Иоанн креститель кто он

Пророк Иоанн Креститель, икона

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы — самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью «Десница Иоанна Крестителя»).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Использованные материалы

  • Житие в календаре на портале Православие.Ru:
  • «Зелёные» Минеи, изданные Московской Патриархией:
    • Молитвословия — все из зелёных Миней: (молитвословия)

Пророку Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания) —

Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.

• Что нам известно о родителях Иоанна Крестителя? (От Луки 1:5–7.)

• Почему Захария онемел и не мог говорить? (От Луки 1:18–20.)

• Почему Захария и Елисавета назвали своего сына Иоанном? (От Луки 1:13.)

• Что нам известно о детстве Иоанна? (От Луки 1:80; У. и З. 84:27–28.)

• Какое предназначение было у Иоанна Крестителя? (От Луки 1:15–17, 76–77.)

• Как Иоанн Креститель выполнил предназначенную ему миссию подготовить путь Иисусу Христу? (От Матфея 3:1–6.)

Объясните: точно так же, как Иоанн Креститель был избранным духом, предназначенным помочь построить Царство Небесного Отца, подготовив путь Иисусу Христу, так и мы предназначены для того, чтобы строить Царство Небесного Отца, помогая людям узнать больше об Иисусе Христе.

Прочитайте высказывание Президента Эзры Тафта Бенсона: «Вы – избранные духи; многие из вас были в резерве почти шесть тысяч лет, чтобы прийти в этот день, в эту эпоху, когда искушения, ответственность и возможности неизмеримо возросли» (in Conference Report, Oct. 1977, p. 43; или Ensign, Nov. 1977, p. 30).

• Что вы почувствовали, узнав, что Небесный Отец знает лично вас и избрал вас прийти на Землю именно в это время?

• Назовите несколько дел, которые нам, быть может, предназначено выполнить, чтобы помочь построить Царство Небесного Отца. (Служить на миссии, подавать хороший пример, соблюдая наши заветы, носить священство, создать праведные семьи, выполнять церковные призвания.)

• Как вы можете узнать, чего хочет от вас Небесный Отец здесь, на Земле? (Молиться о решениях, внимать Святому Духу.) Объясните: Небесный Отец также дал нам возможность получить патриархальные благословения от патриарха кола, когда мы достаточно подрастем. В патриархальных благословениях часто говорится о том, какие призвания мы можем получить или чего хочет от нас в этой жизни Небесный Отец. Как вы можете подготовиться выполнить то, чего ждет от вас Небесный Отец?

Чтобы узнать о других людях с таким же именем, см. Захария (значения) .

Захария

Благовещение ангела Захарии — Доменико Гирландайо (1490, фреска в капелле Торнабуони , Флоренция )

Священник, Пророк, Хранитель Марии,
Преданный, Мученик

Родившийся

1 век до н.э.
Хеврон (Иисус Навин 21:11), Левант

Умер

I век до нашей эры (или начало нашей эры)
Иерусалим (Матфея 23:35), Левант

Почитается в

Католическая Церковь
Православная Церковь
Восточная Православная Церковь
Англиканство
Лютеранство
Ислам

Канонизированный

Преконгрегация

Праздник

5 сентября — Восточно-православный
5 сентября — лютеранский
23 сентября — Римско-католический

Захария ( иврит : זְכַרְיָה Zəḵaryāh , «помните Ях «, греческий : Ζαχαρίας , Захария в БКИ , Zachary в Дуэ-Реймсе Библии ; Zakariyyā’ ( арабский : زكريا ) в исламской традиции ) является фигурой в Новом Завете Библии и тому Коран , следовательно, почитается в христианстве и исламе . В Библии он является отцом Иоанна Крестителя , священником сыновей Аарона в Евангелии от Луки (1: 67-79) и мужем Елизаветы, которая является родственницей Девы Марии (Луки, 1 : 36).

Каждый человек, имеющий какое-либо отношение к православию или католичеству, слышал об Иоанне Предтече, крестившем Иисуса Христа в священных водах реки Иордан.

И все же само понятие «предтеча» используется в нашей речи крайне редко, и мало кто знает, что оно означает. Некоторые трактовки способны удивить.

Известно, что само слово произошло от старославянского глагола «пръдътечи», который обозначает «течь впереди, предварять», и греческого prodromos – двигаться перед чем-либо. Таким образом, бабка, пролезшая вперед без очереди, вполне может зваться «предтечей». Так же, как и «тумаки», щедро розданные шефом в преддверии отпуска. Но забудем про «бытовуху».

Книжная интерпретация характеризует это существительное как лицо или явление, послужившее началом или предвестием определенного события.

У всех христиан термин ассоциируется непосредственно с именем Иоанна Крестителя – ближайшего предшественника Сына Божьего. Это толкование до сих пор является основным.

Кто такой Иоанн Креститель

В христианстве Иоанн Креститель признан одним из самых чтимых святых после Богородицы. Это, прежде всего, связано с благоговейным и уважительным отношением Христоса, который указывал на него не только, как на своего предтечу, но и отмечал удивительную чистоту его души и помыслов.

Поддержите издание

  • Вступайте в КЛАН
  • Или

  • Скачайте свежий номер

Отказывая себе во всем, соблюдая строгий пост и умеренность в мыслях и словах, он стал образом идеального аскета и скитника. Явление миру на рубеже Ветхого и Нового Заветов определило его величие с точки зрения православия.

Невзирая на подвижнический путь и вклад в развитие христианства, о жизни Предтечи известно немного. Основная информация содержится в канонических изданиях Евангелия, а также в сочинениях легендарного историка Иосифа Флавия.

Согласно рассказам евангелиста Луки, святой появился в простой и довольно бедной семье священника Захарии и праведницы Елисаветы. Она, правда, приходилась родственницей той самой Деве Марии. По легенде, архангел Гавриил предстал перед священнослужителем в храме, возвестив о появлении у него сына, которому уготовано великое будущее. Захария не поверил ему – ведь пара долгие годы оставалась бесплодной – за что был наказан немотой. К мужчине вернулся дар речи лишь после письменного согласия назвать младенца Иоанном. Это шло вразрез с устоявшимися семейными традициями. Предполагается, что местом рождения пророка является Эйн-Карем – предместье Иерусалима. Сейчас там находится церковь, возведенная в его честь.

Захария трагически погиб во времена печально известного избиения младенцев в Вифлееме, отказавшись выдать местонахождения своего наследника. В итоге Елисавета убежала в горы. Предание гласит, что горный массив разверзся перед путниками, как только женщина обратилась к нему за помощью.

Детские и юношеские годы Креститель провел в пустыне, ведя монашеский образ жизни. Питался он акридами (вид растительной пищи, которая была в почете у самых бедных слоев населения) и диким медом, носил грубое одеяние из верблюжьей шерсти, подпоясанное кожаным ремнем.

Начиная с тридцатилетнего возраста, праведник нес в народ Слово Божье, призывая людей покаяться в своем грехопадении и следовать добродетельной жизни. За отпущение грехов путем омовения в реке, а также как человека, крестившего таким образом Иисуса Христа, провидца нарекли «Крестителем».

«Предтечей» (предвестником Богоизбранника) Иоанна впервые назвал гностик Гераклеон, интерпретировавший в своих трудах Евангелие от Луки и Иоанна. Позже, христианский писатель Климент Александрийский и греческий ученый Ориген Адамант согласились с таким обозначением. Так, имя «Иоанн Предтеча» стало популярным среди почитателей. На Западе чаще всего используется первый вариант, на Руси же пророка называли Иваном Самокрестителем.

На территории Москвы до сих пор действует Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Он был основан в XV веке как мужской скит и признан самой старинной обителью столицы.

История усекновения главы святого

Пресекая на корню любое проявление пороков, присущих человеку, Иоанн порицал тетрарха Галилеи (тот, кто наследует часть государства и является одним из четырех полноправных правителей) Ирода Антипу. Кроме того, избранник обличил жесткое нарушение еврейского обычая, во время которого Ирод Антипа отнял жену Иродиаду у своего брата Ирода Филиппа. Хотя кто в данном случае стал инициатором грехопадения – большой вопрос. История показывает, что строптивая красавица была далеко не благочестивой.

Не примирившись с открытой критикой в свой адрес, злопамятная женщина вынудила нового супруга заключить Крестителя в крепость Махерон. Впрочем, казнить праведника Ирод Антипа побоялся, поскольку Иоанн Предтеча уже успел стать одним из самых почитаемых пророков Иерусалима.

Затаив обиду, дама все-таки дождалась подходящего случая для мести. В один из дней рождения правителя было организовано пышное празднество для представителей знати. Во время пира, желая угодить чиновнику, перед гостями выступила ее дочь Саломея. Волнующий танец настолько пришелся по вкусу вельможам, что государь пообещал исполнить любое желание девушки. Уступая просьбе матери, девица попросила доставить ей голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Как на беду, именно в этот раз Ирод Антипа решил сдержать свое слово. Не прошло и дня, как в темницу к святому был направлен палач, который и совершил усекновение.

Справедливости ради следует сказать, что коварная Иродиада закончила свои дни вместе с мужем в Галлии в нищете и безвестности.

Современное значение понятия

На данный момент существует диаметрально противоположная трактовка этого слова, не имеющая никакого отношения к известному постнику.

Вопрос, кто же такие предтечи, связан с параллельными мирами. Некоторые искренне верят в то, что они были населены некой древней цивилизацией. Она, конечно же, превосходила человечество не только уровнем развития технологий, но и восприятия Вселенной и всего Сущего.

Считается, что они есть не что иное, как само необъятное Космическое Пространство, которое, в свою очередь, называют Хаосом. Здесь совершенно другое понимание Добра и Зла. Задачей ее посланников является создание красоты окружающего мира с помощью своего сознания. Эта мысль для нас не нова, но так называемые «предтечи» могли еще и новые Души из Макромира привлекать. Каким образом они это осуществляли – остается загадкой. Речь же цивилизации была построена на произношении гласных звуков и вибраций, связанных с различной тональностью.

Говорят, что эту область изучают с помощью научных и метафизических исследований, которые, в основном, зиждутся на попытках уловить определенный «шум» для последующего его объяснения.

Однако не стоит пытаться поймать «странные помехи» посредством радио или телевизора в надежде связаться с гостями «по ту сторону». Помните, что пока это лишь досужие вымыслы: что-то вроде очередной виртуальной Вселенной, созданной поклонниками фэнтези. Ведь никаких академических доказательств или хотя бы экспериментов в этом направлении представлено не было.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
  • Или

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.

11 сентября в один день отмечается сразу три важных события для православных верующих. Во-первых, это день памяти святого Иоанна Крестителя. По преданию, в этот день он принял мученическую смерть в темнице царя Ирода. Во-вторых, с XVIII века 11 сентября стало, по повелению императрицы Екатерины Великой, днем поминовения всех православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. Такое решение было принято в 1769 году во время войны России с Турцией.

А в наше время было принято решение отмечать 11 сентября еще и государственный праздник – День воинской славы России. День этот был выбран потому, что в 1790 году во время следующей русско-турецкой войны русская эскадра под командованием Федора Ушакова одержала историческую победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

В этот день в храмах служат особые поминальные молебны об упокоении всех солдат, павших в боях за свою страну. А православные верующие поминают в молитвах наших покойных дедушек и бабушек, которые воевали или просто служили в армии. Иоанну Крестителю молятся также о здравии и благополучии всех воинов, которые служат в армии в наши дни. По церковному уставу в этот день полагается соблюдать строгий пост.

За что на самом деле лишился головы пророк

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Девы Марии. О том, как он был обезглавлен за свою проповедь, рассказывают евангелисты Матфей и Марк. Но чтобы понять, за что на самом деле его лишили жизни, надо знать исторический контекст и понимать, что он угрожал власти книжников и фарисеев. Из-за его колоссального авторитета те могли потерять свое место духовных лидеров, свое влияние и народное уважение.

После того, как пророк и Передтеча Господень совершил Крещение Иисуса Христа в водах Иордана, он продолжал свою проповедь и призывал народ к покаянию. Среди прочего, он прилюдно обличил правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что тот греховно сожительствует с Иродиадой – женой своего брата. За это обвинение Иоанн был схвачен и брошен в темницу.

Иродиада, люто ненавидевшая Крестителя, скоро добилась его казни. Она подговорила свою прекрасную дочь Саломею потребовать голову Крестителя в награду за знаменитый танец семи покрывал, который та исполняла перед правителем и его гостями. По преданию, Ирод был ошеломлен кровожадной просьбой юной Саломеи, но отступать от своего слова не стал. Ведь восхищенный искусством танцовщицы и возбужденный откровенным танцем, он уже прилюдно пообещал ей в награду все, что она пожелает.

Когда зовет небо

«Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи для современного сознания предстает, наверное, не очень обычным, – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Как можно праздновать позорную казнь, гибель человека, которого просто зарубили в темнице? Ведь Иоанн Креститель – по слову Христа, самый великий пророк из пророков Ветхого Завета. Он возвестил пришествие Избавителя, Мессии, Сына Божия, фактически возвестил новую эру на земле, Новый Завет».

Он пользовался громадным почитанием в народе, до него более двухсот лет крупных пророков в Израиле не было. Все были в ожидании, даже думали, не Христос ли он. Когда его об этом спросили, он ответил, что он не Христос, что он не может даже назвать себя пророком. Но он голос, который говорит в людской пустыне: приготовьтесь, сейчас идет тот, кого все ждут, тот, у кого я не достоин даже развязать ремень на сандалиях».
И вот этот человек, пользовавшийся громадным уважением, почтением народа, был отвержен законоучителями, книжниками, фарисеями, то есть духовными лидерами народа, которые не стали принимать от него крещение.

«Иоанн Креститель потому и Креститель, что он призвал народ в знак своей полной греховности погрузиться в воду с головой, чего никогда не делали иудеи, – говорит Александр Копировский. – Так делали с язычниками, если они приходили и принимали иудейскую веру, оставляя прежнее поклонение многим языческим богам. Тогда они крестились, то есть буквально по славянскому переводу этого слова – были погружены в воду с головой (по-славянски, например, «крестися корабль» значит «корабль потонул»). Это было, действительно, знаком смерти для старой жизни и восстанием из воды уже в новом бытии, в этом был прообраз и христианского крещения».

«Иоанн Креститель, который возвестил и открыл народу Христа, был заточен в темницу, как бы сейчас сказали, по бытовому, уголовному делу – он оскорбил царское величество правдой. Но и тогда царь все равно не переставал его уважать и трепетать, и даже слушал его. Он признавал правду его речей: просто он не мог поступить по этой правде. Может быть, все со временем разрешилось бы благополучно, но конец жизни пророка в иудейском мире практически всегда был трагичным. Сердца и головы людей плохо вмещали Божественную истину».

И в данном случае произошло все, казалось бы, из-за примитивной женской зависти. Иродиада решила отомстить: ей, конечно, очень хотелось быть царицей, хоть и незаконной.

И она нашла повод, когда царю очень угодила ее дочь от первого брака, и в этом легком пьяном угаре царь сказал девочке: «Что хочешь, проси». Предполагали, что она может попросить наряды, золото, что-то еще. «Все тебе дам», «много дам».

Девочка решила спросить у мамы, что ей просить. Мать сказала: «Голову Иоанна Крестителя на блюде». И вот царь, сделав один шаг в сторону от закона, от справедливости, от правды, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму, сделал второй, роковой шаг. Он вдруг решил выступить поборником собственного слова, что раз он сказал, то он так и сделает, и Предтеча был казнен.

Пророка убили, и голову женщина получила на блюде. Казалось бы, это верх ее торжества, но это оказалась вершиной торжества Иоанна Крестителя. Он продолжил линию смерти пророков, убитых за слово Божие, его смерть была прообразом смерти Христа, также казненного из-за зависти, из-за духовной ненависти, по духовному противлению, по дьявольской злобе, рассказывает Копировский.

Почему Иоанн Креститель стал образом воина

Как объяснил корреспонденту «МИР 24» профессор Копировский, в христианстве воин – это не тот, кто убивает врага, а тот, кто отдает свою жизнь, защищая истину. Причем, не свою относительную правду, и даже не правду своего народа или своей страны, а абсолютную, Божественную истину. Иоанн Креститель – смиренный аскет, подчинивший свое тело духу. Тем не менее, он смело, как настоящий воин, выступил против сильнейшего.

Настоящий воин не тогда герой, когда он побеждает равного, а когда он мужественно противостоит сильнейшему и побеждает, просто отдавая свою жизнь, но не отступив ни на шаг.

Однако, по словам профессора, поводом к тому, чтобы прославить Предтечу как небесного покровителя православного воинства, послужило событие, в общем-то, не очень значительное и в некотором смысле даже случайное.

Во второй половине XVIII века – 1769 году – во время очередной войны России и Турции кому-то из церковных иерархов пришло в голову, что нужно попросить помощи у Иоанна Предтечи. И царица Екатерина II, достаточно прохладно и спокойно относившаяся к вопросам веры, решила поддержать это начинание и подписала царский указ, по которому русские воины призывались к молитвам святому Иоанну Предтече в день усекновения его главы.

Вот эта парадоксальность решения, что молиться надо не воину-победителю (в Ветхом Завете есть такие святые, которые все время побеждали). Но обратились к образу Иоанна Крестителя, и увидели его как воина. И быть может, через эту историческую случайность открылась какая-то очень глубокая правда об образе Иоанна Предтечи – что настоящий христианин воинствует, восставая за правду даже против сильнейшего, даже ценой своей жизни, говорит Копировский.

«Было бы очень хорошо, если бы наши современные воины почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду».

«Иногда мне кажется, что мы в истории христианства слишком увлекаемся образами победоносцев. Нам важно не забывать, что и Георгий Победоносец – тоже мученик», – говорит профессор Копировский.

По его словам, этот святой прославился победой над духовным змеем прежде, нежели ему создали образ змееборца, освободителя города. Он так же, как Иоанн Предтеча, вынес поругания, пытки и был в конце концов усечен мечом. Но впоследствии православные начали почитать прежде всего образы победителей: Александр Невский, Дмитрий Донской, потом канонизация в 2001 году Федора Ушакова – флотоводца, не проигравшего ни одного сражения.

«Это какая-то другая тенденция, другая линия, как мне кажется, не такая глубокая, как связанная с образом Иоанна Крестителя. Поэтому было бы очень хорошо, если бы наши современные воинства по крайней мере в лучших своих представителях, в тех, кто задумывается о смысле жизни, о смысле защиты страны, о смысле боя за правду, чтобы они почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду», – добавляет профессор.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *