­лён­ный в спи­сках XV-XVI веков, сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ико­на вос­хо­дит к кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии. Из­вест­но, что в 1382 году ар­хи­епископ Суз­даль­ский Дио­ни­сий при­вёз из Кон­стан­ти­но­по­ля 2 спи­ска с кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны Одигитрия, ко­то­рые бы­ли по­став­ле­ны в хра­мах Суз­да­ля и Ниж­него Нов­го­ро­да. По­чи­та­ние в Мо­ск­ве ико­ны Одигитрия из крем­лёв­ско­го Воз­не­сен­ско­го монастыря (ны­не в ГТГ) так­же свя­за­но с кон­стан­ти­но­поль­ской свя­ты­ней, по­сколь­ку, как от­ме­ча­лось в русских ле­то­пи­сях, эта ико­на греческого пись­ма и вы­пол­не­на в ме­ру кон­стан­ти­но­поль­ской. Её, по­стра­дав­шую в по­жа­ре, в 1482 году по­но­вил ико­но­пи­сец Дио­ни­сий и над­пи­сал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как бы­ло на ви­зантийском ори­ги­на­ле. Из опи­си Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря, со­став­лен­ной в 1545 году, из­вест­но так­же, что в мо­на­стыр­ском Ус­пен­ском со­бо­ре в отдельном кио­те на­хо­ди­лась бо­га­то ук­ра­шен­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия пись­ма Ан­д­рея Руб­лё­ва. С XVII века на Ру­си по­чи­та­ет­ся при­ве­зён­ная с Афо­на в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу чу­до­твор­ная рель­еф­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри Одигитрия — Влахерн­ская, вы­пол­нен­ная из вос­ко­ма­сти­ки (XV век, Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), спи­ски ко­то­рой по­вто­ря­ют осо­бен­но­сти тех­ни­ки ори­ги­на­ла.

Наи­бо­лее по­чи­тае­мые ико­ны Одигитрия (например, Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри), по­доб­но кон­стан­ти­но­поль­ской Одигитрии, при­пи­сы­ва­ют­ся кис­ти апостола Лу­ки. Изо­бра­же­ния Одигитрии в сце­нах Ака­фи­ста, на ико­не «Тор­же­ст­во пра­во­сла­вия» (XIV век, Бри­тан­ский му­зей), на ико­нах «Еван­ге­лист Лу­ка пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри» (XV век, Рек­линг­хау­зен, ФРГ) сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком ав­то­ри­те­те это­го об­раза и его ис­клю­чительном зна­че­нии.

Апостол и евангелист Лука

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 — 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 — 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования — Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 — 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол Фаддей

Апостол Фаддей принес благовестие о Христе в Месопотамию. Ему принадлежит честь креще-.ния едесского князя Авгаря, об обращении которого ко Христу сохранилось следующее древнее предание. Во время земной жизни Господа Авгарь был болен проказою. Услышав, что Иисус Христос исцеляет всякие болезни одним словом Своим, князь послал к Нему письмо, в котором просил об исцелении и даже предлагал Ему поселиться у себя в городе, так как слышал, что многие евреи ненавидят Его. Письмо было послано с живописцем Ананией с тем, чтобы тот списал лик Спасителя в случае, если Он не захочет идти в Едессу. Анания пришел в Иудею и, подав письмо Господу, сам стал на камень и начал писать лик Его. Как ни трудился, не мог написать, потому что лик Господа постоянно менялся. Затем Господь подозвал к Себе Ананию и, назвав по имени, чем очень удивил его, вручил ему ответное письмо князю, где похвалял веру князя, указывал причину, по которой Он не может прийти в его город, и обещал ему выздоровление чрез одного из Своих апостолов. Затем Христос, потребовав воды и полотенце, умылся и отер Свое лицо, и на полотенце чудесно изобразился Его лик, отчего и назван образ Нерукотворенным. Получив образ, князь с верою и благоговением поцеловал его. И почувствовал облегчение болезни. Совершенно же исцелил князя, по вознесении Господнем, апост. Фаддей, крестив его со всем семейством и подданными. Авгарь поставил образ над городскими воротами, украсив его. Правнук Авгаря, заразившись идолопоклонством, хотел было снять образ с ворот и заменить его идолом; но епископ, вследствие видения, ночью заложил его камнями. Прошло около пяти столетий, и совершенно забыли об образе. В 545 г. персидский царь Хозрой с многочисленным войском осадил Едессу. Осажденные, видя неминуемую свою погибель, обратились с молитвою к Богу, и Сама Пресвятая Богородица явилась епископу города Евлалию во сне и сказала, чтобы он открыл находящийся над воротами Нерукотворенный образ Спасителя, и тогда город будет спасен. Епископ на другой же день обрел образ, и оказалось, что он совершенно цел, пред ним горит 500 лет тому назад зажженная лампада, и на камне, который поставлен был для закрытия образа, напечатлелся лик Спасителя, подобный лику на самом Нерукотворенном образе. Тогда неприятели легко были отражены. В 944 г. Нерукотворенный образ перенесен был из Едессы в столицу греческого царства Константинополь, и день перенесения, 16-го августа, сделался праздником. В Константинополе давно уже нет Нерукотворенного образа. По одному сказанию, он в XIV столетии был отдан императором Палеологом в Геную за избавление греческой империи от сарацын, где и находится доселе, в монастыре св. Варфоломея; а по другому сказанию, в XIII веке он похищен венецианским дожем Дандоло и потонул с кораблем в Мраморном море. Устроив Церковь в Едессе, святой Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: «Мужайся, Фаддей. Вооружись терпением: много бедствий ожидает тебя, но Я буду с тобою». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «Будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось чрез ап. Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ее смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Царь послал за ним. Апостол сам вышел к сановникам и сказал: «Я тот самый, кого вы ищите». – «Ты соблазнил дочь мою, отвлек ее от ее отеческого престола, сделав ненавистною богам нашим и нищею и довел до казни», – сказал царь Фаддею. «Да, я, действительно, украл святую деву, отвлекши ее от идолов и обратив ко Христу. Но она теперь среди серафимов славит Св. Троицу», – отвечал Фаддей. Царь велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечом. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, расселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было в 44 г. по Р. Х.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *