Иларион удодов

Казанская ключевская пустынь
Наместник монастыря Архимандрит Иларион (Царев Иван Дмитриевич)




Казанская Ключевская мужская пустынь

Ардатовский район, пос. Тургенево
Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, Ардатовском районе, близ п. Тургенево и входящего в его состав с.Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). Попреданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. послучаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русскиевладельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовомтракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах,еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах. С момента основанияпустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры иприписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 наКлюче была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископаНижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную.

Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его,на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь,опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева иЧетвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящениелетней части храма состоялось в 1807 по благословению епископаКазанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной,увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустынисобралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию ибыла признана монашеским братством, приписанным к АлатырскомуСвято-Троицкому монастырю. В первой пол. XIX почитание явленнойКазанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеляСвято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандритИезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходомотправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образобнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь началастихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа вАлатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служилсяблагодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду.

Бывшая деревянная церковь над родникомпревратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а послереволюции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетийКазанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладкаоказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано,росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однакопочитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма.С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрожденииКлючевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужскаяобитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии.Пустынь возглавляет архимандрит Иларион. Сегодня в пустыни подвизаетсяоколо 20 человек. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Имеются гостиничные номера для паломников,число которых постоянно растет. Над источником поставлена деревяннаячасовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех районов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.
Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь.– М., 1904 (книга переиздана в 1997 г. братией Тургеневской Казанской пустыни Саранской епархии);Православные русские обители. — М., 1912;Каталог памятников истории и культуры Мордовской АССР. – Саранск, 1979; Аристов Н. Предания о местных святынях // Древняя и новая Россия, 1875,№ 6;Доброхотов Ю. Монастырские стены России // Столица С, 1996, 13 сентября;Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000;Монастыри: Энциклопедический справочник. — М.: Изд. Моск. Патриархии —»Республика”, 2000.

В старейшем монастыре Мордовии открылся новый паломническо-просветительский центр с уютными кельями и трапезной.
Каждый год в Казанскую Ключевскую пустынь приезжают тысячи верующих как из самой республики, так и из других регионов России и стран СНГ. Теперь они смогут больше уделять времени духовным делам и меньше заботиться о таких мирских вещах, как временное пристанище и хлеб насущный.

Открыл новый паломническо-просветительский центр Патриарх Московский ивсея Руси Кирилл, совершивший по Мордовии пастырскую поездку. Старинныймужской монастырь, где разместился центр, расположен в 150 километрах отстолицы Мордовии — Саранска. Предстоятель, обращаясь к верующим, назвалКазанскую Ключевскую пустынь местом возрождения истинной духовности:
«Радуюсь видеть вас всех в этой святой обители, которая совсем ещенедавно пребывала в руинах. Мало кто мог и добраться сюда — не было дажедорог. И вот сегодня на фоне дивного пейзажа мы видим замечательный монастырь — его постройки видны за много километров отсюда».

Поток богомольцев в эти места не ослабевал никогда – ни до революции, ни в советские атеистические годы. Приезжали со всех городов России,Украины, Белоруссии и даже дальнего зарубежья. Размещались прямо в полях, жили в машинах или палатках — кто как мог. Секрет постоянного присутствия паломников, среди которых не только православные, но и представители других конфессий и даже атеисты – чудодейственные источники. Они, как утверждает молва, лечат от всех недугов. Именно в честь них некогда и получил свое название монастырь.

Предание гласит, что в 1707 году в одном из родников, бивших среди широкого мордовского поля, была явлена Казанская икона Богоматери.Спустя несколько лет здесь основали монашескую обитель. Пустынь очень скоро стала одним из крупнейших духовных центров и внесла свою лепту в длительный и сложный процесс христианизации народов Поволжья. Верующиеприходили к явленной иконе с мирскими заботами, за утешением и защитойот напастей, с просьбами о помощи себе и близким, за исцелением духовными телесным. До революции бывало, что весь склон монастырского холма былзанят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобыискупаться в целебном источнике.

После революции 1917 года обитель была закрыта, монахи — изгнаны, храмы- разрушены. Вторую жизнь монастырь обрел в середине 90-х годов прошлоговека. За это время инокам, число которых не больше 20, удалось невозможное. Обитель вновь засияла золотыми куполами, а ее богатое убранство – росписи, серебро, перламутр — поражает взгляды всех приходящих. Все это появилось благодаря частным пожертвованиям. В беседе с монахами патриарх Кирилл не только оценил красоту монастыря, но и дал наставления:
«Красота каждой обители и каждого храма — это не только стены, хотя и стены имеют большое значение, свидетельствуя о подвиге наших предков, а иногда, как в данном случае, — о подвиге наших современников. Самая главная красота обители открывается в монашеской жизни. И потому, обращаясь к вам, дорогие братья монашествующие: будьте всегда любвеобильны к паломникам, никого никогда не отталкивайте неразумным словом, излишней строгостью или просто недостаточно добрым взглядом. Пусть сердца ваши будут всегда открыты навстречу людям, и к вам потянутся тысячи, потому что народ наш нуждается в духовной поддержке».
Посещение патриархом Казанской Ключевской обители стало последним пунктом его нынешнего путешествия по мордовским епархиям.

    Иларион (Удодов Иоаким Христофорович)
    Год рождения 1863
    Место рождения Воронежская губ., Острогожский у., с.Буйловка
    схиархимандрит
    Родство

      брат протоиерея
      Удодов Петр Хрисанфович

    Фотографии


      Схиархимандрит Иларион (Удодов)

    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

      Рукоположение

        монах
        Иларион
        Место Греция, Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь

      Служение

        Греция, Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь
        монах
        Год окончания 1905
        Иоаким ушел на Афон, когда ему было около 20-ти лет. По специальности он был
        кузнецом и, как он сам рассказывал его звали в разные монастыри и он не мог
        решить в какой ему поступать. Однажды во сне он увидел Богоматерь, которая шла
        в ограде монастыря со св.вмч.Пантелеимоном. Богоматерь обратилась к святому со
        словами: «Возьми его к себе». То было явным благословением Царицы Небесной на
        поступление в Пантелеимонов русский монастырь на Афоне, где он принял постриг
        с именем в честь преподобного Илариона Великого. Старец рассказывал, что
        молодым он испытал на себе все виды монашеских послушаний, но чаще всего он
        исполнял послушания кузнеца. Однажды, работая на лесах, он упал и сильно
        разбился. На Афоне был обычай постригать в схиму опасных больных. Отца
        Илариона, как находившегося в почти безнадежном состоянии, постригли в схиму,
        оставив ему прежнее имя (тайная схима). Однако он оправился и продолжал работать
        Москва
        монах
        После 20-ти лет пребывания в монастыре, в 1905г. о.Илариона послали в Россию
        вместе со старцем Кириллом для сбора средств на монастырь, но им пришлось
        остаться на родине. После кончины схиигумена Кирилла о.Иларион имел старцем
        архимандрита Захарию, которого навещал в Москве

      Аресты

        Москва
        Был арестован в конце 1920-х начале 1930-х годов. Как следует из следственного
        дела его брата в 1932г. находился в ссылке. Подробности репрессий неизвестны

      Служение

        Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово, церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери
        схиархимандрит
        Должность настоятель
        Год начала 1936
        С 1936г. до самой своей кончины о.Иларион был настоятелем храма в честь
        Владимирской иконы Божией матери в с.Виноградово (близ станции Долгопрудная
        Савеловской железной дороги). В этом храме о.Иларион своими руками создал
        предел во имя прп.Сергия Радонежского, устроил деревянные хоры для певчих,
        обновил артезианский колодец. Самые высокие места: купол, крест — когда
        производился ремонт — все просматривалось, контролировалось, а часто и
        выполнялось самим 80-летним старцем. Схиархимандрит Иларион был чрезвычайно
        искусным жестянщиком и всем все делал бесплатно. Он отличался исключительным
        смирением, был молчалив, вежлив, часто при разговоре ласково улыбался. Когда
        его спрашивали, что он читал, отвечал: «Евангелие и Псалтирь», — и давал ответ
        на вопросы всегда словами из этих Священных книг. У о.Илариона был дар
        прозрения. Когда, его духовный сын Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий)
        спросил его в 1940 году о возможности для него принятия сана священника, то
        о.Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но
        епископ должен быть мучеником». И действительно, через 15 лет Павел Голубцов
        принял епископский сан. Владыке Сергию духовный отец —
        схиархимандрит Иларион, который благословил его на принятие монашества и
        священства, — передал лучшие свои качества: любовь к глубокой внутренней
        молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд.
        О.Иларион был участником событий тайного сокрытия главы Преподобного Сергия
        Радонежского. В 1941г. после начала войны Павел Голубцов перенес главу
        из Люберец в с.Виноградово к схиархимандриту Илариону (Удодову).
        Она хранилась в алтаре под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
        до конца войны. В 1945г. Павел перенес главу в Москву на квартиру Васильчиковой Е.П.,
        которая потом на машине отвезла ее к Патриарху Алексию (Симанскому). При открытии
        Троицкой Лавры в 1946г. по поручению Патриарха Алексия схиархимандрит Иларион
        вернул в Лавру главу Преподобного Сергия к его мощам

    Кончина

      1951
      День 15
      Месяц 3
      Место Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово
      Место захоронения Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово, ограда церкви

      1.Голубцов С.А., протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М.: «Мартис», 1999г. С.119, 120, 123.

      2.Андроник Трубачев, игумен. Судьба главы Преподобного Сергия// ЖМП. 2001. N 4.

      3.Сайт журнала ЖМП. <http://212.188.13.168/izdat/JMP/01/4–01/09.htm>

Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

Дата рождения: 24 июля 1966 г.

Дата хиротонии: 14 января 2002 г. Дата пострига: 19 июня 1987 г. День ангела: 19 июня

Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 24 июля 1966 г. в Москве.

В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).

В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.

Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 156) назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.

Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.

***

Ученые звания и степени:

  • доктор философии Оксфордского университета, Великобритания (1995);
  • доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института, Франция (1999);
  • доктор философских наук (свидетельство Минобрнауки РФ № 568/нк от 20.05.2016);
  • профессор Московской духовной академии (2011);
  • профессор Фрибургского университета, Швейцария (2011);
  • профессор, заведующий кафедрой теологии НИИЯУ «МИФИ» (2012);
  • почетный доктор Российского государственного социального университета (2010);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии (2010);
  • почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии (2010);
  • почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано, Швейцария (2011);
  • почетный доктор Прешовского университета, Словакия (2011);
  • почетный доктор богословия Минской духовной академии (2012);
  • почетный доктор богословия Университета Вилланова, США (2012);
  • почетный доктор духовной семинарии Nashotah House, США (2012);
  • почетный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (2012);
  • почетный профессор Уральского государственного горного университета (2012);
  • почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета (2013);
  • почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (2014);
  • почетный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (2014);
  • почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, США (2014);
  • почетный доктор Московского государственного лингвистического университета (2017);
  • почетный доктор Богословского факультета Апулии, Италия (2017);
  • почетный профессор Московского государственного педагогического университета (2017);
  • почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2018);
  • почетный доктор Дипломатической академии МИД России (2018);
  • член Союза композиторов России.

Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).

Образование:

1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.

1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).

Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Ректор) Место работы: Межрелигиозный совет России (Представитель Русской Православной Церкви) Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Место работы: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) (Настоятель) Место работы: Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви (Руководитель) Место работы: «Журнал Московской Патриархии» (Председатель редакционного совета) Место работы: Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии (Сопредседатель) Место работы: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (Председатель) Место работы: Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (Председатель) Место работы: Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена (Председатель) Место работы: Синодальная библейско-богословская комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:

Публикации

Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).

Библиография

Музыкальные произведения

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Награды:

Церковные:

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. — золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
  • 2013 г. — орден св. равноап. Константина Великого (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • 2016 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские:

  • 2005 г. — Макариевская премия;
  • 2011 г. — государственный орден Дружбы (Россия);
  • 2013 г. — орден Почетного легиона (Мексика);
  • 2013 г. — орден «За заслуги» III ст. (Украина);
  • 2013 г. — орден Заслуг — Командорский крест (Венгрия);
  • 2016 г. ― государственный орден Почета (Россия);
  • 2018 г. ― почетная медаль Съезда лидеров мировых и традиционных религий (Казахстан).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *