Инквизиция на Руси

Сожжение

Сожжение Яна Гуса. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя (1464)

Сожже́ние — вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на костре.

Сожжение рыцаря Гогенберга и его пажа за гомосексуальные отношения. Илл. из «Цюрихской хроники» Диболда Шиллинга Старшего (1484)Сожжение иудеев в Аугсбурге в 1348 г. Илл. из «Люцернской хроники» Диболда Шиллинга Младшего (1513)

Древность и средневековье

Сожжение людей упоминается ещё в Библии. Согласно Манефону, захвативший Египет в 710 г. до н. э. кушитский царь Шабака заживо сжёг фараона Бокхориса.

Сожжение на медленном огне Якоба Рорбаха, одного из предводителей Крестьянской войны в Германии, в 1525 г. Илл. из «Описания крестьянской войны» Харрера (1551)

В Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного быка и разжигая огонь снаружи; при этом вопли сжигаемого, которые слышались через ноздри медной фигуры, создавали впечатление, что бык «ревёт». Согласно Пиндару, Диодору Сицилийскому и др., подобный вид казни изобрёл в VI в. до н. э. сиракузский тиран Фаларис, который сам был свергнут и казнён точно таким же способом.

Практически забытое в эпоху позднего Рима и «тёмных веков», сожжение стало применяться чаще в эпоху Средневековья, наряду с замуровыванием и заточением, так как согласно учению католической церкви, с одной стороны, оно происходило без «пролития крови», а с другой, пламя считалось средством «очищения» и могло «спасти душу». Впервые практика публичных сожжений на кострах, не применявшаяся в течение 6 столетий, возобновлена была в 1022 году во Франции в отношении еретиков, жертв Орлеанского процесса. В первой трети XIII века, в ходе Альбигойских войн, на костёр отправлено было немало катаров Лангедока и Прованса, в начале XIV столетия — рыцарей Ордена тамплиеров, а в 1348-1349 годах — иудеев Франции и Священной Римской империи, обвинённых в «отравлении колодцев» и «распространении чумы» во время «чёрной смерти».

Наибольшую распространённость сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Возрождения. Росту популярности такого вида казни в XVI—XVII вв. давали преследования еретиков и вероотступников испанской инквизицией, а также развернувшаяся в землях Священной Римской империи и др. странах «охота на ведьм».

Сожжение ведьм у замка Рейнштейн близ г. Бланкенбурга (1555)

В эпоху Просвещения количество судебных процессов, завершавшихся публичными сожжениями, уменьшилось, вместе с тем менялось и отношение к подобного рода наказанию. Этому во многом способствовала секуляризация, присущая идеологии Просвещения того времени. Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540-1700 годах Святой инквизицией было сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.

Сожжению обычно подлежали еретики, вероотступники, ведьмы, а также мужчины, обвинённые в мужеложстве и женщины, обвинённые в муже- или детоубийстве. Помимо них, к публичному сожжению иногда приговаривали лидеров народных восстаний и возмущений, как правило, в «назидательных» целях. Так, например, вождь пьемонтской секты «апостольских братьев» Дольчино сожжён был в 1307 году в Верчелли вместе со своей подругой Маргаритой, предводителя «Жакерии» Гильома Каля (1358) и вождя венгерских «куруцев» Дьёрдя Дожу (1514) заживо сожгли на раскалённом «троне», в 1525 году один из лидеров Крестьянской войны в Германии Якоб (Жаклейн) Рорбах был сожжён на «медленном огне» в Хайльбронне, а в 1758 году во французской колонии Сан-Доминго на о-ве Гаити публично был сожжён предводитель повстанцев-маронов Франсуа Макандаль.

Средневековое символическое сожжение «в изображении» (In effigie)

Аутодафе на Праса-ду-Комерсиу в Лиссабоне в XVII веке. Гравюра неизвестного художника

В конце средних веков и в начале нового времени использовалось для наказания, налагаемого не на самого виновника преступления (из-за отсутствия последнего или по другой причине), а на его изображение (портрет или куклу). Ныне иногда используется различными политическими силами при демонстрациях.

В Московском государстве и на Руси

Сожжение в срубе протопопа Аввакума. Старообрядческая икона Основная статья: Казнь через сожжение в истории России

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за богохульство имело место в Московском государстве. Английский посланник Джайлс Флетчер, проживший в Москве в XVI веке полгода, стал свидетелем одной из казней:

…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.

В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства, «Соборное уложение 1649 года», подтвердивший сожжение как наказание за богохульство:

Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

Сожжениями сопровождалась церковная реформа Патриарха Никона (1650—1660).

14 (24) апреля 1682 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.

Василий Татищев (1686—1750), русский историк и государственный деятель, писал в 1733 году:

Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали.

Последние казни через сожжение в России были приведены в исполнение в 1730-х годах — за богохульство, ересь, колдовство, или переход из христианства в ислам или иудаизм. Так, согласно документам архивов Свердловской области, за отступничество от православной веры в апреле 1738 года в Екатеринбурге был заживо сожжён башкир Тойгильдя Жуляков, а 30 апреля 1739 года там же сожжена 60-летняя башкирка Кисябика Байрясова, которая «крещеная обасурманилась».

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен за колдовство Андрею Козицыну в Яренске в декабре 1762 года, однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицина смертная казнь была заменена каторгой.

Современность

В вооруженных конфликтах, массовых беспорядках и актах геноцида XX и XXI веков сожжение нередко применялось как способ индивидуального и массового уничтожения людей, чаще всего при этом использовалось обливание жертвы легковоспламеняющейся жидкостью или сожжение в запертых зданиях и сооружениях из горючих материалов, а также огнеметы. Так, в СССР и на постсоветском пространстве сожжение заживо осуществлялось обеими воюющими сторонами в Гражданскую войну в России, немецкими и румынскими оккупантами в Великую Отечественную войну, а также в ходе массовых беспорядков в Оше и Фергане, Первой и Второй чеченской кампаний, ряда других вооруженных конфликтов. Также сожжение заживо (как правило, с применением легковоспламеняющейся жидкости либо путём поджога зданий, сооружений, автомобилей, в которых находится потерпевший) используется как способ криминального убийства, по российскому уголовному праву обычно квалифицируется как убийство с особой жестокостью либо общеопасным способом (п. «д», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

В ходе Боснийской войны, в июне 1992 года, боснийские сербы живьём сожгли 119 босняков в Вишеграде (на Пионерской улице и в Бикаваце), жертвами стали женщины, дети и старики.

Сожжение с помощью «ожерелья» (англ. necklacing) применяется для линчевания в современной Южной Африке. На тело жертвы надевают автопокрышку, залитую бензином, и поджигают. Мучительная смерть наступает через несколько десятков минут. Первый зарегистрированный случай произошёл в 1985 году, когда сторонники Африканского национального конгресса сожгли подозреваемого коллаборациониста. В Южной Африке часто использовалось в 2008 году в ходе антииммиграционных волнений, также встречалось в других странах Африки и на Гаити.

В январе 2015 года боевиками террористической организации «Исламское государство» был сожжён заключённый в клетку пленный иорданский военный летчик Муаз аль-Касасиба. Видео казни было опубликовано на Youtube.

Примечания

  1. История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 66.
  2. Фролов Э. Д. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире: Сб. ст. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — С. 12.
  3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. — Кн. VIII-X. Архаическая Греция. Рим эпохи царей. — СПб.: Алетейя, 2017. — С. 57-58.
  4. Макглинн Шон. Узаконенная жестокость: правда о средневековой войне / Пер. В. В. Найденова. — Смоленск: Русич, 2011. — С. 46, 53, 64.
  5. Григулевич И. Р. История инквизиции. — М.: Наука, 1970. — С. 154.
  6. In effigie // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. Флетчер Дж. О государстве Русском / Пер. М. А. Оболенского. — М.: Захаров, 2002. — С. 142.
  8. Соборное уложение 1649 года/Глава I
  9. Аввакум. Письмо к Симеону
  10. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII—XVIII вв. — Казань, 1895. — С. 8
  11. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 356‑357.
  12. Milan Lukić and Sredoje Lukić Convicted of War Crimes in Višegrad, ICTY (20 июля 2009). Дата обращения 9 мая 2017.
  13. ICTY: Milan Lukić and Sredoje Lukić judgement.

Ссылки

  • Статья «Инквизиция» // Энциклопедия «Кругосвет» (Проверено 24 января 2009)
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Сожжение рыцаря Гогенберга и его пажа за гомосексуальные отношения. Цюрих, 1482 год

Сожже́ние — вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре.

История

В Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного быка и разжигая огонь снаружи.

Наибольшую распространенность сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения количество судебных процессов, завершающихся публичными сожжениями, уменьшилось, вместе с тем менялось и отношение к подобного рода наказанию. Этому во многом способствовала секуляризация, присущая идеологии Просвещения того времени. Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540—1700 годах Святой инквизицией было сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.

Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось, так как, по изложению католической церкви, с одной стороны, происходило без «пролития крови», а с другой стороны. пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, ведьмы и мужчины, обвинённые в мужеложстве.

Символическое сожжение — In effigie

В конце средних веков и в начале нового времени использовалось для наказания, налагаемого не на самого виновника преступления (за его отсутствием), а на его изображение (портрет или куклу).

Применялось инквизицией по отношению к еретикам, которых не удавалось захватить. Так, в 1521 году в Риме был сожжён in effigie Лютер.

Сейчас используется различными политическими силами при демонстрациях.

Современные сожжения

Сожжение с помощью «ожерелья» (англ. necklacing) применяется для линчевания в современной Южной Африке. На тело жертвы надевают автопокрышку, залитую бензином, и поджигают. Мучительная смерть наступает через несколько десятков минут. Первый зарегистрированный случай произошёл в 1985 году, когда сторонники Африканского национального конгресса сожгли подозреваемого коллаборациониста. В Южной Африке часто использовалось в 2008 году в ходе антииммиграционных волнений, также встречалось в других странах Африки и на Гаити.

Известные люди, преданные сожжению

«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Г. Г. Мясоедов

  • VI в до н. э. Три отрока в пещи огненной: Анания, Азария и Мисаил были преданы сожжению, но чудесным образом остались в живых.
  • 320 — Сорок Севастийских мучеников
  • 1415 — сожжён Ян Гус в Констанце.
  • 1431 — сожжена Жанна д’Арк 30 мая в Руане.
  • 1504 — сожжены сторонники Ереси жидовствующих.
  • 1553 — сожжён врач и ученый Мигель Сервет в Женеве.
  • 1600 — сожжён Джордано Бруно в Риме 17 февраля как еретик.
  • 1682 — сожжён протопоп Аввакум Петров и его единоверцы в срубе в городе Пустозёрск.
  • 1689 — сожжён в Москве Квирин Кульман.
  • 1920 — сожжён в паровозной топке белоказаками Лазо, Сергей Георгиевич.
  • 1944 — сожжена Савельева, Прасковья Ивановна, советская подпольщица.


См. также

  • Три отрока в пещи огненной
  • Аутодафе
  • Казнь через сожжение в истории России
  • Молот ведьм
  • Плетёный человек
  • Сожжение в срубе
  • Сожжение книг
  • Сати (ритуал)
  1. Флетчер Д.. О государстве Русском
  2. Соборное уложение 1649 года/Глава I
  3. Аввакум. Письмо к Симеону
  4. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII—XVIII вв. — Казань, 1895. — С. 8
  5. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356‑357.
  • Статья «Инквизиция» // Энциклопедия «Кругосвет» (Проверено 24 января 2009)

Смертная казнь

Настоящее время

Исторические виды

Прочее

Вопрос смертной казни • Палач

Казнь через сожжение в истории России

«Сожжение протопопа Аввакума».
П. Е. Мясоедов, 1897

Казнь через сожжение применялась на Руси и в России в XV — первой половине XVIII века для преступников, осуждённых главным образом за ересь и колдовство.

Нормативная база

В качестве источника церковного права на Руси был известен Номоканон патриарха Фотия, который предусматривал сожжение за колдовство (титул IX, глава 25). Однако степень применения на Руси византийского права является спорным вопросом.

Из летописных источников известно об использовании казни через сожжение во Пскове, но в Псковской судной грамоте (1467 год) конкретный вид смертной казни не оговаривался.

Форма смертной казни через сожжение была закреплена в следующих правовых документах:

  1. Соборное уложение 1649 года
    • за хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень (гл. I ст. 1)
    • за умышленный поджог города либо отдельных дворов (гл. II ст. 4, гл. X ст. 228)
    • для совратителей «к своей бусурманской вере» (гл. XXII ст. 24)
  2. Указ Алексея Михайловича 1653 года
    • за колдовство
  3. Воинский устав Петра I 1716 года
    • для чернокнижников «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет» (артикул 1)
    • за поджог офицерами или рядовыми «самоволством и нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы» (артикул 178)
    • для фальшивомонетчиков «по великости нарушения» (артикул 199)

К поздним нормативным актам, предусматривающем смертную казнь через сожжение для волшебников, относится именной указ императрицы Анны Иоанновны «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков» от 25 мая 1731 года.

История применения

Древняя Русь

Несмотря на отсутствие в ранних русских правовых памятниках норм о применении смертной казни через сожжение, летописные источники сообщают о нескольких случаях её применения. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год — в Новгороде были сожжены четыре волхва.

Согласно «Кормчей книге» 1284 года (перевод византийских Номоканонов, дополненных нормами светского права):

Иже кто иметь еретическое писание у себя держати, и волхвованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи.

В какой степени византийское право применялось на Руси, однозначного мнения нет. Вероятно, несмотря на широкое распространение в русской письменной традиции Номоканонов и «Кормчих книг», византийские правовые нормы не имели практического применения.

Как сообщает Псковская вторая летопись, в 1411 году, «псковичи сожгоша 12 жонке вѣщих».

Из летописных текстов известно также, что во Пскове через сожжение казнили виновных в поджоге.

В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду искажённое 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь. Другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнём сжечь или живого в землю загрести»).

Период с начала XV до конца XVI века характеризуется значительными изменениями во всей системе русского уголовного права. Появляются Судебники 1497 и 1550 годов, предусматривающие более широкое применение смертной казни по сравнению с прежними правовыми актами. Однако сама форма её исполнение не оговаривается, Судебники лишь указывают общую формулу — «казнити смертною казнию».

31 января 1493 года в Москве были заживо сожжены в железной клетке приехавший из Литвы князь Иван Лукомский и переводчик Матиас за участие в заговоре против великого князя Московского Ивана III — «Тоя же зимы, генваря 31, князь великий казнил князя Ивана Лукомского да Матиаса Ляха толмача латынскаго, сожгоша их на реке на Москве пониже мосту в клетке».

Русское государство XVI—XVII веков

В конце XV века в новгородских землях, а затем и в Москве распространилась так называемая «ересь жидовствующих». Еретиками были священнослужители, отрицавшие многие основополагающие каноны Православной церкви. На Поместном соборе 1490 года еретики были отлучены от Церкви, а новгородский архиепископ Геннадий

повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: „Вот сатанинское войско“. И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.

В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Количество сожжённых неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».

А. Н. Афанасьев писал:

Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с епископом „написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи“.

В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжены 15 ведьм в Новгороде («а сказывают ведуньи»).

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за богохульство стало обычным при патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов.

Английский посланник Джайлс Флетчер, проживший в Москве полгода, писал:

Что касается до преследований по делам веры, то я ничего не слыхал об этом, кроме того, что несколько лет тому назад двое, муж и жена, содержались целых 28 лет в тюрьме, до тех пор, пока они превратились в совершенных уродов по волосам, ногтям, цвету лица и проч., и наконец были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайной, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.

В 1590—1591 годах в Астрахани по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны. Патриарх Иов писал царю:

О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в своё время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.

Следующим царём при патриаршестве Иова стал Борис Годунов (годы правления: 1598 — апрель 1605). В январе 1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же 1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился». Согласно летописи,

бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь.

Следующим московским патриархом, требовавшим в 1623 году от царя Михаила Федоровича сожжения еретиков за «великие духовные дела», был Филарет (отец царя). В ответ на требование патриарха Филарета казнить еретиков «до конца» (сжечь), царь отказался вынести решение, пока Филарет не сообщит ему «каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнём жечь, и что их большие вины». Дальнейшие события этого дела не известны.

В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — Соборное уложение 1649 года, согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п.

Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

Уложение было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освященным собором — высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.

В дальнейшем казни еретиков производились уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать, духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».

Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа патриарха Никона (1650—1660), а также церковный собор 1666 года, на котором староверов и всех непокоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.

В 1666 году был схвачен и сожжён старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжён за свою глупость».

В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

В 1671—1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.

В 1675 году в Хлынове сожжены четырнадцать староверов (семь мужчин и семь женщин).

В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа, а в следующем, 1677 году в Черкасске — попа-старообрядца.

В 1681 году церковный собор во главе с патриархом Иоакимом обратился к царю с просьбой:

Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить.

Сожжение в срубе протопопа Аввакума. Старообрядческая икона

Вскоре после этого 14 (24) апреля 1682 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама В 1684 году царевна Софья Алексеевна подписала указ «о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь». В этом же году был сожжён старообрядческий проповедник Андроник: «Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь».

Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима были сожжены в срубах около девяноста раскольников.

Василий Татищев, русский историк и государственный деятель, в 1733 году писал:

Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали

Патриарх Иоаким умер в 1690 году и после его смерти сожжения, до того проводившиеся регулярно, надолго прекратились.

Российская империя XVIII века

В законодательстве Российской империи XVIII века действовала статья Соборного уложения 1649 года «Будет кто иноверцы какия ни буди веры, или и русский человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, или на рождьшую его Богородицу и присно Деву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь».

В 1702 году за колдовство и богоотступничество был сожжён монах Саввино-Сторожевского монастыря Дионисий.

В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: „По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьем чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил“. Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами „блудно дело творить не пожелали“. Раздосадованный Дионисий Грек даже „бранил матерны“ Дионисия Кобылу, „что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца“. А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились.

24 октября 1714 года церковный собор во главе с местоблюстителем патритаршего престола Стефаном Яворским отлучил еретика Фёдора Иванова, изрубившего икону, от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду. Приговор о сожжении подписали представители светской власти — члены московской Сенатской канцелярии Я. Ф. Долгоруков и Салтыков. Фёдор Иванов был сожжён в срубе 29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади.

В 1721 году за богохульство по императорскому указу был сожжён диакон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». Святейший синод зачем-то настоял, чтобы были сожжжены и его кости, уцелевшие после казни.

В 1730 году были сожжены за «богохульство» девятнадцатилетний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр.

18 марта 1736 года в Симбирске за ересь и колдовство был сожжён посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством (предок В. И. Ленина).

15 июля 1738 года в Санкт-Петербурге публично при участии императрицы Анны Иоановны был сожжён отставной капитан-поручик Александр Возницын по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым.

Всего в 1738 году в России состоялось 6 казней через сожжение. Также были казнены две женщины — сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны. Суд сослался на Соборное уложение 1649 года. Был казнен протопоп Иван Федосьев за богохульство.

20 апреля 1738 года башкир Тойгильда Жуляков за возвращение из православия в ислам был сожжён в Екатеринбурге. Смертный приговор был вынесен Василием Татищевым, бывшим тогда начальником Главной Горной канцелярии, «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон — на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь…»

30 апреля 1739 года за возвращение в ислам была сожжена крещёная шестидесятилетняя башкирка Кисябика (Катерина) Байрясова.

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в декабре 1762 года. Козицын был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 года и 14 октября 1760 года был введён мораторий на смертную казнь; для Козицина смертная казнь была заменена каторгой. Для сравнения, последнее в Европе сожжение живого человека по приговору суда произошло в 1804 году в Германии; приговорённый первоначально был задушен серным дымом, а последний (не вступивший в силу) приговор к казни через сожжение заживо был вынесен в 1835 году.

> См. также

  • Сожжение заживо
  • Смертная казнь в России
  1. Болоховский Н. И. Законотворчество патриарха Фотия Великого.
  2. Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Часть 2 / Нарбеков В. (пер.). Казань : Типо-литография императорского университета, 1899. 620 с.
  3. 1 2 Живов В. М. История русского права как лингвосемиотическая проблема // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М. : Языки славянской культуры, 2002. С. 187—305.
  4. Головистикова, 2005.
  5. Соборное уложение 1649 года
  6. Опарина, 2002.
  7. Артикул воинский
  8. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб.: Собственная Е. И. В. Канцелярия, 1830. — Т. Т. VIII. 1728—1732. (5761). — С. 465—466.
  9. ПСРЛ. Т. 10. С. 94.
  10. В 1274 году на церковном соборе во Владимире для употребления была принята Кормчая книга, переведённая около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский.
  11. Лютова К. В. Спецхран библиотеки Академии наук.
  12. Псковские летописи. Вып. 11. М., 1955. С. 36.
  13. История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова; Издание 3-е, переработанное и дополненное. М. : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005. Часть 1. 430 с.
  14. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. — С. 91; ПСРЛ. Т. 8. С. 109.
  15. Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель.
  16. Геннадий, архиепископ Новгородский, блаженный // Сайт «Русские святые».
  17. ПСРЛ. Т. 28. С. 337.
  18. ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. С. 244.
  19. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 611.
  20. Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный : Т. 2. Смоленск : Русич, 1996. C. 56, 224, 313, 418, 428.
  21. ПСРЛ. Т. 14. С. 9, 39, 58.
  22. Глава 21 О церковном управлении и духовных лицах // Флетчер Д. О государстве Русском / Пер. князя М. А. Оболенского. — М.: Захаров, 2002.
  23. 1 2 3 4 Соловьёв С. М. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13.
  24. ПСРЛ. Т. 34. С. 204.
  25. ПСРЛ. Т. 14. С. 9, 39, 58.
  26. История Сибири. Первоисточники. В. IV. Новосибирск, 1994. С. 204.
  27. Соборное уложение 1649 года/Глава I.
  28. Буганов В. Мир истории : Россия в XVII столетии. М., 1989. С. 112—113.
  29. Бердников, 1913, с. 973, 981.
  30. Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. М. : Высшая школа, 1973. С. 35.
  31. 1 2 Зеньковский С. Русское старообрядчество.
  32. Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г.
  33. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 627.
  34. Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. М. : Пресса, 1993. С. 299, 302, 303, 377.
  35. Акты исторические : Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676‑1700. Спб., 1842. № 75.
  36. Аввакум. Письмо к Симеону.
  37. Хьюз Л. Царевна Софья. СПб. : Гранд, 2001. С. 161, 162.
  38. Викторовский С. История смертной казни в России и современное её состояние. М., 1912. С. 202; ПСЗ. Т. 2. Спб., 1830. С. 647—650.
  39. Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1863—1864 гг.
  40. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Казань, 1895. С. 8.
  41. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. М. : Молодая гвардия, 1986. С. 356—357.
  42. 1 2 Смилянская, 1999.
  43. Смилянская Е. Б. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. // Семинар «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII века».
  44. 1 2 Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Топос. Литературно-философский журнал. — 17.02.2003.
  45. Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. — М., 1991. — С. 454—455.
  46. Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. — 1867. — № 12. — С. 1708—1720.
  47. 1 2 3 4 5 Бердников Л. «Казнить смертью и сжечь…». Хроники российской инквизиции // Новая Юность. — 2010. — № 2 (95).
  48. Королёв А. Знахарь // Симбирский курьер. — 17.03.2001. — С. 38-39. Архивировано 28 мая 2015 года.
  49. Вихнович В. Иудаизм. — СПб., 2006. — С. 176, 215.
  50. Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. — М.-Н. Новгород: ИД «Медина». — С. 54.
  51. Старостин, 2007, с. 28.
  52. Osenbrüggen (1854), p. 21.
  53. Dietze, Karl H. (1995). «1804, der letzte Scheiterhaufen lohte im Kreis Eisenach». StadtZeit.Stadtjournal mit Informationen aus dem Wartburgkreis (Eisenach: MFB-Verlagsgesellschaft, Frisch): 24.
  54. Bischoff, Hitzig (1832), p. 178.
  55. Hübner (1804), p. 760, column 2
  56. Osenbrüggen (1854), pp. 21-22, footnote 83.

Литература

  • Берхин И. Б. Сожжение людей в России XIII—XVIII вв. // Русская старина. — 1885. — Т. 45.
  • Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Вып. 2 / 2-е изд., перераб. и доп. — Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1913. — 1467 с.
  • Смилянская Е. Б. Поругание святых и святынь в России первой половины XVIII века (по материалам следственных дел) // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: Наука, 1999. — С. 123—138.
  • Опарина Т. А. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. — № 3 (9). — С. 88-91.
  • Головистикова А. Н. История отмены применения смертной казни в российском государстве // Адвокат. — 2005. — № 10. — С. 81—91.
  • Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области / Под ред. проф. А. В. Малашенко. — М.: Логос, 2007. — 144 с. — (Ислам в России). — ISBN 978-5-98704-268-2.

Последние огненные казни

В 1738 году капитан-поручик Александр Возницын, двумя годами ранее отставленный от службы из-за душевной болезни, был заживо сожжён на Адмиралтейском острове в Петербурге вместе с евреем Борохом Лейбовым, склонившим его к иудаизму. Деяние, предусмотренное Уложением, тут было налицо, так как над Возницыным был совершён обряд обрезания. Любопытно, что дело против него было возбуждено по доносу его жены.

В 1739 году в Екатеринбурге была заживо сожжена на костре 60-летняя башкирка Кисякбика (в крещении Екатерина) Байрасова за отпадение от православия в ислам. Годом ранее за такое же преступление был сожжён её соотечественник Тольгийды Жуляков. В данном случае имел место явный произвол властей, так как приговорённые не являлись русскими людьми. Причём статья Уложения требовала сначала духовного суда над изменниками православию.

Суть дела состояла в том, что в тот период Демидовы и другие уральские горнозаводчики занимались в полном смысле слова охотой на рабов для своих заводов. Воинские команды захватывали в плен целые башкирские деревни и переселяли их жителей на заводы, попутно производя насильственное крещение. Настоящая «вина» несчастной старухи состояла в том, что ранее она трижды бежала из заводского гетто в родные места, но её каждый раз ловили. Её казнь была средством устрашения коренного населения.

Достойно упоминания, что губернатором Уральского заводского округа в ту пору был первый русский историк Василий Татищев. Вскоре он был отставлен и оказался под следствием за злоупотребления властью, но дело до суда не дошло, и Татищев был отпущен. Казнь башкирки оказалась последним сожжением заживо в России.

Последняя огненная казнь в Англии состоялась почти полвека спустя, в 1783 году, когда была сожжена 30-летняя фальшивомонетчица Феб Харрис, которую перед сожжением, из гуманных соображений, сначала повесили.

Казнь сожжением на Руси

Принято считать, что «пламя святой инквизиции», то есть казни людей путём сожжения по приговорам церковных (в Европе — католических) судов, — достижение сугубо европейское. А в православной Руси якобы этого не было. Ничуть. И на святой Руси пылали костры с обречёнными на сожжение заживо. Причём вплоть до 40-х годов XVIII века, когда приговоры церковников усилились безапелляционностью императорских указов.

Как на Руси преследовали вероотступников

В Киевской Руси злодеев, или кого посчитали таковыми, жгли живьём, но без активного участия православной церкви. Население жило ещё во многом с языческими представлениями о вере и мире. Всё изменилось с образованием Московского царства. Вот тут-то церковники православные не уступали своим коллегам католической церкви. В московском архиве царского министерства юстиции скопилось немало «дел» сожжённых преступников эпохи XV-ХVІІІ веков.

За колдовство и чародейство

Итак, за что сжигали? За обвинение в колдовстве и в чародействе. За нанесение «порчи». За религиозную «ересь», каковой себе её представляли священники, и за переход в иную веру. Причём не делалось социально-классовых различий в определении жертв. Так, весной 1446 года князь Иван Можайский с благословения священника всенародно сжёг боярина Андрея Дмитриева с женой «за волшебство». По той же статье сгорела в буквальном смысле мать боярина Ивана Ощери.

В 1493 году в Москве отправили на костёр князя Ивана Лукомского и поляка Матиасса только за подозрение в том, что они сварили «дьявольское снадобье» для царя Ивана III. Поляк по профессии был аптекарем, жил при дворе князя. Вот «эксперты» православной церкви и подумали, что не лекарство это, а отрава. Впрочем, в данном деле был объективный факт — некий изготовленный фармацевтический препарат. Вот кто бы объяснил, что такое «жидовская ересь»? Именно за это преступление в 1504 году в Москве спалили живьём не только людей простых (хотя фамилии имели лишь лица дворянского звания) Ивана Курицина, Дмитрия Коноплева, Ивана Максимова и Некраса Руканова, но и архимандрита Юрьевского монастыря — Кассиана. За то, что впал в эту самую «жидовскую ересь».

Хотя нет указаний, чтобы хоть один из казнённых принял иудаизм. Иван Грозный повелел сжечь двух князей — Воротынского и Одоевского. Эти аристократы, ни в какой «ереси» замечены не были, царь-батюшка осерчал на них, этого хватило.

Впрочем, многочисленные жертвы были всё же выделены индивидуально. Надо было чем-то выделиться особым, чтобы вызвать подозрения священников и власти. Вот Указом государя Ивана Алексеевича (старшего брата Петра I) от 1684 года велено было хватать всех и вести на суд православный, кто не ходит в церковь на исповедь, пропускает воскресные службы более одного раза. Таковых было велено пытать — не состоит ли он в связи с нечистою силою, а если так, то сжигать дотла одержимых бесом. Ясно, что оправдаться было почти невозможно. Если кто забыл, исповедь была услугой платной, а подаяние на храм по воскресным службам было почти обязательным. Патриарший двор испытывал сильный дефицит бюджета. Вот и пришлось бороться за доходы с самим нечистым.

Впрочем, в допетровской Руси были исключения, когда ворожея не только не рисковала стать «дровами», но и сама жила под покровительством главы престола. Некая баба Дарьица из села Володятина Дмитровского уезда состояла личной прорицательницей царя Бориса Годунова. Этакая «древнерусская Ванга».

Люди царя-антихриста

Против царя-антихриста не только плели заговоры бояре, но и боролись маги и волшебники. Их жгли огнём, как паруса шведской эскадры у Гангута. Так некий волхв-коновал (апологет древнего язычества и ветеринар по совместительству) Дорофей Прокопьев был сожжён в подмосковном селе Хорошеве в 1696 году по доносу свидетелей того, что «заговорёнными словами недоброе по ветру напущал на Государя Петра Алексеевича».

Не исключено, что так избавились от конкурента коллеги ветеринара. Розыскное «дело» в Преображенском приказе вели в отношении Авдотьи Волынской. Состав преступления: «…выкапывала следы (отпечатки обуви на земле, — прим. авт.) Государя Петра Алексеевича и присылала в монастырь, где была царевна Софья Алексеевна». Впрочем, саму странную даму на сей раз не обратили в золу, а живьём сослали навечно в тот же монастырь.

В 1638 году при царском дворе долго расследовалось «дело» мастерицы-кружевницы Дарьи Ломановой. Что такого хитрого и зловещего она натворила? Как вписано в протоколе «жгла свои рубашки и ссыпала пепел по следам государыни, из-за чего та здорово хворала». Оказывается, ведьма, научившая Дарью обряду, сказала ей, что «от того бывает государская милость». Процесс продолжался целый год. По делу были привлечены пять колдуний, две из них умерли под пытками, а трёх выживших и Дарью Ломанову сослали на каторгу. Хотя заболеть супруга царя могла и по другим причинам. А вот кружевнице её занятия, если они были, обернулись тяжким приговором.

И выйти сухим из воды в подобных делах было практически невозможно. Специалисты по определению колдовских заговоров в Тайном приказе могли привлечь аж за 25 видов заговоров, включая такие, например, «как пчёл водить».

Милостивая смерть

До образования Российской империи церковь вела следствие, выносила приговор, а светская власть в лице царской — оформляла это указом и организовывала приведение приговора в силу, то есть казнила. После царствования Петра I функции поменялись. Следствие вели фискалы Тайных канцелярий, казнили гвардейцы, а священники выступали лишь в качестве консультантов, морально поддерживающих судей и их жертв. Сам Пётр I попов не жаловал, и потому сугубо церковные проблемы с колдунами его не волновали. Если те, конечно, не становились у него на пути. И смена веры в его глазах не было преступлением — если казнить за переход православного в протестантство, в ислам или иудаизм, то почему должны прощать переход протестантки в православие его царственной супруге?

Но с воцарением на троне его племянницы — Анны Иоанновны — по царскому указу на костёр можно было попасть уже не только за связь с нечистой силой, но и за атеизм и за смену религии. Первым сожгли некоего Мишку Свашевского — за «отречение от Бога и поклонение бесам». Насчёт последних — тема недоказуемая, но вот священников он открыто отрицал. За что и поплатился. 8 июня 1736 года отправили на костёр крепостную девку князя Долгорукого Марфу Герасимову. Марфуша собирала травы и коренья, вот её и сочли «Бабой-ягой». 20 июня 1738 года её участь разделил некий выходец с братского Востока — Тайгульды, за совсем уж парадоксальную «вину» — он вернулся обратно в мусульманскую веру. Православные святые отцы сего не простили.

А в июле 1738 года на площади у Адмиралтейства, при большом скоплении люда православного по именному указу императрицы предали огню грешные тела отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына — «за отступление от христианской веры и превращение в жидовский закон». Рядом корчился в пламени тот, кто его в сей закон сагитировал, — Борух Лейба. Последнему ещё вменялось, что тот ещё и «убил Смоленского уезда села Зверовичи священника Авраамия и с другими жидами построил там жидовскую школу». Приговор Сената, утверждённый указом царицы, добавлял: «…дабы сие богопротивное дело не продолжалось и Лейба Борух и Возницын других не прельщали обоих казнить смертью — сжечь». И сожгли. В лучших традициях просвещённой Европы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *