Иоанн кронштадтский фотографии

Житие святого Иоанна Кронштадтского

Икона Святого Иоанна Кронштадтского

Девятнадцатого октября 1829 года в маленьком селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Ильи Сергиева и его жены Феодоры родился мальчик Иоанн. Младенца поспешили окрестить как можно раньше, поскольку он родился слабым и болезненным. Имя ему дали в честь святого преподобного Иоанна Рыльского, празднование которого совершалось в тот день. Боголюбивые и благочестивые родители обратили внимание, что сразу после крещения младенец стал поправляться и крепнуть. Они сочли это за особый знак и стали с малолетства направлять мысли сына к Богу, постоянно приучая мальчика к молитве – и дома, и в церкви. Маленький Иоанн, которого отец брал с собою на богослужения, полюбил церковные службы и с великой охотой посещал их.
Село было маленьким и бедным. Иоанн, сам тоже живя в отнюдь не благостных условиях, с детства видел вокруг беспросветную нужду, и христианское воспитание с малых лет поселило в его сердце чувство высокого сострадания и сочувствия к ближнему. Он не участвовал в детских играх, ибо рано повзрослел сердцем, но любил природу, восхищаясь чудесными творениями Господа.
Когда мальчику исполнилось пять лет, отец стал учить его грамоте, но она давалась Иоанну с трудом, хотя он усердно молился Богу о вразумлении, об укреплении памяти. Не лучше складывались поначалу дела, когда отец на последние средства отвез его на учение в Архангельскую приходскую школу. Но однажды, после особо горячей молитвы в ночи, в голове мальчика все будто прояснилось – он вспомнил и урок, прошедший накануне, и свои слова, и слова учителя. С той ночной молитвы он стал учиться все лучше и лучше, окончил школу одним из первых учеников, также в числе лучших окончил Архангельскую духовную семинарию, а затем был принят на бесплатное – казенное, как тогда говорили, обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время его учебы в семинарии ушел из жизни отец, которого он всем сердцем любил, мать уже состарилась и осталась без средств к существованию, и юноша, уговорив начальство позволить ему работать на канцелярской работе, весь заработок, совсем невеликий, отправлял матери.
Поначалу, учась в академии, Иоанн полагал посвятить себя миссионерской деятельности, обращая в православную веру язычников Сибири и Северной Америки. Но Господь распорядился иначе. Молодой будущий священник часто размышлял о своем служении Православной Церкви, и однажды ему был сон, где он увидел себя служащим в Кронштадтском Андреевском соборе. Сон оказался в руку. В 1855 году Иоанн Сергиев, священник, кандидат богословия вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елизаветой и принял сан священнического служения там же. Однако вступив в брак, он сразу предупредил молодую супругу: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу», и до конца дней сохранил обет целомудрия. Вся его последующая жизнь и пастырская деятельность прошла в Кронштадте, и потому он подписывался – Кронштадтским и навеки остался с нами под этим именем.

Отец Иоанн Кронштадтский из скромности и смирения предпочитал умалчивать, что он ведет аскетический – по сути, монашеский образ жизни, хотя и жил в миру. Строгий пост, постоянная молитва, постоянное борение с плотскими искушениями, ежедневное совершение Божественной литургии – он посвятил этому жизнь, следуя опыту святоотеческой истории, величайших ее святых подвижников и, конечно, в первую очередь примеру и наставлениям самого Спасителя.
Когда отец Иоанн познакомился со своей паствой, то увидел здесь поле для миссионерской деятельности отнюдь не меньшее, чем в Америке или Сибири. Неверие, порок, сектантские образования, равнодушие к Богу – всего разрушительного для душ в Кронштадте того времени хватало с лихвой, и произрастало оно на фоне нищеты и высокой преступности. Город служил местом высылки мелких преступников и, кроме того, был портовым. В жалких лачугах на его окраине проживали рабочие порта. Их жизнь – местные жители называли их «посадскими» и по возможности сторонились их – протекала за гранью нищеты, и все, что им оставалось, это – пьянство, попрошайничество, воровство.
Именно на них обратил отец Иоанн свое пастырское служение. Он утешал, проводил с ними время в долгих беседах, помогал материально, всеми силами старался возродить в их душах почти утраченное человеческое достоинство и надежды. Бывало, он раздавал все, что у него было с собой, включая верхнюю одежду. И труды его увенчивались успехом. Эти босяки, которых чурались все горожане, постепенно обретали веру в Бога, а через это – и веру в себя.
Слухом земля полнится – и постепенно, передаваясь из уст в уста, рассказ о подвижничестве святителя распространился по всей России. Люди часто говорили, что один его ласковый и прямой взгляд, не обвиняющее, а тихо и смиренно звучащее слово в единый миг могли перевернуть порочную душу. Конечно, дело Христово не могло быть не гонимым. Находились те, кто посмеивался над ним, называли юродивым, в канцелярии вообще пытались отказать ему в выдаче жалования на руки – он тут же все раздавал нищим и нуждающимся. Но он не обращал на наветы внимания и продолжал свой великий пастырский подвиг. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем», – вот были его слова. Прошло время, и те, кто насмехался над ним и клеветал на него, признали святость его и величие его подвига.
И, как это бывало часто с подвижниками Христовыми (таких случаев в истории христианства мы знаем достаточно – преподобный Серафим Саровский, святой Николай Чудотворец, святой Спиридон Тримифунтский, святой Франциск Ассизский), Господь наделил его даром чудотворения.
По молитве отца Иоанна, с наложением рук свершались чудесные исцеления, причем иногда даже в тех случаях, когда медицина оказывалась бессильна. Бывало, что исцеления совершались и заочно – достаточно было послать чудотворцу письмо или телеграмму с просьбой о молитве. Он не отказывал в исцелении даже иноверцам, памятуя евангельскую истину, «что для Бога нет ни эллина, ни иудея».
Не только исцелениями был славен подвиг отца Иоанна. Известен случай, описанный художником Животовским, когда по молитве святого в месте, где давно ожидался неурожай из-за длительной знойной погоды, пролился давно ожидаемый дождь.
Со всех концов России потекли к отцу Иоанну Кронштадтскому средства на благотворительность, и он раздавал все, что приходило, не оставляя себе ни полушки. А денег было, по примерным подсчетам, – около миллиона в год, колоссальная по тем временам сумма.
Отец Иоанн каждый день кормил тысячу нищих. Он устроил в Кронштадте Дом трудолюбия – заведение, в составе которого была школа, церковь, мастерские, приют. В родном селе воздвиг каменный храм и основал женский монастырь. В Санкт-Петербурге построил на Карповке еще один женский монастырь, в коем и был впоследствии погребен.
Двадцать пять лет он преподавал в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии. У него не было плохих учеников – быть не могло. Его тихий смиренный голос, мудрость и ясность речи, умение говорить о Законе Божием, говорить увлекательно и интересно, завораживали учеников, даже самых непослушных и непоседливых. Когда он оставил педагогическую деятельность, об этом сокрушались все – и ученики, и родители, и преподаватели. Но выхода не было – ему предстояло общероссийское пастырское служение, и от педагогики в учебных заведениях ему пришлось отказаться.
Он вставал в три часа ночи и начинал готовиться к Божественной Литургии. В четыре – был уже в храме, раздавая около собора милостыню и благословляя тех, кто просил об этом. Андреевский собор вмещал до 5000 человек и был всегда полон. Когда отец Иоанн служил литургию – это был истинный, горячий и сердечный порыв к Богу, и слово пастыря проникало в сердца многотысячной паствы, рождая слезы раскаяния и умиления.
После окончания литургии он выходил, но отправлялся не домой, а шел по адресам больных и нуждающихся. Возвращался заполночь, и, возможно, иногда у него не оставалось времени на сон, судя по тому, какое великолепное литературное наследие он нам оставил. Широко известна его молитва об избавлении от пьянства:

Икона Святого Иоанна Кронштадтского

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя рек), прелыщеннаго лестию чрева и плотскаго веселия: даруй ему (имя рек), познати сладость воздержания в посте, и проистекающих от него плодов. Аминь.
В своем всенародном душепопечительстве он совершал поездки по России, и, где бы он ни был, к месту проводимых им богослужений стекалось невероятное количество народа, которое исчислялось не тысячами – десятками тысяч. В царском дворце в Ливадии он проводил в последний путь Александра III. Умирающий император поблагодарил отца Иоанна за приезд, сказав, что сам ни за что бы не решился попросить его об этом. Он так и ушел ко Господу – рядом с ним находился Иоанн Кронштадтский, возложивший по просьбе царя руки на его голову. «Когда Вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их», – сказал государь…
Отец Иоанн принимал богатые одежды, носил их, чтобы никто не заподозрил его в желании публично показывать свою аскезу. И в этом тоже было и смирение, и следование Христову пути, который призывал не демонстрировать духовный подвиг, а творить его в тишине, наедине с Богом. А вот деньги раздавал сразу. Получив однажды от богатого купца пакет с некоей суммой, он тут же отдал его нищему. «Там же тысяча!» – пришел в ужас купец. «Его счастье», – спокойно ответил отец Иоанн.
Он был смирен и ласков, когда это было необходимо. Но в том, что касается Отчизны, служить которой ему довелось на рубеже веков, в тяжкие времена революционных перемен, в преддверии Первой мировой войны и великой государственной смуты, он был жестким и ясно видел горчайшие испытания, которые ждали страну в новом веке. Он провозглашал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России».
Тяжкий подвиг служения в последние годы его жизни еще более был отягощен болезнью, которую он сносил так же смиренно, как и все прочие тяготы жизни. От мясной, жирной и непостной пищи даже для поддержания сил отказывался: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет святое причастие».
Последнюю свою литургию отец Иоанн Кронштадтский совершил 10 декабря 1908 года, а 20 декабря, в день им для себя предсказанный, – в 7 часов 40 минут утра отошел к Богу.
Это было великое горе – Андреевский собор был полон плачущей паствы и горестных выкриков: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Однако очевидцы пишут, что отпевание проходило без удручающей душу скорби. Оно было светлым, сердечным, полным глубокого, какого-то пасхального чувства будущего воскресения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизирован на Поместном соборе Русской Православной Церкви 7–8 июня 1990 года.
Иконография его образа не имеет сколь-нибудь длительной истории, но повторяет истинный облик – мы обладаем достаточным количеством его фотографических снимков. А с них смотрит на нас человек с ясным глубоким взглядом светлых голубых глаз, выражение которых смягчает суровость северных черт, так часто встречающихся в архангельских северных краях…
Какое чудо произошло
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский обладал и даром чудотворения. Об этом долгое время умалчивали, но некоторые записи и человеческая память очевидцев кое-что сохранили для нас. Его чудотворный дар стал для него самого большим откровением и принят был им с великим трепетом перед Богом. Он сам об этом рассказал так. Пришла к нему старушка, которая просила о молитвенной помощи, а в ней отец Иоанн никогда никому не отказывал. Но старушка просила о молитве ко Господу о полном выздоровлении человека, который болел долго и серьезно. Отец Иоанн говорил, что даже испугался – слишком великого дерзновения ждала от него просительница, веря в силу молитвы священника. Тогда праведник принес Богу свою исповедь, поскольку оценивал свою жизнь перед Богом как требующую раскаяния и покаяния (это он-то, святая душа! Каков пример для нас!), и начал свои молитвы об исцелении. Больной выздоровел, а святой праведный Иоанн Кронштадтский понял, что Бог удостоил его даром чудотворения, чтобы он мог взять на себя еще одно послушание Ему – молиться за тех, кто будет просить, испрашивая у Бога всего, вплоть до исцеления от недугов.
Исцеления наложением рук свершались святым праведным Иоанном Кронштадтским неоднократно. Это происходило и когда праведник оставался один на один с больным, и при многих присутствующих. Часто это были случаи, в которых официальная медицина давно беспомощно развела руками. Надо отметить, что отец Иоанн не отказывал в исцелении и исповедующим другую веру – мусульманам, иудеям, потому что слух о его чудесах распространился далеко за пределы России, хотя он горячо молился об укреплении православной веры и притекании в ряды православных христиан новых и новых верующих верой истинной. Также известно, что иногда приходили письма, телеграммы с просьбой о молитве, и по молитвенному обращению отца Иоанна ко Господу и в этих случаях совершались исцеления.
Суворовская военная комиссия профессоров военной академии зафиксировала чудо, совершившееся в 1901 году в селе Кончанском (ныне Суворовском). Женщина, страдавшая беснованием, была доставлена к отцу Иоанну и через несколько минут полностью исцелилась.
Художник С.В. Животовский летом 1903 года сопровождал отца Иоанна Кронштадтского в водном путешествии в Архангельскую губернию и по следам этого путешествия написал книгу «На север с отцом Иоанном Кронштадтским». Он свидетельствовал о таком чуде: после молитвы отца Иоанна в одном из сел, страдавшем от длительной засухи и угрозы лесного пожара, над засушливой местностью буквально тут же собрались тучи и пролился сильный дождь.
Значение иконы
Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского – образ, перед которым человек, знающий историю его земного пути, знающий о том великом почитании его в народе, каким был удостоен святой еще до ухода из земной жизни, испытывает особое чувство. Все-таки, читая жития любимых нами святых, мы чувствуем, как отделены от них во времени. Мы доверяемся им со всей сердечной глубиной, зная, что они слышат нас и постоянно молятся о нас перед Божьим престолом. Но все равно, примеряя на себя их земной путь и совершенный ими духовный подвиг, иногда по слабости думаем невольно: «Да, всё так – они нам пример в земной жизни… но тогда-то было совсем другое время… А у нас и времена другие, и обстоятельства, и так трудно следовать духовным традициям, поломанным временем неверия…»
Но отец Иоанн Кронштадтский жил и совершал свое служение Богу всего век назад – по историческим меркам ничтожнейшее время. И на рубеже XIX – XX веков, когда Россию бередила политическая смута, вспыхивали и ненадолго затихали внешние войны, приход в теряющее нравственные опоры российское общество человека, который всю свою судьбу отдал духовному просвещению, спасению, казалось бы, совершенно заблудших, без надежды на возрождение душ, был очередной милостью Бога – не иначе. Отказ отца Иоанна от мирских благ не был показным – это мы знаем из его жития. Его любовь к ближнему не разбирала, кто перед ним – нищий пропойца или император, он видел в каждом душу, которой требуется очищение, покаяние и облегчение, тело, которому требуется исцеление от недугов.
И, воспоминая перед иконой Святого праведного Иоанна Кронштадтского об уникальном духовном опыте его жизни, думается, что никакое «другое время», никакие «обстоятельства» не могут помешать попытке стать добрее и терпимее и увидеть в каждом – Божье творение, которое находится рядом с нами в этом мире по единому для всех дарованному Богом праву.

Иконография Иоанна Кронштадтского весьма обширна и разнообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники фотографий, живописных портретов, рисунков, скульптур.

Фотографии

Фотосалонная фотография

Поскольку еще при жизни Иоанна Кронштадтского его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом снимки могли бы составить подробную летопись жизни святого.

Вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте». Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890—1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют изображения Иоанна Кронштадтского в детском и юношеском возрасте. Не сохранилось фотографии и его отца.

Фотографии Иоанна Кронштадтского можно разделить на фотосалонные и натурные. К первой группе относят фото, сделанные в различных фотоателье Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Ко второй группе натурных фотографий можно отнести:

  • постановочные фотографии, снятые во время официальных встреч;

    Во время путешествий

  • репортажные фотографии во время путешествий;
  • небольшое количество снимков в богослужебном облачении (при закладке храмов, крестного хода, во время проповеди). Отсутствуют снимки во время богослужения в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храма.
  • Значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии.

Все эти фотоснимки являются важнейшим источником не только для исследователей, но и для живописцев и иконописцев.

Портреты

Выполнил художник: Михаил Брянский

Живописные портреты Иоанна Кронштадтского образуют две группы: писанные с натуры и выполненные на основе фотографии.

К натурным относится поясной портрет святого 1891 г. худож. М.В. Брянского. На обороте холста надпись: » В С. Петербурге. 4 мая 1891 года. Написан с натуры в пять сеансов. Собственность дочери художника- Марии Михайловны Брянской. Благословение Отца Иоанна».

А также портрет кон. ХIX в, переданный в 1999 г. настоятелем Оптинского подворья в СПБ игум. Ростиславом (Якубовским) в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Этот портрет по версии Т.И. Орнатской, правнучатой племянницы Иоанна Кронштадтского, мог быть написан И.Е. Репиным, т.к. по семейным воспоминаниям, художник выполнял в их доме набросок с натуры.

Другие портреты основаны на известных фотоснимках.

Интерес российского общества к личности Иоанна Кронштадтского был настолько велик, что в конце ХIX в- нач. ХX вв. многие его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии. Наиболее значительной является хромолитография на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Этот портрет наиболее известен, именно его упоминает А.П. Чехов в описании о. Сахалин.

ИКОНЫ

Написание икон Иоанна Кронштадтского связано с историей его почитания.

К прославлению в 1964 г.

За границей Православная Церковь прославила отца Иоанна Кронштадтского в 1964 году. В этом же году архимандритом Киприаном (Пыжовым) была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадского, представляющая его по пояс в сиреневой рясе с красной епитрахилью и свитком в руках. Текст на свитке цитирует слова апостола Павла: «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится…». Примерно в это же время в Джорданвилле был создан образ другого иконографического типа, на котором Иоанн Кронштадтский представлен благословляющим правой рукой с литургической чашей в левой руке. Впоследствии именно этот иконографический тип был отправлен в Россию и стал наиболее распространенным.

В России отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых только спустя четверть века, в 1990 г. Однако, еще до официальной канонизации была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского священником отцом Георгием (Иващенко) в 1988 году. При этом она значительно отличалась от зарубежного образца: отец Иоанн изображен в голубой фелони, с потиром в левой и благословляющей правой рукой, потир накрыт воздухом.

Для канонизации в иконописной мастерской Свято-Данилова монастыря в Москве была специально

Канонизационная икона, 1990 г.

выполнена канонизационная икона святого: отец Иоанн изображен по пояс, фронтально, в зеленой фелони с золотым наперсным крестом, потиром в левой руке и указывающей на него правой рукой (образ написан И.В. Волочковой под руководством И.В. Ватагиной). Позднее иконы такого же извода, такого же типа с некоторыми вариациями в личном письме, жесте правой руки и облачениях были созданы в Санкт-Петербурге многими другими иконописцами (С.И. Голубевым, В.О. Фронтинским, И.А. Кусовым , А. Кудрявцевой, А.В. Ивониной).

Благодаря многочисленным фотографиям и портретам современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским. Реалистичность изображения становится одной из особенностей в иконографии о. Иоанна.

Широкую известность приобрел поясной образ святого Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему подлинной епитрахилью пастыря, написанный А. С. Ефимовым в 1992 г. Тип изображения соответствует иконе, написанной к канонизации, но манера исполнения более реалистична.

Реалистические тенденции в иконографии И. Кронштадтского порой получали оригинальное воплощение. Так на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Св. Горе Афон в 2001 г. и подаренной Пюхтицкому монастырю, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы И. Кронштадтского, хранящейся в музеи Пюхтицкой обители.

Существенно отличается от названных выше поясных икон святого праведного Иоанна Кронштадтского

Выполнил художник: Куликов В.

образ, подаренный художником В. Куликовым

в Свято – Духов монастырь в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от первых Таисиинских чтений в Боровичах. По словам самого художника, основной идеей иконы является благословение отцом Иоанном всей современной Руси под покровом новопрославленной иконы Божий Матери «Азъ есмь с Вами и никтоже на Вы». Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен в темном подряснике с Леушинской иконой Божией Матери в руках. Руки прикрыты белым платом. Очевидно, что в данном случае художник ставил перед собой задачу отобразить еще одну грань личности святого: аскетизм, близкий подвигу преподобного.

Здесь мы сталкиваемся со второй особенностью иконографии Всероссийского Пастыря: на иконах с образом отца Иоанна можно увидеть элементы чина не только праведника, к которому относится Батюшка, но и элементы преподобных, святителей, и даже пророков.

Так в качестве иконы Иоанна Кронштадтского, которая соответствует

Выполнил художник: А. Прокофьева

традиционному типу изображения святителей, следует назвать поясной образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, выполненный иконописцем А.И. Прокофьевой. Обычно с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой изображают святителей. Эта икона из Иоанновского монастыря, приобретшая известность в связи с мироточением. Кроме того примечательно, что в этой иконе совместились традиции древнерусского и реалистического письма. Личное письмо выполнено близко к реалистической трактовке (с голубыми глазами, что не характерно для канонической иконописи), трактовка же одежд близка к древнерусской стилистике.

Среди икон, в которых также подчеркнута наиболее характерная черта внешности отца Иоанна (ясные голубые глаза) следует отметить икону, написанную к 100-летнему юбилею Линтульской обители (1995 г.) финским иконописцем японского происхождения Петросом Сасаки. В композиции этой иконы отражена еще одна грань личности Иоанна Кронштадтского ( пророческий дар). Иконописец изобразил кронштадтского пастыря со свитком в левой руке, поднятым вверх, как обычно изображают пророков. (см. иокну прор. Давида).

Интересно отметить, что финские иконописцы довольно часто обращаются к образу отца Иоанна.

Иконописец: Петрос Сасаки

Среди них можно назвать иконы, написанные епископом Арсением (Хейккинен) для Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и художницей Маргит Линту для кафедрального собора св. Николая чудотворца в Куопио в 2014 г.

Особняком стоит образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный И.И. Пивником для правнучатой племянницы отца Иоанна Т. И. Орнатской . Это оплечный образ Дорогого Батюшки – лик максимально приближен к молящимся, что рождает чувство близкого, интимного общения со святым. Икона была освящена в день 115-летия Леушинского монастыря 16 сентября 2000г.

Росписи

В последние годы появилось значительное количество образов св. Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре и шитье. Одна из наиболее ранних росписей выполнена на стене соборного храма в Пюхтицах (масляная живопись по штукатурке), роспись Я. Шкандрия в церкви св. Максима Грека в Южной Корее ( Сеул, 1999г.), мозаичные образы на стене

Иконописец: И. Пивник

Владимирского крепостного собора в Кронштадте ( в рост со свитком и храмом в руках – Артель Арт, 2010 г.).

Росписи с изображением отца Иоанна Кронштадтского встречаются также и в храмах, посвященных другим святым или праздникам. Например, в храме св. Силуана Афонского (Тамбовская обл., пос. Новая Ляда, 2013 г., художник В. Шабалин) отец Иоанн изображен в одной из житийных композиций, где он благословляет св. Силуана на монашеское служение.

Практически в каждом новом храме Калининграда присутствует композиция с изображением отца Иоанна Кронштадтского Смысл этих изображений вполне ясен: Калининград является форпостом страны на северо-западном рубеже, а Иоанн Кронштадтский всеми православными людьми воспринимается как небесный покровитель северо-запада России.

Значительным явлением в духовной и художественной жизни России стало восстановление и освящение Никольского Морского собора в Кронштадте (реставрация завершена в 2012 г.). В связи с этим появились новые изображения отца Иоанна Кронштадтского в технике перегородчатой эмали. Образ отца Иоанна присутствует на створке главных входных дверей храма рядом с изображением святителя Николая чудотворца. Над фигурами свт. Николая и праведного Иоанна Кронштадтского изображен Никольский морской собор, как символ идеальной церкви Христовой. В руках свт. Николая – евангелие, отец Иоанн держит икону преподобного Иоанна Рыльского.

Скульптура

В последнее десятилетие появился целый ряд скульптурных изображений святого праведного Иоанна

Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт.

Кронштадтского. Однако первым, и, возможно, пока лучшим из них является бронзовый памятник отцу Иоанну в Кронштадте. Он установлен в 2008 г. на площади перед домом Дорогого Батюшки. Автор проекта – архитектор Г.Н. Бойко, скульптор А. Соколов. Аналогичный памятник открыт в Иркутске в 2016 г. возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.

В Москве первый памятник отцу Иоанну Кронштадтскому был установлен 14 июня 2015 г. (в день 25-летия канонизации) приходом во имя Всероссийского пастыря в Жулебино. Известный скульптор Андрей Голубев использовал для создания образа многие прижизненные портреты и фотографии отца Иоанна. Отец Иоанн изображен в рост с потиром в руках.

Известны также два бюста Иоанна Кронштадтского – один установлен в Ливадии, Ореанде у храма во

Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия.

имя Покрова Богородицы (создан киевским скульптором Олегом Радзевичем), другой — в культурно-просветительском центре имени Иоанна Кронштадтского, подарен известным скульптором Валерием Георгиевичем Моховым в 2014 г.

Одним из самых необычных и ярких по форме проектов памятника святому Иоанну Кронштадтскому является памятник, выполненный в 2014 г. скульптором Сергеем Сорокиным. От других памятников Всероссийскому пастырю, это произведение отличается символической и новаторской композицией, на которой отец Иоанн словно бы окружен крыльями ангелов или лучами благодати (трактовка может быть разной).

В целом в разработке иконографии святого праведного Иоанна Кронштадтского заметны определенные тенденции. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения. Требование сходства с реальным лицом приводит к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. В большинстве икон трактовка образа св. Иоанна выходит за рамки того типа святости, к которому он был причислен, т.е. за рамки праведника: в иконах видны иконографические признаки святительского чина, чина преподобных и пророков. Такая широкая трактовка образа отца Иоанна оправдана особенностями его личности и подвижнического служения.

Несмотря на техническую приближенность изображений к реальности, написать икону о. Иоанна

Скульптор: С. Сорокин, 2014

довольно сложно. И мало образов близких душе. В завершении статьи приведем слова человека, который увидел Батюшку и 15 лет не мог забыть его взгляд. Он написал: Эти выразительные свеверно-русские глаза смотрят на людей не для того, чтобы осмеять, не с тем, чтобы презирать, но затем, чтобы понять. И он действительно понимает часто то, что для других остается неразрешимой загадкой. Этот человек написал фразу, которая могла бы стать иконой, выраженной словами. И если кто-то из иконописцев воплотит их в образ и люди прочтут в этой иконе эти слова, то это станет самой почитаемой иконой о. Иоанна Кронштадтского. Взгляд Батюшки он выразил такими словами: » Глаза отца Иоанна жалеют, любят, молятся».

Используемая литература: статья С. Большаковой «Иконография о. Иоанна Кронштадтского».

Хромолитография, 1899 г. В Иркутске Вероятно написан И.Е. Репиным Рисунок
Выполнил художник: Куликов В. В г. Москва, Жулебино, 2015 г. Портрет И. Кронштадтского
Иконописец: Петрос Сасаки К прославлению в 1964 г. Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт. В храме св. Силуана Афонского,Тамбовская обл.
Мозаичный образ на стене Владимирского собора, Кронштадт в технике перегородчатой эмали. Двери Морского собора, Кронштадт. На стене соборного храма в Пюхтицах Скульптор: С. Сорокин, 2014
Скульптор: В. Г. Мохов, 2014 г. Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия. Храм Вознесения в Павловопосаде,2011 В храме Серафима Саровского в г. Волжском, Волгоградской обл.
В церкви св. Максима Грека, Южная Корея Ростовая фотография, в богослужебном облачении Постановочная фотография во время встречи Во время путешествий
Натурная фотография Фотография в фотосалоне Постановочная фотография Во время похоронной процессии
Выполнил художник: Михаил Брянский Выполнил художник: А. Прокофьева Иконописец: И.Пивник Глаза о. Иоанна жалеют, любят, молятся

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь находится в Санкт-Петербурге около реки Карповки. Он построен в неовизантийском стиле по приказу Иоанна Кронштадтского и является любимым местом паломников из разных городов России. Богослужения в храмах монастыря проводятся ежедневно.

История Иоанновского монастыря

В начале 20 в. святой отец Иоанн Кронштадтский принял решение о строительстве нового монастыря в Петербурге. В 1900 г. он привлек к работе зодчего Николая Никонова, который в сжатые сроки разработал проект храмового комплекса. В 1902 г. строительство было завершено, а часовни и церкви монастыря – освящены. Главным храмом стал Собор Двенадцати Апостолов с разноцветной черепицей на куполах, звонницей и витражными окнами.

Монастырь назвали Сурским подворьем, заведовать которым стала духовная дочь отца Иоанна, урожденная Анна Сергеева, постриженная в монахини с именем Ангелина. В 1902 г. святой отец обратился к митрополиту Петербурга с просьбой дать подворью новое имя – Санкт-Петербургский монастырь Двенадцати Апостолов. Митрополит отказал, но предложил взамен иное название — Иоанновский монастырь, в честь преподобного И. Рыльского.

Отец Иоанн принял новое название. Он обожал это место: с любовью обустраивал обитель, участвовал в хозяйственных процессах подворья, останавливался в монашеских покоях во время визитов в Петербург. Себя он называл «Божией милостию строитель монастыря». В 1908 г. святой отец умер и был похоронен в усыпальнице при монастыре.

К 1917 г. монастырь превратился в независимое сообщество – в нем были открыты мастерские, больница, подсобные хозяйства. В обители проживали 350 сестер, которые оказывали благотворительную помощь нуждавшимся.

В 1923 г. Иоанновскую обитель закрыли: большинство сестер арестовали и отправили в ссылки, имущество разграбили, а здание передали в ведение гражданских организаций. К представителям духовенства монастырь вернулся лишь в 1989 г. – его передали Русской Православной Церкви. Несколько лет понадобилось священнослужителям на восстановление здания: реконструкцию стен и внутреннюю перепланировку. В июле 1991 г. храм заново освятили и провели первое богослужение. В усыпальнице Иоанна Кронштадтского открыли музей, посвященный жизни любимого батюшки. Через год Иоанновский монастырь получил статус ставропигиального — независимого от местной власти. Служители его с тех пор подчиняются непосредственно Святейшему Патриарху Всея Руси.

Иоанновский монастырь сейчас

Все здания Иоанновского монастыря отстроены в первоначальном виде по фотографиям. В храмовый комплекс входят:

  • храм Двенадцати Апостолов;
  • храм Иоанна Рыльского;
  • усыпальница святого отца Иоанна Кронштадтского;
  • часовня Покрова Богоматери.

Монастырь открыт для прихожан ежедневно, систематически проводятся богослужения и литургии. К гробнице Иоанна Кронштадтского съезжаются паломники со всего мира, ее почитают святыней. Усыпальница отделана в русско-византийских традициях, иконостас и стены богато декорированы мрамором. У гробницы установлен образ преподобного Рыльского, около которого непрерывно горит лампада.

При монастыре действует воскресная школа, где прихожанам преподают основы Закона Божьего. В школу принимают детей в возрасте 7-14 лет, занятия длятся в течение года. Присоединиться к группе можно в любое время, даже в середине курса.

Почитаемые святыни

Главная святыня Иоанновского монастыря – усыпальница святого Иоанна Кронштадтского. Но кроме нее существует еще ряд священных предметов, с которыми связаны легенды:

  • икона Покрова Божьей Матери – появилась в монастыре в 1991 г. в ужасном состоянии, полностью серая, с потрескавшейся краской и полустертым образом Богоматери; икону поставили на алтарь, где она за несколько месяцев чудесным образом преобразилась: посветлела, стала яркой и обновленной;
  • гробница матушки Ангелины, первой настоятельницы монастыря, а также части ее монашеских одеяний;
  • икона Николая Чудотворца с частичкой мощей святого;
  • икона святой блаженной Матроны Московской с частичкой мощей;
  • икона святых Петра и Февронии Муромских.

В монастыре также есть и другие чудотворные иконы и мощи прославленных святых.

Как добраться:

Иоанновский монастырь стоит на Набережной Карповки, д. 45, рядом с метро «Петроградская». Доехать можно также на трамвае №40 или автобусе №25. Подворье находится во Всеволожском районе по адресу: Токсовское ш., д. 5.

1. Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.

2. Меру достоинства своей молитвы будем измерять верою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми!

Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность, или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовию или иногда притворно, иногда искренно.

Так же неодинаковы мы бываем и с Богом! Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.

3. Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

4. Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином!

5. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою.

6. Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.

7. Пост – хороший учитель:

1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;

2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;

3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;

4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

8. Святые Тайны называются Божественными дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.

Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром, тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду – тем, которые просят их у нас?

9. Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв.

Царство Божие не в словесах, а в силе (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, могий вместити – продолжительную молитву – да вместит. Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

10. Христианину нужно ежедневное обновление, чрез тайное покаяние, потому что всех растлевает грех, обольщающий нас бесчисленными миражами и прелестями своими: кто во Христе, тот новая тварь (Кор. 5,17).

Православие и мир.Ru

Одна из достопримечательностей Кронштадта — памятник Иоанну Кронштадтскому и музей-квартира святого праведника. Скульптурная композиция создана в 2008 году, к 100-летию его кончины и находится в сквере рядом с домом, где он прожил 53 года. Это первый в России памятник священнослужителю.

Иоанн Кронштадтский был негласным Патриархом Русской церкви. Вокруг его имени было сложено немало легенд, многие его слова оказались пророческими.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский родился 31 октября 1829 года в бедной семье в одной из деревень Архангельской губернии. Мальчика крестили в тот же день, дав имя Иоанн в честь преподобного Иоанна Рыльского (в то день отмечался день памяти этого святого).

Отец Иоанна был дьяконом, часто брал ребенка в церковь и воспитывал в нем любовь к богослужению. Семья жила в нужде и всю свою жизнь Иоанн испытывал чувство глубокого сострадания к бедным людям.

Когда мальчик подрос, отец отвез его в Архангельское приходское училище. Несмотря на все житейские трудности, Иоанн закончил духовную семинарию, а затем и Духовную Академию Санкт-Петербурга.

Многие сны Иоанна были пророческими. Однажды он увидел во сне, будто служит в Андреевском соборе Кронштадта. Когда же по окончании Академии ему предложили жениться на дочери ключаря этого собора и служить в том же храме, он сразу согласился. В 1855 году Иоанн становится священником Андреевского собор и, посвящает всю свою жизнь служению богу.

Иоанн Кронштадтский вел аскетический образ жизни, а его брак с Елизаветой был, на самом деле, фиктивным — они жили, как брат с сестрой. Супруга была не готова к такому решению мужа, поскольку мечтала стать матерью, но вскоре ей пришлось смириться.

Каждый день священник бывал в семьях бедняков, помогал им материально, беседовал с пьющими и опустившимися людьми. Его слово лечило — после беседы с ним, казалось неисправимые люди постепенно превращались в благопристойных горожан.

Своими поступками Иоанн Кронштадтский творил чудеса, его молитвы исцеляли людей и вскоре слава о нем распространилась по всей России. Если раньше он сам находил в Кронштадте тех, кто нуждался в его помощи, то теперь тысячи паломников приезжали в город и просили его об исцелении. Люди, которых он излечил, благодарили его деньгами, которые он тут же тратил на благотворительность. Он помогал нищим, построил женский монастырь и храм в своем родном селе, а в Санкт-Петербурге был возведен женский монастырь на Карповке. В Кронштадте создается комплекс — Дом трудолюбия, состоящий из церкви и школы, мастерских и приюта. Здесь принимали больных и были впервые в России организованы детские ясли.

Во время своих уроков Иоанн Кронштадтский строил беседу так, что ученики верили каждому его слову и вскоре даже самые ленивые и неспособные гимназисты исправлялись и в будущем становились полезными обществу.

Вставал отец Иоанн в 3 часа ночи, а к 4 утра приходил в собор, где собирались тысячи паломников, надеясь получить его благословение. Сначала проводилась исповедь. Из-за большого числа желающих она была общей, то есть каждый, не стесняясь, говорил вслух о своих грехах.

Во время службы слова Иоанна Кронштадтского проникали в душу прихожан, они верили его открытому взору и искренним речам. Андреевский собор, вмещающий 5000 человек, всегда был полон.

После службы он направлялся в Петербург, чтобы помочь больным и нищим. Нередко на сон у него совсем не оставалось времени. Когда же отец Иоанн посещал города Поволжья — Саратов и Самару, Казань и Нижний Новгород, храмы не могли вместить всех желающих. А на службу в Харькове в июле 1890 года собралось более 60 000 человек и молебен пришлось перенести на Соборную площадь.

Отец Иоанн был хорошим проповедником, а свои мысли он изложил в книге «Жизнь во Христе» и в дневниках. Главной идеей всех его писаний является необходимость веры в Бога, борьбы со страстями и похотью. В своих дневниках он писал о собственных грехах, о которых обычный человек никогда не задумывается (например, вечером наставник выпил стакан простокваши, угождая чреву или не дал милостыню назойливым мальчишкам).

2 января 1908 года, будучи больным, Иоанн совершил утреннюю Литургию, а затем вернулся домой и вскоре умер. Похоронен праведник в церкви-усыпальнице построенного им монастыря на Карповке.

В июне 1990 года Иоанн Кронштадтский был канонизован. Ежегодно в день его кончины 2 января совершается памятное богослужение в честь святого.

Кроме Кронштадта, памятник Иоанну Кронштадтскому (точная его копия) установлен в Иркутске, а в 2015 году скульптура настоятеля появилась и в Москве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *