Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Купить православные иконы можно в интернет магазине Rings.Ru

Православная икона Божией Матери
«Владимирская» («Донская»)

Православная икона всегда являлась неотъемлемой частью духовной жизни православного человека и сопровождала его всю жизнь. Образ Божией Матери, Спасителя, Святых приносят в дом спокойствие и мир, объединяют семью, помогают в трудную минуту. Поэтому обязательно рядом с каждым православным должны находиться иконы.
Православные иконы бывают:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

  • Иконы Господа Иисуса Христа;
  • Иконы Божией Матери;
  • Иконы православных праздников;
  • Иконы ангелов и святых.

Иконы Божией Матери

Хотя иконография Божией Матери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление.
«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Божия Матерь отображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной». Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение». Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.

Православная икона Божией Матери

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице. Божия Матерь указывает на Спасителя как на Путь Жизни – в этом смысле Она и является Путеводительницей. Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии с фронтальными изображениями Христа и Богоматери из монастыря Одигон, присланный из Иерусалима Евдокией – супругой императора Феодосия II — его сестре Пульхерии. Монастырь получил свое название, благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту («Одигон» в переводе с греческого означает «поводырь»). Поэтому, что главной святыней этого монастыря была икона Богоматери Путеводительницы.
На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространённых. Он известен в иконах Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира. Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владинира Великого – Анной – и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме. Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни апостолов Спасителя. Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.

Православная икона Божией Матери
«Сладкое лобзание»

На иконе Богоматери Умиление Божия Матерь изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей». Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. Таким образом, го умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.
Многие христиане интересуются, перед какой иконой лучше молиться в определенных нуждах. Традиция молитвенного обращения в разных случаях, безусловно, существует. Например, перед Казанской молятся об исцелении от болезни очей, перед Тихвинской – о здоровье младенцев, Феодоровской – в трудных родах, Смоленской – в путешествии. К Владимирской Божией Матери прибегают просьбой избавить от насилия и междоусобной брани, к Честноховской – о просвещении ума и сердца (для занимающихся умственным трудом), . При этом христианин должен понимать, что через какую бы икону он не обращался к Пречистой Деве с умилением сердца и искренним доверием, он будет услышан. На бесчисленных богородичных иконах изображена Одна и Та же Богородица. Ее бесконечная милость к грешникам и непостижимая святость всем известны. Она покровительствует законному супружеству, матерям и их чадам, охраняет наших детей во всякое время и, особенно, в трудный период их личностного становления. Пресвятая Дева поможет монахам и воинам, начальникам, сильным мира сего и тем, которых не принимает окружающее их общество. Таким образом, не следует непременно искать для ношения ту икону, которая связывается в нашем сознании с помощью в конкретной ситуации, ведь при достижении человеком духовного благополучия и земные его дела приходят в надлежащий порядок.

Иконы Господа Иисуса Христа

Иконы Иисуса Христа в христианском искусстве очень разнообразны: «Спас Благое Молчание», «Спас в силах», «Эммануил», «Пантократор», «Святая Троица». Но самым древним изображением Христа является Его Нерукотворный образ –»Спас Нерукотворный», запечатлевшийся чудесным образом на плате, и переданный эдесскому царю Авгарю Самим Спасителем для исцеления. Существование нерукотворного изображения на плате было одним из самых сильных аргументов против иконоборцев в VIII веке. Нерукотворный образ в храмовой живописи мог иллюстрировать догмат о Боговоплощении. В частности, помещаясь в центральной зоне композиции «Благовещения», что особенно характерно для Византийской Македонии, или сочетаясь с изображением причащения апостолов в алтаре, Спас Нерукотворный воспринимался как символ вочеловечившегося Божества.
Икона «Спас в Силах» изображает Христа в окружении Небесных Сил и четырёх евангелистов. На древнерусских иконах «Спас в Силах» сохраняются основные черты первоначальной иконографии: Восседающий на престоле Господь представлен на фоне так называемой «мандорлы» — условного изображения Божественной Славы. Она имеет ромбовидную и овальную часть, что, соответственно, должно указывать на единение земного и небесного. Композиция символически выражает идею Второго пришествия. Она обычно встречается в алтарных росписях и помещается в Деисусном ряду русского высокого иконостаса.
Греческое слово «Пантократор» обозначает «Вседержитель». Христос изображается с крестчатым нимбом. В руке у Христа — Евангелие или свиток. Господь предстает в этой иконе как Промыслитель о мире, как его Спаситель и Судия. Образ Господа Вседержителя часто можно видеть в куполе православного храма. На Руси одним из самых ранних изображений такого рода является мозаика Софии Киевской: погрудный образ Христа окружен в мозаиках купола апокалиптической радугой, о которой упоминает Иоанн Богослов, говоря о видении Сына Человеческого.
Изображение Христа в виде отрока называется «Спас Эммануил». «Эммануил» означает «С нами Бог». Символическое значение этого образа связано с темой Жертвы: юный Христос в данном случае уподобляется жертвенному Агнцу. После XII века особое распространение получают иконы с образом Эммануила в окружении поклоняющихся Ангелов. Изображаемые обычно с прикровенными руками, Ангелы поклоняются Христу как Жертве. В таких древнерусских росписях Новгорода, как фрески Спаса Нередицы или церкви Благовещения на Мячине, фигура Спаса Эммануила включена в алтарную композицию «Служба св. Отцов».
Сюжет о гостеприимстве Авраама, принявшем у себя в доме Святых Странников, посещение Которых было посещением Божиим, стало символическим изображением Святой Троицы. Символическим оно названо потому, что не все Три Странника, гостившие у Патриарха, были Господом, но только Один из Них, являвшийся Второй Ипостасью Святой Троицы, то есть Богом Сыном. Два других были Архангелами. В древнерусском искусстве сюжет получает дополнительное значение. Икона, написанная преподобным Андреем Рублевым, лишенная всех повествовательных деталей, говорящих о подробностях приема Трех Ангелов в доме Патриарха и о Их благовестии Аврааму и Сарре о рождении первенца, сделалась эталоном для художественного иносказания о Святой Троице. В иконе это иносказание передано через особые символы: слева изображены палаты — это эмблема Бога Отца, древо в центральной части иконы напоминает о Крестном Древе Бога Сына, высокая гора, изображенная справа, — символ возвышенного горнего бытия Св. Духа, названного в молитве к «Утешителем».

Иконы православных праздников

Цикл из двенадцати праздников входит в изобразительное искусство постепенно. Праздники делаются распространённой темой в изобразительном искусстве лишь период после восстановления иконопочитания в IX веке. В Х-ХI столетиях в интерьере церкви стали помещать сначала от четырех до восьми композиций, а затем двенадцать праздников. Классический праздничный цикл XI века в Византийском искусстве включал Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение (Сошествие во ад), Вознесение, сошествие Святого Духа и Успение Пресвятой Богородицы. Эта последовательность впоследствии стала расширяться за счёт Страстных сюжетов и сцен жития Божией Матери матери и Её родителей.
«Благовещение» по-гречески звучит как «Евангелие». Действительно, день Благовещения Пресвятой Богородицы открывает новую историческую эпоху, с него начинается земная жизнь Иисуса Христа, соединившего в Себе две природы — Божественную и человеческую. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии благую весть о рождении от Неё Спасителя мира, приветствуя Её словами: «Радуйся, Благодатная».
На иконах Рождество Христово Вифлеемская звезда словно «указует» на Младенца, почти касаясь лучами; нимба. С глубоким чувством благоговения предстоят Христу Его Пречистая Матерь и Ее обручник — Праведный Иосиф, избранный Богом для хранения и защиты Пресвятой Девы. Кажется, что весь мир, ощутив в себе присутствие Божие, замер в ожидании новых чудес. В рождественской народной драме XVIII-XIX вв., принятой у славян, поклонение Младенцу иногда показывалось в виде бесконечного хоровода разных народов, приветствующих Христа национальным танцем: этот фольклорный мотив выражал несказанную радость, охватившую все человечество.

На иконах Крещение Господне представлено Крещение в Иордане. В библейские времена подобное омовение совершалось над теми людьми, которые хотели присоединиться к иудейскому обществу, будучи в прошлом язычниками. Крещение Господне называется также «Богоявлением». Это название показывает, что в момент Богоявления действуют все три Ипостаси Св. Троицы: слышен глас Бога Отца, Бог Сын вступает в Иордан, Св. Дух в виде голубя нисходит на Христа. Не причастный греху, Господь не нуждался в крещении, подобно смертному человеку — он входит в иорданские воды, чтобы освятить их, а вместе с ними и весь мир. На иконе тончайшими линиями показаны иорданские струи и почти прозрачные «кристаллические» горки, нарисованные в соответствии с иконописной традицией.

Иконы Ангелов и святых

Великий сонм святых, предстоящих престолу Божию, во всякое время возносит молитвы Пресвятой Троице. В апостольские времена «святыми» называли всех христиан — верных чад Церкви. Позднее слово «святой», прежде всего, определяло чин мучеников, на что сохранились указания в богослужебных текстах. Еженедельная память всех святых — субботний день. У Господа святых гораздо больше, чем у людей, так как по особому смотрению Божию, Церковью прославлены лишь некоторые из праведников. По подобию Ангельского мира с его иерархией избранники Божии имеют определенные чины святости.

На ступени священства, приобщенной высшему знанию, стоят небесные силы, наиболее близкие Господу (Серафимы, Херувимы, Престолы).
Средний чин ангельской иерархии (Господства, Силы, Власти) Архангелы и Ангелы стремятся к богоподобной деятельности по преимуществу, однако, их деятельность связана не только с общением с вышестоящими Небесными Силами, но и с человеческим миром.
Чины святых, изображаемые на иконах, могут быть сопоставлены со степенями небесной иерархии. Степени священства и богопознания соответствует чин пророков и апостолов. Знание и деятельность, неколебимость в исповедании веры — присуща святителям и мученикам. Богоподобные действия по преимуществу отличают преподобных мужей и жен. На Руси особой любовью издревле пользовались такие святые как Илия пророк, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, св. вмч. Варвара и Параскева, преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий, св. страстотерпцы Борис и Глеб, святой целитель Пантелеимон, Иоанн Креститель и многие другие. Им молились о хорошем урожае, о здоровье скотины, об избавлении от напрасной смерти, просили исцелений для тела и благодати для души.

5.1. Что такое икона?

– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).

Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?

– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?

– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?

– Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.

5.5. Как устроить домашний иконостас?

– При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.

5.9. Зачем иконы освящают?

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.

В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.

5.10. Сколько раз надо освящать иконы?

– Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

– Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

– Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

5.13. Для чего бывают чудеса от икон?

– Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.

Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.

5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

– История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

5.15. Что такое намоленные иконы?

– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.

5.17. Как правильно прикладываться к иконам?

– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.

5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

– К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.

5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

– Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

5.22. Как поступать с найденными иконами?

– В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.

5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

Икона «Млекопитательница». Монастырь святого Герасима Иорданского

В жизни человека, как бы ни складывались обстоятельства и судьба, есть или были родители. Становясь сами родителями, мы порой попадаем в трудные обстоятельства, не знаем, как лучше поступить, и думаем, как бы поступили наш отец или наша мама? Нам, взрослым, тоже нужна поддержка и помощь — как в воспитании детей, так и в отношениях с близкими. Для христианина лучший пример для подражания — это Христос, Богородица и святые угодники Божии.

Реклама

Новости «Сегодня» решили познакомить вас с уникальными и малоизвестными иконами, связанными с жизнью Святого Семейства. Пресвятая Богородица, любящая и заботливая мать и жена, Иосиф — супруг и «приемный земной» отец для Богомладенца Иисуса. Эти образы передают уникальность момента жизни — семьи, материнства и отцовства, детства, заботы и любви, первых шагов и первого опыта. Мы надеемся, что они станут молитвенным окном для общения со святыми, и вы получите скорую помощь, утешение и вразумление для построения христианской семьи.

Редкая икона «Первые шаги Иисуса Христа»: скорая помощница в воспитании детей

Образ Пресвятой Богородицы «Первые шаги» — икона крайне редкая. О ней только недавно узнали современные иконописцы и уже пишут этот трогательный образ. Сюжет, написанный на иконе, очень интересный и необычен тем, что говорит о детстве и юности Христа, тогда как об этом в святых книгах написано крайне скупо. Икона «рассказывает», как на одном из привалов по пути в Египет Спаситель сделал первые шаги.

Необычность иконы еще и в том, что Христос — уже не младенец, каким мы привыкли видеть его в классической иконографии. Спаситель написан трогательным ребенком под пристальным вниманием своей заботливой Матери. Он протягивает Ей Свои ручки, и Она бережно страхует Его в первых попытках самостоятельных шагов.

Икона находится в монастыре святого Герасима Иорданского. Монастырь почитаем Православной церковью и основан еще в V веке на юге Иорданской долины. Грот, в котором подвизался преподобный Герасим, по преданиям, и был тем самым местом остановки Святого Семейства на пути в Египет. Потому неудивительно было предположить, что и икона «Первые шаги» написана именно в этом монастыре.

Реклама

С обителью связано рождение еще одной замечательной иконы. Согласно евангельской традиции, на этом месте в пещере останавливалось на ночлег Святое Семейство (Мария, Иосиф и младенец Иисус). Они спасались бегством от злобы царя Ирода, который приказал убить всех младенцев до одного года, чтобы не допустить появление Мессии. В ту ночь Мария кормила грудью младенца Иисуса. Это событие запечатлено здесь иконой Божией Матери «Млекопитательница».

Также в монастыре сохранилась древняя фреска с изображением Иисуса, Девы Марии и Иосифа. Хотелось обратить внимание на уникальную и важную икону, появившуюся как следствие «вседозволенности» современного мира. Это икона — «Моление (плач) Иисуса Христа об абортах», написанная игуменом Хризостомом. Перед иконой совершают молебен о грехе аборта.

Икона «Первые шаги» — это нежный образ, полный умиления и любви. Перед ней молятся за детей, просят Царицу Небесную защитить их и оградить от всякого зла, о помощи в первых шагах в учебе, в получении полезного и нужного опыта жизни. Такая икона станет идеальным подарком для православной семьи, у которой есть дети, или семейным парам, которым еще предстоит стать родителями. При должном отношении, искренней вере и молитве у этой иконы были случаи исцеления от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Также перед иконой молятся о здравии детей, страдающих различными недугами.

Икона «Первые шаги» не одинока. Икона с таким же сюжетом встречается и в греческой иконографии. Образ сохранился в Леймоносском монастыре на Лесбосе.

Реклама

Редкий сюжет. Икона сохранилась в монастырях Святой земли и Болгарии

«Святое Семейство путешествует»

В православной традиции Иосифу, мужу Марии, отводится скромное место. Поэтому на православных иконах его изображают редко (исключение — сю­жеты, на которых он дол­жен быть обязательно, например на иконе Рождества Христова). Термин «Святое Семейство» взят из западной традиции. Начиная с XVIII века многие западные идеи попали и на православную почву. Яркий пример этому икона «Святое Семейство путешествует». По стилистике она явно католическая, хотя написана православным иконописцем.

Семья. Икона XVIII века

Румынский чудотворный образ: всегда на вас смотрит и умеет предвидеть будущее

Икона «Первые шаги» со Святой земли — не единственная в своем роде. Есть похожая икона и в православном румынском монастыре Сихэстрия Вороней (Manastirea Sihastria Voronei). Различие состоит только в том, что на этом образе Пресвятая Богородица ведет Младенца Иисуса Христа за руку.

Реклама

Уникальность иконы. Впервые в румынской иконографии изображена Дева Мария, держащая Сына не на руках. Этим образом она передает заботу о своем ребенке. Сын полностью доверяет ей, а мать направляет его несмелые шаги. Эта икона показывает нам, почему Мать Господа «более почетна, чем херувимы, и более славна, чем серафимы», потому что именно она направляла шаги «к Тому, Кто заботится обо всем существе».

Эта уникальная икона написана монахом этого монастыря в 1861—1876 гг. Когда мастер начал писать икону, ему уже было 100 лет, а завершил через 15 лет. Интересно, что с тех самых пор икона ни разу не реставрировалась. И по сей день находится в первозданном виде и в идеальном состоянии.

Еще одна особенность ее в том, что Божья Матерь смотрит на верующих, предстоящих перед образом, и где бы вы ни стояли — она смотрит прямо на вас.

Икона считается чудотворной. Монахи рассказывают, что она имеет и дар предсказывать бедствия. В 80-х годах икона предупреждала о землетрясении — начала плакать. Из глаз Христа на иконе текли настоящие слезы! Многие люди говорят о чудесах и исцелениях по искренним молитвам Господу у этой иконы.

Икона. Имеет дар предсказания

Отцовский образ: Иосиф Обручник

Хотелось бы отдельно остановиться на болгарской иконе «Иосиф с юным Христом и столярными инструментами».

История. Иосиф Обручник, как известно из Нового Завета, обрученный муж Пресвятой Богородицы. По прямой линии был из рода Давида-царя, Иосиф жил в бедности в глухом городке Назарете. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало. Был плотником, который стал приемным отцом Христа. Фигурирует в сценах младенчества Иисуса и в некоторых сценах из жизни Девы Марии.

Согласно житию, он скончался в возрасте около 100 лет, скорее всего, вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом. После этого упоминаний о нем уже нет.

Иосиф — это символ самоотверженного, смиренного в своей участи человека. Имя Иосиф Плотник, Святой Иосиф (с иврит. Йосеф-Эль — «да умножит Бог»). 80-­лет­ним стар­цем он был из­бран пер­во­свя­щен­ни­ка­ми хра­ни­те­лем дев­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дав­шей обет без­бра­чия. О во­пло­ще­нии через Нее Сы­на Бо­жия ему воз­ве­стил Ан­гел. Позже по ука­за­нию Ан­ге­ла он бе­жал с Ма­те­рью Бо­жи­ей и Бо­гом­ла­ден­цем в Еги­пет, спа­саясь от ца­ря Иро­да. В Егип­те он жил с Де­вой Ма­ри­ей и Иисусом, за­ра­ба­тывая на Их про­пи­та­ние тру­дом плот­ни­ка.

Благодаря трудам святой Терезы Авильской Иосифа стали почитать святым. Его религи­озный образ можно встретить в искусстве Италии и Испании. Атрибуты Иосифа — это лилия (символ целомудрия); различные столярные инструменты и расцветший прут; он ведет Младенца Христа за руку или держит его на руках.

Земной отец Спасителя Иосиф обделен вниманием, и икон написано не так много. Но его роль в жизни и воспитании Христа велика. Эта болгарская икона есть одним из ярких образов, который олицетворяет отцовскую любовь.
Роль отца в жизни ребенка очень важна. Этот образ поможет родителям, особенно отцам, в воспитании и напутствии детей.

Уникальность. Иосиф обучает Иисуса ремеслу

Напомним, ранее новости «Сегодня» разбирались в том, что нужно знать о таинстве венчания в Православной церкви. Горение свечей показывает искренность намерений супругов жить вместе по Божьим заповедям, а венцы над головами — о мученическом пути и царском наследии.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Источник: Сегодня

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *