Имя сергия радонежского

Точная дата рождения святого неизвестна. Однако считается, что преподобный появился на свет в селе Варницы близ Ростова Великого 3 мая 1314 года. Его родители – благочестивые ростовские бояре Кирилл и Мария – назвали сына Варфоломей.

Историк, академик, один из крупнейших специалистов по Русскому Средневековью Борис Михайлович Клосс прошлым летом по инициативе ТВ «Радонежье» прочитал в Сергиевом Посаде лекцию о Сергии Радонежском. Приводим запись.

Академик Борис Клосс. Фото: Игорь Борисов/okposad.ru

В календарях мы находим, что Сергий Радонежский родился 3 мая. Это достоверная дата?
Совершенно точно установлена дата кончины Сергия – это 25 сентября 1392 года по старому стилю, по новому стилю – 8 октября. Правда, если быть совсем точным, то при переводе старого стиля в новый для событий XIV века нужно прибавлять не 13 дней, а 8, и, строго говоря, кончина Сергия приходится на 3 октября по новому стилю. Но принято отмечать Осенний Сергий 8-го октября.
А вот по поводу возраста Сергия возникает некоторая путаница. У Епифания Премудрого длительность жизни Сергия обозначена как 70 лет. Если он скончался 1392 году, значит, должен быть родиться 1322-м. В житиях, написанных Пахомием Сербом, количество прожитых Сергием лет совсем другое – 78. И, если отсчитывать от 1392 года, мы как раз попадаем на 1314 год, то есть на следующий год приходится 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского.
Какой возраст более правильный? Как историк, я рассуждаю так, что Епифаний Премудрый был учеником самого Сергия, жил при нём, и биографию Сергия он должен знать лучше. Но житие, составленное Епифанием, в ранних рукописях не сохранилось. Оно дошло до нас в списке XVI века. Распространение получили данные Пахомия Серба. С 30-х годов XV века фигурируют только его данные, согласно которым Сергий прожил 78 лет. Эта величина одобрена церковью, причём, игуменом и старцами монастыря, значит, отрицать её мы не можем.
Наконец, о дате рождения. Изначально у него было имя Варфоломей. Значит, он родился вблизи дня святого апостола Варфоломея, который празднуется 11 июня. В рукописях XV века есть требование крестить младенца на 8-й день с момента рождения. Крещение на 40-й день, на что часто ссылаются, – это особое требование. 11 июня минус 8 – это будет 3 июня, если исходить из правил, которые формулировались в XIV и XV веках. По моему предположению, Сергий Радонежский родился 3 июня.
Когда Сергий, говоря современным языком, стал «популярным»?
Сергий приобрёл известность не сразу, но, главным образом, после 1374 года, когда умерла княгиня Ульяна, вдова Ивана Калиты, и её удел, где располагалась Троицкая обитель, попал во владение Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата Дмитрия Донского.
Сергий уже был известен своими чудесами, и в 1374 году он крестил второго сына Дмитрия Ивановича Юрия, который впоследствии претендовал на престол.
Через несколько лет Сергий значится как духовник великого князя, а это уже совсем другой статус и другая степень известности. В качестве духовника он благословляет Дмитрия Ивановича на Куликовское сражение, причём, не Сергий идёт в Москву, а сам великий князь является в монастырь и испрашивает благословления.

Пересвет и Ослябля, посланные Сергием в подмогу Дмитрию Донскому на поле Куликово, – они были монахи или бойцы?
В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что они были монахи. Этот сюжет можно трактовать так, что был особый церковный митрополичий полк слуг или воинов. К монашескому чину они были причислены, скорее всего, позже.
На Куликовом поле не найдено ни одного артефакта. А была ли битва?
А почему должны были сохраниться артефакты? Оружие было очень дорогое, и его собирали. И тела были все собраны и похоронены в своих местах. О битве есть точные сведения в летописях, которые не на много отстоят от событий. Самая ранняя – «Троицкая летопись» начала XV века точно указывает место сражения. Кроме того, Дмитрий Донской, придя к Сергию за благословлением, дал обет, что в случае победы, построит монастырь, и этот монастырь действительно был построен в Москве.
Что подразумевается, когда говорят, что Сергий собиратель земель русских?
Сергий поддерживал политику московских князей, которая сводилась к тому, чтобы собрать в единый кулак все средства и силы русских княжеств. Только так, победив раздор, можно было противостоять внешнему врагу.
Например, в 1385 году отношения между Москвой и Рязанью очень обострились. Рязанский князь Олег не соглашался ни на какие компромиссы. И Сергий пошёл пешком до Рязани. Население, узнав, что идёт святой человек, высыпало встречать его. Только Сергию удалось умилостивить князя Олега и заключить вечный мир между Рязанью и Москвой.
Приведу один пример, на который мало обращают внимания. В 1389 году скончался великий князь Дмитрий Иванович. В душевной грамоте т. е. в завещании, он говорит о том, что великое княжение владимирское теперь является наследственным владением московских князей, хотя раньше на него могли претендовать и Тверь, и Рязань, и Суздаль, и другие княжества. Так вот, свидетелями этой душевной грамоты были, естественно, бояре, а из духовных лиц присутствовал духовник великого князя Сергий Радонежский. И он одобрил душевную грамоту Дмитрия Донского, то есть принцип единодержавия. Наступила новая эпоха государственности. Теперь владимирское княжение находилось в руках московских князей, они становились богаче, сильнее, влиятельнее всех.
Монголы только негативно влияли на Русь? Или, может, было в чём-то и позитивное влияние?
В основном, я думаю, было негативное влияние, поскольку как можно жить при господине, который выкачивает из тебя все силы и все деньги, которые ты можешь заработать, за то, что ты находишься под властью и защитой хана?
После Сергия не осталось написанных его рукой наставлений. Откуда тогда его цитаты, например, «Нет греха пасть под ударами судьбы, грех не подняться»?
Действительно, тексты, написанные Сергием неизвестны. Возможно, его речи, которые он произносил едва ли не каждый день, записывали его ученики и последователи. В кругу Сергия было достаточно грамотных людей.
Почему Сергий ходил пешком на такие длинные расстояния? Ведь если бы он ехал верхом, то быстрее бы достигал цели, ради которой отправлялся в путь.
Сергий был смиренный человек. Он не хотел выделяться. Он работал в монастыре как все – носил воду, рубил дрова. Поселяне, приходившие в монастырь, часто не признавали в нём прославленного святого, когда он в обычной одежде, скажем, работал на огороде. Он имел обычай не ездить на конях или на телеге, а всюду ходить пешком.
Как вы оцениваете книгу о Сергии, написанную Николаем Борисовым для серии «Жизнь замечательных людей»?
Я рецензировал её. Часть моих замечаний автор учёл. На мой взгляд, неплохая книга, читается интересно.
Число три в жизни Сергия Радонежского.
Игорь Борисов
«Автомастер 150» на Пограничной
Компьютерная диагностика / Запчасти в наличии с центрального склада / Новая станция кузовного ремонта с камерой Verta

Сергий Радонежский — одинаково знаковая фигура как для Русской православной церкви, так и для отечественной истории. С одной стороны, святая жизнь, пример кротости и смирения, с другой — ему принадлежит заслуга в примирении русских князей во время смуты и их объединение под началом князя Московского — Дмитрия Иоанновича, ставшего после Куликовской битвы Донским.

Торжества, посвященные 700-летию Сергия Радонежского, начались шесть месяцев назад. «Естественно, такое крупное событие не могло уложиться в рамки одного, двух или трех дней, — объяснил председатель оргкомитета празднования, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. — Поэтому принято решение, что весь нынешний год будет годом памяти преподобного».

Центром празднования станет Троице-Сергиева лавра, стоящая на том месте, где 7 веков назад поселился Сергий Радонежский. Там хранятся мощи святого. «Препятствий для тех, кто захочет приложиться к мощам преподобного Сергия, не будет, — рассказал наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. — Но даже в обычный день на это часто требуется два-три часа».

Празднование начнется крестным ходом от Покровского монастыря в Хотькове, где хранятся мощи родителей Сергия Радонежского. Его начало назначено на полдень 16 июля. Планируется, что 15 километров паломники пройдут за пять часов и прибудут на Благовещенское поле рядом с лаврой, где уже организован палаточный лагерь, способный вместить 20 тысяч людей. Для тех, кому не хватит места, подготовлено соседнее поле площадью 80 га — там можно встать со своей палаткой.

Три дня будут проходить богослужения, завершится праздник концертом на Красногорской площади Сергиева Посада.

Около 600 студентов Московской духовной академии будут выполнять волонтерские задачи. «Академия также берет на себя все заботы о гостях», — поделился планами архиепископ Верейский Евгений, ректор академии.

Карта торжеств, посвященных 700-летию Сергия Радонежского, не ограничивается лишь Московской областью. В оргкомитет праздника поступила информация о мероприятиях из 90 епархий Русской Православной Церкви: Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана и стран дальнего зарубежья. Всего их около 3000: освящение храмов, крестные ходы, фестивали, конференции. Уже открыты памятники Сергию Радонежскому в Минске и Симферополе, планируется открытие в Астане и на Куликовом поле.

Один из важных смыслов масштабного празднования — не допустить потери связи между жизнью преподобного Сергия и современностью. По словам председателя Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимира Легойды, часто, когда личность становится картинкой из учебника по истории, ее жизнь представляется «далекой и холодной». Сказать такое о жизни святого нельзя. «Мы празднуем 700-летие, чтобы вспомнить преподобного, оттолкнуться от этого события и быть продолжателем его дел», — заключил архиепископ Феогност.

Преподобный Сергий Радонежский – небесный покровитель России. Ко дню обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

Через 30 лет после смерти Сергия Радонежского, 5 (18) июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.

11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. В 1920-1946 годах мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 года мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия перенесены в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад Московской области).

18 июля, день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

В Центральном государственном архиве Московской области хранятся документы, посвященные вскрытию мощей преподобного Сергия Радонежского, и истории самой Троице-Сергиевой Лавры в советское время. Среди этих документальных источников находится историческая справка о преподобном Сергии Радонежском, составленная в Московской Духовной Академии. В ней говорится, что преподобный Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом в семье обедневших бояр Кирилла и Марии с именем Варфоломей. Около 1334 года семья переселилась в городок Радонеж, находившийся в Московском княжестве. В 1337 году он основал церковь во имя Живоначальной Троицы, принял монашеский постриг с именем Сергий, а позже был посвящен в сан иеромонаха.

Преподобный Сергий вводит в Троицкой обители общежительный устав, который затем был распространен на все обители, возникшие под его влиянием. Ученики и собеседники преподобного Сергия основали до 30 монастырей с общежительным уставом, которые являлись образцом единодушной жизни, братолюбия и мира, без которых невозможно было национальное возрождение.

Икона «Обитель Преподобного Сергия Радонежского». К 100-летию музея

В древности иконы наиболее почитаемых монастырей имели особую популярность. В глазах молящихся они являлись образами «Святой Руси». Многие такие иконы нередко были небольшого размера, так как являлись паломническими реликвиями. «Пядницы с обительми» служили «променными» образами; их производство было налажено и в Троице-Сергиевом, и в Кирилло-Белозерском, и в Соловецком монастырях.
Икона из собрания нашего музея является древнейшим изображением знаменитой обители. Всего таких образов сохранилось три, и все они очень похожи между собой, обитель на них представлена в один и тот же период. Все три являются списками с более раннего образа, увы, утраченного. Все три иконы выполнены, вероятно, в среде староверов в XIX столетии. Однако первоначальная икона с видом обители была создана, по нашему мнению, для Троице-Сергиева монастыря. В документах находим сведения о ней. В конце XVII века она находилась на стене северной паперти большой новой Трапезной палаты монастыря 1686-1692 гг. под собственным названием, помещенным на верхнем поле иконы. Образ был очень большим и богато украшенным, что позволяет нам предполагать, что он был значимым символом обители преподобного Сергия. На рубеже средневековья и нового времени изображения монастырей стали очень популярны, когда не только Образы Святых основателей, но и сами храмы, крепостные стены и остальные постройки становятся главными элементами таких икон.

Самая почитаемая обитель Московского государства представлена на иконе как священное пространство, предназначенное для молитвы. В ковчеге иконы на золотом фоне помещена основная композиции — вид монастыря. Осеняет ее Образ Живоначальной Троицы, по сторонам которой наведена золотом надпись вязью: «Обитель С(вя)тыя Живоначальныя Тр(ои)цы Пр(е)п(о)д(о)бнаго отца нашего игумена Сергия Рад(онежского)». Композиция монастырского комплекса вытянута по вертикали, равномерно заполняя прямоугольный ковчег иконной доски. Такой прием свойственен условной традиции передачи пространства, характерной для иконописи, однако он позволил компактно разместить все строения монастыря. Главные сооружения — храмы, колокольня, жилые здания и служебные постройки, крепостные стены и башни сопровождаются киноварными (красными) надписями (внутри крепостных стен) и черными (снаружи).
Данный памятник — единственный и самый ранний изобразительный источник по архитектурному ансамблю Троицкого монастыря XVII века. Особую ценность ему придает наличие на ней изображений несохранившихся зданий, в частности деревянной оружейной палаты и каменной кузницы, в которых изготавливалось и хранилось овеянное славой оружие троицких защитников. На иконе изображен и ныне утраченный деревянный царский дворец, срубленный при Иване Грозном, но перестроенный после осады монастыря, а также целый ряд других построек, не дошедших до настоящего времени: первоначальная звонница (находилась рядом с Духовским храмом), Надвратный храм, каменные корпуса келий, сады, пруды, колодцы и погреба.
Все сооружения, изображенные на иконе, несмотря на условность иконописного «языка», воспроизведены очень точно, как по топографии относительно друг друга, так и по особенностям их архитектуры. На ней показаны и основные элементы декора сооружений, а также материал, из которого они возведены: небеленый или же покрытый известковым раствором кирпич, дерево; виды и типы кровельных покрытий монастырских построек (лемех, металл, черепица, «чешуя»). Очень точно показаны и крепостные стены и башни с воротами, включая примыкавший к монастырю с запада Пивной двор.
Особенностью данной иконографии, по сравнению с большинством других аналогичных икон с видами русских обителей, является изображение групп святых с нимбами, а также рядовых иноков. Обычно на таких иконах среди лицевых изображений только один главный святой — основатель монастыря. В нашей же иконе представлен сонм Радонежских святых, направляющихся к главному храму — мортирию Преподобного, где находятся мощи основателя обители. Вторая группа святых обращена к храму Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, возведенному в 1635-1637 гг. К Троицкому же собору, но с противоположной стороны, примыкает группа коленопреклоненных иноков без нимбов в монашеском одеянии. Отмеченная особенность иконографии иконы отличает ее от остальных «пядниц с обительми», прославляя иночество Троицкого монастыря, из числа которых к этому времени было немало канонизированных святых.
Икона из нашего собрания была подарена Лавре проф. А.В. Горским, откуда и поступила в музей в 1920 г. Образ обители Преподобного Сергия стал очень ценным экспонатом музея. В 1920-е гг. он выставлялся в одной из первых экспозиций музея, посвященных иконографии Лавры, размещался он и в Архитектурном отделе. В настоящее время икона также участвует в различных выставочных проектах нашего музея как в России, так и за рубежом. За последние годы это выставки «Святая Русь» в Лувре (Париж, 2010) и в ГРМ (Санкт-Петербург, 2011), ныне же она находится на выставке «Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» в Западном корпусе Музейного комплекса Конный двор (2016).
На этом уникальном предмете иконографически зафиксирована строительная история монастыря, без рассказа о которой не обходился ни один период вековой истории нашего музея.
Татьяна Юрьевна Токарева, заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XVII вв.»

В Екатеринбурге развивается скандал вокруг женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и его духовника отца Сергия (Романова). СМИ пишут, что Сергий захватил монастырь, сам он отрицает это и записывает для YouTube новые воинственные проповеди. В них он говорит о «сатанинской власти» и «жидовском иге», отрицает существование коронавируса и утверждает, что Россией правят двойники Путина. It’s My City рассказывает, что известно об этом неординарном священнике.

Как убийца стал священником

В миру отца Сергия зовут как последнего русского царя — Николай Романов. Он родился в 1955 году в Горьковской (ныне Нижегородской) области, проживал в Подмосковье, работал в милиции. По данным бывшей сотрудницы «Православной газеты» Раисы Ильиной, в 1985 году Романова осудили за умышленное убийство на 13 лет лишения свободы. Срок он отбывал в колонии строго режима ИК-13 в Нижнем Тагиле, а по освобождению решил встать на духовный путь. Романов познакомился с тогдашним архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием и получил от него задание заниматься строительством нового монастыря на Ганиной Яме. Монастырь решили устроить на месте, где якобы были упокоилась убитая семья Романовых (на самом деле их останки нашли неподалеку — в Поросенковом логу). Строительство монастыря началось в 2000 году.

Яромир Романов / Znak.com

«Когда Романов был принят в штат епархиальных служащих, он скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства православной церкви», — говорилось в обращении Раисы Ильиной в свердловское правительство и правоохранительные органы.

Романов стал первым игуменом мужского монастыря на Ганиной Яме, занимая эту должность с 2000 по 2005 год. В 2001 году он был рукоположен в сан иеромонаха — монаха-священника.

В 2006 году Николай Романов принял Великую Схиму — особо строгий монашеский обет, который предполагает отчуждение от мера и аскезу. При принятии схимы монахи меняют имя, и Романов был назван Сергием в честь преподобного Сергия Радонежского. Принятие схимы, которое обычно ассоциируется с удалением из мира, однако, не помешало монаху активно заниматься строительством.

«Свой» монастырь

В 2002 году в 10 километрах от Ганиной Ямы, по другую сторону от соседнего с Екатеринбургом городка Среднеуральска, началось строительство еще одного монастыря — женского. Его возведением также занимался Сергий, назначенный духовником обители по благословению архиепископа Викентия. Монастырь назвали в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов». Настоятельницей в 2005 году стала матушка Варвара — в миру Светлана Крыгина, выпускница МГУ по специальности «преподаватель-исследователь по психологии и педагогике». В 2002 году она сменила педагогическую деятельность на монашеские одежды. До последнего времени Варвара считалась «правой рукой» Сергия.

Яромир Романов / Znak.com

В будущем именно этот монастырь станет главной «базой» отца Сергия. За считанные годы здесь появится несколько храмов, фермерское хозяйство, мастерские, детская школа, гостиница. Монастырь, к слову, обвиняли в захвате фермерских земель — и обитель проиграла судебные тяжбы, дойдя до Верховного суда РФ.

Недавно стало известно, что Сергий собирается построить на территории монастыря самый большой в мире христианский храм, который должен вмещать 37 тысяч верующих. Спонсорами строительства должны выступить «духовные чада Сергия».

«Всечестная игуменья монастыря матушка Варвара и духовник святой обители схиигумен Сергий — просто ангелоподобные люди. За их плечами богатый жизненный опыт, практика во всех сферах деятельности, они имеют прекрасные общечеловеческие качества и дарования в земной, домонашеской жизни», — писал в 2011 году о монастыре протоиерей Олег Махнев.

Мрачные слухи

С начала 2000-х годов у Сергия начала складываться специфическая репутация. Его дар воздействия на людей позволил ему сформировать вокруг себя круг верующих столь тесный и преданный, что он стал напоминать секту. Вот что писала об этом бывшая сотрудница «Православной газеты» Раиса Ильина: «Люди продавали дома, расставались с близкими, уничтожали паспорта, приезжали к нему с разных уголков России и стран СНГ (Буденновск, Бердск, Челябинск, Екатеринбург…), передавали «батюшке» деньги, вырученные от продажи имущества.

Сложилась специфическая безответственная система рекрутирования граждан (в т. ч. с детьми), с последующей бессовестной эксплуатацией физических и духовных немощей едва воцерковляющихся граждан. Я знаю, что в ряде монастырей митрополии есть монашествующие, которые на исповеди подталкивают доверчивых прихожан не просто к посещению этого монастыря и его «духовника», зачастую они просто настаивают на переезде на жительство этих людей в Среднеуральский монастырь. Даже с детьми. Будучи сами защищены статусом насельника монастыря, живущего на обеспечении епархии (митрополии), они подталкивают людей к разрыву с обществом — не ради спасения, а ради ложно понятого «духовного подвига». Это превратилось в массовое и явно нездоровое явление».

«Ко мне стали обращаться граждане с просьбой помочь найти их родственниц (которые почему-то исчезали из поля зрения родных, как только уверовали в некую миссию Романова, его «старчество», в его харизматические способности, в его т. н. безусловное право разделять и властвовать — в семьях, оказавшихся на его пути). Были случаи объявления исчезнувших родственников во всероссийский розыск. Людей находили в совершенно изменённом психологическом состоянии, которое, как правило, характеризовалось крайней агрессивностью адептов к своим даже самым близким», — писала она.

«Мне известно, что Романов и его сообщники организовали несколько «тайных скитов», которые являлись и являются тайной даже для нынешнего митрополита. В них, как правило, и содержатся люди, которых разыскивают родственники. Содержатся они (в т. ч. и дети, подростки) вместе с людьми с темным прошлым, даже под их руководством».

Тайные скиты и православная деревня

Эти скиты действительно существуют. По данным изданий Znak.com и 66.Ru, они расположены в уральской тайге за деревней Новоселова. Деревня стала еще одной «базой» отца Сергия и его духовных чад. Как писал Znak.com, дома в деревне раскупили монахи и прихожане отца Сергия. В результате умирающая деревня за несколько лет превратилась в оживленное место. Тут возвели два храма и много новых домов.

Фото Znak.com

Еще дальше в тайге расположен восстанавливаемый Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь — по данным уральских журналистов, еще один «проект» отца Сергия. Обычной дороги до него нет, здесь редко бывают даже представители местной власти. Председатель местной думы рассказал Znak.com, что когда шли поиски потерявшегося ребенка, в дальний монастырь участников поисков не пустили — войти разрешили только пришедшему с ними священнику.

Влиятельные прихожане

На службы в Среднеуральский монастырь к отцу Сергию каждую неделю приезжает немало екатеринбуржцев. Среди них попадаются известные в городе люди, которые с уважением относятся к схиигумену. Его проповедями внимают хоккеист Павел Дацюк и вице-губернатор Сергей Бидонько, вице-президент фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов, актер «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов и другие предприниматели, чиновники, политики. Простых людей среди прихожан, конечно, тоже много.

Есть мнение, что отец Сергий пользуется покровительством влиятельных силовиков регионального и даже федерального уровня. Впрочем, доподлинно известно только о контактах с Сергием депутатом Госдумы Натальей Поклонской: она даже записывала с Сергием совместное видео. Сергия называли «духовником Поклонской», она также венчалась в его монастыре.

Наталья Поклонская — поклонница канонизированного Церковью последнего русского царя Николая Романова (тезки и однофамильца Сергия). Схиигумена Сергия в СМИ называю идейным вдохновителем секты царебожников, обожествляющих Николая II.

Сейчас, когда конфликт вокруг отца Сергия и его монастыря перешел в «горячую» фазу некоторые из прихожан публично выступают в защиту схиигумена. «У отца Сергия горящее любящее сердце, — говорит Павел Дацюк в видеоролике. — Он видит меня насквозь. Он строгий, но также он очень добрый. Я благодарен, что мне и моей семье Бог дал такого духовного отца».

Изгнание бесов

После наступения эры YouTube схиигумен Сергий прославился как уральский монах, изгоняющий бесов. В сети доступны несколько видеороликов, на которых он проводит обряды «отчитки» — то, что в католичестве называется «экзорцизмом». На одном из роликов со словами «дух нечистый» он хватает молодую прихожанку за голову и прикладывает ей ко лбу крест. «Не боюсь я твоего креста, — кричит она и падает на колени. — Пошел в жопу!». «В нее вошел дух проклятья, потому что она живет гражданским браком. Молодая, красивая, родили. Позавидовали друзья, близкие или родные, неизвестно. Прокляли. И вошел в нее дух проклятья, и внушает ей уйти из жизни», — объясняет собравшимся Сергий.

На другом видео он изгоняет из 13-летней девочки «компьютерного беса». «Что такое сайты «Синие киты»? Кто руководит сайтами, интернетом? Эфон, князь тьмы», — говорит Сергий.

Скандальные проповеди на YouTube

«Изгнание компьютерных бесов» не помешало отцу Сергию обрести популярность именно в интернете. Видео некоторых его проповедей на YouTube стало собирать десятки тысяч просмотров. Ролики явно записаны с разрешения самого отца Сергия, хотя выкладывает их, насколько можно понять, не он сам, а поклонники — например, YouTube-канал «Царский крест» или сторонник православного движения «Сорок сороков» Всеволод Могучев.

Кадр YouTube

Именно выложенные в интернет проповеди привлекли к Сергию внимание общественности, а затем и власти. В выступлениях схиигумен не ограничивался духовными наставлениями, высказываясь на общественно-политические темы, смешивая конспирологические теории и агрессивную националистическую риторику. Он, в частности, заявлял, что Россией правят двойники Владимира Путина, боролся против «цифрового рабства», СНИЛС, ИНН и биометрических паспортов, а также призывал сопротивляться «жидовскому игу» и «сатанинской власти». Некоторые выступления Сергия заставляют задуматься, что в современной России люди и за более умеренную риторику становились фигурантами уголовных дел.

Конфликт с церковной и светской властью

С 2011 года Сергий не является штатным клириком Екатеринбургской епархии, однако до последнего времени церковные власти не позволяли себе открыто критиковать популярного проповедника. Ситуация изменилась с приходом эпидемии коронавируса. Когда светские власти и санитарные врачи распорядились закрыть храмы накануне Пасхи, Сергий публично призывал сопротивляться этому решению, не протирать иконы и не соблюдать предписанные меры санитарной безопасности. Священников, соглашающихся с рекомендациями санитарных властей, он обвинял в слабой вере и отступничестве. А так как к осторожности призывал и патриарх Кирилл, получилось, что Сергий выступает против высшей церковной власти.

25 апреля 2020 года Сергий в очередной проповеди заявил, что проклинает всех, кто пытается закрывать храмы: «Предлагаю страдающим старческим маразмом, старческой пандемией, духовной проказой, предлагающим русскому самоизоляцию, забыть Бога, запретить ходить в храмы, выселить их по выбору в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга. Смею вас уверить, как только это произойдет, тотчас же закончится несуществующая коронавирусная эпидемия в России. Кто посягает на закрытие храмов, да будет проклят он и весь его род!». Он также призвал россиян не соблюдать режим самоизоляции, «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии, садить картошку». Позднее YouTube удалил этот ролик как нарушающий правила сервиса.

Митрополит Екатеринбугский Кирилл

После этого 27 апреля екатеринбургская епархия запретила Сергию служить и проповедовать. Спустя месяц, 26 мая, Сергий выпустил еще одно видео, в котором пригрозил, что вакцинирование от коронавируса приведет к чипизации россиян, и ими смогут управлять через чипы. На следующий день, 27 мая, епархия заявила, что Сергий будет отдан под церковный суд, а центр МВД по борьбе с экстремизмом начал проверку видеозаписей схиигумена. Полицейские нашли в видео признаки экстремизма, однако не стали возбуждать уголовное дело, ограничившись «административкой» за распространение фейк-ньюз. 23 июня это дело рассмотрит суд Верхней Пышмы, Сергию грозит штраф от 30 до 100 тысяч рублей.

Первое заседание церковного суда по делу Сергия состоялось 15 июня. Однако полноценное слушание провести не удалось: схиигумен появился лишь, чтобы зачитать свое обращение к собравшимся, и не стал отвечать на вопросы. Слушание перенесли на 26 июня. Суд может временно запретить отцу Сергию служить или навсегда «извергнуть» его из священников.

«Захват» монастыря

17 июня екатеринбургская епархия приняла решение назначить в Среднеуральский женский монастырь нового помощника старшего священника — протоиерея Георгия (Викторова). В епархии пояснили, что настоятельница монастыря Варвара (Крыгина) фактически была отстранена Сергием от управления обителью. «Поэтому был назначен священник для совершения богослужений, чтобы не лишить насельниц и паломников канонической службы», — сообщили в епархии. Судя по всему, это значит, что у схиигумена и его многолетней соратницы случился конфликт.

Однако Георгия (Викторова) сторонники Сергия в монастырь не пустили. Фактически это было воспринято как захват схиигуменом обители. Сторонники Сергия сообщили, что на территории монастыря «организовано круглосуточное дежурство с учетом соблюдения действующего законодательства». Журналисты, приехавшие к монастырю, наткнулись на крепких молодых людей, которые обещали спустить автомобилю колеса.

Собрание прихожан в монастыре. Яромир Романов / Znak.com

Сам Сергий выступил с проповедью, в которой заявил, что митрополиту Кириллу «придется брать штурмом» его монастырь и обвинил патриарха Кирилла в «предательстве веры». В обитель стали съезжаться прихожане Сергия, включая известных людей. В среду, 17 июня, на улице перед храмом собралось около сотни человек. Также впервые за долгое время схиигумен пообщался с журналистами, провел их в свою келью, где на стенах висят иконы и портреты Сталина.

Что будет дальше?

Трудно представить, что после озвученных обвинений в адрес митрополита и патриарха Сергий сможет спокойно оставаться в лоне Русской православной церкви. Ему придется либо покаяться за свои слова, либо искать другую Церковь. Пока не ясно, какая судьба ждет Среднеуральский монастырь: его строил Сергий, как он говорит — исключительно на деньги прихожан, многие из которых поддерживают схиигумена. Именно поэтому Сергий не считает себя захватчиком монастыря. Напротив, он полагает, что это к нему в дом пришли недруги. В то же время формально монастырь подчинен епархии.

Вряд ли дело действительно дойдет до штурма обители: скорее, церковные и светские власти постараются дать ситуации остыть и будут искать компромиссное решение. Однако многое будет зависеть от самого Сергия. Если он решит повышать градус конфликта своими проповедями или агрессивными действиями, нельзя исключать даже силовой сценарий. Правда, это самый крайний вариант, в котором власть явно не заинтересована.

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *