Икона победоносец

В Третьяковской галерее завершена реставрация копии фрески XII века «Чудо Георгия о змие». Копию сняли в 1930-е годы в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, реставрация заняла три месяца. Сам шедевр публика сможет увидеть в рамках масштабной выставки «Святая Русь», которая откроется в Москве 26 мая. Рассказывают «Новости культуры».

Фреске «Чудо Георгия о змие» больше 800 лет. Она пережила татаро-монгольское нашествие, несколько войн и чудом уцелела после революции. Советская власть, уничтожавшая в те годы и более ценные произведения древнерусского искусства, все же поддержала инициативу реставраторов делать копии старинных фресок.

«Чернигов, Старая Ладога, Ферапонтов… Мы всегда можем показать, какими были памятники 70 лет назад, и это очень важно, потому что за 70 лет они изменили это состояние», – подчеркивает хранитель Третьяковской галереи Галина Сидоренко.

Подлинные фрески, по словам реставраторов, сегодня в куда более плачевном состоянии, а некоторые просто не сохранились. Как, например, росписи храма Спаса на Нередице. Копии от времени тоже пострадали. Дело в том, что после революции фрески переводили на обычный ватман. В результате – значительные потери.

«И красочный слой осыпался, буквально как чешуйки, по всей плоскости», – поясняет реставратор Людмила Муратова.

Икона «Чудо Георгия о Змие» была написана через 200 лет после Крещения Руси – вот почему так необычна иконография. Привычный образ Георгия Победоносца – святой на коне повергает копьем змея. На фреске из Старой Ладоги у Георгия вместо копья знамя, а змея ведет на поводке царская дочь, которую Георгий и спас от чудовища.

«Русь только недавно приняли христианство, и в данном случае это выражение торжества христианства. То есть Георгий как первый христианин, принявший мучение, побеждает словом своим», – продолжает Галина Сидоренко.

Всего на выставке «Святая Русь», которая пройдет в Третьяковке, будет около тридцати новых экспонатов, которых в прошлом году на выставке в Лувре не было.

«В ближайшие несколько десятилетий повторить по составу эту выставку не удастся. Впервые собираются те памятники, которые никогда не были в одном пространстве, которые никогда не показывались вместе и которые никогда не покидали своих хранилищ», – отмечает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Андрей Воробьев.

В частности, копия фрески XI века «Равноапостольные Константин и Елена» из собора Святой Софии в Великом Новгороде, восьмиметровая подлинная фреска из уничтоженного после революции собора Знамения Божией Матери в Ярославле, а также несколько уникальных икон.

изо

Многие святые ранних веков христианства проходили мученический путь страданий, который привёл их в Царство Божие. Одним из них стал святой великомученик Георгий Победоносец. Римский воин, любимец императора Диоклетиана, который оставил после себя имя жесточайшего языческого правителя и гонителя христиан.

Широкий ассортимент икон Георгия Победоносца представлен в Свято-Покровском храме — https://ikonaonline.ru/collection/georgiy-pobedonosets

Значение иконы Георгия Победоносца

Икона для православного христианина представляет святыню, с помощью которой душа молящегося перед ней человека настраивается на духовную связь. Икона святого Георгия Победоносца передаёт образец настоящего христианина, принявшего мученический венец за Имя Господа нашего Иисуса Христа. Святого Георгия изображают в нескольких вариантах. Его житие свидетельствует о чудесах, происходящих по его молитвам, поэтому икона великомученика Георгия Победоносца имеет не одну версию.

Жизнь святого великомученика Георгия

Будущий носитель духовных побед родился во второй половине 3 – го столетия в Каппадокии. Это территория современной Турции, которая дала много прославленных святых имён подвижников раннего христианства. Родители, воспитавшие Георгия, были благочестивы, при этом знатны и финансово состоятельны. Георгий Победоносец впитал в себя дух христианства, вдохновляясь живыми примерами веры в Иисуса Христа.

Будущий святой получил хорошее образование. Профессиональной деятельностью он избрал военное дело. Довольно быстро проявился как талантливый воин и получил продвижение по карьерной лестнице, дослужившись до звания тысячника римской армии при императоре Диоклетиане. В войне с персами Георгий проявил особое мужество, и правитель пожелал приблизить доблестного воина к себе, назначив его в личную охрану.

Диоклетиан был ревностным язычником, поэтому его отношение к христианам было жесточайшим. Во всех народных возмущениях он обвинял только их. Когда случился очередной инцидент, загорелся императорский дворец, правитель начал тотальную зачистку христиан. Видя эту несправедливость, Георгий Победоносец, открыто исповедал себя христианином на очередном императорском суде. Диоклетиан пришёл в бешенство, арестовав личного охранника, подвергнув его пыткам. Святого великомученика Георгия колесовали, засыпали известью, травили ядом, но каждый раз его раны исцелялись неведомой мучителям силой. Глядя на эти истязания плоти и духовную силу Георгия, некоторые люди уверовали, за что Диоклетиан их убил. Приведя святого Георгия Победоносца к языческому капищу, и требуя от него поклонения римским богам, он перекрестил статуи и они стали разрушаться. Его снова жестоко били и приговорили к смертной казни через усекновение головы.

На протяжении всех истязаний великомученик Георгий поддерживался ангелами и самим Господом, только так можно было перенести человеческую жестокость и одержимость Диоклетиана. 6 мая по новому стилю приговор выполнили. Этот день Церковь и православные христиане почитают духовный триумф святого великомученика Георгия Победоносца.

Описание иконы

Иконописное изображение святого Георгия часто представляет Победоносца на белом коне, в военных доспехах, копьём поражающего змея. Образ доблестного воина христианина облачён в рубаху, кольчугу и плащ. Военную форму римского военного начальника. Змей символизирует историю чуда спасения местных жителей от нападений чудовища. Господь неоднократно прославлял имя святого Георгия посмертно, чтобы люди уверовали в Иисуса Христа.

Так же есть икона, где великомученик Георгий Победоносец изображается как сотворивший чудо избавления из плена отрока. Родители мальчика, похищенного агарянами, молились о возвращении сына. В день почитания святого Георгия отрок был им возвращён, рассказав, что некий воин на коне, забрал его у похитителей и таинственным путём перенёс домой.

Редкая икона, изображающая святого Георгия как великомученика, показывает его сидящим на троне, и получающим венец от ангела. Или в другом исполнении святой подаёт свою усечённую главу Господу со свитком, на котором написано: «посмотри, что сотворило беззаконие, о Слово, эта глава ради Тебя, отсечённая”

Чудо, сотворенное божественным образом

Икона Георгия Победоносца, где святой поражает змея, свидетельствует об одном посмертном чуде, которое он сотворил по воле Бога. Местные жители небольшого селения возле Бейрута находились в панике от атак неизвестного речного чудовища. Оно уничтожало людей, наносило ущерб всему окружающему. Каждый раз жителям приходилось приносить по жребию кого – то в жертву из детей. Однажды он выпал, дочери управляющего, её привели на жертвенное место, оставив ждать своей участи. Когда чудовище стало приближаться к очередной жертве, неожиданно появился всадник на белом коне, и поразил нечисть со словами: «веруйте в Иисуса Христа”. Так жители, приняв крещение, стали христианами и прославляли святого Георгия Победоносца.

Когда устраивают день почитания Георгия

В церковном календаре несколько дней почитания святого великомученика:

  • 6 мая — день памяти святого Георгия Победоносца;
  • 16 ноября — освящение храма в Лидде в IV веке в честь святого Георгия;
  • 23 ноября – колесные муки святого Георгия Победоносца. Эта дата особо почитается в Грузии;
  • 9 декабря – поминается освящение храма в честь святого Георгия в Киеве князем Ярославом Мудрым. Князь считал его своим небесным покровителем.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

Жизнь великомученика Георгия Победоносца повествует, какой ценой был получен венец святости, чтобы верующие люди могли иметь возможность получать помощь святого угодника Божьего. В первую очередь, Георгий Победоносец — попечитель воинов. Но святые не имеют «узкой специализации”, поэтому обращаться за помощью можно в любых ситуациях, где требуется небесное покровительство. Святого Георгия просят о помощи и в сельском хозяйстве, и в исцелении болезней, и в опасных обстоятельствах. Главное понимать, что икона без молитвенного общения со святым, чудеса не творит. Только искренняя горячая вера, чистое сердце и благодарность Господу даёт возможность получать помощь Его святых помощников.

Молитвы святому Георгию

Молитвенные прошения великомученику Георгию Победоносцу содержат просьбы обо всём, что необходимо для богоугодной жизни на Земле. Молящийся человек просит о прощении грехов и милости Господа, о защите от врагов, а так же о посмертной поддержке грешной души. Молитвы учат нас уповать на человеколюбие Творца и соблюдать христианский образ жизни, помня о примерах святых. Подвиги святого Георгия Победоносца укрепляют веру, дают надежду и опору духу православных христиан. Обращение к святому, сказанное своими словами от чистого сердца, тоже является молитвой, как и слова молитвенных текстов.

Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Возможно вам также будет интересно — Николай Гумилёв. «Георгий Победоносец». Читает Константин Хабенский

Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

«Герой пронзает гада» – русские поэты о святом Георгии Победоносце

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва

а иконах великомученик Георгий, как правило, изображается в виде всадника на белом коне, поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого. Образ, посвященный чуду о змие, сложился в XII веке. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу, и которая была спасена святым воином. Наряду с иконами Георгия-всадника, на Руси большое распространение имели деревянные резные скульптуры, воплощающие этот сюжет.

Немало икон, на которых святой Георгий представлен как воин, — тогда он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Но святой Георгий может изображаться не только как воин или всадник, но и как мученик — в хитоне и плаще, с крестом в руках.

В поствизантийский период появилось новое изображение в иконографии святого Георгия — Кефалофорос, то есть, «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Представляем вашему вниманию некоторые из изображений святого великомученика Георгия Победоносца.

1. Икона вкм. Георгия. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва.

2. Икона. вкм. Георгия. 1130-1140 гг. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

3. Вкм. Георгий. Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Посл. четверть XII в. Старая Ладога.

4. Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай.

5. Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

6. Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, СПб.

7. Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

8. Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

9. Чудо св. Георгия о змие. 60-е годы XV в. Москва. Государственная Третьяковская галерея, Москва

10. Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

11. Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва.

12. Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. Государственный исторический музей, Москва.

По материалам сайта «Православие и мир»http://www.pravmir.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *