Именины у Маргариты

Значение имени

В переводе с латинского языка имя Марина означает «морская». И действительно, девочки с этим красивым именем часто по характеру переменчивые, как море. Иногда они бывают спокойными и тихими, а иногда очень эмоциональными и энергичными, как морская волна.

Это интересно! Когда нужно отмечать именины Дмитрия

Даже если такие девочки не отличаются красотой, они все равно привлекают к себе внимание окружающих своей непосредственностью, уверенностью, отвагой и творческой одаренностью. Из положительных качеств их характера стоит отметить трудолюбие, целеустремленность, верность близким и родным людям.

Значение имени Марина

Другие значения имени Марина:

  • лучезарная,
  • светлая.

Как правило, девушки с именем Марина очень порывисты, горды и обидчивы. Но их обида быстро проходит, сменяясь спокойствием и задумчивостью. Это настоящие девушки-настроение со своевольным и взрывным характером, а также поразительной жизнерадостностью. Несмотря на эти качества, они вызывают по отношению к себе искреннее расположение и любовь окружающих их людей.

Интересно! Самым подходящим знаком Зодиака для имени Марина являются Рыбы. Благоприятным цветом является морская волна, растением – лилия, а покровителем – морской конек.

>Полезное видео: значение имени Марина

Информация о дне ангела

День ангела девушкам с церковным именем Марина принято отмечать весной и летом. Дату именин всегда подбирают ближайшую ко дню рождения.

Например, если девушка родилась 25 апреля, то именины православные рекомендуется ей праздновать 13 марта. Если она родилась 1 августа, то именины следует отмечать 30 июля.

День, в который почитают небесного покровителя, в христианской традиции всегда пользуется особенным расположением. Он намного важнее, чем день рождения человека. Тот день, когда у Марины именины, не следует проводить в праздности или застолье. Лучше всего посвятить его тишине и молитве, чтению жизнеописания небесных защитников и раздумьям о своем духовном пути.

Интересно! Когда отмечают именины Ирины

Что рекомендуется дарить на именины Марины по церковному календарю:

  • Именную иконку, изготовленную из серебра, дерева или янтаря. Также можно вышить иконку самостоятельно бисером или нитками. Такой подарок будет особенно ценным, если будет выполнен с искренней любовью и хорошими пожеланиями.
  • Церковные свечи, лампадки, нательные крестики и полочки для икон.
  • Именные караваи с красивыми вышитыми полотенцами.
  • Живые цветы.
  • Молитвослов или требник.
  • Картины и книги.

День, когда именины у Марины, лучше всего провести в молитве и памятовании о святой покровительнице. Хорошо отправиться в церковь, причаститься, поставить свечку и произнести следующую молитву:

«Моли Бога обо мне, Божья Угодница Марина, как я усердно к тебе обращаюсь, милостивой помощнице, заступнице и молитвеннице о моей душе. Аминь».

После прочтения молитвы необходимо три раза перекреститься и поклониться.

Познавательно! Когда именины у Максима

Когда отмечают день ангела?

По православному календарю небесных покровителей с именем Марина почитают всего лишь два раза в год: 13 марта (28 февраля по старому стилю) и 30 июля (17 июля по старому стилю).

13 марта (12 марта в високосный год) – день памяти святой М. Берийской. Преподобная Марина родилась в далеком IV столетии в городке Берия (территория современной Малой Азии).

Несмотря на то, что ее родители были богатыми и знатными горожанами, после достижения совершеннолетия она со своей сестрой покинули отчий дом и поселились под открытым небом, соорудив небольшое убежище. Святые девы непрерывно держали суровый пост и аскезу, посвящая все время молитве и поклонению Господу.

Познавательно! Когда отмечают именины Ольги

За несколько десятков лет своего уединения они лишь один раз покинули убежище, чтобы совершить паломничество в святой город Иерусалим и поклониться Гробу Господню. Во время своего паломничества сестры полностью отказались от пищи. Так и дожили святые девы до преклонных лет и мирно преставились перед Господом.

30 июля почитают мученицу и деву М. Антиохийскую, которая также известна под именем Маргарита. Это дочь языческого жреца, которая родилась на территории современной Турции. О христианской вере дева узнала от своей кормилицы еще в юном возрасте. В молодом возрасте она приняла Крещение, из-за чего отец отрекся от нее. Она не скрывала от людей, что исповедует христианскую веру, несмотря на то, что тогдашний император нещадно преследовал и истреблял христиан.

Это интересно! Когда и как отмечают именины Дарьи

Когда девушке исполнилось 15 лет, император подверг ее жестоким мучениям, чтобы она отреклась от христианской веры. Но дева стойко

вынесла все истязания.

Во время жестоких пыток с мученицы спали оковы, над ней засиял ослепительно яркий свет, в лучах которого появилась голубка, держащая в клюве венец из золота. Эта картина поразила собравшихся посмотреть на пытки христианки людей настолько, что они уверовали в Иисуса Христа и стали прославлять Господа. Разгневанный император приказал казнить мученицу, а вместе с ней всех людей, которые обратились в христианскую веру.

Важно! В тот день вместе с Мариной Антиохийской было казнено около 15 тыс. человек.

Каждая из вышеназванных святых дев заслуживает искреннего восхищения и поклонения. Еще в юном возрасте они отреклись от плотских утех и мирских удовольствий, посвятив всю свою жизнь духовному совершенству и молитве. Подобно этим святым покровительницам, девушкам, которые были названы в их честь, следует очищать себя молитвами и смирением, укрощать страсти в сердце, стараться быть добрыми и милосердными по отношению к ближним.

>Полезное видео: великомученица Марина

Святая Маргарита (Марина) Антиохийская. Житие, изображения

30 июля Православная церковь чтит память святой, известной как Марина Антиохийская в православии и Маргарита Антиохийская в католицизме (в Католической церкви днем святой Маргариты является 20 июля).

До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами.

“Какого ты рода, девушка, чья дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша собой: если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе”. Марина ответила, что верует во Христа и иного жениха не желает. Тогда её схватили и отвели в город, где стали принуждать отречься от Христа. Марина ответила:

“Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!”

Эдвард Бёрн-Джонс. Святая Маргарита

Потом её прибили гвоздями и стали железными трезубцами строгать её тело. Отваливалось тело кусками с кровью на землю, так что были видны голые кости. Епарх не мог смотреть на такое мучение; он закрыл свое лицо и отвернулся, а все присутствующие изумлялись такому терпению святой.

Потом снова заговорил с ней мучитель:

“До каких же пор ты будешь упорствовать, Марина? Вот уже и тело твое растерзано; хоть теперь согласись принести богам жертву, чтоб тебе не погибнуть совсем”.

“Мерзкий пес! свинья! ты пожираешь человеческое мясо, и притворяешься милосердым, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но отдавшегося за меня на большие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве небесном?”

“Радуйся, Марина, разумная голубица Христова, что победила злого врага! Радуйся и веселись, дочь горнего Сиона, что пришел день веселия твоего, когда выйдешь ты с мудрыми девами в чертог нетленный бессмертного Жениха, Царя Небесного!”

При этих словах голубки, Марину охватила несказанная радость и сладость, растерзанное ее тело начало заживать, и она сама чувствовала, как раны ее зарастали, язвы покрывались кожей, исчезала боль и немощь, и стала она опять, как прежде здорова и прекрасна всем телом.

Agnolo Gaddi. Святая Маргарита

Guercino. Святая Маргарита

Утром пытки Марины продолжились. Ее повесили на дерево, принесли зажженные свечи и стали опалять ей грудь и бока; она же, углубившись внутрь себя, молилась в глубине сердца Богу и молча терпела; она была обожжена как уголь и истерзана, будто мясо в пищу. И когда ее, еле живую, сняли с дерева, она громко сказала:

“Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой”.

“Хочет пить, окаянная; надо напоить ее!”

Епарх приказал отрубить Марине голову. Вдруг сотряслась земля, страх напал на всех, и многие упали от страха на землю; упал и палач. Это Господь наш Иисус Христос явился с неба со святыми ангелами Своей невесте, призывая ее в Свой покой и простирая руки, чтоб принять ее душу. Она же, несказанно обрадовавшись, побудила палача, чтоб он поскорее исполнял, что ему приказано. Она подставила под меч честную свою голову и была обезглавлена.

Чудотворная икона великомученицы Маргариты (Марины Антиохийской) из монастыря святой Марины на острове Андрос

Святая Маргарита Антиохийская была одной из трех святых, которые являлись Жанне д’Арк.

Архангел Михаил, святая Екатерина и святая Маргарита являются святой Жанне д’Арк

святая Екатерина Александрийская и святая Маргарита Антиохийская

Комментарии публикуются после проверки администратором сайта в течение нескольких часов (иногда в течение нескольких дней).

Будьте культурны и вежливы при высказывании своего мнения. Комментарии оскорбительного содержания опубликованы не будут.

Великомученица Марина Антиохийская

Марина Антиохийская (IV в.), великомученица. Память 17 июля (30 июля).

Родилась в Антиохии Писидийской. Отец ее был язычником-жрецом. От своей кормилицы святая Марина узнала о христианской вере. В то время император Диоклетиан (284-305 гг.) воздвиг гонение на христиан, так что многие христиане вынуждены были скрываться в пещерах и пустынях. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она приняла крещение. Узнав об этом отец отрекся от нее.

Как-то в возрасте пятнадцати лет Марина пасла овец. Правитель той области Олимврий проезжал мимо, очаровался ее красотой и сделал ей предложение. Марина не скрывала, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отвергла это и отказалась принести жертву идолам.

Тогда ее подвергли разным истязаниям: секли прутьями, строгали тело ее трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий девушки народ плакал от жалости. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом. На следующий день ее снова обжигали, затем стали топить в большой бочке. Во время пыток содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней обезглавили 15 000 человек.

Очевидец Феотим описал ее страдания. Мощи великомученицы Марины хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 г. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени.

Избранней Богом от языческаго рода, премудрой невесте Христовой, града Антиохии заступнице небесней, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и многострадальная великомученице Марино. Ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию зовущих:

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Ангелов Творец, ведый благое произволение твое, святая мученице, яви тя за веру Христову непобедиму страстотерпицу. Ты бо добротою телесе и красотою души просияла еси в дому отца твоего идолослужителя, обаче, светом благодати просвещенная, веру истинную познала еси, отеческое нечестие отринувши. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию смотрению, во умилении сердец зовем ти:

Радуйся, отроковице, Богом избранная;

Pадуйся, от юности добродетельным житием украшенная.

Радуйся, измлада суету жизни земныя презревшая;

Pадуйся, истинную мудрость возлюбившая.

Радуйся, крине девства, посреде терния языческаго возращенная;

Pадуйся, от малых лет благодатию свыше осененная.

Радуйся, святое целомудрие и девство добре сохранившая;

Pадуйся, во образ христианским девам свыше пронареченная.

Радуйся, Христа всем сердцем возлюбившая;

Pадуйся, вольная страдания за имя Его претерпевшая.

Радуйся, Церкве Православныя пресветлое украшение;

Pадуйся, яко имя твое во всем мире христианстем прославляется.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Видя благолепие лица твоего, людие дивляхуся, не ведяще красоты души твоея. Ты же, святая дево, мира многомятежие отвергши, к горнему возвела еси ум твой и возжелела еси венцем мученическим украситися от возлюбленнаго тобою Жениха Христа, воспевающи Ему радостно песнь: Аллилуия.

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, святая Марино, просвети Господь, научая тя славити Единаго и Истиннаго Бога, нечестивый же родитель твой отречеся от тебе, но не возможе отторгнути от веры истинныя, в нейже ты непоколебима пребывала еси. Темже и нас в добродетелех веры и любве укрепи, зовущих ти:

Радуйся, нрав ангельский от младенчества стяжавшая;

Pадуйся, от юности всю себе Богу предавшая.

Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбившая;

Pадуйся, красотою души и телесе многих удивившая.

Радуйся, девственнице, юным девам незримая помощнице;

Pадуйся, рода христианскаго украшение.

Радуйся, истины Царствия Божия уразумевшая;

Pадуйся, свыше избранная на подвиг исповедания Христа.

Радуйся, благочестие в себе воспитавшая;

Pадуйся, идольскаго служения прелесть обличившая.

Радуйся, блаженная, земным отцем за веру Христову гонимая;

Pадуйся, Небеснаго Отца дщи честная.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Силою свыше препоясанная, возмогла еси победити искушение, егда гонитель христиан епарх Олимврий удивися красоте твоей и возжела взяти тя в жены, словесы ласкательными убеждая тя принести жертву идолом. Ты же, славу мира сего презревши, исповедала еси себе христианку и отвергла еси жениха земнаго, Жениха безсмертнаго, Жизнодавца Христа, взыскующи. Таковому дерзновению твоему дивящеся, воспоем укрепившему тя Господу песнь: Аллилуия.

Имущи в сердце своем твердую веру во Христа, яко овча на заколение, привелася еси мучительскому судищу, Марино преславная, идеже дерзновенно Вседержителя всех Бога проповедала еси пред народом и, силою Божественною укрепляема, судей нечестивых посрамила еси. Приими убо от любве нашея приносимыя тебе похвалы:

Радуйся, многобожия лесть обличившая;

Pадуйся, истинныя веры поборнице.

Радуйся, от юности идолослужение презревшая;

Pадуйся, истинное богопочитание даже до смерти возлюбившая.

Радуйся, кроме Небеснаго иного жениха знати не восхотевшая;

Pадуйся, соблюдшая чистоту девства твоего.

Радуйся, замыслы мучителя твоего Олимврия разсеявшая;

Pадуйся, гнева его не убоявшаяся.

Радуйся, голубице кроткая и страдалице Христа ради;

Pадуйся, Сыном Божиим призванная в чудный свет веры и благодати Его.

Радуйся, добродетельным житием своим сосуд Духа Святаго соделавшаяся;

Pадуйся, звездо светозарная, во Антиохии Богом возжженная.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тело твое лютым мукам предати, тогда оружие врага изнеможе и кровьми твоими земли освятися. Ты же, доблественне претерпевши муки злыя, взирающе на воздаяние будущее и возмогающи вся о Господе, со умилением взывала еси укрепившему тя Христу Богу: Аллилуия.

Слышав от тебе нечестивый мучитель мужественное исповедание веры Христовы, заключи тя в темницу, идеже сам князь тьмы во образе змия явися, хотя устрашити тя. Ты же, дево чистая, непобедимою силою Креста укрепляемая, ополчение самаго диавола отразила еси и благодать прияла еси отгоняти духи нечистыя и силу вражию сокрушати. Сего ради и мы, слышавше, како посрамися диавол, от девы побеждаем, радостно вопием ти сице:

Радуйся, неправедному судищи дерзновенно представшая;

Pадуйся, христианку себе исповедавшая.

Радуйся, всемощную силу благодати Христовы познавшая;

Pадуйся, злобы неверных не устрашившаяся.

Радуйся, святая дево, мучителей своих посрамившая;

Pадуйся, паче сильных мужей крепчайшая.

Радуйся, темничное заключение Христа ради претерпевшая;

Pадуйся, силою Креста главу диавола сокрушившая.

Радуйся, во плоти сущи, безплотнаго врага поправшая;

Pадуйся, козней диавола победительнице.

Радуйся, истинная Христовых Страстей причастнице;

Pадуйся, яко мзда твоя многа на Небесех.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Боготечней звезде подобна была еси, Марино, егда, в темнице заключенная, ликующи славословила еси Христа, Жениха своего. Сего ради удостои тя Господь дивнаго видения Креста и голубицы и исцели тя от всех ран, радость даруя и на новый подвиг укрепляя. Темже молим: уврачуй раны греховныя всех любовию чтущих тя и воспевающих Богу: Аллилуия.

Видя епарх Олимврий святую Марину, изведену из темницы, здраву и светлу, разъярися злобою и паки предаде ю на муки, повелев пригвоздити на древе и свещами горящими палити тело ея. Обаче огнь вещественный не возможе изнурити тя, святая отроковице, огнем бо любве Божественныя озаряема и трием отроком подобящися, попрала еси огнь сей. Темже нестерпимаго огня вечнаго избави всех чтущих тя и воспевающих тако:

Радуйся, кровию своею торжество веры истинныя утвердившая;

Pадуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания.

Радуйся, в темнице дивнаго видения сподобившаяся;

Pадуйся, честный Крест Господа твоего узревшая.

Радуйся, язвы Христовы на теле твоем носившая;

Pадуйся, от всех язв тех Господем исцеленная.

Радуйся, на подвиг мученичества свыше укрепленная;

Pадуйся, Божественным светом осиянная.

Радуйся, огнем земным Христа ради опаленная;

Pадуйся, Божественным огнем сердца наша возжигающая.

Радуйся, велиара лютаго победившая;

Pадуйся, яко силы адския трепещут славы твоея.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Проповедница чудес и славы Божия явилася еси, великомученице Марино, егда вверже тя в воду мучитель, повелев утопити тя связану. Тогда дарова Господь знамение всему народу: возсия над главою мученицы свет несказанный, явися столп огненный с крестом и белая голубица с венцем златым. И бысть глас свыше, глаголяй: мир тебе, невесто Христова Марино, ныне же приимеши венец неувядаемый от руки Господни и почиеши в Царствии Небеснем. Сего ради мы прославляем Бога, давшаго тебе благодать таковую, и поем Ему: Аллилуия.

Возсияла еси, яко светозарная звезда, и Божественною благодатию отгнала еси многобожия тьму, святая Марино, просветивши многия люди, иже видеша чудеса Божия, на тебе явленная; тогда великое множество мужей и жен увероваша во Христа и мученическую кончину прияша, крестящеся кровию своею. Просвети и нас, о Марино, омраченных мглою греховною, и светом невечерним озари тя славящих и поющих ти таковая:

Радуйся, в страданиих, яко злато в горниле, очистившаяся;

Pадуйся, твердейшая адаманта в терпении твоем показавшаяся.

Радуйся, языческое служение поправшая;

Pадуйся, силу Божию пред нечестивыми проповедовавшая.

Радуйся, светом Божественным души собравшихся озарившая;

Pадуйся, к вере истинней многих приведшая.

Радуйся, предивная поборнице веры Христовы;

Pадуйся, путеводная звездо всем ищущим спасения.

Радуйся, страдании своими ко Христу людей возводящая;

Pадуйся, чудес Его проповеднице.

Радуйся, огнем ревности по славе Божией горевшая;

Pадуйся, непорочная голубице, возлетевшая в Небесныя обители.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Хотящим нам прославити подвиги твоя и чудеса, великомученице преславная, воспоминаем слова псалмопевца, иже древле, Духом Господним озаренный, пророчески пояше: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. Ты же, святая Марино, делом сие исполнила еси, яко огнем и водою искушена была еси, и, врага невидимаго поразивши, вошла еси в чертог Небесный со Христом, Женихом твоим, поющи Ему: Аллилуия.

Яко новое светило на тверди небесней, Возсияла еси всему христианскому роду, святая страдалице Марино, егда, во главу усеченная, душу свою предала еси Христу, Жениху твоему. Темже мы, благоговейне воспоминающе страдания и подвиги твоя, с любовию зовем ти сице:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранившая;

Pадуйся, смерти телесныя не устрашившаяся.

Радуйся, радостно за Главу Церкве, Христа, под меч главу свою приклонившая;

Pадуйся, венец славы из рук Господа приявшая.

Радуйся, яко, мучения твоя зряще, множество людей к Богу обратишася;

Pадуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя.

Радуйся, сквозе огнь и воду мучений в покой небесный вшедшая;

Pадуйся, струи милости верным изливающая.

Радуйся, во успении твоем многая и великая чудеса сотворшая;

Pадуйся, цветом неувядаемым украшенная на Небеси.

Радуйся, премудрая евангельская дево, светильник горящий имущая;

Pадуйся, к мученическому воинству сопричтенная.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Странствие земное совершивши и путь мученический прошедши, страстотерпице святая Марино, водворилася еси в Царстве Света, обаче люди, с любовию тебе молящияся, не оставила еси, прияла бо еси благодать побеждати врага рода человеческаго и многия недуги душ и телес наших врачевати. Темже благодарно тя славим и Богу, тя возвеличившему, поем ангельскую песнь: Аллилуия.

Вся Небесныя силы возрадовашася, воспевающе Бога, даровавшаго тебе, святая Марино, таковое мужество и непоколебимую твердость во исповедании веры Христовы. Тем и по смерти честное тело твое, нетленно сохраненное, положено бысть Божиим изволением во граде Антиохии, источающе обилие чудес с верою к твоему заступлению прибегающим и молитвенно тебе взывающим:

Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенная;

Pадуйся, яко мощей твоих демони трепещут.

Радуйся, яко честныя мощи твоя во граде Антиохии многими чудесы прославишася;

Pадуйся, теми бо и великий Царьград освятися.

Радуйся, яко честныя мощи твоя доныне Господь сохрани в земли Италийстей;

Pадуйся, яко благоволи Бог пренести десницу твою на Святую Гору Афонскую.

Радуйся, всех православных христиан заступнице;

Pадуйся, радости нам и благодати вечныя ходатаице.

Радуйся, преславная чудотворице;

Pадуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаляющая.

Радуйся, беды и печали от любящих тя отгоняющая;

Pадуйся, всем призывающим тя скорую помощь подающая.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Вси правовернии людие российстии проповедуют благодатную твою помощь стране нашей, от лет бо древних и до ныне отцы и матери нарекают именем твоим дщерей своих, и лика твоего изображения чудесы прославишася в церквах наших. Темже тя по долгу ублажающе, поем тобою чудодействующему Богу: Аллилуия.

Ветии мира сего не возмогут по достоянию восхвалити страдания и добродетели твоя, великомученице Марино. Темже и мы, недостойнии, воспети желающе Владыку и Жизнодавца, давшаго тебе крепость самаго диавола не убоятися и мучителей победити, молим тя, призри на сие воздыхание сердец наших и неотступна буди нам помощница, вся благая дарующи предстательством твоим всем поющим тебе тако:

Радуйся, дево, райскою красотою сияющая;

Pадуйся, лилие благоуханная, благодатию Божиею возращенная.

Радуйся, страстотерпице, вся узы и сети врага растерзавшая;

Pадуйся, маслино благоплодная, елей милости обильно нам источающая.

Радуйся, храме непорочности и чистоты;

Pадуйся, о спасении грешных теплая ходатаице у Отца Небеснаго.

Радуйся, сущим в темницах и узах утешительнице;

Pадуйся, людем, за Христа пострадавшим, путь к Небу показавшая.

Радуйся, на духи нечистыя власть от Господа приемшая;

Pадуйся, в напастех вражиих ко Христу Богу прибегати нас научающая.

Радуйся, недугов лютых прогонительнице;

Pадуйся, болезней неисцельных целительнице.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Спасти хотя всех, благоизволи Господь святыя мощи твоя, великомученице Марино, сохранити во утешение всем верным, яко, от Востока возсиявши, ныне в странах Запада просвещаеши всех чтущих тя и припадающих к цельбоносным мощем твоим, да твоими чудесы и молитвами пробуждаются людие от жизни греховныя к жизни святей, воспевающе Творцу своему и Богу: Аллилуия.

Стеною молитв твоих, великомученице Марино, сохраняй страну нашу Российскую, и вся верныя, в ней живущия и подвизающияся, путем правым во Царствие Небесное руководи, зане дадеся тебе благодать молитися о людех православных не токмо земли Греческия, но и во всех странах христианских. Сего ради и от нас с любовию приносимое благодарное славословие приими:

Радуйся, яко тобою имя Христово в мире прославляется;

Pадуйся, яко тобою вернии благ вечных сподобляются.

Радуйся, се бо Ангели с тобою ликуют на Небеси;

Pадуйся, яко и человецы восхваляют тя на земли.

Радуйся, всех православных на путь спасения направляющая;

Pадуйся, грешных на покаяние наставляющая.

Радуйся, от людей российских с любовию прославляемая;

Pадуйся, о стране нашей пред Богом и Пресвятою Богородицею ходатаице.

Радуйся, девам и женам российским помощнице милостивая богодарованная;

Pадуйся, о всех людех земли нашея молитвеннице усердная.

Радуйся, любящим тя святою любовию воздающая;

Pадуйся, с Царицею Небесе и земли о всем мире молящаяся.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Пение Единому и Истинному Богу принесла еси, Марино, не точию словом, но вольным себе в жертву принесением; подражающи бо распятому за ны Христу, положила еси душу свою за веру истинную и возлетела еси, яко голубица, во обители Небесныя крилами чистоты и любве Божественныя. Ныне же со Ангелы и всеми святыми радующися, воспеваеши Человеколюбцу Богу победную песнь: Аллилуия.

Возсиявши нам, яко звезда многосветлая, мрак демонский твоими молитвами отгоняеши, святая великомученице Марино; темже молим ти ся: омраченная страстьми сердца наша просвети и благодать Божественную подаждь, испроси нам грехов оставление у Всемилостиваго Бога, яко да верою, радостию духовною и любовию зовем ти:

Радуйся, Церкве Христовы Пресветлая звездо;

Pадуйся, светильниче, мир озаряяй.

Радуйся, в немерцающем свете душею пребывающая;

Pадуйся, яко паче лучей солнечных благодатию просияла еси.

Радуйся, яко светом невещественным души просвещаеши;

Pадуйся, яко заблуждших на путь истины наставляеши.

Радуйся, пред Престолом Господним лампадо неугасимая;

Pадуйся, озарившая всю вселенную светом подвига твоего.

Радуйся, всесветлая, благодатию, яко ризою света, облеченная;

Pадуйся, Трисиянным светом озаренная.

Радуйся, свеще, Богом возжженная;

Pадуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

Благодатию исполняется обитель Ватопедская, имущи сокровище неоскудное, десницу твою, великомученице Марино, от неяже миро Божественное исцелений миру источается, и отгоняются демонстии полцы призыванием имене твоего Святаго. Темже и нас, память твою светло празднующих, благодати исполни молитвами твоими, да воспоем вкупе со святогорцы чудес подателю Богу: Аллилуия.

Поюще Бога, дивнаго во святых Своих, ублажаем тя, невесто Христова и великомученице Марино, почитаем страдания твоя, славим долготерпение и непобедимое мужество, хвалим мученическую кончину твою. Ты бо на земли силою Божиею победила еси сатану, явльшагося пред очима твоима, ныне же, предстоящи Престолу Царя Славы, молися о нас, да избавит Господь от действа диавольскаго и от всяких бед чтущих святую память твою и воспевающих сице:

Радуйся, благодатию Божиею прославленная;

Pадуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворившая.

Радуйся, Христу, Жениху твоему, спострадавшая;

Pадуйся, блаженства святых удостоенная.

Радуйся, дев христианских украшение;

Pадуйся, горняго мира достойная обитательнице.

Радуйся, исповеднице веры во Христа неустрашимая;

Pадуйся, с мученики и всеми святыми ликовствующая.

Радуйся, угоднице Божия, житию великих святых сопричастнице;

Pадуйся, яко со всеми избранными Божиими присно торжествуеши.

Радуйся, на Небеси со дерзновением Богу предстоящая;

Pадуйся, дивная всем православным христианом помощнице.

Радуйся, великомученице Марино, невесто Христова всехвальная.

О предивная и чистая голубице, святая великомученице Марино, невесто Христова всехвальная, приими сие малое моление от любящих тя и благоприятными твоими к Богу молитвами от враг видимых и невидимых избави, от всяких болезней душевных и телесных свободи и от вечнаго мучения твоим ходатайством сохрани, да сподобимся с тобою в райских селениих воспевати Богу победную песнь: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды; затем читаются икос 1-й: «Ангелов Творец…» и кондак 1-й: «Избранней Богом…»

Молитва великомученице Марине (Маргарите)

О святая дево и великомученице Марино, истинная Жениха твоего Христа невесто, во граде Антиохии за веру Христову пострадавшая, сквозе огнь и воду прошедшая и в Царствии Небеснем водворившаяся! Ты от юности всею душею и всем сердцем возлюбила еси Христа, Бога нашего, Тому единому послужити желающи. Ты силою благочестия своего, целомудрием и праведностию просияла еси, поживши свято и непорочно посреде неверных. Ты, благодатию Божиею от ран дивно исцеленная, изумила еси мучителей твоих и многих неверных привела еси к познанию Истиннаго Бога. Ты силою Божиею попрала еси диавола, явльшагося пред очима твоима, и благодать прияла еси во брани врага рода человеческаго побеждати. Ты еси всея Церкве Христовы светильник пресветлый, теплая к Богу молитвенница и всем прибегающим к тебе с верою скорая заступница. О святая Марино, руководи нас к Небесному Отечеству, подаждь нам ревность о спасении, направи стопы наша к деланию заповедей Христовых, на путь подвига духовнаго и исправления жизни. Поминай нас молитвою твоею, помози всем нам жити целомудренно, праведно и благочестиво. Услыши ны, страстотерпице Христова, и умоли Человеколюбца Бога, да подаст Он ходатайством твоим Отечеству нашему мир и благоустроение, всем православным христианом утверждение в вере, благочестии и чистоте, да укрепит в нас братскую любовь, да очистит нас, грешных, от скверны и пороков, да сохранит нас от действа вражия, и помилует Своею благодатию, и Царствия Небеснаго наследники соделает, идеже купно с тобою прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученице Марине (Маргарите)

Агница Твоя, Иисусе, Марино зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Девства добротами преиспещрена, дево, нетленными венцы венчалася еси, Марино, кровьми же мученичества обагрена, чудесы просветившися исцелений, благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.

Марина днесь вражию главу сокрушает, победы венец с Небесе приемши. Егоже бо пророцы удержати не возмогоша, того они, связавши, уязви. Сего ради показася мучеником украшение, вкупе же и похвала.

Величаем тя, страстотерпице Христова Марино, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Именины Марины

Марина не управляема, гордая и высокомерная девочка. Серьезно относится ко всем сказанным ей словам, долго анализирует каждое из них. Повзрослев, становится еще более самоуверенной, раскованной и умной. Ей нравится быть в центре внимания, чтобы о ней все знали. В своем узком кругу общения держит только некоторых людей, которым доверяет. Ценит оказанную ей помощь. Марина любит шутить, иногда блещет своим остроумием. Марина не ленива, она любит подолгу чем-либо заниматься. Работу выполняет ответственно. Профессию выбирает по душе. Подолгу увлекается каким-либо одним видом хобби, посвящая ему большую часть своего времени.

Мужем становится человек, с которым она долго встречается и уже хорошо знает. Не любит вести домашнее хозяйство. Мужа выбирает среди спокойных и рассудительных мужчин. Ценит в мужчинах преданность и сама верна своему мужу. Она любит своих детей. В ее семье никогда нет открытых конфликтов, она предпочитает все держать в себе. Потом когда все обдумает, пытается либо смириться, либо аккуратно преподнести мужу причину своего недовольства.

Судьба: Судьба Марины двулика – или она проходит по жизни тихо и незаметно, или пролетает шумно, бурно, оставляя яркий след в истории. Марина относится к тем женщинам, которые способны постичь смысл жизни и найти свое место в ней. Порой ее достоинства скрыты и равнодушному взгляду не видны.

Святые: Марина Сирийская (именины 13 марта), Марина Антиохийская (именины 30 июля).

День Ангела Марины

Из латинского языка – пена морская (ср. «маринист» – художник, пишущий море, «аквамарин» камень цвета морской воды). Отличительная черта характера Марины состоит в том, что она знающий себе цену человек. А уж если она при этом еще и красива, то эта самооценка может быть излишне завышенной. Марина способна подчинить свои эмоции рассудку, поэтому все поступки, связанные с ней лично, совершает расчетливо и обдуманно. С раннего детства Марина становится объектом поклонения. В школе мальчишки постоянно обращают на нее внимание, стараются подружиться с ней, назначают свидания.

Первые браки этой женщины всегда трудные. С изменой любимого человека она не смиряется никогда, даже если развод сломает её жизнь. Человек спокойный, с покладистым характером, способный обеспечить ей необходимый уровень жизни, будет счастлив с Мариной, и она будет с ним вполне счастлива. Но муж должен постоянно восхищаться ею, она не потерпит невнимания к себе.

В кого же может влюбиться Марина? Ее избранник должен быть красивым, сильным и обаятельным. Если он ей понравится, она способна отдаться ему в первый же вечер после знакомства. Секс для неё не только средство удовлетворения любовной страсти, но и способ самовыражения, самоутверждения, избавления от комплексов. Она может испытывать к мужчине, с которым близка, нежные чувства, но также может вступить в связь, движимая только физическим влечением.

Еще более очаровательной Марина становится в более старшем возрасте. Мужчины беззащитны перед ее таинственными чарами, а она всегда окружена поклонниками. Б браке Марина ищет спокойной, уравновешенной и материально обеспеченной жизни. Для того чтобы брак с такой женщиной был как можно крепче, мужу придется постоянно уделять много внимания Марине, так как она любит, чтобы ею восхищались, делали ей комплименты, дарили цветы. Если такие знаки внимания будут отсутствовать, то может появиться напряженность в брачных отношениях.

Марина Антиохийская

Марина Антиохийская
др.-греч. Μαρίνα
Рождение ок. 292

  • Антиохия Писидийская, Писидия, Римская империя
Смерть ок. 307
Антиохия Писидийская
Почитается в православной и католической церквях
В лике великомучениц
День памяти в православной церкви 17 (30) июля,
в католической церкви 20 июля
Категория на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Марина. Это статья о христианской мученице III века. Для информации о других святых с тем же именем, обратитесь к статье Святая Маргарита (значения).

Мари́на Антиохи́йская (др.-греч. Μαρίνα) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц.

Восточная церковь отмечает день её памяти 17 (30) июля, под этой датой её житие помещено в Минологии Василия II, 979—989 года. На протяжении всего времени почитается в христианских церквях Востока, ставших затем православными, а также в коптской православной церкви.

В поздней западной католической традиции, начиная с «Золотой легенды», сочинении, написанном около 1260 года, «Марина Антиохийская» была переименована и стала называться Маргарита Антиохийская.

В 494 году папа римский Геласий I признал житие святой Марины апокрифическим. Её почитание на Западе возобновилось в эпоху крестовых походов, а после эпидемии чумы 1346—1353 года она была включена под именем Маргарита в число Четырнадцати святых помощников. Была в числе святых, которые являлись Жанне д’Арк.

Житие

Марина прославлена в лике великомучениц, предположительно она одна из многочисленных жертв гонений на христиан времён правления императора Диоклетиана (284—305 годы н. э.), но время её страданий не указано в древнем житии.

Наиболее раннее житие Марины изложено в Минологии Василия II, составленном в 979—989 годы. Это житие в переведённом-пересказанном виде стало основой для всех более поздних православных житей великомученицы Марины.

Согласно Минологию Василия II, Христова мученица Марина была родом из Антиохии в Писидии, её отец Эдесий (др.-греч. Αἰδέσιος) был языческим жрецом. Марина исповедовала веру в Христа и была приведена к эпарху Олимврию (др.-греч. Ολύμβριος), который принуждал её отречься от Христа и принести жертву идолам. Марина отказалась и была посажена в тюрьму, где появился большой дракон обвил её шею, свистел и угрожал сожрать Марину. Святая изобразила крест и убила этим змия. Затем её поместили в яму с водой. И явился голубь, благословил воду и она крестилась. Она вышла из воды с другой стороны и перед епархом, который приговорил ее к усечению мечом исповедовала веру в Христа.. Её привели к месту смерти, где она долго молилась и была обезглавлена.

Западная житийная литература представляет одинаковые сведения о происхождении Марины (под именем Маргарита), её местожительстве, но добавлено многие вещи, которых не существует в греческом житии; другие факты противоречат греческому житию (например, согласно латинскому житию Маргарита была крещена до мучения, в греческом Марина получила крещение во время мучения). В западном житии указан первый агиограф — Феотим, свидетель истязаний и казни вмц. Марины (О нём нет речи в греческом житии).

Согласно «Золотой легенде» и другим более поздним текстам, Маргарита родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия) — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский епарх (префект), увидел Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.

Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой. Воспитала её кормилица, жившая в поместье, принадлежавшем матери Марины, которая умерла, когда Марина была ещё грудным ребёнком. Имение находилось более, чем в 20 км от города. От кормилицы, и/или от другого не называемого по имени «человека Божия» из множества бродячих проповедников Марина узнала основы христианства.

Услышав в возрасте 12 лет рассказ о непорочном зачатии и рождении Иисуса, Марина окончательно3 укрепила веру в христианского Бога и своё намерение отказаться от мирских соблазнов. Марина решила никогда не выходить замуж и — несмотря на то, что она уже привлекала внимание мужчин, стать «невестой Христовой»; некоторые же прямо указывают на готовность Марины «положить свою душу за Господа».

Марина была казнена в возрасте 15 лет. Агиографы коптской православной церкви утверждают, что её отец к этому времени умер. Между остальными житиями имеются значительные расхождения относительно реакции отца-язычника на христианизацию дочери и его замыслов в отношении дальнейшей судьбы Марины. Мнения зачастую противоположны: одни жития утверждают, что отец отрёкся от Марины как от дочери, лишь только узнав о её переходе в христианство, другие же — что, наоборот, это было провидением Господним, что отец не предпринял никаких попыток отвратить её от пути к христианству.

Вместе с тем, третьи пишут о нормальных отношениях Марины с отцом, при которых он искал лишь возможность выдать Марину замуж за сильнейшего представителя власти в провинции, а четвёртые — что отец умер, но Марина продолжала жить с няней. Наконец, иногда просто констатируют, что девушка освободилась от опеки отца, но продолжала жить, очевидно, в том же имении, где она выросла: в фатальный для неё момент Марина «вышла раз в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись» — одна или, в коптском варианте, со служанками.

Называется два варианта имени человека, с которым теоретически Марина могла вступить в брак (варианты агиографии: по воле отца либо по воле жениха), который затем отдал её в буквальном смысле на растерзание и, в конце концов, приказал обезглавить. По коптским источникам (в обратном переводе на английский) это Лофарий Эброт (англ. Lopharius Ebrotus). В западноевропейском библиоведении XX века (см. в списке источников H. Delehaye, G. H. Gerould, F. M. Mack) его называют Олибрий (англ. Olybrius); здесь же мы будем следовать греческой и основанной на ней русской традиции написания — Олимврий (англ. Olymbrios).

Должность Олимврия — эпарх, либо префект, либо «правитель» (англ. governor) или имперский правитель англ. Imperial Governor провинции.

Олимврий обратил внимание на Марину в тот момент, когда она находилась за городом, на выпасе овец своего отца, а сам Олимврий возвращался в Антиохию по пролегавшей близ поля дороге. Иногда уточняется, что правитель возвращался в Антиохию из города Асия, совершая, по приказу Диоклетиана, объезд писидийской области «для розыска и казни христиан». При этом — если житие не говорит о намерении отца Марины выдать её замуж — подчёркивается страсть, охватившая правителя при виде молодой девушки, и развивающаяся до крайних пределов («Олимврий со сладострастием смотрел на девушку, всё более разгораясь к ней плотским чувством»). Этому любовному мотиву противопоставляется стойкость веры и убеждений юной христианки — невесты Христовой.

Вера помогает Марине одолеть легчайший, житейский уровень искушений. Уже при первом приближении к ней воинов, посланных правителем, она возносит молитву:

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Не оставь меня и не дай погибнуть душе моей! Да не одолеют меня враги мои, да не осквернится слух мой их лукавыми речами, да не уступит ум мой их скверным соблазнам, да не устрашится сердце мое их страшных угроз. Не попусти вере моей быть вверженной в грязь и в тину, чтоб не порадовался диавол, ненавидящий добро, но пошли мне помощь с высоты Своего Престола, дай мне премудрость, дабы я укрепилась силой Твоей и без страха отвечала на вопросы мучителя. Ей, Господи мой, призри милостиво в этот час на меня; вот, я теперь как овца среди волков, как птица среди ловцов, как рыба в сетях; прииди и избавь меня от козней вражиих!

И хотя в последовавшем затем прямом разговоре с Олимврием Марина без обиняков заявила, что верит в Иисуса Христа, что только с Ним она соединена сердечной любовью и иного жениха не желает, Олимврий забрал её с собой в Антиохию. Там, по некоторым житиям, её ожидало более сильное искушение — демонстрация власти и богатства: по прибытии в город Олимврий «поручил Марину знатным женщинам». Но ни их возможные вразумляющие речи в её адрес («почему эта девица, оставшаяся без матери, не желает жить со мной в роскоши?» — вопрошал Олимврий), ни, наконец третье, сильнейшее искушение, ожидавшее Марину назавтра — когда Олимврий предложил ей руку и сердце публично, в центре города, с подиума префекта — Марина осталась неколебимой в своём отказе.

На смену триаде искушений житейских немедленно приходят страдания физические, также разделённые на три этапа, каждый из которых возрастает по своей силе. Силы, позволяющие превозмочь физические страдания, на всех этих трёх стадиях искушения прекратить боль ценой вероотступничества мученица вновь черпает в молитвах Господу. Но и этот, второй уровень искушения, не исчерпывает содержание подвига святой. Источником третьего уровня испытаний выступает сам сатана, чей натиск также троекратен.

В первый раз дьявол является Марине в темнице, в ночь после первого дня пыток, когда она молится, — как уточняет коптская версия — сложив руки крестообразно. В русской агиографии подчёркивается, что в этой молитве сама Марина испрашивает Господа:

Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня. Пусть он лицом к лицу станет предо мной. Ты Судия и Властитель живых и мертвых — так суди между мной и диаволом. Избавь меня от погибели. Помоги мне одолеть его. Твоей непобедимой силой и отправь сатану в преисподнюю.

Приняв образ змея (дракона), сатана поглощает пленницу. Марине же удаётся сотворить в его чреве молитву и крестное знамение, что поглотившего её разрывает на части. Вновь оказавшись на полу в темнице, Марина замечает в углу самого сатану — лично Веельзевула. Признав, что в образе дракона Марина повергла Руфа, его сородича, — «князь бесовский» приступает ко второму натиску, физическому.

Особенность, отличающая вмц. Марину от других святых дев и даже мужей, состоит здесь в том, что сатане — Марина оказывает активное физическое сопротивление. Она не только молится, но ещё и атакует дьявола всеми подручными средствами — и победа оказывается на её стороне. Вступив с Вельзевулом в физическое единоборство, Марина продолжает творить молитвы, и вдруг замечает лежащий в углу темницы медный молот. Схватив него, она начинает бить им сатану по голове, удерживая его за волосы (или за рога). Наступив сатане на шею, Марина произнесла: «Отступи от меня, беззаконный отец геенны»! После этого небеса раскрылись, тело мученицы получило исцеление от вчерашних ран; голос свыше ободрил её ничего не бояться, призвав: «А теперь, Марина, изучи помышления сатаны, испытай его сердце и свяжи навеки».

Беседа, в которую Веельзевул вступает с девушкой, представляет собой третий натиск сатаны. Здесь под личиной откровенности рассказа о своих злодеяниях он вновь пытается увлечь её в те грехи, которым юная девушка противостоит — «отец лжи Вельзевул решил, как всегда и всех, обмануть святую». Его речения насыщены близкими к натурализму подробностями того, к каким именно постыдным порокам склоняет он людей и, в частности, юных дев. Похваляясь тем, что его коварству не в силах противостоять даже сильнейшие («я заставляю сомневаться даже святых, изменяю их рассудок, смущаю сердце, а ночью, во время сна, влагаю в них желания»), Вельзевул продолжает

Я вкладываю в их сердца горящий огонь страсти, и грех становится острым мечом, ранящим души. Я насмехаюсь над всяким человеком, погрязшим в распутстве, помрачая его ум, делаю гордым и надменным. Я стараюсь уловить в свои сети всех людей, но особенно подобных тебе — непорочных и чистых дев… Я нападаю на девственниц и придумываю, как страстью блуда увлечь их в пропасть отступничества и погибели.

Но и здесь Марина побеждает диавола. «Умолкни, — ответствовала она демону, — я не дам тебе лгать и говорить лишнее. Полезно было узнать о тайнах, которые ты невольно открыл мне в своей „исповеди“. Но по своему диавольскому высокомерию ты стал хвастать и подменять ненавистную тебе истину вымыслом. Ты лжец и обманщик». После этого, не дожидаясь ответа, мученица растворила бездну крестным знамением, отправив Веельзевула в преисподнюю с напутствием: «Ступай в адскую бездну до Страшного Суда, пока не дашь ответ за души, которые ты погубил».

День последнего круга пыток и смерти Марины (а также 85 христиан, казнённых в те же часы за городом), представлен в житиях как день торжества христианства, ибо сами по себе эти казни и сопутствовавшие им обстоятельства содействовали обратному — ещё более массовому обращению в христианство.

Образ обращающегося в христианство Малха — гражданина империи, вынужденного привести в исполнение смертный приговор Марине, — противопоставлен образу префекта Олимврия — римлянина, который несмотря на личную симпатию к Марине обязан пытать и казнить её. Присутствуя на пытках, Олимврий психологически не может осилить видимые им страдания; он закрывает лицо руками или плащом. Малх же — сам христианин — по пути к месту казни признаётся Марине, что воспринимает свою обязанность как предначертание Господне. Однако все жития свидетельствуют: при наступлении момента отсечения головы Марине он, Малх, оказывается психологически не в силах исполнить это. Лишь после того, как сама Марина предупреждает его: «не исполнишь — не будешь вместе со мной в Царствии Небесном», он отрубает ей голову

После этого, согласно житию, записанному, как считается, свидетелем её последних дней Феотимом, укрощённый Вельзевул вступил с ней в беседу и признался в некоторых грехах.

Учеными предпринимались попытки доказать, что группа легенд, связанная со святой Маргаритой, является результатом развития сказаний о языческой богине Афродите.

Древнейшие материалы к исследованию мученических актов святой Марины на греческом языке были опубликованы в 1886 году в Бонне («Асtа S. Маrinae еt Christophori»).

Почитание

Традицию почитания Марины установил сам свидетель её заточения, казни (304 год), а затем и агиограф святой — Феотим. Умастив ароматами и благовониями тело великомученицы, он поначалу поместил его «в дом одной благочестивой сенаторши» в самой Антиохии. Впоследствии её мощи были помещены в каменную гробницу в специально построенном молитвенном доме — мартирии, где каждый год в день памяти святой устраивалась литургия и затем трапеза в честь великомученицы. Основанием для признания Марины святой, — как и на протяжении всей эпохи раннего христианства, — являлась не формализованная процедура канонизации, а многочисленные чудеса, приписываемые её мощам.

св. Марина и змей. Скульптура. Тулуза, 1475. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)

Расхождения между восточным и западным христианством, завершившиеся усвоением в католической традиции нового имени великомученицы из Антиохии — Маргарита — имеют давнюю историю. Ряд западноевропейских светских библиоведческих монографий (чьё мнение отражено в Dictionary of Saints) констатирует, что уже в 494 году папа римский Геласий I объявил её житие апокрифическим. Те же источники утверждают, что древнего её литургического культа не существовало, и что первое её агиографическое упоминание датируется IX веком (мартиролог Rhabanus Maurus).

Со своей стороны, восточнохристианские жития не упоминают о действиях Геласия; саму же святую они называют, как и гласят надписи на иконах, только одним именем — Марина. Применительно к св. вмц. Марине там же приводится другой ряд событий. Это перенос части её мощей греческой императрицей Марией, супругой Льва III Исавра в VIII столетии в Константинополь. Там они хранились в монастыре Христа Всевидца вплоть до 1204 года, когда город взяли крестоносцы. Это перенос другой части её мощей в 908 году из Антиохии в Италию, где они были положены в Монте-Фиасконе, в Тоскане. Это, наконец, взятый в 1213 году Иоанном де Бореа в Константинополе серебряный ларец-мощевик с кистью святой и надписью по-гречески «мощи св. Марины», — его ещё в XVII веке видели в Венеции, в храме её имени.

Высказывается предположение, что на некотором этапе истории западной Европы Марина была переименована в латиноязычной агиографии в Маргариту в порядке обратного перевода прозвища «жемчужина, перл», данного ей за красоту и благородство. При схожести жизнеописания святую с некоторого момента начинают почитать в разных частях Европы под разными именами: ближе к югу и востоку под оригинальным именем Марина, а на Западе и Севере — как Маргариту. Схизма, то есть разделение христиан на православных и католиков ещё более закрепляет это, причём вплоть до конца XX века западное имя Маргарита православием не признавалось, и названные им при рождении получали крещение во имя св. вмц. Марины. В миру в неправославной Европе имя Марина (в переводе «морская») традиционно популярно в средиземноморской Италии и в славянской Польше (например, Марина Мнишек).

Культовое почитание великомученицы Марины развито в странах, территориально наиболее близких к родине святой (ныне это один из южных вилайетов Турции) — православных Греции и Болгарии, а также в коптской православной церкви в Египте. Частицы её мощей в большом количестве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью — в Иверском монастыре, в монастыре Филофея — нога, в русском Пантелеимоновом монастыре — одно из рёбер. Крупные части мощей св. Марины хранятся в Хиландаре и Эсфигмене. В Италии мощи вмц. Марины, вывезенные из Константинополя Иоанном де Бореа (и спасшие его от бури по пути в Венецию), были помещены в церковь св. Либерала, переименованную затем в её честь, откуда в XIX веке были перенесены в храм святого Фомы в том же городе.

Имя в православии

Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 (30) июля. До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит в таинстве крещения называли Маринами.

Святая Марина пользуется особой любовью в Греции, где в её честь воздвигнуто большое количество храмов.

Заступница и защитница

Св. Марина, молотом побивающая диавола. Греция, 1858 год

Тропарь, глас 3

Девства добротами преиспещренна дево, нетленными венцы венчалася еси Марино: кровьми же мученичества обагрена, чудесы просветившися исцелений, благочестно мученице прияла еси почесть победы твоего страдания.

Тот же тропарь в греческой православной церкви (перевод на английский) особо акцентирует девственную непорочность св. Марины как источника врачующего добра для всего мира:

Уже с IV столетия святая Марина почиталась как избавительница от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. Но особая область, где её предстательство имеет необычайную силу, — защита от духов злобы, от нападений вражьих, от клеветы и наветов. В Проскинитарии (описание святых мест) 1701 года говорится, что от мощей великомученицы Марины исцеляются бесноватые и душевнобольные. Кроме того, святая Марина подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий: от града, ураганов, засухи, от нападений саранчи, гусениц и других насекомых, уничтожающих урожай..

Мощи

Икона св. Марины, XV век

В VIII в. императрица Мария перенесла часть мощей святой в Константинополь. Они хранились в монастыре Пантепопта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 году крестоносцами. Другую часть мощей святой перенесли в 908 году из Антиохии в Тоскану и поместили в Монте-Фиасконе.

В 1213 году некий Иоанн де Бореа взял в одном из монастырей Константинополя серебряный ларец с кистью руки святой. Эти мощи спасли его от бури по пути в Венецию. Позже их поместили в венецианском храме святого Либерала, после чего саму церковь переименовали в честь святой Марины. До XVII века они оставались там. В XIX веке эту святыню перенесли в храм святого Фомы в том же городе.

Частицы её мощей в большом количестве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью — в Иверском монастыре, в монастыре Филофея — нога, в русском Пантелеимоновом монастыре — одно из ребер; крупные части мощей её есть в Хиландаре и Эсфигмене.

В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки. Частицы мощей великомученицы есть и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в московском храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесённом со Святой Горы в 1863 году старцем иеромонахом Арсением.

Иконография и изображения

Официальные сайты Русской православной церкви демонстрируют изводы, не подчёркивающие особенных черт подвига св. вмц. Марины.

  • Икона. Россия

  • Икона. Болгария

  • Икона на вратах храма. Болгария

Со своей стороны, на образцах икон и агиографических иллюстраций, выставленных на ресурсах греческой и коптской церквей, часто присутствует либо дракон, либо дьявол в образе темнокожего рогатого низкорослого мужчины. В последнем случае Марина держит его одной рукой за рог или клок волос, замахиваясь при этом другой рукой, вооружённой молотом или молотком (иногда с раздвоенным гвоздодёрным концом), либо держит оружие изготовясь.

В искусстве

  • Св.Маргарита и дракон. Иллюстрация в манускрипте, ок. 1440 г.

  • Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» работы Жана Фуке, Музей Конде

  • Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита». Национальная галерея, Лондон.

Святая Маргарита в западноевропейской живописи обычно изображается вместе с драконом, и различными пастушьими атрибутами (символами её сельской жизни) — посохом, шляпой и т. д.

В Западной Европе традиции иконописи в Новое Время уступают место картинам на религиозную тематику, в которых с течением времени усиливается элемент осовременения одежды и внешнего облика образов. В иллюстрации к манускрипту 1440 года мы видим святую в темнице, выстеленной художественной плиткой и обитой расписанными золотом обоями, где она коленопреклоненно молится на спине единорогого дракона. В миниатюре к часослову взят сюжет встречи пастушки с Олимврием и его воинами, на фоне типичного средневекового замка. Наконец, на полотне Сурбарана — стильно и со вкусом одетая горожанка в шляпе с загнутыми полями, с модной сумкой на согнутой в локте руке, которая сжимает заложенный пальцем томик. На её сельское происхождение намекают только босые ноги, контрастирующие с чистой, аккуратно выглаженной юбкой, и, возможно, посох, на который опирается Маргарита. Не сразу на фоне этого яркого, парадного портрета сеньоры различается дракон, которого Зурбаран практически растворяет в фоне картины.

Примечания

  1. О святой | Храм вмц. Марины. marinabitsa.cerkov.ru. Проверено 9 февраля 2019.
  2. Indices to Suidas. — 1864. — 836 с.
  3. The GOLDEN LEGEND or LIVES of the SAINTS. Compiled by Jacobus de Voragine, Archbishop of Genoa, 1275 First Edition Published 1470. ENGLISHED by WILLIAM CAXTON, First Edition 1483. VOLUME FOUR. Here followeth the glorious Life and passion of the Blessed Virgin and Martyr S. Margaret, and first of her name.
  4. 1 2 3 4 Еd. Н. Usener. Асtа S. Маrinae еt Christophori : . — Bonn, 1886. — P. 15—46. — ISBN 1160769338. (недоступная ссылка)
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Страдание святой великомученицы Марины // -. Архивировано 3 августа 2017 года.
  6. 1 2 3 4 Святая великомученица Марина + Православный Церковный календарь. days.pravoslavie.ru. Проверено 9 февраля 2019.
  7. 1 2 3 4 5 The Coptic Orthodox Church of St.Marina // -. Архивировано 24 сентября 2008 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Житие святой великомученицы Марины.
  9. Называется 15 тех или иных локальных мер длины: семея (греческое название римской мили, равной 1478,17 м); верста и т. п.
  10. 1 2 3 4 Святая Марина (недоступная ссылка) (21 ноября 2007). Проверено 23 октября 2015. Архивировано 19 апреля 2010 года.
  11. 1 2 3 4 Lives of Saints :: Abib 23. www.copticchurch.net. Проверено 9 февраля 2019.
  12. www.monachos.net/St.Marina. (недоступная ссылка)
  13. 1 2 The Apolytikon of St.Marina.
  14. Saint Marina THE MARTYR (18 октября 2007). Проверено 9 февраля 2019.
  15. 1 2 Answers — The Most Trusted Place for Answering Life’s Questions (англ.). Answers.com. Проверено 9 февраля 2019.
  16. Житие святой великомученицы Марины

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *