Иоанн креститель в пустыне

52. ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ

Первая треть XVII века
Нижний Новгород
60,0 × 50,0 см
Дерево, левкас, темпера

Происхождение: По словам предыдущего владельца, привезена из Вязников (Владимирская область). Приобретена в Москве в 2000 году.

Сохранность: Поля по торцам слегка опилены. Следы от гвоздей свидетельствуют о том, что в древности на иконе были накладные венчики. Верхние лессировочные слои авторской живописи почти полностью утрачены в результате первой реставрации.

Реставрация: Прошла непрофессиональную реставрацию до поступления в коллекцию. Повторно расчищена и тонирована Д. Е. Мальцевой в 2000 году.

Иконографическое решение, иллюстрирующее Евангельский текст (Лк. 3 : 20, Мф. 3 : 1–4) о принятии Иоанном божественного дара пророчества, относится к редкому изводу. Пророк изображен без крыльев и предстоит не Спасу Вседержителю, а ангелу с восьмиугольным нимбом Премудрости. В среднике иконы отсутствуют сцены жития, традиционные для искусства XVII века. Пустыня представляет собой не безжизненный фон, но населена животными, заполняющими всю поверхность мягких горок. В верхнем правом углу за высокой стеной изображен город с многочисленными храмами, палатами, колокольнями; внизу река Иордан, воды которой словно истекают из синей власяницы Иоанна. Пророк указывает на лежащего на дискосе обнаженного младенца Христа, образ которого сопровождает надпись «Агнец Божий». В левой руке Иоанна свиток с традиционной надписью: «Покайтеся, ибо приближи бо ся Царство Небесное». Образ процветающей пустыни, населенной разнообразными, мирно пасущимися животными, указывает на приближающееся Царство Небесное. Необычная композиция известна по двум храмовым иконам «Иоанн Предтеча в пустыне» второй половины XVI столетия52. Неизвестная ранним предтеченским циклам иконография сложилась в позднюю грозненскую эпоху: образ расцветшей пустыни, по-видимому, восходит к лицевой рукописи Егоровского сборника «Слово похвальное на Зачатие святого Иоанна Предтечи»53, созданного в царском скриптории для придельной церкви Иоанна Предтечи Успенского собора Александровой слободы. Через царских изографов, украшавших рукописи и знаменовавших сложные по содержанию иконы, иконография, распространилась как на храмовые иконы, так и на житийные предтеченские циклы. Среди сохранившихся памятников ранний пример этому — клеймо иконы из собрания В. А. Бондаренко54. Единственной аналогией ему служит сцена нижегородской житийной иконы первой половины XVII века из собрания М. П. Погодина55.

52 Одна из них, по-видимому, вологодская икона третьей четверти XVI века (ГТГ, инв. 14250), другая — самого конца XVI века из Чудова монастыря в Московском Кремле (ГТГ, инв. 6140).

53 РГБ, ф. 98, № 1844. Л. 158 об.

54 Шалина И. А. Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с иконой «Богоматерь Феодоровская», избранными святыми и житием Иоанна Предтечи» // И по плодам узнается древо: Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 245–256.

55 ГРМ, ДРЖ 956.

Особую роль в создании художественного образа играет колорит, построенный на сочетании коричневых охр и темно-зеленых пигментов, неяркого красного и синего. Техника письма (коричневое личное с белильными оживками, моделирующими объем, и лаковые притенения зеленым и коричневым цветом) была, как представляется, одной из самых характерных особенностей иконописи Нижнего Новгорода в конце XVI–XVII веках.

Икона могла быть написана для одного из нижегородских храмов, посвященных пророку. Большая деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи стояла у Ивановского моста. Она была основана, по-видимому, в 1531 году в честь рождения Иоанна Грозного, но в дальнейшем перестраивалась. В писцовой книге 1621 года сказано: «В Старом Остроге на Торгу ж у Ивановского мосту церковь св. Иоанна Предтечи древяна клецки, с трапезою и с папертми. А в церкви образ местной св. Иоанна Предтечи обложен серебром и оклад позолочен»56.

56 Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду. Изд. Археологической Комиссиею. СПб., 1896. С. 39.

Публикации:

  • Шалина И. А. Икона «Иоанн Предтеча в пустыне» из собрания А. Д. Липницкого и нижегородская иконопись XVII века // Памятники христианской культуры Нижегородского края: Материалы научной конференции 29–30 марта 2001 года. Нижний Новгород, 2001. С. 48–58.

И. А. Шалина

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
На картине «Иоанн Креститель в пустыне» святой Иоанн возлежит в цветущей пустыне. Слева произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическим фруктом, которым кормится птица. Креститель с ленивой бесстрастностью указывает на ягненка, примостившегося под обломком скалы. В этой работе, созданной примерно около 1505 года, Иероним Босх иллюстрирует слова святого: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Буйно растущий, неестественный, отягощенный перезревшими плодами, куст резко контрастирует с образом маленького, чистого, ухоженного ягненка. Нет никакого сомнения в том, что Иероним Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает этот сорняк как символ греховности мира. Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. В христианских представлениях является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода мессии.

Как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи) (Мк.1:6). Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году нашей эры. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» – Лк.3:1). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики. Иоанн не был обычным проповедником – он передавал людям волю Бога (Лк.3:2), как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери (Лк.1:15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф.11:14, Мф.17:12).

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20). В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2-3). Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6–12, Мк.6:21-29).

Случилось, так как предсказал Ангел Гавриил. Не прошло и года как у Захарии и Елисаветы родился сын. Они очень обрадовались, и с ними радовались их родственники. В то древнее время в семьях обыкновенно было больше детей, чем сегодня. Если у кого-нибудь не было детей, как у Захарии и Елисаветы, это считалось большим несчастьем. Детям давали имена родителей и родственников. «Когда в восьмой день пришли обрезать младенца по закону Израиля, хотели назвать его по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: «»Нет, а назвать его Иоанном»». И сказали ей: «»Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем»». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить благославляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «»Что будет младенец сей?»» И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: «»Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… И ты младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, ибо по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира»»». О жизни юноши Иоанна написано очень мало. В Евангелии от Луки можно только читать: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Читайте более подробно: Евангелие от Луки 1:57-80.

Древнюю икону Иоанна Предтечи — ангела пустыни можно видеть в постоянной экспозиции Радищевского музея.

Эта икона находится в собрании Радищевского музея с 1958 года. Происходит она из города Ярославля, старинного культурного гнезда России. В смутное время междуцарствия, в начале XVII века Ярославль стал местом сбора народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и столицей Русского государства. В эту эпоху переживает свой расцвет ярославская школа иконописи.

В начале XVII века исполнен, по мнению специалистов, образ Иоанна Предтечи. Неизвестно, для какого именно храма, города или села был написан этот образ. В 1920-1930-е годы иконы свозились в Ярославский музей из закрытых и разрушенных церквей края.

Иоанну Предтече посвящались не только иконы, но и храмы. Иоанн — последний пророк старого Завета и первый из Святых христианской церкви.

За восемь веков до рождения Иоанна Предтечи о нём было сказано устами пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». В словах пророка Малахии, сказанных за пять веков до появления на свет Иоанна тоже слышится предсказание: «Вот, я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь мой предо мною». Изображение Иоанна с крыльями, в виде ангела, восходит к этому тексту.

Иоанн проложил путь Спасителю, Иисусу Христу. Лик Христа виден над его головой. Благословляющий жест и свиток в руке означают, что Иоанн изображён во время исполнения своей миссии — проповеди покаяния.

За фигурой пророка расстилается плоская, безлюдная земля. В юные годы он ушёл туда один, питался диким мёдом и акридами. Носил плащ из верблюжьего волоса и кожаный пояс. И на нашей иконе он изображён в простых одеждах отшельника. В пустыне, отрешённый от мирской суеты, Иоанн исполнился Духа Святого. Когда он вышел с проповедью к народу: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное», ему верили, и многие люди шли за ним и крестились в реке Иордан, очищаясь от всякого зла. К Иоанну пришёл для крещения и сам Христос. Поэтому Иоанна называют не только Предтечей, но и Крестителем.

В Деисусном чине иконостаса Иоанн-Креститель изображался ближе всех ко Христу, наравне с Богородицей, с молитвой за род человеческий. На иконе фигура Иоанна возвышается, подобно горе. Так показано его значение для царства Небесного.

В руке Иоанна — чаша, а в ней — усечённая глава пророка. За смелое обличение неправды и беззакония, совершаемые царём Иродом-Антипой, Иоанн был посажен в темницу, а потом обезглавлен. Главу Иоанна трижды погребали и трижды обретали христиане. Чаша указывает не только на судьбу пророка, но говорит о его честности, праведности, бесстрашии.

У ног Иоанна изображены растения и топор. Они напоминают грозные слова пророка, обращённые к людям, совершающим недостойные поступки: «Уже и секира при корне древа лежит; всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

За спиной Иоанна — крылья, потому что он — вестник, посланный Богом, чтобы открыть миру благую весть о пришествии Иисуса Христа, обратить сердца людей к Богу. Крылья Иоанна, словно огненные, трепещут. Мы чувствуем пламень его души, устремлённой к Богу и страдающей за падшее человечество. Он идёт нам навстречу, благословляет и убеждает жить праведно. Образ Иоанна Крестителя очень любили на Руси. Самым распространённым у русских людей было и имя Иоанн, Иван.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *