Иконы на доске

Изготовление иконописных досок

Стоимость доски зависит от размера и сложности доски, таблицу для расчета цены и основные размеры, можно посмотреть ниже.Для досок наших стандартных размеров в наличии есть картонные коробочки. О наличии других размеров необходимо уточнять отдельно. Сроки изготовления – от трех недель. Наше производство находится в Ивановской области, что делает возможность оперативной отправки досок во Владимиркую, Ярославскую, Новгородскую, Костромскую и другие соседние области.

Доски для икон можно заказать или купить в любое рабочее время в нашей мастерской.

Цены на некоторые стандартные размеры досок:

Без ковчега до 5 дм цена 700р. От 5.1дм до 15дм-180р от 15дм до 25дм-160р больше 25дм-150р

с ковчегом до 5 дм цена 800р. От 5.1дм до 15дм-200р от 15дм до 25дм-180р больше 25дм-170р

сложные до 5 дм цена 1000р. От 5.1дм до 15дм-220р от 15дм до 25дм-200р больше 25-190дм

105*130мм

700р.

800р.

1 000р.

105*250мм

700р.

800р.

1 000р.

150*200мм

700р.

800р.

1 000р.

170*210мм

700р.

800р.

1 000р.

170*330мм

1 010р.

1 120р.

1 230р.

210*280мм

1 060р.

1 180р.

1 290р.

270*310мм

1 510р.

1 670р.

1 840р.

300*400мм

2 160р.

2 400р.

2 640р.

400*500мм

3 200р.

3 600р.

4 000р.

400*600мм

3 840р.

4 320р.

4 800р.

500*700мм

5 250р.

5 950р.

6 650р.

600*800мм

7 200р.

8 160р.

9 120р.

Мерные доски

205*470мм

1 730р.

1 930р.

2 120р.

205*480мм

1 770р.

1 970р.

2 160р.

205*490мм

1 810р.

2 010р.

2 210р.

205*500мм

1 850р.

2 050р.

2 260р.

205*510мм

1 880р.

2 090р.

2 300р.

205*520мм

1 920р.

2 130р.

2 350р.

205*530мм

1 960р.

2 170р.

2 390р.

205*540мм

1 990р.

2 210р.

2 440р.

205*550мм

2 030р.

2 260р.

2 480р.

205*560мм

2 070р.

2 300р.

2 530р.

205*570мм

2 100р.

2 340р.

2 570р.

Мерные доски широкие

250*470мм

2 120р.

2 350р.

2 590р.

250*480мм

2 160р.

2 400р.

2 640р.

250*490мм

2 210р.

2 450р.

2 700р.

250*500мм

2 250р.

2 500р.

2 750р.

250*510мм

2 300р.

2 550р.

2 810р.

250*520мм

2 340р.

2 600р.

2 860р.

250*530мм

2 390р.

2 650р.

2 920р.

250*540мм

2 430р.

2 700р.

2 970р.

250*550мм

2 480р.

2 750р.

3 030р.

250*560мм

2 520р.

2 800р.

3 080р.

250*570мм

2 570р.

2 850р.

3 140р.

Без ковчега до 5 дм цена 700р.

От 5.1дм до 15дм-180р.

От 15дм до 25дм-160р.

Больше 25дм-150р.

С ковчегом до 5 дм цена 800р.

От 5.1дм до 15дм-200р.

От 15дм до 25дм-180р.

Больше 25дм-170р.

Сложные до 5 дм цена 1000р.

От 5.1дм до 15дм-220р.

От 15дм до 25дм-200р.

Больше 25-190дм.

105*130мм

700р.

800р.

1 000р.

105*250мм

700р.

800р.

1 000р.

150*200мм

700р.

800р.

1 000р.

170*210мм

700р.

800р.

1 000р.

170*330мм

1 010р.

1 120р.

1 230р.

210*280мм

1 060р.

1 180р.

1 290р.

270*310мм

1 510р.

1 670р.

1 840р.

300*400мм

2 160р.

2 400р.

2 640р.

400*500мм

3 200р.

3 600р.

4 000р.

400*600мм

3 840р.

4 320р.

4 800р.

500*700мм

5 250р.

5 950р.

6 650р.

600*800мм

7 200р.

8 160р.

9 120р.

Мерные доски

205*470мм

1 730р.

1 930р.

2 120р.

205*480мм

1 770р.

1 970р.

2 160р.

205*490мм

1 810р.

2 010р.

2 210р.

205*500мм

1 850р.

2 050р.

2 260р.

205*510мм

1 880р.

2 090р.

2 300р.

205*520мм

1 920р.

2 130р.

2 350р.

205*530мм

1 960р.

2 170р.

2 390р.

205*540мм

1 990р.

2 210р.

2 440р.

205*550мм

2 030р.

2 260р.

2 480р.

205*560мм

2 070р.

2 300р.

2 530р.

205*570мм

2 100р.

2 340р.

2 570р.

Мерные доски широкие

250*470мм

2 120р.

2 350р.

2 590р.

250*480мм

2 160р.

2 400р.

2 640р.

250*490мм

2 210р.

2 450р.

2 700р.

250*500мм

2 250р.

2 500р.

2 750р.

250*510мм

2 300р.

2 550р.

2 810р.

250*520мм

2 340р.

2 600р.

2 860р.

250*530мм

2 390р.

2 650р.

2 920р.

250*540мм

2 430р.

2 700р.

2 970р.

250*550мм

2 480р.

2 750р.

3 030р.

250*560мм

2 520р.

2 800р.

3 080р.

250*570мм

2 570р.

2 850р.

3 140р.

Наши доски для икон изготавливаются в соответствии с древней технологией только из лучших и качественных материалов. В качестве основы издревле на Руси преимущественно использовалась древисина липа, реже – ель или лиственница, дуб, кипарис и д.р.. Свойства липовой древесины сделали это дерево самым используемым в изготовления иконописных досок. Липа мягкая и пластичная, что позволяет основе легко переносить колебания влажности и температуры, а красочный слой надолго остается неповрежденным. Сзади в доску врезаются две поперечные реечки из сосны – шпонки. Они удерживают доску от выгибания, которое неизбежно происходит при высыхании древесины.

Между древесиной и грунтом на доску наклеивается слой такни, который называется паволока. Паволока работает как сцепление доски с грунтом и уберегает грунт от растрескивания в случае колебаний древесины.

Грунт для основы под икону называется левкасом и требует особого внимания. Рецепты его приготовления иногда разнятся, но всегда в его состав входят мел и клей органического происхождения (рыбий, мездровый или желатин). Мы используем мездровый клей, как один из самых древних и проверенных. Левкас кладется во много тонких слоев, каждый из которых просушивается.

Мы предлагаем как доски с толстым левкасом пригодным под резьбу, так и доски без левкаса. Изготовляя доски для своей мастерской, мы строго контролируем качество производства на всех его этапах от влажности древесины до шкурения левкаса.

Купить иконные доски

Мерные (ростовые)

Большие (более 400х340)

Аналойные

Купить иконные доски в Москве из липы

В нашем магазине в Москве можно купить иконные доски из липы (липовые). Кроме липы также используется кипарис. Липовые доски переклеены на мездровый клей, для кипарисовых досок в состав клея добавляется рыбий клей. Мездровый и рыбий клей являются органическими и «обратимыми»*, и это единственный способ изготовления, при котором доска прослужит более 100 лет, и может быть отреставрирована при необходимости. В состав левкаса входят: мел, микромраморная крошка, мездровый клей, олифа, а также иные органические пластификаторы и антисептики. Для паволоки используется только 100%-ый лён. Доски с готовым левкасом покрываются с тыльной стороны специальным составом, который содержит красящий пигмент, антисептик и воск.

После приобретения иконных досок, покупателю следует соблюдать следующие правила хранения иконных досок:

  • при покупке иконной доски без левкаса с выступающими, по бокам, шпонками – шпонки следует подбивать деревянным молотком (киянкой) и обрезать, не раньше, чем будет положен левкас на доску, а лучше перед финишным покрытием написанной иконы;
  • по прошествии года, после написания иконы – шпонки (клинья) в доске лучше заменить на новые. Если икона после написания вкладывается в киот шпонки лучше не обрезать;
  • помещение, в котором будет находиться иконная доска (икона), должно иметь влажность воздуха 50-65 %;
  • все изменения влажности и температуры, которые могут происходить в помещении, должны быть плавными. Не допускать резких перепадов температуры и влажности;
  • транспортировку иконной доски (иконы), особенно в зимнее время, следует производить в тёплой упаковке, а во избежание падения или ударов – в плотной упаковке;
  • не допускать долгого хранения иконной доски с левкасом без красочного слоя. Следует помнить, что левкас является смесью органических веществ, и, его долгое хранение (более полугода) в незащищённом виде, при воздействии внешних климатических факторов, может привести к отрицательным моментам (выгорание, пересыхание, растрескивание, искривление, кипение, цветение и т.п.);
  • в случае использования при перевозке иконной доски (иконы), стрейч-плёнки (плёнки, целлофана и т.п.), обязательно раскрыть упаковку по окончании перевозки; Категорически запрещается хранение иконной доски (иконы) в стрейч-плёнке (плёнке, целлофане и т.п.);
  • не допускать нахождения иконной доски (иконы) на сквозняке, в близи отопительных и нагревательных приборов, а также, в местах с повышенным уровнем влажности.

Несоблюдение этих правил, приводит, в лучшем случае, к скорейшему попаданию иконной доски (иконы) к реставратору, а в худшем случае – попаданию в костёр.

Икона является во всех смыслах, особенно в духовном, дорогим предметом в изготовлении. Не соблюдение, порой элементарных, правил хранения иконы, приводит к тому, что намоленный образ может изменить свой внешний вид после реставрации (которая обойдётся владельцу недёшево), или, что ещё хуже – полностью утратиться. Рекомендуем покупать иконные доски и хранить икону только в киоте.

Древесина для доски иконы

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода. Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

Старые иконы из дерева. Как их изготавливают

Иконы – это изображения святых и апостолов. Издревле их писали специально обученные люди, которые могли строго следовать каноническим предписаниям. Поэтому древние иконы похожи друг на друга по образам.

Но при этом иконописец все же мог внести свою лепту в общий образ. Для этого он пытался воссоздать образ разными техниками. Делались старые иконы на дереве. Материал брали тот, который был распространен в регионе, где писалась икона. Обычно это была липа, но могли использовать сосну или ель. Сами иконописцы редко делали доску для иконы. Они доверяли это дело деревщикам, которые могли выбрать самый крепкий слой древесины, и правильно соединить доски для большой иконы. Впоследствии именно по местам скрепления сегодня можно определить, из какого региона прибыла та или иная икона. Иконы из дерева покрывали грунтом, затем несколько раз мазали горячим клеем. С течением веков технология производства досок совершенствовалась – выполняли чеканку на гербах, чтобы сделать образ более рельефным, золотили изображения. Но самой главной все же оставалась работа иконописца. Рисунок на иконе делали несколько раз, с использованием разных материалов.

Вначале рисовали общий вид иконы, а потом все детали прорисовывались более подробно. После этого золотили необходимые элементы – это могли быть поля, свет, складки одежды. Затем писались одежды, пейзажи, строения. И только в конце писали лик святого. Такая кропотливая работа по созданию икон требовала качественных материалов. Но даже самые натуральные материалы имеют свойство терять свой первоначальный вид со временем. Для того, чтобы обновить икону, наносили новую живопись, а иногда и полностью переписывали икону. Сегодня в такой кропотливой работе нет необходимости – современные материалы позволяют создать не менее качественные варианты икон, и некоторые из них даже могут быть сделаны «под старину». Такие иконы выглядят красиво и качественно.

Из какого дерева делают иконы?

Чтобы создать икону сегодня, уже не нужно долго выбирать породу дерева, шлифовать доски и искать профессионального мастера по росписи икон. Гораздо быстрее их можно сделать на заказ, если иконы на дереве цены будут устраивать покупателя. Предметы старины пользуются большим спросом у ценителей искусства, но не каждый может позволить себе купить настоящую реликвию. Тогда на помощь приходят мастерские, в которых можно заказать любую икону, которая будет стилизована под старину. Для производства таких икон все также нужно дерево – например, липа. Хотя можно выбрать и другие варианты, которые предложат в мастерских. От качества дерева будет зависеть общий вид иконы, и то, насколько долго она будет храниться. Иконы могут украшаться дополнительными элементами – например, драгоценными камнями, резьбой. Еще можно, чтобы лики и одежда святого были расписаны вручную – это придаст иконе более древний вид.

Как изготавливают старинные иконы на дереве?

Несмотря на то, что сегодня технологии создания икон стали проще, время на подготовку изображений уход довольно много. Но покупатель этого не замечает. Для начала доску, на которой будет икона, готовят вручную, и выдерживают четыре года. Мастера, которые пишут икону, работают по авторской технологии. Это позволяет получить более детальную прорисовку образа. Для рисования используют масляные краски, как и в древности. Чтобы работа отталкивала влагу, базовые слои красок наносят на икону с помощью техники. Большое значение имеет то, в каких условиях в дальнейшем будет храниться икона. Чтобы рисунок не выгорал, также используются специальные технологии.

Для чего нужны деревянные иконы?

Иконы из дерева современного производства – это хороший подарок для тех, кто исповедует христианство. Существует много видов икон, и для каждого человека можно подобрать именно ту, которая подойдет ему, и поможет ему в сложных жизненных ситуациях. Старые иконы из дерева – тот предмет, который не оставит равнодушным никого. Старые вещи притягательны, в них есть свой особый шарм, и к тому же такие иконы смотрятся дорого и красиво. Сегодня не составит проблем сделать икону с любым изображением, так что человеку можно подарить уникальный предмет, которого не будет ни у кого. Иконы, созданные сегодня, ни в чем не уступают по качеству древним росписям, и будут служить долго.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *