Иоанну предтече

Краткое житие святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

Священное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом. К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево. По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное». И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

24 июня/7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

29 августа/11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

24 февраля/8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

25 мая/7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи.

удк 232:226

Протоиерей Димитрий Юревич

ИИСУС ХРИСТОС И ИОАНН ПРЕДТЕЧА (Мф. 11:2-19): ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В настоящей статье проводится анализ и толкование вопроса, который был задан Иоанном Предтечей и переданным через его учеников Христу: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Особый интерес к этому вопросу заключается не только в том, кем и когда он был задан, но и в том, какую оценку дал Христос Крестителю после того, как ответил его ученикам.

Ключевые слова: Мессия, Иоанн Предтеча, цель вопроса, сомнение, исполнение пророчеств.

Необычный вопрос Иоанна Предтечи 11 глава Евангелия от Матфея повествует о чрезвычайно странном, на первый взгляд, вопросе, прозвучавшем из уст Иоанна Предтечи и переданным через его учеников Христу: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:3) Необычность этого вопроса заключается не только в том, кем и когда он был задан, но и в том, какую оценку дал Христос Крестителю после того, как ответил его ученикам.

Предтеча задает вопрос, находясь уже в темнице (Мф 11:2), в крепости под названием Махерон1 (которая находилась на территории современной Иордании), незадолго до того, как он будет предан смерти за обличение недопустимого брака Ирода Антипы на Иродиаде, жене своего брата Филиппа (Мф 14:3-4). В вопросе Крестителя, переданном учениками Христу, можно усмотреть немалую долю сомнений: можно подумать, что Предтеча сомневался в том, является ли Иисус из Назарета истинным ожидаемым народом Мессией Израилевым.

Но если он сомневается, как объяснить те особые свидетельства, которые Иоанн Креститель провозгласил в начале общественного служения Спасителя? Предтеча свидетельствовал о Нем, что Тот — «Агнец Божий, Кото-

1 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18.5.2. М., 2002. Т. 2. — С. 318.

Протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

рый берет грех мира» (Ин 1:29). Для характеристики дальнейшего служения Иисуса он выбрал очень точный образ Слуги Господня из книги пророка Исаии (52:13-53:12), чтобы подчеркнуть жертвенный характер Его дальнейшего служения. Поскольку Христос в тот момент только явился перед народом и не сотворил еще таких дел (Ин 2:11), которые стали бы подтверждение данных слов, Креститель объясняет, что его знание об Иисусе как о Мессии открыто ему Самим Богом: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1:33-34)2.

Первым мысль о том, что Предтеча засомневался в мессианском достоинстве Иисуса высказал Тертуллиан, живший во 2-ой пол. II — нач. III вв. Для объяснения причины сомнений он разработал целую гипотезу. «Когда уже Сам Господь Сил, Слово и Дух Отца действовал на земле и проповедовал, — рассуждал Тертуллиан, — было необходимо, чтобы та доля Святого Духа, которая по образу присутствовавшей в пророках меры подготавливала пути Господни, уже отошла от Иоанна, т. е. вернулась к Господу как ко всеобъемлющей своей основе. Итак, Иоанн, ставший уже обыкновенным человеком и одним из толпы, соблазнился, но как человек, а не как ожидавший иного Христа или узнавший Его»3. Впоследствии церковные толкователи указывали на слабое место данной гипотезы, из-за которого ее следует отвергнуть: ничто не позволяет допустить, будто благодать Божия оставила Предтечу в такой мере, что он забыл все предшествующие откровения Божии о Спасителе4.

Мысль о сомнениях Предтечи разделяют и некоторые современные исследователи, аргументация которых отличается от тертуллиано-вой. Например, Дональд Хэгнер (Donald Hagner) в своем комментарии на Евангелие от Матфея считает, что «сомнения Иоанна появились не на пустом месте, поскольку он, очевидно, ожидал скорого конца века, включая суд над нечестивыми (Мф 3:12). И хотя он услышал слухи о похожих на мессианские делах Иисуса, схватившие его нечестивцы по-прежнему не были осуждены и он до сих пор не испытал на себе исполнение мессианского обещания «освобождения пленников» (Ис 61:1, и, даже более ярко, Ис 42:7)»5.

2 В данном случае, обращаясь к иудеям, Иоанн Предтеча применяет титул «Сын Божий», который в то время использовался в еврейском народе для указания на грядущего израильского Царя-Мессию.

3 Тертуллиан. Против Маркиона. IV.18.4-5. Пер. с лат., вступ. ст. и комм. А. Ю. Братухина. СПб., 2010. — С. 333.

4 Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие. Кн. 1. Евангелие от Матфея. 4-е изд. М., 1884. -С. 203.

5 Hagner D.A. Matthew 1-13 / Word Biblical Commentary. 33A. Dallas, 2002. P. 300. Похожим образом рассуждают и авторы критичекого комментария на Евангелие от Матфея, которые говорят о «затухании веры» Иоанна Крестителя. Davies W.D. Allison D.C. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew. Vol. 2. Commentary on Matthew VIII-XVIII. London; N. Y., 2004. P. 239.

Эта аргументация, впрочем, также имеет серьезный изъян. В мессианских текстах книги Исаии, на которые будет ссылаться Господь Иисус Христос в ответе ученикам Крестителя, действительно говорится об освобождении узников. Однако — и это в высшей степени важно и замечательно! — Сам Спаситель, перечисляя «дела Мессии» (Мф 11:2), предсказанные Исаией и исполненные Им, Иисусом, опускает именно этот пункт об освобождении узников! Это, тем не менее, не означает, что служение Иисуса было несовершенным. Во время Своего общественного служения Он указывал на то, что пришел освободить весь род человеческий, и объяснял характер этого освобождения как избавление от рабства греху. «Всякий, делающий грех, есть раб греха, — говорил Он иудеям. — Итак, если Сын освободит Вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36).

В церковной традиции толкования Евангелия от Матфея мысль о сомнениях Предтечи была отвергнута. Действительно, если Предтеча засомневался в мессианском достоинстве Иисуса, может быть, он засомневался и в бывшем ему откровении Божием? Кроме того, показательной является реакция Христа на вопрос Крестителя. Если бы вопрос был продиктован маловерием, то следовало бы ожидать, что Спаситель обличит маловерие Предтечи, как в других случаях Он укорял за маловерие апостолов (Мф 8:26; 16:8). Но ничего подобного не произошло: Господь дал исключительно высокую оценку как личности, так и деятельности Крестителя, характеризуя его как «пророка» и даже «больше, пророка» — как величайшего из подвижников: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Итак, из слов Господа следует, что Иоанном Крестителем двигало отнюдь не сомнение, когда он послал учеников ко Христу. Тогда что же это было?

Цель вопроса Предтечи

Ответ достаточно прост: если не сомневался Предтеча, значит, сомневались его ученики. Ради укрепления веры во Иисуса Креститель и направляет их к Нему, а видя их немощь, предлагает заранее сформулированный вопрос. Вот как об этом говорит свт. Иоанн Златоуст: Иоанн посылал спрашивать потому, что его ученики «не были расположены к Иисусу и всегда Ему завидовали. <…> Они еще не знали, кто был Христос; но почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более, нежели человеком, с досадой смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им придти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ. Пока Иоанн находился с ними, он часто их вразумлял и учил, однако не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще больше о том заботился»6.

Рассуждения константинопольского святителя объясняют, почему Иоанн Креститель действует столь активно, находясь в темнице в предчувствии кончины: он не убедил учеников в том, что Иисус есть Мессия, ког-

6 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 36 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901. — С. 396

да постоянно общался с ними, и теперь «перед смертью оказывает большее усердие»7.

Особо близкими и доверительными отношениями с учениками объясняет Златоуст и содержание вопроса: «Если бы… стал говорить : пойдите к Нему, Он — лучше меня, то этим не убедил бы людей, которые были привязаны к нему самому. Напротив, они подумали бы, что говорит так из скромности и прилепились бы к нему еще больше»8.

Ответ Спасителя: констатация исполнения пророчеств

или нечто большее?

Ответ Господа Иисуса Христа на вопрос Крестителя звучит следующим образом: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется9; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11:4-6). Эти слова также исполнены глубокого смысла.

Прежде всего, понятно, что Спаситель указывает на исполнение пророчеств о пришествии Мессии из книги Исаии. У этого писателя, которого позже за особую точность рисуемой им картины будущего церковные экзегеты назовут «ветхозаветным евангелистом», имеется шесть пророческих фрагментов о Мессии, так называемых «песней Слуги Господня (У37 ‘Л1Л)» (Ис 42:1-7; 49:1-9; 50:4-9; 52:13-53:12; 61:1-3; 63:1-6)10. Исполнение пророчества одного из этих фрагментов, а именно — пятого (61:1-3) отнес к Себе Сам Господь Иисус, когда читал свиток Исаии в капернаумской синагоге (Лк 4:17-21).

В том объеме, в котором его процитировал Христос, пророчество звучит следующим образом в Синодальном переводе с масоретского текста: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное…» (Ис 61:1-2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В передаче евангелиста Луки в этом тексте при чтении его Спасителем дополнительно звучит фраза «слепым прозрение» (Лк 4:18). Данная фраза встречается в ряде рукописей Септуагинты и представляет собой перевод иного чтения выражения «открытие темницы узникам»11. Наличие данного разночтения в древних рукописях, которыми пользовались переводчики на греческий язык, не случайно, так как об исцелении слепых Мессией гово-

7 Там же.

8 Там же.

9 В греческом тексте Евангелия стоит именно пассивный залог: niraxoi eúayyeXíZovxai

10 Первоначально западные исследователи (E.F. Rosenmuller в 1793, B. Duhm в 1892) выделяли как песни Слуги Господня только первые четыре фрагмента. Два последних фрагмента в качестве таковых рассматриваются в традиции русских библейских исследований (см.: Волнин А.К. Мессия по изображению пророка Исаии. Киев, 1908. С. 331; Григорьев И.Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901. С. 235).

Ответ Спасителя ученикам Иоанна Предтечи традиционно рассматривается в новозаветной экзегезе как указание на детальное и точное исполнение на Иисусе мессианских пророчеств, предреченных Исаией12. Безусловно, это действительно так. Однако в ответе Христа имеется два серьезных расхождения с пророчествами книги Исаии. О первом отличии — отсутствии упоминания об освобождении узников — и его причине уже было сказано.

Второе заключается в словах Христа о том, что «мертвые воскресают»13, которые отсутствует в книге Исаии. Конечно, у Исаии (26:19) имеется мысль о воскресении мертвых в день Господень (26:1), но она не связана напрямую с личностью Слуги Господня.

Можно ли допустить, что у иудеев периода позднего Второго храма указанное место Исаии было связано с деятельностью Мессии и стало широко распространенным в народе, если Иисус упоминает об этом как о непременной черте Своей деятельности?

Эту догадку подтверждает текст кумранской рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли» или «Мессианский апокалипсис», которая палеографически датируется 1-ой четвертью I в. до Р.Х.14 В ней автор говорит вначале об особом благоденствии людей в мессианские времена, причиной чего будет исполнение воли Мессии и соблюдение заповедей Божиих15:

1 бо и земля будут повиноваться Его Мессии,

2 то в них, не отвратится от заповедей святых.

Далее в манускрипте описываются деяния Мессии:

8 Освободит узников, откроет глаза слепых, восстановит уг.

11 И удивительные дела, которых не было, Господь соделает, как Он с.

12 Ибо Он будет исцелять больных, мертвых воскрешать и нищим благо-вествовать.

13 …Он будет предводительствовать святым, Он будет пастырем м…

Наряду с пророчествами из Исаии здесь как раз содержится мысль о воскресении мертвых16. Тексты Евангелия от Матфея, книги Исаии и кумранской рукописи для удобства сопоставления сведены в следующую таблицу.

13 Греч. veKpoi éyeípovxai, букв. «бывают воскрешаемы» (пассивный залог).

Костромская духовная семинария Ипатьевский вестник. № 6, 2018

№ Деяния Мессии Евангелие от Матфея Книга Исаии 4Q521

1 Слепые прозревают + 42:7 +

2 Хромые ходят + 35:6 (+) следует из п. 7

3 Прокаженные очищаются + — (+) из п. 7

4 Глухие слышат + 35:5 (+) из п. 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Мертвые воскрешаемы + — +

6 Нищим благовествуется + 61:1 +

7 Исцеление больных (сокрушенных сердцем) (+) из пп. 1-4 61:1 +

8 Узникам открытие темницы иной перевод, п. 1 61:1 +

9 Пленным освобождение — 61:1 —

Вероятно, ожидание того, что Мессия станет воскрешать мертвых, было столь велико у евреев того времени, что Спаситель посчитал уместным особо подчеркнуть это. Важность подобного рода деяний подтверждает и тот широкий общественный резонанс, который получила у иудеев история воскрешения Христом Лазаря: по словам св. ап. Иоанна Богослова, данный факт побудил огромные массы евреев приветствовать Иисуса как Мессию во время его входа во Иерусалим (Ин 12:17-19). Возможно, упоминание о воскрешении мертвых стало одним из основных аргументов и для учеников Иоанна Крестителя, которые слушали ответ Иисуса. В таком случае Спаситель опирается не только на пророчества Исаии, но и на современные иудейские представления, что придает Его словам дополнительную убедительность.

литература

Hagner D.A. Matthew 1-13 / Word Biblical Commentary. 33A. Dallas, 2002. 406 p.

The Dead Sea Scrolls Study Edition. Eds. F.G. Martinez, E.J.C. Tigchelaar. Leiden, N. Y., Koeln, 1999. 1361 p.

Watts J.D.W. Isaiah 34-66 / Word Biblical Commentary. Dallas, 2002. 374 p.

Бухарев И.Н., прот. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1899. 306,

IV с.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на св. Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. СПб., 1901. 912 с.

Тертуллиан. Против Маркиона. IV.18.4-5. Пер. с лат., вступ. ст. и комм. А.Ю. Братухина. СПб., 2010. 574 с.

jesus christ and john the baptist (matthew 11:2-19): the historical context and the church’s tradition of interpretation

Иоанн Креститель — последний ветхозаветный пророк Израиля. Он подготовил израильский народ к пришествию Мессии — Христа. И он же крестил Иисуса Христа реке Иордан. Его также называют Предтеча, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.

Иоанн родился в семье священника Захарии и Елисаветы. О рождении сына Захарии благовестил в храме архангел Гавриил. Он же велел назвать ребенка Иоанном. Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Иоанн начал пророческое служение в 15-й год правления императора Тиберия (28/29 год) в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Евангелисты Матфей и Марк уделяют особое внимание внешнему виду Иоанна Крестителя. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (см.: Мф 3:4; Мк 1:6). Часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Во время Крещения Господня на Иордане Иоанн указал на то, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.

Иоанн Креститель обличил иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу. Ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады своим танцем угодила царю. Царь пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери, она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, и Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка Иоанна в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

7 июля.

Рождество Иоанна Предтечи

7 июля (24 июня по с.ст.) Церковь празднует Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, — сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне.

Святой пророк Захария и Праведная Елисавета.

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода.

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии.

Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Елисавета и Мария

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк.1:44).

Когда Елисавета родила сына, то родные и соседи ее порадовались, что Господь оказал ей милость Свою; на восьмой же день пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного, и хотели назвать его по имени отца.

Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев.12:3) в восьмой день от рождения; через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа, а потому день обрезания считался радостным семейным праздником. Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну, и потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, назвать его Иоанном (Лк.1:60).

Такого имени не носил никто из родственников Захарии. Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая, и потому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии и знаками спрашивали его, как назвать младенца. Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками. Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «Что будет младенец сей?» И рука Господня была с ним.

Доменико Гирландайо. Захария дает имя своему сыну (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:»Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает — Иегова милосерд — ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк.1:63).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия.

Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: «Не сей ли будет царем иудейским?» Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, бежала с ним в горы. Только по милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем.

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами (род саранчи) и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Тициан. Иоанн Креститель

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Иоанн Креститель является самым известным и любимым Божьим угодником, которого также почитают, как и Пречистую Деву Марию. Вот это и объясняет, почему у этого святого существует несколько дней почитания: в январе седьмого числа, двадцать четвертого февраля, двадцать пятого мая, двадцать четвертого июня, двадцать девятого августа, двадцать третье сентября, и двенадцатое октября.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего православного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Молитва Иоанну Крестителю

В большинстве случаев молитву Святому Иоанну Крестителю произносят для:
• Понимания своих недостойный дел и их возникновение;
• Просвещение заплутавших;
• Обращение к Господу неверующих, некрещеных и общинников;
• Для поддержке людям отбывающим наказания;
• Для получения прощения грехов;
• Для хорошего урожая.

Горячие мольбы к божественному образу Предтече помогут усилить веру и подарят помощь в сложное время.
Иоанн Пророк, Креститель считается святым предвестником и Спасителем, рождение которого явило собой новую ступень в развитии христианства. Бытие Иоанна стало образцом для всех верующих, потому как в нем милость Господняя постоянно одерживала верх над нечистым, чтобы рассказать миру о могуществе вероисповедании, и благодаря чему преодолевается все трудности в достижении поставленной цели, ведущей к добру и терпению.

Святой лик Иоанна Крестителя

Икон Крестителя существует в христианском мире очень много, однако оригинал святого изображения Иоанна Предтече, обладает вот какими неповторимыми штрихами:
• Человек еврейской внешности, немолодой, довольно худощавого телосложения, немного смугловатый, с маленькой чернявой бородой, заплетенной в косу, и густые волнистые черные волосы;
• Его одежда сшита из довольно грубого материала — из шерсти верблюда, и подпоясывался он ремнем из кожи;
• В большинстве случаев Крестителя изображают не в полный рост, а по пояс и всегда лицом к обратившемся;
• Изображается Иоанн с одной поднятой рукой, благословляющей молящегося, а в другой — держащий пергамент, содержащий священную молитву, ведущей к исповедованию;
• И на одном плече он держит длинную трость, которая является целью жития в безлюдной пустоши и несет в себе смысл видение о Небесном Спасителе.

Лик Иоанна Предтечи считается образцом христианского жития, наполненного терпением и раскаяньем, с которого должны брать пример всякий православный верующий, чтобы понять Господнее Слово и узнать его святую милость. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что у нас можно
купить икону Иоанна Крестителя очень недорого!

Чудеса, свершенные иконой Иоанна Крестителя

Несколько историй чудесных избавлений от недугов по мольбам перед иконой Иоанна Пророка, поделилась одна женщина. В двух случаях ей назначили операцию на главе.

«Зимой в январе я поскользнулась и упав больно стукнулась головой об землю. Сделав необходимые анализы мне сказали результат: Обнаружено повреждение лобной кости, костный мозг ничем не защищен и в придачу сотрясение мозга. Такой диагноз сказали в двух больницах: в Первой городской и Пятидесятой клиники. Мне назначили операцию, но ехать в больницу я отказалась. В конце января я поехала в церковь святых апостолов Петра и Павла друзья из этого храма рекомендовали мне помолиться перед иконой Иоанна Крестителя с венцом. В монастыре мне поведали, что этот лик лишь не так давно вернули сюда домой. С большими усилиями я подошла к обительской церквушке. Произнесла прошение пред иконой и преклонилась перед ней и венцом, потому как я не ведала, что его надо надеть на себя. И сразу после этого я почувствовала себя гораздо лучше. Назад я вернулась своим ходом. Утром следующего дня мне сделали компьютерный рентген головы. И результат все поверг в шок, на снимке и в помине не было трещин в лобовой кости.

Второй раз Иоанн Креститель пришёл мне на помощь в апреле двухтысячного года. Когда у меня обострился хронический гайморит, а обычное лечение не помогло, мне делали два прокола носовой пазухи, я пила двойную дозу антибиотиков, а результата было ноль, и мне назначили лечение с помощью операционного вмешательства. Перед днем операции я решилась снова наведаться в Иоанно-Предтеченскую обитель помолиться у святых мощей Иоанна Крестителя. Я произнесла акафист преподобному, и приклонилась к лику с венцом. На утро следующего дня операцию отменили, потому что результаты обследования показывали, что операция не требуется.

Летом в 2002 году пришла девушка и поведала инокине монастыря о чудесном выздоровлении «У меня диагностировали опухоль головного мозга и мне назначили операцию для того чтобы эту опухоль вырезать, операция должна была проходить с разрезанием черепа. Я честно признаюсь, никогда особа не верила в Господа. Однако я решила, что терять мне нечего и послушав совета друзей, я поехала в монастырь и преклонилась перед чудодейственном образом Святого Крестителя. На следующий день я сдавала анализы перед предстоящей операцией, и они показали невероятное — опухоль не исчезла. Доктора отказывались в это верить.

Значение молитвы перед иконой Иоанну Крестителю

Посланник Господа Иоанн, взаправду известен, как и проситель и защитник всего человечества. Он предстает пред Всевышним за всех верующих, которые возносят ему мольбы.

Считается, что каждый второй день недели является днем Святого, и в этот день рекомендуют возносить песнопение посвященное этому преподобному, разрешается даже читать не полностью весь текст, а только его часть. И Святой Провидец Креститель будет защищать вас всегда.

Песнопение, посвященное Иоанну Предтече, считается одной из самых мощных молитвословий. Креститель является не обычным Святым, а тем, кому воздают молитвы сразу после Всевышнего и Небесных Хранителей. Самым известным из молитвенных обращений, с помощью которого обращаются за помощью к Иоанну Предтече считается акафист.

Акафистом является довольно сильный святой текст, который может оказать помощь христианам в любой момент. Когда у вас внутри бушует ураган и вы желаете обрести душевный покой и сочувствие, то вам на помощь придет песнопение, посвященное Иоанну Крестителю.

Сперва верующие подают молитвы Иисусу Христу, потому как он является самым главнейшим из святых. Далее возносят прошения Деве Марии и Небесным Защитникам. А после них по значимости идет молитва Предтече. Акафист к Иоанну Крестителю усиливает веру в Всевышнего, поддерживает во время трудных времен и помогает найти выход, даже из самых безнадёжных случаев и дарит умиротворенность и покой.

Просьбы к чудодейственной иконе может даровать верующим душевное исцеление, и это само по себе является чудом. Чаще всего, люди просят Иоанна, о том, чтоб летом и осенью огород хорошо уродил плоды, и чтобы грешники, осмыслили свои деяния, поняли их неправильность, и стали задумываться о их исправлении.

Еще молитвы Иоанну Крестителю произносят:
• В случаях обращении к Господу неверующих в Господа приобщении;
• Для установления душевного контакта некрещенных и Всевышнего (затем надо срочно покреститься в храме);
• От ужасных головных болей;
• Для получения духовной гармонии, и господней милости;
• Для возвращения на путь истинный и очищение мыслей.

Дни почитания памяти Иоанна Крестителя

В христианском календаре дни памяти святого следующие:
• 6 октября;
• 7 июля;
• 11 сентября — лишение головы;
• 20 января — Храм Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
• 9 марта — первое и второе обретение его главы;
• 7 июня — третье обретение его главы;
• 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Дорогие Братья и Сестры, также напоминаем Вам, что на наших страницах можно купить рукописные иконы, можно купить икону в подарок, у нас вы Всегда просто сможете купить икону, или же купить именную икону, или же купить икону Божьей Матери, а нас всегда в наличии самый большой выбор икон и не только, даже можно найти и купить полку для икон, или же купить шнурок для крестика! Помимо этого у нас очень много православных ювелирных изделий, Вы можете купить золотой крестик у нас на страницах, а можете купить мужской золотой крестик, или же просто и недорого купить серебряный крестик, или если ищите особенное что-то купить мужской серебряный крест!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *