Интервью с ветеранами

Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов ХХ века

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Участником какой войны вы являетесь?

3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?

9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?

11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля — смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии «языков» и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?

13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.

14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?

15. Ваше мнение о союзниках, если они были.

16. Отношения с местным населением.

17. Боевая техника (оружие) — свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений «человек и техника»; чем было для вас личное оружие?

18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?

19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.

20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).

21. Знакомы ли вам понятия «тыловая крыса», «штабная крыса», «окопная братва»? Есть ли современные аналоги?

22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги «наркомовским 100 граммам», офицерским доппайкам и т. п.?

23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?

26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?

27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?

29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?

31. Что такое война — для вас? Знакомо ли вам чувство «фронтовой ностальгии»? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?

32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, — тогда и теперь.

34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Конкурс сочинений «Письмо ветерану»

среди обучающихся Печенгского района, посвященный

73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов

Час мужества

«Интервью с ветераном Великой Отечественной войны»

Ксения Олейник

Учащаяся 8Б класса

МБОУ СОШ №5 пгт.Печенга

Руководитель:

Софронова Мария Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ№5 пгт.Печенга

Печенгский район, 2018

Уже 73 года прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Второй мировой войны.

Мы живем в условиях, когда в Интернете дети проводят больше времени, чем в общении с друзьями или книгами. Именно в Интернете я читала много информации о событиях той далекой войны. И сведения эти разные – наших солдат называют как героями, так и завоевателями. Мне это кажется странным. Мой папа – военнослужащий, всю свою жизнь я прожила в военном городке и не принимаю иную точку зрения, чем ту, что подвиг советского народа в этой войне – беспримерный. Я состою в отряде ЮНАРМИЯ и принимаю участие во многих патриотических мероприятиях. Мы ухаживаем за памятниками, посещаем ветеранов, поздравляем их с праздниками.

Судьба подарила нам удивительный шанс – пообщаться с очень интересным человеком – Клоповой Анной Федоровной. «Дети войны» — так называют таких людей, как она. Они редко воевали на фронтах Великой Отечественной, но значимость их воспоминаний не менее ценна, чем воспоминания ветеранов. Кто же нам, порастающему поколению, сможет рассказать о жизни наших сверстников в непростое военное и послевоенное время.

Расскажите о том, как жила ваша семья до войны.

Я родилась в г. Коле 23 августа 1941года. Мои родители работали на «лесобирже» — организации, связанной с переработкой и сплавом леса. В семье было двое детей – я и моя сестра Лиля. Папа, Барборин Федор Михайлович, с первых дней войны ушел на фронт и меня он никогда не видел. Колу, по воспоминаниям мамы, бомбили мало, но нас, как и многих других, отправили в эвакуацию. Через два месяца на папу получили похоронку и до сих пор мы не знаем, где его могила. (Мы, юнармейцы, тоже попытались найти его по информации Анны Федоровны на сайте Министерства Обороны, но, к сожалению, безрезультатно. Мы изготовили штендер с его именем, который пронесем в парадном строю Бессмертного полка 9 мая по Печенге).

Где вы жили в военные годы?

Мы приехали в Вологодскую область и всю войну провели там. Мама устроилась на работу в детский сад, а жилье нашей семье выделили на втором этаже того же здания.

Что вам готовила мама?

В основном питались кашами. Хорошо помню, что часто варили гороховую кашу, и потом были проблемы с пищеварением. Летом ели картошку и то, что удавалось вырастить на маленьком огороде. Хлеба было всегда мало. Мяса и сладкого тоже не помню.

А игрушки у вас были?

Дома у нас игрушек не было. Только после войны в Печенге, я помню, мама делала мягких кукол из тряпок. В игрушки мы играли в детском саду. И там они были в основном деревянные.

А когда мама ходила на работу, вас она брала с собой?

Меня мама оставляла дома одну. Сестра, которая на год старше меня, и в садик пошла раньше. Я была совсем маленькая, но хорошо помню, как я подолгу сидела у окна и ждала маму с работы.

Как вы оказались в Печенге?

Мамин брат приехал в освобожденную Печенгу в 1945 году, а в 1946 году предложил и нам переехать сюда. Я хорошо помню наше путешествие в Печенгу. Сухопутной дороги от Мурманска не было, и мы приехали в Лиинахамари на пароходе «Н. Крупская». Он не был пассажирским, люди размещались на двухъярусных нарах.

Вы помните ваше первое впечатление от населенного пункта, в котором вам предстояло жить?

Мне понравилось в Печенге. Здесь уже было мало свидетельств войны, но вот о финнах, которые здесь проживали более 20 лет, многое напоминало. Например, возле их бывших домов еще росла смородина, клубника. У них были хорошие огороды. А за речкой финны сажали траву, которую косили и заготавливали сено для лошадей и коров, и еще несколько лет после войны мы ходили туда за грибами и ягодами, и трава там была густая и красивая.

Где работала ваша мама?

Она работала на молочной ферме. За работу ей сначала давали не деньги, а продукты или вещи. Например, выдали женскую военную форму для мамы (хотя она была не военнослужащей) и нас с сестрой (ее, конечно, пришлось для нас перешивать). Давали ткань, и мама шила нам платья.

А помните ли вы, как пошли в школу?

Конечно, помню. Школа в Печенге открылась в 1946 году, и это была первая школа в районе. Она находилась в «Зеленом городке». Сейчас недалеко от места ее нахождения расположено несколько зданий войсковой части между 19 км. и п. Печенга. Моя сестра не смогла пойти в школу, когда ей исполнилось 7 лет, потому что не было зимней одежды, и только на следующий год мама отдала ее в школу. А через год пошла я. В школе не было электричества, и мы учились при свете лучины. Зимой, когда было холодно или метели, мама возила нас в школу на телеге. Писали мы в тетрадях перьями. Учебников почти не было. Школа была только начальная, т.к. детей было мало и все примерно одного возраста. В школе было 2 кабинета. В одном вместе учились 1 и 3 класс, а в другом – 2 и 4 класс. Было 2 учителя и директор.

Когда в Печенге расположилась воинская часть, приехало служить много военнослужащих. Количество детей резко увеличилось. Школу перевели в поселок, а через несколько лет построили еще одно здание. Когда я заканчивала 10 класс, к открытию готовили новую трехэтажную школу, в которой учитесь вы. А я была ученицей последнего выпуска старой школы.

Школьная жизнь была веселой?

Конечно. Я была октябренком, пионеркой. Вступление в пионеры было большим событием. А в комсомол брали самых лучших. У нас были замечательные праздники. Когда подросла, мы много ходили на танцы. Открытая танцплощадка была в Печенге, а всего в округе (в п.Печенга, на 17 и 19 км.) было 4 клуба, где по выходным и праздникам устраивали танцы.

Послевоенное детство было трудным?

Да. Но другого я бы и не хотела. Тогда люди были иные. Недалеко от нашего дома был Печенгский хлебозавод. Мы, дети, бегали туда, и работники угощали нас свежеиспеченным хлебом. До сих пор не знаю вкуснее еды – свежее молоко, которое приносила с работы мама и горячий хлеб. Мама нас отпускала гулять или собирать грибы-ягоды, и никогда не говорила, чтобы мы чего-то боялись. Незнакомые мужчины не вызывали страха, а про преступность я ничего не слышала. На праздники – Новый год, 7 ноября, День победы – все выходили из дома и пели песни, танцевали, ходили в гости. Мы знали соседей и не закрывали квартиры.

Вам непросто жить одной. Почему не уезжаете к внукам?

У меня была большая семья – муж, трое детей. Мои внуки живут в Петербурге и зовут меня к себе. Но из Печенги я никогда не уеду. Все мои воспоминания связаны с этим поселком. Здесь прошло мое детство и юность. Я ни на что не променяю северную природу. И места красивее Печенги я не знаю.

Что бы вы хотели пожелать нам – детям, живущим в благополучное время и не знающим ужасов войны?

Война отняла у меня отца. Первые конфеты я увидела в магазине Печенги, когда мне было 6 лет. Мне, маленькой девочке, мама не покупала платья, а перешивала из своих. Вам незнакома такая жизнь, и я хочу, чтобы ваши дети тоже ее не знали. Жизнь моей семьи сложилась бы иначе, если бы не война. Война – это горе, это зло, и вы не должны допустить ее.

Анна Федоровна. Мы желаем вам здоровья, любви и внимания близких и мирного неба над головой. Поздравляем с наступающим праздником Великой Победы.

С каждым годом становится все меньше ветеранов. Уходят те, кто может рассказать, что значит защищать свою страну, воевать и встретить долгожданную Победу. Каждая встреча с ними должна навсегда остаться в памяти поколений. Поэтому так важно сегодня запечатлеть в слове их истории, живые свидетельства подвига русского народа.

Как организовать интервью с ветераном? Какие вопросы ему задать? На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в своей статье.

Где найти ветеранов?

Есть несколько вариантов: это могут быть прабабушки и прадедушки ваших учеников или воспитанников, или же бабушки и дедушки коллег, которые могли бы согласиться прийти в ваше образовательное учреждение. Это – самый простой вариант. Если же пойти по этому пути возможности нет, то можно обратиться в совет (комитет) ветеранов и попросить контакты ветеранов там. Записывая контакты, уточните не только полные Ф.И.О. будущих гостей, но и их статус (ветераны/дети войны/труженики тыла/ жители блокадного Ленинграда). Это поможет вам спланировать будущую беседу, подобрать наиболее удачные вопросы для интервью.

Приглашение

И вот вы звоните ветерану. Представьтесь, расскажите, какое ОУ вы представляете, объясните, откуда у вас его контакты и расскажите о цели вашего звонка. Если ветеран согласен прийти к вам и рассказать о себе, расскажите, в каком формате предполагается беседа: интервью будете брать вы лично, или, может, это будет какой-то ученик, или же все будет организовано в формате пресс-конференции. Попросите принести с собой его фотографии в военные годы (если есть), вырезки из газет, награды, письма. Если это ветеран – уточните, в какой период, в каком роду войск и части он воевал, если житель блокадного Ленинграда или, например, ребенок войны, то сколько ему было лет в те годы. Это поможет вам, готовясь к интервью, собрать историческую информацию, подобрать не общие, а более «предметные» вопросы и исключить те, на которые гость точно не сможет дать ответ.

Что с собой брать на интервью?

На интервью возьмите с собой диктофон и фотоаппарат, или же можно обойтись смартфоном (в случае, если он записывает качественно звук и делает качественные фотографии). Если вы планируете снять видео – возьмите камеру (обязательно заранее обсудите с гостем возможность видеосъемки, ведь многие стесняются говорить на камеру). Также не забудьте свой опросник, бумагу и несколько ручек. Стоит фамилии и географические названия не только записывать на диктофон/камеру, но и дублировать на бумаге (т.к. при их расшифровке на слух есть риск совершить ошибку).

Какие вопросы можно задать?

Ниже я приведу самые разные вопросы, которые можно задать гостю, вы можете выбрать наиболее подходящие или же придумать свои.

1. Мирная предвоенная профессия, место рождения, условия жизни, состав семьи.

2. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

3. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

4. Какое участие в войне – на фронте и в тылу – принимали другие члены семьи.

5. Где Вы начали войну и где закончили?

6. Вы помните первого увиденного Вами немца? Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля – смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

7. За какой подвиг и в каких обстоятельствах совершенный были получены награды? Какая для Вас особенно дорога и почему?

8. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?

9. Были ли вы ранены, когда, где и сколько раз? Как и кто оказывал медицинскую помощь, в каких госпиталях и медсанбатах Вы лечились, кого запомнили в стационаре и в дороге, на санитарных летучках, в санитарных поездах? Куда именно вы были ранены? В свою или в другую часть возвращались на фронт после ранения?

10. Когда и откуда писали домой, что сообщали о себе?

11. Когда и какие получали известия из дома?

12. Кто из семьи во время войны был убит или ранен на фронте, кто из семьи отличился на фронте или работая в тылу?

13. Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм. Что для фронтовиков было источником мужества? Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?

14. Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?

15. Какая немецкая техника противостояла солдату в боях, с чем Вы сталкивались?

16. Какая наша техника на земле и в воздухе поддерживала солдата в разное время войны: авиация, артиллерия, танки, «катюши» и все другие средства поддержки?

17. Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена. Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену? Были ли такие среди ваших знакомых?

18. Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах, во время наступления и встреч с освобожденными от оккупации жителями?

19. Расскажите о бытовых трудностях на фронте. Как Вы их преодолевали? В какое время года было труднее воевать? Почему?

20. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

21. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

22. С какими развлечениями в минуты и часы отдыха приходилось встречаться Вам за годы войны: песня, выступления артистов, концерт фронтовой бригады?

23. Была ли любовь на войне? Расскажите

24. Что в разное время войны думали о будущей победе, что Вы думали о времени ее?

25. Что думали о Ленинграде в период его блокады?

26. Где были в День Победы, что делали и что чувствовали?

27. Кем и где вы работали после войны?

28. С кем вы поддерживаете/поддерживали связь из однополчан?

29. Какая ваша любимая военная песня, фильм? Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?

30. Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?

31. Какое напутственное слово Вы скажете современному молодому поколению?

После интервью не забудьте поблагодарить вашего гостя.

Не забудьте сделать качественные фотографии. Можно сделать несколько во время интервью и несколько – после. Для этого заранее подготовьте помещение с хорошим освещением и удачным фоном.

Литературная обработка

Не печатайте просто расшифровку записи интервью, расположите в логической (чаще хронологической) последовательности рассказанные ветераном эпизоды, при этом стараясь придать тексту литературный вид. Ответы на вопросы по одной теме стоит объединить в единый рассказ. Используйте ваши вопросы в качестве логических связок. Будьте внимательны и, обрабатывая текст, не искажайте смысл ответов ветерана. Будет здорово, если перед публикацией вы сможете еще раз связаться с ветераном, показать ему получившийся в итоге текст и при необходимости внести в него последние правки.

О профессии учителя Зинаида Петровна Новицкая мечтала с детства. Любимому делу она посвятила 50 лет. На днях ветеран педагогического труда отметила свое 90-летие.

— Зинаида Петровна, с чего начинался путь в профессию?

— Закончилась Великая Отечественная война, и нашему поколению, пережившему трудные годы оккупации, пришлось наверстывать упущенное, восполнить знания, определиться с будущей профессией. В 6-м классе меня приняли в комсомол. В рядах этой молодежной организации происходило становление моих личностных качеств, таких как целеустремленность, активная гражданская позиция. Я стала более уверенно смотреть в будущее. В школе проучилась до 8-го класса, а дальше за учебу нужно было платить 150 рублей. Таких денег в семье не было, поэтому со школьной жизнью пришлось распрощаться. Но в этот момент выручил райком комсомола, направив меня в Республиканскую школу старших пионервожатых. Позже появилась возможность поступить в Минское педучилище. Так моя мечта стать учителем обретала конкретные очертания.

— В автобиографической книге «Страницы памяти моей» Вы приводите случай, который еще больше укрепил Вас в выборе профессии…

— Да, действительно, в то время я работала в райкоме комсомола, и вот стало известно: мальчики старшей группы детского дома деревни Гастиловичи ушли в лес, поселились в бывшей партизанской землянке. Так детдомовцы выразили протест против бесхозяйственности и злоупотреблений администрации учебного заведения. У них было оружие, найденное на полях сражений, и ни с кем из начальства они не хотели вести переговоры. Ситуация грозила выйти из-под контроля. Я выросла в тех местах, поэтому хорошо знала многих из «бунтарей». Когда через своего брата Анатолия попыталась выйти с ними на связь, они отказались встречаться со мной, узнав, что я состою в штате райкома комсомола. Тогда и возникла мысль уволиться с прежней должности и устроиться старшей пионервожатой в детдоме. Только после этого мне удалось найти путь к сердцам ребят. К ним я стала уже приходить, как на работу. Разучив с ними пьесу «Александр Матросов», предложила показать ее для детдомовцев. К тому времени все лица, допустившие злоупотребления, были наказаны, и мои подопечные согласились вернуться в учебное заведение. Так конфликт был исчерпан, а я уже больше не расставалась с учительской профессией.

— На годы комсомольской юности пришлась и встреча, которая во многом изменила Вашу личную жизнь.

— Произошло это 19 марта 1951 года. К нам в район прибыл заведующий отделом сельской молодежи Минского обкома комсомола Виктор Новицкий. Он выступил с лекцией в школе, где я работала старшей пионервожатой. Так пересеклись наши жизненные дороги. Создав семью, мы в 1952 году переехали в Дзержинск. За свою долгую жизнь Виктор Антонович успел многое сделать для Дзержинского района, своей малой родины. Наиболее полно его талант руководителя, организатора и педагога раскрылся во время работы в системе образования. За свою профессиональную деятельность Виктор Антонович был награжден почетными знаками «Отличник народного образования БССР», «Отличник народного образования СССР», «Заслуженный учитель БССР». В 2006 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин Дзержинского района». Его любовь к людям, преданность делу — пример для многих из нас.

— Без сомнения, рядом с таким человеком ярче проявлялся Ваш педагогический талант.

— Постигая азы педагогической профессии, я старалась быть для учащихся не только учителем, но и другом, товарищем. Без любви к детям невозможно научиться их понимать, а тем более жить с ними общими интересами. В этой связи вспоминается 1955 год, когда в райком комсомола обратился молодой журналист и начинающий писатель Вячеслав Морозов. Он собирал материал для будущей книги о Марате Казее. Я работала тогда в 4 «А» классе на то время еще русской школы города Дзержинска. Наш пионерский отряд решил включиться в поисковую работу. Ребята встречались с бывшими партизанами, которые воевали в одном отряде с юным разведчиком, с его сестрой Ариадной Ивановной Казей. Самыми активными следопытами были Валя Анфиногенова, Валера Бурак, Люда Чупина, Алла Богуш, Галя Рябцева, Антон Залуцкий, Люда Адашкевич, Нина Гармаза, Люся Яковец, Галя Грауман, Гена Лагацкий и другие. Собранные ими материалы впоследствии были использованы Вячеславом Морозовым в книге «В разведку шел мальчишка». В 1955 году райком комсомола присвоил имя Марата Казея пионерскому отряду нашего класса. Позже за такое звание стали бороться пионеры Станьковской СШ, где старшей пионервожатой работала моя бывшая отрядная вожатая Лилия Юшпрах.

В 1963 году в Дзержинске было построено новое здание средней школы №1, и я перешла туда на работу. В этом коллективе проработала 27 лет. В моем архиве хранятся фотографии учащихся. Одна из них, сделанная в 1986 году, наиболее памятна. На ней — третьеклассники. Молодая учительница не смогла найти к ним подход и уволилась. Ребята действительно были очень сложные, но вместе с директором школы Валерием Михайловичем Михалевичем мы решили исправить ситуацию. Много усилий пришлось тогда приложить, старались вовлекать своих воспитанников в различные дела. Через несколько лет класс стал самым спортивным, самым дружным, самым трудолюбивым в школе. Повзрослев, многие из них стали учеными, инженерами, учителями и просто хорошими людьми.

Последние годы работы в школе связаны с Новоселковской СШ. Меня, уже в пенсионном возрасте, пригласила администрация на замену учителя начальных классов, которая ушла в декретный отпуск. С этим периодом также связано немало воспоминаний. По договоренности с председателем местного колхоза Михаилом Федоровичем Грибовым школе выделялся транспорт для подвоза ребят в бассейн. Сколько радости было у детей, когда они научились плавать! И таких примеров можно привести немало. Спасибо всем хорошим людям, которые не отказывали в помощи. Добро никогда не забывается.

В 1997 году я окончательно ушла на заслуженный отдых. За многолетний и добросовестный труд удостоена нагрудного знака «Отличник просвещения БССР», других правительственных наград. Горжусь, что и сын, и дочь пошли по стопам родителей, посвятив долгие годы учительской профессии. Говорят, что всякое будущее есть продолжение прошлого. В нашей семье этот принцип преемственности получил достойное подтверждение.

— Позади годы нелегкого педагогического труда. Но даже будучи на пенсии Вы заявили о себе как активист.

— Конечно, трудно было менять привычный уклад жизни после 50 лет работы в школе, но пришло время уступить дорогу молодым. Нынешнему поколению учителей, пришедшим нам на смену, хочется пожелать быть во всем безупречными — и во внешнем виде, и в поведении, как на работе, так и в быту. К детям всегда приходите с улыбкой и хорошим настроением. Стремитесь подобрать ключик к каждому из своих непосед.

А сидеть без дела — не в моем характере. Долгое время участвовала в хоре ветеранов при городском Доме культуры. Затем стала организатором клуба творческой интеллигенции «Огонек». В течение 10 лет возглавляла ветеранскую организацию учителей отдела образования района. За общественную работу неоднократно поощрялась грамотами, благодарностями и ценными подарками. И в настоящее время участвую во многих мероприятиях, которые проводятся в центральной районной библиотеке. Получается совсем как в песне «Старость меня дома не застанет…»

— От всех бывших Ваших учеников и коллег примите искренние поздравления с юбилеем. Крепкого Вам здоровья, благополучия, душевного тепла и счастья!

В беседе участвовал Виктор УРАНОВ

Уважаемая Зинаида Петровна!

Примите самые теплые и искренние поздравления в день Вашего замечательного юбилея!

Желаем Вам благополучия в семье и мирного неба над головой, светлой надежды в сердце и отрады в душе, настоящей любви родных и понимания окружающих, прекрасного настроения и крепкого-крепкого здоровья на долгие годы!

Районный комитет профсоюза, совет ветеранов учреждений образования

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *