Икона церковь воинствующая, фото

«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Предполагаемым автором иконы считают московского митрополита Афанасия. Икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля возле царского места. В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Перед началом Казанского похода митрополит Макарий обратился к его участникам с посланием, в котором воинам, павшим на поле брани, он обещает: «по реченному Господню словеси второе мученическое крещение восприимет пролитием своея крови… и восприимет от Господа Бога в тленных место нетленна и небесная и в труда место вхождение вышняго града Иерусалима наследие». Изображение на иконе вхождения войска в Небесный Иерусалим точно соответствует тексту послания Макария. Позднее митрополит в своём послании в Свияжск сравнивает подвиг русского войска при покорении Казани с подвигом христианских мучеников и исповедников.
В правой части иконы изображён горящий город, отождествляемый с Казанью, покорённой Иваном IV во время его похода 1552 года. Некоторые исследователи видят в очертаниях горящего города главную мечеть Казанского ханства — Кул Шариф, разрушенную Иваном Грозным. От него движется многофигурная процессия конных воинов, направляющихся к Небесному Иерусалиму, изображённому в левой части иконы, в образе которого представлена Москва.

Верхний ряд воинов возглавляет князь Дмитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают Александр Невский и Георгий Победоносец. … Идентификация связана с перечнем святых, почитающихся покровителями русских воинов, которые были указаны в послании митрополита Макария в Казань.

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.

«Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)
«Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду — фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы — это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « «. Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » — мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина — крест и венец — постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: » » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы » «, тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа » «, песнопениях » «, » «.

Процессия воинов. Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)
Процессия воинов. Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва — Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Лит.: Муратов П. П. Два открытия // София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая» // СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в. // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI — нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя») // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели // Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания // ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

Н. В. Квливидзе

Икона «Церковь воинствующая» — святой образ «Благословенно Воинство Небесного Царя» отображает исторический путь становления православия в Руси.

«Церковь воинствующая» — название иконы, данное святому лику современными искусствоведами.

Предыстория появления святого образа

Царь Иван Грозный заказал написание иконы после Казанского похода, автором святыни предположительно был протопоп храма Благовещения в Кремле, духовный наставник царя Андрей, будущий московский митрополит Афанасий.

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного», автор — митрополит московский Афанасий, 1552 г.

Название иконы взято с первых строк мученической стихиры, исполняемой на утреннем служении в понедельник:»Благословенно воинство небесного Царя». В стихире подчеркивается идея о том, что только пострадав за Христа, можно стать воином небесного воинства.

Редкие иконы с изображением Христа:

  • Икона Иисуса Христа «Царь Славы»
  • Икона Господа «Спас Благое Молчание»
  • Икона «Христос Пантократор»

Долгое время эта икона находилась около Царского места в храме Успения Богородицы.

Интересно! Иоанн Грозный пожелал в одном образе показать преемственность царской власти, начиная от Киевских князей и до Владимирских владык.

Описание иконы

Панорамный обзор иконы позволяет проследить длинный путь становления Руси.

  • На святом образе предводителем православного войска изображен Архангел Михаил, под ним крылатый огненный конь. За Михаилом виднеются ряды воинства. Среди них можно разглядеть знаменитых русских князей. Архистратиг уже практически достиг ворот Небесного Иерусалима, он оглянулся назад, призывая всех следовать за ним.
  • Центральная композиция изображает Владимира Мономаха, далее мы видим Владимира Великого и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

    Икона «Церковь воинствующая» (к взятию Казани)

  • Верхнюю колонну войска возглавляет святой Дмитрий Донской и его покровитель Дмитрий Солу.
  • Войска, нарисованные в нижнем ряду, возглавляются Александром Невским и Георгием Победоносцем. Воины верхнего и нижнего рядов имеют нимбы.
  • В правом верхнем углу изображен город, окруженный огнем. Скорее всего, это Казань, которую Иван Грозный взял в 1552 году.
  • В левом верхнем углу изображен Небесный Иерусалим с образом Пресвятой Богородицы и Младенца. Младенец Иисус Христос подает ангелам венки мучеников для воинов небесного Царя.

Важно! Эта икона подчеркивает, что в XVI веке Русь приняла христианство, видя спасение в вечной жизни и Новом Иерусалиме. Покорив Казань, русское войско показало себя защитником православной веры.

Если рассмотреть икону с эсхатологической точки зрения, то можно увидеть глубокий смысл написания этого святого образа — достичь Святого Иерусалима можно только победив в Последней битве, пройдя через Страшный суд.

Ещё похожие иконы:

  • Икона 12 апостолов
  • Икона «Страшный суд Божий»

Автору святого образа удалось передать идею христианского подвига — победить можно только после гибели.

Лучшие иконы того времени создавались по заказам Строгановых, они создали школу лучших художников, которая со временем стала называться Строгановской.

Икона «Церковь воинствующая» в Тихвинском храме г. Сестрорецка

Уникальностью Строгановских произведений является:

  • красота;
  • поэтичность;
  • виртуозность рисунка;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы.

Художнику в иконе «Церковь Воинствующая» удалось передать ассоциацию судьбы России с судьбой Израиля, подчеркнуть богоизбранность Московского государства и Москвы.

Икона XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *