Икона собор оптинских старцев

Собор преподобных Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев, церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских

Память 11 октября, 10 октября (РПЦЗ )

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

В 1990 году «Со­бо­р пре­по­доб­ных отцев старцев, в Оптиной пустыни просиявших» был прославлен и внесён в календарь РПЦЗ

26-27 июля 1996 года 13 оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября.

10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В Собор входят:

В Службе преподобным отцам Оптинским (1990 г., РПЦЗ) в четвертом тропаре первой песни канона упоминается ещё один подвижник — преподобный Феодор Свирский (+ 1822): «Слезáми мно́гими и ско́рбным житиéм Фео́дор, и́нок Сви́рский, зла́я претерпе́, обáче твeрд и кре́пок сый умо́м, в боле́знех сы́на Льва духо́вно породи́». При этом его имя отсутствует в канонизационном акте .

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколе́бимии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вшии/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вшии,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е оте́чество ва́ше в правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Введе́ния пресла́внаго оби́тель,/ О́птина пу́стынь достоблаже́нная,/ при́сно упова́ющая на ми́лость Богома́тери,/ наполня́ема реко́ю, теку́щею в живо́т ве́чный,/ возрасти́вше чу́дное дре́во ста́рчества,/ уподо́билася еси́ гра́ду, соше́дшему с небе́с,/ иде́же Бог обита́ет с челове́ки,/ отира́я с оче́й их вся́кую сле́зу,/ те́мже возлику́ем, бра́тие,/ Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего воспои́м/ и Влады́чицу Ми́ра Пречи́стую Де́ву воссла́вим,/ я́ко дарова́ нам приста́нище во спасе́ние// и наста́вников отце́в преподо́бных.

Кондак, глас 3

Вои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Пу́стынь О́птину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́нии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческаго ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́ннныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блющияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждующим и немощны́м спостра́даша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́ющее,// мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.

Ин кондак, глас 1 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Кре́пкаго ко́рене мона́шеского жи́тельства /о́трасли благоче́стия яви́лися есте,/ преподо́бнии отцы́ О́птины пу́стыни,/ и я́ко многопло́дный вертогра́д возрасли́ есте́,/ пита́юще дара́ми своея́ свя́тости/ а́лчущия и жа́ждущия пра́вды Бо́жия,/ осеня́юще Оте́чество на́ше правосла́вное/ моли́твами и предста́тельством пред Престо́лом Бо́га Вы́шняго./ Те́мже приле́жно взыва́ем вам си́це:/ не оста́вите нас в ско́рбех и боле́знех,/ ча́ющих от вас по́мощи// и избавле́ния от вся́ких бед и напа́стей.

Использованные материалы

  • Из слова патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских, Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996:
  • «Преподобный Макарий Оптинский,» страница православной энциклопедии Азбука веры:
  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 896 (тропарь, кондак):
  • Служба Оптинским старцам (Россия) // Блог священника Максима Плякина (ин тропарь, ин кондак, Оптина пустынь):

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013 // Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго ИЛАРИОНА Митрополита Восточно-Американскаго и Нью Іоркскаго. — С. 136; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), .

«Диакон Максим Плякин, Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ», страница ЖЖ пользователя sobor_voronezh, .

ул. Космонавтов, 24

Храм Оптинских старцев принадлежит Свято-Серафимовскому приходу г. Минска, построен в 2003 году по проекту архитектора Судиловской. Торжественное освящение храма произошло 3 августа 2003 года.

Храм Оптинских старцев, ул. Космонавтов, 24. Фото из газеты «Белорусская деловая газета», № 78 от 10.09.2003 г.апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

При приходе работают Воскресная школа, библиотека.

апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

Церковь хранит святыни православия — частицу мощей св. Николая Мирликийского в иконе святителя — копии Барской, освященной на раке с мощами св. Николая в г. Бари в Италии, частицу мощей св. Серафима Саровского, святые мощи сорока угодников Божиих.

апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

Жертвователями подарены храму иконы 18-19 вв., представляющие художественную и историческую ценность — св. Вассы Иерусалимской, Явление Богородицы св. Сергию Радонежскому, Николая Чудотворца.
Списки икон в храме — Божией Матери — «Неупиваемая чаша», «Казанская», «Всецарица», «Державная», «Млекопитательница», Троица, святых — Евфросинии Полоцкой, Сергия Радонежского, Владимира, Александра Невского, Иоанна Кронштадского, Оптинских старцев, целителя Пантелеимона написаны художником-иконописцем Олегом Хомутовым. Совсем недавно этим художником написан образ Св. блгв. Петра и Февронии, покровителей семьи.

Представление о внутреннем убранстве храма дают приведенные ниже фотографии Тимура Кабуша, сделанные в Вербное воскресенье 05.04.2015.

05.04.2015 Фото Тимура Кабуша05.04.2015 Фото Тимура Кабуша05.04.2015 Фото Тимура Кабушаапрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г. апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г. апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г. апрель 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

Настоятель прихода протоиерей Александр Ширитон в 1999 году благословил создание при церкви сестричества Св. страстотерпицы Александры и молодежного центра Св. Серафима Саровского. Их деятельность направлена на участие во всех делах прихода, оказание посильной помощи больным и нуждающимся. В храме располагается паломнический отдел Белорусской Православной Церкви.

Людно у церкви в Вербное воскресенье. Фото Тимура Кабуша, 05.04.2015 Молитва оптинских старцев Молитва оптинских старцев

ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ (напечатано по благословению Преосвященного Лавра Архиепископа Сиракузского и Троицкого

—————————————-
СЕРАФИМОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В Минске, на улице Космонавтов ведется строительство Свято-Серафимовской церкви (приход находится по улице Рафиева, 95). Возводится она в честь одного из самых почитаемых святых Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 г. в Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафьи. В крещении наречен Прохором. От рождения он был избранником Божьим. Господь сохранил младенца невредимым, когда он упал с колокольни храма, который строили его родители; отроком во время тяжелой болезни по молитве пред иконой «Знамение» он был удостоен явления Божией Матери.
Семнадцати лет он решил стать монахом. Прощаясь с матерью, поклонился ей в ноги и испросил родительского благословения. В 1786 г. он был пострижен в монахи с именем Серафим («Пламенный»), а год спустя посвящен в сан иеродиакона. Через 6 лет его как достойного рукоположили в иеромонахи, и некоторое время он непрерывно служил. Но призванием отца Серафима была безмолвная жизнь. Известно, что преподобный Серафим тысячу дней и ночей простоял в молитве на камне. Днем — в келье, ночью — в лесу…
25 ноября 1825 г. в сонном видении Пресвятая Богородица повелела Серафиму выйти из затвора для врачевания немощных душ человеческих. Господь даровал преподобному дары исцеления, прозрения и чудотворения.
Двенадцать раз удостаивался святой Серафим посещения Царицы Небесной. Последнее из них последовало за несколько месяцев до его кончины. Пресвятая Дева принесла ему благое известие: «Скоро, любимче мой, будешь с нами». Утром 2 января 1833 года святой Серафим умер. В 1903 г. его причислили к лику святых, и были обретены его честные мощи.
Много дивных чудес совершил преподобный Серафим во славу Господа. Множества сподобился откровений и пророчеств о судьбе России и Церкви, о последних временах. Он провидел открытие его мощей с великим торжеством при участии царя Николая, революцию, убиение царской семьи, небывалое кровопролитие и страдание русского народа.
11 января 1991 г. в Петербурге после долгих лет их сокрытия были вторично обретены честные мощи святого Серафима.
Они находятся в храме Святой Троицы в Дивеевской обители. Много помощи верующие люди получают от святого Серафима и в наше время.

В конце 2006 года в обитель была доставлена икона «Собор преподобных старцев Оптинских», а также благословение Оптинской обители – частицы мощей этих угодников Божиих.

Икона была написана мастерами-иконописцами г. Козельска. В иконе удивительным образом сочетаются портретное сходство старцев и строгая каноничность изображения.

В 2007 году частицы мощей были размещены в специально изготовленном для них ковчежце, и с этого времени святыня находится в храме монастыря и доступна для поклонения верующим.

Преподобные старцы Оптинские

1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….

5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

История канонизации

1988 год — по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

26 — 27 июля 1996 года — тринадцать оптинских старцев причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с обшим соборным празднованием 11 (24) октября.

10 июля 1998 года — обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

2000 год — решением Архиерейского собора Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.

Расположение на иконе

СЛЕВА

Нижний ряд (слева направо): Прп. Моисей, прп. Амвросий

Второй ряд (слева направо): прп. Иосиф, прп. Антоний

Третий ряд (слева направо): прп. Исаакий I, прп. Нектарий

Вверху: прп. Никон

СПРАВА

Нижний ряд (слева направо): Прп. Лев, прп. Макарий

Второй ряд (слева направо): прп. Анатолий, прп. Варсонофий

Третий ряд (слева направо): прп. Иларион, прп. Исаакий II

Вверху: прп. Анатолий младший

День памяти: 11 / 24 октября

Тропарь, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Церковь стала праздновать Собор Оптинских старцев cовсем недавно: преподобный Амвросий Оптинский был канонизирован Поместным Собором в 1988 году, и лишь в 2000 году еще 13 оптинских преподобных были причислены к лику святых. Память святых старцев Оптинских отмечается 11 (24) октября.

Многие, вероятно, зададутся вопросом: почему память преподобных празднуется в один день? Ведь многие из них даже не видели друг друга при жизни. Но всех их объединяет преемственность служения Господу и благодать древней пустыни.

Откуда появилось название «Оптина пустынь», не совсем ясно. Наиболее вероятной представляется версия о том, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые носили название Оптиных. Расположена пустынь на берегу Жиздры вблизи древнего города Козельска. Именно этот город был прозван татарами «злым городом» после его героической семинедельной обороны в 1238 году, когда все жители были убиты и, по преданию, двухлетний князь Василий утонул в крови.

Видимо, история монастыря начинается еще в XV веке. Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка (к примеру, в 1773 там осталось только 2 монаха), но в 1821 наступило ее возрождение после устройства владыкой Филаретом (Амфитеатровым) Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. С тех пор Оптина пустынь стала «духовной санаторией многих израненных душ», как определил ее отец Павел Флоренский: там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором. Оптина пустынь и прославилась именно как обитель, в скиту которой просияли духовные старцы.

Что же такое старчество? Достоевский в «Братьях Карамазовых» определял старчество как огромную силу, которую получает человек, отдавая полностью свою волю другому, отказываясь от своей воли к жизни. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование учеником старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли. Наряду с откровением помыслов очень важно полное и неукоснительное послушание ученика старцу. Старец же, обладающий дарами рассуждения и «различения духов» (видения самых скрытых корней греха), а часто и прозорливостью, чудотворением, пророчеством, как искусный духовный врач дает ученику наставления, через которые открывается непосредственно воля Божия. Во всем следуя советам старца, ученик постепенно обретает терпение и смирение, очищается от греховных помыслов и приобщается благодати Божией, руководящей отношениями старца и ученика. Всю свою жизнь старец отдает Господу, и отсюда эта жертва любви к каждому ученику, и просто к каждому ищущему помощи и наставления человеку.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из шести человек: о. Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о. Антония (Путилова), о. Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона. Однако первым великим оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), прибывший в скит в апреле 1829 года. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие часто в далеких российских губерниях. Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году.

Многие известные деятели науки и искусства побывали в Оптиной пустыни; и доныне целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Федор Михайлович приехал в Оптину пустынь после смерти сына Алеши, и множество деталей в романе «Братья Карамазовы» возникло под впечатлением от поездки, а прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий Оптинский. После посещения обители был написан «Отец Сергий» Льва Толстого, а родная сестра писателя, М. Н. Толстая, стала настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. А Гоголь, на всю жизнь сохранив воспоминание о благодатной пустыни, писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участье к человеку больше…»

Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы.

Старчество — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *