Или с легким паром

19 декабря 2019 года на встрече Школы фотографии OPEN FOTO будем обсуждать главный новогодний фильм страны.

Легендарный и культовый – эти эпитеты, пусть и пафосные, как нельзя лучше подходят шедевру Эльдара Рязанова. Да-да, «Ирония судьбы» – именно шедевр, как бы вы к нему не относились – с любовью и обожанием или резко негативно. Вот уже почти 45 лет он является обязательным атрибутом российского новогоднего праздника – не менее важным, чем елка, шампанское, мандарины и оливье. Разве зрители стали бы смотреть его снова и снова, не будь он шедевром?

Что же так притягивает нас в «Иронии судьбы»? Почему мы, зная эту историю наизусть, все равно не можем оторваться от экранов телевизоров всякий раз, когда ее показывают? Тому есть множество причин, и на встрече «Кино глазами фотографа» рассмотрим лишь часть из них – преимущественно те, которые относятся к визуальному языку.

Визуальный язык «Иронии судьбы» следует за игрой актеров, помогая зрителю вникнуть в суть происходящего. Ведущий встречи Евгений Колков, основатель Школы фотографии OPEN FOTO, обратит ваше внимание на множество нюансов и приемов визуального языка – и вы, без сомнения, посмотрите на «Иронию судьбы» другими глазами.

Эта встреча «Кино глазами фотографа» получится не совсем обычной, поскольку речь пойдет не только о визуальной составляющей фильма. Разговора о его феномене не избежать. И, скорее всего, возникнет дискуссия или даже спор, ибо у каждого зрителя – свое отношение к «Иронии судьбы» и уже сложившееся мнение о картине. Тем увлекательнее будет.

«Работая над подготовкой киновстречи и в очередной – бессчетный! – раз посмотрев фильм «Ирония судьбы», я внезапно понял всю его глубину, – говорит Евгений Колков. – Увидел, сколь многое ускользало от меня раньше. Увиденное меня поразило и огорчило одновременно. Дело в том, что подавляющее большинство зрителей и многие из кинообозревателей выносят суждения довольно поверхностные, опираясь лишь на сюжетную линию. Они не замечают главного. А визуальный язык в сочетании с блистательной актерской работой позволяет раскрыть замысел создателей картины. Замысел спрятан от зрителей, точнее – от привычного, стереотипного, рационального взгляда на рассказанную историю. Однако эмоции не обманешь: вы можете не осознать замысел, но не можете не почувствовать. Он проникает в сердце, в душу, в нутро – какая формулировка вам ближе? Эта картина помогает нам меняться, помогает расти. О том, почему и как это происходит, мы и поговорим на киновстрече».

Приглашаем вас на встречу «Кино глазами фотографа» по фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!», если вы его любите и если вы его терпеть не можете. Приходите – и мы попробуем вместе разобраться, чем вызвано столь противоречивое восприятие киноленты.

О встречах «Кино глазами фотографа» >>
Отзывы участников встреч «Кино глазами фотографа» >>

Демонстрировать фильм целиком не планируется. Рекомендуем вам освежить «Иронию судьбы» в памяти до встречи «Кино глазами фотографа». И нет никаких сомнений в том, что после встречи вам захочется посмотреть картину снова.

Дата проведения киновстречи: 19 декабря 2019 года.
Начало встречи: в 19.30.
Продолжительность: 2 часа.
Автор и ведущий киновстречи: Евгений Колков, основатель Школы фотографии OPEN FOTO.
Место проведения: антикафе «Белый лист» (ул. Валовая 32/75, 3 этаж, 3 минуты пешком от ст.м. «Добрынинская»).
Стоимость участия в киновстрече: pay what you want («плати, сколько захочешь») + оплата пребывания в антикафе по выбранному вами тарифу; чай, кофе и печеньки включены в стоимость.

Регистрация на киновстречу закрыта. Приглашаем вас на ближайшие мероприятия Школы фотографии OPEN FOTO. Загляните в расписание >>

Если у вас есть вопросы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте 24@open-foto.ru или по телефону +7 977 835-93-53.

Ну вот и докатились! Страна, подточенная семнадцатилетним беспределом во всех сферах жизни и структурах власти, экономически ослабленная (экономический рост России- это надувной, мыльный пузырь. Какой рост, если нет производства! Одно потребление российского природного сырья и импортного товара), теперь мерно «умирает» культурно- образовательно. Вот к чему приводят всевозможные «эксперименты» со всеобщим, специальным и высшим образованием. Вот к чему приводят «невнимание» к собственной культуре и «перевода её на рельсы самоокупаемости». Страна теряет всё… и, прежде всего, свою культуру и национальную гордость.
«Контора Константина Эрнста» (иначе не могу назвать этот синдикат популистких пиарщиков), постоянно выплёскивая на теле- и киноэкраны очередные «шедевры», тем самым планомерно разрушая сознание народа, его культуру, наконец дошла и до «шедевров народа». Первым принял удар на себя фильм-эпоха «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» реж. Эльдара Рязанова. Сколько поколений советских зрителей согревал, духовно кормил, был другом этот простой, нетленный фильм. Этот фильм стал символом советского (считайте, русского) Нового года. Каждый кадр, каждая песня, каждая фраза из «Иронии судьбы…» вошли в лексикон и обиход простых русских людей. Ни один Новый год после выхода фильма 31 декабря 1975 года уже не обходился без демонстрации этого рязановского шедевра. «Ирония…» стала частью советской жизни, частью народа…
Но прошли годы, у руля страны пали сильные личности, другие, алчные и корыстные люди, почувствовав слабинку власти, разорвали Союз по частям, прорвались к «госкормушке», началось разрушение прошлого (советского) по всем фронтам. «Тот, кто молчал, перестали молчать…». И заговорили так, что… в сегодняшней российской действительности не осталось ничего святого.
Главное, деньги, а быстро «срубить» их, опираясь на знаменитые названия народных «шедевров»- это, пожалуй, подлость вселенского масштаба. Невзирая на вкусы и интересы простых зрителей, «бригада Эрнста» быстро состряпала «Иронию-2: Продолжение» (смею заметить, если бы фильм имел другое название, то зрителей было бы на несколько порядков меньше. Мошенничество вперемежку с кощунством в чистом виде). Незамысловатый сюжет, убогий, разрекламированный режиссёр, некие гламурные личности «типа актёры», кочующие из одного современного российского сериала в другой, мощная рекламная кампания- и всё, денежки от наивного зрителя «потекли рекой». Так что же там сногсшибательного? Да нет там ничего такого, только опошленное имя шедевра.
Режиссёр Тимур Бекмамбетов, сняв «киномусорные» «дозоры», вновь показал себя не с лучшей стороны. Всё убого, глупо и … вызывает внутреннюю дрожь от кощунства. Сценарная основа… Да её попросту нет, как и не было. Константин Эрнст (а как же без него. Равносильно, как без Аллы Борисовны не может быть ни одного современного телеконцерта), Алексей Слаповский (парень ничего грандиозного и самостоятельного создать так и не может. Одни сериалы под присмотром Константина Эрнста) и уже упоминавшийся Тимур Бекмамбетов набросали пару совершенно пустых фраз, придумали «тему детей» (как там у них получится?) и … Неважно, что дальше, главное, название говорит само за себя. Что же касается актёрских работ, то здесь просто всё вызывает душевную пустоту и жалость к некоторым…
Прежде всего, вызывают жалость постаревшие Андрей Мягков и Юрий Яковлев. Создаётся впечатление, что актёры, влачащие, мягко говоря, небогатое существование, попались на некую «уловку» (приманку) современных «аферистов от кино» и продолжают теперь невольно создавать галерею «чтобы помнили». Смотрю я в их печальные глаза (как у зверей в клетках зоопарков), и только тоскливая грусть сжимает мою душу. Я смотрю на их «экранные страдания» (особенно, в небольшом диалоге между этими двумя актёрами. Говорят одно, а по глазам видно, другой идёт диалог: «Вот я до чего докатился, Юрий Васильевич», «Я тоже в дерьме, Андрюшенька».) и мне горестно от того, что этих двух прекрасных актёров «топчут» сильные мира сего, а они, бедняги, ничего в противовес сказать и сделать не могут. Они бессильны перед «экономической свободой». Сдавили их, друзья, сдавили!
Зато, как рыбы в воде, вдоволь «нашалились» молодые Костя Хабенский и Серёжа Безруков. Оба представляют «убожество» современного российского кино. Хабенский, кочуя из телесериалов в большое кино и обратно, постоянно создаёт галерею каких-то льстивых маргиналов. На российском кинонебосклоне он, вообще, считается «суперзвездой», но это только считается, да тем более в России. А по- большому счёту, это не Актёр- личность, а безликий актёришка, которого часто снимают.
Второй российский «суперстар»- Серёжа Безруков. В «Иронии-2» он играет (срубает деньги) Ираклия, жениха главной героини. Как всегда, Безруков безупречно одет, нагловат, себялюбив и… Меня всегда «убивает» (вызывает неприязнь и отвращение) его «нагловатая улыбка подлеца». Вместе с Хабенским Безруков своей кощунственной игрой продолжает «топтать» нетленный народный шедевр.
А кто тут у нас ещё из молодых? Ах, я и забыл: Лизонька Боярская. Как всё мило, тихо, по-простому. При просмотре фильма ловил себя на мысли; у Лизоньки (извините меня за уменьшительно- ласкательный тон, но уж очень она мила и невинна) сквозит некий внутренний стыд за то, что она участвует в этом «варварском предприятии». По крайней мере, её глаза это выражали.
В эпизоде «засветилась» постаревшая гвардия: Александр Ширвиндт и Александр Белявский (чуть было не назвал Михаил Державин). Всё в их маленьких ролях убого, примитивно и унизительно мерзко. Видно, актёры поддались на «денежные уговоры» продюсеров и сами, того не понимая, своей мерзкой игрой унизили первую «Иронию…». Ох, как мерзко! Ох, как низменно! Мэтры советской актёрской школы, топчущие «плачущий шедевр».
Валентина Талызина. Этой актрисе всё равно «где играть, с кем играть, как играть». Главное, чтобы платили и не забывали про «актрису Талызину» (а вот Лия Ахеджакова, сыгравшая вторую подружку главной героини в первом фильме, оказалась душевно чище, граждански умнее и актёрски хитрее (её героини в фильме «Ирония-2» нет, есть только лёгкое упоминание, что «она где-то в Израиле и поэтому не смогла прилететь, хотя очень хотела. Поэтому она просит извинить её и поздравляет всех с Новым годом!»). Молодец, Ахеджакова, выкрутилась!). В принципе, во второй «Иронии…» Валентина Илларионовна не опростоволосилась, а вполне сыграла неплохо. Сумбурно и буднично.
А это что за пьяница местного масштаба в шубе Деда Мороза? А, это настоящий пьяница современного российского цеха Михаил Ефремов. Как человек ведёт себя по жизни, так и играет. Тимуру Бекмамбетову, я думаю, легко было подобрать актёра на эту роль. Отпрыск великой актёрской династии «что по жизни пьяница, что на экране». Не отличишь.
Единственная, кто действительно порадовал, так это очаровательная Барбара Брыльска (и не столько игрой (игры там никакой нет, перед нами «очередной актёрский загнанный зверёк»), сколько своей потрясающей внешностью). Лишний раз убеждаюсь, с возрастом женщина хорошеет, возраст придаёт её внешности привлекательность, мудрость, шарм и сексуальность. В фильме Барбара сыграла свою пожилую героиню первого фильма. Годы сделали её более привлекательной и более уверенной в себе женщиной. Она- королева на этом балу «культурной вакханалии», а все остальные (особенно, Яковлев- Ипполит) — обычные довески. Все из присутствующих находятся «в тени шарма» Барбары Брыльска. Мне кажется, это «единственный яркий луч в тёмном царстве «культурного беспредела», но и здесь Барбара бы смогла отказаться, чтобы не быть причастной к этой «дешёвке»… Но, как видно, не смогла, не устояла. Значит, действительно денежки дороже актёрской чести.
При просмотре «Иронии-2» в голове мелькнула интересная мысль; а ведь американцы, как бы мы их не ругали и не презирали, никогда бы не опустились до постановки продолжений их национального достояния «Унесённые ветром-2», французы- «Фанфан-Тюльпан-2», итальянцы- «Рим- открытый город-2», «Рокко и его братья-2»), но с другой стороны ни Америку, ни Францию, ни Италию никто никогда не дробил. Целостность государства сохраняется и в целостности его культуры и сознании народа. На примере России мы видит совершенно другое.
Что же касается рязановской «Иронии…», то в этом фильме был дух жизни, дух праздника. Актёры не играли, а жили в фильме. В «Иронии-2», как, впрочем, и во всей нашей жизни, нет праздника, нет духа времени. Один сплошной популизм и показательный гламур.
Насколько мне известно, Эльдар Александрович Рязанов отказался сниматься в этой вакханалии, но всё же… Мэтр советской драматической комедии мелькнул (вернее сказать, сверкнул) в маленьком эпизоде: в самом конце фильма пьяный герой Кости Хабенского в самолёте облокачивается небрежно на сидящего рядом пожилого пассажира (в этой роли сам Эльдар Александрович) и сквозь опухшие губы вопросительно мычит: «Приехали?». «Приехали. «- зло отвечает герой Рязанова и, нервно оттолкнув пьяного соседа, встаёт со своего места. По-моему, это замечательный, колкий удар великого маэстро в ответ на вандализм в современном российском кино.
P. S. Какой следующий «шедевр» подвергнется «истязанию» инквизицией Эрнста: «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Место встречи изменить нельзя»? Поживём-увидим.
3 из 10

Ирония судьбы, или с легким паром! сюжет

Закоренелый холостяк, москвич Евгений Лукашин перед самым Новым годом напивается вместе с друзьями в бане. В пьяном угаре друзья тщетно пытаются вспомнить, кто же из них должен лететь в Ленинград, и, не найдя в нетрезвом сознании более логичного объяснения, они решают, что это беспамятный Лукашин, и сажают его самолет. В ту эпоху паспортного контроля на внутренних авиаперелётах не было, поэтому такой казус запросто мог произойти. Ничего не подозревающий Лукашин отправляется «домой», открывает квартиру своим ключом и спокойно ложится трезветь. И лишь спустя какое-то время до него доходит весь абсурд ситуации – он пьяный, с веником в руках, в чужом городе, с незнакомой женщиной. А дальше масса пикантных ситуаций – попытки наладить разрушенные отношения, знакомство с мамой и подругами Нади и, конечно, взаимная любовь, которую никто не ждал.

Интересные факты

Для своего фильма Рязанов подбирал актеров очень тщательно, отвергая одну кандидатуру за другой. Так, на роль Нади Шевелевой он предпочел польскую актрису Барбару Брыльску, которую озвучивали Валентина Талызина и Алла Пугачева. Женю Лукашина сыграл малоизвестный тогда Андрей Мягков. Именно после выхода «Иронии» он проснулся знаменитым. Олегу Басилашвили по семейным обстоятельствам самому пришлось отказаться от роли Ипполита, жениха Нади, хотя он так и остался в мимолетном кадре на фотографии своей киношной невесты.
Фразы «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» – чистой воды импровизация Юрия Яковлева.
Фильм создан по сюжету пьесы, написанной в 1969 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским и успешно проходившей во многих театрах страны.
Фильм впервые показали по первому каналу ЦТ в 1976 году. Лента имела оглушительный успех, и до сих пор кажется, что Новый год не наступит, если не посмотреть любимую «Иронию судьбы».

Как и многие режиссеры, Рязанов придерживается традиции появляться в своих фильмах где-то «на заднем плане». В «Иронии судьбы» он играет соседа Лукашина в самолете. Как позже рассказывал режиссер, он очень расстроился, когда на отснятом материале разглядел свою зарождающуюся лысину.
Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но когда на пробах актер начал рассказывать монолог про то, что никогда не пользовался успехом у женщин, Рязанов отказал ему, несмотря на дружбу – поверить в то, что Миронову могли отказать женщины, было сложно. Режиссер предложил ему роль Ипполита, но тут уже отказался сам Миронов.

Подмосковные деревни: Тропарево, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское, и, конечно же, Черемушки не подозревали о том, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметают с лица земли. Деревня Черемушки дала свое имя московским новостройкам, которые расположились на юго-западе нашей столицы. Теперь чуть ли не в любом советском городе есть свои Черемушки. В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: дома, улицы и даже жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм. — А апельсинчики у вас есть? — Апельсины там. Все на ярмарку сюда, Тут игрушки и хлопушки, У нас много тут подарков, Приходите к нам, друзья. Название улиц тоже не отличается разнообразием. В каком городе нет 1-й Садовой, 2-й Загородной, 3-й Фабричной, 1-й Парковой, 2-й Индустриальной, 3-й улицы Строителей! Красиво, не правда ли? Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет. Типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки. Женечка, у меня к тебе неожиданное предложение. Правда? Не пугай. Жень, давай встречать Новый Год вместе? Конечно, вместе. Мы и собираемся вместе. Нет. Ты не понял. Давай совсем вместе, а? Это как «совсем»? Я не понимаю. Не пойдем к Катанянам. Нет, Галя, это неудобно. Мы же договорились. Это мои друзья. И ты приготовила салат из крабов. А я так люблю крабы! Тем более! Съедим их вместе. Где ж мы их съедим? Какой ты непонятливый! Мы же будем встречать здесь, у тебя. Вот тут вот? А Катаняны-то как? Олег предлагает встречать Новый Год в ресторане Останкинской башни. Дай мне макушечку. — Он вращается. — Кто? Ресторан вращается. Ну, если ты хочешь вращаться, тогда, конечно, вращайся. Я хочу встречать Новый Год с тобой. Правда? Давай! — Глупый какой! — А кого мы еще позовем? В том-то весь и фокус, что никого. Подожди, как «никого»? А мама? С нами будет встречать? А мама уйдет. Все приготовит, накроет на стол, я ей помогу. У тебя мировая мама! Замечательная идея! Как я сам-то не догадался?! Но кто-то же должен быть сообразительным? — Это будешь ты. — Женька, прекрати! А как же Катаняны? Я не понимаю… Олег предлагает мне встречать Новый Год в Суздале в монастыре! К черту Олега! К черту монастырь! Я не хочу в монастырь. Я хочу быть с тобой. Со мной? Простите, как мне пройти на 3-ю улицу Строителей? Улица Строителей вон за теми высокими домами. — Там увидите церковь. — Спасибо. Мы будем встречать Новый Год вдвоем. Ты и я. Я выпью… Разбуянюсь, расхрабрюсь… И наконец, скажу тебе все, что я должен сказать. Женька! Неужели ты сделаешь мне предложение? После двухлетнего знакомства… Давай подождем до Нового Года, должны пробить куранты… Давай подождем… Просто, я боюсь, что у тебя никогда не хватит смелости. Это трусость… старого холостяка. Знаешь, я уже делал предложение одной женщине. К моему великому изумлению, она согласилась. Но когда я представил себе, что она будет жить в моей комнате, И каждый день… Мелькать у меня перед глазами… Туда-сюда, туда-сюда… Я не выдержал и сбежал в Ленинград. А от меня ты тоже убежишь? Нет, от тебя не убежишь. Все решено окончательно и бесповоротно. Держался, держался и рухнул. Женя… А как ты считаешь, когда люди поют? Поют? Когда? На демонстрациях. — Так… А еще? — В опере поют. Когда выпьют, поют. Балда! Знаешь, когда люди поют? — Когда нет слуха и голоса? — Нет. — Когда они счастливы. — Правильно. Никого не будет в доме, Кроме сумерек, Один зимний день В сквозном проеме Незадернутых гардин,

——————————

— текст Новый парень моей мамы
— текст Мой Жюль Верн
— текст Третье поколение
— текст Книга Теней
— текст Гладиатор

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *