Илиотропион или сообразование с божественной волей?

Читать онлайн «Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей»

Предисловие

B 1714 году в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес, как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в. профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги со славяно-русского диалекта на русский язык.

Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), ещё в 1627 году в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 году «Илиотропион» Дрекселя был переведён на польский язык, а в 1688 году в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного, и в частности русского, читателя.

Можно назвать множество примеров перевода на русский язык западной нравоучительной и духовной литературы, но случай с «Илиотропионом» исключителен тем, что это произведение в своём русском переложении настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика. Нечто подобное можно сказать лишь об известной книге «Невидимая брань», за которой прочно закрепилась атрибуция преподобному Никодиму Святогорцу († 1808). Русский перевод этого труда был осуществлён святителем Феофаном Затворником с издания преподобного Никодима, который сам перевёл на греческий язык книгу Лоренцо Скуполи, несколько переработав её и дополнив ссылками на греческих отцов.

Рассматривая книгу «Илиотропион», невозможно обойти вниманием безусловно незаурядную личность её русского переводчика. Святитель Иоанн (Максимович) – известный иерарх в непростое для Русской Церкви петровское время, переводчик, писатель и поэт. Родился он в середине XVII в. в дворянской семье. После окончания Киево-Могилянской коллегии был оставлен там преподавателем латинского языка. Вскоре в Киево-Печерской лавре он принимает монашеский постриг и рукоположение сперва в диаконский, а потом в священнический сан. В лавре молодой иеромонах Иоанн несёт послушания проповедника и эконома.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, вероятно желая видеть отца Иоанна своим преемником, в 1695 году вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря. В 1696 году, после смерти святителя Феодосия, архимандрит Иоанн поставляется на Черниговскую кафедру. Время пребывания архимандрита Иоанна на Черниговской кафедре оказывается расцветом его творческой и просветительской деятельности. В частности, он основал духовное учебное заведение – Черниговский коллегиум – которое, по его замыслу, должно было стать подготовительным училищем для Киево-Могилянской академии. В это же время святитель Иоанн создаёт немало литературных трудов.

В последние годы своей жизни святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири. На новой кафедре он не оставляет просветительскую деятельность, но берёт на себя также и миссионерские труды. Заботясь о распространении христианства, он посылает миссии к остякам, вогуличам и другим народам. В 1714 году святитель Иоанн отправил в г. Пекин первую духовную миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). Святитель Иоанн отошёл ко Господу 10 июня 1715 года и двести лет спустя, в 1916 году, был причислен к лику святых.

Практически все литературные труды святителя Иоанна приходятся на время его пребывания на Черниговской кафедре. Его поэтические сочинения дидактико-нравоучительного характера переиздавались и пользовались большой популярностью. Наиболее известны и значимы его стихотворные произведения – «Алфавит святых» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Осьм евангельских блаженств» (1709). Его стараниями переводились и издавались произведения многих западноевропейских богословов и проповедников. В 1708 году издаётся книга «Феатрон, или Позор нравоучительный, царём, князем, владыкам и всем спасительный», перевод сочинения папского каноника XVII в. Амвросия Марлиана, выполненный с некоторыми изменениями текста оригинала.

В 1709 году выходит в свет «Царский путь креста» – перевод с латинского книги Бенедикта Хефтена «Regia via crucis» (1635). Кроме католических авторов святитель Иоанн перевёл и произведение немецкого лютеранского богослова Иоанна Гергарда († 1637) «Meditationes sacrae».

Эта книга, имевшая в русском переводе заглавие «Богомыслие в пользу правоверных», переиздавалась трижды, но позднее в ней усматривается «многая люторская противность», в 1720 году книга была запрещена.

Самой же известной и читаемой книгой, связанной с именем святителя Иоанна (Максимовича), несомненно, оказывается «Илиотропион». Поскольку первоисточником послужил труд католического монаха, то естественно, что книга изобилует цитатами и ссылками на западных богословов и церковных авторитетов. Конечно, больше всего автор обращается к блаженному Августину, который, кажется, ни в одном из своих значимых произведений не обошёл тему взаимоотношений воли Божией и воли человека. Взаимоотношения Бога и свободной человеческой личности подробно излагаются и анализируются в его духовной автобиографии – «Исповеди». Исследованию путей Промысла Божия в истории посвящено обширное сочинение в тринадцати книгах «О граде Божием».

Кроме того, тема воли Божией и человеческой свободы развивается Августином и в богословской полемике с британским монахом Пелагием и его последователями.

В крайних своих формах пелагианство утверждало полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, принижая, а порой и совсем отвергая значение благодати и Промысла Божия в деле спасения. В полемике с пелагианством блаженный Августин отстаивал несомненное значение в деле спасения Божественного действия – благодати. Подчёркивая то, что в грехопадении исказилось всё человеческое естество, в том числе и его воля, блаженный Августин утверждал, что сам человек свободным решением своей воли может лишь стремиться к чему-либо, но осуществить эти благие стремления он способен только с помощью благодати. Утверждая исключительное значение воли Божией в деле домостроительства спасения, блаженный Августин говорит о том, что Господь Сам предопределяет к спасению тех или иных людей. В западном богословии учение Августина о предопределении послужило основанием многовековых споров о соотношении свободы и благодати. Наиболее взвешенные суждения по этой проблеме звучали у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, учившего о соработничестве благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения.

Однако богословскую позицию блаженного Августина в вопросе о значении свободной воли и благодати Божией не следует утрировать. Её достаточно ясно формулирует иеромонах Серафим (Роуз). Отметив, что «фундаментальной ошибкой Августина была его переоценка роли благодати в христианской жизни и недооценка роли свободной воли», он пишет: «Никогда, конечно, Августин не отрицал свободной воли. В самом деле, отвечая на вопросы, он всегда защищал её и порицал тех, кто “превозносит благодать до такой степени, что отрицает свободу человеческой воли и, что более серьёзно, утверждает, будто в день Суда Бог «не воздаст каждому человеку по его делам» (Письмо 214).

В некоторых из его писаний защита свободной воли не менее сильна, чем у святого Кассиана. Достоверный факт, что Августин сам был отцом монашества на Западе, основавшим собственные монашеские общины – как мужские, так и женские, и написал основополагающие монашеские “Правила”, ясно показывает, что в действительности он понимал значение аскетической борьбы, которая немыслима без свободной воли. Поэтому в целом, и особенно когда нужно дать практический совет христианским подвижникам, блаженный Августин преподаёт истинное православное учение о благодати и свободной воле – насколько это возможно в пределах, ограниченных его богословской точкой зрения».

Что же касается «Илиотропиона», то здесь предпринимается попытка избежать полемических крайностей позиции блаженного Августина. В книге приводятся многочисленные цитаты из творений святителя Иоанна Златоуста и преподобного Иоанна Кассиана. Кроме древних отцов неразделённой Церкви, автор активно использует труды известного французского мистика, «красноречивого Бернарда» Клервоского (XII в.), которого он называет вторым западным учителем после Августина, итальянской подвижницы Екатерины Сиенской (XIV в.), провозглашённой в XX в. «учителем Католической Церкви», Фомы Аквинского (XIII в.), Фомы Кемпийского (XV в.) и многих других западных богословов.

Такой выбор богословских авторитетов для православного святителя, которому в конечном итоге и атрибутируется русское издание «Илиотропиона», оказывается не случайным. В малоросских духовных школах, а с XVIII в. уже и во всех российских, влияние западного богословия было весьма велико. Образование велось на латинском языке, в качестве учебников использовались богословские труды западных авторов. С одной с …

Читать онлайн «Илиотропион»

Самым известным и читаемым произведением, связанным с именем свт. Иоанна, стала изданная его учениками книга «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири».

Основой издания явилось сочинение нем. католич. богослова, учителя риторики Мюнхенской семинарии ордена иезуитов Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina», изданного в 1627 г. в Мюнхене. «Heliotropium…» в 1630 г. был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский иеродиакона Феофана. Свт. Иоанн взял для перевода латинский текст, переработал его, адаптировав для православного русского читателя. В русском переложении сочинение «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»(Гумеров А., свящ. Предисловие // Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. М., 2008. С. 4).

«Илиотропион» представляет собой богословский трактат, посвященный сложнейшей проблеме согласования Божественной и человеческой воли. В сочинении в значительной степени отражено богословие свт. Иоанна, основанное на творениях св. отцов древней Церкви. Наряду с многочисленными ссылками на западных отцов: блж. Августина (тема взаимоотношения воли Божией и воли человека затрагивается в большинстве его произведений), прп. Иоанна Кассиана Римлянина, Иеронима Стридонского, свт. Амвросия Медиоланского; на позднейших католических богословов: Бернарда Клервоского (XII в.), Фому Аквинского (XIII в.), Фому Кемпийского (XV в.) и др. — в произведении много обращений к восточным отцам: свт. Василию Великому, свт. Иоанну Златоусту, прп. Нилу Синайскому, прп. Иоанну Дамаскину и др.

Популярности «Илиотропиона» способствовало то, что он насыщен рассказами-примерами из Священного Писания, из житий святых, из истории, которые разъясняют сложные богословские вопросы.

Митрополит Тобольский и всей Сибири Иоанн (Максимович)

Вместо предисловия

Книга Первая. Познание воли Божьей

I. Сообразование с Божественной волей

Начало всего учения

Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды

По нашим грехам и несчастья наши

Иногда праведные исправляются злыми

Восставать на причину бедствия — не значит мешать Божьей воле

Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа

II. Почему Бог попускает то или другое

Бог и злые дела иногда обращает во благо

О попущении Божием

Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью

III. Из непостижимых судов Божьих мы можем узнавать Его волю

Познающий дела Божьи — исправляется

Всем управляет воля Божия

Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам

Непостижимость судеб Божиих

IV. Как узнать волю Господню

Заповедь Первая

Заповедь Вторая

Заповедь Третья

Заповедь Четвертая

Заповедь Пятая

Заповедь Шестая

Заповедь Седьмая

V. Как воля Божия проявлялась в Иисусе Христе

Бог желает, чтобы мы со всеми имели мир

Люди, противящиеся закону Божию не понимают, что Он всех ведет к спасению

Если Сын Божий был послушен Своему Отцу, то тем более нам следует повиноваться Ему

Книга Вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной

I. Предание своей жизни в распоряжение воли Божественной

II. Какая человеческая воля преимущественно достойна быть соединения с волей Божьей?

Хранить свою волю чистой от пороков

Свою волю укреплять верой в Бога

Подсолнечник — пример для нас

Долготерпеливому легче подчиняться Богу

Животворящая сила любви к Богу

Надо всё лучшее направлять к Богу

III. Воля человеческая должна сообразоваться с Божественной

Воля Твоя, Боже — моя воля

Делать только то, что Он одобряет

По промыслу Божьему происходит и приятное и противное нам

Надо взирать на Бога очами веры

Сверять свою волю с Божественной

Предающий себя воле Божией уподобляется Сыну Божию

IV. Значение слов: «Да будет воля твоя.»

Как молиться

Подобно избранникам Божьим надо искать ту любовь, которую принимает Бог

Отсечение собственной воли

Что Бог ждет от нас

Послушные дети Небесного Отца

V. Признаки согласия нашей волей с Божественной

Исполнение христианских обязанностей

Мужество при исполнении христианских обязанностей

Христианское смирение

Надежда на помощь Божью при бедствиях

Терпение при нападках

Мужество при трудах и опасностях

Книга Третья. Полезные плоды следования воле Божьей

I. Духовное успокоение от согласия с Божественной волей

Уподобление Ангелам

Смиренный инок обретает Небо

Противление Богу

Стяжание рая в душе

II. Невозможно избежать скорбей

Скорбей и неприятностей не избегает даже и тот, кто сообразует свою волю с Божественной волей

Упование на Бога — крепкая скала

Наказания Господни, как ни тяжелы — все к нашему благу

Мир и счастье — в чистоте сердечной

Никакое скорбное приключение не одолеет праведника

Печаль врачует страсти

III. Благоприятная жертва Богу

Отдай всего себя Богу

Да будет воля Бога нашего в нас!

Предание себя воле Божией — лучше жертвоприношений

IV. Что ведет к совершенствованию

Сила смирения

Воля Божья — указатель к достижению истинного добра

V. Сообразование с Божественной волей — великое благо

Человеку должно быть благоприятно все то, что Богу благоугодно

Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья

Предание себя в волю Божью — первый шаг к святости

VI. Сообразность с Божественной волей — рай на земле

Никакие бедствия не отнимут веселья сердца, преданного воле Божьей

Предавший себя воле Божьей подобен Олимпу

Путь к блаженству

Книга Четвертая. Отклонение препятствий, мешающих сообразоваться в с волей Божьей

I. Что препятствует людям жить по воле Божьей

Отречение от своеволия

Добровольное перенесении укоров

Благодушное перенесении болезней

Бесстрашная встреча смерти

Полное самоотвержение

II. Пагубность своеволия

Корень зла

Страдания допускаются ради нашей пользы

Твари и стихии повинуются Божьей воле

Бог — праведен

Змея своеволия душит доброе

III. Способы покорности воле Божьей

Беседа блаженного Августина

Пример Спасителя

Повелением Художника живёт Его творение

Лучшее противодействие злу

Никогда не следует роптать

IV. Поучительный пример

Непослушание пророка Ионы

Бог глух для своевольных

Своевольники пост оскверняют тщеславием

V. Что утверждает в нас непокорность Богу

Своевольного трудно исправить

Сущность долготерпения

Постоянство в добром приносит радость

VI. Следует быть готовыми покоряться воле Божией

Любовью научить себя преданности воле Божьей

Ничего нет лучше того, что предлагает нам Бог

И перед смертью предавать себя в волю Божью

Даже умирать следует тогда, когда это угодно Богу

Покорность воле Божественной — главнее всех добрых дел

Книга Пятая. Пособия к сообразованию с Божественной Волей

I. Роль надежды

Упование на Бога — удел верных

Твёрдая надежда на Бога — спасение в бедах

Непогрешимым промыслом Бог всё устраивает к лучшему

Мера упования нашего несоизмерима с благостью Бога

Во всяком происшествии благодари Бога

II. В чем содержится упование на Господа?

Истинное упование возвращается великой милостью свыше

Молитва и долготерпение — признаки упования на Бога

Молитва с покорностью воле Божьей будет услышана

III. Каким способом утверждать в себе упование на Бога при испытаниях

Принимающий вразумление за бедствия — неугоден Богу

Упование на Бога торжествует, даже когда всё вокруг трепещет

Наставлений для одержания победы

Упованию нужен навык долготерпения и покорности

IV. Упование Святых на Бога

Невозвратное упование может изменить мир

Уповающие на Бога достигают святости

Никто из уповающих на Бога не остался в стыде

V. Бог щедро вознаграждает уповающих на Него

Упование не посрамляет

Упование ведет к счастью

Уповающие на Бога получают подкрепление

Уповающие не желают ничего делать против воли Божьей

Уповающие с Божьей помощью зло обращают в добро

VI. Упование на Бога слабеет от незнания путей Божиих

Всё происходит по промыслу Божьему

У Бога случайностей нет

Причины допущения Богом бедствий и обид откроются в судный день

Бог открывает праведным великие тайны

Провидение как исправление закона

VII. Велико провидение Божье о нас

Забота о себе без упования на Бога — напрасна

Уповающим на Него Бог помогает во всякой нужде

Господь не оставит тех, кто всё отдает ради Христа

Промысел Божий распространяется на все

Два источника Божьей милости

VIII. Провидение Божье о Праведниках

Праведные не страшатся врагов

Бог достигает добра даже через демонов

Как разбойники помогли основать обитель

Во всём следует признавать Провидение Божье

Никто не может нам повредить, кроме нас самих

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *