Иоанн златоуст икона

Содержание

В чем помогает икона Иоанна Златоуста? Молитва Иоанну Златоусту

Икона Иоанна Златоуста, перед которой можно вспомнить его святую жизнь и помолиться, есть в каждом храме. Он был выдающимся проповедником и толкователем Евангелия и Святых писаний. Вся его благочестивая деятельность является примером для подражания.

Житие Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст родился в 347 году, в спокойное время, когда уже не было массовых гонений на христиан, в обеспеченной христианской семье в Антиохии. Этот сирийский город переживал время своего расцвета. Он примечателен тем, что там служили апостолы Петр и Варнава, здесь же впервые последователей Христа стали называть христианами.

Отец Иоанна Златоуста умер рано, мать посвятила всю свою жизнь воспитанию детей. Она готовила их к светской карьере и дала им блестящее образование. Наставниками Иоанна были лучшие философы. Когда ему исполнилось 20 лет, мать отдала его обучаться красноречию к знаменитому в то время оратору Ливанию.

По окончании учебы, будущий святитель вступил на юридическое поприще, ходил в суды и выступал там защитником по вверенным делам. Но постоянно испытывая тягу к духовной жизни, пошел своим путем, предначертанным свыше.

Церковное служение

Его друг, Василий Великий, ранее вступивший в монашество, оказал на него сильное влияние, призывая удалиться от мира. Лишь печаль матери останавливала от решительного шага. Иоанн был чтецом в храме, только после ее смерти удалился от мира на 4 года в иноческое поселение. Два из них прожил он в пещере в полном уединении и молчании. Он написал там ряд выдающихся произведений, в том числе «Шесть слов о священстве», памятник пасторского богословия, что стал руководством для священников до настоящего времени.

В 386 году он был рукоположен в пресвитеры, что обрадовало большую часть населения и всех его многочисленных почитателей.

Он в совершенстве знал Евангелие, Писания, вдохновляемый Святым Духом мог доходчиво их объяснять, отлично ориентировался в источниках, знал их практически наизусть. До сегодняшнего дня ни одно толкование не обходится без использования его трудов.

Его любовь ко Христу и проповеди производили на людей глубокое впечатление, вскоре к его имени добавилось слово Златоуст. Его приезжали слушать люди из других стран, подвижники из Египта, тысячами собирались язычники и обращались в христианство.

Став епископом в Антиохии, он занимался благотворительностью, строительством больниц, каждый день у стен церкви кормили до трех тысяч нищих.

Его талант проповедника принес ему такую славу, что она дошла до Константинополя, и Иоанна Златоуста назначили архиепископом в феврале 398 года.

Назначение Иоанна Златоуста архиепископом Константинопольским

Пригласили его в Константинополь, скрыв от него планы о назначении, зная, что он будет отказываться от должности , потом долго уговаривали согласиться. Он уступил смиренно, с этого времени жизнь его изменилась, началась пора испытаний.

Император Аркадий надеялся на поддержку и одобрение Иоанном, но такое уж свойство святых людей, что они не умеют лицемерить.

Иоанн Златоуст вразумлял и обличал неправедные дела, пороки общества, занимался воспитанием священников, боролся со сребролюбием и честолюбием местного духовенства. Подкупить его не было возможности, так как Иоанн Златоуст был аскетом, все имущество, которое досталось ему от предыдущего архиепископа, он продал, чтобы оказывать помощь бедным. Он не любил пиров, не носил золотые одежды, чем вызывал недовольство окружающих его.

Те, кому мешал он вести порочный образ жизни, нашли себе союзницу в лице императрицы, был создан настоящий заговор, в результате которого неправомочным собором Иоанн Златоуст был снят с должности.

Изгнание Иоанна Златоуста

Народ окружил и охранял дом, в котором заперли любимого архипастыря. Но Иоанн сам отдал себя в руки властей, чтобы не подвергать людей опасности.

Ночью на корабле был перевезен Иоанн на место ссылки в Вифинию. В это же время произошло страшное землетрясение, его вернули в Константинополь, увидев в этом знамение. Однако не прошло и двух месяцев, как снова подвергся Иоанн опале, был вывезен в ссылку в Кукуз, место с суровым климатом на высоте 4000 метров над уровнем моря. Письма его из изгнания являются примером христианской нравственности и силы духа.

В 406 году, несмотря на то что зимой он был из-за болезни прикован к постели, последовало новое распоряжение перевезти Иоанна еще дальше, в глухой тогда город Питиус, на месте современной Пицунды. Не давая ни отдыха в пути, ни лечения, ни еды, гнали его по безлюдным дорогам под дождем и по жаре, стараясь довести до такого состояния, чтобы он поскорее умер. Так велика была сила страха перед его обличениями и духовной мощью, что старались избавиться не только от святителя, но и от самой памяти о нем.

«Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь», – говорил святитель, а недовольство сильных мира сего было для него не более паутины. Ни клевета, ни предательство, ни голод, ни зной не могли сломить его духа. Три месяца вели его по горным дорогам, пока не пришли к городу, где был похоронен Святой Василиск.

Кончина у мощей священномученика Василиска

Удивительно и символично, что путь, по которому вели святителя, проходил через Каманы, известные тем, что при гонениях на христиан здесь окончился земной путь священномученика Василиска. В тяжелых оковах и железных сапогах с гвоздями, вбитыми в подошвы, вели его сюда. На месте его мучений забил источник, рядом позднее был воздвигнут храм.

Святой Василиск будто бы приветствовал святителя. Иоанн причастился, долго молился вслух, со словами «Слава Богу за все» оставил этот мир, в котором ему довелось познать богатство и голод, славу и клевету, любовь человеческую и ненависть, для него же только имело значение быть с Господом.

День Иоанна Златоуста отмечается ежегодно 26 ноября по новому стилю.

Перенос мощей Иоанна Златоуста

Через тридцать лет, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, его преемник и ученик на константинопольской кафедре произнес о нем речь, народ стал требовать, чтобы тело пастыря вернули.

С серебряным ковчегом были отправлены посланники, но не могли забрать мощи святителя Иоанна Златоуста. Тогда архиепископ написал письмо Иоанну, как бы живому, прося его вернутся в Константинополь, это письмо положили ему на руки, помолились и переложили тело в серебряный ковчег. В день перенесения мощей, 9 февраля, отмечается память Иоанна Златоуста.

Они были перенесены в Константинополь в 438 году. Весь город с патриархом и императором вышли встречать святителя. Позднее они хранились в Риме, а с 2006 г. переданы в храм Святого Георгия в Стамбуле.

В церкви хранятся святыни: икона Святителя Иоанна Златоуста с частичкой мощей, каменная гробница, в которой он покоился несколько десятилетий.

Сейчас в Каманы приезжает более 50 000 паломников ежегодно.

Три столпа нравственного богословия

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст имеют в судьбах много общего. Все они были великолепно образованы, начали трудиться в церкви как чтецы, жили в пустыне, были рукоположены в диаконы, а затем в пресвитеры. Их труды на многие века стали нравственной опорой для подвизающихся на духовном поприще. Их совершенство объясняется тем, что они писались под руководством Духа Святого, а не были простым отражением собственных мыслей.

Собор вселенских учителей

Собор вселенских учителей приходится на 12 февраля. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст внесли такой вклад в развитие богословия, понимание святых писаний, что возник большой спор, кто же из них выше предстоит. Распри зашли так далеко, что верующие уже стали разделяться на григориан, василиан и иоаннитов. Можно ли их сравнивать, ведь каждый имел свои особенные дарования.

Однажды три святителя явились митрополиту Евхаитскому, он увидел их равными перед Богом. По их желанию Блаженный Иоанн установил их празднование в один день, также была написана икона Иоанна Златоуста с Григорием Богословом и Василием Великим.

Семьи святителей

Семья каждого учителя вселенского была образцом для подражания. Среди родственников их были святые и мученики. У Василия Великого были прославлены мать, преподобная Макрина, его сестры и братья. Также и родителями Григория Богослова были святитель Григорий и святая Нонна. Святой жизнью была известна мать Иоанна Златоуста, овдовевшая в 20 лет, с достоинством и в благочестии растящая детей. Воспитание их в христианских традициях, личный пример родителей, преданность, истинная любовь к добродетелям, правде, аскетическому образу жизни, молитве помогли вырастить одаренных от природы отроков в учителей вселенских.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст увенчали славу своих христианских семей. Они дают совершенный пример того, в каком духе надо растить и наставлять чад.

О чем молятся Иоанну Златоусту

При гонениях, душевных расстройствах, в унынии, при мыслях о самоубийстве читается молитва Иоанну Златоусту.

В ней говорится о том, что святитель, получивший и приумноживший различные дарования от Господа, может и просящих его молитв многому научить. Дары наши часто используем мы не для мира и спасения, а для гордости и тщеславия, мучаемся завистью, вместо того, чтобы объединять таланты для созидания, забывая, что все способности наши от Бога, ссоримся. Поэтому просим смягчить сердца, избавить от раздражительности, гордости, дать благодать христианской любви и взаимопонимания, чтобы возлюбить друг друга до единомыслия и с чистым сердцем прославлять Пресвятую Троицу.

Известная молитва Иоанна Златоуста на 24 часа дает возможность вознести прошение и благословить каждый час молением к Богу, одухотворить все время на протяжении суток.

К святителю часто обращаются родители, чтобы дети быстрее начали говорить.

Тот поступает мудро, кто вместо пререканий с домашними и пустых разговоров найдет несколько минут, чтобы помолиться. Когда человек размышляет о святом, просит его ходатайства, то жизнь его в это время изменяется.

В чем помогает икона Иоанна Златоуста дома? Перед ней можно обратиться молитвенно к учителю вселенскому о даровании мира и любви в семье, о раскрытии талантов и хорошей учебе детей. Его труд «О браке» полезно знать всем благочестивым семействам.

Небесный пастырь

Для тех, кто трудится в церкви, особенно необходимы молитвенное ходатайство и икона Иоанна Златоуста. Значение их важно для укрепления мира, избавления от искушений. К нему обращаются священники, певчие и чтецы за вразумлением и защитой. Как и в древние времена, тем, кто служит из любви к Богу, встречаются на пути особенные трудности в духовной борьбе.

Икона Иоанна Златоуста есть в каждом храме, так как до сегодняшнего дня повсеместно в Восточной церкви служится Литургия, составленная святителем. С его комментариями выпускаются Евангелия, Писания, Библия. Много веков на Пасхальной службе звучит его «Огласительное слово на Пасху».

Он считается покровителем священнослужителей, миссионеров, богословов, ученых, всех, кому нужен дар слова и небесное путеводительство.

Икона Иоанна Златоуста напоминает о его наставлениях, как оставить зло и полюбить добродетель, как достойно причащаться, как применять библейские знания в жизни, как оставить заботу о приумножении мирской славы и богатства, обратиться к заботе о вечной душе, потому что за нее каждый будет держать ответ перед Богом.

Великий богослов Иоанн Златоуст: сильные молитвы

Великий святитель Иоанн Златоуст говорил, что для молитв нет препятствий. Любое место и время будут приемлемыми, если есть соответствующий настрой. Христиане молятся этому святому о помощи и поддержке в своих начинаниях.

Иоанн златоуст родился в Антиохии примерно в 347 году. Он рано обратился к Святому Писанию и прилежно изучал его, несмотря на всеобщее увлечение язычеством. Иоанн стал проповедовать Слово Божье под наставничеством опытных епископов. Впоследствии, когда его сочли достойным церковной должности, Иоанн со своим сподвижником удалился в пустыню, чтобы беспрепятственно продолжать свое просвещение. Он написал множество трудов, посвященных праведной христианской жизни. Позже паства, которой он проповедовал Слово Божье, дала ему прозвище «Златоуст» за умение зажигать в сердцах людей искреннюю веру.

Короткие молитвы Иоанна Златоуста пользуются большой популярностью у православных христиан. Перед началом всякого дела, в период, когда нужна поддержка Высших сил, молитвы, читаемые дома, требуют только одного: соответствующего настроя. Они помогают собрать мысли воедино, сосредоточиться на своих проблемах и делах. Смысл молитв — не в заучивании правильных слов, а искренняя вера и желание встать на праведный путь под всевидящим взором Бога.

Короткие молитвы Иоанна Златоуста

Эти молитвы — своеобразный настрой на весь день, который способствует сосредоточению на важном. Это также и поддержка Высших Сил, порой так необходимая в период трудностей и непростого выбора.

«Господи, даруй мне свою поддержку и не лиши Твоих благ».

«Боже, избавь меня от мук, меня терзающих».

«Господи, прости меня, грешного, да наставь на путь истинный».

«Господи Боже, избавь меня от чуждых помыслов и зависти».

«Господи, помоги мне преодолеть трудности».

«Господи, не лиши меня поддержки и опоры в трудный час моих мытарств».

Любое дело, подкрепленное короткой молитвой, выполняется куда быстрее и приносит намного больше радости. С Божьим словом и верой в справедливость жизнь играет новыми красками, а уверенность в своих силах растет.

Молитва богослову Иоанну в трудную минуту

«Великий святитель Иоанн Златоуст. Ты принял от Бога нашего великие дары и таланты, уверовал в мощь его. Все свои таланты приумножил и пустил себя на благо всякого. Проповеди твои доныне чтит люд, прислушивается к словам праведным и правильным. Учительство твое на пользу всякому веропослушнику и боголюбимцу. Мы же, грешные, обращаемся с молитвой к тебе, дабы собрал воедино чувства наши, избавил нас от вражды и страданий завистливых. Тебе, святитель Божий, возносим молитвы свои в благочестии и вере в справедливость высшую. Умали Господа нашего не отворачиваться от детей своих заблудших, да наставь нас на путь истинный, верой скрепленный. Аминь».

Молитва о защите от злобы и зависти

«О Великий святитель Иоанн! К тебе взывает раб Божий (имя). Ты своими стараниями и трудами во благо веры истинной стяжал себе дары и благости. Проповедовал Слово Божие и зажигал в сердцах людей веру искреннюю. Молю тебя, защитника и вселюбимца. Не дай злым умыслам побороть то светлое, что в душе каждого живет. Направь злокозненные мысли от меня, чтобы не коснулась меня зависть людская, души пожирающая. Избавь мою душу мятущуюся от сомнений. И я буду молить Господа о покровительстве всесильном. Аминь».

Небесные силы никогда не оставят без покровительства того, кто искренне верит. В душе каждого есть светлый огонь, который необходимо подпитывать молитвами. Наполняйте каждый день радостью жизни. Желаем вам всех благ, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитвы Иоанну Златоусту

К Иоанну Златоусту обращаются с молитвой о помощи в самых разных делах:

— о разумении и даровании ума,

— в отчаянии и унынии,

— в избавлении от пагубных привычек (бросить курить),

— о правильном развитии детей (чтобы ребенок начал говорить),

— об исцелении от всякой немощи

— о скором замужестве.

  • Молитвы
    • На всякую помощь
  • Молитвы святого
    • 24 молитвы на каждый час
    • Краткая молитва к Господу

Молитва Иоанну Златоусту на всякую помощь

О святителю великий Иоанне Златоусте!

Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси:

сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник,

старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, ветиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый,

благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудрого образ, правды ревнителям — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник:

всем вся был еси, да всяко некия спасаеши.

Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.

Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася.

Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим:

молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем,

да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.

24 молитвы Иоанна Златоуста к Господу Богу

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

2. Господи, избави мя вечных мук.

3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

5. Господи, избави мя от всякаго искушения.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

13. Господи, в покаянии приими мя.

14. Господи, приими меня, кающегося.

15. Господи, не остави мене.

16. Господи, не введи мене в напасть.

17. Господи, даждь ми мысль благу.

18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.

19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.

20. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.

21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.

23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.

24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.

Краткая молитва Иоанна Златоуста к Господу

Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мнее, Господи, слушать Твое слово, пони­мать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле;

не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:19, 18).

Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.

Вселенский Учитель Иоанн Златоуст непрестанно озаряет мир светом христианского вероучения. Пред его драгоценными творениями преклоняются Запад и Восток, а благочестивые христиане перечитывают его труды. Именно на их основе были установлены и утверждены положения Православной Церкви. Житие святого Иоанна Златоуста богато событиями давней эпохи.

Начало богоугодного пути

Богоносец родился в 374 году в Антиохии. Его отец умер вскоре после рождения наследника. Мать Анфуса, несмотря на свою молодость, решила посвятить свою жизнь воспитанию ребенка и повторно замуж не вышла.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Иоанн тянулся к церкви, а будучи подростком активно изучал Священное Писание.

Епископ Мелетий полюбил парня как родное чадо и старался наставить его в вере. Златоуст был крещен в 367 году, а вскоре получил благословение во чтеца. Император Валент в 372 году отправил Мелетия в ссылку, поэтому Иоанн продолжил обучение подвижничеству у других священников.

Постриг

Будущий богослов мечтал об уединении в монашеской обители, но его матушка всеми силами старалась удержать юношу в миру. После ее успения Иоанн все же принял иноческий постриг. Высшие церковные чины предлагали святому принять архиерейский сан, но святитель, будучи скромным монахом, не желал высокой должности.

Он несколько лет пустынножительствовал, за эти годы написал много богословских творений, после чего два года сохранял безмолвие, проживая уединенно в пещере.

Служение Богу

Его организм, измотанный трудами, жесткими условиями проживания и многочисленными постами был сильно истощен. Иоанну из-за проблем со здоровьем пришлось возвратиться на родину, где он был посвящен во диакона, а через несколько лет возведен в пресвитера. Епископ Флавиан благословил священника нести в народ Слово Божие.

Богоносец оказался блестящим проповедником, за что был именован своей паствой Златоустом.

Читайте о святом:

  • День почитания Иоанна Златоуста 26 ноября
  • Церковь во имя Иоанна Златоуста в Годеново
  • Церковь святителя Иоанна Златоуста в Ялте

Служение Богу

Для более полного усвоения прихожанами Священного Писания, Златоуст написал толкования:

  • на Псалтирь, Библию, Евангелия, Послания;
  • на библейские тексты;
  • на поучения на праздники, похвалу.

Иоанн был строгим ревнителем заповеди о помощи беднякам и нищим. Церковь во времена его правления ежедневно кормила более 3000 человек, включая вдов, молодых девиц, путешественников, болящих, арестантов.

В 397 году святой был вызван в столицу. Он начал с главного — духовного роста клира. Ярким примером для «коллег» был он сам. Все архипастырское финансирование он тратил на содержание паломнических домов и лазаретов.

Миссионеров он направлял в Персию, писал послания в Сирию ради возвращения маркионитства, создавал благолепные богослужения: составил литургический чин, утвердил хоровое (клиросное) пение, написал молитвы для совершения Таинства елеосвящения.

Читайте о других Таинствах:

  • Таинство причастия
  • Таинство исповеди
  • Таинство венчания

Испытание верой

Златоуст обличал развращенность столичных нравов, в большей степени это касалось царского двора.

Однажды супруга царя Аркадия распорядилась о ликвидации имущества у вдовой супруги и чад одного из вельмож. Святой, узнав о свершившейся несправедливости, встал на защиту гонимой семьи. Горделивая царица затаила гнев на пастыря.

Святитель Иоанн Златоуст

Ее вражда разгорелась еще более, когда был совершен донос на богослова: якобы в своей проповеди о суетных дамах он привел в «пример» императрицу. Состоявшийся вскоре суд постановил казнить богослова за оскорбление царственной особы.

Но царь вместо казни решил изгнать Златоуста. В тот момент у церкви собралось множество прихожан, желающих защитить любимого пастыря, но он самоотверженно сдался властям.

Той же ночью в городе свершилось сильнейшее землетрясение. Евдоксия, испугавшись Гнева Божиего, немедленно послала изгнаннику письмо с мольбой о возвращении. Но через пару месяцев ее вновь обуял гнев на богослова и он вновь был изгнан из города.

По убытии столицу одолел страшный пожар, большинство строений превратились в пепелище, совершались варварские набеги, а сама Евдоксия вскоре умерла. Даже яростные идолопоклонники узрели в событиях 404 года наказание Божие за несправедливое осуждение богоносного избранника.

Окончание земного пути

В 406 году тяжкий недуг приковал святителя к одру постели. Но не унимающиеся враги издали новый приказ о переводе его в Пинтус. Обессиленный богослов на протяжении 3 месяцев совершал труднейший переход в Абхазию.

Будучи в Команах Иоанн причастился и отошел ко Христу.

Здесь же он и был похоронен.

Мощи святого

Через несколько лет народ стал просить Константинопольского Патриарха о перенесении тела любимого пастыря в Константинополь. Он отправился с прошением к царю Феодосию, на что получил одобрение.

Правитель направил гонцов с серебряной ракой, чтобы мощи с особым почетом вернулись домой. Но прибыв к месту захоронения, царские гонцы не смогли взять мощи. Тогда император, будучи сыном царственной четы Евдоксии и Аркадия, написал послание усопшему богослову, в котором испрошал прощения за себя и своих родителей.

Мощи Иоанна Златоуста

Его текст был прочтен у гробницы, после чего было совершено богослужение. По его окончанию императорские посланники подошли ко гробу, осторожно подняли мощи и с почетом перенесли их на корабль.

В январе 438 года корабль причалил к родному берегу. Патриарх, клирики, император и множество народа вышли встречать святителя. Когда Патриарх открыл гроб, то из него донеслось невиданное благоухание, а тело оказалось нетленным.

Позже мощи были вывезены в Рим, а в 2004 году были возвращены в Константинополь.

Важно! В настоящее время они с особым почетом покоятся в Стамбуле.

Краткая биография

Иоанн Златоуст — один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой — появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец-офицер умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное библейским — при содействии известных преподавателей. Способствовала успешному постижению знаний и ярко выраженная природная одаренность самого ученика.

После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать давнишнее свое заветное желание — стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники.

Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих подопечных. Годы антиохийского священства были самым счастливым периодом его биографии. Именно тогда его стали называть Златоустом — с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства.

Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков и т.п.

В обличении пороков жителей столицы он не смотрел на чины, поэтому у него появилось много влиятельных врагов. Возглавляла недовольных сама императрица Евдоксия, которую архиепископ публично обвинял в несправедливости и пагубном пристрастии к роскоши. По ее инициативе в 403 г. был созван Собор, на котором Иоанна Златоуста под предлогом растраты собственности церкви лишили архиепископства и приговорили к изгнанию. Под давлением общественного мнения решение было отменено, но лишь временно: в 404 г. его отправили в Армению, а уже в 407 г. он скончался, так как его здоровье давно было подорвано тяжелыми заболеваниями и неуважительным обращением. Христианская церковь причислила его к лику святых.

Практически все духовное, творческое наследие Иоанна Златоуста сохранилось целиком. Обычно оставленные им труды делят на три категории – послания, речи и трактаты. В частности, сохранилось более 200 посланий, более 450 работ, комментирующих Новый завет и др. Кроме прозвища «Златоуст», его наградили лестным сравнением «христианский Демосфен».

Жизнеописание

Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил его в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанн был рукоположён в пресвитеры. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался блестящим проповедником, и получил от паствы прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). Двенадцать лет он дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Миниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. Москва

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария (управлял Константинопольской церковью с 381 по 397 г., был преемником Григория Назианзина), Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для него как для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Жан-Поль Лоран. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. 1893. Музей августинцев, Тулуза

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту. Императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Её неприязнь к нему усилилась, когда ей донесли, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью, согласно Житию, приписываемому епископу Мартирию, у императрицы, скорее всего, случился выкидыш (или на свет появился мертворождённый), а в Константинополе, согласно сообщению Феодорита Кирского, произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Иоанн обратился за помощью к Римскому Папе Иннокентию I, а также к архиепископу Медиолана св. Венерию и епископу Аквилеи св. Хромацию. Иннокентий I отправил в Константинополь делегацию под руководством св. Гауденция Брешийского, который ранее в Антиохии встречался с Иоанном и был с ним дружен. Однако в Греции папских посланцев сперва арестовали, затем хотели подкупить и в конце концов депортировали. Несмотря на их неудачу, Иоанн написал Гауденцию благодарственное письмо.

Место погребения свт. Иоанна Златоуста в Команах

Находясь в Армении, Иоанн старался укрепить своих последователей. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, ныне в Абхазии). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в Команах Понтийских, на территории современной Абхазии. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвёртого крестового похода (1204) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Как минимум две реликвии претендуют на то, чтобы считаться головой Иоанна Златоуста, одна хранится в монастыре Ватопед на горе Афон, другая в Храме Христа Спасителя в Москве.

Сочинения

Оригиналы

  • Patrologia Graeca 47—64.

Переводы

  • Беседы избранные св. отца Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. / Пер. игум. Иринея (Клементьевского). — Ч. 1—2. — М., 1784.
  • Творения в русском переводе : В 12 т. — СПб. : Санкт-Пет. дух. акад., 1895—1906. (Каждый том в 2 кн.)
  • Т. 1. С предисл. А. П. Лопухина. — 1895. — CXII, 883 стр.
  • Т. 2. — 1896. — 979 стр.
  • Т. 3. — 1897. — 962 стр.
  • Т. 4. — 1898. — 923 стр.
  • Т. 5. — 1899. — 1007 стр.
  • Т. 6. — 1900. — 982 стр.
  • Т. 7. — 1901. — 912 стр.
  • Т. 8. — 1902. — 1011 стр.
  • Т. 9. — 1903. — 1008 стр.
  • Т. 10. — 1904. — 992 стр.
  • Т. 11. — 1905. — 1008 стр.
  • Т. 12. — 1906. — 1587 стр.
  • СПб. : Сойкин, 1914—1917. — Т. 1—8.
  • переизд.: М., 1991.
  • Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 110—118. (Издание древнейшего полного древнерусского текста.)
  • Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М. : Наука, 1968. — С. 87—103.
  • Вестник древней истории (ВДИ). — 2004. — № 2—3.
  • Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной. // ВДИ. — 2005. — № 1. — С. 261—281; № 2. — С. 208—219.
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. — М. : Дар, 2006.
  • Слова о священстве. — 1775.
  • Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. (Тексты трудов святителя набираются и исправляются под руководством издательства прп. Максима Исповедника с помощью группы добровольных помощников.)

святые покровители 

О жизни святителя Иоанна Златоуста

Икона Святителя Иоанна Златоуста

Родился Иоанн Златоуст в семье обеспеченных и благочестивых родителей в крупном греческом городе Антиохии. Отец его, Секунд, занимал высокую должность воеводы в императорском войске, а мать, Анфуса, была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Оба они были христиане, и притом не только по имени, как это нередко случалось в то переходное время, а истинные и действительные христиане, преданные Святой Церкви, хотя некоторые источники указывают на то, что отец Иоанна Златоуста был язычником.
Иоанн был в семье вторым ребенком, двумя годами ранее в молодой семье родилась дочка. Спустя некоторое время после рождения сына Секунд погиб, и двадцатилетняя Анфуса осталась одна с двумя малышами. Горе молодой матери было безгранично, но, будучи христианкой, она взглянула на свое несчастье как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, решила всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. И даже новое горе – смерть дочери – не сломило ее решимости. Оставшись вдвоем с сынишкой, она целиком посвятила себя его воспитанию и обучению. Из уст любящей матери Иоанн Златоуст получил первые уроки чтения, письма и постижения Святого Писания.
Курс наук юноша прошел под руководством языческого философа и ритора Ливания, который первым отметил его таланты и даже хотел сделать своим преемником. В восемнадцать лет Иоанн принял Святое крещение. Его тяготила мирская жизнь, он видел вокруг языческую жизнь общества, слегка прикрытую христианскими одеяниями. Иоанна Златоуста ждала блестящая карьера, мать хотела видеть его высокопоставленным чиновником. Имея блестящее греческое образование, душу Иоанн имел все же христианскую, поэтому он отказался от карьеры и принял постриг, стал послушником.
После смерти матери он удалился из города и четыре года провел в трудах пустынножительства, где написал свои первые произведения. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Почувствовав себя созревшим для выполнения проповеднической миссии, Иоанн вернулся в Антиохию, где был возведен в сан диакона. Написанный тогда трактат «О священстве» и сегодня пользуется исключительной популярностью. В то время Иоанну было около тридцати четырех лет. Пятью годами позже он был рукоположен в священники и стал проповедовать. Это время было для него самым счастливым: образ жизни в точности соответствовал его склонностям и дарованиям. Двенадцать лет он проповедовал, не жалея сил и времени, стремясь покончить с языческими нравами. Все это время Иоанн продолжает писать, создавая великое наследие для будущих поколений.
Слава Иоанна разнеслась далеко за пределы Антиохии и достигла новой имперской столицы. Она естественным образом послужила причиной его возвышения и его несчастья. Красноречия и святости оказалось недостаточно, чтобы преуспеть в Константинополе. Святость не дала ему политической гибкости, напротив, сделала его неуступчивым и мешала уживаться с властями. Цельность и прямота Иоанна Златоуста вызывали враждебность у многих, интриганы от политики неотступно преследовали его. Он не уступил ни пяди, сохранив в своем служении непреклонность чистой натуры.
Стараниями (не без применения хитрости) советника императора Аркадия Евтропия неожиданно для всех популярный антиохийский проповедник занял самый видный пост в империи, встал во главе первого патриархата Востока, стал архиепископом Константинопольским. Евтропий боялся, что архиепископом станет властолюбивый Феофил Александрийский. Кандидатура Иоанна Златоуста, прославившегося благочестием, аскетизмом и красноречием, казалась министру самой удобной. Евтропий надеялся, что Иоанн Златоуст, человек «не от мира сего», будет послушным орудием в его руках, но скоро понял, что ошибся.
Иоанн Златоуст руководил Церковью с полной независимостью, следуя только евангельским принципам. Он не останавливался перед обличением власть имущих, защищая угнетенный народ. «Христос, бесприютный странник, — говорил он, — ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, капители, привязываешь к лампадам серебряные цепи». Роскошь одних и нищета других были в глазах Златоуста симптомом нравственной болезни, поразившей «христианское» общество.

Возможно, при дворе надеялись обрести красноречивого ритора, но получили монаха и пастыря. Началось главное испытание Иоанна Златоуста, которое должно было завершиться одиночеством и изгнанием. Естественно, что архиепископ своей прямотой и непреклонностью быстро нажил себе недругов. Он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту, чем вызвал еще больший гнев императорского двора.
Все это закончилось тем, что Иоанн Златоуст был низложен и за оскорбление императрицы должен был быть предан казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца языческие торжества по случаю воздвижения императорской статуи вызвали ожесточенное негодование усталого и измученного патриарха.
Одно время императрица колебалась, боясь общественного мнения, но в июне 404 года наконец решилась избавиться от несговорчивого проповедника. Патриарха арестовали в его же соборе во время пасхального празднества. Произнеся прощальное слово, Иоанн покинул свою церковь и уже не вернулся в нее никогда.
Святитель был отправлен на Кавказ, в город Кукуз, находящийся на границе с Арменией. Оттуда он продолжал поддерживать связь с друзьями. Человек глубоко исстрадавшийся, он до последних дней предпочитал утешать, а не быть утешаемым. Испытания побуждали его сострадать другим. Только Олимпию (Олимпий Фракийский, епископ Эносский) он написал семнадцать писем, самых длинных и прочувствованных, впервые Иоанн давал прямые наставления. А всего до нас дошло 236 писем Иоанна Златоуста, написанных им во время изгнания. Спустя два года пришел приказ императора выслать Иоанна еще дальше, в уединенный Питиунт (ныне Пицунда). Во время трудного пути по горным дорогам Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в городе Команы, где и был погребен. Последние его слова были: «Слава Богу за все».
О служении святителя Иоанна Златоуста
Проповеди Иоанна Златоуста имели огромное значение для восточного богослужения. Его читали, переводили, переписывали. Его нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, кажется, что они написаны только сегодня. Вся вера этого человека явлена в его слове. И слово это живет и поныне.
Его необыкновенное слово преобразовывало и продолжает преобразовывать сердце человека. Житие, насыщенное испытаниями и трудами, является неиссякаемым источником назидания и укрепления для всех людей, стремящихся к добродетели и искоренению пороков и страстей в собственной душе.
Несмотря на то что Иоанну Златоусту в течение жизни довелось испробовать себя в разных ролях, главное его занятие, конечно, проповеди. За свой несравненный ораторский дар он получил от паствы имя «Златоуст». Он был прирожденным оратором и верил, что «достанет и одного человека, обуянного праведным рвением, чтобы исправить целый народ». По праву Иоанн Златоуст является покровителем проповедников.
Язык его проповедей был чистый, живой, образный. Он умел нарисовать живую картину, захватывающую внимание слушателей, свои разъяснения чередовал прямыми и прочувствованными обращениями. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни человека, зримо рисовал характеры и бичевал пороки с беспощадным реализмом и нередко сарказмом. Слушатели восхищались точностью его характеристик и прямотой обличения. Другой проповедник мог бы столь явной иронией оттолкнуть верующих, но его слушатели знали, что Иоанн язвит ради их исправления и преображения.
Он ревностно заботился о ближних, все у него шло от сердца, и простые люди прекрасно чувствовали его любовь. Много раз ему приходилось защищать бедных и страждущих, умирающих от голода и жажды. Иоанн Златоуст был соучастником народной жизни, он знал ее радости и горести.
Святитель стремился приблизить Библию к жизни своей паствы, показать нравственный смысл Писания. Он комментировал Библию не для богословов, а для рядового слушателя и читателя. Он не давал готовых решений, а приглашал аудиторию пройти вместе с ним, как он сам выражался, «море Писания». Для Иоанна Златоуста слово Божье было основой христианского пути, он говорил: «Кто согласен с Писаниями, тот христианин». Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя священные книги, он часто делал отступления на современные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Ветхом и Новом Заветах с духовной жизнью и поступками христианина. Возможно, именно поэтому размышления Иоанна Златоуста не потеряли своей актуальности и в наше время.
Народ хотел его слушать, поэтому Иоанну Златоусту случалось проповедовать изо дня в день. Но он не уставал, служение проповедью было для него в радость, Иоанн Златоуст говорил: «Проповедничество целительно для меня. Лишь отверзаю уста, чтобы обратиться к вам, и всякая усталость меня покидает». Чаще всего великий проповедник изъяснял Писание применительно к повседневной жизни, но случалось ему затрагивать и самые спорные богословские вопросы.
Он толковал как Ветхий, так и Новый Завет. Вслед за Василием Великим изъяснял книги Бытия, Исаию и Псалтирь. Охотно проповедовал на евангельские темы, давал пространные толкования Евангелия от Матфея и от Иоанна. Особенно ценил святого Павла, чувствуя сродство душ. Иоанна Златоуста даже прозвали новым Павлом.
Какое чудо произошло
В 438 году, спустя тридцать лет после смерти великого православного учителя, его святые мощи были перенесены в Константинополь.
Житие святого рассказывает о том, что во время богослужения Патриарх Константинопольский Прокл произносил похвальное слово памяти святителя Иоанна Златоуста, и народ, горевший любовью к святителю и хранящий память о своем наставнике, не дав патриарху докончить слова, начал единодушно просить его обратиться к императору Феодосию II (сыну Евдоксии, по воле которой пострадал святитель Иоанн Златоуст) с просьбой о перенесении святых мощей великого проповедника из Коман в Константинополь.

Прокл, и сам глубоко почитавший Иоанна Златоуста, рад был обратиться к императору с такой просьбой от лица Церкви и народа. Феодосий согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи в Константинополь. Удивительно то, что когда императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли их поднять, чему были свидетелями многочисленные жители города Команы, которые глубоко сожалели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться императорскому указу.
Император Феодосий правильно истолковал происходящее – «именно, что он не с молением, а с повелением послал взять из Коман мощи святого Иоанна», и в полном раскаянии написал послание святителю Иоанну Златоусту, где просил прощения за свою мать Евдоксию и за себя: «…Ныне же к тебе, как к живому, посылаю сию мою собственноручную просьбу и с верою прошу прощения мне и людям твоим. Прости мне дерзновенно предпринятое начинание, покрыв его глубиною твоей мудрости. Ты, учивший всех покаянию, прости кающегося. Как детям, любящим отца, возврати нам отца и обрадуй пришествием твоим любящих тебя. Помимо великой нужды, усердно умоляю тебя прийти к нам, а не повелеваю. Не посрами меня вторично, честнейший отец! Даруй себя желающим тебя видеть: возвратись с миром к себе, и свои примут тебя с любовью…»
Императорское послание прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль.
Святые мощи прибыли в Константинополь 27 января 438 года. Все жители города, патриарх и император торжественно встречали процессию, раку с мощами под песнопения перенесли в церковь Святой Ирины. Когда открыли гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Здесь, припав к святым мощам, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать: «… Прости оскорбившую тебя безрассудным насилием, ибо она раскаялась в сделанном тебе и просит прощения, обращаясь к тебе со смирением моими устами так: помяни, отче, твое учительное слово о непамятозлобии и сам забудь мою злобу. Я хочу восстать от падения, но подай мне руку, ты, говоривший: если кто пал однажды, встань и спасешься…»
Весь день и всю ночь жители города провели около своего учителя, а утром рака со святыми мощами Иоанна Златоуста была перенесена в соборную церковь Святых апостолов и поставлена на патриаршем престоле. По церкви пронесся единый народный вздох: «Прими престол свой, отче!», и все услышали ответ: «Мир всем!»
В 1204 году святые мощи Иоанна Златоуста, вместе с множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим, где и хранились до 27 ноября 2004 года, когда Папа Римский Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
Значение иконы
Икона рассказывает нам о великом святителе, слова и дела которого учат людей жить по-христиански. Создавать крепкие семьи, правильно воспитывать детей, трудиться, так как труд – это основа всеобщего благосостояния. В простом и доступном толковании Священного Писания святой Иоанн Златоуст доказал, что Библия является наставницей человека на его жизненном пути.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *