Иоанн богослов

Житие Иоанна Богослова

Весь жизненный путь святого – это служение Любви. Она присутствовала абсолютно во всём, что окружало апостола, ибо в ней была его настоящая сила, которую он сердечно даровал людям.

Иоанн родился в простой семье рыболова. Именно по этой причине его и доныне почитают как покровителя рыбаков. С детства он отличался кротостью и справедливостью, которые граничили с некоторой резкостью.

Но всегда на первом месте для него оставалась безграничной любовью ко всему. Несмотря на свой порою пылкий нрав, святой отличался достаточной скромностью. Даже имея особенное положение среди учеников Спасителя, он никогда не пользовался этим и всегда придерживался праведного пути.

Выдающимися чертами характера праведного были наблюдательность и сильная восприимчивость ко всем событиям. Всё это проникало очень глубоко в помыслы Иоанна и становилось частью его самого. Он всегда оставался чутким к болям и переживаниям других: страдания каждого проживал, как свои собственные.

Но с самой великой и возвышенной Любовью он относился к своему Учителю. Жизнь Иисуса стала оплотом и примером для святого. Из неё он познал истину и благодать, всю полноту духовного мира. По его убеждению, преданность – это начало всего, где её нет, там возникает раздвоенность, неуверенность, сомнения, а это разрушает человека как личность.

Иоанн стал не только последователем Христа, своим словом он стёр границу между настоящим и будущим. Ведь каждый истинный христианин, который обращается к Богу через молитву, уже причастен к вечной Божественной жизни, а значит, будущее всего человечества совершается уже здесь, на земле.

Икона Иоанна Богослова

Часто в православной иконографии апостол изображается кротким и величественным старцем, с чертами глубокой духовности и нежности, с печатью величественного спокойствия на челе и пронзительным взором, который внимает изречения своего Учителя.

Главной особенностью облика Иоанна на иконе является книга, которую он держит в руках и прижимает к сердцу. Именно через неё открывается его великое учение о Любви… к Богу, к миру, к человеку.

День Иоанна Богослова

День памяти святого Православная Церковь отмечает 8 мая (по старому стилю) или 21 мая (новый стиль). Это большое празднование сопровождается исполнением акафиста и вознесением молитв к Иоанну. Особенно часто к нему обращаются люди, которые находятся по его покровительством:

  • рыбаки;
  • писатели;
  • издатели;
  • книгопечатники.

Также считается, что искренняя молитва, обращённая к апостолу, спасает от любого физического недуга, в частности от сильного отравления, и от хвори душевной. Велика сила праведного в молитвах о семейном счастье, ибо основа его – Любовь.

Известен и тот факт, что каждый год в праздник Иоанна Богослова из гроба, где хранятся мощи святого, появляется благовонное миро и дарует всем молящимся исцеление от всяческих болезней и напастей.

Акафист Иоанну Богослову

Красивое церковное песнопение, посвящённое и обращённое к апостолу, имеет огромное значение и чудодейственную силу. В нём заключены главные пророчества святого, его земные деяния и помыслы. Но главное – оно дарует Любовь, ибо только в ней сокрыто долгожданное спасение и обретение вечной жизни.

Текст акафиста святому апостолу:

Кондак 1

Избранный от мрежей рыбарских на проповедь Евангелия, и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, о великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли единаго истиннаго Человеколюбца, Егоже ты серафимскою любовию возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства и зовущих ти: Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Икос 1

Ангельских Сил и всякия твари Творца, Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу и явльшагося на земли спасения нашего ради, узрев ходящаго при мори Галилейстем и взывающаго тя со братом твоим, Иоанне блаженне, в звание апостольства, оставль мрежи рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, любве ради Христовы отца по плоти оставивый.

Радуйся, Христом Небеснаго Отца обретый.

Радуйся, мир и вся его прелести презревый.

Радуйся, небесная благая в возмездие получивый.

Радуйся, плоть духу совершенно поработивый.

Радуйся, дух твой Сладчайшему твоему Учителю Иисусу покоривый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 2

Видя Христос Господь непорочную чистоту твоего сердца, плотскими сластьми не омраченную, суди тебе достойна быти зрения таинственных откровений, имиже проникая во глубину богословия, возможеши проповедати оное во услышание всего мира; сего ради нарече тя «сыном громовым», вопиюща Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания озаряя твою душу, шествовал еси по Благом Учителе твоем, учася из уст Его исходящия премудрости и, ради совершеннаго твоего незлобия и девственнаго целомудрия, был еси возлюблен Христом Господем твоим. Услыши убо нас, воспевающих ти сице:

Радуйся, незлобия рачителю.

Радуйся, девства и чистоты хранителю.

Радуйся, любве богословския учителю.

Радуйся, добрых нравов наставниче.

Радуйся, смиренномудрия зерцало.

Радуйся, Божественныя благодати светило.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 3

Силу Божества Христова, сокрытую под облаком немощнаго человеческаго естества, познал еси явно, егда Воскрешаяй дщерь Иаирову и потом Преображаяйся на Фаворе сподоби тя со инеми двема учениками быти свидетелем таковых преславных чудес. Познав же Христа быти Бога истиннго, из глубины сердца твоего воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велие дерзновение к возлюбившему тя Христу Сыну Божию, возлегл еси на персех Его при совершении Тайныя Вечери, и егда прорекаше Господь о предатели Своем, тогда един ты дерзнул вопросити о имени его. Сего ради вопием ти:

Радуйся, возлюбленный Христов учениче.

Радуйся, присный Его друже.

Радуйся, невозбранно на персех Господних почивый.

Радуйся, дерзновенно о тайне предательства вопросивый.

Радуйся, паче иных учеников ко Христу ближайший.

Радуйся, яко тебе множае пред другими Апостолы Христос Божественныя тайны открываше.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 4

Буря ярости и зверскаго неистовства жестокосердых и неблагодарных иудеев, егда воста на Христа Сына Божия, тогда вси ученицы Его, страхом объяти бывше, бежаша; но ты, питая к Нему любовь множайшую паче иных, на вся муки Христовы смотря, даже и до креста пребыл еси неотступно, сердечно состраждущи Деве Матери Божией, плачущей и рыдающей, и удивляяся крайнему милосердию и долготерпению Божию, взывал еси Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.

Икос 4

Вися на кресте пригвожденный за грехи наши Спас мира и видев тебе и Матерь Свою ту предстоящих, усынови тебе Преблагословенней Деве Богородице, глаголя Ей: «Жено, се сын Твой, — и тебе потом: — Се Мати твоя». Мы же, достойно почитая таковую честь, на тебе показанную, воспеваем сице:

Радуйся, усыновления Божия Матере сподобивыйся.

Радуйся, тем наипаче ко Христу, яко некиим духовным родством, присвоивыйся.

Радуйся, Матери Божией достойно послуживый.

Радуйся, во все время на земли пребывания Ея препитавый Ю.

Радуйся, и во успении ко гробу честное и святое Ея тело проводивый.

Радуйся, с блистающимся вравием, Архангелом Гавриилом принесенным, одру Ея предшедый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси во Асии, отшед в ню на проповедание слова Божия, по жребию тебе падшему, но прежде попусти Господь быти тебе поглощену в мори, благодать же Божия, всегда с тобою пребывающая, сохрани тебе во глубинах морских жива и по четыренадесятих днех повеле волне морской воспенившися извергнути тебе на брег, еже егда узре ученик твой Пpoхор, уже оплакивающий твою кончину, велиим гласом воззва чудодействующему Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ефесстии жителие преславное чудо, тобою сотворенное, воскресением отрока Домна умерщвленнаго от беса, в бани пребывающаго, воспеша велегласно силу Бога, тобою им проповеданнаго, и избавльшеся от гнуснаго идолослужения, взываху тебе сице:

Радуйся, истиннаго Бога служителю.

Радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, мертвецев силою Христовою оживляяй.

Радуйся, тоюже жизнь и здравие возвращаяй.

Радуйся, помраченныя умом к Свету Истины призываяй.

Радуйся, правыя веры просвещением к добродетели наставляяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 6

Проповедник богоносный слова Божия быв во Ефесе, и усердствуя о распространении благодати Евангельския, подкреплял еси твое учение знаменьми страшными и неудобь постигаемыми: единою бо молитвою опровергл еси капище Артемидино, да зряще сие идолопоклонницы, познают Единаго Бога, Емуже мы вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия уже полным сиянием во Ефесе свет веры Христовы, тобою проповеданныя, егда злочестивый Домитиан воздвиже гонение на христианы; тогда и тебе, яко усерднаго исповедника имени Христова, посла епарх в Рим связана, идеже и претерпел еси страшная мучения, ихже ради сретаем тя приветствии сими:

Радуйся, Христова ради исповедания биенный.

Радуйся, чашу смертоноснаго яда невредно испивый.

Радуйся, в конобе елея кипящаго не сваривыйся.

Радуйся, силою Христовою в лютых мучениях цел сохранивыйся.

Радуйся, кесаря, мучащаго тя, пачеестественною безвредностию устрашивый.

Радуйся, тоюже народ о величестве Бога, христианами почитаемаго, уверивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 7

Егда узре мучитель, яко и самолютейшия муки, им изобретенныя, не возмогоша умертвити тебе, тогда возмнев тя безсмертна быти, на остров Патмос во изгнание осуждает. Ты же, повинуяся Промыслу Божию, тако благоволившему, с благодарностию воспевал еси Богу, вся во благая устрояющему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая показал еси чудеса идолопоклонником, ища обратити их к спасительной вере Христовой, егда пловущу ти во изгнание твое, повелением твоим отрока утопшаго море на корабль жива изверже, буря укротися, вода сланая в сладкую претворися, воин от чревныя язвы исцелися, и по пришествии твоем в Патмос, бес пытливый из Аполлонида изгнася. Тогда вси зрящии таковая непостижимая события, прихождаху к познанию Триипостаснаго Бога. Мы же тя ублажаем тако:

Радуйся, морю и буре повелеваяй.

Радуйся, сатанинских духов от человек изгоняяй.

Радуйся, болезни единым словом исцеляяй.

Радуйся, всем в нуждах помощь подаваяй.

Радуйся, отрока от потопления морскаго избавивый.

Радуйся, неверных во истинной вере утвердивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 8

Странно бе видети жрецам Аполлонова храма, яко дом того, егоже они, безумнии, яко бога почитаху, ты единым словом на землю испровергл еси; чудящеся купно и ярящеся на таковое твое дерзновение, идоша к волхву Кинопсу, усердному предстателю бесов, да отмстит безчестие их бога. Он же, слеп сый душею, не ведая силы, в тебе обитающия, покушашеся мечтании и разными привидении тебе устрашити и на тя народ подвигнути: но потом сам, окаянный, надеяся на волхвования своя, погрузися в море и тамо погрязе, безсильным бывшим бесом спасти его, воспрещенным от тебе именем Иисуса Христа Сына Божия, Егоже прослави народ, сего чудесе свидетель, воспев: Аллилуиа.

Икос 8

Весь и всего себе исполнив любве Божественныя, был еси вместилищем даров Святаго Духа: будущая прорицая, отстоящая яко близ сущая сказовая, недужныя исцеляя, жене Анфипатовой, в болезни рождения страждущей, едва на праг дому вступил еси, облегчение даровавый. Приими убо от нас, грешных, похвалы сицевыя:

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, Духа Святаго обиталище.

Радуйся, реко, чудоточная цельбоносныя болезнем силы.

Радуйся, громе, поражающий древняго змия и его ангелов.

Радуйся, коварство лукаваго сатаны озобличаяй.

Радуйся, верных от козней его защищаяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 9

Всякое беззаконие истребляя ревностно от среды людей, к нимже послан был еси, низпровергл единым словом капище Бахусово, Нукиана волхва чудесы препрев, из волка соделал еси кроткаго агнца и привел ко Христовой вере, и мать, неистовным разжжением блуднаго греха к сыну, обличив, обратил еси к покаянию; оныя же, от греха обратившеся ко спасению, немолчно взываху Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство любомудрия человеческаго не возможет изрещи, ниже ум плотскаго человека постигнути, еже ты возвестил еси нам о безначальном бытии Триипостаснаго Бога: подобно бо Моисею во громех и блистаниих на горе приял еси от Бога тайну Богословия и возгласил еси миру, еже в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное и всему существующему виновное, имущее Свет животный, егоже тьма не может объяти. Озаряеми таковым облистанием света Божественныя Истины, почитаем тя яко таинника Безначальныя Троицы и воспеваем тя яко совершеннейшаго Богослова:

Радуйся, орле, воспаривый до самаго огнеобразнаго Престола Божия.

Радуйся, трубо, возгласившая миру Предвечнаго и Безначальнаго Бога.

Радуйся, недоведомыя тайны Божия нам открываяй.

Радуйся, человечество и Божество Христово нам изъясняяй.

Радуйся, любве к Богу и ближним нас научаяй.

Радуйся, за сию любовь присущность Божию нам обещаваяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 10

Спасти хотя души человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа Сына Божия, имети совесть незазорну и любити друг друга, во еже не токмо зде, но и в селениих праведных воспети лепотно Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стены Горняго Иерусалима узрев во откровении, преподал еси нам проречение того, еже уже есть и имать быти до скончания мира, сказуя нам сие иносказательными словесы, и предоставляя разумети имущим ума Божественнаго. Удивляяся таковой премудрости, тебе от Бога дарованней, воспеваем тя сице:

Радуйся, познанием Альфы и Омеги превозшедый естество человеческое.

Радуйся, вместилище таинств неудобьвмещаемых человеческим умом бывый.

Радуйся, неизреченная Божия откровения узревый.

Радуйся, оныя верным преподавый.

Радуйся, радости святых еще в жизни сей познавый.

Радуйся, оными ныне в преизбыточествии наслаждаяйся невозбранно.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 11

Пения жертву благодарну принесе тебе, святый Апостоле Иоанне, оный христианин, иже в нищету пришед, и не имый чим воздати долги своим заимодавцем, паде в отчаяние, и искаше сам себе насильственною умертвити смертию; но ты, яко человеколюбив сый, желая избавити того и временныя, и вечныя смерти, крестным знамением сено во злато претворив, вручил еси оному убогому, да тем златом и долги отдаст заимодавцем, и дом свой препитает, Богу же, чрез тебе его облагодетельствовавшему, да поет: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная душа твоя, достигнув в меру возраста и в мужа совершенна, позна приближение времени нужнаго человеку изменения, во еже тленному наследити обещанное нетление, и смертному обещанное безсмертие. Тогда повелел еси учеником твоим погребсти себе жива; наутрие же пришедше ко гробу твоему, и откопавше, ничтоже в нем обретоша. Познавше убо, яко изменение твое сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако:

Радуйся, орле, обновивый твою юность безпрепятственным возлетением к Солнцу Славы Божия.

Радуйся, таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго.

Радуйся, по обещанию Благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов.

Радуйся, творяй на оном суд и правду посреде людей Божиих Израиля.

Радуйся, наслаждаяся лицезрением Того Сладчайшаго Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и воскресения возлегл еси.

Радуйся, от Его благоутробия ходатайствуяй нам вся благая.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 12

Благодать дана есть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показуя сим чудом, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непрестанно сердцем и душею во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды твоя во апостольстве и чудеса и исцеления, яже источал еси и источаеши благодатию Духа Святаго, в тебе обитающаго, восхваляем Бога, даровавшаго нам таковаго путеводителя, наставляющаго нас на путь спасения и милосердствующаго о бедности нашей. Приими убо от нас, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

Радуйся, учениче Христов изящнейший.

Радуйся, учителю Церкве Христовы изряднейший.

Радуйся, богословов начало и основание.

Радуйся, Божественных Таин откровение.

Радуйся, девствующих пример и поощрение к целомудрию.

Радуйся, всех верных, к твоему заступлению прибегающих, скорая помоще и покровительство.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 13

О преславный и всехвальный Апостоле и Евангелисте, наперсниче Христов, возлюбленный Иоанне! Твоим всесильным ходатайством ко Всеблагому твоему Учителю и нашему Владыце и Господу испроси нам вся благая временная и вечная и христианскую кончину живота нашего, да с тобою в селениих праведных и со Ангельскими лики воспоем Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Святитель Иоанн Богослов – поистине величайший среди апостолов. Его жизнь – образец для будущих поколений, ведь основа её – всеобъемлющая Любовь и праведная Вера, что ведут каждого христианина к благодатной, а значит, лучшей жизни.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео рассказ о Иоанне Богослове:

Апостол и Евангелист Иоанн, названный Богословом

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Апостол и Евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном Галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей обладал значительным состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, имея доступ к первосвященнику. Мать Иоанна, Саломия, дочь Иосифа Обручника, упоминается также в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Иоанн был сначала учеником пророка Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем.

Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом.

Вместе с Петром и братом Иаковом Апостол Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, слышать беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы.

А на Тайной Вечере он был так близок к Господу, что по его собственным словам возлежал у груди Иисуса, откуда и произошло его наименование наперсника (перси — грудь по церковно-славянски), ставшее нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в Евангелии, именует себя учеником, “которого любил Иисус”. Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь, сказав ему: “Се (вот) — матерь твоя”.

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию.

За это он и его брат Иаков были названы Господом “сынами грома”. Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Святого Духа, он решается просить себе вместе с братом Иаковом места рядом с Господом в Его грядущем Царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий.

После Вознесения Господня мы часто видим Апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и большей частью пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее блаженного успения стал проповедовать в других странах.

В проповеднической деятельности Апостола Иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одну определенную область, и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей — в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Преимущественно же он жил в Ефесе.

При императоре Домициане (81-96 гг.) Апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых Апостол, и по приказанию этого гонителя Церкви был брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной.

Святой апостол Иаков Зеведеев

Тогда Домициан послал его на пустынный остров Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис или Откровение о судьбах Церкви и всего мира. Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю.

Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова.

После смерти Домициана Апостол Иоанн из ссылки вернулся в Ефес. Епископы и пресвитеры Ефесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал.

Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые унижали и даже отрицали божественное достоинство Господа Спасителя. Необходимо было предохранить верующих от учений.
В своем Евангелии Апостол Иоанн изложил беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее. Эти беседы, обращенные к ученым книжникам, были более трудными для понимания и, вероятно, по этой причине не попали в первые три Евангелия, которые были предназначены для новообращенных язычников. Приступая к составлению Евангелия, апостол Иоанн назначил пост для Ефесской церкви и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и написал Евангелие, носящее его имя.

Апостол Иоанн и ученик Прохор

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры — о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении.

Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: “В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово” (Иоан. 1, 1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: “Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веря, имели жизнь во имя Его” (Иоан. 20, 31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, Апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (т. е. окружные послания). Главная мысль в его посланиях — христианам надо научиться любить: “Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Иоан. 4, 7-8).

“Любовь до такого совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (1 Иоан. 4, 17-21).

О последующей деятельности Апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа.

Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику.

При виде Апостола, юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: “Дети, любите друг друга”. Ученики спросили его: “Почему ты повторяешь одно и то же?” Апостол ответил: “Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните”.

Эта любовь превращалась в пламенную ревность, когда Апостол встречал лжеучителей, которые развращали веровавших и лишали их вечного спасения. В одном общественном здании он встретил лжеучителя Коринфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. “Пойдем скорее отсюда, — сказал Апостол ученику своему, — я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.

Святой Иоанн Богослов скончался естественной смертью (единственный из апостолов), будучи около 105 лет, в царствование императора Траяна. Обстоятельства смерти апостола Иоанна оказались необычными и даже загадочными. По настоянию апостола Иоанна его закопали живым.

Погребение апостола Иоанна Богослова

На следующий день, когда раскопали могилу Апостола, она оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, но останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста.

Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его Вознесения. На вопрос Апостола Петра, что будет с Апостолом Иоанном, Господь ответил: “Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй) раз, что тебе до того, ты иди за Мной”. Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: “И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет” (Иоан. 21, 22-23).

АПОСТОЛУ ИОАННУ БОГОСЛОВУ

Тропарь, глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, /
ускори избавити люди безответны, / приемлет тя припадающа /
Иже падша на перси приемый. / Егоже моли, Богослове, /
и належащий облак языков разгнати, / прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть? /
Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, /
и молишися о душах наших, /
яко Богослов и друг Христов.

Считается, что легендарный город Эфес — второе по посещаемости туристическое место в Турции после района Султанахмет в Стамбуле. В городе действительно сохранилось много древних памятников, и он имеет потрясающую историю. Даже беглое перечисление исторических фактов и вымыслов, связанных с Эфесом, приводит в благоговейный трепет. Еще во времена хеттов город носил название Апаса (от которого и произошло более позднее Эфес) и был столицей могущественного государства Арцава, длительно враждовавшего с Хеттской империей. Он был крупнейшим городом античного мира, здесь находилось одно из семи чудес древнего мира — храм богини Артемиды. Здесь жил греческий философ Гераклит, длительно проповедовал апостол Павел, здесь записал свою часть Нового Завета апостол Иоанн, в Эфесе он был и похоронен, также здесь находятся могилы апостола Луки, Тимофея, Марии Магдалины и, страшно сказать, самой Богородицы — Святой Марии.
Город многократно менял свое местоположение вдоль устья реки Каистр, поэтому сейчас логично говорить не о какой-то точке на карте под названием Эфес, а о целом районе, куда входят развалины античного Эфеса и современный турецкий город Сельчук, о котором и пойдет сейчас речь.

Наиболее вероятно, что именно крепость нынешнего Сельчука была первым Эфесом. На этом холме были найдены погребения микенского периода, II тыс. до н.э. Эфес всегда был портовым городом, поэтому его история — это бесконечная борьба местных жителей с наносами реки Каистр, впадавшей в Эгейское море. Когда-то море плескалось непосредственно у стен цитадели Сельчука, но с течением времени река заболачивала округу, и морская линия отодвигалась на запад. В силу этого, городское поселение мигрировало вслед за морским побережьем. Прибывшие сюда в 11 в. до н.э. ионийцы основали акрополь уже несколько западнее, примерно там, где сейчас находятся руины римского Эфеса.
В историю города вмешивались также могущественные правители центральной Малой Азии, они вносили свои корректировки в расположение Эфеса. Во времена правления лидийского царя Креза город опять переместился на восток, дальше от моря, но ближе к величественному храму Артемиды — одному из семи чудес древнего мира. Видимо основой экономики Эфеса тогда стал сбор денег с многочисленных паломников, стекавшихся в храм Артемиды со всего света. Затем, при эллинистическом правителе Лисимахе город опять сместился к побережью, туда, где сейчас находятся многочисленные античные руины. Здесь Эфес пребывал вплоть до конца I тыс. н.э. В византийскую эпоху порт опять начал терять значение для граждан, и городское поселение сдвинулось обратно к исходной точке — нынешнему холму Сельчука. Здесь была построена византийская крепость, которую можно наблюдать и сейчас, пусть и несколько перестроенной последующими турецкими правителями. В византийское время крепость получила название — Агиос Теолог (Святой Богослов) в честь апостола Иоанна Богослова погребенного внутри ее стен в огромной базилике Св. Иоанна. Впоследствии, турки превратили название Агиос Теолог в Айясолук.
На фото три важнейших достопримечательности Сельчука — на переднем плане шедевр исламской архитектуры мечеть Иса-бея, правее, руины величественной базилики Св.Иоанна, а на заднем плане — византийско-турецкая крепость. Фотографировал я это великолепие, стоя в канаве, где когда-то находилось чудо древнего мира — храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды — древнейшее и важнейшее сооружение в Эфесе. По греческому преданию, первый храм богини был возведен амазонками, они же основали, по мнению греков, город Эфес. Стоит отметить, что паранойя греков по поводу существования амазонок очень устойчивая, амазонки и их влияние упоминаются многократно. Для древнего грека амазонка совершенно реальный персонаж, и как это интерпретировать не совсем понятно. Археологически известно, что Эфес существовал задолго до греков, но кого нужно считать амазонками в его истории вопрос сложный. Миф об амазонках перекликается с самим культом Артемиды — в сущности древней малоазиатской богини, Великой матери Ма, Амма или Кибелы древних фригийцев и лидийцев. Видимо, стоит думать, что культ богини матери в Малой Азии восходит еще к Чатал-Хююку, древней индоевропейской прародине.
Заболоченный котлован, где теперь «плавают» остатки храма Артемиды Эфесской.

Один из первых храмов Артемиды, найденных на месте позднего чуда света, был очень маленьким по размерам, наполовину деревянным. В силу его размеров нельзя сказать, что это было очень значимое святилище. В сущности, значительный интерес к культу Кибелы-Артемиды появился в Эфесе после его захвата лидийцами в 6 в. до н.э. Именно лидийский царь Крез дал денег на строительство огромного храма, а денег у него было много — «богат как Крез» — известная поговорка древнего мира. И стоит вспомнить, что в столице Лидии городе Сарды также располагался гигантский храм Артемиды, который, кстати, намного лучше сохранился, чем знаменитое чудо античности из Эфеса. Стоит думать, что возможно строительство храмов Артемиды было способом проталкивания государственной идеологии Лидии по всей Малой Азии. Т.е. в каком-то смысле амазонками были лидийцы)
Интересна и некоторая взаимосвязь амазонок и кочевников киммерийцев. Как и последние, амазонки активно воевали в Малой Азии, но потом почему-то откатились на периферию греческого мира в степи Причерноморья. Последующая традиция часто связывала их с сарматами, скифами и другими кочевыми народами юга современной России.
Один из первых храмов Артемиды, найденный на месте нынешнего.

Местоположение для храма было выбрано тоже интересное. Как видно на фото, святилище находилось в очень низменном месте, не зря одним из эпитетов Артемиды было определение — Болотная. Кстати, в Сардах храм Артемиды стоит хоть и несколько повыше, но тоже не на горе, как, например, знаменитый храм Афины в столице Греции. И ведь такие святилища, не говоря о наводнениях, значительно сложнее оборонять, чем храмы в акрополях. А ведь эти храмы были очень богатыми — баснословно богатыми. Древние источники пишут, что храм Артемиды в Эфесе был банком всей Малой Азии, считалось, что если отдать свои деньги на хранение в храм они не пропадут. Правда, известно, что киммерийский царь Тугдамме все же разграбил святилище в 7 в. до н.э., отчего Артемида наслала на него смертельную болезнь.
Как всем известно, храм построенный на деньги царя Креза был сожен Геростратом в 356 г. до н.э., по преданию, он сгорел в ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Собственно, именно этим объяснялось, почему могущественная Артемида не смогла уберечь свой собственный храм — она якобы в это время помогала при родах будущего покорителя Азии. И божественный Александр помог богине отстроить ее святилище, следующий храм в Эфесе ( и кстати в Сардах тоже) был построен уже на его деньги.

Нужно признать, что от великого храма не осталось практически ничего. Он был полностью уничтожен христианами в 4-5 вв. Для новой религии было очень важно разрушить святилище Великой Матери, так как ее культ был главным конкурентом христианства в Малой Азии.
Об этом писал, посетивший Эфес в 1880-90 гг., российский дипломат В.А. Теплов
>>>Эфесский храм был в особенности ненавистен христианам, так как там они встретили наибольшее сопротивление со стороны жрецов. Поэтому лишь только позволили разрушать древние храмы, все, что только можно было взять и вывезти — колонны, статуи, мраморные плиты — все это было растащено и употреблено на постройку частных домов. Императоры сами подавали тому пример: Константин опустошил Азию, забрав оттуда разные художественные произведения и перевезя их в свою новую столицу. Когда Юстиниан стал строить храм Премудрости Божией, Эфес явился для него как бы каменоломней, где находились уже вполне готовые материалы: двенадцать колонн, которые украшают ныне св. Софию были вывезены из Эфеса. Близость моря облегчила возможность увоза разных остатков древности; быть может даже, что великолепное сооружение Динократа было разрушено нарочно до основания, под влиянием реакции против старой, поверженной уже в прах религии.
Реконструкция храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды был обнаружен в 1869 г. английским археологом Джоном Вудом. Для этого ему потребовалось вырыть котлован глубиной 6 метров, так как немногочисленные остатки храма были занесены наносами реки Каистр. Все что Вуд нашел полезного в этом котловане он увез в Лондон, в те времена все древние города в Азии активно грабились европейскими археологами. Поэтому, на месте ничего не осталось. Более того, вызывают определенные сомнения те остатки храма, что сейчас выставили в котловане для туристов. Дело в том, что у них нет масштабности, которая, по идее, должна была быть свойственна храму Артемиды в Эфесе. Тут, правда, нужно признать, что очень сложно выяснить, каковы были размеры храма, прежде всего высота, так как площадь его проясняется при раскопках.
Но вот какой высоты были колонны храма не очень понятно, я встречал мнения, что высота храма Артемиды — 18 м. и высота одной колонны тоже 18 м., что как-то странно, так как кроме колонн на высоту здания влияли и другие элементы. Исходя из размеров и пропорций поставленной в болоте одной колонны, я бы предположил, что 18 м. это общая высота сооружения, ибо колонна откровенно мелковата — на глаз 10-12 м. высотой (хотя часто врут, что 14 м.) И заметно, что в основании новодельной колонны храма Артемиды, сложенной из кусков, вставили какие-то дополнительные элементы, тем самым пытаясь сделать ее выше. Но, бесконечно наращивать высоту нельзя, так как колонна откровенно тонковата для этого, можно предположить, что ее изначальная высота не превышает той, что мы сейчас наблюдаем, а возможно и меньше. А если это так, то значит храм Артемиды был весьма приземистым сооружением с колоннами примерно 12 м. и общей высотой в 18 м.
Для сравнения я специально вставлю здесь фото колоннад аналогичного по всем параметрам храма Артемиды в Сардах, он имеет те же габариты — примерно 100 м. на 50 м. Почувствуйте разницу, размер колоннады святилища в Сардах воистину эпический. Плюс там сохранились две колонны на полную высоту — 16 м.

И вот, что можно увидеть в эфесском котловане — достаточно жалкое подобие колонны, никаких 18 м. высоты у которой быть не может. Т.е. или эфесское чудо света существенно уступало размерами храму Артемиды в Сардах, или в котловане находятся обломки какого-то другого сооружения. Но, вероятнее здесь первое, видимо храм Артемиды не выделялся какими-то значительными размерами.
Сейчас в этом болотце обитают специальные водоплавающие собаки)

Почему-то очень грустные. Хотя почему — понятно, история здешних мест грустная, вот собаки и грустят, а еще тогда было очень жарко)
Можно предположить, что святилище Артемиды в Эфесе погибло из-за агрессивной рекламы и близости к побережью (стройматериалы храма можно было легко грузить на корабли и растаскивать по всему свету) Поэтому крупные античные святилища в Сардах и, например, в Дидимах сохранились лучше, чем широко разрекламированное чудо древнего мира.
Река Каистр видимо создавала в Эфесе настоящие бедствия своими разливами, так как результаты ее деятельности — речные наносы, ощущаются здесь повсеместно. Даже средневековые турецкие мавзолеи 15 века вросли в землю очень глубоко — на 3-4 метра, что уж тут говорить о постройках до н.э. Эту территорию можно перекапывать еще 1000 лет, весь древний город находится глубоко под землей.
В византийское время город пришел в серьезный упадок, когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 г. от него осталась только маленькая деревня. Следующий расцвет Эфеса или Айясолука начался с приходом сюда турецкой династии Айдыногуллары в начале 14 века. Они превратили город опять в порт, здесь базировался сильный флот бейлика Айдын с помощью которого турки занимались пиратством и держали в страхе все Эгейское море. Они понастроили в городе значительное количество мечетей, караван-сараев, мавзолеев, многие из них дошли до нашего времени.
Средневековая турецкая баня тоже вросла в землю по самую крышу. К сожалению, баня была полностью огорожена забором и закрыта на замок. К своему удивлению, я выяснил, что Эфес самый «огороженный» город в Турции из всех, где я бывал. Как правило, эта болезнь здесь не очень распространена, но видимо в Эфесе сказывается высокая туристичность места. Поэтому буквально все закрыто решетками, например, в верхнюю крепость Сельчука тоже попасть нельзя, она постоянно закрыта на якобы реконструкцию, и продолжается это не одно десятилетие.
Теперь приступим к осмотру второго значительного объекта в Сельчуке — руинам базилики Св. Иоанна, расположенной на замковой горе. Апостол Иоанн, как известно, долго жил в Эфесе и здесь же был похоронен. Знаменитый Апокалипсис Иоанна, часть Нового Завета, был написан тоже тут. Все действие Откровения Иоанна происходит на западе Малой Азии, все семь церквей апокалипсиса находились вблизи Эфеса.
«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
Крепостные стены крепости Агиос Теолог (Святого Богослова).
Базилика Св.Иоанна была возведена императором Юстинианом I (483-565 гг.) на месте старой небольшой церкви, которая, по преданию, стояла на месте могилы любимого ученика Иисуса Христа. Эта базилика стала крупнейшим храмом Византии, длинной более 100 метров, с шестью куполами, она была схожа с церковью Св. Апостолов в Константинополе.
В 7-8 вв. церковь была окружена крепостными стенами, так как начались суровые времена арабских набегов. Внутрь крепости вели единственные ворота, их прозвали Воротами Гонений, так как они были украшены рельефом с изображением погибших греческих героев. Вот как описывает крепость В. Теплов, чье мнение я здесь уже приводил:
>>>На горе Прионе ныне стоят развалины замка позднейшей конструкции, построенного мусульманскими эмирами из материалов, извлеченных из древних зданий; интереса этот замок представляет довольно мало, да в добавок доступ к нему от наваленных камней чрезвычайно труден. Над воротами этой крепости в былое время красовался барельеф, изображавший смерть Гектора или Патрокла. Изваяние это долго принималось за изображение страстей христианского мученика, почему и ворота эти были названы “вратами гонения». Англичане увезли к себе и этот барельеф.
Внутри замка, башни которого четырех-угольные — небольшая мечеть, несколько жалких лачуг и груды обломков.<<<
Ворота Гонений крепости Сельчука.
Интереснейшая деталь рассказа Теплова в том, что он не упоминает о существовании церкви Св. Иоанна в крепости. Он вообще не знал, где она находилась, и считал, что возможно на ее месте находится главная мечеть Сельчука. Т.е. во время посещения Тепловом Эфеса ( в 1880-90 гг.) никаких руин базилики в крепости не было.
А более ранний его предшественник — русский путешественник Норов Авраам Сергеевич, кстати, министр просвещения Российской империи, в 1840-х годах ничтоже сумняшеся считал, что мечеть Иса-Бея и есть церковь Св. Иоанна, и премного по этому поводу сокрушался.
Все это лишний раз доказывает, что нынешние руины церкви Св. Иоанна являются новоделом в самом чистом виде. Остатки базилики откопали только в первой половине 20 века, и весь 20 век шла реконструкция храма.
Ворота Гонений вид изнутри крепости.
Платформа где располагался атриум — открытый двор базилики. Когда смотришь на это строение, сложно представить, какой объем восстановительных работ здесь проводился.
Недостатка в стройматериалах у строителей базилики естественно не было, рядом находились руины античного Эфеса. Возможно именно с этим обстоятельством связаны огромные размеры строения.
Внутренний объем церкви, вид от алтаря на запад. В центре четыре колонны отмечают место могилы Иоанна Богослова.
Могилу апостола попытались вскрыть, но внутри ничего не нашли.
Так выглядела базилика Св. Иоанна возведенная императором Юстинианом в 6 веке. На переднем плане платформа с открытым двором.
Вид сбоку. Здесь виден баптистерий и небольшая сокровищница на переднем плане.
Апсида церкви Св. Иоанна.
Плиты алтарной преграды.
Несущие столбы сооружения.
Руины баптистерия
Базилика Св. Иоанна перестала существовать в 14 веке, возможно она погибла при землетрясении в 1360-х годах. Ее гибель часто связывают с нашествием Тамерлана, как известно, Железный Хромец взял Эфес приступом в 14 веке. Правда, маловероятно, что воины Тимура целенаправленно разрушали такое огромное здание. Вероятнее всего, что здание постепенно ветшало и разрушалось. Оно, кстати, успело побывать и исламской мечетью, видимо базилика Иоанна выполняла функции пятничной мечети Айясолука, пока не построили соборную мечеть Иса-Бея. И скорее всего мечеть Иса-Бея возвели именно потому, что погибла византийская базилика — нужно было строить новое большое здание.
Капители колон.
Мраморный ящик с отверстием.
К юго-востоку от церкви располагался дворец епископа, от него остались достаточно внушительные руины. Это скопище колон и стен видимо и есть бывший дворец.
Вид на современный город Сельчук.
Как я писал выше, доступ в крепость Сельчука сейчас закрыт, но я попытался туда пробраться.
Я заметил, что по уступам стены прыгают турецкие ребятишки, значит заграждения здесь не сплошные, и где-то есть зазор, куда можно пролезть. Я нашел эту дырку и тоже пошел вдоль стены цитадели.
Стены крепости возводились по классической схеме в две линии, где передняя стена была существенно ниже задней. Правда, передняя стена хуже сохранилась.
К сожалению на воротах крепости стояла решетка, внутрь попасть было нельзя, и мне пришлось возвращаться.
Башня крепости сложенная из многочисленных сполий.
Вода в цитадель поступала по акведуку, его длина более 600 метров. Возвели его также при Юстиниане в 6 веке.
Вода из акведука попадала в цистерну рядом с Воротами Гонений. При этом цистерна эта находится за крепостными стенами. В крепости естественно тоже есть цистерны, но я их не заметил. Когда-то этот резервуар имел крышу, ее держали колоны с коринфскими капителями.
И последней осмотрим мечеть Иса-Бея, из всех трех великих сооружений Сельчука этот шедевр исламской архитектуры сохранился лучше всего.
Мечеть возвели в 1375 г., видимо, после разрушения базилики Св. Иоанна. Серьезные размеры соборной мечети свидетельствуют о приличном населении Айясолука при династии айдынских беев. Видимо, пиратство приносило ощутимый доход, Эфес опять стал городским центром, а не деревней.
Бросается в глаза сходство мечети Иса-Бея и знаменитой мечети Омейядов в Дамаске — мечеть Айясолука действительно строил выходец из Дамаска.
Мечеть Иса-Бея вполне гармонично смотрелась бы и в Стамбуле, она может конкурировать размерами со многими более поздними османскими строениями. Уже многие признаки стамбульских мечетей здесь присутствуют — открытый двор и общая устремленность вверх, не хватает только большого купола.
Сталактитовый портал и характерное для Сирии черно-белое украшение фасада.
Над порталом главного входа высится только один минарет, как правило всегда делали два вблизи стоящих минарета, такое архитектурное решение характерно для иранских мечетей. Я думал, что изначально их действительно было два, просто один обвалился, но, видимо, так и было задумано. Второй минарет здесь был, но он располагался аналогичным способом на противоположном входе в мечеть.
Минарет мечети Иса-Бея вид из внутреннего двора.
Арки и своды минарета.
Внутренний двор мечети с садом. Когда-то по краям двора здесь существовали крытые галереи, как и в мечети Омейядов, сейчас от них осталось лишь несколько колонн. Колонны, естественно, позаимствовали из руин Эфеса.
Арка противоположного входа в мечеть.
Во дворе выставлено множество турецких надгробий
Внутри сходство с мечетью Омейядов еще больше, чем снаружи. Гранитные колоны позаимствовали тоже из Эфеса.
Когда-то изразцы покрывали весь купол, сейчас они сохранились только на парусах.
Реставрация в мечети закончилась совсем недавно, еще в середине 20-го века здесь не было крыши, а в 19 веке мечеть использовали как караван-сарай.
Обломки потолка, видимо, из воротной башни.
Сейчас похоже на то, что потолок сделали металлическим.
Надо признаться, что я осмотрел Сельчук поверхностно, если походить по улицам города, можно найти много других объектов — ранних турецких мечетей, мавзолеев. Я же ограничился только самыми известными. И к сожалению, я не смог попасть в известный музей Эфеса, там выставлено много артефактов из раскопок, он был закрыт на реконструкцию. По хорошему, на один район Эфеса нужно потратить несколько дней на осмотр, я же там был чаще проездом. Пост о римском Эфесе я сделаю позднее.
Мои посты посвященные западу Малой Азии:
Мавзолеи эллинистических царей
Бинтепе — турецкие пирамиды
Сарды — великий мегаполис древнего мира. Часть вторая.
Сарды — великий мегаполис древнего мира

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *