Иоанн кронштадтский

По благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана

– Ванечка, что ты в ручке держишь? Что это у тебя?

– Ка-фе-тка…

– Конфетка?

Мама осторожно разогнула нежные, тонкие пальчики малыша. На ладошке лежала тёмно-вишнёвая прозрачная горошина… Женщина, быстро окинув взглядом кухню, заметила на полу помятую коробочку из-под лекарства. Тихо, мягко, чтобы не испугать ребёнка, она спросила:

– Ванечка, а где остальные конфетки?

– Съел…

Мальчик поднял глаза на маму и хотел уже было улыбнуться, но… Почему же мамочка такая белая, а глаза такие, будто она увидела что-то очень страшное? И Ваня, уткнувшись лицом в мамину юбку, заплакал. Внезапно ножки его ослабели, перед глазами замелькали какие-то светящиеся точки, дыхание перехватило, а сердечко будто сжала чья-то невидимая рука…

– Мамочка, мамочка! – закричал он и медленно, как во сне, опустился на пол…

Когда приехала «скорая», Ваня уже не плакал. Он лежал бледный и широко раскрытыми глазами, отрешенно смотрел куда-то, как казалось маме, в даль…

Промывание желудка не помогло: видимо, препарат уже впитался.

– В больницу! Срочно! – распорядился доктор.

По дороге малыш потерял сознание.

В приёмном покое дежурный врач объяснил: то количество сердечных таблеток, которое съел Ваня, является для него смертельной дозой, а потому… Словом, он не может обещать, что ребёнок останется жить.

– Мальчика отправили в реанимацию. Врачи сделают всё возможное. Часам к шести вечера что-то, быть может, прояснится. А пока вы сыну помочь ничем не сможете. Идите домой,– и врач, резко повернувшись, ушёл.

Она не знала, что делать… Она не знала, куда идти… Она не знала, к кому идти… Не подозревала она и того, что Промыслом Божиим она окажется там, где ей смогут помочь…

Медленно, бесконечно тянулись часы… А мать всё бродила по сумрачному ноябрьскому городу. Мокрый, холодный снег бил в лицо. Мысли, одна горше другой, разрывали голову… Неужели его маленькое, хрупкое тельце будет лежать в этой ставшей чужой, промёрзшей насквозь земле?..

– Нет, Господи! Нет! Помоги, Господи!!! – женщина, услышав свой собственный отчаянный крик, вздрогнула. Она стояла на мосту. Вода ещё не покрылась льдом, и в ней, с рябью от падавшего снега, отражался крест. «Да это же Карповка. Монастырь»,– промелькнуло в голове…

Как и что она объясняла сёстрам монастыря – не помнила. Отчетливо же всё начала осознавать только к концу молебна.

– Просите Пресвятую Богородицу и молитесь святому праведному Иоанну Кронштадтскому, и будем надеяться на милость Божию,– напутствовал её священник.

Словно на крыльях летела женщина в больницу. «Верую, Господи! Помоги! – шептала она.– Матерь Божия, защити! Батюшка Иоанн, молись за моего Ванечку!».

Вот и шесть вечера. Скрипнула дверь реанимационной палаты. И врач, несколько озадаченный, но с нескрываемой радостью в глазах, возвестил:

– Случилось невероятное!.. Ваш сын будет жить.

В подобных ситуациях говорят: «Слава Богу». Но лишь пережившие настоящее горе могут вложить в эти, для многих ставшие уже привычными, слова столько благодарности и любви к Творцу нашему и Искупителю – Господу.

Слава Богу! – промолвила мать. Она знала, КТО ей помог…

На следующий день Ванечка уже был дома, бегал, смеялся – словно и не было ничего.

* * *

В жизни этой семьи многое изменилось с того страшного дня. Господь иногда, по особому Своему смотрению, вразумляет человека через болезнь его детей. Часто лишь перед лицом страшных испытаний мы можем осознать свою немощь и глубочайшую зависимость от Бога, Творца нашего. Ваня с мамой стали посещать храм Божий, исповедоваться, причащаться; часто бывают они в монастыре на Карповке, а особую любовь питают к Батюшке Иоанну – ведь это его чудным заступлением Ванечка остался жив.

14 июня 2020 года исполняется 30 лет со дня прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (Иоанна Сергиева), канонизированного Русской православной церковью на Поместном соборе в 1990 году.

Всю свою жизнь протоиерей Иоанн Кронштадтский посвятил служению людям во имя Бога – как на церковном поприще, так и на ниве благотворительности. В издании «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель» (1913) на портале Президентской библиотеки приводятся его слова: «Я – священник, –говорил о. Иоанн, – чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу».

«О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский родился 19 октября 1829 года на далёком севере, в селе Сурском Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его – бедный причётник», – рассказывается о нём в некрологе «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908). Более 300 лет его предки по отцовской линии были священниками. Многодетная семья была очень бедной, и мальчику «приходилось видеть лишь сцены безвыходной нищеты, почти голода. В душе ребёнка остались одни мрачныя впечатления человеческой жизни, картины горя, несчастия, отчаяния <…> Отсюда возникла любовь к ближним и сострадание к людскому горю и несчастиям». Далее следует рассказ самого Иоанна о его естественном приобщении к религии и церкви: «…лет 4–5, а может быть и менее, родители приучили меня к молитве и своим собственным примером делали из меня религиозно настроенного мальчика. Мой отец брал меня постоянно в церковь и я всею душою полюбил общественное богослужение, особенно хоровое пение».

После окончания духовной семинарии в Архангельске Иоанна Сергиева как лучшего ученика направляют учиться на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. Несмотря на материальные трудности семьи, овдовевшая мать Иоанна, горячо им любимая и почитаемая, неизменно поддерживала тягу сына к учёбе и миссии священника, а Иоанн стремился к пастырской, проповеднической деятельности.

В 1855 году, закончив обучение со степенью кандидата богословия, Иоанн Сергиев женится на дочери протоиерея Андреевского собора в Кронштадте Елисавете Несвитской и принимает сан священника для службы в этом соборе. В книге «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель» говорится: «С самых первых дней своего священнослужения, молодой Кронштадтский батюшка проявил особенную любовь к церковной проповеди, к частому совершению богослужения, к широкой и любвеобильной помощи бедным». С 90-х годов XIX века он начинает подписываться «Иоанн Кронштадтский». Первые 30 лет своего служения он почти не выезжал из Кронштадта дальше, чем в Петербург.

Паства у отца Иоанна была особенная. В XIX веке Кронштадт, расположенный на острове, был местом поселения административных ссыльных – бродяг, пьяниц, нищих. В городе их боялись, ночью было опасно выходить на улицу. Чернорабочие, занятые в порту только во время навигации, по полгода сидели без дела, пьянствовали и бродяжничали. Но, как говорится в брошюре «Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)» (1899), «пламенная ревность о спасении ближних поставила о. Иоанна с первых же дней его пастырскаго служения в самую тесную связь с жизнию пасомых, среди которых он с болью сердца смотрел на тех несчастных, которые не только утратили свой христианский облик, но и спустились в нравственном отношении на степень почти неразумных существ».

Благоговейно относясь ко всем ритуалам церковного богослужения, Иоанн, по свидетельству современников, священнодействовал необычайно вдохновенно, порой отходя от строгих церковных канонов, и в связи с ростом числа прихожан Святейший Синод в виде исключения дал ему разрешение на проведение общего покаяния и исповеди. Вот что вспоминает об этом участник в упомянутом издании «Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)»: «Душевное напряжение толпы достигает последней степени, без различия классов. Все: и образованные и необразованные, и богатые и бедные, и молодые и старые, мужчины и женщины, решительно все начинают плакать <…> Стон от рыданий стоит в церкви… Словом, весь народ вместе со стоящим на амвоне пастырем в эту минуту как бы составляет одно целое. О. Иоанн крестится и со слезами благодарит Бога за дарованное предстоящим покаяние».

Иоанн Кронштадтский всеми силами помогал беднейшим из своей паствы и утешением, и добрыми делами, и деньгами не только по просьбе нуждающихся, но и просто видя необходимость такой помощи. О его широкой и разнообразной благотворительной деятельности говорится в некрологе «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский»: «Получая ежедневно тысячи рублей, о. Иоанн всецело употреблял их на дела благотворительности. И десятки тысяч бедняков по всей России получали денежную помощь от о. Иоанна, десятки церквей были сооружены на его щедрыя пожертвования, сотни храмов и приходов пользовались поддержкою пастыря. В благотворительныя учреждения ежегодно он рассылал до ста тысяч рублей. Кроме того, из средств о. Иоанна производилась в Кронштадте ежедневная раздача мелких сумм кронштадтским беднякам, иногда свыше 2 тысяч человек. На средства о. Иоанна сооружены женский монастырь на его родине в Суре и величественный Иоанно-Богословский монастырь в Петербурге, на Карповке».

Благотворительность Иоанна распространялась не только на церковные сооружения. В том же издании сообщается, что в 1882 году «…он основал кронштадтский дом трудолюбия. Под кровлей дома трудолюбия приютились: 1) ночлежный приют, 2) женская мастерская, 3) переплётная мастерская, 4) сапожная мастерская, 5) народная столовая, 6) богадельня для женщин, 7) школа на 200 детей, 8) лечебница для бедняков». С тех пор подобные Дома трудолюбия открывались по всей России.

Кронштадтский пастырь пользовался большим уважением у всех членов императорской фамилии. Смертельно больного Александра III в октябре 1894 года он посетил в Крыму, а затем присутствовал при его кончине и сопровождал его тело в Петербург. В том же году по повелению Николая II он был на бракосочетании последнего российского императора и Александры Федоровны, позднее участвовал в крещении их дочери великой княжны Ольги и наследника престола цесаревича Алексея.

Благодарность и признание Иоанн Кронштадтский заслужил как от простых верующих, которым смог помочь и словом, и делом, так и от церкви и государства. В частности, он был удостоен золотого наперсного креста, двух благодарностей от Святейшего Синода, палицы, митры; от светских властей – ордена Св. Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, ордена Св. Владимира 3-й и 4-й степени, а также многих других наград и почётных дипломов.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский скончался после болезни 20 декабря 1908 года (2 января 1909 года по новому стилю). Торжественная церемония прощания с покойным собрала тысячи паломников. По заранее полученному разрешению императора Николая II и митрополита Антония Иоанн был похоронен в крипте санкт-петербургского Иоанновского женского монастыря на реке Карповке.

Дни памяти: 20 декабря (2 января), 1(14) июня

Детство и юношество святого праведного Иоанна Кронштадтского

В роду Иоанна Кронштадтского было много священников. Сам же он появился на свет 19 октября 1829 года, в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда, в христианской семье. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. Отец Иоанна, Илья Сергиев, служил псаломщиком в местной церкви. Его жена, Феодора, мать Иоанна, выделялась простотой нрава и глубокой верой.

Иоанн родился болезненным и очень слабым: настолько, что родители, переживая за его жизнь, были вынуждены торопиться с крещением. Имя выбрали в честь преподобного Иоанна Рыльского. После Крещения мальчик стал поправляться, набирать силу и крепнуть.

Отмечают, что ещё в детстве он стал свидетелем чуда: однажды Иоанн узрел в горнице светоносного ангела, который, увидев смущение ребёнка, успокоил его и сообщил, что он — его Ангел-Хранитель, и будет оберегать его до конца земных дней.

На шестом году жизни, при посредстве родителей, Иоанн стал учиться читать. Отец часто брал его в храм, знакомил с богослужением и богослужебными книгами. Со временем, Иоанн проникся их духом и содержанием. Рассказывают, что уже с детства сельчане приметили в нём особую расположенность к Богу.

Когда мальчик подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское Приходское Училище. В тот период ему было около десяти лет. Поначалу обучение складывалось нелегко: не получалось, как следует, уразуметь и запомнить преподаваемый материал. Это сильно печалило юного Иоанна: с одной стороны, он был и слыл отстающим, а с другой, понимал, как тяжело было бедным родителям оплатить его пребывание в училище.

Однажды, после сердечной молитвы перед сном, Иоанн, по его личному признанию, почувствовал, что его словно бы потрясло, точно завеса спала с глаз и раскрылся ум; ему ясно представился учитель и урок; он вспомнил его содержание. В той горячей молитве он просил Бога о помощи, и Бог ответил ему. Тогда душа наполнилась радостью, и он уснул так спокойно, как не спал прежде. С рассветом, поднявшись с постели, Иоанн взял в руки книги и начал читать. И, о чудо, он вдруг заметил, что в нём произошло внутреннее преображение: он легко усваивал и запоминал то, что читал.

С тех пор, посещая уроки, он и чувствовал, и вёл себя совершенно иначе: хорошо разумел учебный материал, хорошо отвечал. Постепенно Иоанн перешёл из последних учеников в число лучших. По завершении курса он был переведен в семинарию, а по её окончании, в 1851 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счёт.

В период обучения в Академии, у него умер отец. То бедственное положение, в котором по смерти кормильца оказалась семья, весьма тяготило Иоанна. Испытывая жалость и свою личную ответственность перед матерью, Иоанн стал искать возможного заработка и нашёл. Зная о его стесненных обстоятельствах и хорошем почерке, ему пошли навстречу, предложив место писаря. За эту работу Иоанн получал до десяти рублей ежемесячно. Отправляя матери деньги, он искренне радовался, что смог её поддержать.

Однажды, придя домой после прогулки по академическому саду, Иоанн заснул и увидел в сновидении, что он — священник, и служит в соборе, в котором до этого никогда не был. Вскоре увиденное в таинственном сне исполнилось наяву.

Священнический подвиг отца Иоанна Кронштадтского

В 1855 году Иоанн окончил академию со степенью кандидата богословия. Ввиду того, что он соединил себя узами брака с дочерью протоиерея К. Несвицкого, служившего в Кронштадтском Андреевском соборе, ему было предложено занять в этом же храме место священнослужителя. 10 декабря 1855 года Иоанн был рукоположен во диакона, а уже 12 декабря, того же года, — во священника. Посетив впервые собор, он узнал в нём тот самый, что видел во сне.

Пастырская жизнь отца Иоанна проходила в трудное для страны время, запечатленное массовым ослаблением веры, началом разгула бунтарских настроений, брожения революционных идей. Город Кронштадт служил в тот период местом сосредоточения высланных из столицы людей. Бродяжничество, праздное шатание, беспробудное пьянство, попрошайничество, крайняя нищета — вот лишь немногие стороны той социальной прослойки, которая составила значительную часть его паствы, нуждалась в особом внимании и заботе. Велики были трудности, лежавшие перед пастырем, но велико было и чувство пастырского долга, велика любовь к Богу, милосердие и сострадание к ближним.

Супружеская жизнь отца Иоанна складывалась так: объявив жене о желании сохранения девства и по договоренности с ней, он жил с Елизаветой, как брат и сестра. До конца жизни Иоанн хранил целомудренную чистоту.

Первоначально многие не понимали и даже не принимали порывов неординарного пастыря. Но со временем, видя его доброту и терпение, видя усердие и, не в последнюю очередь, ту материальную помощь, которую он оказывал нуждавшимся, люди стали осознавать: Бог даровал им благого и сердечного наставника, чуткого, отзывчивого, мудрого попечителя. Рассказывают, что посещая землянки, хибары и бедные квартиры, преподобный раздавал своё жалование, нянчил детей, пока матери занимались хозяйством, присматривал за больными, мог отдать бедняку сапоги и одежду, и при этом молился, увещевал, обнадёживал, утешал.

Бескорыстность и милосердие отца Иоанна доходили до того, что бывало он сам оставался без средств. Видя такое беспрецедентное положение дел, многие, кто по зависти, кто по глупости или по черствости сердца, упрекали святого в неискренности, потворстве тунеядцам и обманщикам, клеветали, ругали, глумились, причём не только устно, но и через печать. Ввиду разительной непохожести Иоанна Кронштадтского на многих других пастырей Церкви его, кроме всего прочего, обвиняли в юродстве.

При поддержке епархиального начальства сослуживцы добились, чтобы жалование священника за него получала жена. Но Премудрый Господь не оставил его без возможности помогать голытьбе. Плату, получаемую за преподавание Закона Божьего в местном, Кронштадтском Реальном Училище, он оставлял при себе, и уже от неё жертвовал тем, кому считал нужным.

Со временем молва о великом светильнике распространилась настолько, что к нему стали стекаться огромные толпы народа, а на его адрес приходило такое количество посланий и телеграмм, что кронштадтская почта, для обработки его переписки, вынуждена была организовать специальное отделение. Иоанну писали не только из разных краёв государства, но и из-за границы. Чтобы внимательно разобрать все эти сообщения, он вынужден был прибегать к помощи секретарей.

Вместе с искавшими душеспасительной пользы к Иоанну стекались и материальные средства. О размерах поступавших в его распоряжение денежных сумм можно только догадываться: он тотчас жертвовал их на благотворительность, раздавал беднякам. Рассказывают, что бывало, когда ему передавали конверт, он тут же, не открывая его, кому-нибудь его отдавал.

В течение всех лет священнического служения о. Иоанн почти каждый день совершал Божественную литургию в соборе, а в последние 35 лет жизни служил ежедневно (последний раз – 10 декабря 1908 г.).

Отец Иоанн вставал очень рано. Встав, начинал готовиться к Божественной Литургии. Когда он шёл в храм, его встречали толпы верующих, жаждавших получить благословение. Здесь же присутствовали нищие, коих он одаривал милостыней.

За утренней отец Иоанн сам читал канон, тщательно и внимательно, предавая этому чтению высокое значение. Перед началом Литургии происходила Исповедь. Со временем, в связи с огромным стечением людей, как местных, так и паломников, желавших исповедоваться непременно у Иоанна Кронштадтского, он вынужден был ввести в свою практику общую исповедь (по разным оценкам, Андреевский собор вмещал 5–7 тысяч человек). Рассказывают, что это священнодействие производило на участников и очевидцев неизгладимое впечатление. Вдохновленные, потрясенные пастырским словом и ревностью люди громко выкрикивали свои грехи, в том числе самые мерзкие, каялись вслух, словно бы и не стыдясь теснивших их со всех сторон свидетелей. Утверждают, что в результате верующие реально испытывали чувство освобождения от тягостного бремени греха. Богослужение характеризовалось единым, пламенным, молитвенным порывом.

Примерно через семнадцать лет пастырского служения Господь сподобил отца Иоанна организовать в Кронштадте особе учреждение — «Дом Трудолюбия». По настоящему поводу тот обратился к народу с воззванием, предлагая осуществить это богоугодное дело совместными усилиями. Обращение было опубликовано. Отклик был искренним и широким. 23 августа 1881 года произошла закладка здания, а уже 12 октября 1882 года состоялось открытие. Постепенно деятельность Дома Трудолюбия развивалась, положительно отражаясь на интересах разных социальных групп и слоев. При Доме Трудолюбия функционировали: мастерские, народная столовая, школа, приюты, библиотека, читальня.

Достойна восхищения и роль Иоанна Кронштадтского в отношении женских скитов и монастырей. В частности, при его непосредственном участии была основана женская обитель в его родном селе, а также в Санкт-Петербурге на Карповке. Многие монастыри он поддерживал, способствуя их расширению, благословляя поступление в них сестёр, служа в монастырских храмах.

По роду своей пастырской деятельности и по зову христианского сердца отец Иоанн регулярно бывал в Петербурге, посещая нуждавшихся в попечении и больных. В целях осуществления своего служения Богу, он выезжал и в отдаленные уголки Российской Империи. Современники отмечают особую целительную силу его молитв за больных, его целительный дар. Кроме того, Иоанн был удостоен от Бога дара чудотворений и прозорливости.

Десятки тысяч с благоговением и страхом Божьим поджидали любимого батюшку в самых разных местах его вероятного появления. Когда он ехал в карете, люди готовы были бросаться к нему прямо на ходу. Их не останавливал даже страх быть переломанными, искалеченными. Когда отец Иоанн путешествовал на пароходе, верующие бежали за пароходом по берегу, многие вставали на колени. Кроме того, святой сыскал уважение и при царском дворе. Другой бы, казалось, под натиском обрушившейся славы сломался и возгордился. Но не отец Иоанн, истинный воин Христов, боголюбец. Как искушения нападками и клеветой не смогли сломить его стойкость, так и искушение славой не смогло зачернить его кроткий, смиренный настрой.

Болезнь и последние дни земной жизни отца Иоанна Кронштадтского

Время кончины было открыто отцу Иоанну заблаговременно. Под конец земной жизни он был подвержен телесным болезням, стал ослабевать. Его мучили сильные боли, которые, иногда, утихали во время служения Литургии. 10 декабря 1908 года отец Иоанн, собрав волю и силы, совершил последнюю Литургию. В последний период своей земной жизни он каждодневно причащался на дому. 20 декабря 1908 года, в 7 часов 40 минут, сердце святого остановилось, он мирно почил о Господе и приобщился к вечности.

Духовное наследие пастыря

За время своего священнического служения отец Иоанн произнес неисчислимое количество проповедей, оставил множество письменных наставлений. Он по праву считается одним из лучших церковных писателей.

В рамках нравственных сочинений отец Иоанн удостоверяет нас в необходимости искренней веры, любви к Богу и ближнему, устроения жизни в соответствии с образом жизни Христа, непрестанной духовной борьбы с греховными страстями и пороками (см. по этому поводу: Моя жизнь во Христе; Беседы о Блаженствах Евангельских). Истинность преподанного нам нравоучения отец Иоанн подтвердил своей жизнью, подвигом пастырского и общехристианского делания.

В богословских произведениях Иоанна Кронштадтского раскрываются самые разнообразные темы вероучения Церкви: о Боге; о Спасении человека; о почитании Креста (см.: О Кресте Христовом), Пресвятой Богородицы и святых; о покаянии и молитве (см.: Молитвы святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца); о Церкви; о судьбе мира и последних временах (см.: Начало и конец нашего земного мира).

Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому, глас 1

Православныя веры поборниче, / земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче, / Божественных Таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и Церкве нашея украшение, / моли Всеблагаго Бога // умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведному Иоанну Кронштадтскому, глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский / предстоит Престолу Божию / и усердно молит о верных / Христа Пастыреначальника, / обетование давшаго: созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва ко святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Ещё молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче! Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея, яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою, чистотою людем послужил еси. Сего ради молим тя, праведный отче: моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити, пастыри благодати и истины преизобильно исполнити, власти умудрити, православное воинство укрепити, немощныя исцелити, развращенный исправити, юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими cтрастями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя тебе Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Св. Иоанн Кронштадтский

Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский (1829 — 1908), протоиерей, праведный

Память 20 декабря, 1 июня в день прославления, в Соборах Архангельских, Санкт-Петербургских и Эстонских святых

Родился 19 октября 1829 года в семье бедного псаломщика села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. При крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя Болгарии. Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в шестилетнем возрасте Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, — и точно так же, как и преподобный, по молитве отрок Иоанн обрёл способности к учению.

В 1851 году окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1855 году — Петербургскую духовную академию. Тогда же он вступил в брак с дочерью протоиерея Константина Несвицкого Елизаветой и вскоре стал священником, — 12 декабря 1855 года отец Иоанн совершил свое первое священническое служение в Свято-Андреевском соборе города Кронштадта. С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков.

В январе 1899 года при Иоанно-Предтеченском храме «Общества религиозно-нравственного просвещения» на Выборгской стороне было основано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости». В том же году он основал женскую монашескую общину, которая в 1900 году была преобразована в Сурский Иоанно-Богословский общежительный женский монастырь.

Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце (известно огромное число совершенных им исцелений) быстро рапространилась повсюду; в Кронштадт потянулись десятки тысяч богомольцев. «Всероссийский батюшка» (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных дневников (наиболее известна его книга «Моя жизнь во Христе»).

19 ноября 1907 году первым среди священников вступил в «Союз русского народа».

Св. Иоанн Кронштадтский

В ноябре 1908 года тяжело заболел и стал готовиться к кончине. 10 декабря того года всероссийский пастырь отслужил свою последнюю Литургию и в последующие дни причащался дома.

Скончался 20 декабря 1908 года в 7:40 утра. Его похороны состоялись при совместном молении множества епископов, священников и стотысячной народной толпы.

Мощи праведника почивают в нижнем храме Свято-Иоанновского женского монастыря «на Карповке», который он в свое время основал.

Канонизация праведного Иоанна в Русской Православной Церкви состоялась 14 июня 1990 года.

В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии .

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Православныя веры поборниче. / Земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче. / Божественных таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и церкви нашея украшение, / моли всеблагаго Бога / умирити мир и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 4

Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,/ я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас тойже

Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,/ возлю́бленный па́стыpю наш.

Кондак, глас 3

Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова / не одоле́ют ей.

Ин кондак, глас 6

Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,/ пою́т Бо́гу: аллилу́ия.

Труды

Опубликованные в интернете

  • «Моя жизнь во Христе» и др. труды св. Иоанна Кронштадтского на сайте «Православная беседа»:

Литература

  • Санакина, Т. А., сост. (ГААО), «Из родословной семьи Сергиевых: Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и его семья», Наш храм, 2002, № 2, 2-3.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница календаря портала Православие.Ru:
  • Страница сайта-сборника богослужебных текстов и указаний Псаломщик:

«Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии», официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018,

МОЛИТВЕННИК ЗА РОССИЮ
«Если соберем волю
каждого в одну волю —
выстоим!
Если соберем совесть
каждого в одну совесть
— выстоим!
Если соберем любовь к
России каждого в одну
любовь — выстоим!»
Детство
Изба, в которой родился о. Иоанн
Мать отца Иоанна
Родился 19 октября 1829 года в селе Сура, в
семье бедного
сельского дьячка Илии Сергиева и жены его
Феодоры. Новорожденный оказался столь
слабым и болезненным, что родители
поспешили тотчас же окрестить его, и нарекли
Иоанном в честь преподобного Иоанна
Рыльского. Вскоре после Крещения младенец
Иоанн стал заметно поправляться.
Благочестивые родители, приписав это
благодатному действию св.Таинства Крещения,
стали с особою ревностью направлять его мысль
и чувство к Богу, приучая его к усердной
домашней и церковной молитве. Отец с раннего
детства постоянно брал его в церковь. Живя в
суровых условиях крайней материальной нужды,
Иоанн рано познакомился с безотрадными
картинами бедности, горя, слез и страданий.
На шестом году отрок начал учиться
грамоте. Но грамота вначале плохо
давалась мальчику. Это его печалило, но
это же подвигло и на особенно горячие
молитвы к Богу о помощи. После одной из
горячих молитв, ночью, мальчика вдруг
точно потрясло всего, «точно завеса
спала с глаз, как будто раскрылся ум в
голове», «легко и радостно так стало на
душе»: ему ясно представился учитель
того дня, его урок, он вспомнил даже, о
чем и что он говорил. Чуть засветлело, он
вскочил с постели, схватил книги – и, о
счастие! Он стал читать гораздо лучше,
стал хорошо понимать все и запоминать
прочитанное.
Отрок Иоанн молится по дороге в школу
Начало пастырского служения отца Иоанна
Иоанн первым окончил Архангельскую
духовную семинарию и был принят на
казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. Размышляя однажды о
предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда
еще не был. Он принял это за указание
свыше.
Скоро сон сбылся с буквальной точностью. После окончания курса академии он
вступил в брак с дочерью протоиерея кронштадтского Андреевского собора и принял
сан священника для служения в том же соборе. Когда он впервые вошел в кронштадтский
Андреевский собор, то остановился почти в
ужасе на его пороге: это был именно тот
храм, который задолго до того представлялся
ему в его детских видениях.
В действительности Иоанн жил с женой,
как брат с сестрой, до конца дней своих
оставаясь чистым девственником. Тщательно
скрывая от людей свое подвижничество, о.
Иоанн был величайшим аскетом. В основе его
аскетического подвига лежала непрестанная
молитва и пост. Его замечательный дневник
«Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует
об этой его аскетической борьбе с греховными
помыслами, этой «невидимой брани», которую
заповедуют всем истинным христианам
древние великие отцы-подвижники.
На Литургии, которую он служил
ежедневно отец Иоанн молился горячо,
требовательно, дерзновенно. В просьбах
помолиться он не отказывал никому. И
Господь принимал его молитвы. Совершались
чудеса: их бесчисленное множество —
записанных и незаписанных. К нему стали
обращаться за помощью не только жители
Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со
всей России и из-за границы
Андреевский собор в Кронштаде 19 в.
Самоотверженный подвиг
Отец Иоанн не был блестящим
проповедником, но, говоря просто, ясно,
сердечно, от души, он покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди
печатались отдельными выпусками и
распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было
издано и собрание сочинений о. Иоанна,
состоящее из нескольких больших
томов.
Отец Иоанн был и законоучителем.
Причем влияние его на учеников, было
неотрази — мое. Дети его любили.
Батюшкины беседы на всю
жизнь запоминались ученикам. Отец
Иоанн как-то особенно умел пробудить
живую веру в душе ребенка.

На уроках он часто читал жития
Святых, Библию или рассказывал о
своей пастырской деятельности.
.
Он не гнушался людей, шел
по первому зову к самым бедным
и опустившимся людям. У них он
молился, наставлял и помогал, а
часто отдавал последнее,
вызывая упреки со стороны
близких. Случалось
иногда, что, придя в бедную
семью и видя нищету и болезни,
он сам отправлялся в лавочку
или за лекарством в аптеку.
«Нужно любить всякого человека
и в грехе его и в позоре его, –
говорил о. Иоанн. – не нужно
смешивать человека – этот образ
Божий – со злом, которое в
нем…» С таким сознанием он и
шел к людям, всех побеждая и
возрождая силою своей истинно
пастырской состраждущей
любви.
Благотворительность
По молитве о. Иоанна совершалось и теперь, по его блаженной
кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес.
Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые
тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности.
Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении
народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать
письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления
совершилось. Позже через руки отца Иоанна проходили сотни
тысяч рублей. Но он не считал их: одной рукой возьмет, а другой
тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности
отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В
1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором
была собственная церковь, начальное народное училище для
мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для
приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом,
дававший пристанище бездомным в количестве до 40 тысяч человек
в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать,
народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800
бесплатных обедов, и странноприимный дом.
Св. Иоанн Кронштадтский приводит бездомных детей в приют.
Режим дня отца Иоанна
Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы
понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного
подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к
утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить
от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым
о. Иоанн раздавал милостыню. Перед началом литургии была исповедь.
На нее, длившуюся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек.
Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. За Божественной литургией все возгласы и молитвы
произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к
лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления
лились из его глаз, но он не замечал их. Такое служение необычайно
действовало на всех присутствующих. Причащающихся после общей
исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда
несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали
верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко
более двух часов. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о.
Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным
вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи.
Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.
Иоанн кронштадский выходящий из собора после службы
Кончина
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна
присоединился мучительный личный недуг – болезнь, которую он кротко и
терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он
предписания знаменитых врачей, пользовавших его, – поддерживать свои
силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за
ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души.
Оживляет – Святое Причастие».
И он приобщался по-прежнему каждый день.
10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз
сам совершил Божественную литургию в кронштадтском Андреевском
соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник
мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он
похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его
упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно
служились панихиды.
Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем
людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией
всероссийское почитание.
Надгробие над мощами Иоанна
Кронштадского в Иоанновском монастыре
в С.-Петербурге
Мощи праведного Иоанна
Кронштадтского покоятся под
спудом в Иоанновском монастыре
на Карповке
Причисление его к лику святых –
канонизация – состоялось в 1990 г
Здесь же находятся известная икона святого
Иоанна с его епитрахилью и его облачения.
«Я предвижу восстановление
мощной России, ещё более
сильной и могучей. На костях
мучеников, как на крепком
фундаменте, будет воздвигнута
Русь новая – по старому
образцу, крепкая своею верою
во Христа Бога и Святую
Троицу; и будет, по завету
великого князя Владимира –
как единая Церковь… Русь
есть Подножие Престола
Господня. Русский человек
должен понять это и
благодарить Бога за то, что он
русский».
«Россию куют беды и напасти.
Крепись, Россия! Кайся и молись…
Св. Иоанн Кронштадтский
«Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до
сих пор, то только благодаря Царице Небесной».
«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной,
победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери
своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое
верующее время».
«Дай Бог, чтобы эти дни настали скорее! Молитвенно
будем просить Владычицу нашу — Пресвятую Богородицу,
избранника Ее Преподобного Серафима Саровского,
Новомученников Российскийх и всех Русских Святых
молитвенно представительствовать пред Божиим
Престолом за Родину нашу и за всех нас, чтобы
исправить нам греховное житие наше, … быть верными
Истине и сподобиться узреть
будущую славу Отечества нашего».
Молитвы о России
о. Иоанна Кронштадтского
Молитва Богородице об Отечестве
Сохрани, Пресвятая Богородице, Пречистая Дево
Марие, людей твоих под кровом Твоим и светлыми,
чистыми Твоими молитвами моли Бога о спасении
страны нашей Российской!
Молитва Господу о стране нашей и народе ея
Господи! Спаси и сохрани Богохранимую страну нашу
Российскую и весь род людской и все воинство ея и всех и вся!
Убереги страну нашу Российскую, Богохранимую и Богом
покровительствуемую от злая и темныя силы и обстояния и
подаждь нам всем, грешным Божьим людям русским, во
милосердие.
Сбереги, Господи, страну нашу Российскую, вся люди ея, вся
воинство ея, всех юных и старцев, и младенцев под кровом
Твоим!
Господи, храни Русь нашу Святую и Православную, сохрани и
сбереги ю на многая лета и подаждь милость Твою сохранити ю
в чистоте помышления и даруй ей спасение во имя Отца и Сына
и Святаго Духа и ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *