Иоанна снычева

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

«Надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги – как ратные, так и гражданские. … Власть всегда от Бога. Но одна власть – по воле Божией, другая – по попущению для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть ныне, судите сами» (Митрополит Иоанн (Снычев). «Православный Петербург», № 9, июнь 1993 г.)

«Оружие Церкви есть слово. Бескомпромиссное слово Истины, непримиримое ко лжи, лицемерию и человеко-угодничеству. Именно сегодня оно должно прозвучать сильно и властно. Ныне народ русский находится на грани духовной гибели. Последними действиями президента поставлена на грань государственного распада и сама Россия. Тщеславные и властолюбивые амбиции одержали верх над понятиями чести и совести, да и просто велениями здравого смысла. Так более продолжаться не может» (Митрополит Иоанн (Снычев) во время трагических событий осени 1993 г.: http://expertmus.livejournal.com/79903.html)

2 ноября 1995 г. на 69-м году жизни безвременно отошел ко Господу один из самых авторитетных архипастырей Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский («Северная столица» за 10-16 ноября 1995 г. по неизвестным причинам назвала дату смерти Владыки 3 ноября, но А. Невзоров в «Диком поле», посвящённом этому событию, показал в кадре Свидетельство о смерти митрополита с датой 2 ноября). До сих пор невыясненные причины его внезапной кончины странным образом перекликаются со скоропостижным уходом митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), который скончался 13 декабря 1961 г. в Кремлевской больнице при весьма подозрительных обстоятельствах, вызвавших в церковной среде разговоры об операции спецслужб по его устранению. По рассказам очевидцев, близкие тогда потребовали медицинское свидетельство о смерти митр. Николая. Было сделано врачебное заключение, что болезнь усопшего объясняется «переменой климата». У морга Боткинской больницы собралась большая толпа верующих, кричавшая людям, приехавшим за телом: «Убийцы!». Сохранились анонимные письма с требованием расследовать это «несомненное убийство» в адрес Верховного Совета и правительства СССР, которые были переданы для выявления авторов в КГБ.

Напомним, что 15 июня 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви В.А. Куроедов на встрече с Патриархом Алексием обвинил митроп. Николая в распространение «слухов» об изменении отношения государства к Церкви, которую «якобы» ждет физическое уничтожение. 21 июня 1960 г. митр. Николай был вынужден подать в отставку с поста председателя Отдела внешних церковных сношений, и на его место был тут же поставлен с одобрения органов 30-летний архим. Никодим (Ротов). Тем не менее, в июле 1960 г. митр. Николай смог сообщить приехавшему в Москву еп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) истинную причину своего увольнения — противостояние новому безбожному курсу власти. Как вспоминал архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин), «уход Митрополита от управления произошел в атмосфере мрачного вероломства». По его словам, митр. Никодим (Ротов) всегда отрицательно относился к митр. Николаю (Ярушевичу) и постоянно опровергал распространённые версии о его насильственной кончине в ночь на 13 декабря 1961 г.

Интриги вокруг митрополита Николая продолжились и после его кончины, коснувшись даже похорон. Владыку решено было хоронить в Лавре, хотя он никогда не думал быть там погребенным. 14 декабря с большим трудом близким удалось пробиться в покойницкую Боткинской больницы, где они нашли … обнаженное тело Владыки, на ноге которого чернильным карандашом было написано: «Ярушевич» (присутствовали только что рукоположенный о. Димитрий Дудко, о. Виктор Жуков и Владимир Рожков). 17 декабря в Лавре состоялись похороны митр. Николая (Ярушевича), на которые не смогли попасть все желающие, т.к. с 8:00 утра до 15:00 (окончание похорон) было неожиданно прекращено … движение электропоездов! Разумеется, органы не при чем:-)

«Богом проклятым» местом считается среди верующих петербуржцев гостиница «Северная корона», в которой 2 ноября 1995 г. внезапно скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Накануне, по неизвестной причине — ее так и не удалось выяснить — начисто выгорел свечной цех возле семинарии на Обводном канале. Епархия осталась без своих свечей. Одновременно митр. Иоанну пришло приглашение на презентацию 5-летней годовщины банка «Санкт-Петербург», где должен был появиться, как передали Владыке, и мэр Анатолий Собчак. Уже два года, после кровавой осени 1993 года, митр. Иоанн никак не мог с ним встретиться, а ведь всё это время был заморожен, казалось бы, решенный вопрос о возвращении Александро-Невской Лавры Православной Церкви. Кроме того, на презентации должны были присутствовать бизнесмены, в помощи которых епархия остро нуждалась после разорительного пожара…

В недостроенном здании гостиницы банк «Санкт-Петербург»- тогда владелец проекта – с помпой праздновал свое 5-летие с участием известных в городе персон. Около 20:00 — Собчака еще не было — официанты на презентации в холле гостиницы «Северная корона» принялись разносить соки. Владыка благословил желающих выпить. Самому Владыке стакан принесли отдельно, и он, отпив глоток, отставил стакан с ледяным соком

Наконец, появился Собчак, который протянул руку Митрополиту, спросив его: «Как чувствуете себя?». Владыка внимательно посмотрел на стоящего перед ним вечно самоуверенного мэра.

— Благословите, Владыка… — прервала затянувшуюся паузу Людмила Нарусова, жена Анатолия Собчака. Митрополит поежился от сковывающего его холода и поднял руку для благословения…

Стоявшие рядом с Митрополитом Иоанном спутники вспоминали потом, что, когда Владыка поднял руку, возникло такое ощущение, словно он увидел что-то неожиданное. Он смотрел не на Нарусову, не на Собчака, а куда-то сквозь эту чету. Пальцы его, сжимавшие посох, разжались, и Владыка, подхваченный сзади келейником Петром, медленно начал оседать на пол. Чета Собчаков в страхе отскочила от умирающего Владыки…

Как-то Митрополит вспоминал случай, что произошел, когда ему было 16 лет. Тогда, на танцплощадке, словно бы пелена спала с глаз: он увидел вдруг очищенным взором не веселящихся людей, а их настоящих хозяев — кривляющихся бесов, от которых исходил леденящий душу холод. Юноша бежал с танцплощадки. Бежал ко Христу… Ко Христу отошел он и сейчас, спасаясь от надвинувшейся на него леденящей стужи…

Было 20:35, когда Владыке внезапно стало плохо в холле «Северной короны». Произошедшее было настолько неожиданным, что не могло не вызвать смятения. Кто-то хлопотал, чтобы вызвать скорую помощь, чтобы сообщить в резиденцию. Кто-то уже сделал это по радиотелефону. Собчак сказал, что скорая уже вызвана по его каналам. «Скорая» прибыла через 15 минут. В этой, вызванной по спецканалам, машине не оказалось необходимых лекарств. Сердце Митрополита остановилось. Протоиерей Павел Красноцветов стал читать отходную…

Три дня спустя сонм священнослужителей во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием совершил чин отпевания в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Проститься с Владыкой ехали люди из Москвы, из Самары, из больших и малых городов России, из самой дальней дали, до которой достигало слово Владыки. Перечислять даже самых именитых людей, пришедших к Свято-Троицкому собору, — занятие непосильное. Проще сказать, кого тут не было. Не было Анатолия Собчака … Владыка был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, возвращенной Церкви его стараниями. Могила его — в архиерейском уголке, у монастырской протоки.

Об одном интересном факте, происшедшем в связи с кончиной Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, рассказал в своей книге «Чудеса последнего времени» (Арзамас, 2001) иеромон. Трифон: «В Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре вдруг зазвонил колокол. Все были в недоумении, причины для звона не было. Тогда стали выяснять: кто и зачем звонил. Оказалось, что к звоннице никто не подходил (даже близко никого не было). Все были удивлены. Вывод напрашивался один – колокол зазвонил сам… И вот в этот самый момент, когда все пытались разгадать эту загадку, работник связи в монастырь принес телеграмму: «Умер Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».
Это был траурный колокольный звон, и звонили, надо полагать, Ангелы».

Напомним, что, по словам Саввы Ямщикова, «когда академик Дмитрий Лихачев, восторгался Собчаком и его подельниками, Владимир Максимов, диссидент, как говорится, из первой тройки, заявил в наших с ним телеинтервью, что у него руки опускаются при виде стоящих у государственного кормила бракоразводных юристов (Собчака) и торговцев цветами (Чубайса) (все эпитеты максимовские — С. Я.)»: http://expertmus.livejournal.com/47950.html

Одним из первых своих распоряжений мэр Собчак создал 28 июня 1991 г. Комитет по внешним связям (КВС) мэрии и назначил его председателем Путина, который с этого момента начал своё хождение во власть. После поражения ГКЧП Путин подписывает заявление об отставке из КГБ, выходит из коммунистической партии, членом которой он, разумеется, был, и в звании подполковника переводится в действующий резерв КГБ. В конце 1991 г. его назначают заместителем мэра Санкт-Петербурга с сохранением за ним поста председателя КВС. Постепенно Путин замкнул на себя вопросы не только внешнеэкономической деятельности, но также многие другие важные направления политической и хозяйственной жизни города. В частности, он координировал работу всех силовых ведомств города, включая ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управление административных органов, Управление гостиниц и др.

В период 1991-1996 гг. у председателя КВС Санкт-Петербурга Владимира Путина образовался обширный круг деловых, а отчасти и дружеских связей среди бизнесменов. В круг близких к питерскому КВС бизнесменов входил, в частности, и Юрий Львов из банка «Санкт-Петербург», который был устроителем 2 ноября 1995 г. той самой презентации в принадлежащей ему гостинице «Северная корона». Именно в банке «Санкт–Петербург», миноритарием которого вплоть до настоящего времени является сам Владимир Путин, были открыты счета для нескольких компаний, получивших лицензии от Путина. Кстати, как раз Юрий Львов вместе с Путиным создавал первую Санкт-Петербургскую валютную биржу. Юрий Львов побывал заместителем министра финансов, а ныне возглавляет близкий к власти Международный банк Санкт-Петербурга.

16 марта 1994 г. Собчак в ходе очередной реорганизации учредил в Санкт-Петербурге городское правительство, став его председателем. Первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга, заместителем мэра по международным и внешнеэкономическим связям и председателем КВС был утвержден Путин. Было создано несколько позиций первых вице-премьеров. Первым вице-премьером, кроме Путина, стал и будущий министр в правительстве президента Путина Алексей Кудрин (председатель Комитета по экономике и финансам): http://expertmus.livejournal.com/82499.html В числе вице-премьеров тогда оказался и небезызвестный Виталий Мутко … В 1999 г. (после проверки КРУ) в отношении Путина было возбуждено уголовное дело № 144128. В историю оно вошло как «Дело Путина». Так как его «тень» (тогда Путин был замом Собчака) проглядывала за каждой подписью, за каждым хищением, за каждыми бюджетными переводами денег: http://rublev-museum.livejournal.com/208767.html

Доля Путина в акционерном капитале ОАО «Банк Санкт-Петербург» составляла в 1999 — 1998 гг. — 0,00025 % акций, а сейчас ему принадлежит 0,00015 % акций этого банка. Здесь же почти 10 лет проработал сын экс-губернатора Валентины Матвиенко Сергей Матвиенко, начав свою карьеру в 2001 г. с должности специалиста в области информационных технологий. В 2003 г. он был назначен на пост вице-президента банка по информационным технологиям и покинул банк летом 2010 г., оставшись при этом владельцем 4,12 % голосующих акций. Любопытно, что на днях акции банка «Санкт-Петербург» резко поднялись в цене как только наступила, по выражению бизнес-аналитиков, определенность в тандеме «Путин-Медведев»: http://expertmus.livejournal.com/82824.html

Столь же резкие перемены коснулись и злополучной гостиницы «Северная корона» на Карповке, строить которую начали в 1988 г. Заказчиком тогда выступал Госкомтуризма СССР, после упразднения которого в 1991 г. все предприятия «Интуриста» были переданы мэрии Петербурга. Тогда же была предпринята и первая попытка продажи неудавшейся гостиницы, но реализовать объект городская власть не сумела. Попытка возобновить строительство была предпринята в 1992 г., и к 1995 г. здание гостиницы было завершено на 90 %, но на этом все работы после внезапной кончины митр. Иоанна остановились. Правда, периодически власти города предпринимали попытки завершить злополучное строительство то к 300-летию Петербурга, то к 2006 г. и к 2008 г. Последний раз «Северная корона» оказалась в центре внимания в июле 2009 г., когда в прессе внезапно появилась информация о сносе здания. «Нет, конечно, хорошо, что здание снесут, поскольку место это — гиблое», — с искренним удовольствием заявил автор самого первого проекта гостиницы «Северная корона» Марк Рейнберг …

Епископ Иоанн (Сичевский)

Иоанн (в миру Владимир Павлович Сичевский; 12 июля 1978, Валмиера, Латвия) – епископ Елгавский, викарий Рижской епархии Латвийской Православной Церкви.

Родился в семье рабочего и служащей. Крещен в детстве в храме Преображения Господня города Лимбажи (Латвия).

В 1986-1996 годах обучался в Лимбажской средней школе. В 2002 году закончил Латвийскую спортивную академию со степенью бакалавра, в 2004 году получил степень магистра педагогических наук.

С 1991-2004 годы входил в сборную Латвии по гребле на каноэ, был многократным победителем этапов Кубка мира, призером чемпионата Европы по гребле на каноэ.

С 1996 года работал инструктором спортсменов в педагогическом отделе управления спорта Министерства просвещения и науки Латвии. В 2002-2003 годах работал в Олимпийском центре «Лимбажи».

В 2001 году стал членом приходского совета храма Преображения Господня города Лимбажи и там же стал нести послушание пономаря. В 2002 году церковным советом храма Преображения Господня города Лимбажи избран старостой. Возглавил ремонтно-реставрационные работы в храме.

В 2002-2008 годах обучался в Рижской духовной семинарии.

5 февраля 2006 года в кафедральном соборе Рождества Христова города Риги Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, рукоположен во диакона, а 26 марта того же года — в сан пресвитера.

8 мая 2006 года назначен штатным клириком Троицкого Задвинского храма города Риги.

6 июня 2006 года назначен настоятелем храмов Преображения Господня (город Лимбажи), Рождества Христова (город Алоя), Успения Пресвятой Богородицы (поселок Поциемс); поручено окормление храмов св. Иоанна Крестителя (поселок Ледурга) и Вознесения Господня (поселок Мали). В этих храмах богослужение совершается на латышском языке.

17 марта 2007 года принял монашеский постриг с наречением имени Иоанн в честь священномученика Иоанна Рижского.

С 2006 года — секретарь Синода Латвийской Православной Церкви, сотрудник протокольного отдела Синода Латвийской Православной Церкви.

29 августа 2008 года назначен помощником проректора Рижской духовной семинарии.

15 декабря 2008 года назначен настоятелем храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Риги, где успешно провел ремонтно-реставрационные работы по сохранению уникального по архитектуре храма, имеющего невосполнимую культурно-историческую ценность. Храм св. блгв. вел. князя Александра Невского включен в список мирового культурного наследия UNESCO.

К празднику Пасхи 2009 года возведен в сан игумена. В 2010 году поступил в докторантуру педагогического факультета Латвийского Университета. 19 июня 2012 году назначен настоятелем собора свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы города Елгавы.

11 октября 2013 года — Синод Латвийской Православной Церкви принял решение об избрании игумена Иоанна епископом Елгавским, викарием Рижской епархии.

19 марта 2014 года — Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании (журнал N 13) утвердил решение Синода Латвийской Православной Церкви об избрании игумена Иоанна епископом Елгавским, викарием Рижской епархии.

23 марта 2014 года возведен в сан архимандрита.

24 марта 2016 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялось наречение во епископа Елгавского, викария Рижской епархии Латвийской Православной Церкви.

Награды К празднику Св. Пасхи 2006 года удостоен права ношения набедренника. К празднику Рождества Христова 2008 года был награжден правом ношения наперсного креста. К празднику Св. Пасхи 2009 года возведен в сан игумена. К празднику Св. Пасхи 2011 года удостоен права ношения палицы.

23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Рижский и всея Латвии Александр за Литургией в кафедральном соборе Рождества Христова г. Риги возвел в сан архимандрита игумена Иоанна (Сичевского), секретаря Синода Латвийской Православной Церкви, избранного епископом Елгавским, викарием Рижской епархии, с возложением креста с украшениями согласно сана.

Архиерейство

24 марта 2016 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было совершено наречение архимандрита Иоанна (Сичевского) во епископа Елгавского, викария Рижской епархии Латвийской Православной Церкви.

27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в храме Всемилостивого Спаса в Митино г. Москвы (Пятницкое шоссе, 5) архимандрит Иоанн (Сичевский) за Божественной литургией был хиротонисан во епископа Елгавского, викария Рижской епархии Латвийской Православной Церкви. Общественная деятельность

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, представляет Латвийскую Православную Церковь в государственных структурах, структурах самоуправления и общественных структурах.

Член коллегии христианских общин при думах Риги, Юрмалы и Елгавы. Член правления христианского экуменического совета при Латвийском Государственном телевидении.

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, восстановил старинную традицию, которая с воодушевлением принимается в православном народе, – на праздник Крещения Господня (19 января) окунаться в освященные воды Даугавы. Эта традиция была широко распространена в Латвии в период пребывания на епископской кафедре святого Иоанна Рижского — Иоанна (Поммера), Архиепископа Рижского и Латвийского.

Общецерковная деятельность

В 2004 году принимал активное участие в подготовке встречи в Риге Тихвинской Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и мощей святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары.

В 2006 году участвовал в подготовке визита в Латвийскую Республику Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 2007 году принимал активное участие в подготовке встречи в Риге мощей святого благоверного князя Александра Невского. В 2008 году принимал активное участие в подготовке встречи в Риге мощей святого Апостола Христова Андрея Первозванного. 27-29 января 2009 года был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Митрополит Иоанн (Снычев)
Иоанн (Снычев) митрополит Ленинградский и Ладожский родился 9 октября 1927 года в с. Ново-Маячке, Каховского района, Николаевской области, УССР, в семье крестьянина. В 1942 году окончил 7 классов средней школы г. Сорочинска Оренбургской области и поступил в Орский индустриальный техникум. В 1944 году был призван в Советскую Армию, а по окончании войны вернулся в Чкаловскую, ныне Оренбургскую область.
Будучи религиозным с детских лет, он часто посещал храм и в августе 1945 года был посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 года пострижен в рясофор с оставлением того же имени. 9 июня того же года архиепископ Чкаловский Мануил рукоположил его во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора, а 14 января 1948 года рукоположил во иеромонаха. В 1949 году был принят во второй класс Саратовской духовной семинарии, а по окончании ее, в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года пострижен в мантию и определен преподавателем Минской духовной семинарии. 15 окт. 1957 года Указом Свят. Патриарха Алексия переведен личным секретарем Чебоксарского архиепископа и был назначен штатным священником кафедрального собора г. Чебоксар. 1 сент. 1959 года назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сент. 1960 года определен священником и ключарем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева. 2 апреля 1961 года возведен в сан игумена. 25 апреля 1964 года возведен в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии и назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Чин хиротонии совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Пимен, митр. Мануил (Лемешевский), архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий, Сурожский Антоний; епископы: Калужский и Боровский Донат, Дмитровский Филарет, Волоколамский Питирим, Тегельский Ионафан.
3 февраля 1966 года присуждена ученая степень магистра богословия. 20 марта 1969 года утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским. 22 сент. 1972 года поручено временное управление Чебоксарской епархией. 31 мая 1973 года освобожден от временного управления Чебоксарской епархией. 3 мая 1975 года поручено временное управление Уфимской епархией, от которого освобожден 25 июля того же года. 9 сентября 1976 года возведен в сан архиепископа.
14 сент. 1980 года награжден орденом Преп. Сергия Радонежского 2-й степени. Указом Свят. Патриарха Пимена от 19 ноября 1985 года в связи с 20-летием архиерейской хиротонии награжден орденом св. равноап. князя Владимира 2-й степени. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский.
Скончался 2 ноября 1995 года в гостинице «Северная корона». Голос вечности. Проповеди и поучения В книге собраны проповеди, произнесенные автором перед паствой, начиная с 1962 года, и архиерейские послания, адресованные ко всем православным христианам.
Вопросы, которые поднимает митрополит в своих проповедях и поучениях, — это вечные вопросы, с которыми рано или поздно сталкивается любой человек. В чем смысл жизни? Как нужно прожить ее, чтобы сохранить в себе все чистое и светлое, что было дано нам Творцом от рождения? Как отличить истину от лжи? Как не изменить собственному предназначению? Каковы вообще главные ценности нашего земного бытия? Как подготовиться и провести пост Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире.
Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
С той самой поры совершенное творение Божие — Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, — стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения. Одоление смуты. Слово к русскому народу «Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям, возрождение самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси — таковы лишь некоторые темы этого сборника…» Посох духовный Сборник «Посох духовный» составлен на основе ранее изданных трудов митрополита Иоанна: «Голос вечности», «Одоление смуты», «Стояние в вере», «Русская симфония» и других. В него вошли высказывания Архипастыря по основным темам, которые он поднимал в своих книгах, расположенные в алфавитном порядке: от «А» до «Я».
Читатель сможет более полно представить позицию приснопамятного Святителя в вопросах истории Отечества и нынешней демократии, узнать, что он говорил о ересях и лжеучителях, о страстях и доброделании, о еврейском вопросе и путях возрождения России… Эта подборка поможет осознать, что не только личная, но и общественно-политическая жизнь должна быть одухотворена высшими идеалами, без которых невозможно никакое возрождение Отечества. Самодержавие духа Мы забыли, что мы НАРОД, русский православный народ, народ Божий, и многие беды наши – личные, мелкие – суть лишь следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия и сатанизма. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. И в молитве, и в жизни. И в Церкви, и в миру. Может, стоит оглянуться, прислушаться?
Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас святоотеческих поучений. «Мы не говорим: «Отче мой, иже еси на небесех – хлеб мой даждь ми днесь, – вразумляет тот же святой Киприан. – Каждый из нас не просит об оставлении своего только долга и не об одном себе молится, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся за весь народ, потому что все мы составляем едино». Стояние в вере: Очерки церковной смуты Настоящий труд представляет собой историческое исследование расколов, возникших в Русской Православной Церкви в 20 — 30-х годах прошлого столетия. Своим появлением он во многом обязан ныне усопшему владыке Мануилу, митрополиту Куйбышевскому и Сызранскому, предоставившему автору материалы из личного архива.
Обращаясь к событиям полувековой давности, автор книги надеется, что они послужат уроком всем верным чадам Церкви и помогут нам впредь оградить себя от нашествия «разделяющих и властвующих». Ибо только великим стоянием в вере, только верностью слову Божиему сохраняется мир и церковное единство.

Один из самых известных иерархов северной столицы — митрополит Иоанн Снычев родился в Украине в 1927 году. После окончания школы обучался в техникуме в Оренбургской области. Впервые его непосредственное участие в богослужении случилось во время Великой Отечественной войны: Иван, освобождённый от военной службы по состоянию здоровья, в семнадцать лет стал пономарить в одном из храмов Бузулука, вскоре его приметил епископ Мануил Лемешевский, он стал духовным наставником молодого человека, тянувшегося к Богу.

Летом 1946 года состоялся постриг Ивана в рясофор, через короткий промежуток времени — в иеродиакона, а через полгода стал иеромонахом, у него осталось прежнее имя, данное при крещении — Иоанн. Архиепископ Мануил не смог наблюдать дальнейший духовный рост своего подопечного — его арестовали. Между тем, иеромонах Иоанн поступил в семинарию Куйбышева (нынешней Самары), причём сразу во второй класс. Следующий этап получения богословского образования — Духовная академия в Ленинграде, закончив которую, ему была присуждена степень кандидата богословия, дальнейшую работу отец Иоанн продолжил на кафедре сектоведения.

Осенью 1956 года иеромонах Иоанн Снычев был пострижен в мантию, новым местом его работы стала Минская духовная семинария, через год на смену обучения семинаристов пришло послушание секретаря владыки Мануила — Чебоксарского архиепископа, а новом местом службы стал кафедральный собор Чебоксар. На короткое время отец Иоанн возвратился в семинарию в Куйбышеве в качестве инспектора и педагога сразу по нескольким дисциплинам, пастырское служение он нёс в Покровском соборе.

В начале 60-х годов отца Иоанна Снычева ждали большие перемены: в 1961 году — возведение в игумены, а в 1964 году — в архимандриты, в конце 1965 года он был хиротонисан во епископа Сызранского, епархию он возглавил только через четыре года, также временно руководил Чебоксарской, Уфимской, Ульяновской епархиями. Осенью 1976 года владыка Иоанн удостоился сана архиепископа.

Архиепископ Иоанн не прерывал своей связи с Ленинградом, который полюбил со времён учёбы в Духовной академии, а впоследствии, в июле 1990 года он возглавил митрополию, в период его служения освящались новые храмы, открывались закрытые монастыри. Помимо архипастырской деятельности владыка Иоанн занимался наукой — стал доктором церковной истории, состоял в Священном Синоде, писал статьи и книги. Одной из тем, волновавших митрополита, была судьба России, этому посвящена книга «Битва за Россию. Слово о русском народе, вере православной, о настоящем и будущем России», другие темы книг — монашество, христианское смирение.

Митрополит Иоанн Снычев скончался 2 ноября 1995 года.

См. также: Жизнеописания, воспоминания, письма

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В миру Иван Матвеевич Снычев.
Родился 9 октября 1927 в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью, а у Ивана уже в детские годы возникла тяга к вере, и в 15 лет он глубоко задумался над смыслом жизни. Владыка вспоминал, что ему становилось страшно от мысли, что человек после смерти исчезает бесследно, уходит в небытие, и он горько плакал.
Весной 1943 в частных домах стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одном из таких молитвенных собраний Иван впервые услышал слово Божие. Его религиозное чувство в полной мере раскрылось 1 августа 1943, в день памяти преподобного Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии, когда он внезапно почувствовал всю мерзость грешного мира, и в представшем ему видении вместо танцующих на сельской танцплощадке людей он прозрел омерзительных кривляющихся бесов и почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. В помощь 16-летнему юноше Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, которая стала его духовной матерью.
Шла Великая Отечественная война и в конце декабря 1944 Иван был призван в ряды Красной Армии. Через несколько месяцев по болезни его освободили от несения воинской повинности и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Здесь произошла встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая его дальнейшую судьбу. Владыка искал себе келейника и послушника. В храме Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея. Келейник нес послушание в покоях Владыки и в храме — в качестве иподиакона. Для подготовки к проповеднической деятельности епископ почти ежедневно поручал ему после литургии пересказывать прихожанам жития святых. 9 июня 1946 послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна был рукополо¬жен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948 — во иерея.
Убедившись в способностях иеромонаха Иоанна, Владыка возлагал на него весьма ответственные поручения. В то время не во всех приходах епархии было спокойно, иногда возникали внутренние нестроения. Туда-то он и посылал своего юного помощника.
В сентябре 1948 архиепископ Мануил вместе с другими священнослужителями был арестован и сослан в Потьму, где находились Мордовские лагеря. Осиротевший отец Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, а по ее окончании в 1951 продолжил обучение в Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Подающего надежды богослова оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.
В декабре 1955 из ссылки вернулся архиепископ Мануил, которого назначили на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 отец Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью он был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Здесь иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой. В сентябре 1957, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, отца Иоанна освободили от преподавательской деятельности и он вернулся в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над «Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 год», «Топографией архиерейских кафедр и викариатств» и «Фотоальбомом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года». За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями.
В сентябре 1959 он был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священного Писание Ветхого Завета. В сентябре 1960 владыка Мануил, в то время уже архиепископ Куйбышевский и Сызранский, назначил его священником и ключарем Покровского кафедрального собора города Куйбышева (Самары). Иеромонах Иоанн принимал непосредственное участие в литературных трудах Владыки, а также в подготовке его магистерской диссертации. Под руководством своего богомудрого и ученого наставника отец Иоанн приобрел любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории. В апреле 1961 он был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 владыка Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 его назначили епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 ему поручили временное управление Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа.
В 1988 за чтение курса лекций по новейшей церковной истории в Ленинградской духовной академии он получил звание доктора церковной истории. В августе 1990 Владыка был возведен в сан митрополита и возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Здесь во всей полноте раскрылись его таланты в религиозно-общественной и публицистической деятельности. Имя петербургского архиерея стало широко известно как в России, так и за рубежом.
Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати. Его труды положили начало становления современной идеологии религиозного и национального возрождения. Общее число действующих храмов благодаря усилиям Владыки выросло в епархии почти в три раза! Проповедуя за каждым богослужением, митрополит Иоанн находил время встречаться с горожанами, проводить беседы, выступать в телепрограммах, принимать участие в деятельности учебных заведений и культурно-просветительских организаций. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начался выпуск газеты «Православный Санкт-Петербург», основано православное издательство «Царское дело».
2 ноября 1995 митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен в Александро-Невской Лавре. На могиле Владыки установлен простой деревянный крест с надписью: «Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской Лавры».

Биография публикуется по (с незначительными изменениями):

  • Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. Автор-составитель священник Сергий Широков. М.: Изд-во «Белый город», 2004; стр. 78-80.

    Могила:
    Митрополит Иоанн (Снычев) скончался 2 ноября 1995 на банкете банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная Корона» в результате сердечного приступа.
    Погребён на братском участке на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург.

    Можно также скачать видео к странице:

  • Видео братского участка Никольского кладбища Александро-Невской лавры (106 Мб) в формате .avi.
  • Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *