Иконы с головами животных

В изобразительном искусстве человечество становится свидетелем активной смены стилей и направлений. В своих творениях художники имеют возможность реализовывать самые смелые идеи и концепции, экспериментировать с композицией и цветом, размером и формой «полотен» в широком смысле слова. И только православная иконопись, казалось бы, передаёт из поколения в поколение давно известные образцы.


Отечественные религиозные мыслители всегда выступали апологетами консервативности иконописи, потому что видели в ней даже не то, чтобы нечто большее, чем искусство, – а не искусство вовсе. Священник Павел Флоренский утверждал, что храм есть средоточие всех человеческих талантов – архитекторского, иконописного, певческого, стихотворного и т.д. И, соответственно, плоды этих талантов приносятся в дар Богу за богослужением. Князь Евгений Трубецкой афористично охарактеризовал икону «умозрением в красках», а протоиерей Сергий Булгаков и вовсе говорил, что икона – это каждый человек как образ Божий. А то, что мы видим написанным на доске или стене, – икона с этой иконы. Согласимся, такие определения иконописи далеко ушли от средневекового тезиса «икона – Библия для неграмотных», хотя и в нём есть доля истины.

Но почему каноническое изобразительное искусство так сильно тяготеет к старине, к следованию древним образцам? Ответ, пожалуй, кроется в самом слове «канон», под которым понимается чётко сформулированный святыми отцами свод правил иконописания, основанный на их глубоком духовном опыте. А иконописцы выступают не как авторы, а как реализаторы этого канона. Хотя среди них встречались мастера, создававшие, мягко говоря, необычные, странные образы. Вот о них и пойдёт речь ниже.

Пожалуй, самая удивительная православная икона – святого III века Христофора. При рождении его назвали Репрев. Он принадлежал к племени берберов, а в зрелом возрасте стал доблестным воином и принял крещение. Что ещё оставалось делать человеку с совершенно безобразной наружностью, какой и обладал Христофор? Правда, позднее появилось предание, что святой изначально был чрезвычайно красив, женщины буквально не давали ему прохода, и он попросил Бога обезобразить его лицо. Результат получился столь впечатляющим, что на иконе Христофор стал изображаться с головой… собаки!

Много копий было сломано о вопрос, стоит ли понимать псоголовость Христофора метафорически или реально. Некоторые источники сообщают, что он был не только очень страшен внешне, но и обладал громадным ростом. Чуть ли не с дюжину локтей, что сопоставимо с двухэтажным домом. Так что вымысел и реальность в данном случае пересекаются. Для греческой культуры вообще было привычно придавать варварам звериные черты. Православные же богослужебные книги подчёркивают, что псиную голову стоит понимать как метафору животного нрава святого до принятия христианства. А некоторые и вовсе соотносят Христофора с древнеегипетским Анубисом…

При этом самая древняя икона святого с головой собаки датируется VI веком! В древнерусской иконописи образ Христофора Псеглавца появляется в XVI столетии. Возможно, какие-то параллели здесь можно провести в связи с опричниками Ивана Грозного, на сёдлах которых висел собачьи головы. Кстати, в XVIII веке в России Христофора стали изображать уже с головой лошади. Но эти иконы де-факто стали неканоническими, поскольку на Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов были запрещены вовсе. А по решению Святейшего Синода в 1722 году лики святого затирались и заменялись человеческими. Интересно, что старообрядцы запрет проигнорировали и продолжали писать иконы Христофора, одну из которых можно увидеть в старообрядческой церкви Покрова в Москве!

Отдельная категория православной иконописи – эфиопские иконы. Эфиопия приняла христианство одним из первых государств в мире, и православие там почитаемо до настоящего времени. На местных иконах преобладают цвета, традиционные для растафарианской культуры, – зелёный, жёлтый и красный, а также синий. Уникальность творениям эфиопских мастеров придают и тончайшие, витиеватые узоры. Которые, кстати, могут возникать у человека при потере крови или в результате галлюцинаций…

Но есть одна икона, которая выделяется даже на фоне прочих эфиопских шедевров, – святого Теклы Хайманоты. По местному преданию, он неоднократно посещал Иерусалим, так как обладал тремя парами крыльев. Помимо прочего, святой Текла проявил себя великим столпником – он простоял на одном месте без пищи и питья семь лет. Причём на шестом году одна нога у него отвалилась, однако подвижник не обратил на это особого внимания, подставил палку и продолжил стоять. Тогда Бог, видя духовную непоколебимость Хайманоты, наделил крыльями ещё и его отделившуюся от тела ногу!

Крайне интересна интерпретация догмата Троицы в православной иконе. Сложность троичности Божества всегда заставляла богословов использовать различные метафоры и объяснения. Но на канонической иконе Троица всегда представала в виде трёх юношей, сидящих вокруг трапезы с хлебом и вином. Явленное ещё Аврааму предвозвестие Бога, троичного в Лицах, в Новом Завете стало образцом. Хрестоматийный пример – «Троица» Андрея Рублёва. Но вот в неканонической иконописи тайну Троицы попытались раскрыть прямолинейно: раз три лица едины – значит, они должны быть на одной общей голове!

В Русской Церкви такие иконы возникли в старообрядческой среде. Но их аналоги существуют и на Западе. В данном католическом изображении кисти Иеронимо Козимо на сторонах треугольника, также символизирующего Троицу, утверждается неслиянность Трёх Ипостасей при единстве Божества.

В настоящее время, в связи с желанием «демократизировать» религию в околоцерковных кругах, а также с откровенно раскольническими тенденциями вообще появляется множество совершенно необычных икон. К православию, разумеется, эти «образы» никакого отношения не имеют. Кого на них только можно не увидеть! Вдруг ставшие «святыми» Иван Грозный и Григорий Распутин. Ленин, Сталин и даже Гитлер! Ну и вовсе диковинное творение – джазовый музыкант Джон Колтрейн с нимбом над головой и с саксофоном в руке…

Не удивляйтесь, если вам скажут об иконе, на которой запечатлён Виктор Янукович – и такая есть! Разумеется, президент Украины на ней показан не как святой, но всё же… Но, пожалуй, самый яркий образчик профанизации религии – это образ Богородицы с Младенцем Христом, которые благословляют чемпионат Европы по футболу 2012 года. Который, кстати, проходил всё в той же Украине!

В начале статьи был задан вопрос – почему православные иконы столь консервативны? Кажется, после данного небольшого обзора ответ становится более очевидным.

В четвертой книге «Истории гамбургских архиепископов» Адама Бременского, он рассказывает о людях, обитающих на островах, расположенных возле славянского берега Балтийского моря, в том числе о кинокефалах: «…Кинокефалы — это те, у кого глаза на груди, их нередко можно встретить в плену на Руси, их речь — смесь лая и слов». Кроме них он упоминает о многих других интересных людях: «…Там живут люди — бледные, юные и долгожители,- которых называют «хусы». А также те, которых называют антропофагами, они питаются человеческим мясом….». Затем А.Бременский продолжает: к востоку от Швеции простираются Рифейские горы «и дальше огромная пустыня, высокие снега, где полчища чудовищ преграждают людям путь. Там обитают амазонки,, кинокефалы, циклопы, у которых один глаз на лбу; там живут те, кого Солин называет имантоподами, прыгающие на одной ноге, и те, кто предпочитает в качестве пищи человеческое мясо» (Марко Поло «Средневековые чудовища»)

Описание кинокефалов на сайте Dream World

Вот как описываются кинокефалы на сайте Dream World :
Типичный псиглавец довольно высок, и достигает от двух до двух с половиной метров в высоту, хотя выпрямленным его почти никто не видит… Впрочем, существуют и карликовые разновидности, всего в половину человеческого роста. Хвост у псоглавца наблюдали немногие…. Но некоторые авторы отмечают наличие хвоста — не метелкой, как у большинства собак, а гладкошерстного, как у дога. Пальцы снабжены небольшими когтями — не настолько крупными, чтобы мешать пользоваться орудиями. Руки и грудь изрядно волосаты, но не полностью покрыты шерстью; а вот голова целиком зарастает коротким волосом; иногда на затылке бывает обильная грива. Цвет волос — обычно рыжеватый, но встречаются бурые, изредка — серые и даже серо-зеленоватые, под характерный цвет гиен. Судя по всему, голову киноцефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека. Язык псоглавцев напоминает лай, но никто из авторов не хвалился тем, что его понимает.
Псоглавцы хищны (либо всеядны, но все равно предпочитают мясо), агрессивны и не прочь полакомиться разумными существами — лучше всего людьми, но сойдут и другие, даже соплеменники. Племя псоглавцев организовано наподобие волчьей стаи: правит сильнейший из мужчин (самцов?), при нем несколько бойцов послабее, и власть вожака тем крепче, чем ближе опасность или дичь. У женщин — своя сходная иерархия, и предводительница женской части стаи практически всегда становится супругой вожака. А не наоборот — супруге вожака не вручается власть, если она не самая сильная в «прекрасной» половине стаи, наоборот, она лишится своего статуса супруги! Правда, лишится не полностью — моногамией псоглавцы отнюдь не отличаются…
Все источники сходятся в том, что псоглавцы не ходят голыми, а носят одежду (сделанную из звериных шкур, но все же…)

***

Таким образом, полулюди-полусобаки кинокефалы жили практически по всему миру, их замечали в Азии, Африке, Европе и даже в Америке (по свидетельству Христофора Колумба). Последнее упоминание о встрече с ними в Новом Свете датируется 18 веком.
Читайте мои подборки материалов о других химерах в разделе»Химеры» и заключительную работу «Кем были химеры?»

Предлагаю обсудить данный материал на ФОРУМЕ в теме «Киноцефалы»

А.В. Колтыпин, 2011

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com

Читайте мои работы об эльфах и русалках

Смотрите сделанные мной фотографии химер в разделе «Химеры в настенной росписи Ват По (Таиланд)»

Слабонервным и детям – не смотреть!
Иногда христианские святые являются в абсолютно непостижимых видах. Таковыми будоражащими психику предстают святые, держащие в качестве орудия страстей собственную голову. Сто лет назад было изобретено специальное слово для подобного типа изображений – кефалофор.

Святой Никасий. Молитвенник, в том числе службы об усопших. Около 1430-1440 / Prayer Book, including Office of the Dead, St. Nicasius, Walters Manuscript W.164, fol. 173v, сa. 1430-40. Source
Впервые использовал этот термин в 1914 году Марсель Эберт /Marcel Hébert в статье «Les martyrs céphalophores Euchaire, Elophe et Libaire», в Revue de l’Université de Bruxelles, v. 19 (1914). Кефалофор с греческого буквально переводится как «Главоносец». Вспоминаем по аналогии поликлетовского Дорифора /δορυφόρος, что значит Копьеносец.


Варианты несения головы. Saints Gemolus, Aphrodise, Miliau, Denis
Кефалофор держит в руках свою голову – это служит указанием, что святой был умерщвлен путем усекновения головы. Обращение с нимбом при этом остается на усмотрении художника или скульптора: кто-то ставит нимб там, где глава должна бы быть; другие показывают святого, несущего нимб вместе с головой; у третьих мастеров – нимб и там и там; у четвертых – обе разделенные части тела без нимба.


Святой Дионисий
Считается, что данная иконографическая схема опирается на образы из двух каноничных текстов:
I. Одна из проповедей Иоанна Златоуста.
II. Жизнеописание Дионисия Ареопагита.


Святой Дионисий в итальянской церкви. Вальдаора, Южный Тироль, Италия. via
I.
Иоанн Златоуст. ПОХВАЛЬНАЯ БЕСЕДА о святых мучениках Иувентине и Максимине /Еввентии и Максиме, пострадавших при Юлиане Отступнике:
«Тогда головы их сделались еще более страшными для диавола, нежели когда они издавали голос, подобно голове Иоанна, которая была не так страшна, когда говорила, как тогда, когда безмолвно лежала на блюде, потому что и кровь святых имеет голос, не ушами слышимый, но охватывающий совесть убийц.»

«Как воины, указывая на раны, полученные ими от врагов, с дерзновением беседуют с царем, – так и они, неся на руках отсеченные головы свои и выставляя их на вид, легко могут получить все, чего ни пожелают, от Царя небесного.»


Святой Дионисий. По клику — статуя целиком. via
II.
Дионисий.
Наиболее известным кефалофором является святой Дионисий Парижский, небесный покровитель Парижа, первый епископ Парижа, живший в 3 веке. С ним существует путаница. Вернее большая путаница вышла с Дионисием Ареопагитом († 96 г.), упоминаемом в Библии в книге Деяний апостолов . Во время проповеди апостола Павла в Афинах в ареопаге Дионисий Ареопагит «приставши к нему, уверовал». К этиму-то новозаветному персонажу и приклеились другие Дионисии.


St. Denis. Horae ad usum Parisiensem, dites Heures de Charles VIII, c. 1475-1500, Ms. Latin 1370, f. 212v, Bibliothèque nationale de France. Source
В образе св. Дионисия соединились три личности:
1. Дионисий Ареопагит из Нового Завета – ученик апостола Павла, живший в 1 веке.
2. Псевдо-Дионисий Ареопагит – автор «Corpus areopagiticum» /»Ареопагитики», живший, скорей всего, в 6 веке. Сочинения Псевдо-Дионисия имели исключительное значение для развития христианской мысли.
3. Св. Дионисий Парижский – христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию в 3 веке.
Объединил этих трех персонажей в 9 веке аббат Хильдуин /Hilduinus, аббатствовавший в 814-840 г.г.

Святой Дионисий на картине из церкви в городе Лойткирх, Альгой, земля Баден-Вюртемберг, Германия /St. Dyonisus, Gemälde in der Bergkapelle Ellmeney, Leutkirch im Allgäu. Date 18th century (?). via
Если исключить предысторию, то дело было примерно так.
Император Запада Людовик Благочестивый (778-840), сын Карла Великого, получил от византийского императора Михаила Заики рукопись «Сorpus areopagiticum». Людовик поручает аббату Хильдуину исправить существовавшее к тому времени жизнеописание св. Дионисия, дабы включить в него вновь обретенное сочинение. Предыдущая версия жития «Post beatam et gloriosam» появилась незадолго до этого и в ней впервые сообщалось о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения.

Святой Дионисий / Saint Denis Holding His Head (detail). Attributed to the Master of Sir John Fastolf France or England, about 1430–1440 Book of hours (text in Latin) The J. Paul Getty Trust, Ms. 5, fol. 35v. Source. По клику — лист целиком
Работа над жизнеописанием была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий – автор греческой рукописи и афинский архиепископ.
9-11.

Статуи святого Дионисия. via
Дионисий отправляется в Рим, где его встречает папа Климент († ок. 97-101) и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных Лисбиуса /Lisbius, чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью спутников Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие.

Император Домициан, правивший в 81-96 г.г., поручает префекту Сизинниусу /Sisinnius/Siscinnius разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников.
Св. Дионисий, сопровождаемый ангелом, несет свою голову и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия, увидив такое чудо, обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию.
Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус /Visbius, который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится главным источником сведений для сочинителя жизнеописания – он ссылается на некий трактат Висбиуса /»traité de Visbius, якобы случайно обнаруженный в Париже.
Известное дело – выполняя поручение руководства государства производится легенда.

Св. Дионисий – второй справа, сопровождаемый ангелами, выражающими свое участие. Портал Нотр-Дам де Пари. Заменен, вероятно, в 19 веке.
Всего известно не менее 134 описаний жития святых, которые были умерщвлены усекновением головы и удостоились изображений себя без головы, с ней в руках.
Вот некоторые из них.

Иисус и святые Феликс, Регула и Экзюперантий (Эксуперанций). 1506 г. Ландесмузеум, Цюрих /Jesus and Felix, Regula, Exuperantius. 1506. Landesmuseum Zürich. via
Феликс, Регула и Экзюперантий – мученики 3 века, принявшие смерть в Цюрихе. Согласно преданию, казненные в 286 году святые Феликс и Регула, брат и сестра, а также их слуга Экзюперантий, входили в число мучеников, пострадавших вместе с воинами-христианами Фиванского легиона. Во время казни воинов им удалось бежать мимо местечка Гларуса, что на востоке Швейцарии, в район Цюриха.

Святые Феликс и Регула. Миниатюра, около 1130 года /Zürich, Wasserkirche: Felix and Regula, in ‘Stuttgarter Passionale’ (1130 a.D.), Württembergische Landesbibliothek, Stuttgart. via
Там они были схвачены, преданы суду и обезглавлены. Чудесным образом они встали, взяли свои головы и, поднявшись в гору на сорок шагов, сотворили молитву и отошли ко Господу.

Святые покровители Цюриха, Феликс и Регула в их числе. Фреска, около 1400-1425 / Zürcher Stadtheilige auf einem Fresko im Haus zum Königsstuhl an der Stüssihofstatt in Zürich, um 1400/1425. via
В Цюрихе впоследствии был воздвигнут храм Гроссмюнстер, по легенде основанный Карлом Великим, чей конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы. Недавние археологические находки подтвердили наличие римских захоронений в основании Гроссмюнстер.
А на месте казни святых был построен храм Вассеркирхе /Wasserkirche. Святые Феликс и Регула считаются небесными покровителями Цюриха.

Скульптурная группа со Святым Никасием. Реймсский собор, северный портал /Cathédrale Notre-Dame de Reims, France. Statue of Saint Nicasius. Gothic scultures decorating the North Portal. via
Святой Никасий († 407 или 450) был одиннадцатым епископом Реймса. Им был построен городской собор в честь Богоматери, на месте которого впоследствии воздвигнут Реймсский собор. Никасий принял смерть либо от вандалов, либо от гуннов. По преданию, когда честная глава святого Никасия была усечена, он взял ее и отправился на место своего погребения. То, о чем гласит предание, увековечено на тимпане портала святых Реймсского собора. В тот же день варвары умертвили его сестру, святую Евтропию, и диаконов, святых Жоконда /Jocond и Флорана /Florent.
Святой Никасий почитается покровителем города Реймс. Его имя на латыни означает «победа». Другие епископы с тем же именем были в Ди и Руане.

Св. Альбан в Диссен-ам-Аммерзее. via
Священномученик Альбан Майнцский /Albanus Mogontiacensis († ок. 406).
Альбан был греческим священником с острова Наксос, что в Эгейском море, изгнанным арианами. По другим версиям – его родиной была Албания или северная Африка. Во времена императора Феодосия I Великого вместе со странствующим епископом Феонестом и мучеником Урсом он посетил Медиолан (современный Милан). После мученической кончины Урса в Аосте около 385 года Альбан и Феонест были посланы знаменитым Амвросием Медиоланским в Майнц (римский Могонциак), где около 404 года они начали проповедовать среди галлов. В 406 году при взятии города вандалами Альбан был обезглавлен. Ту же смерть принял и его спутник Феонест. По легенде Альбан был захвачен врасплох во время молитвы и был сражен мечом вандала-арианина. Альбан положил свою отрубленную голову на то место, где он хотел быть похороненным.

Альбан Майнцский. Неизвесный тирольский мастер. Около 1500/1525 годов / Tyrolean 16th Century, Saint Alban of Mainz, c. 1500/1525, oil on panel. National Gallery of Art, Washington. Source, по клику: via
Иногда Альбан называется учеником Феонеста, сопровождавшим последнего до места его служения епископом в Майнце и оставшимся с ним. Альбан Майнцский, считающийся одним из покровителей Майнца, почитался как целитель, излечивающий эпилепсию, каменную болезнь, грыжу, головную боль, отравления. Исследования позднеримского кладбища в Майнце свидетельствуют о древности местного почитания Альбана. Одну из могил этого кладбища считают местом захоронения Святого Альбана.
Почитание Альбана Майнцского в каролингскую эпоху распространилось далеко за пределы Майнца. В список признанных мучеников, называемый мартиролог Альбан Майнцский был занесен епископом Майнца Рабаном Мавром (847-856). Почитание Альбана распространяется в Западной Европе в 9-11 веках. В 1060-1062 годах майнцский каноник Гоцвин составил «Страсти святого Альбана», дополненные Майнцским архиепископом Зигфридом.
Из-за сходства обстоятельств гибели и имени Альбана Майнцского часто путают с Албаном Британским. Так, на гербе тирольской коммуны Матрай изображен Албан Британский, хотя покровителем считается Альбан Майнцский.

Тут голова не в руках, а в момент отсечения. Мученичество Святого Альбана Британского / The martyrdom of St. Alban from a 13th Century manuscript of The Life of St. Alban. Dublin, Trinity College Library, MS E. I. 40, folio 38r. Matthew Paris was both scribe and illuminator for this manuscript. via
Альбан Британский/ Албан Веруламский /лат. Albanus, англ. Alban (ок. 209-305) – первомученник Британских островов, один из трех святых, чье почитание сохранилось со времен Римской Британии.
Упоминание о мученичестве Альбана является одним из первых исторических свидетельств о христианстве в Британии. Албан был римским воином. Обратившись в христианство под влиянием священника Амфибала, которого он укрывал во время преследований, Альбан был осужден на смерть и обезглавлен в городе Веруламиуме, ныне – город Сент-Олбанс, названный в честь святого.
Вторым британским мучеником стал палач, который отказался исполнять смертный приговор, так его потрясла вера святого. Он был немедленно казнен, и принял Крещение пролитой за Христа кровью. Историк Беда Достопочтенный свидетельствует, что у того палача, который встал на замену первого, глаза выпали из глазниц, как только голова святого слетела с плеч. Что и видим на миниатюре 13 века из Жития Святого Альбана.

Мученичество Св. Мелю. Он держит свою отрубленную голову, в то время как кровь бьет фонтаном из его шеи /The martyrdom of St. Miliau, who holds his severed head as blood gushes from his neck. Detail from the Retable of the Passion at Lampaul-Guimiliau. via
Святой Мелю /брет. Meliau (470 — ?) был королем Арморики. Королевство Арморика /брет. Arvorig – раннесредневековое королевство на территории полуострова Бретань, что в современной Франции.
Мелю был старшим сыном и с 501 года наследником короля Арморики Будика I /Budic. У Мелю были братья Теодорих /Theodoric и Ривод /Rivod. Став королем, Мелю правил мудро и справедливо. Однако, отношения между хорошим правителем Мелю и его младшим братом Риводом были напряженными. Однажды их спор настолько накалился, что Ривал ударил Мелю, после чего король скончался. Наследником Мелю стал его сын Мелор, бывший еще ребенком. Иногда Мелю изображается как кефалофор, но как было на самом деле никто не знает.

Статуя Святого Соланжа, покровителя французкой Берри. Musée du Berry à Bourges, Cher. via
Святой Соланж /Solange принял мученическую смерть 10 мая около 880 года. Его отрубленная голова три раза возгласила имя Иисуса.

Святой Домнин из Фиденцы, около 1600 года. via
Святой Домнин из Фиденцы /итал. San Donnino di Fidenza (ум. 304), по преданию, был уроженцем Пармы. Он был камергером императора Максимиана и хранителем короны. По обращении в христианство подвергся гневу императора. Преследуемый императорскими силами, он проехал через Пьяченцу, держа крест. Св. Домнин был схвачен и казнен на берегу Стироне, за пределами Фиденцы, или на Эмилиевой дороге /Via Aemilia. По легенде, он подобрал свою усеченную голову и отнес ее туда, где нынче находится собор Сан Доннино /San Donnino. Мощи его находятся в соборе Фиденцы.

Св. Домнин считается покровителем Фиденцы. К нему обращаются в молитвах при водобоязни. Святого Домнина изображают в военном одеянии, держащим пальму мученичества.

Чудо святого Юстуса. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) / The Miracle of Saint Justus. Peter Paul Rubens. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux. via
Святой Юстус.

Плитка Святая Валерия, Жак II Лоден, 17 век, художественная эмаль. Художественный музей Лиможа, дворец епископов /Епархиальный музей Лиможа, Франция. via
И о прекрасном – о женщинах, точнее об одной девушке.
Дева-мученица Валерия Лиможская, она же Аквитанская жила во 2 либо 4 веке. Сведения о ней сохранило житие Марциала Лиможского. Девушка была обезглавлена в Августорите, ныне Лиможе в области Лимузэн, Франция.

Статуя Святой Валерии, начало 15 века полихромное дерево. Церковь Сен-Мишель-де-Льон, Лимож, Франция / Statuette de sainte Valérie, début 15e siècle, bois polychrome, Limoge, église Saint-Michel-des-Lions Source
Традиция возводила святого Марциала к апостольским временам, правда, в 20 веке датировка, считавшаяся истиной примерно с 11 века, была отвергнута. В любом случае, Житие святого Марциала, Vita prolixior, рассказывает историю святой Валерии.

Мученичество Святой Валерии. Реликварий из Лиможа, эмаль. via
Она происходила из семьи Августоритского градоправителя, супруга которого принимала святого Марциала Лиможского в их доме. Обратившись благодаря его проповеди, обещанная высокому римскому сановнику девушка отказалась идти замуж за язычника, за что тот приказал палачу отсечь ей голову.

Святая Валерия Лиможская пеподносит собственную голову святому Марциалу. Алтарь в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions, Лимож. via
Но случилось чудо – тотчас после казни палач был поражен молнией насмерть, а святая Валерия взяла в руки свою главу и отправилась в храм святого Стефана, где святой Марциал совершал Богослужение. После этих событий жених принял крещение с именем Стефан.

Святая Валерия несет Марциалу свою голову. Картина написана до 1660 года, холст, масло. Приписывается монаху-францисканцу и художнику Клоду Франсуа /Claude François, более известному как Брат Лука /Frère Luc (1614-1685) / Sainte Valérie portant sa tête à saint Martial, avant 1660, huile sur toile attribuée à Claude François, dit Frère Luc, église de Cussac. Source
В 10 веке монахи монастыря святого Марциала перенесли мощи святой Валерии на берега реки Вуэз, где основали монастырь Шамбон-сюр-Вуэз /Chambon-sur-Voueize. Впоследствии во имя святой Валерии была устроена часовня в северном трансепте вновь отстроенного Лиможского Стефановского собора – по преданию на том месте, где святую встретил епископ Марциал.
В настоящее время нижняя челюсть святой пребывает в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions в Лиможе, а ее череп по-прежнему хранится в Шамбоне.

Богиня Чиннамаста. Кангра, Индия, около 1800 года. via
Кстати сказать, в религиозной традиции Индии и Тибета тоже имеется свое головоносное святое существо – индуистско-буддийское божество Чиннамаста, что в переводе означает «та, у которой отсечена голова». Об этом в следующий раз.

в тексте +
Иоанн Златоуст: Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. ТОМ ВТОРОЙ КНИГА ВТОРАЯ
Базилика Сен-Дени. Легенда о св. Дионисии. Хрипкова Е.А.

Православная Энциклопедия. АЛЬБАН МАЙНЦСКИЙ

Авторы проекта считают, что полиэтиленгликоль в лабораторных условиях позволит восстановить функции поврежденных клеточных мембран. При пересадке головы он сможет восстановить работу спинного мозга. Канаверо и Жэнь уже вернули работоспособность перерезанному спинному мозгу грызунов, а также провели операции по пересадке головы на трупах людей.

Научное сообщество при этом неоднозначно относится к экспериментам нейрохирургов. В частности, ученые указывают на отсутствие данных, которые позволили бы подтвердить заявленную глубину разреза спинного мозга — томографических или гистологических свидетельств.

Исследователи провели эксперимент на 12 собаках породы бигль, которых разделили на контрольную и экспериментальную группы. Всем животным был перерезан спинной мозг в районе 12 позвонка.

В результате в живых остались две собаки из экспериментальной группы, которым после операции в место разреза ввели полиэтиленгликоль. Спустя несколько месяцев их подвижность восстановилась почти до прежнего уровня, утверждают исследователи.

Ранее компания Sinogene Biotechnology по заказу Министерства общественной безопасности Китая клонировала лучшую полицейскую собаку по имени Хуахуанма, которую журналисты прозвали «пес Шерлок Холмс». Если эксперимент будет признан удачным, в будущем китайская полиция поставит клонирование служебных собак на поток.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *