Икона успение Богородицы

Праздник Успения Богородицы совпадает с концом Успенского поста, который считается строгим. Тому, кто соблюдал пост две недели, можно начинать питаться разнообразной пищей. Но, если же Успение Богородицы попадает на среду или пятницу, то надо подождать еще один день, пишет 24 канал.

Читайте также Маковый, Яблочный и Ореховый: как празднуют в Украине три августовских Спаса

В этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице. Люди просят у Девы Марии помощи и заступничества.

Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы

– После Успения начинается бабье лето, которое продлится весь сентябрь. В древности говорили: «Успение провожай, а осень встречай».

– Если в этот день появилась радуга на небе — осень будет теплой. А хорошая погода на праздник — Бабье лето будет прохладным.

– Много паутины символизирует, что зима будет морозной и малоснежной.

– В этот период украинцы завершают жатву: в полях на Успение оставляли последний сноп, а в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для освящения.

– После праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи и запасали их на зиму.

О чем просят на Успение Богородицы

На Успение верующие идут в церковь и просят у Богородицы помощи и заступничества. Перед иконой Пресвятой Богородицы также молятся:

  • об избавлении от страха перед физической смертью;
  • при болезнях;
  • об укреплении веры.

Молитва к Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честную херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова породившую, сущую Богородицу, Тебя величаем.

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова


Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.
Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Покров Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из
собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва


Богоматерь.
Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7
Копия иконы Гроота, 1749 г.
Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богородица.
Вишняков Иван Яковлевич.
Икона Андреевской церкви в Киеве


Богоматерь с младенцем.
Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.
Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.
Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.
При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал


Богоматерь.
Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144×71.
Икона на сюжет из Апокалипсиса.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.
Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35×25,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.
Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3×36.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дева Мария.
Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Варнек Александр Григорьевич
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.
Виги Антон Карлович. Около 1822 г.
Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.
Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем.
Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба.
Бруни Федор Антонович. 1837 г.
Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем в розах.
Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.
Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь с младенцем.
Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь.
Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.
Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.
Дальневосточный художественный музей

Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1885 г.
Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Богоматерь с Младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.
Виктор Михайлович Васнецов.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.
Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.
Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5
Витебский художественный музей

Богоматерь.
Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.
Частное собрание

Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7
Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн.
Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73
Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.
Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.
Частное собрание

Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5
Частное собрание

Богоматерь «Умиление».
М. В. Нестеров. 1906 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Богоматерь «Умиление».
Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.
Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Знамение».
Нестеров Михаил Васильевич.
Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.
Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец».
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.
В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.
Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Музеи России

Петроградская Мадонна. 1918
Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.
За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

12. Спас Недреманное Око

Середина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 34,5 × 26,5
Оклад
Середина XVI века. Москва
Серебро; басма, золочение, канфарение
Происходит из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря1
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-786/1-2

1 Соловецкий монастырь расположен на нескольких островах Белого моря. В первой трети XV в. здесь поселились первые монахи-отшельники Савватий и Герман, а немного позднее возник монастырь, первым игуменом и строителем которого стал старец Зосима. Расцвет строительной, хозяйственной и художественной деятельности монастыря приходится на XVI в. В это время в монастыре уже существуют собственные иконописные мастерские, объединяющие выходцев из разных художественных центров; сюда поступают многочисленные вклады из Москвы, Новгорода и других крупных центров России.

В кремлевский музей икона вместе со многими другими памятниками была привезена в 1923 г. Н. Н. Померанцевым после закрытия монастыря.

В центре композиции изображен Христос-отрок, возлежащий на красном ложе, которое расположено на верху горы. Поза его символизирует сон, но глаза открыты. Изголовье ложа венчает дерево с широкой кроной, а тонко прорисованные травы и цветы на белом фоне за ним представляют рай. По сторонам от ложа стоят Богоматерь и ангел, держащий в правой руке Голгофский Крест, а в левой — сухую ветвь с цветком на конце. Еще один ангел подлетает к Христу с рипидой, увенчанной изображением херувима.

Источником создания этой сложной композиции были тексты Псалтири и других библейских книг, вдохновлявшие церковных гимнографов. Наиболее ранние изображения датируются XI–XII веками. Наименование композиции в русской живописи указывает на то, что это образ Бога, наблюдающего за миром и хранящего свой народ: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс. 120 : 2–4); «…Он слышит меня со святой горы Своей» (Пс. 3 : 5). Не случайно такие изображения имеют охранительный характер, и в монументальной живописи они чаще всего располагаются над входом в храм.

Покоящийся на ложе Христос изображен спящим и бодрствующим, что символизирует двуединство его человеческой и божественной природы. «Аще и мертв виден был еси, но живый яко Бог возводиши от земли к небесным оттуда падшия, Иисусе» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Известно, что с открытыми глазами Христос изображался в сценах «Распятия» еще в IX–X веках. Заимствованный из Физиолога образ льва, спящего с открытыми глазами, и льва, который рождается мертвым, а затем воскресает, мы находим в Службе Великой субботы, где умирающий и воскресающий Христос сравнивается со львом: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв восставши, отложив старость плотскую» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Вместе с тем в Библии «молодым львом» именуется праотец Иуда, земной предок Христа: «Молодой лев Иуда с добычи, сын мой поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49 : 9). Этот текст читается на великом повечерии Входа в Иерусалим, которое служит введением к службе Страстного цикла. Таким образом, эта сложная композиция в первую очередь посвящена осмыслению смертной жертвы Христа, но она прообразует и ее священное повторение, совершаемое в храме.

Смертное ложе, на котором изображен Христос-отрок, получает значение алтаря, на котором приуготовлена жертва, дающая начало спасению всего мира. О роли Богородицы в деле спасения говорит один из ее символов — процветшая ветвь в руках ангела: «Жезл убо Моисеев древле в змию, Ааронов же жезл в зелено преложися и процвете листвие» (Последование малого повечерия в неделю Ваий. Трипесенец Андрея Критского. Песнь 9). Еще одной темой этой композиции является возвращение рая как следствие крестной жертвы Христа: «Усну Адам, но смерть из ребр изводит: Ты же ныне уснул еси, Слово Божий, источаеши от ребр Твоих мирови жизнь» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии второй). Стоящая рядом с ложем Богородица, как «новая Ева», указывает на тайну Будущего века: «Из Небрачныя прошед, и прободен в ребра, Содетелю мой, из Нея соделал еси обновление Евино, Адам быв, уснув паче естества сном естественным, и жизнь воздвигнув от сна и тления яко Всесилен» (Канон Великой субботы . Песнь 5. Тропарь 3). Ложе, на котором лежит Христос, осеняет «Древо блаженной жизни» (Канон на Воздвижение креста Козьмы Маиумского. Песнь 7. Тропарь 2), к которому открыл доступ крест Распятия. Не случайно поза и жест предстоящего ангела столь похожи на изображение Благоразумного разбойника, первым вошедшего в рай.

Христос Эммануил, «рожденный прежде всех век», призван завершить планы Божественного Домостроительства: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от дел Своих Единородный сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращся воскресение, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стихиры на хвалитех. Глас 6).

Е. Осташенко

<strong>МОСКВА, 28 авг — РИА Новости</strong>. Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник популярен у многих народов и в разных регионах мира называется по-разному. С чем это связано и каков главный смысл торжества — в материале РИА Новости.Известное преданиеНа самом деле, первые четыре века христианство не знало о празднике Успения Богоматери. Более того, об этом событии ничего не сказано в Новом Завете. Вообще, Деве Марии там посвящено совсем немного строк.Зато из поколения в поколение верующие передавали друг другу историю ее жизни после вознесения Спасителя. Согласно преданию, Богородица жила в Иерусалиме и часто молилась на Голгофе, где распяли ее Сына, и у гроба, где Он воскрес. Незадолго до смерти ей явился архангел Гавриил — тот самый, что много лет назад возвестил о грядущем рождении Мессии.»Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время», — сказал ей архангел.В подтверждение своих слов вручил Божией Матери пальмовую ветвь из райского сада и повелел нести ее перед процессией в день погребения.Когда приблизился смертный час Богородицы, в Иерусалиме оказались апостолы. Их, согласно преданию, чудесным образом «восхитили ангелы и на облаках перенесли» в город из тех краев, где они проповедовали.Ученики сильно удивились и спрашивали друг друга, для чего их собрали здесь. Тогда Богоматерь объяснила, что они должны похоронить ее.»Господь, — говорила Она, обращаясь к ним, — привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время», — таковы, по преданию, были ее слова.Когда Матерь Божия скончалась, в горнице «заблистал несказанный свет»: Господь явился, чтобы забрать ее душу в рай. После этого ученики торжественной процессией перенесли тело Богородицы в Гефсиманский сад и положили в пещеру. Именно так в те времена хоронили людей в Иудее.»Поздний» праздникЭта история широко известна среди христиан. Вот только несколько столетий верующие спорили, кем была Богородица на самом деле.На этом фоне появились многочисленные еретические течения, которые занижали ее роль в истории христианства и спасения людей, грехи которых ее Божественный Сын искупил страданиями и смертью на кресте. Конец спорам положили третий и четвертый Вселенские соборы — в Эфесе в 431 году и в Халкидоне двадцать лет спустя.Именно тогда сформулировали догмат о Богородице. Через некоторое время на общецерковном уровне установили праздники в ее честь. Успение (этот древнерусский синоним смерти происходит от обозначений сна — «спать, уснуть») было одним из последних — его начали отмечать в VI веке. Но в церковном календаре этот праздник очень важный. А все потому, что верующие разных культур задолго до богословских споров особо почитали Деву Марию. Об этом свидетельствует тот факт, что ее иконы появились уже в IV столетии.Особое отношение к ней народов привело к тому, что и праздник Успения стал отмечаться под разными названиями. В Византии и Армении он был известен как «День памяти Богородицы». В Западной Европе — «Взятие на небо Марии». А в Египте — «Смерть и воскресение Богоматери».»Первая из простых смертных»Полюбился праздник и христианам на Руси. Наши предки тоже дали ему имя: «Богородичная Пасха».»Это чисто народное название праздника. Его мы отмечаем в том же ключе, что и праздник Пасхи, — смерть и воскресение Христа. Хотя догмата о телесном воскресении Богоматери нет», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.О воскресении Богородицы верующим известно тоже из предания. На ее погребении не присутствовал один из апостолов — Фома. Когда он прибыл в Иерусалим, ученики рассказали о чудесах, которыми сопровождалась кончина Марии. А он усомнился в их словах, точно так же, как некогда не поверил вести о воскресении Спасителя. Он пошел помолиться у гробницы Богородицы, и, отвалив камень от пещеры, не обнаружил ее тела. Это произошло на третий день после ее успения.»Христос — Богочеловек, который воскрес из мертвых. И тем самым Он спас всех нас от смерти. А Богородица — первая воскресшая из людей», — говорит отец Максим.Поэтому праздник так значим для верующих: Бог на примере Своей Матери показал людям, что их ждет в будущем. По христианскому вероучению, перед концом земной истории все воскреснут. И предстанут перед Богом на Страшном суде, где будут держать ответ за все свои поступки.Праведникам, согласно христианским догматам, уготована вечная жизнь. Именно о ней и напоминает праздник Успения, даже его церковнославянское название говорит о «сне». То есть смерть — лишь сон, после которого человек просыпается в новой реальности, в «жизни вечной».»Царствует с Богом»Именно такой посыл, пожалуй, и сделал праздник Успения одним из самых популярных у христиан. Его широко отмечают по всему миру: в Испании католики устраивают трехдневную фиесту, в Армении украшают свои дома, в России собираются за праздничным столом.Кроме того, Успению посвящено множество храмов. На Руси их в разы больше, чем, например, в честь «праздника праздников» — Пасхи Христовой — или во имя Пресвятой Троицы.По словам священнослужителя, чаще всего молятся именно Богородице. Хотя с точки зрения канонов в молитве Богу посредники не нужны.»Матерь Божия каждым верующим христианином ощущается как его собственная мать и заступница. И она в этом плане ближе, к ней обратиться проще: она поймет и заступится. Для простого человека это важные вещи. Хотя догматического объяснения этому нет», — отмечает отец Максим.Восприятие Богоматери как «главной заступницы» в Церкви связывают и с тем, что, согласно вероучению, она «стоит ко Христу ближе всех». То есть «соцарствует» с Ним.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Об Успении Богородицы мы не узнаем из книг Нового Завета. Все, что мы знаем об этом событии, донесло до нас церковное предание. И — иконы.

«Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова и другие апокрифы, труды Иоанна Дамаскина, праздничные каноны — все эти тексты и легли в основу иконографии этого великого праздника, самого последнего в церковном году.
Когда Мария получила от архангела Гавриила весть о близкой встрече с Сыном, апостолы были далеко от Нее. Но, как пишет Иоанн Дамаскин, «тех, которые были рассеяны по всей земле… со всех концов земли в Иерусалим доставило облако, как сеть, которая сгоняет и собирает орлов».

Иконографический вариант Успения, где изображено чудесное прибытие апостолов в сопровождении ангелов, и называется «облачным Успением». По иконописной традиции, разновременные события здесь изображены рядом.

В верх­ней части образа — прибытие учеников Христа, в нижней — прощание тех же учеников с Богоматерью. На иконе мы видим только апостолов от 12-ти, хотя, согласно преданию, прибыли и другие. Но вместить всех и без того подробная композиция не в силах. Интересно, что иконописцы по-разному изображали сами облака. На замечательных русских иконах, таких как «Успение» из Десятинного монастыря, «облачные апостолы» летят в похожих на пещеры или раковины облаках с закрученными краями. Они буквально несутся в Иерусалим. На иных иконах ученики Христовы как бы восседают в небесных лодках.

Единственный апостол, не попавший на прощание, — Фома. Возносясь на небо, Богородица вручила ему свой пояс. Этот эпизод тоже можно увидеть в «облачной» части иконы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *