Император иосиф 2

Реформы Иосифа II (1780-1790)

Иосиф II, сын Марии Терезии, уже с 1765 г. был соправителем императрицы, которая постоянно сдерживала его стремления к реформам. В 1780 г. Иосиф стал императором, и его десятилетнее правление составило целую эпоху в истории Австрийской монархии, включая, разумеется, и Чехию.

Воспитанный в духе Просвещения, Иосиф II усвоил и соответствующие теории об устройстве государства. Речь шла об установлении разумного правления, ликвидации пережитков, проведении в жизнь рациональных мероприятий. В этом духе и проводились реформы.

За основу жизни общества принималось экономическое развитие, прогресс земледелия, правильное распределение налогов, ликвидация исключительных феодальных прав, устранение религиозной нетерпимости, установление равенства граждан перед законом. Следовало, сохраняя шляхту, включить ее в новую модель государства. Католической церкви отводилась роль помощника в решении идеологических проблем. Народ же объявлялся только объектом реформ.

О тщательной подготовке Иосифа II к проведению реформ свидетельствует его переписка до восшествия на престол. Реорганизацию он проводил, не считаясь с ропотом шляхты, руководствуясь только принципом целесообразности.

Реформа церкви

Решительная ломка старых порядков началась толерантным патентом от 13 октября 1781 г. Католическая церковь продолжала оставаться государственной, но разрешался переход в евангелическую веру и в православие; признавалось и иудейство. Но всякого рода секты запрещались. Патент предоставлял доступ в школы некатоликам, которые могли и получать академические звания, принимать участие в управлении городов, свободно передвигаться по территории монархии. В 1781 г. Иосиф II закрыл монастыри, не занимавшиеся полезной деятельностью, превратив их здания в казармы или больницы, разрешив их продажу предпринимателям. Была упразднена церковная цензура. Подготовка кадров священников стала осуществляться в государственных семинариях, священники получали государственное жалование. Значительная часть имущества церкви и закрытого в 1773 г. ордена иезуитов подверглась конфискации. Сократилось количество религиозных праздников, запрещались религиозные процессии, ликвидировались “братства”. Все это вызвало отпор духовенства, но просвещенные представители церкви поддержали реформы.

Отмена личной зависимости крестьян. Аграрная реформа.

Настоящим переворотом в жизни общества стала реформа Иосифа II, отменявшая личную зависимость крестьян. Это была “революция сверху”, поскольку сельское население составляло подавляющее большинство всех жителей монархии. Сначала был издан патент о запрещении телесных наказаний и взимании с крестьян денежных штрафов (1 сентября 1781 г.), затем — патент о подаче крестьянами жалоб на феодалов в государственные учреждения. Главный же патент — об отмене личной зависимости — был обнародован 1 ноября 1781. Теперь крестьянин мог свободно вступать в брак, уходить из поместья, отдавать детей учиться ремеслу. Но в заключительной части патента говорилось, что крестьянские повинности и обязанность послушания пану остаются в силе. По формулировке самого патента, его целью было улучшение земледелия и развитие промышленности. Действительно, в Чехии издание патента ускорило прилив рабочей силы в неземледельческие отрасли хозяйства, а королевские города стали в связи с этим возрождаться. Дальнейшие распоряжения императора помогали росту хозяйственной активности деревни.

Вторым этапом аграрной реформы была выработка кадастра, т.е. переписи крестьянской и помещичьей земли. В 1785-1789 г. была замерена вся земля и на этом основании проведено обложение налогами. В 1789 г. согласно изданному тогда берниму и урбариальному патенту барщина и оброки переводились на деньги, а крестьянские повинности определялись доходами хозяйства. Налоги и повинности не должны были превышать половины налогового дохода с участка земли. Прежде всего крестьянин обязывался рассчитаться с государственными налогами, и только оставшееся от этой половины валового дохода приходилось феодалам. Новая налоговая система снижала бремя крестьян по отношению к феодалам, но по отношению к государству — лишь в небольшой мере. Шляхта оказала реформам отчаянное сопротивление. Но Иосиф II исходил из тезиса о полной независимости абсолютного монарха, и в 1790 г. берний и урбариальный патент был введен в действие. Однако в том же году Иосиф умер, а его наследник Леопольд II уже 20 февраля 1790 г. отменил налоговую реформу.

Административная, судебная и военная реформы

Большое значение имели административные реформы просвещенного абсолютизма. Правители стремились создать такую систему управления, которая устраняла бы влияние сословий не только в высших, но и в низших инстанциях власти, что могло быть достигнуто заменой сословной администрации квалифицированной бюрократией. Иосиф II углубил административную реформу, первые шаги к которой сделала Мария Терезия. В 1782 г. он объединил центральное финансовое и политическое управление, создав “Объединенную дворцовую палату”. В 1784 г. он реформировал и городское управление, создав магистраты, в составе которых находились юристы и финансисты. Четыре города Праги объединились под единым управлением. В крайские учреждения назначались специальные комиссары, доставлявшие информацию непосредственно ко двору. В 80-х годах в Вене возникло центральное полицейское учреждение, а в главных городах земель — полицейские управления. Так Иосиф II стал основателем государственной полиции. Воинскими делами руководил в Вене Военный дворцовый совет; функции позднейшего министерства иностранных дел выполняла Дворцовая государственная канцелярия. С 1760 г. в важнейших делах им помогал Государственный совет.

Изменился социальный состав чиновничества. Вместо представителей шляхты, далеко не всегда способных исправлять те или иные функции, теперь государственные должности занимались людьми квалифицированными независимо от происхождения. Чиновники получали жалование от государства и находились под его надзором. Но все же за особые заслуги представители различных сословий получали дворянство как высшую награду. Рационально созданный государственный аппарат был явлением прогрессивным, но после Французской революции конца XVIII в. и особенно в период канцлерства князя Меттерниха он все более становился орудием реакции.

Далее была осуществлена реформа суда и права. В 1784 г. феодальные суды были подчинены авторитету государства. Привилегии в области судебных решений упразднялись, вводилось единое законодательство для всех жителей государства и всех частей монархии. Руководство осуществлялось центральным управлением. Однако некоторые пережитки феодализма сохранялись, если были нужны государству.

Важное значение во всей системе перестройки государства имела армия, которую Иосиф II прежде всего очистил от неспособных начальников, затем ввел единое и целенаправленное военное обучение. В 1786 г. была основана медико-хирургическая академия. Иосиф II нарушил аристократическую исключительность офицерского корпуса. Затем был построен ряд стратегически важных крепостей на границах, особенно в Чехии, на границе с Пруссией. Армия перешла из населенных пунктов в казармы и стала сосредоточиваться в стратегически важных пунктах. Было предпринято техническое усовершенствование артиллерии. В апреле 1781 г. была введена воинская повинность, от которой однако освобождались шляхта, духовенство и чиновники. Призывались мужчины в возрасте от 17 до 40 лет. Допускалось освобождение от повинности за выкуп. Освобожденные от воинской повинности могли служить добровольно. В целом реформа способствовала росту вооруженной силы.

Школьная реформа

Важнейшей реформой Иосифа II было преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наступил не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие еще на 500, к концу 90-х годов их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40 % детей на занятия не являлись. В “главных школах” преподавание велось на немецком языке, в “нормальной” преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиаристского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за годы 1772 — 1778 34 гимназии в чешских землях были закрыты. Осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию было знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из 6). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х годов в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Учителя были в их большинстве проникнуты идеями иозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII — первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того чешские школы стали важным фактором национального возрождения. Просвещая очень значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и в высшей школе. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет — Пражский (существовали и другие, например, Венский). В Пражском университете традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и высшими факультетами, тремя остальными. Именно он подвергся существенной реорганизации. Основное внимание было уделено развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. были упразднены остатки схоластики на светских факультетах, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдачи экзаменов в установленные сроки. Создавались новые кафедры философского факультета: практической математики, агрономии, инженерных дисциплин. Даже в казалось бы далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для приспособления к потребностям времени. Так, лекции Ф.М.Пелцла, первого профессора кафедры чешского языка в Пражском университете, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов — будущими священниками и чиновниками, так что эта созданная в 1791 г. кафедра тоже имела практическое назначение.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов прежде всего на факультетах юридическом и медицинском, отсюда и внимание к естественным наукам и истории, В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.

Здравоохранение. Социальное обеспечение

Проводя решительные изменения во всех упомянутых областях жизни, правительства Марии Терезии и Иосифа II понимали и необходимость мер по улучшению здравоохранения и социального обеспечения широких слоев населения. Общее состояние здоровья чешского населения было неудовлетворительным. В 1776 г. был обнародован имперский устав здравоохранения: все органы здравоохранения подчинялись центральной имперской комиссии, обладавшей широкими полномочиями. К концу XVIII в. в Чехии уже насчитывалось до 300 частных и общественных больниц. В 1781 г. Иосиф II издал основные директивные правила, установив важнейшие принципы создания новых лечебных учреждений. Ранее больницы представляли собой учреждения милосердия для бедных, без персонала со специальной подготовкой и без медицинской помощи, теперь же учреждались специализированные клиники, родильные дома, детские приюты и т.п. Развивалась и медицинская наука. Реформы на медицинском факультете Пражского университета повышали квалификацию врачей. Хотя были решены далеко не все проблемы, все же период терезианско-йозефинских реформ стал важной эпохой в истории медицины в монархии, в том числе и в Чехии.

Оценивая реформы рассматриваемого времени в целом, следует констатировать, что они означали перелом в ходе разложения феодальных устоев и объективно приводили к ускорению наступления капитализма. Но все же поставленных перед ними целей они не достигли. Иосиф II не учел многих сложностей реальной действительности. Так, его наиболее радикальная реформа — берний и урбариальный патент — не преодолела сопротивления оппозиции феодалов и была отменена сразу же после смерти Иосифа II. Были ослаблены и другие прогрессивные реформы. Но возвращение крестьян к личной зависимости было уже невозможно.

Также и церковь после 1790 г. усилила свою автономию, однако от подчиненного положения по отношению к государству не избавилась. Многие установления Иосифа II действовали до 1848 г., а кое-какие даже до 1918 г. Значение реформ для формирования чешской нации нового времени столь серьезно, что созданная ими общественная атмосфера получила название “йозефинизма”.

Наука в Чехии в период Просвещения

В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.

После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло «Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.

Чешское общество наук — прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.

Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.

Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер

В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения

Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.

Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829)

Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии — Просвещения и романтизма.

Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его — чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка — ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.

  1. А. правительственные реформы середины XVI в.
  2. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  3. Административная, судебная и военная реформы
  4. Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине XIX в.
  5. Век реформы гос службы табель о рангах
  6. Внутренняя политика и реформы Николая II
  7. ИВАН IV ГРОЗНЫЙ: ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ; РЕФОРМЫ 50-60 ГОДОВ XVI В. ОПРИЧНИНА.
  8. ЛЕКЦИЯ 15. Начало царствования Ивана IV. Реформы Избранной рады.
  9. Монархия Габсбургов в сер. 17-18в.в. Война за Австрийское наследство. Реформы Просвещенного Абсолютизма.
  10. Республиканские реформы и перегруппировка политических сил
  11. Реформы Александра Второго
  12. Реформы Генриха Второго

Иосиф II, сын Марии Терезии, уже с 1765 г. был соправителем императрицы, которая постоянно сдерживала его стремления к реформам. В 1780 г. Иосиф стал императором, и его десятилетнее правление составило целую эпоху в истории Австрийской монархии, включая, разумеется, и Чехию.
Воспитанный в духе Просвещения, Иосиф II усвоил и соответствующие теории об устройстве государства. Речь шла об установлении разумного правления, ликвидации пережитков, проведении в жизнь рациональных мероприятий. В этом духе и проводились реформы.
За основу жизни общества принималось экономическое развитие, прогресс земледелия, правильное распределение налогов, ликвидация исключительных феодальных прав, устранение религиозной нетерпимости, установление равенства граждан перед законом. Следовало, сохраняя шляхту, включить ее в новую модель государства. Католической церкви отводилась роль помощника в решении идеологических проблем. Народ же объявлялся только объектом реформ.
О тщательной подготовке Иосифа II к проведению реформ свидетельствует его переписка до восшествия на престол. Реорганизацию он проводил, не считаясь с ропотом шляхты, руководствуясь только принципом целесообразности.

Реформа церкви

Решительная ломка старых порядков началась толерантным патентом от 13 октября 1781 г. Католическая церковь продолжала оставаться государственной, но разрешался переход в евангелическую веру и в православие; признавалось и иудейство. Но всякого рода секты запрещались. Патент предоставлял доступ в школы некатоликам, которые могли и получать академические звания, принимать участие в управлении городов, свободно передвигаться по территории монархии. В 1781 г. Иосиф II закрыл монастыри, не занимавшиеся полезной деятельностью, превратив их здания в казармы или больницы, разрешив их продажу предпринимателям. Была упразднена церковная цензура. Подготовка кадров священников стала осуществляться в государственных семинариях, священники получали государственное жалование. Значительная часть имущества церкви и закрытого в 1773 г. ордена иезуитов подверглась конфискации. Сократилось количество религиозных праздников, запрещались религиозные процессии, ликвидировались “братства”. Все это вызвало отпор духовенства, но просвещенные представители церкви поддержали реформы.

Отмена личной зависимости крестьян. Аграрная реформа.

Настоящим переворотом в жизни общества стала реформа Иосифа II, отменявшая личную зависимость крестьян. Это была “революция сверху”, поскольку сельское население составляло подавляющее большинство всех жителей монархии. Сначала был издан патент о запрещении телесных наказаний и взимании с крестьян денежных штрафов (1 сентября 1781 г.), затем — патент о подаче крестьянами жалоб на феодалов в государственные учреждения. Главный же патент — об отмене личной зависимости — был обнародован 1 ноября 1781. Теперь крестьянин мог свободно вступать в брак, уходить из поместья, отдавать детей учиться ремеслу. Но в заключительной части патента говорилось, что крестьянские повинности и обязанность послушания пану остаются в силе. По формулировке самого патента, его целью было улучшение земледелия и развитие промышленности. Действительно, в Чехии издание патента ускорило прилив рабочей силы в неземледельческие отрасли хозяйства, а королевские города стали в связи с этим возрождаться. Дальнейшие распоряжения императора помогали росту хозяйственной активности деревни.
Вторым этапом аграрной реформы была выработка кадастра, т.е. переписи крестьянской и помещичьей земли. В 1785-1789 г. была замерена вся земля и на этом основании проведено обложение налогами. В 1789 г. согласно изданному тогда берниму и урбариальному патенту барщина и оброки переводились на деньги, а крестьянские повинности определялись доходами хозяйства. Налоги и повинности не должны были превышать половины налогового дохода с участка земли. Прежде всего крестьянин обязывался рассчитаться с государственными налогами, и только оставшееся от этой половины валового дохода приходилось феодалам. Новая налоговая система снижала бремя крестьян по отношению к феодалам, но по отношению к государству — лишь в небольшой мере. Шляхта оказала реформам отчаянное сопротивление. Но Иосиф II исходил из тезиса о полной независимости абсолютного монарха, и в 1790 г. берний и урбариальный патент был введен в действие. Однако в том же году Иосиф умер, а его наследник Леопольд II уже 20 февраля 1790 г. отменил налоговую реформу.

‡агрузка…

Иосиф II

1764 — 1765

Иосиф II
Joseph II

Эрцгерцог Австрии и одновременно правитель Священной Римской империи Иосиф II Габсбург
Эрцгерцог Австрии,
Император Священной Римской империи,
Король Венгрии,
Король Богемии,
Король Хорватии и Славонии,
Король Галиции и Лодомерии
18 августа 1765 — 20 февраля 1790
Предшественник Мария Терезия
Преемник Леопольд II
Римский король
Предшественник Иосиф I
Преемник Наполеон II
Рождение 13 марта 1741

  • Хитцинг, Вена, Габсбургская монархия
Смерть 20 февраля 1790 (48 лет)

  • Вена, Габсбургская монархия
Место погребения
  • Императорский склеп
Род Габсбург-Лотарингская династия
Отец Франц I
Мать Мария Терезия
Супруга Изабелла Пармская и Мария Йозефа Баварская
Дети Нет
Вероисповедание Католическая церковь
Автограф
Награды
Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф II.

Иосиф II (нем. Joseph II.; 13 марта 1741, Вена — 20 февраля 1790, Вена) — король Германии с 27 марта 1764, избран императором Священной Римской империи 18 августа 1765 года, старший сын Марии Терезии, до конца ноября 1780 года был её соправителем; после смерти матери 29 ноября 1780 года унаследовал от неё владения Габсбургов — эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма.

Соправитель матери

После смерти отца, Франца I Лотаринского, избранный королём, он был приобщён матерью к управлению Гасбургскими австрийскими владениями. Эпоха их совместного управления ознаменовалась широкой преобразовательной деятельностью, так как необходимость реформ наглядно обнаружилась во время Семилетней войны, поставившей Австрию на край гибели, а из-за границы проникали просветительные идеи французской философии XVIII века.

Партия «просвещения» все более брала верх в литературе и даже в правительственных кругах Австрии, несмотря на консервативные наклонности императрицы, и наконец во главе сторонников новизны выступил Иосиф, при участии которого правительство Марии Терезии облегчило положение крестьян, укрепило государственную власть, в ущерб клерикальным и феодальным элементам, упразднило орден иезуитов и отменило пытки. Тем не менее, политика Марии Терезии, полная компромиссов, не могла удовлетворить её сына. Несмотря на горячую любовь к матери, Иосиф провёл лучшие годы жизни в глухой борьбе с ней, иногда значительно обострявшейся (например, по вопросу о веротерпимости).

Самостоятельное правление. Просвещённый абсолютизм Иосифа

Только после смерти матери, с 1780 года, у Иосифа были вполне развязаны руки для выполнения широких преобразовательных замыслов. Программа Иосифа II была последовательным выражением системы просвещённого абсолютизма. Современник коронованных философов, Фридриха II Прусского и Екатерины II, Иосиф был одним из самых деятельных людей своего времени, который, не щадя ни себя, ни других, совершенно изнурил себя работой. Его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжёлым трудом добросовестного ревизора. Входя во всё самолично, он искренне верил в своё призвание вывести Австрию из отсталого состояния путём реформ, идущих сверху. Для этого нужно было, как он считал, прежде всего, усиление государственной власти, причём Иосиф следовал старой австрийской традиции укрепления внешнего и внутреннего могущества государства, бюрократической централизации, объединения разноплемённого состава монархии, попрания старинных вольностей феодального происхождения и подчинения церкви государству. В виде корректива произволу он допустил, однако, гласное обсуждение текущих вопросов в печати и открытую критику действий монарха (закон о печати 11 июня 1781 года).

Человеколюбивая деятельность его простиралась на всех обездоленных, начиная с притеснённого крестьянства, и кончая сиротами, больными, глухонемыми, незаконнорождёнными. Тем не менее, Иосиф был совершенно чужд сентиментальному и несколько отвлечённому благодушию чувствительного XVIII века. При малейшем сопротивлении он проявлял большую жестокость; во внешней политике он руководствовался только интересами и нуждами своего государства. В этом смысле он влиял на дипломатию Марии Терезии и несёт ответственность за роль Австрии в первом разделе Польши. Похвалы со стороны популярных писателей он не искал; во время наделавшего много шума путешествия во Францию (1777) свидание его с Вольтером не состоялось по его собственной воле.

В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780—1790) он провёл целый ряд реформ, главная из которых — освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землёй. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Также в период его правления немецкий язык был распространён на всю территорию Священной Римской империи, что затронуло интересы автономной Венгрии.

Религиозная политика

Медаль времён правления Иосифа II, знаменующая предоставление им религиозной свободы евреям и протестантам.

В 1781 году он издал знаменитый указ 13 октября о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые не способствуют делу народного просвещения или призрения больных (20 декабря). На территории одних только Чехии и Моравии в результате религиозной реформы Иосифа II в 1782—1785 годах было закрыто более 100 монастырей.

Церковь была поставлена в тесную зависимость от государства и связь её с римской курией значительно ограничена. Народное образование поставлено под надзор государства, причём начальное обучение стало предметом особой заботливости. Католическая церковь осталась господствующей, но православным, лютеранам и кальвинистам дарованы гражданские права, а иудеи получили различные облегчения. С 1782 года отступление от господствующей веры перестало считаться преступлением, но свободу совести правительство не решилось вводить в фанатической стране: право выбора вероисповедания ограничено было сроками и иными препятствиями, а к сектантам Иосиф относился иногда даже жестоко.

Как пример отношения императора к религиозным течениям находившимся вне лона католической церкви можно привести историю с абрамитами, насильственное обращение которых в католицизм было при нём прекращено.

Крестьянская реформа

Иосиф II пашет плугом в Славиковице (1769)

С другим наследием средних веков — феодализмом — разгорелась столь же упорная борьба. Уничтожая привилегии магнатов и устанавливая равенство всех граждан перед законом, Иосиф признавал дворянство лишь как служилое сословие и допускал приток разночинцев в ряды чиновничества. Иосиф отменил крепостное право в Богемии (1 ноября 1781 года), а затем и в других провинциях, причём поощрял выкуп крестьянских наделов. Заботясь о подъёме благосостояния сельского населения, он собирался установить равномерное поземельное обложение, возвещённое патентом 20 апреля 1786 года, но ему не суждено было осуществить этого намерения.

Его политика возбудила всеобщее недовольство и разбилась о встреченное сопротивление. Феодалы и клерикалы всячески тормозили дело реформ, и хотя папа Пий VI напрасно совершил путешествие в Вену, в надежде охладить новаторский пыл императора, но ежедневное противодействие клерикалов не оставалось без результатов. Все слои общества тяготились настойчивой, суровой и подчас бестактной регламентацией, манией бюрократического вмешательства во все проявления жизни, начиная с богослужения и похорон и кончая ношением корсетов. Особенно затруднительно было положение Иосифа, когда обнаруживалось нетерпение тех именно общественных элементов, в пользу которых он боролся с реакцией, например, когда возмутились валашские крестьяне Трансильвании (1784). Причины неудачи Иосифа следует искать в попытке круто и бесповоротно завершить традиционную политику Габсбургов, заключающуюся в централизации, введении немецкого языка, уничтожении провинциальных вольностей, замене обломков сословно-представительного строя венской бюрократией.

Внешняя политика

Памятник в Уничове (Чехия)

Иосиф не мог сосредоточить все своё внимание на внутренних делах, так как постоянно впутывался в международные осложнения. Носясь с планами земельных приобретений, он не давал покоя соседям, главным образом — старому сопернику Австрии, прусскому королю. Особые выгоды представляло для Австрии присоединение Баварии, которое обеспечило бы за ней преобладание в Германской империи. После неудачной попытки в этом смысле при Марии Терезии (см.: Война за баварское наследство), Иосиф, во 2-й половине 1780-х годов, надеялся достигнуть цели путём уступки австрийских Нидерландов; но его захваты и бесцеремонное обращение с мелкими владетелями сплотили против него союз германских князей (Fürstenbund), с Фридрихом II во главе, так что пришлось отказаться от задуманного предприятия. Столь же неудачно было столкновение Иосифа с Голландией, из-за судоходства по реке Шельде.

Больше всего ожидал Иосиф от союза с Россией, рассчитывая на раздел Турции. Личный друг и ревностный союзник Екатерины II, во время своего второго путешествия в Россию под именем графа Фалькенштейна, Иосиф II был застигнут врасплох известием о начавшемся под влиянием Великой французской революции восстании в Бельгии, провозгласившей себя Бельгийскими соединёнными штатами. Эта Брабантская революция вызвана была отменой исторических вольностей (включая хартию Joyeuse entrée) и полнейшей ломкой учреждений в крае, который ещё недавно предполагалось обменять, как вещь, на другую страну; феодалы и клерикалы нашли опору в демократических элементах, и ни военная сила, ни проповедь послушания со стороны папы, ни торжественные уступки правительства не предотвратили полного отложения Бельгии. По тем же причинам и в то же самое время дела принимали зловещий оборот и в Венгрии, где объединительная политика попирала исторические вольности, круто и насильственно вводила немецкий язык, а магнаты были испуганы спешными приготовлениями к введению поземельного налога на началах физиократии.

Неудачная война и смерть

Дукат Иосифа II, 1787 год

Началась русско-турецкая война (1787—1792). Надеясь славой побед восстановить свой пошатнувшийся авторитет, Иосиф не ограничился вспомогательной ролью союзника России, а, начав австро-турецкую войну (1787—1791), двинул все свои силы против турок и сам стал во главе войска. Это роковое для него решение было плодом любви к военному делу, представлявшей, вместе с увлечением внешней политикой, основное противоречие в личности неутомимого реформатора. Поначалу австрийские силы одерживали победы: фельдмаршалу Эрнсту Гидеону Лаудону удалось изгнать турок из Баната и овладеть Белградом, а принц Кобургский занял Валахию и вступил в Бухарест.

Однако вскоре военные неудачи и смертельная лихорадка, усугубившая туберкулёз, схваченная в походе, принудили его вернуться в Вену, где император, видя безвыходность своего положения, при опасном внутреннем брожении, отменил все сделанные им распоряжения, кроме крестьянской реформы и закона о веротерпимости.

Из-за реформ Иосифа II, противоречивших религиозным убеждениям народа, в 1788 году началось крупное восстание в Бельгии. 26 октября 1789 года австрийская армия ушла из восставшего Брюсселя. Образовалось независимое государство бельгийцев, которое поддержала Франция.

На смертном одре, несмотря на тяжкие страдания, император Иосиф продолжал заниматься государственными делами до последнего дня и умер 20 февраля 1790 года с большим достоинством и твёрдостью.

Иосиф II на момент смерти не имел прямых наследников, поэтому преемником его стал младший брат Леопольд II, а после короткого царствования последнего — племянник, Франц II.

Предки

Иосиф II — предки

Никола II Франсуа (1609 — 1670) Карл V (1643 — 1690) Клод Франсуаза Лотарингская (1612 — 1648) Леопольд I (1679 — 1729) Фердинанд III (1608 — 1657) Элеонора Мария Австрийская (1653 — 1697) Элеонора Младшая (1630 — 1686) Франц I (1708 — 1765) Людовик XIII (1601 — 1643) Филипп I (1640 — 1701) Анна Австрийская (1601 — 1666) Елизавета Шарлотта Бурбон-Орлеанская (1676 — 1744) Карл I Людвиг Пфальцский (1617 — 1680) Елизавета Шарлотта Пфальцская (1652 — 1721 / 1722) Шарлотта Гессен-Кассельская (1627 — 1686) Иосиф II (1741 — 1790) Фердинанд III (1608 — 1657) Леопольд I (1640 — 1705) Мария Анна Испанская (1606 — 1646) Карл VI (1685 — 1740) Филипп Вильгельм Пфальцский (1615 — 1690) Элеонора Нейбургская (1655 — 1720) Елизавета Амалия Гессен-Дармштадтская (1635 — 1709) Мария Терезия (1717 — 1780) Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1633 — 1714) Людвиг Рудольф (1671 — 1735) Елизавета Юлиана Гольштейн-Норбургская (1634 — 1704) Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1691 — 1750) Альбрехт Эрнст I (1642 — 1683) Кристина Луиза Эттингенская (1671 — 1747) Кристина Фридерика Вюртемберг-Виннентальская (1644 — 1674)

Награды

  • Орден Золотого руна (гроссмейстер с 1780 года)
  • Военный орден Марии Терезии (гроссмейстер с 1780 года)
  • Королевский венгерский орден Святого Стефана (кавалер Большого креста с 1764 года, гроссмейстер с 1780 года).

> Образ в кино

  • «Амадей» (1984), роль императора исполнил американский актёр Джеффри Джонс

Примечания

  1. 1 2 Encyclopædia Britannica
  2. 1 2 RKDartists
  3. 1 2 Lundy D. R. The Peerage — 717826 экз.
  4. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118558404 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. Дерек Бил, Джозеф 21: против мира, 1780-1790, Cambridge University Press, 2009
  6. Саул К. Падовер, Революционный император, Иосиф Второй 1741-1790. (1934) с. 313
  7. Saul K. Padover, The Revolutionary Emperor, Joseph the Second 1741–1790. (1934) p. 313
  8. Митфорд, Нэнси «Фридрих Великий» 1970 стр.274.
  9. Маккей, Хилл, Баклер, Эбрей, Бек, История мировых обществ стр.551
  10. Вотруба, Мартин. «Император Иосиф II, Закон о немецком языке в администрации. 18 мая 1784 года» (PDF) . Словацкая программа исследований . Университет Питтсбурга.
  11. История Златокорунского монастыря на его официальном сайте Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  12. Список кавалеров Королевского венгерского ордена Святого Стефана Архивировано 22 декабря 2010 года.

Литература

  • Билес, Дерек. Иосиф II, том 1: В тени Марии Терезии, 1741-1780, (1987)
  • Билес, Дерек. Иосиф II том 2: против мира, 1780-1790 (2009)
  • Билес, Дерек. «Ложный Иосиф II», Исторический журнал, 18 (1975), 467-95 в JSTOR
  • Билес, Дерек. Просвещение и реформа в Европе восемнадцатого века. (2005), 326 с.
  • Билес, Дерек. Просвещение и реформа в Европе восемнадцатого века (2005), выдержка из 256pp и текстовый поиск
  • Бернард, Пол П. Пределы Просвещения: Иосиф II и Закон (1979)
  • Blanning, TCW Иосиф II (1994), 228 pp; короткая научная биография
  • Бланнинг, TCW Иосиф II и Просвещённый деспотизм (1984)
  • Яркий, Джеймс Франк. Иосиф II (1897), 222 pp
  • Диксон, PGM «Изменение Иосифа II в австрийской церкви», The Historical Journal , Vol. 36, № 1. (Март, 1993), стр. 89-114.
  • Хендерсон, Николас. «Иосиф II», » История сегодня» , 1991 год 41 (март): стр. 21-27. ISSN 0018-2753
  • Мацек, Бернхард А. Die Kroenung Josephs II. в Франкфурте-на-Майне Logistisches Meisterwerk, zeremonielle Glanzleistung und Kulturgueter fuer die Ewigkeit (2010) ISBN 978-3-631-60849-4.
  • Макхью, Джеймс Т. «Последний из просвещённых деспотов: сравнение президента Михаила Горбачёва и императора Иосифа II». Журнал социальных наук, 1995 г. 32 (1): стр. 69-85. ISSN 0362-3319
  • Падувер, Саул К. Революционный император, Иосиф Второй, 1741-1790 (1934), 414 с.
  • Szabo, Franz AJ «Изменение перспектив на» Революционном императоре «: Иосиф II Биографии с 1790 года,» Журнал современной истории » Март 2011 Том. 83, № 1, стр. 111-138
  • Вовк, Джастин К. (2010). В руках судьбы: пять трагических правителей, дети Марии Терезии . iUniverse: Bloomington, Ind. ISBN 978-1-4502-0081-3.
  • Уилсон, Питер Н. Абсолютизм в Центральной Европе (2000).
  • Hock. Der Oesterreichische Staatsrath. Вена: 1879;
  • Сборник Онкена. Берлин. Вып. 57, 63, 83;
  • Wendrinsky. Joseph II. Вена, 1880;
  • Ranke. Die Deutschen Mächte und der Fürstenbund;
  • Grosshoffinger. Joseph II. Лейпциг: 1865;
  • проф. Трачевский. Союз князей;
  • Соколов. Церковная реформа Иосифа II (1893).
  • Петрова М. А. Екатерина II и Иосиф II: Формирование российско-австрийского союза: 1780—1790. — М.: Наука, 2011. — 419 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036720-3

Ссылки

  • Иосиф II в Кругосвете
  • Нассау-Зиген К.-Г. Императрица Екатерина II в Крыму. 1787 г. Отрывки из дневника и переписки / Перевод и публ. В. В. Т. // Русская старина, 1893. — Т. 80. — № 11. — С. 283—299.
  • Нассау-Зиген К.-Г. Рассказ очевидца о путешествии Екатерины II в Крым. Извлечение. // Исторический вестник, 1893. — Т. 53. — № 9. — С. 819—821.
  • Нолькен Ю. Ф. фон. Донесения. / Публ. и коммент. Я. К. Грота // Русская старина, 1883. — Т. 40. — № 11. — С. 309—328. — Под загл.: Император Иосиф II в России. Донесения шведского посланника Нолькена.
  • Пассек П. Б. Письмо к П. А. Румянцеву от 14 мая 1780 г. / Сообщ. И. М. Судиенко // Русская старина, 1882. — Т. 33. — № 1. — С. 189—190; (Прилож.: Реестр, коликое число каких припасов на назначенных для ночлегу станциях для графа Фалькенштейна запасено прежде).
  • А. О. Иосиф II, немецко-римский император // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Предшественник:
Мария Терезия
Эрцгерцог Австрии,
Король Венгрии,
Король Богемии
1780—1790
Преемник:
Леопольд II

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BAV: ADV10011870, ADV12329601 · BIBSYS: 90638359 · BNF: 119898853 · CONOR: 71891811 · GND: 118558404 · ICCU: IT\ICCU\MILV\158645 · ISNI: 0000 0001 2128 7969 · LCCN: n50038057 · LNB: 000223106 · NDL: 01226658 · NKC: jn20000700830 · NLA: 49682278 · NTA: 070597618 · NUKAT: n98025555 · LIBRIS: 301607 · SUDOC: 027484688 · VIAF: 268608732 · WorldCat VIAF: 268608732

Правители Тешинского герцогства

Пясты

  • Мешко I (1290—1314)
  • Казимир I (1315—1358)
  • Пшемыслав I Носак (1358—1410)
  • Болеслав I (1410—1431)
  • Болеслав II (1431—1442)
  • Пшемыслав II (1431—1442)
  • Вацлав I (1431—1468)
  • Пшемыслав II (1468—1477)
  • Казимир II (1477—1528)
  • Вацлав III Адам (1528—1579)
  • Адам Вацлав (1579—1617)
  • Фридрих Вильгельм (1617—1625)
  • Эльжбета Лукреция (1625—1653)

Габсбурги

  • Фердинанд IV Габсбург (1653—1654)
  • Фердинанд III (1654—1657)
  • Леопольд I (1657—1705)
  • Иосиф I (1705—1711)
  • Карл VI (1711—1722)
  • Леопольд I (1722—1729)
  • Франц I Стефан (1729—1765)
  • Иосиф II (1765—1766)
  • Мария Кристина (1766—1792)
  • Альберт Саксен (1766—1822)
  • Карл (1822—1847)
  • Альбрехт (1847—1895)
  • Фридрих (1895—1918)

Каролингская
империя
(800—888)

  • Карл I (800—814)
  • Людовик I (814—840)
  • Лотарь I (843—855)
  • Людовик II (855—875)
  • Карл II (875—877)
  • Карл III (881—887)
  • Гвидо (891—894)
  • Ламберт (894—898)
  • Арнульф (898—899)
  • Людовик III (901—905)
  • Беренгар I (915—924)

Священная
Римская империя
(800/962—1806)

  • Оттон I (962—973)
  • Оттон II (973—983)
  • Оттон III (996—1002)
  • Генрих II (1014—1024)
  • Конрад II (1027—1039)
  • Генрих III (1046—1056)
  • Генрих IV (1084—1105)
  • Генрих V (1111—1125)
  • Лотарь II (1133—1137)
  • Фридрих I (1155—1190)
  • Генрих VI (1190—1197)
  • Оттон IV (1209—1215)
  • Фридрих II (1220—1225)
  • Генрих VII (1312—1313)
  • Людовик IV (1328—1347)
  • Карл IV (1355—1378)
  • Сигизмунд (1410—1437)
  • Фридрих III (1452—1493)
  • Максимилиан I (1508—1519)
  • Карл V (1530—1556)
  • Фердинанд I (1556—1564)
  • Максимилиан II (1564—1576)
  • Рудольф II (1576—1612)
  • Матвей (1612—1619)
  • Фердинанд II (1619—1637)
  • Фердинанд III (1637—1657)
  • Леопольд I (1657—1705)
  • Иосиф I (1705—1711)
  • Карл VI (1711—1740)
  • Карл VII (1742—1745)
  • Франц I Стефан (1745—1765)
  • Иосиф II (1765—1790)
  • Леопольд II (1790—1792)
  • Франц II (1792—1806)

Князья Чехии

  • Пржемысловичи: Борживой I (ок. 867 — ок. 900)
  • Спытигнев I (ок. 900 — 915)
  • Вратислав I (915 — 921)
  • Вацлав I Святой (921 — 935)
  • Болеслав I Грозный (935 — ок. 967)
  • Болеслав II Благочестивый (ок. 967 — 999)
  • Болеслав III Рыжий (999 — 1002, 1003)
  • Яромир (1002 — 1003, 1004 — 1012, 1033 — 1034)
  • Пясты: Владивой (1002 — 1003)
  • Болеслав IV Храбрый (1003 — 1004)
  • Пржемысловичи: Ольдржих (1012 — 1033)
  • Бржетислав I (1034 — 1055)
  • Спытигнев II (1055 — 1061)
  • Вратислав II (1062 — 1092)
  • Конрад I Брненский (1092)
  • Бржетислав II Младший (1092 — 1100)
  • Борживой II (1100 — 1107, 1117 — 1120)
  • Святополк Оломоуцкий (1107 — 1109)
  • Владислав I (1109 — 1117, 1120 — 1125)
  • Собеслав I (1125 — 1140)
  • Владислав II (1140 — 1172)
  • Собеслав II (1173 — 1178)
  • Фридрих (Бедржих) (1178 — 1189)
  • Конрад II Ота (1189 — 1191)
  • Вацлав II (1191 — 1192)
  • Пржемысл Отакар I (1192 — 1193, 1197 — 1198)
  • Генрих Бржетислав (1193 — 1197)
  • Владислав Йиндржих (1197)

Короли Чехии

  • Пржемысловичи: Вратислав I (1086 — 1092)
  • Владислав I (1158 — 1172)
  • Пржемысл Отакар I (1198 — 1230)
  • Вацлав I (1230 — 1253)
  • Пржемысл Отакар II (1253 — 1278)
  • Вацлав II (1278 — 1305)
  • Вацлав III (1305 — 1306)
  • Разные династии: Горицкая династия: Генрих Хорутанский (1306, 1307 — 1310)
  • Габсбурги: Рудольф I (1306 — 1307)
  • Люксембурги: Ян Слепой (1310 — 1346)
  • Карел I (1346 — 1378)
  • Вацлав IV (1378 — 1419)
  • Зигмунт (1419 — 1437)
  • Разные династии: Габсбурги: Альбрехт (1437 — 1439)
  • Ладислав Постум (1453 — 1457)
  • Подебрады: Йиржи из Подебрад (1458 — 1471)
  • Хуньяди: Матиаш I Корвин (1469 — 1490)
  • Ягеллоны: Владислав II (1471 — 1516)
  • Людвик (1516 — 1526)
  • Габсбурги: Фердинанд I (1526 — 1564)
  • Максимилиан I (1564 — 1576)
  • Рудольф II (1576 — 1611)
  • Матиаш II (1611 — 1619)
  • Фридрих (из династии Виттельсбахов, 1619 — 1621, фактически не правил)
  • Фердинанд II (1619 — 1637, формально с 1621)
  • Фердинанд III (1637 — 1657)
  • Фердинанд IV (1646 — 1654, номинально)
  • Леопольд I (1657 — 1705)
  • Иосиф I (1705 — 1711)
  • Карел II (1711 — 1740)
  • Мария Терезия (1740 — 1780)
  • Габсбург-Лотарингский дом: Иосиф II (1780 — 1790)
  • Леопольд II (1790 — 1792)
  • Франтишек I (1792 — 1835)
  • Фердинанд V (1835 — 1848)
  • Франтишек Йозеф (1848 — 1916)
  • Карел III (1916 — 1918)

раннем детстве Иосиф был испорчен плохим воспитанием. Его избаловали, потакая требованиям и капризам, а потому будущий император привык, чтобы все беспрекословно повиновались ему. Всякое противоречие раздражало его. Иосиф всегда отказывался признавать свои ошибки и старался скрывать их всевозможными уловками. Природные способности Иосифа были не блестящи. Ум его развился довольно поздно. Учился он туго, но память у него была твердая. Иосиф был упрям и ленив сверх всякой меры, не выказывал ни малейшей охоты к учению и лишь с трудом удавалось сообщить ему самые элементарные сведения. В юности он очень увлекся чтением и тем самым несколько пополнил пробелы своего образования. Однако оно так навсегда и осталось односторонним. Иосиф никогда не любил науки и литературу в их обыкновенном значении. Единственное знание, которое он признавал, было знание фактов. Поэтому он ценил в науке только практическую сторону, а искусства не признавал вовсе. Он прочел очень много политических и политико-экономических сочинений и почерпнул многие свои идеи из Энциклопедии и сочинений «физиократов». Вместе с тем громадное влияние на Иосифа имели его путешествия. Это было его любимое времяпрепровождение. За тридцать лет он исколесил всю Европу, забираясь в такие места, где не бывал до него ни один из Габсбургов. Он, несомненно, являлся одним из самых непоседливых государей своего времени. По характеру он был застенчив и не питал ни малейшего влечения к придворным развлечениям, не любил ни танцев, ни охоты. Женская красота почти не производила на него впечатления. При дворе все боялись его гнева, его резких выговоров и желчных выходок. Отличительными чертами Иосифа были сосредоточенность и упорство; он принадлежал к числу людей, неохотно подчинявшихся постороннему влиянию и всегда следующих собственным убеждениям. На его характер, к примеру, не оказала мрачного влияния та атмосфера ханжества, которая царила при австрийском дворе в последние годы правления Марии Терезии. Напротив, она выработала в нем решительную и безусловную ненависть к фанатизму. Он не любил священнослужителей и питал природное отвращение к богословским казуистическим спорам, к церковным церемониям, легендам, суевериям и всем аксессуарам религии вообще. При всем этом он был искренне верующим человеком и не любил Вольтера.

В 1765 году, по смерти отца, Иосиф принял императорскую корону, и тогда же мать сделала его соправителем в Австрии. Однако они так и не смогли ужиться вместе, поскольку были одинаково властолюбивы и не сходились между собой в своих взглядах. Резкая перемена во всем обнаружилась сразу после смерти Марии Терезии. Иосиф всегда пренебрегал этикетом и сразу сократил до крайних размеров расходы на содержание своего двора. Вместе с тем он принес с собой на престол непомерное желание устроить как можно лучше жизнь своих подданных и возвысить могущество своего государства. У него было множество разнообразных замыслов, которые он торопился осуществить. Он спешил все сдвинуть с места и всему дать новый вид. Никогда еще в Австрии не правил государь с такой жаждой преобразований, готовый работать с утра до вечера без отдыха и с лихорадочным возбуждением.

Как реформатор Иосиф II был теоретиком в полном смысле слова. Господствовавшая тогда философская школа не имела никакого уважения к прошлому историческому развитию, все отжившее представлялось для нее грубым предрассудком, и она требовала коренного преобразования государственных учреждений на основании отвлеченных принципов. Иосиф не обращал внимания на то, что исторически сложилось, а считал необходимым сообразовываться только с указаниями разума и «естественным правом». Уже на другой день после своего воцарения Иосиф издал закон о свободе вероисповедания. Несмотря на свою умеренность, этот декрет произвел чрезвычайно сильное впечатление не только в Австрии, но и во всей Европе. Затем последовал целый ряд других законов, имевших целью ослабить влияние Рима и сделать австрийскую церковь более самостоятельной. Встревоженный папа Пий VI отправился в 1781 году в Вену, чтобы лично встретиться с Иосифом II, но поездка эта не имела никакого результата — император не согласился пойти ни на какие уступки и объявил о своем твердом намерении отнять у духовенства значительную долю тех прав, которые с незапамятных времен оно присвоило себе в Австрии. С особым нерасположением он относился к монашеским орденам, которые немедленно подчинил власти епископов. Затем началось упразднение монастырей: в первые шесть лет царствования Иосифа их было закрыто не менее 740. Это, по-видимому, нужное преобразование сопровождалось совершенно неоправданной горячностью и неразберихой. Монастыри были ограблены с беспощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные библиотеки уничтожены или расхищены. В венском картезианском монастыре бальзамированное тело Альбрехта Мудрого было выкинуто из своего свинцового гроба ради металла и в течение нескольких месяцев лежало на всеобщем обозрении.

Одновременно шли преобразования в других областях государственного устройства. В 1782 году был издан закон, отменявший крепостное право в славянских владениях Австрии. Это была одна из самых благих и сравнительно удачных мер Иосифа. Однако земля осталась собственностью помещиков. Гораздо менее успеха имела административная реформа. Держава Габсбургов представляла собой империю, состоявшую из самых разнородных элементов. Если в собственно Австрии австрийский монарх был неограниченным прирожденным государем среди преданного населения, то в Тироле он был властителем, на которого свысока смотрело независимое крестьянство, в Бельгии — политическим главой средневековых республик, в Чехии и Моравии — чужеземным властелином, управляющим равнодушным и несчастным населением, в Венгрии — феодальным сюзереном республики дворян, ревниво отстаивавших свои привилегии, наконец, в Галиции и Ломбардии — завоевателем, управлявшим, безусловно, по праву меча. Править таким государством так, чтобы все оставались довольны, было делом нелегким и даже едва ли возможным. Иосиф поставил себе задачу слить в одно целое все свои владения, уничтожить все местные политические права, стереть границы между различными нациями и заменить их простым административным разделением всей империи, сделать немецкий язык господствующим, дать однообразный свод законов и уравнять перед законом массу крепостных крестьян с бывшими господами. Уже в 1782 году были упразднены правительства 12 земель и вместо них созданы шесть губерний. Выборные управы при этом везде были заменены правительственными чиновниками. Затем то же самое стало проводиться в других частях Габсбургской державы. В 1787 году весь исторический строй Бельгии был вдруг радикально изменен, и правительство разом отменило все старинные учреждения страны. Было образовано министерство юстиции, а дворянство, духовенство, города лишились права иметь особые суды. В административном отношении Бельгия была разделена на округа. Штаты утратили всякое значение, в том числе и право утверждать налоги. Однако бельгийцы были не теми людьми, которые готовы уступить без борьбы свои старинные вольности. Повсюду явились зловещие признаки неповиновения. Брабантские Штаты заявили резкий протест против всех распоряжений Иосифа. Все сословия были готовы взяться за оружие. Иосиф назначил генерал-губернатором Бельгии графа Муррея. Но даже этот храбрый солдат, ознакомившись на месте с положением дел, счел нужным пойти на важные уступки. Император сместил его и назначил графа Траутмансдорфа. Новый губернатор в самом деле вскоре должен был применять силу, так что в Брюсселе и Антверпене дело дошло до кровопролития. В октябре 1789 года началось восстание в Брабанте, перекинувшееся затем в Брюссель, Намюр и Гент. 27 октября австрийская армия потерпела поражение, а к концу года почти вся Бельгия была освобождена от австрийских войск. В январе 1790 года на собравшемся в Брюсселе Национальном конгрессе было провозглашено образование нового государства — Соединенных штатов Бельгии.

Сходным образом пошли дела в Венгрии. При вступлении на престол император не захотел короноваться венгерской короной. В его глазах Венгрия ничем не отличалась от всякой другой провинции, и ее старинная конституция служила только помехой для задуманных преобразований. Всюду была водворена система строгой централизации. Государственным языком объявлялся немецкий. Всех, кто не владел им, предписывалось увольнять с государственной службы. Иосифа умоляли, чтобы он, по крайней мере, дал отсрочку тем лицам, которые желают выучиться немецкому, но и эта просьба не была уважена. В 1784 году в Венгрии было отменено крепостное право. Всё комитатское управление было преобразовано и передано в руки чиновников. Эти нововведения вызвали повсеместное возмущение. Дворянство уже готово было свергнуть «некоронованного» Иосифа и передать престол кому-нибудь из имперских князей. Но, наученный бельгийским опытом, Иосиф в январе 1790 года уступил венграм и аннулировал реформы, провозглашенные в 1780 году.

Все внешнеполитические начинания Иосифа были также безуспешны. Неудача постигла его во взаимоотношениях с Голландией из-за судоходства по реке Шельде, в котором ему отказали. Война за Баварское наследство в 1778-1779 годах завершилась унизительным отступлением, а Турецкая война 1788-1791 годов представляла собой непрерывный ряд неудач и поражений. Даже личное присутствие императора на фронте не изменило положения. Он отправился на войну уже тяжело больным. Кампания 1788 года, проведенная в жаркой и болотистой местности, окончательно доконала его, и он возвратился из похода, жестоко истощённый болезнью. Иосиф чувствовал, что дни его сочтены, но более, нежели смерть, угнетали его беды, постигшие отечество. Он знал, что его повсеместно обвиняют в возмущении и развале страны, но не желал принимать на себя ответственность. После смерти императора большинство его нововведений было отменено. Современники довольно сурово оценили его деятельность. Но с течением времени, особенно после Французской революции и начала Наполеоновских войн, когда ясно обозначился глубокий кризис государственной системы Австрии, о нем стали судить снисходительнее. Несомненно, Иосиф II многое предвидел, в начинаниях его было много верного и полезного, но у него не было ни государственной прозорливости, ни такта, ни способностей истинного реформатора, поэтому неудача, постигшая его, была закономерна и естественна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *