Икона Григория чудотворца

Внимание! Перед прочтением ЛЮБОЙ нижеследующей молитвы следует прочесть молитву «Отче наш»

Молитва запрещающая Святого Григория Чудотворца

Запрещает ти Господь диаволе, пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, тако да твое низложи мучительство, и человеки от тоя исхити: на древе сопротивныя силы победивый, солнцу померкшу, земле поколебавшейся, и гробом отверзающимся, и телесем святых востающим: разрушивый смертию смерть, и упразднивый державу имущаго смерти, си есть: тебя диавола.

Заклинаю тя Богом показавшим древо живота, и счинившим херувима, и пламенное оружие обращающееся стрещито.Запрещен буди, оним бо ти запрещаю, ходившим тако посуху на плещу морскую, и запретившим бурям ветреным: его же возречение иссушает бездны, и прещение тает горы. Повелевает ти нами. Убойся, изыйди, и устранися от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем; ниже срящеши его, или действуеши: ни в нощи, ни в дне, ни в час, ни в полудне: но иди в свой тартар, даже уготованнаго великого дне суднаго. Убойся Бога, сядящаго на херувимах, и призирающаго бездны: его же трепещут ангелы, Архангелы, Престоли, Господствия, Начала, Власти, Силы, Многоочития Херувими, и Шестокрилатии Серафими: его же трепещет небо и земля, море и вся таже в них, изыйди, и устранися от Божественнаго создания сего, и вернаго раба Христа Бога нашего: отним во ти запрещаю, иже ходит на крилу ветреню, и твори Ангелы своя духи. Изыйди, и устранися от создания сего, со всею силою и ангелы твоими: тако прославится имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва запрещающая Святого великомученика Киприана

Призываем тя, Владыко Боже Вседержителю, Вышний, неискусимый, мирный Царю: призываем тя, сотворившего небо и землю, от тебе бо произыйде Алфа и Омега, сиесть: Начало и Конец. Предавый человекам в послушание четвероножная и безсловесныя животныя, ты бо покорил еси тя, Господи, простри руку твою крепкую, и мышцу твою высокую и святую, и присещением твоим святым посети создание твое сие, и низпосли ему Ангела мирна, Ангела державна, души и тела хранителя, тако да запретит и отженет от него всякого лукавого и нечистого демона: ты бо еси Господь един высокий Вседержитель, благословенный во веки веков, Аминь.

Заклинаю тя духом, вдохнувшим человекам живот вечный, его же Имя страшно, и устами человеческими неизгланно.

Заклинаю тя грядущим огнем, и жупелом и пеклом и трубою, емуже солнце побежит на запад, и звёзды спадут на земли, и восплачутся вся племена и люди.

Заклинаю тя сшедшиму в долняя страны земля, и расторгшим твёрдыя верия, и разрушившим болезни смертныя, и благовестившим патриархам из мертвым воскресением.

Заклинаю тя ходившим по морю, и укротившим волны его.

Заклинаю тя повелити хотящим морю, издать вся в нем истопившияся, и земли в ней лежащих мертвых представить живых на Суд Божий.

Заклинаю тя повелевшим морю непреступати предела своего, дондеже прийдет Господь судити мир.

Заклинаю тя сошедшим на Синайскую гору, и глаголавшим с Моисеем и Аароном, и явльшемуся има в пламени огненном, и в столпе облачном.

Заклинаю тя изведшим люди своя от земля Египетския, и давшим им на камене сладкую воду пити, и претворившим воду в кровь.

Заклинаю тя казнившим Египта Моисеем десятию.

Заклинаю поразившим первенца Египетския. Заклинаю тя попалившим Содому и Гоморру, и пять градов иных от дождениему с небесе огненного града.

Заклинаю тя сидящим на престоле славы, пред ним же Огнь течет, и ему же предстоять Тьмами тьму Ангелы, и тыщами тыща Архангелы, и Серафимы вопиющие, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и и земля Славы воея, еси во веки, Аминь.

И ты, душе лукавый, аще и не хотя воздажд славу Имени Святому Его, и дежи аще сидиши в удеси тела создания сего: или в главе, или в темени, или в брови, или в очию, или в ушию, или в устах, или в языце, или в выи, или в плещи, или между плещима, или в мышца, или в персех, или в души, или в сердци, или в селезени, или в плюцах, или в чреве, или под чревом, или в точите, или в естественных пределах, или в крепости, или в жилах, или в коленах, или в лыстах, или в голени, или в руку, или в ногу, или в жилицах, или в кровавици, или в костех, или в мозгу, или в крови, или в власах, или в ногтех, или в всем теле, отлучися, устранися и изыйди душе лукавый, и даждь славу Божию, тако Господь сильный над всеми есть: ибо клястеся идеже аще кто призовет Ися Господне, еще ищезнути вам.

Заклинаю тя именем Господа Иисуса Христа, распеншагося при Понтийстем Пилате.

Заклинаю тя рекшим: небо мне престол есть, земля же подножие ногам моим.

Заклинаю тя Архангелами Его, Михаилом и Гавриилом, Уриилом и Рафаилом.

Заклинаю тя Великим Именем Сына Божия, отлучитися от создания сего, и ниже с ним, ниже сложну быти с ним, но дати славу и службу Имени Святому его.

Заклинаю тя всеобразное на злостретение и нападение дневное и полуденное и полуночное, идеже аще еси, отлучися от создания сего, и низведи душу, и разсыпли, не раздроби тело его, но остави его чистаи жива Богу на службу.

Заклинаю тя грядущим утвердити престол между небом и землёю, и судити всему роду человеческому, праведным же и грешным. Ты убо душе нечистый, убойся имени Святаго Его, и отыди от создания сего.Убойся огня неугасаемого, убойся родства огненного всепоядающего. Убойся уготовавшего тебе огнь и жупел и пекло губителеви.Убойся явльшегося Моисееви и ААронови на горе Синайстей. Убойся явльшегося Иоанну на реце Иорданстей, его же видевши река убояся, и отступи, и возвратися вспять. И ты душе лукавый убойся, отступи и устрашися от создания сего.

Заклинаю тя отдающимся светом тако ризою, единым имеющим бесмертие. Тому бо подобпает всякая слава, чесь и поклонение Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва от чародейства

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради мя святыми Твоими ангелы, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святаго архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, святаго пророка, Предотечи и Крестителя Господня Иоанна, святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, священномученика Киприяна и мученицы Юстины, святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских чюдотворца, святителя Льва, епископа Катанскаго, святителя Никиты Новгородскаго, преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобнаго Серафима Саровскаго чюдотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святаго мученика Трифона, святых и праведных Богоотец Якима и Анны и всех святых Твоих, помози ми, недостойному рабу Твоему (имя), избави мя от всех навет вражиих, от всякаго зла, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут причинити мне никоего зла. Господи, светом Твоего сияния сохрани мя заутра, и полудне, и вечер, и на сон грядущаго и силою благодати Твоея отврати и удали всякая злая нечестия, действуемая по наущению диаволю. Аще кое зло замыслено или соделано есть, возврати его паки в преисподнюю. Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Молитва Святого чудотворца Григория на на изгнание духов нечистых

В начале бе Слово и Слово бе у Бога и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть.

В Том живот бе, и живот бе свет человеком. И свет во тьме светится, и тьма его не объят.

На вас, духи нечистыя, духи лукавыя, роде безстыдный, гнусный, корень заблуждения, начало беззакония, древо гpеxa, дрова геенския, пища огня, лукавыя демоны, услаждающияся запахом жертвеннаго дыма, чада диавола, противники создания Божия, летающие нод небесами, летающия на воздусе, летающия в эфире, сущия на земли, в глубине, живущия в горах, покоющияся в лесах, обитающия на кладбищах, пребывающия на стогнах, проникающия в горы, скрывающияся в разселины скал, покоющияся в рощах, скрывающияся в пустынех и подобных местах, укрывающияся под сению дерев, тростника, папируса, кувшинки, сбивающия с путей, сидящия под водами, увлекающия к утесам, плавающия по рекам, блуждающия по пропастям, исходящия от источник водных, ночующия на стогнах, кружащияся в безсветных местах, обитающия в банях и идеже бе приходящия, демоны лукавыи, покоющияся на водах, сохраняемыя на отмщение в пещь вечную, в наказание непрестающее, на мучение огненное, на пытку лютую, в наказание жестокое, – на вас и на род ваш безстыдный, на род ваш разнообразный, на вид ваш странный, не на вид, не на изображение, не на образ, не на создание Божие.

Запретит вам Бог вечный, ведущий сокровенная, невидимый, нетленный, неизреченный, неописуемый, неизъяснимый, безначальный, единоначальный, нерожденный, рожденный, вечный, неизменный, безсмертный, Боже, едине имеяй безсмертие, обитаяй неприступно, Егоже никтоже от человек не виде и не може видети. Он повелевает вам — духовом нечистым, царствуюяй Боже, Господь господствующим, Зиждителю всяческим, Творче всего, Создателю человеков, Владыка душам, имеяй власть над животом и смертию, наказуюяй и снова исцелеваяй, низводяй до врат адовых и возводяй, гордым противляяйся, смиренным же даяй благодать, седяй на высоких и на смиренныя призираяй, Творче всех архангелов, царю всех сил, воздвигий небеса и водрузивый твердь, утвердивый луну, зажегий звезды, основавый землю, утвердивый горы и поставивый на весах и на чашах весовых холми, сотворивый источницы и учинивый бездны и древа соделавый плодоносны и различныя древа поставивый, сотворивый звери движущияся и летающыя повелением явивый, измеривый небо пядию и землю горстию, нечестивых истребляяй, гордых погубляяй потопом, праведнаго же Ноя спасый в ковчезе, Адама за преслушание изгнавый, и разбойника за послушание в рай приявый, Авеля приявый и Каина проклявый, Еноха преложивый и падших ангел в узы мрака низвергий во ад, предав я соблюдати на суд наказания ради, Содом и Гоморру попаливый и Ниневию ради покаяния помиловавый, Лота спасый и жену его за неверие обративый в столп, Авраама обогативый и Авимелеха наказавый, Иякова возлюбивый и Исава возненавидевый, Исаака по обетованию в жертву живую приявый, Иосифа сохранивый и египтянку посрамивый, Моисея спасый и фараона поразивый, последи же евреев спасый и египтян потопивый в глубине, Моисея и народ утвердивый и Ваала истребивый, — Им заклинаю вас, духи нечистые, Богом, призирающим на землю и заставляющим ю трястися, прикасающимся к горам и дымятся, — Им заклинаю вас, духи нечистые, безстыдные, Богом, Егоже ради трепещет вся тварь, посылащим молнию, одевающим небо облаки, уготовляющим земли дождь, прозябающим траву скотом и злак на службу человеком, дати пищу им во благо время; давшу Ти им, соберут; отверзшу Ти руку, всяческая исполнятся благости. Тако силою сиею повелеваю вам, духовом нечистым и тем, иже повинуются вам — выйти из человека сего, и не являтися, но удалитися; и не глаголите: мы человеком изгоняемся, духи скверныя и нечистыя. Яко аз, грешный и смиренный, немощен пред Богом моим: аз есмь земля и прах, и бысть изгнанным словом. Тако дарована благодать сыновом человеческим, верующим в Него.

Сказавый учеником: духов изгоните, прокаженных очищайте, даром получисте, даром дадите, — Он повелевает вам — духам нечистым удалитися от сего человека, у Бога Сый, Бог Слово Отчее, удалилитися от всякаго члена его: от головы, чела, ушей, очей, бровей, носа, слез, губ, десен, зубов, языка, уст, позвоночника, дыхательных каналов, горла, шеи, ключиц, плечей, спины, мышц, предплечья, рук, пальцев, груди, сосцев, сердца, желудка, печени, селезенки, почек, желчи, ребер, реберных хрящей, чрева, пупа, чресл, крепости, лодыжек, бедер, колен, голеней, икр, ступни, пальцев ножных, ногтей, подошв, от влас главных до влас ножных, от десной страны до шуей, и от внутренних органов до наружных, костей, ребер, мозгов, связей и от всего тела.

Заклинаю вас, звездовидныя, глухия, немыя, косноязычныя, безстыдныя, делающия безумными, удерживающия явык, скрежещущия зубы, вызывающия слезы, угрюмыя, схватывающия сердца, делающия разслабленными, производящия убийства, вызывающия привидения, являющияся в призраках, пугающия, болтливыя, производящия оцепенение, наводящия уныние, ввергающия в огнь, влекущия в пустыни, гонящия в могилы.

Да не будеть общения с ними ни в пище, ни в питии, ни во сне, ни в бодрствовании, ни в деле, ни в отдыхе, ни в пробуждении, ни во всяком входе и исходе, ни в надевании одежд, ни в раздевании, ни нощию, ни днем, или утром, или в полдень, ни вечером, яко аз не молюся вам в обращении к вам, в фимиамех или в возлиянии или возлиянии вина, или в ладане, или в пролитии крови, но крепкому и живому; живо бо слово Божие и действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра и проходящее даже до разделения души и же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслем сердечным, и яко несть тварь неявленна пред Ним, но вся обнажена и открыта пред очами Его.

К вам слово, иже изгонит вас в огнь вечный, уготованный вам, духам нечистым. Сего ради не противтеся дуси нечистыя, но помяните суд, уготованный вам, и подчинитеся божественному словеси, дабы и в сем не имети вам оправдания, глаголющим: мы не слышали имени Твоего нарицаемаго и удалилися, владыко.

Заклинаю вас, духи нечистые Iсусом Христом, Спасителем всех, Сыном Божиим Единородным и Ангелом великаго совета, от отеческаго лона происшедшим преже всех век, Имже все сотворено, видимое же и невидимое, в последния дни пришедшим к нам от девственной утробы и исцелившим всяку болезнь и всяку немощь, сокрушившим вас и погрузившим в море.

Изгоняемыя же Им и низвергаемыя в пропасть, вы исповедаете Его, глаголя: о, что нам и Тебе, Сыне Бога живаго? Пришел еси преже времени мучити нас. Им заклинаю вас, духи нечистыя, при Понтие Пилате исповедавшим доброе исповедание, заушенным, биенным, претерпевшим бичевание, распятым и погребенным и в третий день возставшим, совозставившим тела святых, явившим Себя преже всего Марии и Mapфe, последи же Своим учеником, восшедшим на небеса и седшим одесную Отца и паки грядущим со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию несть конца, пославшим Своих учеников проповедати слово сие во вся народы и крестити верующих во имя Отца и Сына и Святаго Духа, изгнати вас вскоре от человеческаго рода и заставити вас не имети общения с храмом сим, но чрез произнесенныя им заклинания очиститися ему от всякаго сатанинскаго действа, исцелитися ему чрез возрождение водою и Святым Духом, яко подобает поклонение и слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Молитва от колдовства

Всесильный и человеколюбивый Господи Иисусе Христе Боже наш, превечнаго Отца собезначальный и соприсносущный сыне и Слове, на последок лет с небесе сошедый, и от Присно Девы чтыя неизреченно воплотивыйся, и непреложно человек бывый, тако да зло деяния бесовская испразниши, и учеником своим властьдавый, еже наступати на змия и скорпия, и на всю силу вражию: Тебе смиренно тако раби человеколюбиваго владыко прилежно молим: призри на раба твоего (имя): и все злокозние древняго и вселукаваго змия Диавола, тому (или той) наветующее, под ноги рабов твоих сотри, и действо их еже волшебными обавании и чародействы лукавых человек тому себе отдавших, в погибель рабу твоему (имя): наносит и соделовает: благоутробным си человеколюбием и Божественною силою разруши, и и безделны сотворив в ничтоже обрати. Твое бо еже миловати, и спасати нас Боже наш, и тебе славу возсылаем с безначальным Отцем, и со пресвятым и Благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об исцелении одержимых нечистыми духами

Божий вечный, избавляющий человеческий род от плена дьявола! Освободи твоего раба (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам и демонам отступить от души и тела раба твоего … (имя), не находиться и не скрываться в нём.

Да удалятся они от создания рук Твоих во имя твоё святое и единородного Твоего Сына и животворящего Твоего Духа.
Чтобы раб твой, очистившись от всякого демонского действия пожил честно правдиво и благочестиво, удостаиваясь Пречистых тайн Единородного Твоего Сына и Бога нашего, с которым благословен и православен Ты вместе с Пресвятым Всеблагим Животворящим Твоим Духом ныне и всегда во веки веков. Аминь.

Молитва для защиты от нечистой силы

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради мя святыми Твоими Ангелами и молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Силою Честнаго и Животворящаго Креста, святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил безплотных, святаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святителя Льва епископа Катанскаго, святителя Иоасафа Белгородскаго, святителя Митрофана Воронежскаго, преподобнаго Сергия игумена Радонежскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, помоги мне, недостойному рабу твоему (имя молящегося), избави мя от всех навет вражиих, от всякаго колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить мне некоего зла. Господи, светом Твоего сияния сохрани мя на утро, на день, на вечер, на сон грядущий, и силою Благодати Твоея отврати и удали всякия злыя нечестия, действуемые по наущению диавола. Кто думал и делал — верни их зло обратно в преисподнюю, яко Твое есть Царство и Сила, и Слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва к Господу против чародейства

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради меня Твоими святыми ангелами, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силой Честного и Животворящего Креста, по молитвам святого архистратига Твоего Михаила и прочих сил Небесных бесплотных, святого пророка Предтечи и Крестителя Твоего Иоанна, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустинии, святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийских Чудотворца, святителя Льва, епископа Катанского, святителя Никиты Новгородского, святителя Иоасафа Белгородского, святителя Митрофана Воронежского, преподобного Сергия, игумена Радонежского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Серафима Саровского, чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святого мученика Трифона, святителя Иоанна Шанхайского чудотворца, святой блаженной матери Ксении, святого праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих — помоги мне, недостойному(ной), избави меня от всех наветов вражьих и от всякого зла — зависти, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых людей, да не смогут они причинить мне никакого зла.

Господи, светом Твоего сияния сохрани меня утром, в полден, вечером и в течении грядущего сна. Силою благодати Твоей отврати и удали от меня всякое злое нечестие, действующее по наущению диавола. Если же какое-либо зло замышлено или сделано против меня, возврати его в преисподнюю. Ибо Твоё есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитвы в прочих нуждах и проблемах можно найти в разделе «Молитвы»

>Григорий Чудотворец

Образование

Первоначальное воспитание свт. Григория Чудотворца было языческим. В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову», однако внешне его жизнь не изменилась. Закончив образование в школе грамматика, Григорий по желанию матери поступил в школу ритора, где он не соглашался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной.

Под влиянием учителя латинского языка Григорий отказался от перехода из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Вирит (Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке. Ближайшим поводом к поездке было то, что муж сестры свт. Григория Чудотворца, назначенный советником к императорскому наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который в это время основал здесь школу наподобие александрийской (см. ст. Богословские школы древней Церкви). Согласно свт. Григорию Нисскому, в знакомстве свт. Григория Чудотворца с Оригеном принимал участие Фирмилиан Кесарийский.

Встреча с Оригеном

Встреча с Оригеном определила дальнейшую жизнь свт. Григория Чудотворца. Заметив дарования братьев, Ориген решил сделать их своими учениками и убедил их в пользе философии. По словам свт. Григория Чудотворца, он «прежде всего приложил всякое старание к тому, чтобы привязать нас к себе» и в конце концов сила убеждения и обаяние личности Оригена заставили Григория пренебречь всеми делами и науками:

Вначале Ориген, пользуясь сократическим методом, подготовил в Григории почву к восприятию доводов разума. Затем он начал раскрывать ему различные части философии, прежде всего логику и диалектику, заставляя исследовать внутреннюю сущность каждой вещи и подвергать критике внешние впечатления, отдельные выражения и обороты речи. Ориген сообщал также естественнонаучные сведения, в том числе из геометрии и астрономии.

Следующей ступенью обучения была этика, причем Ориген стремился соответственно наставлениям сформировать характер и образ жизни Григория, заставив его полюбить христианские добродетели. От изучения языческих философов он постепенно подвел ученика к библейской экзегетике. По словам свт. Григория Чудотворца,

По окончании 5-летнего обучения в Кесарии Палестинской Григорий вместе с братом Афинодором возвратился на родину. Вскоре он получил письмо от Оригена, в котором тот убеждал его принести свои дарования и знания на служение христианству и заняться внимательным изучением Священного Писания.

Епископ Неокесарийский

В Неокесарии Григорий принял решение удалиться от шума площадей и от всей городской жизни и в уединении пребывать с собой и через себя с Богом, однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского.

Свт. Григорий Чудотворецнеизвестен, фото: Dimkoa, Public Domain

Согласно свт. Григорию Нисскому, свт. Григорий Чудотворец сначала не желал принимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препятствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нисколько не обращая внимания на расстояние, отделяющее его от Григория (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути), — но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назначает ему оный город, который до того времени был одержим идольским заблуждением». Свт. Григорий Чудотворец полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа.

Согласно свт. Григорию Нисскому, когда свт. Григорий Чудотворец после епископской хиротонии целую ночь размышлял о предметах веры, явившийся Иоанн Богослов по просьбе Матери Божией в стройных и кратких словах изрек ему тайну веры. Григорий Чудотворец заключил это божественное учение в письмена, проповедовал по нему в Церкви и оставил его в наследие потомкам.

Гонения

Во время гонения императора Деция (250-е гг., см. ст. Гонения в Римской империи) свт. Григорий Чудотворец, подобно свт. Дионисию, еп. Александрийскому, и свт. Киприану, еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей.

По окончании гонения свт. Григорий «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников».

Свт. Георгий епископ Неокесарийский неизвестно, фото: Threecharlie, CC BY-SA 3.0

Ок. 254 (Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись бораны и готы (Скифская война III века). Свт. Григорий Чудотворец описывает это нашествие в «Каноническом послании».

Из последующей жизни святителя известен факт его участия Вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в Первом Антиохийском Соборе против Павла Самосатского (264 г.). По свидетельству блж. Феодорита, еп. Кирского,

Умер свт. Григорий Чудотворец в царствование императора Аврелиана между 270 и 275 гг.

Наименование «Чудотворец»

Наименование «Чудотворец» (Thaumatourgos) утвердилось за ним с V в. До этого святитель именовался либо как «Григорий Великий» (святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, диакон Василий в «Деяниях» Эфесского Собора (431), Евсевий Дорилейский (448), Евтихий (449), Эвипп Неокесарийский (ок. 457), либо просто как «Григорий» Руфин (402), блж. Иероним Стридонский (392), Сократ Схоластик (440); Евсевий Кесарийский добавляет «знаменитый», а Созомен — «выдающийся». М. ван Эсбрук, полагая, что расцвет почитания свт. Григория Чудотворца начался в аполлинарианских кругах, отмечает монофизитский контекст возникновения титула «Чудотворец»: он появляется в «Опровержении Халкидонского Собора» Тимофея Элура, а также засвидетельствован Захарией Митилинским и Севиром Антиохийским (письмо 507 г.); встречается в «Эктесисе» патр. Мины и клятвенном показании Анфима Трапезундского (536).

Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийскоий

неизвестен, фото: Shakko, Public Domain

Влияние свт. Григория Чудотворца на религиозную жизнь понтийской страны засвидетельствовано свт. Василием Великим, который сообщает, в частности, что неокесарийцы до 2-й пол. IV в.

Богословие

В немногочисленных подлинных сочинениях свт. Григория Чудотворца представлено главным образом учение о триедином Боге, важное для понимания богословия доникейской эпохи.

Квинтэссенцией триадологии древней Церкви является «Символ веры» Григория Чудотворца Основные его положения дополняются и раскрываются в «Благодарственной речи Оригену», а также в трактате «К Феопомпу…». Особенный интерес вызывает вопрос о влиянии учения Оригена на богословские взгляды свт. Григория Чудотворца.

Учение о Боге

Согласно свт. Григорию Чудотворцу, «естество Божие неизреченно и неизъяснимо, не имеет подобия ни с чем»; Бога невозможно не только постичь, но даже воспеть достойным образом. Только Сам Бог Слово может исполнить надлежащую меру хвалы Отцу. Свт. Григорий именует Бога первым Умом (Р protoj noaj); такое именование ставит свт. Григория Чудотворца в один ряд с Оригеном и средними платониками и отличает от апологетов раннехристианских, у которых «Умом» называлось Слово. Также подобно Оригену свт. Григорий развивает учение о простоте, однородности, неделимости и неопределимости Божественной сущности, её абсолютном внутреннем согласии и свободе. Вместе с тем свт. Григорий Чудотворец далек от представления, согласно которому Бог, наслаждаясь Своей славой, не имеет никакого попечения о человеческом роде: как мы можем приписывать благость тому, чья благость и щедрость сокрыты от нас? Григорий Чудотворец называет Бога Виновником и Правителем вселенной, Который постоянно промышляет обо всем и печется о людях, как в величайшем, так и в самом незначительном.

Триадология

Термин «Троица» (греч. — trias), впервые встречающийся у свт. Феофила Антиохийского, к времени свт. Григория Чудотворца употреблялся такими церковными писателями, как Ориген, святители Дионисий Римский, Дионисий Александрийский. Для Григория Чудотворца Отец, Сын и Св. Дух суть «Троица совершенная, славою и вечностью и царством не разделяемая и не отчуждаемая». В Св. Троице нет ничего созданного, Она не имеет в Себе ничего рабского или такого, что было бы привнесено впосл. как чуждое Ей и что прежде не существовало, поскольку никогда не было такого времени, когда бы Отец был без Сына, или Сын — без Духа, но Она непреложна и неизменна и всегда тождественна Себе Самой. Выражая в «Символе веры» исповедание единства Божества, Григорий Чудотворец прилагает наименование «единый» ко всем Лицам Св. Троицы, благодаря чему утверждается одновременно как единство Божества, так и различие ипостасей. Бог — прежде всего «Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы, и Начертания вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына единородного». Наименования второго Лица Св. Троицы Словом, Премудростью и Силой, заимствованные из Свящ. Писания, употреблялись именно в таком порядке современниками свт. Григория Чудотворца (святителями Дионисием Римским, Дионисием Александрийским). Определение Слова как «живого» (или «живого и одушевленного») созвучно с представлением Оригена о том, что Божественный Логос отличен от обычного человеческого слова, которое не имеет реального бытия отдельно от человека Origen…

Свт. Григорий Чудотворец выразил вполне определенное для богословской терминологии того времени учение о Сыне Божием, Его ипостасной особенности, Божественном достоинстве и равночестности с Отцом. Сын есть совершеннейшее, живое и одушевленное Слово первого Ума, Премудрость и Сила Самого Отца всего, Истина (Ibidem), Единородное и Перворожденное Слово Отца. Свт. Григорий Чудотворец стремится выразить идею теснейшего единства Сына с Отцом: Он в Нем есть и с Ним соединен непосредственно; Его Сам Отец всего соделал единым с Собой. Он — сущий в Отце Бог Слово. Равночестность Сына с Отцом проявляется, в частности, в том, что только Сын может воссылать непрестанные благодарения Отцу как за Самого Себя, так и за всех. В отношении к миру Сын — Создатель, Царь, Управитель и Попечитель вселенной, неисчерпаемый источник всяческих благ, Предстатель наших душ и Спаситель. Он один может уврачевать наши немощи.

По характеристике Сагарды, если терминология Григория Чудотворца «не отличается богословской точностью не только в благодарственной речи, но даже и в символе, где заметно стремление дать полное выражение своим богословским мыслям посредством возможно большего числа терминов и оборотов, то… его богословские взгляды… не заключают в себе тех отступлений от нормы церковного учения в вопросе о втором Лице Св. Троицы, какие наблюдаются в богословии его учителя».

Согласно свт. Василию Великому, на авторитет свт. Григория Чудотворца ссылались неокесарийские савеллиане: в письме к Анфиму Тианскому они передают слова Григория Чудотворца из «Диалога с Элианом» о том, что «Отец и Сын, хотя в умопредставлении суть два, однако же в ипостаси едино». Однако такое выражение объясняется скорее следствием нечеткой богословской терминологии III в. (в частности, неразличением понятий «сущность» и «ипостась») и полемическим подтекстом (стремление доказать образованному язычнику Элиану, что исповедание трех Лиц Св. Троицы не разрушает единство Божества), чем предполагаемыми савеллианскими тенденциями в учении свт. Григория Чудотворца. Косвенным свидетельством этого служат др. слова свт. Василия Великого, обращенные к неокесарийским христианам: «Ипостасей не отметайте; Христова имени не отрицайтесь; слов Григориевых не толкуйте превратно». Относительно употребления свт. Григория Чудотворца в том же сочинении терминов «тварь» и «произведение» применительно к Сыну, впосл. используемых арианами, свт. Василий пишет: «Много найдешь там слов, которые служат теперь весьма великим подкреплением для еретиков, например: „тварь“, „произведение“ и тому подобные слова; а невежественно выслушивающие написанное относят к понятию о Божестве и многое такое, что сказано о соединении с человечеством».

Сжатым выражением триадологии свт. Григория Чудотворца служит славословие, установленное им в Понтийской Церкви и сохранившееся в ней до времени свт. Василия Великого: «Тебе Богу и Отцу честь и слава с Сыном и со Святым Духом». Против употребления этой формулы в IV в. выступали пневматомахи, видя в ней выражение равночестности Св. Духа с Отцом и Сыном.

Свт. Григорий Чудотворец оказал заметное влияние на богословие последующего времени, особенно на отцов-каппадокийцев. Свт. Василий Великий с ранних лет заучивал изречения свт. Григория Чудотворца со слов св. Макрины Старшей, и подчеркивал, что никогда не изменял понятия о Боге, приобретенного в детстве, но совершенствовал преподанные ему начала. Наиболее яркие выражения «Символа веры» Григория Чудотворца утвердились в догматических воззрениях капподокийцев. Свт. Василий пишет:

Свт. Григорий Богослов приводит слова «Символа веры» в 40-м слове:

В 1-м слове его таинственных песнопений учение об ипостасях Св. Троицы построено по схеме «Символа веры» свт. Григория Чудотворца с употреблением сходных выражений (Родитель, великий Отец Единородного Сына, Единственный Единственного). Свт. Григорий Нисский пишет в 5-м письме:

Также его учение о том, что ипостасной особенностью Св. Духа служит то, что Он «неединородно происходит от Отца и является через Его Сына», воспроизводит слова «Символа веры» свт. Григория Чудотворца. В сб. Doctrina Patrum (VII — нач. VIII в.) «Символ веры» свт. Григория Чудотворца расположен рядом с Никео-Константинопольским Символом веры. Прп. Иоанн Дамаскин повторяет слова «Символа веры» Григория Чудотворца, когда пишет: «Ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово без Духа» Ioan., а в трактате «О Святой Троице» целиком воспроизводит его, не называя имени Григория Чудотворца, как точное выражение учения о Троице, что свидетельствует о высоком авторитете учения свт. Григория Чудотворца в более поздний период.

Творения

Литературная деятельность свт. Григория Чудотворца не была обширной, что во многом объясняется характером и условиями его епископского служения. Выяснение подлинного объёма наследия свт. Григория затруднено отсутствием подробного перечня его трудов в древних памятниках (напр., у Евсевия Кесарийского), а также рукописных сборников творений.

Подлинные творения

Прощаясь с учителем, Григорий Чудотворец произнес торжественное «Похвальное слово в честь Оригена» (In Origenem oratio panegyrica). Свт. Григорий называл его «Благодарственной речью». План и характер «Речи» соответствуют категории прощальных речей. Долгое время это произведение находилось среди рукописей Оригена, его использовали Памфил и Евсевий Кесарийский в защиту Оригена. «Речь» сохранилась в 6 рукописях: 1. Vatic., gr. 386 bombycin., fol. 1a-12b, saec. XIII; 2. Paris., gr. 616, membrac., a. 1339, fol. 2a-18b; 3. Venetus Marcianus, gr. 44, chartac., fol. 1a-13b, saec. XV; 4. Palatino-Vatic., gr. 309, chartac., fol. 1a-18b, a. 1545 (положен в основу издания Д. Хошеля 1605 г.); 5. Oxoniensis Novi Collegii, gr. 146, chartac., fol. 1a-13b, saec. XIV; 6. Venetus Marcianus, gr. 45, chartac., saec. XIV (повреждена). 7-я рукопись (копия 1-й), положенная в основу издания Г. Воссиуса, утрачена. Согласно Кёчау, рукописи 4 и 5 представляют списки рукописи 3, а рукописи 2 и 3 являются списками рукописи 1. Т. о., основная рукопись -Vatic. N 386, лежит в основе изданий Кёчау и А. Крузеля.

«Изложение веры» (Expositio fidei), или Символ веры Григория Чудотворца сохранился в списках Слова свт. Григория Нисского, а также в многочисленных греческих рукописях с надписанием: «Изложение веры по откровению Григория, епископа Неокесарийского», или «Божественное тайноводство святого Григория Чудотворца», и т. п. В позднейших рукописях цитируется под сокращенным названием «Откровение Григория». Существуют 2 латинских, сирийский и славянский переводы. Подлинность Символа неоднократно подвергалась сомнению, однако после исследования К. Каспари она признается (см.: Сагарда. С. 244—281; во 2-й четв. XX в. аутентичность Символа была поставлена под сомнение Л. Абрамовски и М. ван Эсбруком — Abramowsky. 1976; Esbroeck. 1989). В отличие от других древних Символов «Изложение веры» Григория Чудотворца содержит только учение о Св. Троице.

«Каноническое послание» (Epistula canonica) свт. Григория Чудотворца написано по поводу нашествия на Понт варваров после поражения имп. Деция (251) с целью дать руководство относительно того, как поступать с виновными в грубых нарушениях норм поведения среди понтийской паствы.

«Переложение Екклесиаста» (Metaphrasis in Ecclesiasten Salamonis) представляет собой сжатый пересказ Книги Екклесиаста, в основу которого положен перевод семидесяти. Поводом к его написанию, по-видимому, послужило распространение эпикурейско-гедонистических взглядов в обществе во 2-й пол. III в. (к этому же времени относятся комментарии на Книгу Екклесиаста сщмч. Ипполита Римского и свт. Дионисия Александрийского). Большинство греческих рукописей атрибутируют это произведение свт. Григорию Богослову, однако уже Руфин Аквилейский утверждал, что свт. Григорий Чудотворец написал великолепнейшее переложение Екклесиаста.

В сирийском переводе сохранился трактат Григория Чудотворца «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога». В нём обсуждается вопрос о том, как согласовать представление о бесстрастном Боге с Его снисхождением до страданий и смерти.

Сомнительные творения

Послание «К Филагрию о единосущии» в сирийском переводе надписано именем Григория Чудотворца, в греческом подлиннике известно как послание «К Евагрию монаху о Божестве», приписываемое в древних рукописях свт. Григорию Богослову (письмо 243), свт. Василию Великому и свт. Григорию Нисскому. «К Татиану краткое слово о душе» (Ad Tatianum de anima per capita disputatio) содержит основные пункты христианского учения о душе. Николай, еп. Мефонский (XII в.), ссылается на этот трактат в соч. «Разъяснение „Первооснов теологии“ Прокла», которое в свою очередь восходит к трактату Прокопия Газского «Опровержение Прокловых богословских глав» (нач. VI в.). Автором Слова к Татиану здесь называется «великий Григорий Чудотворец». Рукописная традиция относит это произведение к Григорию Чудотворцу и прп. Максиму Исповеднику. Согласно Ж. Лебретону, трактат — компиляция V—VII вв. В пользу авторства свт. Григория выступали Риссель, Дрезеке, Сагарда.

С именем свт. Григория Чудотворца в разных сборниках фрагментов из творений древне-церковных писателей сохранились фрагменты догматического, экзегетического и нравственно-аскетического содержания.

Неподлинные творения

В «12 главах о вере» (De fide capitula duodecim) приводятся анафематизмы еретических воззрений, которым автор противопоставляет правильное, по его мнению, учение. Во 2-й части каждой главы дается более подробное изъяснение сути каждого анафематизма. Сочинение носит антиаполлинарианский характер и находится в тесной связи с 2 книгами «Против Аполлинария», приписываемыми свт. Афанасию Великому. «Подробное изложение веры» сохранилось в греческом оригинале, латинском и сирийском переводах. Долгое время сочинение приписывалось Григорию Чудотворцу, однако уже в древности (начиная с блж. Феодорита Кирского) появились свидетельства того, что оно в действительности принадлежит Аполлинарию (младшему), еп. Лаодикийскому. Содержание произведения — триадология, христология, пневматология — указывает на его происхождение во 2-й пол. IV века.

Особую группу составляют проповеди, приписываемые Григорию Чудотворцу. Известно 11 проповедей (бесед), связанных с именем Григория Чудотворца, однако ни одна из них ему не принадлежит. К ним относятся: 3 беседы на Благовещение (1-я сохр. также в сирийском, армянском, грузинском, славянском, арабском переводах, 2-я — в армянском и грузинском, 3-я во мн. греческих и славянских списках атрибутируется свт. Иоанну Златоусту); «Беседа на святое Богоявление» (сохр. во мн. греческих рукописях, в сирийском переводе приписывается свт. Иоанну Златоусту); «Беседа на всех святых»; «Беседа на Рождество Христово» (сохр. в армянском переводе, греческий оригинал печатается среди творений свт. Иоанна Златоуста); небольшой отрывок «Беседы о Воплощении» (сохр. в той же армянской рукописи, что и предыдущая беседа); «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» (сохр. в армянской ркп., греческий текст — среди неподлинных бесед свт. Иоанна Златоуста под названием «На Рождество Христово»); «Похвальное слово Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии»; «Похвальное слово в честь святого первомученика Стефана» (оба слова также сохр. в армянских рукописях); «Беседа в честь Пресвятой Богоматери Приснодевы» (сохр. в армянском переводе, греческий оригинал совпадает с беседой, атрибутируемой свт. Григорию Нисскому).

Среди приписываемых свт. Григорию Чудотворцу произведений выделяются также заклинательные молитвы над бесоодержимыми, содержащиеся в некоторых греческих и славянских рукописях, в Требнике свт. Петра (Могилы.

Утраченные творения

Свт. Василий Великий упоминает о «Диалоге с Элианом» свт. Григория Чудотворца, текст его не сохранился. Также не сохранились письма Григория Чудотворца, существование которых можно предполагать на основании свидетельства блж. Иеронима.

Славяно-русская традиция сочинений свт. Григория Чудотворца

С именем свт. Григория Чудотворца в заголовке на славянский язык по крайней мере дважды переводилась беседа на Благовещение (1-я), принадлежащая Севериану, еп. Гавальскому. Первый перевод, выполненный не позднее X в. (нач.: «Днесь англьскомь вьпльчениемь петия освещаются…»), представлен в Михановича Гомилиарии. 2-й перевод (нач.: «Днесь ангелскаго полка песьнопения уясняються…») осуществлен в посл. четв. XIV в. в Болгарии или в Константинополе книжниками из окружения Тырновского патриарха св. Евфимия в составе т. н. Студийской коллекции и содержится в большом числе южно- и восточнославянских рукописей. Кроме того, в южнославянских минейных Торжественниках кон. XIV—XVI в. с этим именем встречается «Беседа на Рождество Христово» (нач.: «Радуйтеся о Господи всегда. С Павлом бо ликовствуя пакы реку: „Радуйтеся“, вам присно еже радоватися…»), переведенная, вероятно, также в составе Студийской коллекции (греческий оригинал не изв.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *