Иоанн Богослов 13 глава

>Новый Завет

Откровение святого Иоанна Богослова

Глава 13.

1И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

2Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

3И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

5И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

6И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

7И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

8И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

9Кто имеет ухо, да слышит.

10Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

11И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

12Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

14И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

15И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

18Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Толковая Библия
Толкование на книгу Апокалипсис

Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство (1–6). Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию (7–9). Призыв к терпению (10 ст). Зверь на земле с двумя рогами (11); его чудеса и обольстительная деятельность (12–16). Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

Откр.13:1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Откр.13:2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря , а не из бездны, как в Откр.11:7. Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан.7:3–7). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (Пс 93:3; Ис 8:7–8, 17:12; Иер 46:7). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства.

Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. – Зверь в Свящ. Писании служит обыкновенно символом царства, а голова зверя – указанием на царя, стоящего во главе царства. Поэтому, и сообразно с Откр.17, изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптического раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемые семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Бож. Царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время, и притом так, что предшествующие ее обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последнего царства, в лице антихриста, зверя о семи головах.

– Говоря о десяти рогах зверя, св. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, о высшей силе и могуществе зверя антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т. е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорит о царской власти зверя-антихриста, о его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2).

Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульные, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь, как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться то внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство66. Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (2Сол.2:4; ср. Дан.7:8, 25). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит о коварстве и жестокости. Дракон, т. е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола – это те его природные силы и способности, которые принадлежат ему как духу и черному и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем которого называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь постольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою (1Ин 5:19).

Откр.13:3. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю.

Описывая зверя, каким он вышел из моря, Иоанн, далее, обращает внимание на перемену, происшедшую в его образе. – Голова зверя была смертельно раненою уже при самом выходе его из моря. Теперь же Иоанн наблюдает только тот факт, как эта рана на его глазах исцелела. – Этот символ закланной, а потом исцеленной головы нужно изъяснять не по отношению к одной какой-либо голове зверя, но по отношению ко всему зверю. Поэтому смертельную рану головы нужно отожествлять с небытием зверя Откр.17:11, а исцеление – с его появлением вновь. Головы зверя есть способность зверя и его вдохновителя-диавола искушать и соблазнять мир, поэтому и смертельная рана головы обозначает временную потерю этой способности или ее ослабление. Но голова была лишь смертельно раненою, а не отделенною и уничтоженною, и, следовательно, способность зверя губить была не то чтобы совсем отнята от него, но лишь лишена возможности проявляться в своей прежней силе. Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но по попущению Божию эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею.

Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диавольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою животворящего креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно (Откр.13:4–8). И это удивление приведет землю, т. е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т. е. антихриста от дракона, т. е. от диавола, и выражение поклонения дракону говорит лишь о том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь постольку, поскольку получит их от дракона-диавола.

Откр.13:4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Откр.13:5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2Сол.2:4). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел (2Сол.2:4, 8) и прор. Даниил (Дан.7:7) и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя (Ин.5:43). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим («ему будут даны…»). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима (Откр.11:2) и с 3 1/2 годами укрывательства жены от дракона в пустыне (Откр.12:6, 14). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

Откр.13:6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Откр.13:7. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Откр.13:8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Откр.13:9. Кто имеет ухо, да слышит.

Откр.13:10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых

Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо, жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, – св. Ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все диавольские козни для соблазна верующих и все средства насилия. Его власть будет столь велика, что будет простираться на всех живущих на земле и благочестивых и нечестивых. И ему поклонятся все те, имена которых не написаны в книге жизни Агнца. Книга Агнца эта та же, что и Откр.19:27. Прибавление определения Агнца указывает на то, что спасение благочестивых от козней диавола и антихриста всецело зависит от веры в Иисуса Христа и от надежды на милость Божию.

После подробного описания зверя-антихриста и тех страшных печальных последствий, причиною которых будет его царствование, откровение обращается с призывом к внимательности. Для благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно вступает в свои права. Зверь-антихрист пойдет в плен, будет лишен свободы и ввержен в геенну огненную (Откр.20:15); как он убивал мечом, уничтожал и разрушал, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, будет уничтожен духом уст Господа (2Сол.2:8). Из этого верующие могут почерпать для себя утешение и ободрение. Выражение «здесь» указывает на то, что именно теперь, во дни антихристианских насилий, нужно особенное терпение, а также и на то, что во всем сказанном имеются ввиду терпение и вера только истинных христиан67.

В пояснение факта особенной успешности деятельности антихриста среди человеческого общества пред взором тайнозрителя открывается картина нового явления – второго зверя. – Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря. Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что составляет собственность земли и всей земной культуры, как она вырабатывается долгой историей человеческого общества и того материализма, который все сводит на действия естественных природных сил, не оставляя места для духа и Бога. Согласно с указанием самого Апокалипсиса (Откр.16:13, 19:20) толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем-антихристом (ср. Мф 24:23–26). Как первый зверь из моря есть личность антихриста – человека греха, царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели их деятельности. Второй зверь будет лжепророком в широком смысле этого слова, именно как провозвестник пред людьми воли антихриста, пришедшего по действию и воле диавола.

Откр.13:11. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Откр.13:12. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

Подобие второго зверя Агнцу нужно ограничить лишь видом рогов68. Сила характеристики в том, что зверь по рогам не совсем такой, как Агнец, а лишь подобен ему. Зверь из земли имеет только два рога (Агнец – семь рогов), что, означая его меньшую силу, отличает его как от Агнца, так и от дракона и зверя. Он может быть только служебною силою по отношению к дракону и зверю; а по отношению к Агнцу он может быть только обманщиком, прикрывающимся внешним видом. Его внутреннее существо и цель его появления, как совершенно противоположные существу Агнца и его отношения к миру, ясно указываются в последних словах стиха: «говорил как дракон». Его слова суть слова лукавства и прельщения, и их цель будет соблазн и гибель людей (Мф 7:15). При этом он будет исполнителем чужой воли и чужого желания, о чем ясно говорит выражение «пред ним». Действуя в качестве слуги зверя-антихриста, лжепророк заставит всю землю и всех людей поклониться этому последнему. В Откр.13было сказано, что антихристу поклонятся все живущие на земле, имена которых не записаны в книгу жизни, т. е. все люди, кроме избранных и совершенных христиан. Здесь (12 ст.) говорится то же самое, только действующим в совершении этого дела выставляется новое лицо – лжепророк.

Откр.13:13. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Таким образом, вся деятельность лжепророка будет направлена к увеличению власти и влияния антихриста над миром. Для этого он будет совершать великие знамения, которые будут во всяком случае естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе69.И если эти чудеса почему-либо могут быть названы ложными, то потому только, что будут совершаться для обольщения, обмана и беззаконных внушений. Таково, напр., будет чудо низведения огня с неба, которое он совершит в противовес чуду двух свидетелей (Откр.11:5), изводивших огонь из своих уст, и которое будет «перед людьми», т. е. с характером показным, публичным и с целью произвести впечатление на людей (ср. 3Цар 18:38; 4Цар 1:10, 12).

Откр.13:14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Лжепророк, как известная личность, при посредстве своей проповеди и чудес склонит людей не только воздать почести самому зверю-антихристу, но даже сделать его изображения и пред ними поклоняться. Эта черта деятельности лжепророка указывает на то, что антихристово царство последнего времени будет носить характер религиозности и будет иметь целью возвещение новой религии. Новая религия будет противоположностью христианству – антихристианством; тогда будут веровать в самого антихриста, который и объявит себя Богом. Он потребует себе божеских почестей, потребует особого богослужения и почитания своих изображений (ср. Дан.3).

Откр.13:15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

В последнее время мира для испытания христианской веры будет нечто особенное. Заговорит статуя зверя-антихриста и отдаст приказание убивать всякого, кто не будет поклоняться пред нею и пред другими изображениями зверя. Значит, тогда будет объявлено полное и повсеместное гонение против всякой другой религии, кроме религии антихристианства. Тогда возможно будет по действу сатанину и чудо со статуей, как будет возможно для лжепророка и низведение огня с неба.

Откр.13:16. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

Начертание зверя может напомнить собою обычай древних римлян, у которых иногда воины выжигали на своих pyках и лбу имена cвоих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) – имена своих господ. Начертание антихристианского имени будет насилием и безусловным стеснением только лишь для святых, для тех, которые не пожелают поклоняться зверю и его статуям. Всякий, кто решится отказаться от принятия начертания, тот тем самым подвергнет себя на полную общественную отчужденность и беспомощность. В этом, несомненно, сильное средство склонить всех малодушных и слабых к признанию власти антихриста и достигнуть цели прельщения людей. Начертание было двояким. Но так как по еврейскому и греческому обычаю того времени буквы алфавита очень часто служили цифрами, так что известное сочетание букв давало то или другое имя или соответствующее тому число и наоборот, то число и имя по отношению к зверю суть то же самое и служит определением его личности, по которому он будет известен среди людей того времени. Тайнозритель не назвал прямо этого самого имени; он указал лишь только соответствующее ему число, представивши самой человеческой мудрости открыть действительное имя антихриста. – «Здесь», т. е. при открытии этого таинственного имени и его значения, нужна мудрость, нужно особенное напряжение ума.

Откр.13:17. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Откр.13:18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени70 будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т. е. число71, составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. – Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение.

При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству cв. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: «иной придет во имя свое» (Ин.5:43) антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя72. Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.

Откровение Иоанна Богослова, 13

Основная статья: Откровение Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова, Глава 13 — тринадцатая глава Книги Апокалипсиса (13:1–18), в которой появляются два Зверя Апокалипсиса — Зверь из моря и Зверь из земли.

Структура

  • Зверь из моря (1-10)
    • Дракон дает Первому зверю власть (2)
    • Первый зверь исцеляется от раны (3)
    • Поклонение Первому зверю (4)
    • Сражение со святыми (7)
  • Зверь из земли (11-18)
    • Поклонение Первому зверю (12)
    • Второй зверь совершает чудеса (13)
    • Второй зверь делает образ Первого зверя (14)
    • Поклонение образу Первого зверя (15)
    • Печать антихриста, Число зверя (16-18)

Первая часть первого стиха этой главы «И стал я на песке морском» (13:1) в Синодальном, большинстве английских переводов и проч., оказалась ошибочно. В исходном варианте, см. например, современный перевод на русский язык, это — последний стих предыдущей главы с другой семантикой — «И стал дракон на берегу моря» (12:18), что является ошибкой какого-то раннего переписчика.

Зверь, вышедший из моря, с семью головами и десятью рогами, и зверь, вышедший из земли с рогами агнца. Matthias Gerung (1500—1570).

Из моря выходит Зверь с 10 рогами и 7 головами, и 10 диадимами, похожий на барса (леопарда), с ногами, как у медведя и пастью льва. Красный Дракон (из прошлой главы) дает ему свою силу, престол и великую власть. Одна из его голов смертельно ранена, но ее исцеляют.

После этого люди земли совершают поклонение Дракону, а затем — поклонение Зверю из моря. Этот зверь получает власть на 42 месяца. Он получает право хулить Бога, сразиться с народом Божьим и победить его. Ему поклоняются все жители земли, чьи имена не записаны в книгу Агнца.

Затем из земли выходит второй Зверь — с рогами, как у Агнца, но говорящий как дракон. Его власть — от первого Зверя, он действует от его имени и заставляет всех жителей земли поклониться первому Зверю же. Зверь из земли совершает знамения и чудеса, а также приказывает людям сделать изображение Зверя из моря. Это изображение может убивать всех, кто ему не поклоняется. Зверь из земли заставляет всех поставить клеймо на правую руку или лоб — число зверя.

Упомянуты

  • Звери Апокалипсиса
    • Зверь, вышедший из моря (Первый зверь)
    • Зверь, вышедший из земли (Второй зверь)
  • Число зверя

Толкование

Море, водная стихия, является символом богоборческих начал; человек, стоящий на его берегу — стоит словно на берегу бездны, из которой приходят сатанинские силы. Срок в 42 месяца — очередная цифра, заимствованная из апокалиптических книг, из апокрифов и Книги Даниила (Дан 7,25; 8,9-14), см. Время, времена и полувремени, она обозначает некий период гонения на Церковь, который все-таки будет иметь конец.

Сброшенный с небес в предыдущей главе Сатана, зная, что его время коротко, пытается причинить как можно больше вреда и для этого передает свою власть и силу Первому зверю.

Образ «зверя» встречается еще в Ветхом Завете для обозначения «царства» (Дан. 7:23). Эта параллель усиливается упоминанием того факта, что у Первого зверя Апокалипсиса и зверя из пророчества Даниила по 10 рогов (Дан. 7:7). 10 рогов имеет и Красный Дракон (Отк. 12:3). Далее у Даниила и в Апокалипсисе 10 рогов означают соответствующее количество царей (Дан. 7:24; Отк. 17:12).

Существуют различные мнения относительно того, кого следует подразумевать под этими зверями. Наиболее распространённые версии:

  1. звери представляют собой сатану и Антихриста или же лжепророка; первый из них — Антихрист, второй — его помощник или ученик;
  2. звери представляют собой власть языческого Рима (в богословии претеризма); первый из них — папство, второй — власть, которая поддерживает его

В раннем христианстве преобладали версии о связи этого пророчества с другими пророчествами об Антихристе. Версия о папстве была разработана протестантами во время Реформации в рамках богословской школы историцизма. Позже эти пророчества были истолкованы католическими богословами (Франциско Ривера (англ.), (Мануэль Лакунза) как относящимися к будущему, к более отдалённым временам. Это истолкование получило название футуризм и приобрело популярность не только в среде католиков, но и в среде современных протестантов.

В книге подчеркивается, что Первому зверю поклонились только те, чьи имена ранее не были записаны в Книге жизни у Агнца, то есть не всё человечество, а лишь неверущие в Христа.

Зверь, вышедший из моря

Основная статья: Зверь, вышедший из моряЧетыре зверя из видения пророка Даниила (манускрипт «Апокалипсис Сен-Севера» комментария на Апокалипсис (англ.)русск. Беата Лиебанского).

При описании Зверя автор книги использует выражения, восходящие к книге пророка Даниила, где описываются 4 больших зверя, вышедших из моря, непохожих один на другого (Дан. 7:3): первый — как лев … (Дан. 7:4), второй, похожий на медведя (Дан. 7:5), … ещё зверь, как барс … и четыре головы были у зверя сего (Дан. 7:6), … зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; … и десять рогов было у него (Дан. 7:7). Эти звери символизируют империи, которым противостоит Царство Сына Человеческого (Дан 7,3-6) — персидскую (барс с 4 крыльями), халдейскую (лев с орлиными крыльями), мидийскую (медведь) и эллинистическую империи.

У Зверя есть признаки всех четырёх зверей: пасть льва, ноги медведя, туловище барса и 10 рогов четвёртого зверя из книги Даниила. Объединяя в себе признаки четырёх животных, зверь, вышедший из моря, по своей сути напоминает истукана, увиденного Навуходоносором во сне и символизировавшего будущую историю всех мировых государств (Дан. 2: 31-45). Новый зверь, объединяет черты четырех животных Даниила, и это значит, что новая мировая империя включает в себя свойства всех предыдущих, то есть это Римская империя. И Рим в данном тексте является прообразом царства антихриста, прообразом царства, которое делает все, противоположное Царству Божию.

У Зверя из моря одна голова смертельно ранена, но потом она оказывается исцеленной, и именно она — главный враг. Возможно, это символ римского императора, который умер, а потом считался воскресшим — Неро редививус или воскресшего Нерона (см. также Лже-Нерон).

Богохульные имена, начертанные на коронах Первого зверя — возможно, титулы римских императоров, которые сами по себе были кощунством, начиная с первых титулов Августа (само слово «август», или по-гречески «себастос», значит «священный, дающий благословение»).

Позже, в 17-й главе, автор подробнее описывает первого Зверя и разъясняет смысл символов.

В христианском богословии Зверь из моря считается одним из названий антихриста в Новом Завете, где он также назван человеком греха, сыном погибели (2Фес. 2:3).

Зверь, вышедший из земли

Основная статья: Зверь, вышедший из земли

О нём написано сравнительно немного. Говорится о том, что он «имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон». Библейское значение рога в пророчествах — это царь или царство, поэтому основной акцент в толковании образа Второго Зверя делается на том, что два рога должны символизировать двух царей или два царства.

Это помощник Первого зверя, лжепророк. Он руководит душами обитателей плохого царства, и при этом подобен Агнцу Христу (у него такие же рога). «Это как бы карикатура, гротеск на Агнца, закланного в начале мира, это тень Христа, пародия на Него», он тоже творит чудеса и является посланником — но уже Сатаны.

Существует узкое, конкретное толкование этого персонажа — в этой трактовке это просто какое-то реальное историческое лицо, которое жило вдалеке от моря, что и подчеркивается утверждением, что он «из земли» (а Зверь из моря символизирует Италию, окруженную морями). Возможно, в то время в Малой Азии некто, чье имя не сохранилось в письменных источниках, проповедовал какую-то антихристианскую религию. Однако демоны издавна появлялись в древних текстах по парам, где один символизировал воду, а другой сушу (левиафан / бегемот).

Есть версия, что он символизирует всю совокупность провинциальной власти и жречества, служивших культу цезаря и заставлявших христиан поклоняться ему. То, что он говорит «как дракон» — возможно, имеется в виду, «как змий», то есть как Змий Искуситель.

Образ зверя, начертание и число зверя

Основная статья: Число зверя Основная статья: Начертание зверя

Каждому будет наложено (на правую руку или на чело) «начертание, или имя зверя, или число имени его». Число зверя в тексте Откровения названо «числом человеческим», и это число — «666».

В христианском богословии «начертание» (или другими словами — «печать», «знак») зверя рассматривается как противоположность печати Божьей, как пародия на аналогичный знак принадлежности верующего к Церкви. «Начертание зверя» на правой руке или на лбу связывают с текстом из книги Второзаконие «и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.6:8,9), буквальное понимание этих слов стало основанием священного иудейского обычая иметь иудеям при молитве на левой руке и на лбу филактерии, поэтому начертание зверя могут рассматривать как своего рода пародия этого обычая, как знак (клеймо, печать), указывающий на принадлежность зверю .

В претеризме видели связь числа зверя с Нероном: при написании семитскими буквами (которые имели цифровое обозначение) слов «кесарь» и «Нерон» получилось число 666.

Примечания

  1. Библия | Откровение 12 (Перевод РБО. Радостная Весть). allbible.info. Дата обращения 3 апреля 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 О. Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова (недоступная ссылка). www.alexandrmen.ru. Дата обращения 22 марта 2018. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  3. 1 2 3 4 5 Откровение Иоанна Богослова. Комментарии Уильяма Баркли. allbible.info. Дата обращения 22 марта 2018.
  4. William Whiston, An Essay on the Revelation of St. John, so far as concerns the past and present times. — Cambridge: Printed at the University-Press, 1706. — P. 217.
  5. Ernst W. Hengstenberg, The Revelation of St. John, expounded for those who search the Scriptures. Translated from the original, by the Rev. Patrick Fairbairn. vol. 2. — New York: Robert Carter & Brothers, 1853. — P. 27-28.
  6. John C. Woodhouse, The Apocalypse, or, Revelation of Saint John…: A Dissertation of the divine origin of the book… — London: Printed for J.Hatcherd, 1805. — P. 332.
  7. John Hooper, The Revelation of Jesus Christ, explained agreeably to the Analogy of Holy Scripture and the interpretation of its symbols by a Clergyman. — London: Joseph Masters, 1850. — P. 144.
  8. Samuel Lee, The Events and times of the Visions of Daniel and St. John, investigated, identified, and determind; with some remarks on the character and use of metaphors and symbols. — London: Seeleys, 1851. — P. p. xlv.
  9. Старец Иосиф Ватопедский. О кончине века и антихристе.

Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

Зверь, вышедший из моря

Шкура в леопардовых пятнах отличает Зверя из моря от красного Дракона Апокалипсиса в буквалистски аккуратных иллюстрациях «Откровения» Эта статья — об апокалиптическом образе зверя. О фильме см. Зверь, выходящий из моря.

Зверь, вы́шедший из мо́ря (Первый зверь) — один из зверей Апокалипсиса (Откр. 13:1-2).

Согласно библейскому рассказу, вместе с Зверем, вышедшем из земли (Вторым зверем), был показан в видении апостолу Иоанну.

Описание зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва.

— (Отк. 13:1—2)

Сюжет

Основная статья: Откровение Иоанна Богослова, 13

Действиям Первого и Второго зверей целиком посвящена 13-я глава книги Откровения. В ней Иоанн видит Зверя, поднимающегося из моря, одна из его голов смертельно ранена, но она исцеляется. Дракон Апокалипсиса отдает Зверю свою власть, которая длится 42 месяца. Люди поклоняются Зверю, позже появляется второй Зверь, из земли, который действует от лица первого зверя и создает его изображение (образ), которому люди поклоняются и от которого они позже получают .

В следующей, 14-й главе Первый зверь снова упоминается в таком контексте: появляются три ангела с пророчествами о конце света, и третий из них проклинает тех, кто поклонился образу Зверя из моря, они будут «пить вино ярости Божией». В нескольких последующих главах продолжают упоминаться не сам Зверь, а те, кто ему поклоняется. В 16-й главе один из ангелов-мстителей выливает одну из 7 чаш гнева Божьего (пятую) на престол Зверя, отчего его царство покрывает тьма. В той же главе из уст Зверя из моря, Зверя из земли (лжепророка) и Красного дракона выходят нечистые духи, похожие на жаб.

Основная статья: Откровение Иоанна Богослова, 13 § Толкование

Как указывают некоторые ученые, большинство христиан, живших в ранние и средние века, считали зверем, вышедшим из моря, Римскую империю.

Современный исследователь Библии Фрэнсис Найджел Ли (англ.)русск. приводит список из более чем ста имён, куда включены, в частности, Ириней Лионский (202), Блаженный Августин (430), Беда Достопочтенный (735), Иоахим Флорский (1202), Джон Фокс (1587) и другие, которые считали, что зверь, подобный барсу, — это Антихрист.

При описании Зверя автор книги использует выражения, восходящие к книге пророка Даниила, где описываются четыре больших зверя, вышедших из моря, непохожих один на другого (Дан. 7:3): первый — как лев … (Дан. 7:4), второй, похожий на медведя (Дан. 7:5), … ещё зверь, как барс … и четыре головы были у зверя сего (Дан. 7:6), … зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; … и десять рогов было у него (Дан. 7:7). У Зверя есть признаки всех четырёх зверей: пасть льва, ноги медведя, туловище барса и 10 рогов четвёртого зверя из книги Даниила.

Таким образом, если опираться на ветхозаветный текст, зверь, вышедший из моря, по мнению некоторых ученых, имел 1 голову и пасть льва, 1 голову и ноги медведя, 4 головы и туловище барса и одну голову четвёртого зверя, на которой находились 10 рогов. Объединяя в себе признаки четырёх животных, зверь, вышедший из моря, по своей сути напоминает истукана, увиденного Навуходоносором во сне и символизировавшего будущую историю всех мировых государств (Дан. 2: 31-45).

Зверь багряный

В 17-й главе книги Откровения изображена Вавилонская блудница, сидящая на звере, у которого тоже 7 голов и 10 рогов, однако он багряного (красного) цвета и все тело его покрыто богохульными именами (а у зверя из моря имена были только на головах). Однако в популярных толкованиях они часто смешиваются, и толкование голов багряного зверя относят к головам зверя из моря.

Ангел поясняет Иоанну значение голов этого зверя: «… Семь голов суть семь гор, … и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришел, и когда придёт, не долго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой…» (Откр. 17:9—11). Из этих стихов видно, что апостолу Иоанну показано видение во время шестого царя, когда пять царей уже пали, а седьмой ещё не пришёл.

Имеются различные толкования семи царей, например:

  • семь царей — это семь римских императоров, правивших во время апостола Иоанна: Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан (Тит), Домициан, Нерва (7-й) и Траян (8-й),
  • семь царей — это семь империй, которые угнетали народ Божий: Египет, Ассирия (Ханаан), Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Римская империя, царство антихриста,
  • семь царей — это семь форм правления, существовавших в Риме: цари, консулы, децемвиры, военные трибуны, диктаторы, императоры, папы, или цари, консулы, диктаторы, децемвиры, трибуны, цезари, царство Остготов (7-й), царство папы (8-й),
  • семь царей — это семь крупных монархий, из которых состояла Римская империя: Картахена, Александрия, Митридат, Македония, Греция и Галлия с зависимыми царствами, Рим и Константинополь.

Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

Слава нашему Господу за прекрасную возможность вновь приветствовать вас на совместном исследовании книги Откровение. В начале этой встречи хотелось бы искренне поблагодарить Господа за каждого из вас, что вы помогаете продвигать настоящую истину для последнего времени. Слава нашему Господу, что мы вместе можем двигать книгу Откровение. Взирать в будущее и видеть своими глазами, как пророчество из этой удивительной книги, которая адресована каждому искреннему христианину, как все пророчества из этой книги, сбываются в наше время на наших глазах. Слава нашему Господу! Хотелось бы напомнить, что на предыдущей встрече мы исследовали семнадцатый текст из двенадцатой главы книги Откровение. Мы обнаружили, что остатком Божьим является тот народ, который соблюдает заповеди Божьи и несет пророчества из книги Откровение. То есть, пророчества засвидетельствованные Иисусом Христом для народа последнего времени.

Другими словами, остаток Божий, о котором говорит книга Откровение, является не тот народ и не та церковь, которая сама себя называет верным остатком. Но остатком являются те люди, о которых говорится в книге Откровение, которые страдают за свидетельство Иисуса. Народ, который поносим теократическим обществом за простые библейские предостережения. Но при этом они верят в Иисуса и соблюдают Его заповеди. Прежде чем мы начнем знакомиться с пророчеством тринадцатой главы, нам нужно в первую очередь обозначить и ответить на вопрос, откуда выходит зверь, которой описан в первой части пророчества тринадцатой главы. Другими словами, пророчества тринадцатой главы делятся на две части. Первая часть описывается с первого по десятый стих. Это действие нечестивой власти в продолжение 42 месяцев. А с одиннадцатого текста и до конца этой главы, описывается, как отступивший протестантизм будет выводить на мировую арену римо-католическую систему, которая получила смертельную рану в 1798 году.

Итак, давайте начнем знакомиться с этим удивительным пророчеством, прежде чем нам понять, что же означает для Иоанна число шестьсот шестьдесят шесть. Давайте откроем книгу Откровение и посмотрим, откуда же выходит зверь. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. (Откровение Иоанна Богослова 13:1,2)». Это нам напоминает, как народу Библии, пророчества из седьмой главы книги пророка Даниила, где Даниил, вдохновленный Святым Духом, описывает ход истории. И из моря в седьмой главе выходят звери один за другим.

Первый зверь, как лев, но у него крылья орлиные. Второй зверь подобно медведю, переваливающий с одной стороны на другую. Третий зверь, как барс, у которого четыре головы и четыре крыла. А четвертый зверь страшный и ужасный. То есть, если внимательно сравнивать эти пророчества, у Даниила эти звери, которые представляют языческие империи, начиная с Вавилона, эти звери выходят один за другим. У Иоанна же эти звери объединены в одном звере, что составляет страшный и ужасный альянс. То есть, объединение всего нечестия, которое будет гнать святых и свидетелей Иисусовых. Этот момент нам понадобится для дальнейшего исследования пророчеств книги Откровение. Мы должны понять, что книга пророка Даниила должна лежать в контексте исследования тринадцатой главы. Потому что Даниил предсказал это пророчество, а Иоанн описывает, как оно исполнилось в средние века.

Для того, чтобы это увидеть, давайте сделаем сравнение седьмой главы книги пророка Даниила и будем сравнивать с тринадцатой главой книги Откровение. Для начала мы прочитаем двадцать пятый стих из книги пророка Даниила. «И против Всевышнего будет произносить слова, и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Даниил 7:25)». Теперь давайте откроем тринадцатую главу книги Откровение и прочитаем шестой текст. Только будем помнить слова из двадцать пятого текста, где сказано, что нечестивая власть будет в продолжении времени и времен и полувремени, произносить слова против Всевышнего. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. (Откровение Иоанна Богослова 13:6)». Другими словами мы находим, что Иоанн, описывая пророчества тринадцатой главы, использует ключевые фразы и лексику из седьмой главы книги пророка Даниила.

Тем самым, показывая, что пророчество Даниила исполнилось в лице малого рога. Давайте вновь откроем седьмую главу книги пророка Даниила и прочитаем двадцать первый текст. «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их… (Даниил 7:21)». Для сравнения вновь откроем тринадцатую главу книги Откровение и прочитаем уже седьмой текст. Помня, что мы читали в двадцать первом тексте седьмой главы. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем. (Откровение Иоанна Богослова 13:7)». Из этого сравнения мы увидели, что Иоанн, описывая пророчество о звере, который выходит из моря в тринадцатой главе, использует ключевые фразы и выражения из седьмой главы книги пророка Даниила. Теперь давайте сравним еще одно место из книги пророка Даниила. Для этого прочитаем восьмой текст седьмой главы.

«Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. (Даниил 7:8)». Теперь давайте вернемся в тринадцатую главу и посмотрим пятый текст, чтобы увидеть тесную связь тринадцатой главы книги Откровение с седьмой главой книги пророка Даниила. «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. (Откровение Иоанна Богослова 13:5)». Дорогие друзья, сравнивая эти пророчества, разве мы не находим тесной связи? Только Даниил пророчествовал об этом задолго до этих событий, а Иоанн описывает исполнение этого пророчества. Более того, эти пророчества, то есть, пророчества из книги пророка Даниила и пророчества Иоанна тринадцатой главы, тесно связаны одними временными рамками.

Давайте вновь откроем двадцать пятый стих седьмой главы и прочитаем, сколько времени малый рог будет вести богохульную экспансию, заполняя все широты земли своим нечестием, объединяя возле себя всех отступников. «И против Всевышнего будет произносить слова, и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Даниил 7:25)». Времени и времен и полувремени, тесно связаны с пророчеством тринадцатой главы, где зверь, выходящий из моря в пятом тексте, он действует 42 месяца. То есть, 1260 буквальных лет, начиная с 538 года по 1798 год. И мы видим, что к концу этого времени, малый рог уничтожает силу народа святого, чтобы исполнились слова Иисуса Христа, Который поднял правую и левую руку к небу и клянется Живущим во веки веков.

«И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится. (Даниил 12:7)». Из этого небольшого сравнения нетрудно заметить, что книга пророка Даниила является ключевым моментом для правильного понимания книги Откровение. Теперь, когда мы с вами определили библейский контекст, в котором необходимо читать книгу Откровение тринадцатую главу, нам нужно ответить ещё на один немаловажный вопрос. А именно, давайте определим, откуда выходит зверь в тринадцатой главе книги Откровение. Мы вновь прочитаем первый текст из этой главы. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные. (Откровение Иоанна Богослова 13:1)».

Зверь выходит из моря. Нетрудно понять на основании пророчеств, кого представляет это море. А для этого давайте откроем семнадцатую главу книги Откровение, где Иоанн объясняет символ, кого представляет море, из которого выходит зверь. Давайте прочитаем пятнадцатый стих семнадцатой главы. «И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки. (Откровение Иоанна Богослова 17:15)». Таким образом, мы находим, сравнивая одно место с другим, что Библия толкует сама себя. Мы должны понимать, что мы не можем вносить в эти пророчества своих идей или объяснять его так, как мы его понимаем. Библия должна корректировать наш разум и наши мысли. Тогда мы получим благословение от исследования Священного Писания. Потому что Иоанн предупредил в конце книги Откровение.

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей. (Откровение Иоанна Богослова 22:18,19)». Поэтому давайте держаться вернейшего пророческого слова. И прежде чем мы начнем исследовать текст за текстом, хотелось бы подчеркнуть еще самую основную деталь, которая нам необходима при исследовании дальнейшей части книги Откровение. А для этого давайте откроем двенадцатую главу и прочитаем третий стих из двенадцатой главы.

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. (Откровение 12:3)». Давайте запомним последовательность описания дракона, который назван дьяволом и сатаной и сравним его со зверем из тринадцатой главы, который выходит из моря. Мы определили, кого представляет море. Это люди языки и народы. Давайте сравнивать с текстом, где дано описание зверя. Только будем вспоминать, как выглядит дракон из двенадцатой главы. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные. (Откровение 13:1)». Сравнивая описание дракона из двенадцатой главы и зверя из тринадцатой главы, мы видим существенную схожесть. Но в то же самое время нам, как народу последнего времени, следует отметить, что у дракона в двенадцатой главе в третьем тексте семь голов и на головах семь диадим.

А у зверя тоже семь голов и десять рогов, но на головах у него имена богохульные, а на десяти рогах десять диадим. Что это означает на самом деле и почему в описании дракона и в описании зверя из тринадцатой главы Иоанн помещает разницу. Во-первых, у дракона нет элементов богохульства. Здесь же на каждой голове имена богохульные. Это вопрос будущего времени. А именно, когда мы будем исследовать пророчества семнадцатой главы. Потому что семнадцатая глава является объяснением тринадцатой главы. И сейчас мы это кратко посмотрим. В семнадцатой главе дан ответ, почему у дракона нет имен богохульных, а у зверя, который является точной копией дракона, на головах имена богохульные. Для начала откроем семнадцатую главу книги Откровение и прочитаем третий текст. Мы будем подробнейшим образом отвечать на этот вопрос. Но как бы предваряя эти события, давайте прочитаем третий текст, где Иоанн сообщает.

Что ангел, который показывает ему книгу Откровение, повел меня в духе в пустыню: «и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. (Откровение Иоанна Богослова 17:3)». Этот зверь очень похож на дракона из двенадцатой главы и на зверя из тринадцатой главы книги Откровение. Если зверь имеет на головах имена богохульные, то зверь в семнадцатой главе преисполнен именами богохульными. Поэтому дальше описывается суд. Ангел говорит Иоанну: «я покажу тебе суд над великой блудницей, которая сидит на звере багряном». Другими словами, дракон из двенадцатой главы, зверь, выходящий из моря тринадцатой главы и зверь из семнадцатой главы, описывают промежутки времени. Двенадцатая и тринадцатая главы описывают нам богохульную экспансию зверя, который выходит из моря и дракон для этого передает ему силу престол и власть.

А вот зверь из семнадцатой главы, показывает, к чему он приводит этот мир. Этот мир, на котором сидит жена, преисполнен именами богохульными. То есть, чтобы исполнились слова Священного Писания, которое предупреждает нас, что Бог обязательно совершит суд по причине умножения беззакония. Другими словами, Иоанн, сравнивая зверя из тринадцатой главы и зверя из семнадцатой главы, желает показать через ключевые фразы, то, что записано в послании к семи церквям. Первоапостольская церковь начала свой исход из этого духовного Вавилона с чистоты и святости, а заканчивается Лаодикией. Другими словами мы видим, как в послании семи церквям Бог дает откровение о чудовищной деградации христианского мира. Если в церкви Ефес находятся Николаиты, то уже в Смирне сборище сатанинское. В Пергаме престол сатаны. В Фиатире Иезавель проповедуют глубины сатанинские с христианских кафедр.

В Сардисе это привело к тому, что они думают, что они живы, но они мертвые. Филадельфия, для которой открыта великая дверь, этот остаток опять окружает сборище сатанинское. Но Иисус говорит: «так как ты сохранил слово в терпении, то Я сохраню тебя от годины искушения, которое придет на всю вселенную». А ангел Лаодикийской церкви, то есть, служители последнего времени, которые живут в наше время, которые должны провозгласить весть о суде, говорят верному свидетелю, что они якобы ни в чем не имеют нужды. Но Иисус свидетельствует всему Своему народу, что руководство таких организаций, они слепы, нищи и наги. И Господь, добавляя, говорит: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Поэтому Бог обращается сегодня к нам через слово. Кто имеет уши, выдвини уши, чтобы слышать. Другими словами, мы обозначили наперёд общий контекст.

Книга Откровение описывает нам ход христианской истории, которая началась с Первоапостольской церкви, как победоносная. Но, тем не менее, христиане допустили Иезавели проповедовать с христианских кафедр глубины сатанинские. Это их привело к тому, что они из церкви гонимой стали церковью гонящей. Иоанн, когда видит церковь, названную великою блудницею, которая упоена кровью святых и свидетелей Иисусовых, он удивился. Но ангел сказал ему, что ты дивишься, я покажу тебе тайну жены. Тайну, которая скрывается в этой жене. Тайна беззакония. У неё есть дочери, подобно, как в Ветхом Завете у Иезавели была дочь Гофолия, которая продолжила богохульные деяния своей матери. Поэтому Иисус, как верный свидетель, обращаясь к ангелу Лаодикии, призывает его к покаянию. Но в то же самое время, чтобы не погиб его народ за недостаток ведения, Иисус, обращаясь, говорит: «кто имеет уши, да слышит, что дух говорит церквям».

Сегодня дорогие друзья, мы сделаем только вводную часть к тринадцатой главе книги Откровение. И в начале этой встречи мы обнаружили, что Иоанн, описывая пророчества тринадцатой главы, тесно привязывает всю лексику и ключевые фразы к седьмой главе книги пророка Даниила, чтобы показать. Если Даниил пророчествовал о малом роге, как о будущих событиях, то Иоанн описывает это пророчество, как исполнившееся пророчество. Более того, Иоанн желает показать, что нечестивый альянс, который проник во все религиозные организации, приведет этот мир в богохульное состояние. О чем Иоанн говорит нам в семнадцатой главе, где зверь преисполнен именами богохульными. На этом звере сидит жена, которая упоена кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых. И в то же самое время в первом тексте мы находим, что жена сидит на водах многих.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *