Индуизм, что это?

Появление индуизма

Сформировавшаяся религиозная традиция, называемая индуизмом, является результатом пяти тысяч лет развития. При этом само название возникло только около 1200 г. н. э., что было связано со стремлением завоевателей-мусульман провести четкую грань между их собственной верой и религией самих индусов. Индуизм – персидский аналог слова «индиец». Однако сами жители Индии называют свою религию бессмертным учением, или законом (санатана дхарма), что должно подчеркивать неземное происхождение их верований, появившихся в результате божественных откровений.

Индуизм в том виде, в каком он сформировался за время тысячелетнего развития, предоставляет своим последователям широчайшие возможности проявления их религиозности, причем избрана может быть любая из них, и ни одна не считается лучше или хуже остальных. Это многообразие возможностей – характерная черта индуизма, который принимает во внимание различия в духовном развитии, склонностях людей и в местных традициях.

Майтрейя

В индуизме нет никакого основателя или пророка. Здесь также нет определенной церковной иерархии, нет установленных символов веры. Гораздо большее значение, чем образ жизни, имеет склад и образ мышления. Не случайно бывший президент Индии С. Радхакришнан однажды заметил: «Индуизм является больше культурой, нежели вероучением».

Чуть больше 400 миллионов жителей Индии считают себя индуистами. И куда бы ни забрасывала судьба индийцев, повсюду они сохраняли свою культуру, традиционные ценности, идеалы и религиозные обряды. Конечно, не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм. Но считается, что они уже потому индусы, что были рождены индусами. Происхождение самого названия вероучения предполагает, что общим элементом индуизма является индийское происхождение его приверженцев.

Появление индуизма было связано с необходимостью обновления традиционной брахманской религии. Ее аристократизм и оторванность от широких масс народа не позволяли конкурировать с буддизмом. Поэтому приходилось как-то приспосабливать учение и культ, чтобы завоевать новых приверженцев. Вследствие этого возникает демократическое движение, имевшее столь важное значение при возникновении индуистской религии, знаменовавшее собой начало новой эпохи – эпохи индуизма. Характерной особенностью этого периода стала демократизация культа.

Индуистская ступа

Несмотря на то, что учение индуизма было разработано преимущественно людьми из высших каст, но мифические представления и формы культа имели народное происхождение. Правда, великие боги индуизма имеют иногда имя, а иногда и характерные черты, общие с древними богами эпохи Вед, но фактическую форму, под которой они почитались приверженцами индуизма, они большей частью унаследовали от духов и мелких божеств местных и случайных культов.

В индуизме можно точно проследить процесс, при котором местный бог постепенно занимал свое место в пантеоне. Впоследствии он либо возвышался до ранга самостоятельного божества, либо рассматривался как одна из форм проявления уже признанных богов. Таким образом, не подлежит сомнению, что большинство великих богов нынешнего индуизма приобрели свой характер благодаря этому слиянию. Например, бог земли Бумия, культ которого был совершенно примитивен, позднее отождествлялся с Вишну. Точно так же Баба, дух племен-аборигенов, во многих местах слился с богом Шивой. Очевидно, что в культах и мифах, в формах и отличительных чертах многих индуистских богов можно распознать пережитки прежних местных верований.

В этот период впервые в Индии возникают храмы. Индуизм первоначально подражал буддизму, приверженцы которого сооружали свои культовые строения – ступы. Но позднее и у индуистов появились величественные и пышные святилища. При храмах устраивались различные празднества, процессии и церемонии, а внутри воздвигались грандиозные статуи богов, чего не было в религии брахманизма.

Поначалу место культа индуистских богов оставалось вне храма. Возможно, какое-то время богов считали как бы своеобразными привратниками храма. Со временем можно видеть, как мало-помалу они получили придел в самом храме, где обыкновенно служил жрец из низшей касты, с которой соотносилось то или иное божество, и так продолжалось до тех пор, пока первоначальный бог или дух не превращался в воплощение великого бога, и тогда уже он должен был пользоваться всеми атрибутами официального культа.

Такие метаморфозы могли происходить и с выдающимися деятелями, мудрецами или правителями. Когда кто-либо из них умирал, то могила скоро начинала обращать на себя внимание: на месте погребения строилось святилище, служение в котором постепенно, благодаря пожертвованиям окрестных жителей, становилось выгодным. Считалось за счастье иметь в стране такое святое место, и правители по возможности старались охранять его. Немного лет спустя воспоминание о знаменитом человеке исчезало, его происхождение окружалось таинственностью, а биография обрастала легендами. Так происходило формирование новых индуистских богов. Это доказывается тем, что в честь мыслителя Санкары и поэта Вьясы были построены храмы.

Именно с этим связано еще одно характерное для индуизма обстоятельство, когда образы эпической поэзии играли выдающуюся роль в истории религии. Именно благодаря этому Рама, герой индийского эпоса «Рамаяна», превратился в нравственный идеал народа, став из племенного героя национальным. Приходившееся на его долю почитание сразу перевело его из человеческой сферы в божественную и обусловило отождествление с Вишну точно так же, как это случилось с другим эпическим героем Западной Индии, с Кришной. В обоих случаях – и Рамы, и Кришны – герой преданий, по-видимому, слился с народным божеством.

Статуя в ступе Сваямбунатх

Ступа в чайтъе, украшенная изображением Будды

Подобная демократизация культа и приближение образов богов к народу способствовали формированию индуистского учения об аватарах, или воплощениях. Согласно ему, каждый небесный бог мог иметь свою аватару на земле.

Специфической особенностью индуизма было наличие в нем многочисленных сект. Их точное количество определить не представляется возможным. Некоторые из них имеют очень древнюю историю. Во всяком случае, относительно так называемых адживаков, первой секты, известной нам, признается, что они существовали еще до появления Будды. Они образовали своего рода монашеский орден (отсюда и название «адживака» – «на всю жизнь», т.е. отрекающийся) и через типа (аскетизм) стремились достичь блаженства. От джайнов и буддистов адживаков отличали теистический или пантеистический характер их религии. Они почитали бога Нараяну (Вишну) и вообще, в отличие от брахманизма, более приближались к народной вере.

Сохранившимися памятниками деятельности различных сект являются их теологические сочинения, так называемые Пураны, многие из которых весьма объемны. «Пурана» на санскритском языке означает «древний». В текстах многих Пуран нашли отражение представления различных направлений индуизма об этапах существования Вселенной, начиная от космологии, мировых катастроф и происхождения богов и заканчивая описаниями исторических периодов человеческого рода и династий правителей. Но фактически Пураны представляют собой собрания теологических и философских рассуждений, легенд и преданий, обрядовых и аскетических наставлений и т. п., причем обычно можно заметить весьма тенденциозное возвеличивание того бога, которого почитала данная секта.

В каждой секте следовало иметь свою Пурану или придерживаться одной из них. Не подлежит сомнению, что самые ранние секты имели собственные Пураны. Однако те Пураны, которые дошли до нашего времени, составлены в период средних веков. Во всяком случае, они более позднего происхождения, нежели поэма «Махабхарата», к которой они часто примыкают как ее теологические продолжения. Как теологические и философские произведения, они стоят гораздо ниже, чем Брахманы и упанишады, а в литературном отношении не выдерживают никакого сравнения с эпическими произведениями. Тем не менее важное значение их как источника для изучения религиозной истории индуистской религии не подлежит сомнению.

Полуразрушенные ступы

Земляная ступа. 500 г. н. э.

Главенствующая роль в индуизме принадлежала гуру – учителям, или наставникам, духовным руководителям сект. В индуизме сложился настоящий культ гуру. Гуру считается посредником между человеком и богом, более того, он фактически выступает воплощением божества, которое воплощается в нем и в его лице требует себе поклонения. Он помогает тому, кто доверяется ему, достичь блаженства, исполняя все религиозные обязанности, которые иначе должен был бы исполнять сам верующий. Для низших классов, у которых нет ни денег, ни образования для того, чтобы на самом деле принимать участие в религиозной жизни, достаточно бывает чисто наружного почитания бога или гуру. Каждое слово гуру воспринимается его приверженцами как священный закон.

Помимо наставлений гуру, источником духовной силы приверженцы индуизма считают реки. Особенное отношение индусы переносят на Ганг. Согласно их верованиям, священная река не только дает воду для орошения полей, но и символизирует вечность и бесконечность жизни. Сотни тысяч верующих ежедневно устремляются к ее берегам, чтобы совершить ритуальное омовение и испить из жизнетворного источника. Каждые двенадцать лет во время большого праздника Кумбх Мела в городе Аллахабаде, месте слияния вод Ганга и Джумна, собираются почти десять миллионов человек. Особенным почитанием пользуется расположенный на берегу Ганга город Бенарес (Варанаси), где полагается умереть каждому настоящему индусу. В дальнейшем, после кремации, пепел индусов развеивается над водами священной реки. Это означает непрерывный круговорот жизни.

Храм Рамы и Кришны

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Под прицелом новая статья Ольги Валяевой Вся правда о Ведическом знании. Более правдивого вранья я в жизни не встречала.
1. Ведическое знание трогает сердце
А ложь и обман, трогают ум, если он есть. Ум побуждает человека думать и анализировать. И замечать откровенное враньё и профанацию. А так же опасность, которую это вранье может принести.
2. Ведическое знание – это не религия.
Оленька! Ради всего святого! Не несите чушь! Ведизм — это религия. Веды — это религиозная литература. И даже то, что вы — ведические кришнаистские лекторы — так усиленно толкаете за Веды — это тоже религиозная литература. Православные батюшки вполне могли читать и другую религиозную литературу — это входит в обучение семинаристов. Но само отношение тех же батюшек — вполне конкретное. Потрудитесь найти мнение священников про ту же йогу.
Цитируемый Радханатха Свами — является кришнаистским гуру, кстати.
Признаёшь себе близкой определённую конфессию — переходи в неё. Нельзя быть наполовину православным, наполовину кришнаитом.
3. Ведическое знание не для индусов и не для русских
Ведические знания долгое время были доступны только для мужчин 3х варн. Изучение этих знаний шудрам, женщинами, иностранцами и иноверцами было запрещено. Об этом написано в той же Ману-смрити, которую Оленька Валяева цитировала в другой своей статье. Неужели не дочитала до этого места? Или на пункте «Женщина всегда находится под опекой мужчины» все мыслительные процессы остановились что ли?
Принимать иностранцев и иноверцев в индуизм, который является преемником ведизма, начали относительно недавно и по распоряжению индийского правительства.
4. Веды – это не Индия
А Махабхарата, Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам — это не Веды.
Преемником ведизма является индуизм, а не кришнаизм, к которому относится г-жа Валяева. Более того, кришнаизм носит антиведический характер.
5. Ценности Ведического знания вне времени и расстояния
Ценности ведического знания были актуальны в ведийское время. Это где-то до 2 века до нашей эры. В настоящее время они безнадёжно устарели. Ценности кришнаистских учений актуальными не были никогда, кришнаизм — это опасная деструктивная секта.
6. Главная ценность – любовь к Богу
«Бхакти-йога» провозглашается кришнаизмом как превосходящая все остальные йоги. Почему бы Оленьке не рассмотреть другие течения? Вообще создание Йога-сутры относится ко 2 веку до н.э., а это уже не ведийский период. И причём тут Веды?)
«Об этом и говорят Веды. Не о ритуалах, не о традициях, а о способах развития любви к Богу в своем сердце.»
Дорогая, Ольга Валяева! Если вы никогда не читали Веды, не открывали их, то не позорьтесь своим незнанием! Веды — это сборник молитв, заклинаний, молитвенных песнопений и ритуалов. Для ведийского общества вообще было крайне важно, КАК именно вы молитесь, КАКИЕ ритуалы вы совершаете. Иначе и Вед никаких не было бы.
7. Ведам о нас все известно
Приведённые цитаты взяты из «Шримад Бхагаватам». Это не Веды.
8. Ведическое знание записано иносказательно, метафорично
Поэтому древнеиндийские писания некоторые личности трактую так, как им удобно. Очень это любил делать основатель секты МОСК Шрила Прабхупада. Дорогой учитель Ольги — Торсунов — достойный преемник своего гуру.
9. Ведическое знание – это не секта
А вот кришнаизм — это секта.
10. Оно распространяется само. Как пожар.
И это страшно. Страшно, что деструктивные культы и учения, что статьи и лекции, полные лжи и профанации, распространяются как пожар. Такие знания несут разрушение в семьи, отторжение старых, давно установленных связей, депрессию и стрессы от несоответствия собственного образа «идеальному ведическому».
11. Роль женщины не в том, чтобы быть прачкой и уборщицей
Однако именно такую роль женщинам в мировом порядке отводят кришнаистские лекторы. Позволяя за хорошее служении сходить на массаж и маникюр — ведь вы же бахини, вы этого достойны!
Да и вообще многие религии пропитаны жуткой мизогинией.
«Нигде в Ведах нет такого, мол, женщина, сиди, знай свое место и стирай. Нет. Много говорится о том, как надо защищать и беречь женщин, насколько мы уязвимы и ценны. О том, как женщины создают мир вокруг себя. О том, как опасно нас доверять самим себе – мы таких дров наломаем!
А все обязанности женщины проистекают от чего? Если ты любишь этого мужчину, то сделай для него то, что ему самому для себя сделать трудно. Приготовь ему поесть, почеши ему спину, прибери дом. Тебе ведь это нетрудно, тебя этому учили, ты же фея домашнего очага!»
Ольга, откуда в вас столько ненависти к женщинам? За что вы себя так недооцениваете и принижаете?
Ольга, пожалуйста! прекратите писать такую ересь! Перестаньте выдавать за Веды то, что Ведами не является! Хотите писать о своём укладе — пожалуйста, но называйте вещи своими именами! То, что вы называете «жить по Ведам», — это жизнь по правилам по правилам кришнаистской секты. Не скрывайте этого от людей. Не смущайте их умы ложными отсылками к якобы древним текстам.

Tags: Веды без прикрас, Ольга Валяева, заблуждения, неудобные вопросы, эпическое

Религия

Общие концепции

Авраамические религии

Индийские религии

Традиционные религии Дальнего Востока

Основные понятия

  • Список религий
  • Численность последователей
  • Портал:Религия

п • о • р

Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму), который объявляется личностью, и инклюзивным — допускает существование Бога в нескольких ипостасях при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом.

Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях.

Некоторые исследователи считают, что монотеизм неоднороден и в нём можно выделить теизм, пантеизм, панентеизм, деизм и др.

Происхождение и развитие

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог» и было создано в сравнительно недавнее время. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоника Генри Мора.

Существуют две версии происхождения монотеизма:

Версия развития монотеизма из политеизма

Некоторые исследователи полагают, что понятие монотеизма относительно и эта концепция является результатом постепенного развития генотеизма (состояния религиозного сознания, когда единичные божества ещё не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

По мнению некоторых исследователей, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях.

Версия изначального монотеизма (прамонотеизм)

Согласно этой версии, изначальной религией народов был монотеизм, который потом деградировал до политеизма.

В современном религиоведении концепция прамонотеизма используется в основном для обоснования богословских позиций.

Так, религиовед и церковный деятель Андрей Зубов высказывается следующим образом:

Если ученому удается преодолеть покров тайны, окутывающий личность и имя Бога-Творца, то он может обнаружить Его в религиозных представлениях практически любого племени. Как вы помните, в XIX и даже в самом начале XX века большинство ученых отрицали возможность веры в единого Бога-Творца у «дикарей». Они считались для этого «высокого знания» слишком примитивными. На грани веков доминировала точка зрения Э. Б. Тэйлора, не утратившая сторонников и по сей день, в соответствии с которой первоначальной религией является анимизм, вера в духов, постепенно развивающаяся до политеизма и в качестве высшей религиозной формы достигающая состояния единобожия, монотеизма. Первым среди религиоведов и этнологов это убеждение поколебал Эндрю Лэнг, издавший в 1898 году ставшую классической книгу «Становление религии». Это, построенное на большом этнографическом материале, собранном непосредственно автором, исследование, побудило другого ученого, немецкого католического священника, выдающегося этнолога и лингвиста Вильгельма Шмидта создать двенадцатитомную монографию «Истоки представлений о Боге», в которой на необъятном материале доказывалось, что первоначальной верой человечества являлся монотеизм, лишь со временем более или менее заросший ряской политеистических и анимистических предрассудков.

Косвенно подтверждает эту версию и наличие в политеистических религиях так называемых «небесных богов», которые характеризуются отсутствием культа и прежде всего отсутствием какого-либо календаря сезонных ритуалов.

Известный религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирча Элиаде приводит некоторые примеры таких «небесных богов», почитаемых разными малоцивилизованными народами. Говоря о «непопулярности» почитания «небесных богов» Элиаде утверждает, что «Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл ее практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за «постепенным понижением сакрального до уровня конкретного», когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности».

Монотеизм в древнеегипетской религии

С точки зрения современного религиоведения, древнеегипетская религия является сугубо политеистической Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом.

Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно.

Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Гора, Ра, Осириса, Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них.

Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми.

При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций.

Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку.

После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль.

В XIV веке до н.э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона. Относительно характеристики атонизма как монотеистического вероучения среди религиоведов XX века также разгорались споры, подробнее об этом см. в статье об Эхнатоне.

Платонизм

В древнегреческой мысли монотеистическая идея зарождается у Гесиода, Ксенофана и других мыслителей. Разработанная концепция Единого, или блага появляется в платонизме. В своих сочинениях Платон ещё использует политеистическую терминологию. Дилемма Евтифрона, например, формулируется как «благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?» Прообразом монотеизма в платоновском диалоге «Государство» является поиск абсолютной истины в аллегории «Миф о пещере» и идея абсолютного блага. Позже в эллинистическом иудаизме эксплицитно формулируется монотеистическая концепция. В I веке Филон Александрийский предпринял попытку синтеза платонизма с представлениями о Боге в иудаизме.

Развитие философской разновидности монотеизма относится к времени поздней античности. В «Халдейских оракулах» (II век) отражены представления о едином божестве в промежуточном платонизме и с элементами гностицизма. В завершающей стадии развития античного платонизма неоплатонизм стал последней точкой опоры античной философии в полемике с христианским монотеизмом.

Иерусалим — святыня трёх религий

Авраамические религии

Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более существование других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей.

Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита…

Христианство

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:

Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение — начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог.

— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — Москва, 1992

Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение.

Ислам

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие, которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни.

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама).

Бахаи

Концепция Бога в вере бахаи монотеистична и трансцендентна. Бог описывается как «личностный, непознаваемый, недостижимый, источник всех откровений, вечный, всеведующий, вездесущий и всемогущий». Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают посланников Бога (пророков), которых они называют «Богоявлениями». Обязательная молитва в бахаи содержит явное признание монотеизма.

Китайские воззрения

Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании Шан-Ди (буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или Тянь (небо) как всемогущей силы. Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма, и введению буддизма и христианства. Небо рассматривалось как всемогущее существо, наделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. В изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности. Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди. В некоторых течениях, таких, как моизм, заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).

Индийские религии

Индуизм

Храм Шарангапани в Кумбаконаме, посвящённый Вишну

Индуизм принято описывать как политеистическую религию. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом. В индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления. В богословии многих форм вайшнавизма, шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли Творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих.

Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции, как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана». Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван.

В ньяйе, одной из шести главных теистических школ индийской философии, приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существовании множества полубогов (девов) и мудрецов (риши) и их роль в начале мироздания.

Сикхизм

Сикхизм — монотеистическая религия, возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака (1469—1539) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма.

«Один Бог для всех» — одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.

Кроме монотеизма, в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма: внешний мир является иллюзией (майя) и только Бог является протяжённой реальностью.

Зороастризм

Зороастрийское учение, распространившееся в 1-е тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в соседних областях, содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога.

Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте. Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом. Бог Ангра-Майнью — властелин смерти и мрака — является противовесом и вечным врагом Ормазда и его блаженного царства света.

Зороастризм оказал влияние на авраамические религии. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков (манихейство).

Религия инков

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии народов Анд, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки.

Примечания

  1. Религии мира: история, культура, вероучение/ Под ред. А. О. Чубарьяна, Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Олма медиа групп, 2006. — С. 111. ISBN 978-5-373-00714-6
  2. Согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» с большой буквы пишутся только «индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии». В справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» Российской Академии наук (2007), «с прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях)… Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны». Исключение — поговорки и междометия: ей-богу, бог знает кто, о господи и т. п.
  3. 1 2 «Monotheism, belief in the existence of one god, or in the oneness of God; as such, it is distinguished from polytheism, the belief in the existence of many gods, and from atheism, the belief that there is no god. Monotheism characterizes the traditions of Judaism, Christianity, and Islam, and elements of the belief are discernible in numerous other religions. Monotheism and polytheism are often thought of in rather simple terms—e.g., as a merely numerical contrast between the one and the many. The history of religions, however, indicates many phenomena and concepts that should warn against oversimplification in this matter.» — Monotheism (недоступная ссылка — история). Encyclopædia Britannica. Проверено 22 апреля 2013. Архивировано 4 июня 2011 года.
  4. Лопухов А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию
  5. Monotheism // Cross & Livingstone The Oxford Dictionary of the Christian Church, 1974.
    «…belief in one personal and transcendent God»
  6. Теизм // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  7. Монотеизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. «Inclusive monotheism accepts the existence of a great number of gods but holds that all gods are essentially one and the same, so that it makes little or no difference under which name or according to which rite a god or goddess is invoked. Such conceptions characterized the ancient Hellenistic religions.»Monotheism (theology) // Encyclopædia Britannica
  9. Hopkins E. W. The religions of India. — Jr. Ginn & Co, 1896. — ISBN 9781603031431.
  10. Кривушин И. В.Монотеизм // Энциклопедия «Кругосвет».
  11. Monotheism , Catholic Encyclopedia
  12. Nathan MacDonald. Early Jewish and Christian Monotheism/ The Origin of ‘Monotheism’. — T&T Clark International, 2004. — ISBN 0-567-08363-2.
  13. Монотеизм // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. Karen Armstrong. A History of God. — New York: Ballantine Books, 1993. — 460 с. — ISBN 0-345-38456-3.
  15. Monotheism // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  16. Ю. И. Семёнов, Основные этапы эволюции первобытной религии
  17. А. Зубов. История религии. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ-ТВОРЦЕ У НЕПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ
  18. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения
  19. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения
  20. Assmann (2001), p. 11
  21. 1 2 3 4 5 6 7 Egypt, the Trunk of the Tree, Vol.II: A Modern Survey of and Ancient Land в «Книгах Google»
  22. История человечества / А. Н. Сахаров. — Тверь: Магистр-Пресс, 2003. — Т. 3.
  23. Э. Виллер. Учение о едином в античности и средневековье. — СПб: Алетейя, 2002. — 668 с.
  24. Ксенофан // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  25. А. Л. Доброхотов. Платон /Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. Издательство Московского университета, 1986
  26. Платон, Евтифрон
  27. Филон Александрийский — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  28. «Халдейские оракулы» — статья из Новой философской энциклопедии
  29. Неоплатонизм // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  30. Linda Trinkaus Zagzebski. 1.2.1 Monotheism // Philosophy of religion: an historical introduction. — Wiley-Blackwell, 2007. — С. 16. — 254 с. — (Fundamentals of philosophy). — ISBN 1405118725.
  31. Don Mackenzie,Ted Falcon,Jamal Rahman. Getting to the Heart of Interfaith. — SkyLight Paths Publishing, 2009. — С. 91—92. — 183 с. — ISBN 1594732639.
  32. 1 2 3 Религия. Энциклопедия / А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — М.: Книжный дом, 2007. — 960 с. — ISBN 985-489-355-3.
  33. 1 2 раввин Адин Штейнзальц, статья Авраам
  34. Шиффман, Лоуренс. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Пер. с англ. А. М. Сиверцева. — М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2000. — 276 c.
  35. Беседы с раввином Штейнзальцем
  36. Ален Безансон, L’Islam, Académie des sciences morales et politiques, p. 9.
  37. Tritheists, Catholic Encyclopedia
  38. Бернард К. Дэвид. Тринитаризм: определение и историческое развитие
  39. «Islam», Encyclopaedia Britannica Online
  40. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь
  41. Коран 2:4, Коран 2:285, Коран 4:136
  42. «Столпы ислама», Encyclopaedia Britannica Online
  43. Шахада // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  44. Tawhid in Oxford Islamic Studies Online
  45. Kamoonpuri, S: «Basic Beliefs of Islam» pages 42-58. Tanzania Printers Limited, 2001
  46. Коран, Сура Аль-Бакара, аяты 131—135
  47. Ханифизм
  48. James R. Lewis. The encyclopedia of cults, sects, and new religions. — Prometheus Books, 1998. — P. 66. — 595 p. — ISBN 1573922226.
  49. Shoghi Effendi. God Passes By, Bahá’í Publishing Trust, p. 139, ISBN 0-87743-020-9
  50. Momen, M. A Short Introduction to the Bahá’í Faith, Oxford, UK: One World Publications. ISBN 1-85168-209-0
  51. Тянь — статья из ЭСБЭ
  52. 1 2 Homer H. Dubs, «Theism and Naturalism in Ancient Chinese Philosophy, » Philosophy of East and West, Vol. 9, No. 3/4, 1959
  53. 1 2 3 4 5 6 Klostermaier, 2007, p. 16
  54. The History Of Indic Monotheism And Modern Chaitanya Vaishnavism/ The Hare Krishna Movement: the Postcharismatic Fate of a Religious Transplant, Columbia University Press, 2004
  55. Elkman, S.M. Jiva Gosvamin’s Tattvasandarbha: A Study on the Philosophical and Sectarian Development of the Gaudiya Vaisnava Movement. — Motilal Banarsidass, 1986.
  56. Sharma, C. (1997). A Critical Survey of Indian Philosophy, Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0365-5, pp.209-10
  57. Удаяна // Энциклопедия «Кругосвет».
  58. Сикхизм — статья из Большого Энциклопедического словаря
  59. Mark Juergensmeyer, Gurinder Singh Mann. The Oxford Handbook of Global Religions. — US: Oxford University Press, 2006. — С. 41. — ISBN 978-0-19-513798-9.
  60. Daljeet Singh. Consept of God in Sikhism
  61. Зороастризм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  62. 1 2 3 Zoroastrianism // Encyclopædia Britannica
  63. Goodstein, Laurie. Zoroastrians Keep the Faith, and Keep Dwindling, The New York Times.
  64. Catholic Encyclopedia — Manichæism
  65. Берёзкин Ю. Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991.
  66. Священные гимны Пачакутека, на сайте Месоамерика Архивная копия от 26 января 2012 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

Монотеизм в Викисловаре

Монотеизм в Викицитатнике

Монотеизм на Викискладе

  • Монотеизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм» в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм» в энциклопедии Кругосвет

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4040107-8 · LCCN: sh85086976

Один из величайших еврейских поэтов, философ, талмудист и ученый рабби Иегуда Галеви в качестве введения в свое философское произведение «Кузари» использовал старинное предание, легенду о том, как хазарский царь принимал иудаизм.

Легенда гласит, что царю, усердно и всем сердцем служившему языческим богам, во сне явился ангел, который сказал ему: «Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!»

Царь стал еще более усердно совершать богослужения, однако опять явился ангел к нему во сне со словами: «Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!» Чтобы разобраться в своих религиозных убеждениях, царь пригласил к себе для беседы философа. Тот, неподвижный и бесчувственный, не сумел ни в чем убедить царя.

Продолжая свои поиски, царь пригласил к себе представителей двух религий – христианской и исламской. Внимательно слушая объяснения каждого из них, он обратил внимание на то, что и христианский священник, и мусульманин ссылались на религиозную традицию евреев, которую оба признавали священной. И тогда царь решил прослушать иудейского мудреца. Его диалог с мудрецом и послужил сюжетом философской книги рабби Иегуды Галеви «Кузари».

В настоящее время факт принятия в VIII веке иудаизма правителями Хазарии, а также частью ее народа не вызывает сомнений. Исследованию этой страницы истории посвящены работы многих ученых, в том числе советского историка М. И. Артамонова.

После принятия иудаизма во время правления царя Овадии в Хазарии были открыты школы для изучения Торы, Мишны, Талмуда, еврейского Закона. Интересно отметить, что в более поздние времена, когда хазарского царства уже не существовало, в раввинской литературе обсуждался вопрос, действительно ли хазары принимали иудаизм. Был найден свидетель, который подтвердил: «Мы видели из их потомков ученых-талмудистов!..»

Иудаизм, как известно, религия евреев. История с хазарским царством указывает на уникальный случай, когда эта религия становится государственной у другого народа. Возникает вопрос, почему же на протяжении тысячелетий иудаизм, с одной стороны, сумел значительно повлиять на формирование мировых религий, христианства и мусульманства, но в то же время сам не стал мировой религией и, за редкими исключениями, вообще не имел распространения среди других народов?

По одному из имеющихся в литературе объяснению этого явления евреи не занимались распространением иудаизма, не рассматривали его в качестве религии для других народов. Он был и оставался религией евреев и только евреев. Согласно другому объяснению, иудаизм не получил распространения из-за сложности его законов, обрядов, предписаний ритуала.

Нам представляется, что ни первое, ни второе объяснение не отражают действительного положения вещей. Что касается сложности обрядовой стороны, то как раз ритуалы иудаизма не были предназначены для распространения среди тех, кто его принимал. Евреям предписано Торой распространять Кодекс семи Ноевых заповедей, который состоит из наиболее универсальных законов и включает веру в Единого Б-га. В этом смысле иудаизм является универсальной монотеистической религией, с библейских времен активно распространявшейся в мире. Царь Соломон во время открытия Иерусалимского Храма молится о том, чтобы Всевышний услышал молитву язычника, который с чистым сердцем обращается к Б-гу. Соломон использовал свои государственные контакты на распространение иудейского монотеизма в разных странах. Не случайно книга Торы «Брейшит» посвящена рассказам о сотворении Вселенной и человека, всеобщей истории человечества, а не только еврейского народа.

Почему же в таком случае иудаизм не стал мировой и, тем более, универсальной религией? И почему именно после разрушения Второго Храма, когда иудаизм, казалось бы, лишился своей былой славы, началось распространение двух мировых религий – христианства и мусульманства, считавших себя наследниками и продолжателями пророческого учения?

Дело в том, что уже в глубокой древности, задолго до разрушения Иерусалимского Храма, иудаизм обладал большой притягательной силой, к нему были обращены взоры многих народов. По оценкам историков, это были миллионы людей в одной только Римской империи. Возможно, не меньше их было и в других странах. О принятии иудаизма царской семьей королевства Хадьеб в империи Парфян в I веке н. э. (36–60 годы) рассказывают историк Иосиф Флавий и Талмуд. Иудаизм прочно и сравнительно надолго (вплоть до конца II века) укрепился в этом королевстве. Во время Иудейской войны его армия воевала на стороне Иудеи против римлян. Предания эфиопов также свидетельствуют о том, что иудаизм или по меньшей мере многие его обычаи были приняты в их стране задолго до распространения там христианства.

Разумеется, далеко не все язычники, приобщавшиеся к иудаизму, принимали его полностью. Это и не вменялось им в обязанность. Требования к ним сводились к минимуму – соблюдению Ноева Кодекса, то есть запрещению идолопоклонства и богохульства, разврата, убийства, насилия, выполнению некоторых других заповедей. Если же язычник хотел полностью следовать Торе, принятие им иудаизма должно было включать обряд обрезания.

Распространение иудаизма не имело четких географических границ, его влияние ощущалось во многих странах Европы, Азии и Африки. Между прочим, для язычников, которые обязывались соблюдать отдельные заповеди, во времена Второго Храма формального ритуала не предусматривалось. Синедрион, заседавший в Храме, пользовался высшим авторитетом в истолковании Закона и решении спорных вопросов иудаизма. Еврейские общины существовали во всех центрах цивилизации, и повсюду доносился свет учения Торы. Если кое-где и возникали ереси или отклонения от правоверного иудаизма, лидирующего положения они не занимали. Однако после разрушения Храма, с изгнанием сынов Израиля из своей страны ситуация коренным образом изменилась. Создался вакуум, который нечем было заполнить.

Получившее распространение христианство делало упор на обращение язычников в новую веру, и первыми среди новообращенных были те, кто до этого находился под влиянием еврейства и иудаизма. Христианство также не требовало от язычников принятия Закона Торы полностью, позволяло ограничиться воздержанием от идолопоклонства, блуда и некоторых других заповедей, входящих в Ноев Кодекс. Христианство, по-видимому, первоначально не противилось и полному принятию Закона иудаизма. Из новозаветной литературы следует, что обрезание, обязательное в случае полного принятия иудаизма, считалось полезным, если соблюдаешь Закон, то есть Тору! Когда позднее, в VII веке, в арабском мире начало распространяться мусульманство, Ноев Кодекс был принят за основу в законе ислама.

Таким образом, Ноев Кодекс можно рассматривать как универсальный вклад иудаизма в общечеловеческую цивилизацию, как связующее звено, объединяющее многие народы, как универсальную норму этического поведения, как основополагающую концепцию международного права.

Материал предоставлен журналом «Лехаим»

РОЛЬ ИНДУИЗМА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ

С. А. Горохов

Аннотация. Статья посвящена определению значения конфессиональной составляющей в модернизации индийского общества. Детально рассматривается влияние кастовой системы на организацию мусульманской и христианской общин Индии. Особое внимание уделено анализу индуистского фактора социального развития страны.

Ключевые слова: религия, индуизм, кастовая система, социальная стабильность.

Keywords: religion, Hinduism, caste system, social stability.

Религия всегда играла огромную роль в жизни Индии. В определенной степени само индийское общество, до сих пор состоящее из каст, является продуктом религиозного мировоззрения индийцев. Несмотря на то, что в течение всей своей истории Индия была страной с поликонфессиональным составом населения, она всегда оставалась по преимуществу индуистской страной. Именно вокруг индуизма — этой древнейшей национальной религии Индии — во все века строилось культурное, социальное и политическое единство страны. Влияния индуизма не смогла избежать ни одна конфессия, существующая в стране: будь то зародившиеся на территории Индии сикхизм и джайнизм или имеющие иностранное происхождение ислам и христианство. До на-

стоящего времени индуизм задает «правила игры» во взаимоотношениях различных конфессиональных общин на территории Индии. Поэтому изменения, происходившие в индуизме, так или иначе затрагивали все существующие в стране религии.

Дать однозначное определение индуизму невозможно, так как это совершенно особая религия, предлагающая путь духовного развития, глубоко отличный от европейского мировоззрения, построенного на дуализме. Именно потому, что так трудно описать индуизм в европейских (христианских) категориях, различные авторы часто дают ему диаметрально противоположные характеристики. Широта мнений об индуизме просто потрясает. Одни считают его скопищем языческих предрассудков, назы-

вая индуизм религией больной человеческой природы, другие утверждают, что только «великим сынам нашей земли дано понять и постигнуть Бога во всей Его полноте. Только индусы обладают этим священным знанием, а больше никто» .

Автор первой точки зрения -один из православных богословов, второй — видный деятель коммуна-лизма, апологет индуизма М. С. Гол-варкар. Между двумя этими мнениями — пропасть, отражающая двойственность самого индуизма. С одной стороны, индуизм — это высота религиозной мысли, достигнутая в Ведах и Упанишадах, это религия великих философов Шанкары и Рамануджи, это основа мировоззрения выдающихся гуманистов и «властителей дум» современного человека М. Ганди, Рама-кришны и Р. Тагора. С другой стороны, высота философии в индуизме сочетается с дикими предрассудками и самой примитивной магией.

Действительно, одной из важнейших черт индуизма является его веротерпимость. Думается, можно согласиться с мнением А. Г. Бельского и Д. Е. Фурмана, что в Европе «утраченная с победой христианства возможность спокойного сосуществования людей разных религиозных (и не религиозных) мировоззрений была вновь достигнута в новое время сложнейшим и мучительным путем, после кровавых религиозных войн, и в непосредственной связи с секуля-ристскими процессами. В индуизме же эта возможность существовала изначально и никогда не утрачивалась» . В индуизме никогда не могло бы быть инквизиции, так как на протяжении тысячелетий

в нем мирно сосуществуют, взаимно обогащая друг друга, сотни разных ре ли ги оз но-философских школ и направлений. Исследователь индуизма Т. Ранкин подчеркивает, что он является чрезвычайно эластичной религией. Трения между его фундаменталистами и модернистами гораздо слабее, нежели в исламе и христианстве . Так же мирно индуисты уживались с представителями других конфессий: мусульманами и евреями, христианами и парсами, джайнами и буддистами. Конфликты возникали лишь в том случае, если представители этих религий (особенно это касается мусульман и христиан) сами пытались насильственно обратить инду-истов в свою веру.

Но правдой является и то, что еще в начале века тысячи людей умирали в Индии от жажды, но не смели приблизиться к колодцам, полным воды, так как это запрещали им нормы кастовых взаимоотношений. Эти бесчеловечные нормы также освящены индуизмом. Пережитки кастовой системы сильны в стране до сих пор.

Таким образом, как в свое время отмечал «отец» современной индологии М. Мюллер, индуизм — это религия, поражающая, с одной стороны, своей мировоззренческой терпимостью, с другой — своей же крайней косностью и нетерпимостью в ритуальной социально-кастовой сфере . Индуисты допускают разное толкование природы Бога, мало того, они даже допускают существование атеизма, считая его лишь одним из возможных путей познания Истины. Однако когда речь заходит о кастовой иерархии и сохранении ритуальных статусов, они не знают компромиссов.

Кастовый строй, существующий в Индии на протяжении тысячелетий и до сих пор во многом определяющий мировоззрение и поведение индийцев, есть продукт индуизма. Он является отражением представления индуистов об Истине, которое является иерархичным и эзотеричным. Эти представления являются важнейшими отличиями индуизма от христианства или ислама. Для христианина или мусульманина существует только одна Истина, данная Богом. Человек волен принять ее или отвергнуть; в первом случае он обретает спасение, во втором — вечную погибель. Долгом каждого православного или правоверного является распространение этой Истины любыми, даже насильственными, способами. А так как христианство и ислам, в отличие от индуизма, отвергают возможность реинкарнации, острота выбора увеличивается многократно, так как цена ошибки — вечные муки ада.

Индуистская теология с этим не соглашается, она выстраивает перед своими адептами иерархию истин. И в этой иерархии нет места лжи, так как даже заблуждение есть истина, только более низкого порядка. Этот постулат — основа веротерпимости индуизма. М. Ганди говорил: «Индуизм, ислам и другие вероучения — лишь разные варианты основной религии, а именно Истины» . Одна Истина подразделяется на множество разнопорядковых истин, говорящих об устройстве этого мира, возможностях достижения Бога, об обязанностях каст и т. д. Собственно говоря, у каждой касты и даже у каждого человека есть своя истина (дхарма), согласно которой должна строиться его жизнь. Один из крупнейших иссле-

дователей индийской философии А. Д. Литман отмечал, что в индуизме не отрицается существование высшей Истины (Веды), которая не имеет временных ограничений, ибо существует всегда, и другие истины являются лишь ее составляющими. Однако мир устроен так, что высшие истины не могут быть доступны большинству . Мало того, знать их всем даже опасно, это удел одних лишь брахманов. Поэтому индуизм является, пожалуй, единственной крупной религией, не ведущей (по крайней мере, до последнего времени) активной прозелитической деятельности. В ней просто нет смысла, так как нет неистинной религии, все они от Бога. Такое отношение индуизма к прозелитизму даже породило у некоторых отечественных индологов миф о невозможности принятия индуизма и о том, что якобы индуистом можно только родиться. Интересно, что об этой «гипотезе» сказали бы миллионы неэтнических индуистов в Индонезии, Камбодже, США и Западной Европе. Принять индуизм на самом деле реально, но только это принятие невозможно без вхождения прозелитов в кастовую систему, причем далеко не в самом высоком статусе.

Парадоксально, но факт, что именно веротерпимость и толерантность индуизма служит одной из основных причин враждебного к нему отношения со стороны монотеистических религий. Монотеизм может комфортно существовать лишь в двухполюсной, черно-белой системе, где истине противостоит ложь, Богу — дьявол, спасению — гибель души. Если данное противоречие снимается, система монотеизма не срабатывает. Поэтому таким религиям нужен враг, нужны гоне-

ния — без этого общество о них просто забывает. Пример этому — современное состояние христианства в Европе. Индуизм попросту удушает монотеизм своей веротерпимостью, он стремиться ассимилировать иные религии, превратив их просто в касты. Надо сказать, что и мусульмане, и христиане, действуя в Индии, осознавали слабость своих богословских построений, их невыигрышность в конкуренции с индуизмом. Поэтому эти конфессии уделяли повышенное внимание социальной благотворительности, а зачастую прибегали к прямому экономическому принуждению индуи-стов, чтобы заставить их принять «истинную веру».

Если традиционный индуизм столь толерантен — в нем, в отличие от большинства других религий, нет жесткой ортодоксии — то какой механизм обеспечивает такую живучесть? Ведь боги Вед являются «современниками» Озириса и Зевса, Перуна и Рода, Мардука и Астарты. Однако религии Древнего Египта и Месопотамии, языческие культы славян и скандинавов давно канули в лету, а индуизм живет. И сейчас, в начале третьего тысячелетия, число его адептов превышает 1 млрд человек, что составляет около 14 % всего населения Земли .

Мы согласны с мнением известного индийского ученого Р. Пандея, что основной «цементирующей» силой индуизма служит кастовая система . Во многом именно благодаря ей индуизм сохранился на протяжении тысячелетий, она является стержнем, на который нанизаны обрядовая практика, философия, мораль и этика традиционного индуизма. Вот к какому определению индуизма приходит крупнейший западный индолог С. Бу-

гле: «… как только мы пытаемся определить истинную религию индусов в догматических терминах, мы приходим в полное недоумение. Мы обнаруживаем, что она определяется обрядами скорее, чем догмами; практикой скорее, чем идеями, и что, в конечном счете, сущность индуизма составляет уважение к брахманам в сочетании с соблюдением кастовых обычаев» . По меткому выражению Ч. Элиота, индуизм — это «парламент религий, и каждая индийская вера может стать его членом на условии соблюдения некоторых простых парламентских правил, таких, как уважение к брахманам и теоретическое признание Вед» . Согласно представлениям индуизма, мир управляется законами (дхармой). Главным из этих законов является закон кармы -причинно-следственной связи всех явлений мира. Причем карма принимается не как божья воля, а как непреложная данность бытия.

Иерархия каст — это иерархия ритуальной чистоты, которая с точки зрения правоверного индуиста существует объективно, поэтому нет смысла жаловаться на свое кастовое положение. Свою касту надо принять, точно также принимается своя карма (судьба). Таким образом, незыблемость кастовой иерархии является тем минимумом единомыслия, который нужен индуизму для того, чтобы представлять собой единую традицию, то есть в этом случае роль варнашра-мы сходна с ролью церкви в христианстве. С этим связано то, что индуистских миссионеров не интересует душа человека, не интересуют и его убеждения. Обращая человека (или, что бывает чаще, целые племена и народы), он лишь навязывает ему (им) опреде-

ленное место в кастовой иерархии. Тем не менее кастовая система обладает целым рядом важных преимуществ, которые обусловили ее выживаемость на протяжении тысячелетий. Мы согласны с мнением знатока индуизма доктора Н. К. Сингха, что она является важнейшим механизмом, поддерживающим стабильность и единство индийского общества, так как кастовая система позволяет интегрировать в него различные этнические, расовые и религиозные группы на правах новых каст, не изменяя внутренних особенностей этих общностей . С. Радхакришнан писал: «Это странный парадокс, и все же очевидная истина: в то время как жизнь индивидуума в обществе ограничена строгими нормами кастового строя, он вправе присоединиться к любому мнению» .

Сложная иерархическая структура индийского общества, разделенного на четыре варны и на множество каст и подкаст, позволяла гасить социальную напряженность в стране, так как исключала возможность объединения людей на классовой, этнической или религиозной основе. На самом верху и в самом низу социальной пирамиды индийского общества располагалась лишь ничтожная часть населения страны. Все же остальные индийцы, угнетаемые вышестоящими кастами, в свою очередь, имели возможность помыкать представителями нижестоящих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, даже «неприкасаемый» чамар (кожевник), находившийся в самом низу социальной пирамиды, мог свысока смотреть на какого-нибудь чанда-ла (уборщика нечистот). Кроме этого, традиционные законы кастовой чистоты требовали, чтобы каждая каста не имела социального взаимодействия

с другими, особенно общих собраний, трапез и перекрестных браков. Поэтому история Индии не знает крупных социальных восстаний и крестьянских войн. Они просто невозможны в разделенном кастовыми перегородками обществе, где каждая каста была заинтересована в укреплении существующей социальной системы и упрочении в ней своего места. Социальное восстание понималось в этом контексте как восстание не только против своего общества, но и против своей кармы, а это значит, что оно изначально являлось не только преступным, но и бессмысленным. Участвовавшие в нем автоматически понижались в своем кастовом статусе, так как такими действиями ухудшали свою карму. Кастовая система помогала также избегать волнений на религиозной и этнической основе, что очень важно для поликонфессиональной и полиэтнической Индии, так как для индийца более важен был кастовый статус человека, а не его убеждения, язык, цвет кожи или религиозная принадлежность. Об этом писал М. Н. Шринивас, считая, что «…кастовая система создавала институциональный базис толерантности» .

Хотя кастовая система является продуктом индуизма, мы можем согласиться с А. Ахмадом, что ее влиянию в той или иной степени подвержены все религии, существующие в Индии, даже иностранного происхождения, такие как ислам и христианство. Мы считаем, что каста в индийских условиях, продолжая в большей мере сохранять функции важнейшего элемента социальной и социокультурной организации индийского общества, в качестве таковой характерна для структур отнюдь

не только индуистской, но и других религиозных общин страны, в частности, мусульманской общины (разумеется, со своими модификациями). Соблюдение кастовой системы было необходимо для того, чтобы религиозная община могла влиться в индийское общество.

Внутри каждой из религиозных общин Индии общество также разделено на касты. Так, среди мусульман высшие касты составляют сейиды, шейхи, моголы и патаны. К первым двум кастам относятся потомки арабов, принесших в страну ислам, к двум вторым — потомки крупных феодалов соответственно тюркского и афганского происхождения, основавших в Индии свои государства. Интересно отметить, что очень скоро в индийских условиях эти касты утратили свою этническую исключительность и объединили также принявших ислам индуистов высших каст.

Индуистам-прозелитам пришлось убедиться в силе этой инерции, метко названной М. Н. Шринивасом «возвратным механизмом», когда в новой религии они оказывались, по сути, в своем старом социальном статусе. Тем не менее кастовая структура индуистской общины имеет значительные отличия от кастовой структуры религиозных меньшинств (мусульман, христиан, сикхов), которые все же делают прозелитизм для индуистов заманчивым. Дело в том, что сфера «неприкасаемости» в индуизме неизмеримо шире, чем в исламе, христианстве или сикхизме. Для адептов этих религий характерна сильная общинная солидарность, которой нет в индуизме. Она выражается во взаимовыручке между членами общины, большей доступности социальных благ для всех ее членов, независимо от кастового

статуса. Кроме того, ни ислам, ни христианство, ни сикхизм не знают унизительной культовой дискриминации, которой подвергаются «неприкасаемые» в индуизме, когда их не допускают в главные индуистские храмы.

Таким образом, сложившаяся в течение тысячелетий кастовая организация индийского общества обладала колоссальной инерцией, позволявшей ей удерживать в себе свои элементы, несмотря на все их попытки улучшить свой социальный статус, пусть даже ценой выхода за пределы индуизма. Кастовое сознание сглаживает социальные противоречия в Индии, что имеет благотворные последствия для устойчивости индийского общества. По мнению Л. Б. Алаева, «если каждый индиец будет думать, что он ничем не хуже другого, и потребует свою долю, то это, возможно, будет значительный социальный прогресс, но в экономическом и политическом отношении страна будет отброшена на столетия назад» .

Современная Индия принадлежит к числу немногих государств Востока, где укоренилась и в течении более чем 2’1 шестидесяти лет действенно функционирует система политического представительства, что дает основание называть эту страну «крупнейшей (по численности населения) демократией мира». Решающий фактор, сформировавший особую политическую культуру Индии и благоприятствующий устойчивости демократии в стране, — это особый социально-психологический строй индуистского общества, представляющего собой иерархическую систему каст, каждая из которых имеет собственную идентичность, свою идеологию и культуру, своих богов, а иногда и свою религию. Соперничество между

кастами за место в социальной иерархии всегда составляло основу политической культуры Индии. Поэтому индийскому обществу чужд тоталитаризм, но традиционно присущи плюрализм и полицентризм, которые подготовили почву для усвоения идей и ценностей современной демократии.

Таким образом, иерархическая кастовая система благоприятствует процессу модернизации общества. Происходит верхушечная, по меткому выражению Л. Б. Алаева, «элитарная модернизация», при которой большая часть населения страны остается на уровне выживания, но сохранение традиционного социального строя обеспечивает высокий уровень социальной стабильности, ставший базисом индийской демократии. Поэтому можно сказать, что кастовая система дает время вызреванию предпосылок будущего гражданского общества.

Современная Индия, страна древней цивилизации, предстает перед нами как одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. За сравнительно небольшой отрезок времени с момента достижения независимости страна прошла большой путь социального и экономического развития и ныне как никогда близка к обретению статуса сверхдержавы. Успех Индии во многом зависит от того, как в будущем будет происходить модернизация индийского государства, от устойчивости индийского обще-

ства, построенного на демократических принципах, оказавшихся столь

близкими индуизму.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. -М.: Наука, 1986.

2. Бельский А. Г., Фурман Д. Е. Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. — М.: Наука, 1992.

3. Runkin T. Approaches to Hinduism. — L.: Asian Affairs, 1982.

4. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. -М.: Искусство, 1995.

5. Литман А. Д. Современная индийская философия. — М.: Мысль,1985.

6. Горохов С. А., Христов Т. Т. Религии народов мира: учебное пособие. — М.: КНО-РУС, 2010.

7. Pandey R. The caste system in India: Myth a reality. — New Delhi: Criterion, 1986.

8. Boygle C. Essays on the Castes. — Cambridge: Cambridge University Press, 1971.

9. Elliot Ch. Hinduism and Buddhism. An Historical Sketch. — Vol. 1. — L., 1957.

10. Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. — Vol. 3. — Anmol Publication LTD, 1997.

11. Радхакришнан С. Индийская философия. — Т. 1. -М.: Миф, 1993.

12. Srinivas M. N. Social Change in Modern India. — Bombay-Delhi: Sangambooks, 1966.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *