Иоанн кассиан римлянин

Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клар направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.
В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй – о чине ночных псалмов и молитв; в третьей – о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой – о чине отвержения от мира; в восьми остальных – о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».
В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня) что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Книги автора:

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга восьмая. О духе гнева

Четвертый подвиг предлежит нам против гнева, смертоносный яд которого…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга вторая. О правилах ночной молитвы и псалмопения

Нам известно, что в разных странах установлены разные правила ночной…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга двенадцатая. О духе гордости

Восьмой и последний подвиг предлежит нам против духа гордости* (*Гордость…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга девятая. О духе печали

Пятый подвиг — притупить жало едкой печали, которая если будет овладевать…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга десятая. О духе уныния

Шестой подвиг предлежит нам против духа уныния* (*Уныние — acedia [от…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга одиннадцатая. О духе тщеславия

Седьмой подвиг предлежит нам против духа тщеславия — многообразного,…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга первая. Об одеянии монашеском

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга пятая. О духе чревобесия

При помощи Божией составляется нами эта пятая книга. Ибо после четырех…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга седьмая. О духе сребролюбия

Третий подвиг предстоит нам против духа сребролюбия, которое можем…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга третья. О правилах, касающихся дневных молитв и псалмопения

Сказав, по мере сил моих, о правилах ночных молитв и псалмопения, соблюдаемых…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга четвертая. О правилах касательно отрекающихся от мира

После правил псалмопения и молитв, какие нужно соблюдать по монастырям…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга шестая. О духе блуда

По преданию отцов, второй подвиг предлежит нам против духа блуда,…

Биография

Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество. С 390 года около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 года прибыл в Константинополь, где Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы.

В 405 году отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста. Затем поселился в Марселе. Был рукоположён в пресвитеры. Основал в Марселе два монастыря — мужской и женский, по типу египетских монастырей.

Написал 12 книг «О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей» (лат. De coenobiorum institutis) и 24 «Собеседования» (лат. Colla­tiones) с египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. Cочинение Иоанна «О воплощении Господа, против Нестория» (лат. De incarnatione Domini contra Ne­sto­rium) в семи книгах — дог­ма­ти­ко-по­ле­мический трак­тат, на­пи­сан­ный Кассианом в 429–430 гг. по прось­бе римского ар­хидиа­ко­на Льва (бу­ду­ще­го па­пы). Не­смот­ря на не­ко­то­рые тер­ми­но­ло­гичические не­точ­но­сти и по­вто­ры, яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых ран­них за­пад­ных со­чи­не­ний про­тив ере­си не­сто­ри­ан­ст­ва.

Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия» («Добротолюбие»), изданный в 1782 году в Греции и переведённый в России в 1793 году на славянский Паисием Величковским, и затем на русский язык Феофаном Затворником, и содержащий писания и речения Отцов церкви с III века н.э.

В Православной Церкви прославлен как святой, у католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские, однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V (1362—1370).

Почитание православной церковью — в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Литература

Иоанн Кассиан в Викицитатнике
Иоанн Кассиан на Викискладе
  • Барсов Н. И. Иоанн Кассиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иоанн Кассиан. Писания. — Сергиев Посад: РФМ, 1993.
  • Устав преподобного Иоанна Кассиана // Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — С. 511-584. — 654, VIII, с. — 6000 экз. — ISBN 5-87310-019-5.
  • Jean Cassien. Institutions cénobitiques. Texte latin revu, introduction, traduction et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965 (критическое издание и комментированный перевод на франц. яз. De coenobiorum institutis).
  • Отрывки // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. М.: Наследие. 1998. С. 233—269.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль BAV: ADV12216049, ADV12001488 · BIBSYS: 90698516 · BNC: a11468919 · BNF: 12044269r · CONOR: 205255011 · EGAXA: 001786621 · GND: 118712489 · ISNI: 0000 0001 1781 0585 · LCCN: n82220110 · NKC: js20020318010 · NLA: 48221408, 35648566 · NSK: 000553309 · NTA: 069444218 · NUKAT: n97060021 · PTBNP: 39811 · LIBRIS: 45055 · SUDOC: 031557341 · VIAF: 7408676, 307198659 · WorldCat Identities (via VIAF): 7408676, 307198659

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и мученик Виктор

прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Преподобный Иоанн Кассиан родился около 360 г. в богатой семье. Уже в юности он принял монашество в Вифлееме. Затем он предпринимает путешествие по самым известным монастырям Востока, побывав, в том числе и в Скитской пустыне и Фиваиде, где знакомится с лучшими образцами подвижничества. В 397 году он отправляется в Египет, где проводит жизнь отшельника.

В 400 году Иоанн Кассиан оказывается в Константинополе, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, через несколько лет, когда святитель оказался под угрозой изгнания, он отправился в Рим в поисках защиты у папы Иннокентия.

В 415 году Иоанн принимает сан пресвитера и устраивает близ Марселя по восточному образцу два монастыря мужской и женский. Иоанн Кассиан Римлянин стал настоятелем основанного им мужского монастыря, располагавшегося на вершине возвышавшейся над городом горы, рядом с гробницей мученика Виктора (III в.), отчего впоследствии обитель стала известна как монастырь св. Виктора. Там Иоанн , основываясь на приобретенном на Востоке опыте, создал монашескую общину, перенявшую образцы восточного аскетического опыта. Местные епископы и настоятели монастырей обратились к Иоанну Кассиану Римлянину с просьбой составить для них особое письменное руководство. В 20-х годах V в. Иоанн Кассианн написал два труда — «De institutis coenobiorum» (О правилах общежительных монастырей) и «Collationes» (Собеседования), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.

Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием блаженного Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине, где скончался в 435 году.

Мученик Виктор Марсельский.

ВИКТОР († ок. 290), мч. Марсельский (Массилийский) (пам. зап. 21 июля).

Воин-христианин Виктор происходил из сенаторского сословия г. Массилия (совр. Марсель, Франция), он был схвачен за отказ участвовать в языческих церемониях. Ни угрозы, ни обещания наград и почетного титула «друга Цезаря» не смогли склонить мученика к вероотступничеству. Сначала святой предстал перед 2 судьями, затем перед императором Максимианом, который убеждал Виктора принести жертву Юпитеру. Святого бичевали, затем заключили в темницу, где ему явился ангел Господень, укреплявший его в мученическом подвиге. Стражники, увидевшие сияние, исходившее из темницы, в которой был заключен Виктор, уверовали во Христа и были казнены. На следующее утро святого снова подвергли пыткам, но не смогли добиться отречения от Христа и вновь бросили в темницу. Через три дня император призвал Виктора и стал склонять его к отречению. Виктор, притворившись, что согласен припасть к ногам статуи Юпитера, приблизился к ней, и идол тут же рухнул. Виктора бичевали и мучили с помощью различных приспособлений для пыток. Наконец, палачи, видя, что все их усилия бесполезны, отрубили святому голову. Тела Виктора и трех обращенных воинов были брошены в море, но волны вынесли их на берег. Виктор был похоронен христианами в гробнице, высеченной в скале.

Аббатство Сен-Виктор в Марселе.

В 417/8 г. Иоанн Кассиан Римлянин основал близ Массилии на месте захоронения мученика Виктора мужской монастырь в его честь (впоследствии Аббатство Сен-Виктор). Монастырь святого Виктора расположился в южной части Старого порта, рядом с предполагаемым местом захоронения мученика Виктора и святого Лазаря. Есть предположение, что преподобный Кассиан построил здесь две церкви (апостолов Петра и Павла и Иоанна Крестителя), которые довольно быстро приобрели популярность среди многочисленных паломников и монахов. Новый монастырь стал настоящим центром духовной жизни Марселя и продолжал развиваться.

Во время французской революции монастырь был разграблен, реликвии сожжены, а некогда священное место превращено в амбар и в тюрьму. В 1804 году богослужения в аббатстве были возобновлены. В 1963 году монастырь был полностью отреставрирован, а в 1997 году признан памятником архитектуры и истории.

До наших дней дошли верхняя церковь, крипта и стена, окружающая аббатство. Замковый камень в вершине свода хора датируется 1360 — 1370 годами, на нём изображён святой Виктор верхом на лошади. В крипте, которая расположена под верхней церковью, построено несколько капелл, в них находятся погребения святых и епископов различных периодов, в том числе саркофаг Кассиана, Изарна и многих других.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *