Иконы александро невской лавры

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца.

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афона (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора пожертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императора Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часовне, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма.

Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.

Вскоре часовня сгорела, и на пепелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом образ Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия).

После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.

Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».

В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы.

12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.

В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».

В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

22 ноября — праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπήκοος — Горгоэпикоос) — древнего чудотворного образа, по преданию написанного в Х—XI веках на Святой горе Афон и сейчас хранящегося в монастыре Дохиар.

На Руси всегда пользовались особой любовью и почитанием списки с афонской иконы. Предлагаем вашему вниманию историю Санкт-Петербургской святыни — иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница»

Образ Божией Матери «Скоропослушница» был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции).

Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца — оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».

Монахи остановились в Александро-Невской лавре, которая стала первым местом, встретившим икону в Санкт-Петербурге (знаменательно, что именно лавра станет, спустя век, местом постоянного пребывания этой святыни).

В это же время в центре города подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, история которой оказалась тесно связанной с иконой Божией Матери «Скоропослушница».

Строилась часовня по инициативе и на средства купцов Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, одного из богатейших в столице, вблизи Невского проспекта на пересечении улиц — 2-ой Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта в память о чудесном спасении Государя Императора Александра II Николаевича в Париже во время покушения на него революционера-террориста 25 мая 1867 года. Ныне это перекресток проспекта Бакунина и 2-ой Советской улицы.

По определению Святейшего Синода монахам была передана Александровская часовня, по ходатайству русского посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева, для сбора пожертвований на восстановление из развалин древнего храма над гробницей святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция). Часовня должна была стать своего рода подворьем, представлявшим в столице Российской Империи город святителя Николая.

В 1879 году в день памяти святителя Николая (6 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий.

Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона. Среди них был и образ Божией Матери «Скоропослушница».

В открытой часовне афонские отцы стали регулярно совершать молебны перед афонскими святынями, в том числе пред образом «Скоропослушница».

Начавшаяся вскоре Русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод. Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.

Осенью 1885 года (по другим источникам — в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Божией Матери «Скоропослушницы».

«…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися… Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга большое впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы, во временное помещение ее на Калашниковском проспекте, потянулись вереницы богомольцев, и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Святую икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Довольно скоро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой».

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул. 10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня. Августейшим Председателем Палестинского общества был Великий князь Сергей Александрович, который принял на себя звание почетного ктитора Мирликийской часовни.

Великокняжеская чета Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы, Санкт-Петербург, 1884 г.

Обществу, к сожалению, несмотря на все попытки, не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая. Этот храм призван был стать странноприимным домом для всех паломников к мощам святителя Николая из России.

Мученическая кончина Великого князя Сергея Александровича, убитого 4 февраля 1905 года террористом И.П. Каляевым, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм — в молитвенную память о Великом князе — почетном ктиторе. Ходатайство это было благосклонно поддержано Великою княгинею Елизаветой Федоровной, высказавшей непременное пожелание, чтобы в молитвах о почившем Великом князе объединена была и память «о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных». По сему ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню», расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковь — в память мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского и святого благоверного князя Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года епископ Нарвский Антоний. Этот храм простоял до 1913 года.

Впоследствии маленькую церковь заменили храмом в новгородско-псковском стиле. Проект, утвержденный Николаем II, составил архитектор С.С. Кричинский, строительство консультировал известный археолог В.Т. Георгиевский.

Церковь святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского при Императорском Палестинском обществе

Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 года на мощах святителя Алексия Митрополита Московского в присутствии великой княгини Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 года он же совершил чин освящения. Храм получил небольшой приход.

Крестовый в плане, одноглавый храм со звонницей, крытый зеленой поливной черепицей, снаружи был украшен резным орнаментом и крестами из белого старицкого камня.

Внутри был расписан в стиле фресок Дионисия — художниками В.А. Плотниковым и В.С. Щербаковым. Четырехъярусный иконостас, обитый серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. В нем находились иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Наиболее чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля.

Убранство храма

Почитателями образа Богоматери «Скоропослушницы» были также царственные мученики. Государыня Императрица Александра Федоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы», ужасно люблю Ея чудный лик».

7 марта 1932 года храм был закрыт, а 20 мая того же года взорван. Убранство вывезено в неизвестном направлении. Чтимую икону «Скоропослушница», хотели передать в музей, но настоятелю храма удалось перенести ее в храм свв. Бориса и Глеба. После закрытия этого храма в 1932 году икона оказалась в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры, оттуда она была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор, а после его закрытия в 1938 году ее перенесли в Князь-Владимирский собор, где она и пробыла около двадцати лет, пока ее не передали в возвращенный верующим Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Об особом значении иконы «Скоропослушница» говорит и следующий факт. В 1922 году, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, приведшая к потере многих святынь, священномученик Вениамин Митрополит Петроградский обратился к властям с просьбой сохранить наиболее чтимые иконы, среди них была и «Скоропослушница». Милостью Божиею она была сохранена.

Все дни блокады Ленинграда, 1941-1944 гг., «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города и являла большое утешение всем, притекавшим к ней. В то время эта икона, обрела исключительное значение и смысл для страждущего города. Во-первых, она была одной из немногих доступных святынь, пред которыми обретали утешение верующие люди. Во-вторых, в условиях блокадного города не было ни сил, ни времени на продолжительные молитвы. И взоры верующих людей устремились к той иконе Богоматери, которую Она Сама нарекла «Скоропослушница».

Именно в день праздника иконы Божией Матери «Скоропослушница» — 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая «Дорога жизни».

В 1957 году был открыт Троицкий собор Александро-Невской лавры, и по благословению Митрополита Елевферия в лавру была принесена икона «Скоропослушницы», где она и прибывает по сей день и является одной из самых почитаемых святынь. Каждую неделю по понедельникам в Свято-Троицком соборе перед ней читается акафист, ежедневно совершаются молебны. Пред святым образом, как и прежде, возносятся молитвы множества людей к Пресвятой Богородице о заступничестве перед Богом. И ныне «Скоропослушница» также утешает, помогает и укрепляет.

В память о заступничестве Божией Матери 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Божественная литургия.

Такова история иконы Божией Матери «Скоропослушница», явившейся в нашем городе в преддверии грозных лет двадцатого столетия. Эта икона отличается от известного образа с таким же названием, находящегося на Афоне, не только иконографией. Под одним названием существует два образа Божией Матери. Различая эти два типа «Скоропослушницы», первый стали называть — «Афонским», а второй — «Невским». Последнее название прекрасно отражает историю этого образа, его связь с Санкт-Петербургом, Невской землей, а также нынешнее местопребывание прославленной иконы в Александро-Невской лавре. Это соответствует традиции Православной Церкви называть иконы по месту их пребывания.

Тропарь

глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Кондак

глас 8

В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Просмотры (2795)

Схимонахиня Рафаила

См. также

О схимонахине Рафаиле (Астаховой) мы писали, когда она была еще монахиней Моисеей, — это имя Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон дал ей в постриге в честь ее духовного отца, святого преподобного Моисея Уфимского. Воспоминания матушки о преподобном Моисее были опубликованы в журнале «Лампада» № 5 за 2005 год. Мне довелось не раз повидаться с матушкой в Марфо-Мариинской обители села Ира, где она подвизалась со времени своего монашеского пострига, слышать ее мудрые советы, испрашивать молитв…
9 ноября 2007 года матушка Рафаила отошла ко Господу. И вот что рассказал о последних днях земной жизни матушки Рафаилы и последовавших чудесных событиях наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря в Башкирии игумен Николай (Чернышев), основатель Обители милосердия в селе Ира:
— Событие это и скорбное, и в то же время — нет, в наших душах оно всколыхнуло такие благодатные струны!.. Духовное чадо преподобного Моисея Уфимского, схимонахиня Рафаила сама была человеком удивительной духовной глубины, к ней ехали отовсюду за советом и молитвами. Однажды — вы писали об этом — по ее молитвам прозрел слепой ребенок. Да столько людей через нее получили помощь Божию…
4 ноября, на Казанскую, схимнице исполнилось 90 лет, и матушка всю службу — и Литургию, и молебен с акафистом — провела в храме, хоть и сидя. Немного отдохнула после службы и приняла сто пятьдесят человек! Каждому дала наставление, каждого постаралась ободрить и утешить. Но она тогда уже знала дату своей смерти.
Одна женщина издалека приехала к ней с горем: сын пьет! «Я привезу его к вам, матушка», — попросила она, но схимница не велела: «Нет, не привози». Женщина стала настаивать, ведь никогда матушка никому не отказывала. И тогда схимонахиня Рафаила ответила ей: «Не привози, меня здесь не будет». Это слышал стоявший за той женщиной мужчина — и слова схимницы вспомнились ему ровно через неделю, в следующее воскресенье, 11 ноября, когда мы хоронили матушку Рафаилу.
В последние дни она все просила: «Пусть матушка Серафима приедет и благословит меня крестом, я без этого умереть не могу, ведь она мне мать!» Она ведь, схимонахиня Рафаила, несколько лет прожила в селе Ира, в Марфо-Мариинском женском монастыре. И — подождала, отошла ко Господу 9 ноября, приняв последнее благословение от настоятельницы матушки Серафимы.
Вроде бы по-земному и горькая это утрата, невосполнимая, но матушка Рафаила утешает нас. На службу идешь в храм, а рядом — крест на ее могиле. И такое чувство, что и сейчас, как раньше, можно в любой момент к ней зайти в келью, поговорить с ней… Нет, я не чувствую, что она умерла, что ее нет с нами.
А вскоре после своей кончины матушка стала являться людям, причем не просто так: приснилась, да и все, — нет, она приходит к ним, чтобы призвать к покаянию, напоминает забытые грехи. Это ведь тоже — от любви, которая не умирает с бренным телом. Уже к четверым она во сне так вот пришла. В субботу 22 декабря перед Исповедью монах Спиридон (теперь он схимонах Аристовул, мы постригли его в схиму 27 декабря) попросил меня зайти к нему в келью и рассказал, что перед службой ненадолго задремал и увидел, как матушка идет по снегу. При жизни ее, слепую, водили так вот за руки, и теперь он увидел, как ее ведут два красивых светлых мальчика в длинных одеяниях вроде подрясника, только без рукавов. Монах этот очень серьезно болеет, вот он и спрашивает ее: «Матушка, сколько еще мне мучиться?» А она ему в ответ: «Спиридон, открой ларец души своей и посмотри, кому ты не простил? Прости, все прости!.. А сколько еще мучиться — о том тебе Святитель придет и скажет». Сейчас схимонах Аристовул в больнице, помолитесь о нем…
Один житель Кумертау тоже в декабре прибежал в храм рано утром, батюшка еще только в церковь заходит, а он к нему бегом: «Вы сегодня будете исповедовать?» — «Буду, а что такое?» — «Ко мне во сне матушка Рафаила пришла и говорит: Иди в храм! Вот такой-то грех у тебя неисповеданный, почему ты его не исповедуешь!.. — я и прибежал». При жизни она помогала людям и сейчас, уже после своей смерти, не оставила их своими молитвами и заботой о духовном спасении. И сама она уже в одном из этих видений сказала о том, что попала в хорошую обитель. Вот мы и надеемся на эти ее слова и на ее молитвы о нас…
Многие сейчас, приходя на могилку матушки Рафаилы, кладут записочки со своими молитвенными прошениями. Сам я не знал даже, как к этому относиться. И вот 8 января у мощей преподобного Моисея Уфимского мы постригли в мантию много лет ухаживавшую за матушкой Рафаилой инокиню Варвару, теперь она стала монахиней Моисеей. Все радуются этому событию, поздравляют. И подходит к нам одна уфимская жительница, духовное чадо матушки Рафаилы Татьяна, и говорит: «А мне вот только перед Рождеством приснилась матушка! Будто лежит она в гробу, рядом стоят монахини и ее дочери, Людмила и Мария. Вдруг матушка подняла голову и сказала мне: «Татьяна, вот те записочки, которые вы кладете мне на могилу, я доношу их до Божией Матери и до Господа!»
Так мы и получили ответ на смущавший нас вопрос. Сейчас мы в Покрово-Эннатском монастыре собираем материалы, чтобы издать воспоминания о схимонахине Рафаиле.

Ольга Ларькина 08.02.2008

Мы приходим к Ней как к любящей Матери…

9/22 ноября Православная Церковь празднует память иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» – одного из самых древних чудотворных образов Богоматери, который пребывает на Святой Афонской горе в монастыре Дохиар. Святая Гора множеством незримых духовных нитей связана с нашим Отечеством: с Афона пришли на Русь первые киевские подвижники; Афон в XIV веке стал источником распространения среди русского иночества идей исихастов; афонитами были многие выдающиеся деятели Русской Православной Церкви; Святая Гора дала импульс возрождению русского монашества в конце XVIII – в XIX веке; в начале ХХ столетия Афон также оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Среди многочисленных зримых знаков связи со Святой Горой одними из первых нужно назвать иконы, написанные на Афоне и находящиеся в храмах на всем обширном пространстве Православной Руси. Об иконе Божией Матери, почти полтора века назад принесенной с Афона в Северную столицу, – рассказ, предлагаемый вниманию читателей.

Одна из главных святынь Санкт-Петербурга, икона Божией Матери «Скоропослушница» была принесена на берега Невы в 1877 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Это был список с чудотворного афонского образа «Скоропослушницы», написанного, согласно преданию, «по сонному видению иноку Святой Горы». Божия Матерь изображена на нем оплечно, без младенца, с молитвенно простертой десницей.

В 1879 году икона была помещена в только что освященную Александровскую часовню, построенную в Петербурге в память чудесного спасения Государя императора Александра II во время покушения на него революционера-террориста. Через несколько лет в результате сильного пожара часовня сгорела дотла, однако образ Божией Матери обрели на пепелище немного опаленным, но целым, что было воспринято как Божие чудо и послужило прославлению святыни.

В 1888 году часовню восстановили и передали в ведение Императорского Православного Палестинского общества (ИППО). Августейший председатель общества великий князь Сергей Александрович принял на себя звание почетного ктитора Александро-Николаевской часовни и оставался им до конца жизни. Средства же, собранные за это время, были направлены Палестинским обществом на строительство русского храма в итальянском городе Бари, где пребывают мощи святителя Николая.

После мученической гибели великого князя Сергея Александровича 4/17 февраля 1905 года от руки террориста Святейший Синод поддержал ходатайство ИППО о перестройке часовни в храм, посвященный молитвенной памяти великого князя. При этом великая княгиня Елисавета Феодоровна высказала пожелание, чтобы там молитвенно поминали и «всех верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных». Храм во имя святителя Николая и св. благоверного князя Александра Невского был освящен уже 30 ноября 1905 года. И в нем перед чтимым образом «Скоропослушницы» неустанно поминался великий князь Сергей Александрович, служились молебны о защитниках страны, о русском воинстве.

В 1912 году было принято решение о постройке на этом месте нового, более обширного храма. Его закладка состоялась 8/21 сентября 1913 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В основание храма митрополит Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, положил частицы мощей святителя Алексия, митрополита Московского, почитавшегося великим князем Сергеем Александровичем.

По предложению августейшей председательницы ИППО великой княгини Елисаветы Феодоровны, присутствовавшей на торжественной церемонии, храм возводился в стиле русского зодчества XVII века. Создать его удалось всего за два года, несмотря на начавшуюся войну. Он стал своеобразным ковчегом, хранившим драгоценную святыню – образ Богоматери «Скоропослушница». А чтобы подчеркнуть важное общерусское значение этой иконы, для нее был исполнен резной киот по образцу киота главной святыни России – Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля.

Перед образом Божией Матери «Скоропослушницы» Невской (так она стала впоследствии именоваться) молилась императрица Александра Феодоровна. Вот отрывки из ее писем в период Первой мировой войны императору Николаю II, находившемуся в то время в Ставке Главнокомандующего. В них Государыня упоминает о своих посещениях недавно освященного храма: «Мы ездили в новую церковь во имя Скоропослушницы и видели там дивную икону – такой чудный, кроткий лик, и во время молитвы перед ней охватывает такое хорошее чувство…» (1 апреля 1916 г.). «Мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки – ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда» (29 октября 1916 г.)

Будучи в заточении в Тобольске Александра Феодоровна писала бывшей фрейлине: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»: ужасно люблю ее чудный Лик». Любимая святыня сопровождала Царственных мучеников до самой их кончины. Среди икон в доме Ипатьева было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы».

Под ее же покровом провела последние месяцы жизни перед мученической кончиной и великая княгиня Елисавета Феодоровна. Недалеко от места ее заточения в Алапаевске, в Бобровском женском монастыре, находился чтимый список образа Божией Матери «Скоропослушница», также написанный на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре.

После октябрьского переворота и в годы гражданской войны значение иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Петрограде еще более возросло. Ее возили по домам многих верующих, прикладываться к ней в храме дозволялось в любое время. Многочисленные исцеления продолжали пополнять список тех чудес, что прославили образ прежде. Когда почитаемую икону провозили в карете, люди выходили на улицы и вставали на колени. Образ должен был быть направлен в музейный фонд. Но священнику Владимиру Шамонину, служившему долгие годы у «Скоропослушницы», удалось отстоять икону, она оставалась в храме до его уничтожения. По этому поводу отец Владимир даже написал не лишенное юмора четверостишие:

Как Чацкий, я кричал: «Карету!»
И есть на свете уголок,
Где «рясофорному поэту»…
Калинин, коммунист, помог.

Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах не сдававшегося города. В самое трудное время Божия Матерь явила через нее Свою милость – 22 ноября 1942 года, в день ее празднования, была открыта знаменитая «Дорога жизни». Вот выдержка из блокадного дневника Веры Владимировны Быстровой, хранящегося ныне в фондах Валдайского филиала новгородского государственного музея-заповедника. «14.03.42. Ничего нового, холодно. Скудно с продуктами… Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и “Скоропослушнице”, как они мне укажут и помогут…»

С 1938 по 1958 год икона Божией Матери «Скоропослушница» Невская находилась в Князь-Владимирском соборе. Затем она была принесена в возвращенный Церкви Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где пребывает и ныне.

Образ Божией Матери «Невская Скоропослушница» помещен в отдельном киоте слева от алтаря. Икона прекрасно украшена, в киоте – многочисленные благодарственные приношения от тех, кому Божия Матерь явила свою милость.

И ныне «Скоропослушница» оказывает помощь Русской земле, утешает и укрепляет всех, с верою притекающих к ней. Много богомольцев едет со всех концов России в Северную столицу, чтобы помолиться у чудотворного образа.

Рассказывает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий ( Павлов):

– За 17 лет, что я в Лавре, я видел большое число случаев помощи Божией Матери. Люди попадали в разные ситуации – кто-то тяжело заболевал, кто-то оказывался перед жизненной проблемой, которую невозможно было решить без помощи свыше. Знаю приходивших со своими родителями детей, которые получали особое откровение у этой иконы – это касалось и здоровья, и учебы… «Скоропослушница» – значит, скоро спешит на помощь, скоро слышит наши просьбы, наши стенания, молитвы, которые мы возносим Пресвятой Богородице. Матерь Божия не оставляет никого, кто с верою притекает к этой великой чудотворной святыне.

– Можете ли Вы рассказать какой-то конкретный случай?

– У женщины была 4-я стадия рака. В течение сорока дней она неустанно молилась перед образом «Скоропослушницы» Невской, и когда пришла на назначенную операцию, то опухоли не обнаружили. Врачи оказались верующие, православные, они сказали, что это чудо. Некоторые из них сюда приходили, молились у иконы. Каждый день, я это точно знаю, происходит чудо. Иногда это бывает тайно. Люди иной раз не хотят рассказывать о том, что им Господь помогает. Но мы всегда в проповеди говорим: надо радоваться тому, что Бог действует через те или иные ситуации, которые испытывают человека. Мы постоянно видим образ Пресвятой Богородицы «Невской Скоропослушницы» – и монашествующие, и те, кто здесь трудится, – и испытываем великую радость, оттого что Матерь Божия является нашей защитницей, покровительницей. Мы приходим к Ней, как к любящей Матери, которая покроет нас от всех наших грехов, и спасет, и сохранит, чтобы нам дальше нести свое послушание в этой святой обители.

…Спаситель и Пресвятая Богородица заповедовали нам любовь к ближнему. Пусть это будет не на словах, как часто происходит в нашей жизни. И заповеди блаженства мы должны не просто знать, а научиться исполнять – надо жить по любви к ближнему своему. Многие люди приходят и перед образом Божией Матери дают обеты. Кто-то прекращает курить, кто-то пить. Алкоголики, наркоманы – к этой иконе приходят все. И у Царицы Небесной любви хватает на всех.

Бывает такое, что Божия Матерь вразумляет. Одна женщина даже сказала: «Я ослушалась Пресвятую Богородицу, и Она меня вразумила». Я понял, что у нее было какое-то особое откровение. Думаю, что она покаялась, и потом исправила свой поступок. И просьба, с которой она обращалась к Матери Божией, была услышана и исполнена.

– Вы уже 17 лет подвизаетесь в Лавре. Несете непростые послушания. Что самое радостное в вашей монашеской жизни?

– Отсечение своей воли.

– Это радостно?

– Радостно, поверьте. Дело в том, что когда ты находишься в действительном послушании, именно в том послушании, о котором ты даешь при постриге обет, и если ты живешь в монастыре по воле Божией, по уставу, по благословению священноначалия, в мире с духовником, в мире со своей душой, – это радостно. Бывают разные ситуации, но в моем случае, если я четко исполняю благословение наместника, значит, я счастлив, я имею радость души. Значит, действительно, может получиться то добро, которое нужно этому миру. Я не могу, конечно, сказать, что здесь я всё совершаю как-то особо добродетельно. В послушании бывают разные случаи. Мне приходится принимать на работу, прощаться с людьми, кому-то в чем-то содействовать, кому-то отказывать… И уныние бывает. Когда, например, человек уходит, не получив то, что просил. Но я чувствую, как священник, как монах, что ему это было бы не полезно. Иногда я об этом скорблю. А потом, когда помолюсь и Господь меня утешит через молитву, то, слава Богу, всё становится на место и возвращается радость несения послушания. А обиды или беспокойства возникают, когда я начинаю проявлять своеволие…

Монастырские стены помогают человеку жить, Господь укрепляет, Господь взывает к совести, Господь взывает к молитве. Как только ты оставил монастырь, начинаются искушения разного рода, особенно у молодых монашествующих, у молодых послушников, которые стремятся и в монастырь и одновременно из него: подчас не зная, что им надо. Это человеческие колебания. Кто что ищет, то и находит. Если человек желает иноческого жития, он его здесь находит, а если не может забыть радостей мирских, то долго в обители не задерживается. Я плачу душой, если люди уходят. Слава Богу, у нас пока братия прибывает.

Великое утешение быть с Богом, великая радость молиться, научиться правильно любить и делать в своей жизни добрые дела. А больше ничего не нужно, поверьте. Это то, к чему нас Господь призывает. Это главное.

Юлия Стихарева

В старину в каждом домашнем иконостасе обязательно была икона Параскевы Пятницы, особо почитаемая девушками и женщинами, к которой они направляли свои молитвы о самом важном в жизни. Какой же подвиг пред Господом совершила та, кого являет нам икона «Святая Параскева»?

День памяти: 10 ноября

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Мученичество св. Параскевы

Тем временем император Диоклетиан разослал своих посланцев по всем городам и весям Римской империи, чтобы они выявляли христиан, заставляли их отступиться от своей веры, а в случае отказа подвергали пыткам и казнили. Один из них прибыл и в Иконий, родной город Параскевы. Это был эпарх Аэтий. Ему сразу же доложили о девушке Параскеве, исповедующей веру Христову и отвергающую идолопоклонство.

По приказу Аэтию девушку доставили к нему. Он был потрясен ее красотой, а особенно радостью, от которой она словно светилась. Параскева не стала скрывать своей веры, и перед Аэтием стал сложный выбор: она настолько восхитила его, что он предложил ей выйти за него замуж, если Параскева отречется от своего Бога и принесет языческое жертвоприношение, в противном случае ему придется отдать ее в руки палача.

Но и Аэтию Параскева заявила, что у нее есть единственный жених – Иисус, ради которого она готова пожертвовать жизнью. Аэтий впал в ярость, приказал палачам раздеть ее и бичевать воловьими жилами. Во время бичевания Параскева молилась, а когда Аэтий, не вынеся вида ее истязаний, еще раз предложил ей поклониться языческим богам, она ничего не ответила, стиснув зубы. Аэтий разразился яростными проклятиями и оскорблениями всех, кто верует во Христа, и тогда Параскева плюнула ему в лицо.

Этого эпарх простить не мог. Он отдал приказ своим палачам, и они подвесили девушку вниз головой и стали терзать ее тело острым железом. Из тела Параскевы на землю текли потоки крови, а она продолжала молиться. Палач увидел, что пытку нужно заканчивать, иначе девушка умрет, и по приказу Аэтия ее бросили в темницу, обрекая на долгую мучительную смерть.

Ангел Господень

В темницу Параскева действительно попала при смерти, настолько изранено было ее тело, но душа ликовала, ведь все ее мучения были во имя Христа. И Господь оценил ее верность: Он послал к ней ангела, который не только утешил измученную девушку, но и отер ее тело губкой, отчего раны затянулись, и к ней вернулась вся ее красота. С новой силой Параскева стали возносить Иисусу благодарственные молитвы.

Чудеса святой Параскевы

На следующий день стражники, ожидавшие увидеть Параскеву мертвой, были потрясены ее здоровым видом, вернувшейся красотой и радостью, с которой она славословила Господа. Эпарх приказал привести ее и заявил, что она исцелилась благодаря языческим богам. Он сам повел ее в капище. Параскева не сопротивлялась, но, когда она вознесла в языческом храме молитву Иисусу, земля содрогнулась, а статуи богов обратились в прах. Многие свидетели этого чуда потом обратились в христианство, Аэтий же обрек ее на новую пытку.

Параскеву подвесили к столбу и стали жечь ее факелами, но, вняв ее молитве, Господь отвел от девы пламя и обратил его на палачей. Тогда Аэтий, осознав свое бессилие, приказал отрубить ей голову. Душа же ее отлетела в Царствие Небесное. Но святая не осталась неотмщенной: Аэтий, чтобы развеяться, отправился на охоту, по дороге конь сбросил его, и мучитель погиб на месте.

Многие христиане пришли к Истинной Вере благодаря проповеди Параскевы и ее чудесам. Они схоронили ее тело, а впоследствии мощи святой Параскевы явили много чудесных исцелений.

За свой подвиг во славу Христа Параскева была возведена в ранг святых великомучеников; икона «Параскева» представляет ее в виде прекрасной девушки с крестом в правой руке и свитком с Символом веры в левой, а ангелы Господни держат над ее головой корону.

Обычаи, связанные со святой Параскевой Пятницей

В православной традиции Параскева пользуется огромным почитанием и считается заступницей и помощницей во многих делах, часто связанных с ведением домашнего хозяйства. В крестьянских хатах икона «Прасковья» всегда была нарядно украшена; в день ее памяти, 10 ноября, крестьяне приносили в храм плоды для освящения и хранили их в доме до следующего урожая. Освящали также спряденную из льна ткань, благодаря чему в народе Параскеву называли еще и Льняницей.

В деревнях св. Параскеве молились, чтобы скот был здоров, особенно коровы-кормилицы. Ее образ часто ставили у источников и колодцев для обретения водой целительной силы. Св. Параскева считается еще и покровительницей тех, кто занимается торговыми делами. Поскольку в прежние времена торговать в субботу было запрещено, все покупки делались заранее, в пятницу. Появилось даже название «Пятницкие ярмарки».

Параскева также считалась хранительницей пятницы, когда следовало соблюдать пост и откладывать домашние дела: стирку, шитье и пр. В некоторых деревнях этот обычай чтут до сих пор.

В чем помогает молитва перед иконой Параскевы Пятницы

Святая Параскева, как мы помним, дала обет целомудрия, и единственным женихом для нее был Иисус Христос. Как ни странно, её значение заключается в любовных делах: к св. Параскеве обращаются девушки с молитвой о хорошем женихе, благополучной и мирной семейной жизни, и женщины, которым долго не удается родить ребенка.

Молитва перед иконой «Параскева Пятница» помогает в исцелении духовных и физических недугов, особенно сопряженных с сильной болью (зубная боль, лихорадка и т.п.).

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры находится чудотворная икона Параскевы Пятницы, обретенная более трех веков назад в деревне Ильеши под Санкт-Петербургом. В Москве икона Параскевы Пятницы находится в храме в Бутово, который был построен в ее честь еще в 16 веке, ныне он реставрирован и открыт для верующих. В большинстве церквей есть иконы св. великомученицы Параскевы Пятницы – самой почитаемой у православных женской святой.

Молитва

О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу.

Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево!

Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны семы.

Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона святой мученицы Параскевы Пятницы

28 октября / 10 ноября

Икона святой Параскевы Пятницы (из деревни Ильеши). Празднование 28 октября по ст. стилю.

Недалеко от входа в собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями».
В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXвв. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. Всвязи большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был построен трехпрестольный храм шатрового типа с большой колокольней. По сложившейся традиции в день чудесного явления совершался Крестный ход.

Из храма икону несли к часовне на специально изготовленных носилках. У часовни совершался молебен великомученице. В этот день на торжества в Ильешу из Петербурга приезжали викарные епископы и священство. В 1940 г. храм был закрыт коммунистами, а в 1941г. сюда прибыли священники из «Псковской миссии» и его опять открыли для совершения богослужений. В 1960 г. первый раз Крестный ход не пошел, а уже в 1961 году часовню взорвали, колодец же засыпали землей.

И, не смотря на то, что в хрущевские времена 60-х была борьба властей со святыми источниками и мощами, местные жители восприняли это несчастье как наказание Божие за их маловерие. Храм Илии пророка по величине сравним с собором. Он очень разрушен, но настоятель, священник Леонид, возобновляет благочестивые традиции. Место чудесного явления иконы сейчас расчищено от зарослей и поставлен памятный крест. Заложен и новый фундамент под часовню. Каждый год в пятницу перед праздником святого Пророка Илии о. Леонид привозит из нашей обители (где она постоянно хранится) эту чудотворную скульптурную икону. Продолжая благочестивые традиции, икону с Крестным ходом из храма Пророка Илии несут сначала к месту явления, а затем по храмам Гатчинского и Волосовского районов. 10 сентября ее торжественно возвращают в наш Свято-Троицкий собор.

Тропарь

глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.

Кондак

глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *