Интернет и дети

Ребенок и интернет. Плюсы и минусы.

Безопасность наших детей – это один из самых важных вопросов для родителей. С самого рождения родители стараются защитить своего ребенка — от всего. Но иногда мы даже не задумываемся – от чего же нужно защитить ребенка. Прежде всего, вы как родители должны понять наиболее значимые для вашего ребенка – угрозы и опасности в данный момент времени. Ведь в разном возрасте и угрозы разные. И количество опасностей по мере взросления – увеличивается. Конечно же, мы родители не сможем предусмотреть всего и защитить от всего наших детей. Но немного планирования в области безопасности детей – не помешает, и кое – какие меры по защите наших детей мы обязаны предпринять.

В наши дни дети не редко начинают осваивать интернет уже с 5-6-ти лет. Хочется рассказать о плюсах и минусах пребывания детей в интернете, и о том, что нужно знать родителям, что бы обезопасить ребёнка в интернете.

Интернет прочно обосновался в нашей жизни. Огромное количество современных людей чувствует себя беспомощно в отсутствие возможности лишний раз зайти в почту, почитать новости, заглянуть в социальную сеть, скачать фильм и т.д. Возраст пользователей всемирной паутины молодеет. Все больше и больше родителей с гордостью заявляют, что их малыш еще не научился говорить, а уже очень хорошо ориентируется на детском сайте и безошибочно находит нужный мультик.

Глупо отрицать то, что Интернет — штука удобная и полезная для ребенка. В Интернете можно поиграть, молниеносно найти фото редкого животного, нужную информацию для познания, песню, фильм и др. Но не стоит забывать и о детской безопасности в Сети.

Что же нужно объяснить ребенку для того, чтобы избежать неприятных случайностей в Интернете? Прежде всего, выберите и установите подходящие программы, которые будут защищать от компьютерных вирусов, фильтровать и ограничивать доступ к сайтам, нежелательным для просмотра детьми.

Если ребенок маленький, то постоянно контролируйте, что он смотрит или слушает в Интернете. А еще лучше предварительно сами просмотрите то, что собираетесь показать ребенку. Например, перевод или озвучка знакомой песни не всегда соответствует первоначальному варианту- вместо привычной колыбельной ваше чадо может прослушать отборный мат.

Объясните юному пользователю, что не нужно беспорядочно кликать на мигающую рекламу, предложение скачать, открыть, перейти на другой сайт и т.д. С малых лет напоминайте детям, что для посещения Интернета должны быть определенная цель и четко отведенное количество времени на пребывание в Сети. Бесконтрольное и бесполезное хождение по многочисленным сайтам — это время, проведенное впустую.

Если Ваш ребенок уже подрос и самостоятельно пользуется всеми благами цивилизации, то сложно одним родительским контролем оградить его от опасностей. Конечно, нужно проверять историю браузера (список сайтов, которые посещались в последнее время), заглядывать в список друзей в соц. сетях, а также уделять внимание загруженным фотографиям, аудио и видеозаписям.

Но чем старше ребенок, тем больше он противится родительскому контролю, а следовательно, ищет и находит способы, как этого надзора избежать. Поэтому следует заранее терпеливо объяснять детям то, что и почему нужно избегать в общении в Сети.
Прежде всего объясните ребенку, что Интернет — это такое пространство, где размещенная информация не всегда соответствует действительности. Заголовок статьи может не соответствовать содержанию, фотография собеседника на аватаре может отличаться от реального облика, сенсационные факты очень часто оказываются чьей-то выдумкой. Предложите ребенку обращаться к вам за разъяснениями, если что-то увиденное или прочитанное в Сети ему будет незнакомо или непонятно.

Запретите ребенку выкладывать в Интернете любую личную информацию о себе и своей семье. Обговорите конкретно весь список: точный адрес, реальные фамилия и имя, возраст, номера телефонов, место работы родителей, размер их зарплаты, марки и количество машин — все это должно быть скрыто от виртуальных друзей. Расскажите детально и красноречиво, чем может обернуться излишняя открытость.

Обратите внимание ребенка на то, какие фотографии и видеоролики он может выкладывать в общий доступ, а какие лучше приберечь для семейного просмотра или вовсе удалить. Объясните на примерах, какие из отснятых шедевров смешные и безобидные, а какие — неприличные или аморальные и могут повлечь за собой череду неприятностей. Предложите ребенку представить себя на месте того, кого он запечатлел, и спросите, был бы он рад публикации подобного фото.

Проведите ликбез по общению в чатах и соцсетях. Установите вместе и заранее, что приемлемо, а что — нет, как реагировать на употребление мата, оскорбления, провокации, денежные просьбы и др. Научите ребенка ограничивать доступ к своей Интернет-странице, блокировать нежелательных или агрессивно настроенных посетителей.

Также Ваш ребенок должен принять за правило, что все встречи со знакомыми, приобретенными в Сети, должны происходить с согласия и в присутствии взрослых.

Обращайте внимание на то, как меняется настроение Вашего ребенка после пребывания во всемирной паутине, спрашивайте его, что интересного он прочитал, что приятно удивило или, наоборот, ужаснуло, интересуйтесь новыми знакомыми. Путь диалогов и обсуждений труднее, но надежнее!

ПАМЯТКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Классификация интернет-угроз
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей:
• суицид-сайты;
• сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
• наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
• сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
• сайты порнографической направленности;
• сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
• сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
• секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
Правила работы в сети Интернет
1. Не входите на незнакомые сайты.
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет
• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
• Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
• Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
• Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
• Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
• Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
• В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
• Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.
• Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
• Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
• Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
• Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
• Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
• Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
• Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Большинство подростков понимают, что в интернете есть опасный контент, но каждый третий считает, что этот контент не может причинить реального вреда. Родители хотят защитить своих детей от возможных угроз в интернете, при этом многие не используют функцию «родительский контроль». Об этом свидетельствуют результаты совместного исследовательского спецпроекта «Дети и технологии», проведенного Аналитическим центром НАФИ и группой QIWI в мае-августе 2018 года.

По мнению большинства родителей, интернет – это опасная среда для детей (72%). Две трети подростков (67%) понимают, что в интернете есть опасный контент, при этом каждый третий считает, что информация из сети не может принести пользователям реального вреда. 76% подростков подвергают сомнению достоверность информации в интернете и предпочитают использовать разные источники для проверки правдивости освещения, однако каждый четвертый (24%) не сомневается в достоверности новостей из тех источников, которым они привыкли доверять. Таким образом, хотя большинство подростков умеют работать и ориентироваться в цифровой среде, иногда они не осознают связанные с ней угрозы.

Родители не отрицают того, что информация в интернете может быть полезна для подростков: более половины взрослых (55%) считают, что в интернете достаточно полезных для детей материалов. При этом среди подростков абсолютное большинство (90%) отметили пользу современных гаджетов и приложений в их повседневной жизни.

Между родителями и детьми различается понимание того, для чего дети используют цифровые устройства. Так, почти половина родителей (45%) считают, что дети используют компьютер для игр и развлечений. Среди детей лишь четверть (26%) указали, что используют цифровые устройства, чтобы играть.

Родители стараются принимать участие в воспитании подростков и в том, как они взаимодействуют с интернетом. Однако это участие заключается скорее в ограничениях и контроле, чем в просвещении и грамотном погружении подростка в цифровую среду. В ходе исследования был обнаружен парадокс: между установками родителей по использованию интернета детьми и тем, как происходит воспитание и контроль на самом деле, наблюдается сильное противоречие. Большинство родителей (91%) считают необходимым контролировать то, чем занимается ребенок на компьютере и как он или она проводят время в интернете, однако 57% родителей ответили, что не используют функцию «родительский контроль». Половина родителей (51%) только «наблюдают со стороны», чем ребенок занят в сети.

Елена Луценко, руководитель образовательных программ QIWI:

«Противоречие между установками родителей и отношением детей к интернету, нашедшие подверждение в нашем исследовании, заставляют более внимательно относится к вопросам цифрового образования. Мы, взрослые, должны признать тот факт, что если не изменить наше отношение, существующий разрыв между цифровой грамотностью детей и нашей будет только увеличиваться и не в нашу пользу. От нас – взрослых – зависит интеграция детей в цифровую экономику и общество. QIWI уделяет большое внимание этим вопросам, и мы продолжим нашу образовательную миссию в этом направлении».

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Изучение цифровой среды – это часть подросткового развития, поэтому, если дети проводят в сети несколько часов в день, не стоит беспокоиться. Информационные порталы и социальные сети помогают подросткам получать новую информацию, узнавать больше о себе и своём месте во взрослом мире. При этом использование цифровых средств коммуникации детьми должно иметь разумные пределы. Родителям нужно подчеркивать ценность общения лицом к лицу. Следует предупреждать детей о важности конфиденциальности их личной информации в сети, быть готовыми открыто поговорить с подростками о проблемах, возникших в интернете».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных

«На Ваш взгляд, для каких целей Ваш ребенок в основном использует компьютер?», в % от опрошенных родителей

Опрошенные родители
Для игр, развлечений, общения с друзьями 45
Для развлечений и учебы в равной степени 33
Для учебы 15
Затрудняюсь ответить 7

«Выберите, какой из двух суждений Вам скорее подходит?», в % от опрошенных подростков

Опрошенные подростки
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач: для учебы, работы и т.п. 74
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга, чем для учебы или работы 26

Обучите правилам безопасности в интернете

Ребёнок должен познакомиться с правилами поведения в интернете, как только научится открывать браузер. Расскажите ему о том, что в сети могут ограбить, обидеть и напугать, а также нанести вред смартфону или компьютеру. Однако при соблюдении простых правил этого можно избежать. Вот основные из них:

  • Нельзя ничего покупать, в том числе внутри приложений.
  • Нельзя скачивать музыку, игры, приложения, книги и прочий контент с непроверенных сайтов.
  • Нельзя общаться с незнакомыми людьми в программах мгновенного обмена сообщениями и в социальных сетях. Даже с детьми: мальчик или девочка запросто может оказаться взрослым мужчиной.
  • Нельзя раскрывать личную информацию: домашний адрес и телефон, уровень дохода родителей, номер школы, в которой учишься.
  • Нельзя выкладывать слишком откровенные снимки и указывать геолокацию, если фото сделано в квартире или на школьном дворе.

Познакомиться с правилами поведения в сети помогут обучающие игры. Так, «И-риски» посвящена безопасному поведению в интернете, «Классные игры» — правилам общения с кибербуллерами. Обе игры рассчитаны на подростков от 12 лет, а дети помладше могут играть в них при участии родителей или педагогов.

Чем дольше родители смогут по-дружески помогать ребёнку осваивать интернет-пространство, в том числе заводить странички в соцсетях, постить фотографии, обновлять антивирусы и играть в игры, тем лучше.

Лия Шарова, эксперт по интернет-безопасности, основатель школы безопасности «Стоп Угроза».

Поощряйте рассказы о сомнительной информации

Согласно данным Безопасный интернет будущего Регионального общественного центра информационных технологий, один из пяти детей 12–13 лет не обращается ни к кому за помощью в случае кибербуллинга. И только 17% рассказывают о нём родителям.

Чтобы ребёнок сам рассказывал о друзьях, обидчиках, предложениях куда-то пойти, неприличных фото или картинках, присланных посторонними, родителям нужно настроить с ним дружеский контакт. Ребёнок будет рад поделиться любой информацией только при условии, что его не будут критиковать.

Дети скрывают информацию от родителей, так как считают, что ничего, кроме истерик, запретов на выход в интернет и скандалов, от родителей ждать не придётся. Только спокойное дружеское общения позволит вовремя защитить ребёнка от реальной беды.

Лия Шарова.

Расскажите ребёнку, что при возникновении проблемы в интернете он может позвонить в службу «Дети России Онлайн» по номеру 8 800 25-000-15. Операторы оказывают психологическую и информационную поддержку в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.

Позволяйте пользоваться гаджетами только в общей комнате

Стоять над душой не нужно. Посадите ребёнка там, где вы сможете видеть экран гаджета, с которого он просматривает информацию. Если он будет протестовать, объясните, что это нужно для его же безопасности.

Установите контроль на доступные устройства

Согласно данным Children’s Internet Usage Study Центра кибербезопасности и образования США, 62% детей 9–15 лет заходят на взрослые сайты после того, как найдут их в поиске, 21% — смотрят видеоролики, предназначенные для взрослых, 31% — врут сайтам о своём возрасте и 20% — намеренно ищут информацию для взрослых.

Вы не сможете дотянуться до всех гаджетов, с которых ребёнок выйдет в интернет. Однако в ваших силах обезопасить те, что есть дома. Для этого:

  • Установите антивирус.
  • Установите программу родительского контроля.
  • Включите безопасный поиск в браузере.
  • Установите браузеры для детей. Например, «Гогуль» или Kidoz.
  • Разрешите пользоваться только сайтами для детей. Например, сайтами с доменом «.дети».
  • Установите приложения, адаптированными для детей. Например, YouTube или ivi.ru.

Защитить ребёнка от взрослой информации практически невозможно. Дети обходят родительские запреты и ограничения, умело обманывая взрослых. Все они смотрят YouTube на переменках в школе и уже в третьем-четвёртом классе знают и о порнографии, и о наркотиках.

Лия Шарова.

Дружите в социальных сетях

Социальные сети помогут быстро узнавать об интересах и переживаниях ребёнка и поддерживать с ним общение. Добавьте его в друзья, обменивайтесь ссылками, ставьте лайки. Но ни в коем случае не критикуйте страницы друзей или его собственную, не заваливайте комментариями. Ведь если ребёнку станет некомфортно, он заведёт второй аккаунт, о котором вы уже не узнаете.

Важно дружить с ребёнком, в том числе и онлайн, чтобы быть в курсе всего, что он узнаёт. Смотреть вместе его любимых блогеров на YouTube и, что ещё важнее, знать, с кем он дружит и общается.

Лия Шарова.

Не лезьте в переписку без спроса

Невинное желание прочитать переписку ребёнка нарушает его право на личную жизнь и секреты. Проявите уважение и сдержитесь. Если вы не можете справиться с желанием всё контролировать, посоветуйтесь с психотерапевтом. Ведь чтобы знать, что происходит в жизни ребёнка, нужно выстроить с ним доверительные отношения.

Нельзя лезть в переписку ребёнка без его разрешения. Это может очень сильно снизить кредит доверия у детей к родителям. Последствия этого могут быть ещё более разрушительными, чем то, что родители узнали из переписки.

Яна Федулова, кандидат психологических наук, психолог.

А если вы всё же не сдержались и подсмотрели, то не обращайте внимание на ненормативную лексику и грубости. Важно тут лишь то, что представляет опасность: обсуждение драк, предложение наркотиков, приглашения от взрослых посторонних людей, интимные фотографии. И если что-то из этого в переписке вы обнаружили, то соберите волю в кулак, попросите прощения за нарушение границ и объясните ребёнку, что ему угрожает. Причём очень важно сохранять атмосферу доброжелательности, как бы это ни было трудно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *