Имманентно это как

Имманентность

Имманентность (лат. immanens, «пребывающий внутри») — это учение о проявлении божественного в материальном мире, которое поддерживается некоторыми философскими и метафизическими теориями о божественном присутствии. Имманентность в качестве учения обычно используют разнообразные конфессии, относящиеся к монотеизму, пантеизму, пандеизму или панентеизму для объяснения связи духовного мира с обыденным. Имманентность противопоставляется теориям трансцендентности, в которых божественное выносится вне рамок материального мира.

Имманентность как философское понятие было видоизменено Кантом и стало включать познаваемость на основе личного опыта. Таким образом всё, что человек воспринимает при помощи своих органов чувств — имманентно.

Религии

Основные религии прикладывают значительные усилия, пытаясь объяснить связь между имманентностью и трансцендентностью, но делают это по-разному, например:

  • отказ от имманентности как характеристики трансцендентного бога (распространено в авраамических религиях).
  • включение имманентных богов в трансцендентное существование (например, Брахман в Индуизме)
  • попытки ответить на вопрос о трансцендентности через имманентность.

Древнегреческая философия

Другим значением имманентности является качество внутреннего содержимого, остающегося в границах человека, мира или разума. Это значение более распространено в христианской и другой монотеистической теологии, в которой считается, что единый Бог превосходит свое творение.

Пифагореизм говорит, что нус — это разумный принцип мира, действующего с определенным намерением . Это божественная причина, рассматриваемая в неоплатонизме как первая эманация божественного. Из Нус возникает мировая душа, которая декларирует рождение царства. Далее пифагореизм говорит, что Бог — это Отец, Мать и Сын (Зевс). В сознании Зевса идеи четко сформулированы и становятся Логосом, с помощью которого он создает мир. Эти идеи становятся активными в сознании (Нус) Зевса. С ним сила, а от него нус. Теология также объясняет, что Зевса называют Демиургом (Dêmiourgos, Создатель), Создателем (Poiêtês) и Мастером (Technitês). Нус Демиурга выходит наружу и проявляет себя как живые идеи. А они в свою очередь порождают род человеческих душ. Компонентами души являются: 1) высшая душа, обитель интуитивного ума (божественного нуса ); 2) разумная душа (logistiko)(место дискурсивного разума/дианоия ); 3) нерациональная душа (алогия), ответственная за чувства, аппетиты и движения. Зевс мыслит сформулированные идеи (Логос). Идея идей (Eidos — Eidôn) обеспечивает модель Парадигмы Вселенной, которую Демиург рассматривает в своем изложении идей и создании мира в соответствии с Логосом.

Тантрический буддизм и Дзогчен создают недвойственную основу как для опыта, так и для реальности, которую можно рассматривать как экспозицию философии имманентности, которая имеет историю на субконтиненте Индии с начала нашей эры до настоящего времени. Парадоксальное недвойственное осознание или ригпа ( тибетский — видья на санскрите) — считается «самосовершенствованным состоянием» всех существ. Научные работы отличают эти традиции от монизма . Говорят, что недвойственный не является имманентным и не трансцендентным, ни тем, ни другим. Одна классическая экспозиция — опровержение Мадхьямака крайностей, которые выдвигал адепт-философ Нагарджуна .

Экспоненты этой недвойственной традиции подчеркивают важность непосредственного опыта недвойственности посредством медитативной практики и философских исследований. В одной версии, человек поддерживает осознанность, когда мысли возникают и растворяются в «поле» ума, он не принимает и не отвергает их, скорее он позволяет уму блуждать, как будет, пока не возникнет тонкое чувство имманентности. Випассана или прозрение — это интеграция «присутствия осознанности» с тем, что возникает в уме. Говорят, что недвойственность или ригпа — это признание того, что как тихое, спокойное пребывание в состоянии, которое встречается в саматхе, так и движение или возникновение явлений, обнаруживаемых в випассане, не являются отдельными. Таким образом, можно утверждать, что Дзогчен — это метод признания «чистой имманентности», аналогичный тому, о чем теоретизировал Делёз.

Иностранная философия

Джордано Бруно, Спиноза и, возможно, Георг Фридрих Гегель противопоставляли философию имманентности и философию трансцендентности, такую как томизм или аристотелевская традиция . «Трансцендентальная» критика Канта может быть противопоставлена «имманентной диалектике» Гегеля.

Жиль Делёз квалифицировал Спинозу как «принца философов» для своей теории имманентности, которую закончил Спиноза «Deus sive Natura» («Бог или природа»). Такая теория считает, что в мире нет трансцендентного принципа или внешней причины и что процесс производства жизни содержится в самой жизни. В сочетании с идеализмом, теория имманентности квалифицируется от «мира» до отсутствия внешнего основания ума.

В другом языковом разделе есть более полная статья Immanence (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

> См. также

  • Имманентная философия

> Ссылки

  • Имманентное — статья в Философском словаре

> Примечания

Смотреть что такое «Имманентность» в других словарях:

  • имманентность — и, ж. immanent adj., immanence f. Свойство, качество имманентного. Имманентность причины. БАС 1. Вы, уверен, все бы отнесли на имманентность иностранки, на чуждость чежеземца нашим пепелищам, отеческим гробам. Знамя 2002 7 44. Норм. Появление в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Имманентность — Имманентность ♦ Immanence Присутствие всего во всем (абсолютная имманентность) или чего то в чем то другом (относительная имманентность). Таким образом, имманентность противоположна трансцендентности. Трансцендентно то, что возвышается… … Философский словарь Спонвиля

  • имманентность — присущность, свойственность Словарь русских синонимов. имманентность сущ., кол во синонимов: 2 • присущность (9) • … Словарь синонимов

  • ИММАНЕНТНОСТЬ — ИММАНЕНТНОСТЬ, имманентности, мн. нет, жен. (филос.). отвлеч. сущ. к имманентный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • имманентность — ИММАНЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна (книжн.) Присущий природе самого предмета, внутренний. Имманентное развитие. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Имманентность — Имманентность, ныи означ. пребывание в чем нибудь, внутреннююсвязь в противоположность внешней. Для религиозной философии важенвопрос об И. божества меру. Она решительно отвергается деизмом ибезусловно признается чистым пантеизмом (спинозического … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Имманентность — ж. отвлеч. сущ. по прил. имманентный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • имманентность — имманентность, имманентности, имманентности, имманентностей, имманентности, имманентностям, имманентность, имманентности, имманентностью, имманентностями, имманентности, имманентностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

  • имманентность — имман ентность, и … Русский орфографический словарь

  • имманентность — см. имманентный; и; ж. Иммане/нтность причины … Словарь многих выражений

ИММАНЕНТНЫЙ

Смотреть что такое «ИММАНЕНТНЫЙ» в других словарях:

  • ИММАНЕНТНЫЙ — присущий природе самого предмета, явления; внутренний. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИММАНЕНТНЫЙ Конечный, невыходящий из пределов чего либо, доступного опыту. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ИММАНЕНТНЫЙ — (от лат. immanens, род. п. immanentis пребывающий в ч. л., свойственный ч. л.) понятие, означающее внутренне присущее к. л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство. У И. Канта И. есть основанное на опыте, эмпирическое (остающееся внутри… … Философская энциклопедия

  • Имманентный — (лат. immanens, род.пад. immanentis «пребывающий внутри»); у Канта противоположный трансцендентному; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. Имманентным является, например, метод, который определяется … Википедия

  • имманентный — базисный, базовый; свойственный, присущий, внутренний Словарь русских синонимов. имманентный прил., кол во синонимов: 3 • внутренний (23) • … Словарь синонимов

  • имманентный — ая, ое. immanent adj. <, лат. immanens (immanentis) свойственный, присущий. Присущий природе самого предмета; внутренний. Имманентное развитие. БАС 1. Развитие идеи из самой себя или изнутри саомй себя называется на философском языке… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИММАНЕНТНЫЙ — (от латинского immanens пребывающий в чем либо, свойственный чему либо), нечто внутренне присущее какому либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие трансцендентный … Современная энциклопедия

  • ИММАНЕНТНЫЙ — (от лат. immanens пребывающий в чем либо свойственный чему либо), нечто внутренне присущее какому либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному трансцендентный … Большой Энциклопедический словарь

  • ИММАНЕНТНЫЙ — (лат. immanens пребывающий внутри) понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно… … История Философии: Энциклопедия

  • ИММАНЕНТНЫЙ — (лат. immanens пребывающий внутри) понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно… … Новейший философский словарь

  • ИММАНЕНТНЫЙ — ИММАНЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна (книжн.) Присущий природе самого предмета, внутренний. Имманентное развитие. | сущ. имманентность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Значения в других словарях

  1. имманентный — прил., кол-во синонимов: 3 внутренний 23 присущий 23 свойственный 22 Словарь синонимов русского языка
  2. имманентный — ИММАНЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна (книжн.) Присущий природе самого предмета, внутренний. Имманентное развитие. | сущ. имманентность, и, ж. Толковый словарь Ожегова
  3. имманентный — имманентный кр. ф. -тен, -тна, -тно Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. имманентный — Присущее внутренне тому или иному предмету, явлению, процессу свойство или закономерность. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  5. имманентный — Иммане́нтн/ый. Морфемно-орфографический словарь
  6. ИММАНЕНТНЫЙ — ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному — трансцендентный. Большой энциклопедический словарь
  7. имманентный — ИММАН’ЕНТНЫЙ, имманентная, имманентное; имманентен, имманентна, имманентно (·лат. immanens) (филос.). Присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий. Имманентные причины. По имманентным законам. Толковый словарь Ушакова
  8. имманентный — ИММАНЕНТНЫЙ ая, ое. immanent adj. <, лат. immanens (immanentis) свойственный, присущий. Присущий природе самого предмета; внутренний. Имманентное развитие. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. имманентный — орф. имманентный; кр. ф. -тен, -тна Орфографический словарь Лопатина
  10. имманентный — -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. книжн. Внутренне присущий какому-л. явлению, проистекающий из его природы. Имманентные законы капиталистического производства. Малый академический словарь
  11. имманентный — имманентный прил. Внутренне присущий предмету, явлению, проистекающий из его природы. || противоп. трансцендентный Толковый словарь Ефремовой
  12. имманентный — Имманентный, имманентная, имманентное, имманентные, имманентного, имманентной, имманентного, имманентных, имманентному, имманентной, имманентному, имманентным, имманентный, имманентную, имманентное, имманентные, имманентного, имманентную, имманентное… Грамматический словарь Зализняка
  13. имманентный — ИММАНЕНТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Филос. Внутренне присущий какому-л. предмету, явлению; проистекающий из природы объекта. И-ая свойство. И-ая тенденция. И-ое развитие. ◁ Имманентно, нареч. Развиваться и. Имманентность, -и; ж. И. причины. Толковый словарь Кузнецова
  14. имманентный — Имманентная, имманентное; имманентен, имманентна, имманентно (филос.). Присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий. Имманентные причины. По имманентным законам. Большой словарь иностранных слов

Имманентный подход в изучении литературного произведения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Начнем с определения самого понятия «имманентный». В Словаре иностранных слов дается такое определение: «имманентный- внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» (с.188). В Толковом словаре под ред. Д.Н.Ушакова дается определение: «имманентный – присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» ( Т.1, с. 11940).

В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью анализа произведения литературы от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического развития. Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному, направленному на обнаружение внешних связей.

Напомним, что разграничение имманентного и контекстуального подходов к изучению художественного текста стало актуальным в литературоведении ХХ века.

Имманентный подход обращен исключительно на внутреннее содержание и строение произведения, опирается только на наличествующие в тексте элементы..

В начале ХХ века центром внимания литературоведов стало само литературное произведение. Представители формальной школы в литературоведении задали иной ориентир науке о литературе: изучение конкретных фактов творчества писателя. Б.Эйхенбаум писал: «Надо было обратиться к фактам, отойти от общих систем и проблем, начать с того пункта, где нас застает факт искусства».

Представители формальной школы обратились к изучению поэтического языка, «формы», «конструкции», т.е. на его внешней стороне. Они стремились ответить на вопрос: как «делается» произведение? Сам «продукт» художественного творчества – это «вещь», получившаяся благодаря «деланию». Двигаясь от «самовитого» слова через «прием» и «конструкцию», настаивая на приоритете «формы» над «материалом», формалисты отвергали или снижали значение содержательной стороны произведения. Но при этом им удалось создать новую научную методологию литературоведения, обращенную именно к произведению. Это и была иммнентность литературоведческого анализа. На это неоднократно указывал Ю.М.Лотман.

Противоположная методологическая ориентация была представлена в работах «социологической школы». Методологическое противостояние двух литературоведческих школ Ю.М.Лотман выразил так: «Если для формалистов объяснение текста сводилось к ответу на вопрос: «Как устроено» — то для социологов все определялось другим: «Чем обусловлено».

Сопоставим позиции двух литературоведов, отражающих специфику имманентного подхода к изучению художественного текста.

А.П.Скафтымов (20-е гг. ХХ в.) одним из первых сформулировал принципы имманентного анализа художественного произведения. Он утверждал, что «необходима полнота пересмотра всех слагающих произведение единиц (внутренний состав действующих лиц во всем объеме, картины, эпизоды, сцены, авторские экспликации и пр.) Каждый ингридиент, обслуживая общую направленность произведения, оформляет и указывает место его центрального зерна, следовательно, необходимо должен быть учтен в общем соотношении действующих сил произведения».

М.Л.Гаспаров (90-е гг. ХХ в.) об имманентном анализе пишет так: «Речь пойдет об анализе «имманентном», т.е. не выходящем за пределы того, о чем прямо сказано в тексте. Это значит, что мы не будем привлекать для понимания стихотворения ни биографические сведения об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами» (из статьи «Снова тучи надо мною…»).

Как видим, принципы имманентного анализа, сформулированные литературоведами в начале и в конце ХХ века, едины.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *