Иоанн зизиулас

ВВЕДЕНИЕ. В. М. ЛУРЬЕ. ЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛШЕБСТВО
ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ
ИТЕРАЦИИ К ТЕМЕ КНИГИ ….7
Первое приближение: о логике и онтологии ….7
Второе приближение: оригинальный философский
язык или пиджин? ….8
Третье приближение: методология ….10
Четвертое приближение: выбор богословских тем ….12
Д. С. БИРЮКОВ. УНИВЕРСАЛИИ И ИНДИВИДУАЦИЯ
В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ …. 15
1. Учение Климента Александрийского
о приобретении знания и познании общего. ….15
1.1. Климент Александрийский
и античная философская традиция ….15
1.2. Эпистемология и универсалии ….16
2. «Общее» и «индивидуальное» в учении подобосущников ….24
3. Триадологические споры IV в. как полемика
об универсалиях ….33
4. Тема индивидуации через схождение особенностей
у Василия Кесарийского и ее историко-философский
и богословский контекст ….44
4.1. Введение ….44
4.2. Предыстория концепта схождения особенностей и некоторые
теории индивидуации в античной философской мысли ….46
4.3. «Особенная качественность» у Оригена ….65
4.4. Учение Василия Кесарийского об индивидуации
через схождение особенностей в контексте
предшествующих линий понимания индивидуации ….67
5. Учение Григория Нисского о человеческой природе
как монаде и его историко-философский контекст ….85
МЕЖДУ «ИПОСТАСЬЮ» И «ЧАСТНОЙ СУЩНОСТЬЮ» …. 99
Т. А. Щукин, О. Н. Ноговицин. Анонимный трактат
«Об общей природе и Троице» в контексте
христологических и триадологических споров VI века ….99
Т. А. Щукин. Тождество в различии: сущность и природа
у Леонтия Византийского …. 134
1. Система Краусмюллера и ее недостатки …. 134
2. Сущность и природа …. 137
3. Особый случай: душа как οὐσία λογική…. 140
4. Соединение по природе и соединение по сущности …. 141
5. Уточнение позиции: «частная природа»
«Опровержения силлогизмов Севира» …. 145
Т. А. Щукин. Иерархия в терминах: различие между
«сущностью» и «природой» в сочинениях Михаила Пселла …. 147
Д. И. Макаров. Концепт частной сущности в эпоху
догматических споров и в поздневизантийской мысли …. 159
ИНДИВИДУАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ …. 169
В. М. Лурье. Идентичность человеческой личности
по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве
и человеческое тело по воскресении …. 169
1. Введение …. 169
2. Антропология Иоанна Филопона: этапы развития …. 170
3. Учение о воскресении у Иоанна Филопона:
история конфликта …. 174
4. Учение Филопона о воскресении: общий обзор …. 177
5. «Божественная материя» воскресших тел? …. 183
6. Пространство и человеческая идентичность:
гипотеза Шренка …. 187
7. Иоанн Филопон против Кирилла Александрийского …. 191
8. Понятие «вида» (εἶδος) тела у Филопона …. 195
9. Заключение …. 201
О. Ю. Гончарко, Д. Н. Гончарко. Логические идеи
в Византии в период второго иконоборчества:
Никифор Константинопольский и Феодор Студит …. 202
1. Никифор Константинопольский: логическое образование
в Византии в период Второго иконоборчества …. 202
2. О логическом образовании патриарха Никифора
via Apologeticus pro sacris imaginibus …. 211
3. О логическом образовании патриарха Никифора
via Antirrhetici tres adversus Constantinum Copronymum …. 214
4. Феодор Студит: два типа различия и два типа тождества…. 224
5. Тождество ипостаси и догмат боговоплощения …. 230
6. Заключение …. 237
В. М. Лурье. Логика иконопочитателей
в период второго иконоборчества …. 239
1. Введение …. 239
2. Богословие патриарха Никифора …. 243
3. Богословие второго иконоборчества …. 245
4. Богословие Феодора Студита …. 247
5. Богословие Евлогия Александрийского …. 248
6. Христология Феодора Студита: параконсистентный аспект …. 250
7. Неконсистентная логика у Феодора Студита
и его предшественников…. 252
8. Заключение …. 254
ОНТОЛОГИЯ И ЛОГИКА …. 255
А. А. Каменских. Рождение европейской философии истории
и логико-темпоральные схемы …. 255
В. М. Лурье. Модальная онтология Дионисия Ареопагита …. 276
1. Введение …. 276
Экскурс: «нечеткая логика» человека —
западный эквивалент восточного «полупелагианства» …. 280
2. Бытие и небытие …. 284
2.1. Логосы Промысла и воля Божия …. 284
2.1.1. Зло как отрицание бытия …. 286
2.1.2. Деонтическая структура онтологии …. 287
3. Бытие и благобытие …. 289
3.1. Начало — середина — конец …. 289
3.2. Деонтическая логика аскетики …. 291
3.3. Алетическая логика с отношением единственности …. 292
3.4. Иерархии: рекурсивные структуры, основанные
на логическом квадрате …. 293
4. Заключение …. 294
РАСШИРЕНИЕ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ …. 295
В. М. Лурье. Понятие числа в триадологии восточной патристики …. 295
1. Введение …. 295
2. Понятие квантификации применительно к Троице …. 297
3. Варианты не тривиализирующих ответов …. 301
3.1. Неомодализм: божественная реальность
неквантифицируема, или «3» = 1…. 302
3.2. Ипостаси как три бесконечности, или card(3) = 1 …. 303
4. Византийская триадология: 3 = 1 …. 307
4.1. Невозможность консистентной бесконечности …. 308
4.2. Тернарное эксклюзивное «или»…. 309
4.3. Параконсистентные псевдо-упорядоченные пары …. 313
4.4. Неэкстенсиональность …. 315
5. Заключение …. 316
Информация об авторах …. 318

Мы хотели бы услышать ваше мнение относительно текущей ситуации, поскольку ваше богословие играет очень важную роль в нынешних обстоятельствах.

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Мое богословие, к сожалению, не может быть применено. В Греции уж закрыты храмы, и Божественная литургия не совершается. Ее служат в Сербии?

Принимая во внимание решения правительства об ограничении количества людей собранных в одном месте, а также проблему перемещения и социальное дистанцирование, последнее решение Патриарха Иринея состоит в том, чтобы богослужения совершались в храмах, но в присутствии не более чем 5 человек.

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Это приемлемо.

В Америке было решено, чтобы присутствовали священник, певчий и алтарник, чтобы Литургия могла совершаться, так чтобы у них были Святые Дары для причащения народа. Что вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Для меня, Церковь без Евхаристии уже больше не Церковь. С другой стороны, опасность передачи вируса другим вынуждает нас делать все необходимое, даже если это означает закрытие храмов. Греческое правительство приняло решительные меры, поскольку они имеют очень серьезное значение.

Многие задаются вопросом: Что скажет Иоанн Зизиулас? Поскольку все знают, что вы говорили, что в Православии «приватной” Литургии не существует.

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Литургия в текущих условиях будет совершаться за жизнь мира. Один священник будет служить, чтобы дать возможность людям принимать Причастие. Давайте не будем забывать, что Литургия совершается и «за тех, кто отсутствует по уважительной причине”. Те, кто не могут прийти сейчас, это все. Я думаю это приемлемое решение, что священник совершает Литургии в храме в присутствии двух или трех человек. Как он запретит приходить другим, я не знаю. Я думаю, что лучшее решение, вместо полного закрытия храма, это иметь возможность священнику служить в присутствии 5 человек. Таким образом, Литургия будет совершаться в храмах, но возможность распространения вируса будет сведена к нулю.

Элладская Церковь транслирует Божественную Литургию через интернет. Некоторые в Америке делают то же самое. Какова ваше мнение?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Я не согласен с тем, чтобы Божественная Литургия транслировалась по телевидению. Я заключен в своем доме и не смогу посещать Литургию. Тем не менее, я не буду включать телевизор, чтобы посмотреть Литургию. Я считаю это проявлением неблагочестия. Неблагочестиво сидеть и смотреть Литургию.

Мы слышали, что верующие в Греции будут следить за Литургией по телевидению. Где будет совершаться эта Литургия?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Я думаю, что она будет транслироваться из Кафедрального собора Афинской Архиепископии. Лично я, как я уже сказал, не хочу чтобы Литургия транслировалась по телевизору. В Греции есть как минимум вот эта одна Литургия, которая будет совершаться в Кафедральном соборе. По-моему, можно было бы служить в большем количестве храмов, но есть опасность распространения заразы.

На Литургии человек либо присутствует, либо не присутствует, мы это уже читали в ваших сочинениях. Что могут делать христиане в воскресное утро, когда у них нет возможности посетить Литургию в храме, и им нужно оставаться дома? Что бы вы посоветовали христианам, учитывая нынешние обстоятельства?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Пусть человек остается дома и молится. Церковь может подготовить некоторое количество богослужебных текстов, чтобы побудить верующих читать, например, утреннюю службу дома, но не читать текст Литургии. Литургия требует нашего присутствия. Человек не может участвовать в Литургии на расстоянии. Поэтому, пусть верующие молятся в своих домах.

Когда вы говорите «молитва”, вы имеете в виду что-то конкретное? Верующим читать те молитвы, которые они знают, или епископы и священники должны им что-то порекомендовать?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Епархии могут порекомендовать молитвенное правило. По-моему, воскресной утрени вполне достаточно. Церкви следует распространить текст утрени, например, чтобы верующие могли читать ее по домам в то время, когда совершается Литургия. Телетрансляция Литургии это неправильно. С другой стороны, хорошим решение было бы совершать Литургию священнику с двумя или тремя людьми и, если возможно, приносить Святое Причастие верующим. Насколько мне известно, сейчас это непросто, поскольку у нас нет диаконов, которые могли бы доставлять Причастие. В древней Церкви Святое Причастие принимали те, кто не мог присутствовать. Поэтому, раз этого нет, пусть Литургия будет хотя бы в присутствии 5 человек.

Что бы вы посоветовали верующим в отношении личной молитвы каждого христианина?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Верующие должны продолжать молиться, возносить свои личные прошения к Господу.

Как бы вы назвали это положение и эту ситуации, коль скоро они сейчас исключительны? Вы говорили, что Церковь без Евхаристии больше не Церковь и что Евхаристия должна сохранятся. Как бы вы назвали этот тип или форму Евхаристии, чтобы не превращать ее в «приватный” обряд?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Если на Литургии присутствует пять человек, то это уже не приватная Литургия. Важно, чтобы те, кто будут присутствовать, не были в опасности и не подвергали опасности других.

Тем не менее, что касается опасности, никто не может сказать, что нет опасности передачи.

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Как говорят нам врачи, опасность минимизируется, если сохраняется дистанция и соблюдаются гигиенические меры.

Таким образом, исключено, чтобы Евхаристия редуцировалось до чего-то приватного. Если Литургия будет совершаться в присутствии нескольких верующих, избегаем ли мы этой опасности?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Это лучше чем полностью закрывать храмы.

Некоторые полагают, что в таком случае ограниченного участия верующих, Церковь более не существует как Евхаристическая община и собрание, а потому, говорят они, Евхаристия не должна совершаться. Они также добавляют: если она вообще не совершается (что за пределами нашей воли и желания), то Бог не оставит нас. Поэтому они спрашивают: если церковная община не собирается, почему мы должны служить такую «ограниченную” Литургию?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Община (κοινωνία и κοινότητα) никогда не полна в плане участия всей общины. Присутствует всегда меньшинство; тем не менее, она представляет собой и действует от лица всех тех, кто отсутствует. И, конечно, мы молимся за всех тех, кто «отсутствует по разумной причине”, то есть тех, кому не разрешили прийти. Это не новшество в нашей Церкви. Всегда были те, кто отсутствовал на Литургии. Те, кто в ней участвует, молятся за тех, кто отсутствует. Как известно, некоторые могут отсутствовать, потому что они больны, или, потому что они в дороге. Тем не менее, человек может отсутствовать, потому что государство не разрешает ему или ей присутствовать из-за чрезвычайной ситуации. Здесь нет существенной проблемы, потому что есть община или собрание тех немногих. Лучше иметь общину из немногих, чем положение при котором никого нет на Евхаристическом собрании.

Некоторые полагают, что те, кто участвует в этих Литургиях с тремя или четырьмя людьми, «привилегированны” и потому им оказывается больше предпочтения, чем другим?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Что означает «привилегирован”? Те, кто присутствует, очень хотели бы, чтобы присутствовали другие, но понимают, что они не могут. Они не смотрят на это с восторгом и удовлетворением, что они не такие как все. Они понимают, что представляют собой тех, кто отсутствует.

Перед некоторыми стоит дилемма — лишить себя Святой Евхаристии и тем помочь другим (останавливая распространение инфекции) или служить Евхаристию в надежде, что это не повредит другим. Достаточно ли следовать всем мерам, чтобы предотвратить передачу инфекции?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Мы должны предотвратить распространение инфекции, поскольку есть большой риск передачи вируса. Не только тем, кто находится в непосредственной близости от нас, но также и тем, кто далеко. Он распространяется через общество, и почему мы должны быть причиной такого распространения вируса?

Тот образ Литургии, который мы имеем сейчас, когда она ограничена несколькими верующими со священником, нарушает литургическую иконичность? Это ограниченное собрание продолжает изображать Царство Божие, в чем и есть значение Литургии?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Маленькая община не умаляет образ (икону) будущего Царства. Очень часто, во многих странах Европы, я бывал на приходах, чьи храмы посещало очень мало православных верующих. И все же вся Святая Евхаристия совершается за всю вселенную. Приход представляет собой не только местную общину, но также всю Кафолическую (Соборную) Церковь. Поэтому даже самый маленький храм представляет вселенную и собирает в себе весь мир

Многие опасаются, что из этого состояния может возникнуть элитарность: те, кто привилегированны на Литургии. Вы видите в этом опасность?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Нет, я не вижу никакой опасности.

В каком смысле?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Достаточно местному епископу или священнику допустить попеременное присутствие так, чтобы не всегда приходили одни и те же прихожане. На этой неделе будет три или четыре, а на следующей будут другие три или четыре верующих. Постепенно присутствие других станет возможным, когда эта ситуация завершится.

Многие люди ставят проблему таким образом: это не вопрос существует ли Церковь без Евхаристии, но могут ли верующие воздержаться от участия в Евхаристии на месяц или два. Есть мнение, что мы не должны сейчас служить из-за этой ситуации. Литургии были отменены в некоторых епархиях, где государственные власти запретили собрания на Литургии. Епископы были вынуждены полностью исключить участие верующих, как в Греции. Вы удовлетворены решением в Греции, что Литургия не может совершаться до окончания пандемии?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Я не думаю, что это хорошо. Я верю, что они могли бы найти другое решение, при котором Литургия бы совершалась при малом участии мирян. Они выбрали это решение, но я не думаю, что оно было лучшим. Решения не присутствовать можно было избежать.

Если это произойдет во всем мире, как вы думаете, тогда Церковь прекратит свое существование?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Это только предположение. Я не думаю, что в реальности это может случиться. Всегда будут люди, которые служат Литургию, например, в монастырях.

Некоторые говорят, что это только «поддерживает пламя” (евхаристическое пламя) — это красивый, поэтический образ. Это богословский и существенный ответ?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Это не ответ. Всякий раз когда нечто не является нашим выбором, но необходимостью, которая приходит извне, тогда мы следуем тому, что называется икономией. Многие вещи не совсем правильно совершаются на практике, но поскольку то, что правильно, не может быть совершено в действительностим, то мы принимаем это только как икономию. И именно это мы имеем сегодня: мы применяем икономию, чтобы справиться с одной серьезной проблемой. Я смотрю на это как на меры исходя из икономии.

Вы говорили и писали, что экклезиология это не только Причащение Святых Даров (communio in sacris), которое является существенным, но также участие в общении Святых (communio sanctorum). Некоторые забывают, что мы не только принимает «нечто” от Святого Престола, что принимается и поглощается в организме, но через Причастие мы также принимаем участие в общении со всеми Святыми. Что вы можете сказать по этому вопросу во время этой эпохи коронавируса?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): То, что общение со Святыми определенно существует, даже если есть только небольшое количество верующих и мирян. Это общение со Святыми, а не просто общение в святилище.

У вас есть какие-то комментарии в отношении способа принятия Причастия? Я полагаю, что вы слышали текущие споры по этому вопросу. В то время как некоторые настаивают на преподавании Причастия при помощи одной и той же лжицы, другие ищут иных способов, чтобы ответить на вызов эпидемии, показать свою социальную ответственности. Одна из Поместных Церквей приказала в обязательно порядке дезинфицировать лжицу, в то время как другая начала использовать одноразовые ложки. Что вы скажите? Как может быть здесь применена икономия или послабление?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): В Литургии святого апостола Иакова, Брата Господня, верующие принимают Причастие раздельно, Тело отдельно от Крови Господней. Как известно, согласно этому порядку древней Литургии, и то, и другое не находится одновременно в потире. Таким образом, есть разные варианты. Я не согласен с использованием одноразовых ложек для каждого человека. Я не думаю, что это хорошо. Вместо этого, было бы лучше, если бы верующие получали Тело Христово, которое было бы до этого омочено в Крови Христовой. Таким образом можно избежать распространение вируса. Это ответ ad hoc носящий условный характер. Но я думаю, что может быть найдено решение. Хотя Церковь не рассуждала в достаточной мере о других возможностях, я думаю она должна это сделать.

Причащение с помощью лжицы восходит к XI или XII вв.?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Да. Это относительно поздняя практика, и я полагаю, по крайней мере временно, мы должны вернуться к древним решениям. Я верю, мы их обнаружим. Но, кто думает о них сегодня?!

Некоторые предложили следующее решение. Священники должны приготовить частицы Тела Христова из Агнца, затем пропитать частицы Кровью Христовой. После чего люди подходят и принимают Причастие. Что вы думаете об этом?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Я думаю это очень хорошее решение, поскольку уже есть страх среди группы верующих. Лично я хотел бы и желал бы, чтобы у верующих не было страха (от Святого Причастия). Я считаю, что Причастие Тела и Крови Христовых это поистине принятие лекарства бессмертия и я не думаю, что это опасно. Я бы лично не переживал по поводу Причащения из одной Чаши во время эпидемии, или даже по поводу использования общей лжицы. Тем не менее, поскольку есть те, кто, как говорит апостол Павел, слабы в вере, мы должны избегать того, чтобы смутить их. Церковь должна найти решение и для них, чтобы ответить на их нужды, чтобы избежать обвинений в том, что мы христиане передаем инфекцию или болезнь.

Мы заметили, что вы рассматриваете это обвинение, или свидетельство, которое исходит извне Церкви, как важное. Вы полагаете, что Церковь должна быть осторожной в отношение того, какой образ и восприятие она имеет в мире?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Учитывая преобладающую практику принятия Причастия, я думаю, что в случае распространения этой болезни, многие обвинят христиан в том, что они виноваты, и многие скажут, что Церковь распространила инфекцию.

У Церкви есть ответственность перед обществом и творением?

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Определенно есть.

Ваше Преосвященство, мы вам очень благодарны за эту беседу. Прекрасно, что у наших читателей будет возможность увидеть ваши ответы по этим нынешним вопросам.

Митрополит Иоанн (Зизиулас): Я надеюсь, что тот, кто это прочитает сделает это правильно и не поймет меня неверно. Я молюсь о том, чтобы Господь помог нам справиться с этой ситуацией правильным образом.

*Перевел с английского иеромонах Афанасий (Букин)

Общественное Православие стремится содействовать обсуждению различных мнений по современным вопросам, связанным с православным христианством, предоставляя поле для свободной дискуссии. Позиции, высказанные в этом эссе, являются исключительно авторскими и не отражают взглядов Центра исследования православного христианства и редакторов.

Вычитал, что Константинопольский патриарх — главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория — Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из ­древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

ЕРЕВАН, 10 дек — Sputnik, Кнарик Мартиросян. В ходе первого тура выборов 85-го по счету главы Константинопольского патриархата Армянской Апостольской церкви (ААЦ) проходили с нарушениями, которые не отразились на итогах голосования. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал редактор издающейся в Стамбуле газеты «Акос» Баграт Эстукян.

«Выборы лишены конкуренции, и это самое большое нарушение», – считает он.

Армянская община Стамбула 11 декабря выберет 85-го константинопольского патриарха. Первый тур выборов, в котором принимают участие два кандидата – местоблюститель патриарха, епископ Саак Машалян и председатель религиозного собрания, архиепископ Арам Атешян, состоялся в воскресенье. По предварительным данным за Машаляна проголосовали 9008 человек или 89 делегатов, а за Атешяна — 3529 человек или 12 делегатов. Были воздержавшиеся от голосования и недействительные бюллетени.

«Часть армянской общины недовольна условиями выборов и кандидатами: об этом говорит и низкая явка. В выборах приняло участие порядка четверти представителей общины (около четырнадцати тысяч армян), и этим многое сказано», – считает Эстукян.

Он отметил, что несмотря на низкую явку, выборы нельзя считать незаконными. Недовольства же связаны исключительно с тем, что правительство страны ограничило круг лиц, имеющих право выдвигать свою кандидатуру. В результате этого оба кандидата, борющиеся за пост патриарха выгодны правительству и не отличаются жесткостью позиций.

«Второй тур выборов состоится в среду, и, по всей вероятности, патриархом станет Саак Машалян», — подчеркнул Эстукян.

Константинопольский патриарх Армянской Апостольской церкви — 62-летний архиепископ Месроп Мутафян — скончался 8 марта текущего года после тяжелой болезни, длившейся более десяти лет. Пост местоблюстителя патриарха несколько лет занимал Атешян. В администрацию Стамбула было подано заявление для согласования с государственными органами даты выборов 85-го константинопольского патриарха ААЦ.

Выборы делегатов, избирающих константинопольского патриарха, начались в Турции>>

3 октября после длительных обсуждений инициативный орган, председатели общинных фондов и священнослужители приняли решение провести выборы согласно государственному уставу, не оспаривая спорных положений. Спустя несколько дней после этого решения считающийся кандидатом на должность патриарха бывший предводитель немецкой епархии, архиепископ Гарегин Бекчян направил в патриархию письмо, сообщив об отказе от выдвижения своей кандидатуры на выборах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *