Икона Христа

Христос Пантократор из Синайского монастыря, сер. VI в.

Доска, восковые краски 85×45 см
Монастырь Св.Екатерины, Египет

Христос Пантократор из Синайского монастыря (Спас Синайский) — икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий.
Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, символизирует двойственную природу Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.

Монастырь Святой Екатерины
Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين‎‎
— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в VI веке в центре у подножья библейской горы Хорив (современной Синай).
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины.

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой Купины. Первые монахи в той местности были отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено.

На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принес полученные им от Бога законы…

— Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527».

Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.
Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости — длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…

— Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и ее окрестностей


Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда, выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был скреплён отпечатком руки Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле).
…да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских.

Охранная грамота Мухаммеда

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.
В период крестовых походов в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.
Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны.

В 1682 году синайским архиепископом Ананией была начата компания по передаче монастыря под покровительство России. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

Базилика Преображения

Главный храм монастыря, трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них». В каждой из двенадцати колонн, в специальных углублениях хранятся мощи святых.

Главным украшением базилики является мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Часовня Неопалимой Купины

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем. Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений, её упоминает в конце IV века паломница Сильвия в своём рассказе о Святых местах Востока.
Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. На плите сохранилась греческая надпись: «Помяни, Господи, раба Твоего, смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в Святой Купине».
Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила. Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной их террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале ХХ века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Оссуарий и кладбище — расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в IV веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.

Библиотека

Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось. Книги были навалены кучами в полном беспорядке.
Такая обстановка способствовала разграблению собрания, в частности из монастыря был вывезен Синайский кодекс, один из древнейших текстов Библии.

В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания.

Собрание икон

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в IV веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию и с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств в Киеве.

Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».

Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла.



Христос, попирающий зверей. часовня архиепископа в Равенне.

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы — Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор («Вседержатель») и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.

Христос — Добрый Пастырь


Раннее изображение Христос — Добрый Пастырь.

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

Деревянные двери церкви Санта Сабины


Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

Христос, попирающий зверей


Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

Исцеление истекающей кровью женщины


Раннее изображение Христа в римских катакомбах.

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

Исцеление парализованного человека


Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

Мадонна с младенцем


Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

Добрый Пастырь


Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

Мозаика в храме св. Марии


Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

Распятие на пластинке из слоновой кости


Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

Граффито Алексаменоса


Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.


Рождество — прекрасное время, чтобы вспомнить про 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа — важнейшая икона в каждом доме. Это изображение Самого Бога, воплотившегося и принявшего Крестную смерть ради людей.

Есть ряд иконографий Иисуса Христа, известно множество чудотворений от Его древних и новых икон. Каково значение иконографического типа Христа Спасителя Вседержитель, как молиться Господу?

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Икона Вседержитель — сила Божия

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.

Образ Христа Вседержителя — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.

Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.

Также если у Вас будет желание у нас на страницах Вы можете купить икону Спасителя, или же купить икону Господь Вседержитель!

Господь Бог Вседержитель — великая икона

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш».

Икона Спасителя — как молиться Господу

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва.

Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:

• Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах;
• Молитесь в опасности;
• Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей;
• Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться;
• Молясь об исцелении в болезни;
• Обращаясь к Нему во внезапной опасности;
• Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль;
• Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Читать молитву Иисусу Христу можно на русском языке онлайн по тексту ниже:

Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя

Главные православные молитвы «Отче наш» и «Верую» читают в большой опасности, в трудных обстоятельствах, когда человек сильно тревожится, нервничает из-за ситуации. Например, остро стоит вопрос с жильем, не дают вовремя зарплату, никак не сесть за дипломную работу. Самое время помолиться — молитвой вы не только попросите Господа о разрешении ситуации, но и успокоитесь сами, и тоже при помощи Божией. Ситуации длительного стресса вызывают серьезные трудности с психикой человека, поэтому нужно не откладывать молитвенное правило — в его действенности уверены даже психологи.

«Верую» — это то, во что должен искренне верить каждый православный христианин.

Да хранит Вас Господь и Спаситель наш Иисус Христос!

А. И. Долгова
(СПбГУ)

Об истоках и символике иконографии»Лабиринт духовный»

Иконография «Лабиринт духовный» относится к символико-догматическому направлению в иконописи. Богословско-догматическое и иллюстративное начала начинают доминировать в иконописи с середины XVI в. Именно с этого времени исследователи отмечают поворот в развитии русского иконописания: теперь икона часто иллюстрирует тексты молитв, песнопений, служб, стремится доступно изобразить и объяснить сложные богословские понятия. Древние иконографические схемы обогащаются новыми деталями и подробностями. Художественные перемены в иконописи этого времени настолько велики, что теперь икона часто лишь иллюстрация догмата, напоминание о Боге и горнем мире, но не посредник в общении с ним1.
Памятники, относимые исследователями к «символико-догматическому» направлению, охватывают новый круг сюжетов и тем, связанных с толкованием богословской и иного рода литературы, и часто носят назидательный и иллюстративный характер. К числу такого рода памятников относятся иконы «дидактического» направления, возникшие в конце XVII — начале XVIII в. Из числа символических икон их выделяет направленность к зрителю, поучительность и иллюстративная разработка содержания.
Начиная с XVII в. можно говорить о разработке и формировании устойчивой иконографии этих сюжетов. Очевидно, что исторические условия позднего времени возникновения этих памятников должны были сказаться и выразиться в особенностях их живописного языка. Будучи связанными с христианской догматикой, они всегда имеют в своей основе литературный текст, догматическое содержание и должны быть соотнесены с литературным или иным источником.

В этой связи меняется сам художественный язык некоторых памятников иконописи. Необходимость наличия большого количества пояснительных текстов делает язык иконы усложненным. Большинство памятников этого круга еще не исследованы. Их иконография и истоки, место в храме не являлись предметом детального изучения. О недостаточной изученности явления свидетельствует и отсутствие единой выработанной терминологии, применяемой специалистами для обозначения этого круга памятников. Так, Ф. И. Буслаев использует термин «богословско-дидактические иконы»2, Н. П. Кондаков пишет о мистико-дидактическом направлении3, О. И. Подобедова называет такие иконы символико-догматическими 4, В. Бычков — символико-дидактическими (symbolish-didaktischen) 5, а В. Д. Сарабьянов — символико-аллегорическими 6. Все это позволяет говорить о начальном этапе изучения икон символического направления как явления: определяется круг памятников, осуществляется их иконографическое исследование, оцениваются их особенности.
В этой связи важным представляется рассмотрение иконографии «Лабиринт духовный» на примере двух памятников. Первый — из собрания Государственного музея истории религии. Второй — из Новоиерусалимского монастыря.
Икона «Духовный лабиринт», находящаяся в Государственном музее истории религии, была написана московским живописцем в конце XVIII в. в традиционной иконописной технике. Ее размеры 54×43,9×3,1 см. Происхождение этой иконы и ее бытование до поступления в музей установить не удалось. Икона «Духовный лабиринт» неоднократно экспонировалась на тематических выставках ГМИРа. Она достаточно хорошо известна специалистам, однако иконографически исследована недостаточно, в каталогах музея 7 ее описание дано схематично, в отдельных случаях даже с ошибочной ссылкой на тексты письменного источника.

Композиционное построение, иконография и колорит

Композицию иконы «Духовный лабиринт» условно можно обозначить как трехчастную. Живописное поле, в обрамлении узких темно-коричневых полей, разделено иконописцем на три неравные горизонтальные части, обозначающие последовательно мир горний, с небесным градом Иерусалимом (верхняя часть), мир земной (центральная часть) и преисподнюю с геенной огненной (нижняя часть). В центре композиции, внутри лабиринта, расположенного в центральной части иконы, на фоне вполне реалистичного пейзажа изображен смертный человек, стоящий на коленях.

Круглый лабиринт, написанный на охристо-желтом фоне, имеет всего один выход наверх. Вниз же, в геенну огненную, ведут несколько путей, соответствующие двенадцати грехам, подписанным под ними: зависть, клевета, убийство, блуд, пьянство, гордость, тщеславие, уныние, гнев, сребролюбие, чревобесие и объедение. Таким образом, к семи смертным грехам (гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние) иконописец, наставляя христианина на истинный путь, добавляет еще несколько. Это расширение списка грехов позволяет нам заглянуть в духовный мир человека того времени и приближает нас к реалиям той эпохи.
Над фигурой, наивно изображенной в центре лабиринта, помещена надпись: «како хочу ити путемъ». По краям лабиринта, по кругу, помещен текст, который можно прочитать лишь частично: «Братие словесемъ врага не веруй твоего дондеже придетъ скорбны <неразборчиво> жития сего. Яко (?) <неразборчиво> пре- бывли животе да с хрсом будеши вовечно <неразборчиво>. Пути твоя гди скажи ми и стезямъ твоимъ научи мя. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене». Четвертая строчка, помещенная по нижнему краю лабиринта, не поддается расшифровке. Литературный источник двух строчек удалось установить: строчка «Пути твоя гди скажи ми и стезямъ твоимъ научи мя» взята из 24-ого псалма8, а «Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене» — из 27-ого 9.
В регистре, посвященном земной жизни, по двум сторонам от лабиринта помещены две сцены — смерть праведного человека и смерть грешника. В левой части душу праведника, изображенную в виде фигурки младенца, принимает ангел Божий, одетый в красные одежды. Праведник изображен как почтенный человек с окладистой бородой. Он одет в темно-зеленые одежды и укрыт красным одеялом. Справа от лабиринта душу умирающего грешника принимает ангел сатаны — уродливое чудище в перьях — в когтистых лапах он держит два свитка, текст на которых неразборчив. Душа грешника также представлена в виде младенца, а сам грешник — в виде безбородого мужчины. Обе сцены помещены на фоне пейзажа, созвучного изображенному внутри лабиринта.
Вход в Небесный Иерусалим оформлен в виде небольшой арки, напоминающей черты западной архитектуры эпохи Ренессанса. В центре верхнего регистра на пышном, барочном троне восседает Иисус Христос в красном хитоне и темно-зеленом гиматии. У его трона на коленях предстоит душа праведника в белых одеждах, которую подводит к Спасителю ангел в красном одеянии. От фигуры Христа исходят золотые лучи божественного сияния. По сторонам от него мы видим изображение самого города, обозначающего рай. Архитектурный стаффаж представлен зданиями разных типов, выполненных в духе архитектуры западного Ренессанса, между которыми размещены зеленые деревца. Общий колорит верхнего регистра можно охарактеризовать как красновато-охристый, наполненный теплом и светом. Дома, арка, небо, трон и хитон Христа написаны фактически одним цветом. На этом фоне ярко выделяются темно-зеленые деревья и гиматий Христа. Для изображения в нижнем регистре геенны огненной иконописцем также использован красновато-охристый цвет, но это уже не цвет тепла и света, которым наполнен Горний Иерусалим, а цвет огня, обрекающего грешников на вечные муки. Сама геенна огненная изображена в виде чудовища с человеческими красными глазами, в огромную пасть которого неизбежно упадут грешники, избравшие неверный путь. Желтые языки пламени в нижней части иконы обозначают преисподнюю, в которую ведут пути греха. Композиционно изображение ада занимает почти всю нижнюю половину иконы.

Пространственное построение

Пространственное построение иконы традиционно. Здесь мы видим использование характерных для иконописи приемов обратной перспективы, которая позволяет обеспечить максимальную обращенность к зрителю. Сюжет разворачивается в одной плоскости и направлен на смотрящего. Изображенное трактовано условно и плоскостно: так изображена геенна огненная, пейзаж, сцены смерти праведника и грешника, архитектурный стаффаж верхнего регистра. Наиболее объемно изображен человек внутри лабиринта и Спаситель на троне. В центральной части лабиринта пейзаж служит фоном, выталкивающим фигурку смертного на первый план, что обеспечено цветовым контрастом: красные одежды человека ярко выделены на темно-зеленом фоне. Похожий прием используется и в верхнем регистре иконы: фигура Иисуса Христа на троне выделяется на фоне Небесного Иерусалима, чем обусловлено особое эмоциональное воздействие на зрителя.
В разработке сюжета ощутимы приемы, сближающие иконное изображение с книжной иллюстрацией и гравюрой. Само изображение лабиринта графично и насыщено текстом, что требует сосредоточения и прочтения, а потому более приемлемо для иллюстрирования текста в рисунке или гравюре и менее подходит для иконы, где надписи-тексты традиционно играют служебную, вспомогательную роль или несут сакральный смысл, лишь дополняя изображение и будучи воспроизведены в сокращении с титлами.

Образная трактовка и смысловая разработка сюжета

Образная трактовка иконы основана на эмоциональном воздействии превалирующего на поле иконы красного цвета. Устрашающий вид пламени и геенны, дополненный перечнем грехов, выразительно обозначенных черным цветом, противопоставлен райскому видению за крепкими стенами чудесного града, вблизи трона самого Спасителя, озаряющего лучами света Небесный Иерусалим, путь в который для смертного человека лежит через жизненный лабиринт и сопровождается молитвами и праведными делами, укрепляющими христианские добродетели.
Важную роль при создании художественного образа иконы играют символы и аллегории. Наиболее сильным эмоциональным воздействием обладает сам лабиринт. Он занимает центральную часть иконы и выделен масштабно: круг лабиринта огромен, а помещенный в его центр человек ничтожно мал. Этот выразительный прием подчеркивает и основной назидательный смысл изображения — человек должен выбрать для себя верный путь в огромном жизненном лабиринте, полном тупиков, трудностей и ложных, греховных дорог. Это изображение первым привлекает внимание зрителя — остальные детали иконы он начинает рассматривать лишь погодя.

Устрашающую и одновременно назидательную роль играет изображение пасти геенны огненной, занимающей нижнюю часть иконы. Оно эмоционально воздействует на зрителя не только благодаря своему яркому цветовому решению, но и угрожающим видом изображенного чудища. При этом важным средством художественной выразительности являются его человеческие глаза.
Тексты молитв, расположенные по внешнему кругу лабиринта в его верхней части, дополняют смысловую назидательную разработку сюжета.
Здесь частично прочитываются фрагменты текстов молитв из псалмов 24 и 27, подкрепляющие библейскими текстами сакральный смысл изображения.
Иконографическая разработка сюжета доходчива для зрителя любого уровня. Наглядное поучение в красках и образах объясняет смотрящему суть христианской добродетели и недвусмысленно указывает пути жизненные, которые выбирает для себя человек.
Сцене смерти праведника, умирающего в преклонном возрасте и сопровождаемого прекрасным ангелом, противопоставлено изображение смерти молодого (он показан безбородым) грешника, над которым, грозный и устрашающий, вероятно, со списком грехов возвышается ангел сатаны. Эти две сцены противопоставлены не только по смыслу, но и композиционно.
Икона делится по вертикальной центральной оси на две противоположные по смыслу части (смерть грешника и праведника); аналогичное по смыслу разделение происходит и по горизонтали (геенна огненная и Небесный Иерусалим). Подобная символическая разработка сюжета дополняется текстом и эмоционально подкрепляется цветовым решением.

Письменные источники, связанные с иконой «Лабиринт духовный»

В основе иконографии иконы «Лабиринт духовный», прежде всего, лежит дидактическое наставление, основанное на христианской морали. Часть текстов, воспроизведенных иконописцем на иконе, напрямую заимствована из Библии, что позволяет говорить о Священном Писании как об основном источнике. Тексты псалмов, приведенные по кругу лабиринта, говорят об избрании этой формы в качестве буквальной иллюстрации центральной надписи «како хочу ити путемъ» и по смыслу раскрывают тему наставления для христианина и испрашивания пути праведного у Господа, чтобы «с Христом прибывати вовечно».

Еще одним вероятным источником следует считать известный в средневековой Руси текст апокрифического «Видения апостола Павла»10, являющегося «одним из древнейших изводов (на христианской почве) сказания о путешествии в загробный мир, в рай и в ад»11. Именно из этого произведения, вероятно, происходят сцены смерти грешника и праведника.
В этом произведении апостол Павел, руководимый ангелом, наблюдает два эпизода — смерть праведного человека и смерть человека грешного: «… тогда увидел он человека при смерти. Это был праведник, человек бедный, который, умирая, обретал покой. Пред ним предстали все дела его, совершенные во имя Божие, и «все житие его”. Душу его принял благой ангел бережно…»12 Некоторое время спустя Павел видит смерть грешника: «когда грешник, проводивший всю свою жизнь в еде и питье, чувствует приближение смерти и все духовные дела обступают его, он начинает горько сетовать и восклицает, что лучше было бы ему не родиться на свете. Грозные ангелы с силой вырывают его душу из тела… Ангел-хранитель в свою очередь, осыпает душу укоризнами…»13
При разработке сцен смерти грешника и праведника иконописец в целом придерживается сюжета «Видения», иллюстрируя его, как и автор литературного произведения, двумя сценами. При этом сцена смерти праведника изображается близкк тексту «Видения», а смерть грешника трактуется немного иначе — как противоположность смерти праведника, почти зеркально воспроизводя ее общую композицию.
В процессе изучения иконы «Лабиринт духовный» удалось найти схожую по иконографии и сюжету икону более раннего периода, датируемую рубежом XVII–XVIII вв., происходящую из Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Во многом эти два памятника очень близки.
Большую часть пространства этой иконы также занимает круглый лабиринт, по своей форме абсолютно совпадающий с изображенным на ранее рассмотренной иконе. Однако он имеет два выхода в Горний Иерусалим. В центре лабиринта в круге символически представлена жизнь человеческая — от рождения и до смерти. На ступенчатой пирамиде изображены мужчина и женщина, проходящие жизненный путь от детства к старости. Над каждой из ступеней указан их возраст. В этом же круге как скелет в короне и с косой изображена Смерть. Справа и слева от нее представлены начало и конец жизни человеческой. Изображение смертного часа человека близко к изображению смертей праведника и грешника на иконе из ГМИРа.
Над лабиринтом в верхней части иконы изображен Небесный Иерусалим. В нем мы видим двух Ангелов Господних, сопровождающих души праведников. Над Небесным Иерусалимом, в облаках, как в своеобразном картуше, помещен Деисус.
Изображения нижнего регистра отличаются от представленного на иконе из ГМИРа: композиционно пасть геенны огненной смещена вправо, а слева изображены поражающие род человеческий греховными страстями и вооруженные мушкетами, баграми и пищалями черти. По своему колориту новоиерусалимская икона является более светлой и разнообразной. Небесный Иерусалим написан нежными светлыми цветами, краски сгущаются и темнеют книзу — левый нижний угол, в котором помещены черти, является самым темным и мрачным на иконе.
На иконе помещены рифмованные строки, а также несколько стихов из Псалтири. Интересно, что здесь приведены те же строки из 24-ого Псалма, что и на иконе из собрания ГМИРа: «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя», что является указанием на использование одного источника. Эти строки Священного писания являются ключевой фразой для понимания иконографии «Лабиринт духовный», указывая на главную тему пути (лабиринта) и выбора. В основе иконографии оказывается идея поиска человеком пути в жизни, а также наставления.
Из сопоставления этих двух памятников следует вывод, с одной стороны, об их сюжетной близости, с другой — об иконографическом различии, вызванном, вероятно, отсутствием устоявшейся иконографии данного сюжета на русской почве, и, видимо о некотором различии источников, послуживших основой для создания икон. Невозможно без специального исследования сказать, какие литературные или изобразительные источники легли в основу новоиерусалимской иконы, но ее дидактический смысл и связь с литературным текстом очевидны. В новоиерусалимской иконе ощутима близость с иконой из ГМИРа. Их смысловая связь свидетельствует о разработке данного сюжета русскими иконописцами в рамках одного временного периода и системе единых живописных и знаковых принципов, характерных для икон дидактического направления XVIII в.

Изображение «Лабиринта»в западноевропейской и русской гравюре

Необходимо отметить, что тема лабиринта как символа пути, паломничества души с земли на небеса, трудной и извилистой дороги в Небесный Иерусалим или пути человека, поддавшегося искушению, в изобразительном искусстве используется с давних времен.
Близкие по смыслу к иконам на сюжет «Лабиринт духовный» изображения мы находим в западноевропейской гравюре XVII в. Вспомним о том, что именно в XVII–XVIII вв. большое влияние на русскую иконопись оказала гравюра, западноевропейские книги образцов и средневековые гравюры с эмблематическим типом мышления.
В западной гравюре мы находим аналоги изображения лабиринта как символа духовных поисков. Таким примером может служить гравюра «Душа пилигрима, ведомая Словом Божьим, в лабиринте духовных исканий», выполненная мастером Германом Гуго Готтселигом в 1622 г.14 На этой гравюре мы видим лабиринт, подобный представленному на рассматриваемых нами иконах, но изображенный с другой точки зрения и в другом ключе. Эти различия можно легко объяснить разницей изобразительных языков иконописи и гравюры. Однако суть содержания не оставляет сомнений в ее близости иконописным «Лабиринтам духовным». На гравюре представлен человек, изображенный со спины, находящийся в центре круглого лабиринта. Еще несколько человек изображены внутри лабиринта, причем один из них оступился и протягивает руку вверх, прося помощи. Назидательный смысл гравюры аналогичен смыслу икон.
Еще один гравированный «Духовный лабиринт» описан в многотомном труде известного русского собирателя и историка искусства Дмитрия Александровича Ровинского «Русские народные картинки»15. В третьей книге, посвященной «притчам и листам духовным», находим следующее описание гравюры «Лабиринт Духовный», находившейся в собрании Олсуфьевых: «Лабиринт устроен в большом… восьмиугольнике; дорожки идут кругом, концентрически, прямыми полосами в 22 ряда: в середине Горний Иерусалим (рай), в нем Святой Дух, в виде голубя… По четырем углам представлены, вверху: 1) приход благоразумного разбойника в рай, 2) Авраам, Исаак и Иаков в раю, а внизу: 3) смерть грешника и 4) грешники в адском пламени. По дорожкам следующие надписи: в верхней половине лабиринта «Тесный путь вводяй в жизнь вечную. Богатство расточи и домы нищих надели и сирот. Отвержися сладких пищей, сухоядение восприми. Престани от пьянства, и возлюби трезвение”. В нижней половине: «пространный и широкий путь, ведый в погибель вечную. … Леность возненавиждь, послушание восприми, аще кто тя ударит в ланиту обрати ему и другу…” На левой стороне: «девство возлюби, блуд возненавиждь. Отвержи скверность, чистоту восприми, престань от зла, покаяние сотвори”. На правой стороне: «престани от злопомнения люби враги твоя в дружбе, отвержися лукавства беды приимай напасти. Мирских сует отвержися, приступи ко спасению”» 16.
В описании этой гравюры мы находим поучительный смысл, выраженный в трактовке, близкой рассматриваемым иконам, с использованием обширных поучительных текстов. Определенно мы можем говорить и о некотором сходстве иконографии. На этой однолистовой гравюре размещены сцены смерти грешника, изображения лабиринта, ада и Горнего Иерусалима. В качестве еще одного примера следует указать гравюру из «Иконологии» Чезаре Рипы17 с аллегорическим изображением мира в виде лабиринта18. В конце этого лабиринта находится скелет (символ смерти)19. Использование символа лабиринта на этой гравюре созвучно его использованию на рассматриваемых нами иконах: это символ мира, жизни, жизненного пути.
Следует отметить, что в изображении архитектуры на иконе «Лабиринт духовный» из собрания ГМИРа можно усмотреть черты западноевропейской архитектуры, что может служить косвенным подтверждением взаимосвязи иконного изображения с гравюрами западного происхождения. Итогами исследования являются наблюдения о связи иконографии «Лабиринт духовный» с конкретными литературными и графическими источниками. В первую очередь, это тексты «Священного писания» и апокрифическая литература, а также западноевропейские гравюры, близкие по сюжету, получившие распространение на Руси в этот период.
Очевидно, что иконография икон «Лабиринт духовный» явилась результатом некого синтеза этих источников. Мы можем говорить о деталях, местами напрямую заимствованных из гравюр и духовной литературы. Тесная связь с литературными и графическими источниками определила особенности выразительных приемов и стилистику рассмотренных икон о чем, к примеру, говорит размещение мастерами большого количества текстов на поле икон и заимствований некоторых изобразительных элементов из гравюр. Все это является иллюстрацией и символом ярких изменений в художественном языке памятников XVIII в. дидактического направления.
Anastasia I. Dolgova
(St.Petersburg State University, Russia)

On the Origins and Symbolism of the Iconography of «Spiritual Labyrinth”.

Примечания

1 Смирнова Э. C. Икона Древней Руси. XI–XVII века // История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2002. С. 155.
2 Сарабьянов В. Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 244.
3 Кондаков Н. П. Русская икона. Т. IV. Ч. 2. Прага, 1933. С. 268–298.
4 Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40-х — 70-х гг. XVI века. М., 1972. С. 21.
5 Byčkov V. Betrachtungen zur Genesis der symbolisch-didaktischen Ikonen in Rußland vom Ende des 15. bis zum 16. Jahrhundert // Die Weisheit baute ihr Haus: Untersuhungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen / Hgg. K. Ch. Felmy und E. Haustein-Bartsch. München, 1999. S. 11–27.
6 Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 164-217.
7 Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии (ГМИР). М., 2006; Paratiisi käsitys uskonnollisissa kuvissa // The concept of paradise in Religious Images. Joensoon taidemuseo (Joensuu Art Museum), 8.6 — 27.8.1995. Saint-Petersburg, 1995; Treasures of sacred art of the State Museum of the history of religion of Saint-Petersburg: London, April 22nd — June 30th 1992. Saint-Petersburg, 1992.
8 Псалтирь // Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1989. С. 544.
9 Там же. С. 545. — В каталогах ГМИРа, приуроченных к проведению выставок, в описании иконы «Лабиринт духовный» ошибочно указано, что текст, помещенный по краям лабиринта, взят из псалма 87 (Treasures of sacred art of the State Museum of the history of religion of Saint-Petersburg: London, April 22nd — June 30th 1992. Saint-Petersburg, 1992. P. 22) и из псалма 37 (Paratiisi käsitys uskonnollisissa kuvissa // The concept of paradise in Religious Images. Joensoon taidemuseo (Joensuu Art Museum), 8.6 — 27.8.1995. Saint-Petersburg, 1995. P. 61).
10 Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы: Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. Т. 2. СПб., 1863; Шепелевич Л. Ю. Апокрифическое «Видение Св. Павла». Ч. 1–2. Харьков, 1891–1892.
11 Батюшков Ф. Д. Спор души… С. 25–26.
12 Там же. С. 28.
13 Там же. С. 29.
14 www.chronologia.org/ord_rus/or06.html
15 Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1881.
16 Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Книга III: Притчи и листы духовные. СПб., 1881. С. 144.
17 «Иконология» Чезаре Рипы — первый иконографический словарь аллегорий и символов. Он был широко известен и активно использовался в эпоху барокко. Большинство персонификаций из «Иконологии» были взяты Рипой из современных ему источников.
18 Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 4. СПб.,
2001. С. 67.
19 Там же.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *