Казанская ключевская пустынь
Наместник монастыря Архимандрит Иларион (Царев Иван Дмитриевич)
Казанская Ключевская мужская пустынь
Ардатовский район, пос. Тургенево
Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, Ардатовском районе, близ п. Тургенево и входящего в его состав с.Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). Попреданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. послучаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русскиевладельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовомтракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах,еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах. С момента основанияпустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры иприписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 наКлюче была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископаНижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную.
Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его,на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь,опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева иЧетвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящениелетней части храма состоялось в 1807 по благословению епископаКазанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной,увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустынисобралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию ибыла признана монашеским братством, приписанным к АлатырскомуСвято-Троицкому монастырю. В первой пол. XIX почитание явленнойКазанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеляСвято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандритИезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходомотправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образобнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь началастихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа вАлатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служилсяблагодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду.
Бывшая деревянная церковь над родникомпревратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а послереволюции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетийКазанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладкаоказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано,росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однакопочитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма.С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрожденииКлючевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужскаяобитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии.Пустынь возглавляет архимандрит Иларион. Сегодня в пустыни подвизаетсяоколо 20 человек. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Имеются гостиничные номера для паломников,число которых постоянно растет. Над источником поставлена деревяннаячасовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех районов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.
Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь.– М., 1904 (книга переиздана в 1997 г. братией Тургеневской Казанской пустыни Саранской епархии);Православные русские обители. — М., 1912;Каталог памятников истории и культуры Мордовской АССР. – Саранск, 1979; Аристов Н. Предания о местных святынях // Древняя и новая Россия, 1875,№ 6;Доброхотов Ю. Монастырские стены России // Столица С, 1996, 13 сентября;Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000;Монастыри: Энциклопедический справочник. — М.: Изд. Моск. Патриархии —»Республика”, 2000.
В старейшем монастыре Мордовии открылся новый паломническо-просветительский центр с уютными кельями и трапезной.
Каждый год в Казанскую Ключевскую пустынь приезжают тысячи верующих как из самой республики, так и из других регионов России и стран СНГ. Теперь они смогут больше уделять времени духовным делам и меньше заботиться о таких мирских вещах, как временное пристанище и хлеб насущный.
Открыл новый паломническо-просветительский центр Патриарх Московский ивсея Руси Кирилл, совершивший по Мордовии пастырскую поездку. Старинныймужской монастырь, где разместился центр, расположен в 150 километрах отстолицы Мордовии — Саранска. Предстоятель, обращаясь к верующим, назвалКазанскую Ключевскую пустынь местом возрождения истинной духовности:
«Радуюсь видеть вас всех в этой святой обители, которая совсем ещенедавно пребывала в руинах. Мало кто мог и добраться сюда — не было дажедорог. И вот сегодня на фоне дивного пейзажа мы видим замечательный монастырь — его постройки видны за много километров отсюда».
Поток богомольцев в эти места не ослабевал никогда – ни до революции, ни в советские атеистические годы. Приезжали со всех городов России,Украины, Белоруссии и даже дальнего зарубежья. Размещались прямо в полях, жили в машинах или палатках — кто как мог. Секрет постоянного присутствия паломников, среди которых не только православные, но и представители других конфессий и даже атеисты – чудодейственные источники. Они, как утверждает молва, лечат от всех недугов. Именно в честь них некогда и получил свое название монастырь.
Предание гласит, что в 1707 году в одном из родников, бивших среди широкого мордовского поля, была явлена Казанская икона Богоматери.Спустя несколько лет здесь основали монашескую обитель. Пустынь очень скоро стала одним из крупнейших духовных центров и внесла свою лепту в длительный и сложный процесс христианизации народов Поволжья. Верующиеприходили к явленной иконе с мирскими заботами, за утешением и защитойот напастей, с просьбами о помощи себе и близким, за исцелением духовными телесным. До революции бывало, что весь склон монастырского холма былзанят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобыискупаться в целебном источнике.
После революции 1917 года обитель была закрыта, монахи — изгнаны, храмы- разрушены. Вторую жизнь монастырь обрел в середине 90-х годов прошлоговека. За это время инокам, число которых не больше 20, удалось невозможное. Обитель вновь засияла золотыми куполами, а ее богатое убранство – росписи, серебро, перламутр — поражает взгляды всех приходящих. Все это появилось благодаря частным пожертвованиям. В беседе с монахами патриарх Кирилл не только оценил красоту монастыря, но и дал наставления:
«Красота каждой обители и каждого храма — это не только стены, хотя и стены имеют большое значение, свидетельствуя о подвиге наших предков, а иногда, как в данном случае, — о подвиге наших современников. Самая главная красота обители открывается в монашеской жизни. И потому, обращаясь к вам, дорогие братья монашествующие: будьте всегда любвеобильны к паломникам, никого никогда не отталкивайте неразумным словом, излишней строгостью или просто недостаточно добрым взглядом. Пусть сердца ваши будут всегда открыты навстречу людям, и к вам потянутся тысячи, потому что народ наш нуждается в духовной поддержке».
Посещение патриархом Казанской Ключевской обители стало последним пунктом его нынешнего путешествия по мордовским епархиям.
- Иларион (Удодов Иоаким Христофорович)
Год рождения 1863
Место рождения Воронежская губ., Острогожский у., с.Буйловка
схиархимандрит
Родство
- брат протоиерея
Удодов Петр Хрисанфович

Фотографии

Схиархимандрит Иларион (Удодов)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
- Рукоположение
- монах
Иларион
Место Греция, Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь
Служение
- Греция, Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь
монах
Год окончания 1905
Иоаким ушел на Афон, когда ему было около 20-ти лет. По специальности он был
кузнецом и, как он сам рассказывал его звали в разные монастыри и он не мог
решить в какой ему поступать. Однажды во сне он увидел Богоматерь, которая шла
в ограде монастыря со св.вмч.Пантелеимоном. Богоматерь обратилась к святому со
словами: «Возьми его к себе». То было явным благословением Царицы Небесной на
поступление в Пантелеимонов русский монастырь на Афоне, где он принял постриг
с именем в честь преподобного Илариона Великого. Старец рассказывал, что
молодым он испытал на себе все виды монашеских послушаний, но чаще всего он
исполнял послушания кузнеца. Однажды, работая на лесах, он упал и сильно
разбился. На Афоне был обычай постригать в схиму опасных больных. Отца
Илариона, как находившегося в почти безнадежном состоянии, постригли в схиму,
оставив ему прежнее имя (тайная схима). Однако он оправился и продолжал работать
Москва
монах
После 20-ти лет пребывания в монастыре, в 1905г. о.Илариона послали в Россию
вместе со старцем Кириллом для сбора средств на монастырь, но им пришлось
остаться на родине. После кончины схиигумена Кирилла о.Иларион имел старцем
архимандрита Захарию, которого навещал в Москве
Аресты
- Москва
Был арестован в конце 1920-х начале 1930-х годов. Как следует из следственного
дела его брата в 1932г. находился в ссылке. Подробности репрессий неизвестны
Служение
- Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово, церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери
схиархимандрит
Должность настоятель
Год начала 1936
С 1936г. до самой своей кончины о.Иларион был настоятелем храма в честь
Владимирской иконы Божией матери в с.Виноградово (близ станции Долгопрудная
Савеловской железной дороги). В этом храме о.Иларион своими руками создал
предел во имя прп.Сергия Радонежского, устроил деревянные хоры для певчих,
обновил артезианский колодец. Самые высокие места: купол, крест когда
производился ремонт все просматривалось, контролировалось, а часто и
выполнялось самим 80-летним старцем. Схиархимандрит Иларион был чрезвычайно
искусным жестянщиком и всем все делал бесплатно. Он отличался исключительным
смирением, был молчалив, вежлив, часто при разговоре ласково улыбался. Когда
его спрашивали, что он читал, отвечал: «Евангелие и Псалтирь», и давал ответ
на вопросы всегда словами из этих Священных книг. У о.Илариона был дар
прозрения. Когда, его духовный сын Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий)
спросил его в 1940 году о возможности для него принятия сана священника, то
о.Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но
епископ должен быть мучеником». И действительно, через 15 лет Павел Голубцов
принял епископский сан. Владыке Сергию духовный отец
схиархимандрит Иларион, который благословил его на принятие монашества и
священства, передал лучшие свои качества: любовь к глубокой внутренней
молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд.
О.Иларион был участником событий тайного сокрытия главы Преподобного Сергия
Радонежского. В 1941г. после начала войны Павел Голубцов перенес главу
из Люберец в с.Виноградово к схиархимандриту Илариону (Удодову).
Она хранилась в алтаре под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
до конца войны. В 1945г. Павел перенес главу в Москву на квартиру Васильчиковой Е.П.,
которая потом на машине отвезла ее к Патриарху Алексию (Симанскому). При открытии
Троицкой Лавры в 1946г. по поручению Патриарха Алексия схиархимандрит Иларион
вернул в Лавру главу Преподобного Сергия к его мощам
Кончина
- 1951
День 15
Месяц 3
Место Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово
Место захоронения Московская о., Мытищинский р., с.Виноградово, ограда церкви
1.Голубцов С.А., протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М.: «Мартис», 1999г. С.119, 120, 123.
2.Андроник Трубачев, игумен. Судьба главы Преподобного Сергия// ЖМП. 2001. N 4.
3.Сайт журнала ЖМП. <http://212.188.13.168/izdat/JMP/01/401/09.htm>
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)
Дата рождения: 24 июля 1966 г.
Страна: Россия Биография:
Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Родился 24 июля 1966 г. в Москве.
В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.
В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.
В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.
В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.
19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.
19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.
В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.
В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.
В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.
В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.
С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.
В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).
С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).
В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.
В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).
На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.
7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.
Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.
Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.
24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.
В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).
С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.
С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.
С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре.
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.
Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 156) назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.
Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.
***
Ученые звания и степени:
- доктор философии Оксфордского университета, Великобритания (1995);
- доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института, Франция (1999);
- доктор философских наук (свидетельство Минобрнауки РФ № 568/нк от 20.05.2016);
- профессор Московской духовной академии (2011);
- профессор Фрибургского университета, Швейцария (2011);
- профессор, заведующий кафедрой теологии НИИЯУ «МИФИ» (2012);
- почетный доктор Российского государственного социального университета (2010);
- почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии (2010);
- почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии (2010);
- почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011);
- почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано, Швейцария (2011);
- почетный доктор Прешовского университета, Словакия (2011);
- почетный доктор богословия Минской духовной академии (2012);
- почетный доктор богословия Университета Вилланова, США (2012);
- почетный доктор духовной семинарии Nashotah House, США (2012);
- почетный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (2012);
- почетный профессор Уральского государственного горного университета (2012);
- почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета (2013);
- почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (2014);
- почетный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (2014);
- почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, США (2014);
- почетный доктор Московского государственного лингвистического университета (2017);
- почетный доктор Богословского факультета Апулии, Италия (2017);
- почетный профессор Московского государственного педагогического университета (2017);
- почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2018);
- почетный доктор Дипломатической академии МИД России (2018);
- член Союза композиторов России.
Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).
Образование:
1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).
1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.
1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Ректор) Место работы: Межрелигиозный совет России (Представитель Русской Православной Церкви) Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Место работы: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) (Настоятель) Место работы: Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви (Руководитель) Место работы: «Журнал Московской Патриархии» (Председатель редакционного совета) Место работы: Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии (Сопредседатель) Место работы: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (Председатель) Место работы: Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (Председатель) Место работы: Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена (Председатель) Место работы: Синодальная библейско-богословская комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:
Публикации
Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).
Музыкальные произведения
Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.
Награды:
Церковные:
- 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
- 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
- 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
- 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
- 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
- 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
- 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
- 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
- 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
- 2013 г. — золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
- 2013 г. — орден св. равноап. Константина Великого (Сербская Православная Церковь);
- 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);
- 2014 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
- 2016 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
- 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
Светские:
- 2005 г. — Макариевская премия;
- 2011 г. — государственный орден Дружбы (Россия);
- 2013 г. — орден Почетного легиона (Мексика);
- 2013 г. — орден «За заслуги» III ст. (Украина);
- 2013 г. — орден Заслуг — Командорский крест (Венгрия);
- 2016 г. ― государственный орден Почета (Россия);
- 2018 г. ― почетная медаль Съезда лидеров мировых и традиционных религий (Казахстан).