Иосиф и его братья

Иосиф и его братья

В основе произведения — библейские сказания о роде Израилевом. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца — Исав и Иаков. Первым появился на свет волосатый Исав, у Иакова же не было на теле волос, он считался младшим и был у матери любимцем. Когда слабеющий и почти ослепший от старости Исаак призвал к себе старшего сына и приказал приготовить блюдо из дичи, с тем чтобы отцовскому благословению предшествовала трапеза, Ревекка пошла на подлог: обвязав козлиными шкурами открытые части тела Иакова, она отправила его к отцу под видом старшего брата. Таким образом Иаков получил благословение, предназначавшееся Исаву.

Продолжение после рекламы:

После этого Иаков вынужден был бежать. Сын Исава Елифаз бросился за ним в погоню, и Иакову пришлось умолять племянника сохранить ему жизнь. Тот пощадил дядю, но отобрал у него всю поклажу. Иакову, заночевавшему на холоде, было божественное видение.

После семнадцати дней пути Иаков прибыл в Харран, где стал жить с семьёй Лавана, дяди со стороны матери. Он сразу полюбил его младшую дочь Рахиль, но Лаван заключил с ним письменный Договор, по которому Рахиль станет его женой не раньше чем через семь лет службы у её отца. Семь лет Иаков верно служил Лавану — он не только был искусным скотоводом, но и сумел найти на засушливой земле Лавана источник, благодаря которому тот смог разбить пышные сады. Но у Лавана была ещё старшая дочь — Лия, и отец считал, что прежде надо выдать замуж её. Однако Иаков наотрез отказывался от некрасивой Лии.

Брифли существует благодаря рекламе:

По прошествии семи лет сыграли свадьбу. Под покровом ночи, закутав Лию в свадебное покрывало Рахили, Лаван впустил её в спальню к Иакову, и тот ничего не заметил. Наутро, обнаружив подлог, Иаков пришёл в ярость, но Лаван выразил готовность отдать ему и младшую при условии, что Иаков останется в доме ещё на семь лет. Тогда Иаков выставил своё условие — разделить стада.

Так шли годы, и Лия каждый год приносила Иакову сына, а Рахиль никак не могла забеременеть. Иаков взял в наложницы её служанку Валлу, и у той родились два сына, но Рахиль по-прежнему оставалась бесплодной. В это время перестала рожать и Лия, посоветовавшая Иакову взять в наложницы и её служанку, Зелфу. Та тоже принесла ему двоих сыновей. Только на тринадцатом году брака Рахиль наконец забеременела. В тяжких муках произвела она на свет Иосифа, сразу же ставшего любимцем отца.

Скоро Иаков стал замечать, что братья его жён косо посматривают на него, завидуя его тучным стадам. До него дошёл слух, что они замышляют его убить, и Иаков решил уйти со всем семейством и богатым скарбом. Жены сразу принялись за сборы, а Рахиль тайком взяла из отцовского святилища глиняных божков. Это послужило поводом для погони. Однако, настигнув Иакова и учинив в его лагере настоящий обыск, Лаван не нашёл того, что искал, поскольку хитрая Рахиль успела спрятать глиняные фигурки в куче соломы, на которой прилегла, сказавшись больной. Тогда Ладан взял с Иакова клятву, что он не обидит его дочерей и внуков, и ушёл.

Навстречу каравану Иакова выступил Исав с отрядом в четыреста всадников. Однако встреча была дружественной. Исав предложил Иакову поселиться вместе, но тот отказался. Взяв подаренный Иаковом скот, Исав вернулся к себе, а его брат продолжил путь.

Иаков раскинул шатры невдалеке от города Шекема и договорился со старейшинами о плате за клин земли. Четыре года прожил Иаков со своим родом у стен Шекема, когда на его единственную дочь, тринадцатилетнюю Дину, положил глаз княжеский сын Сихем. Старик князь явился свататься. Иаков позвал на совет десять старших сыновей, и те выставили условие: Сихем должен сделать обрезание. Через неделю тот пришёл сказать, что условие выполнено, но братья объявили, что обряд выполнен не по правилам. Сихем с проклятиями удалился, а через четыре дня Дину похитили. Вскоре к Иакову явились люди Сихема, предложив заплатить за Дину выкуп, но братья потребовали, чтобы все мужчины совершили обрезание, причём в назначенный братьями день. Когда все мужчины города приходили в себя после обряда, братья Дины напади на Шекем и освободили сестру,

Иаков впал в ярость от поступка сыновей и велел уходить подальше от места кровопролития. Дина оказалась беременной; по решению мужчин младенца подкинули, едва он появился на свет.

Беременна в это время была и Рахиль. Роды начались в пути и были такими тяжёлыми, что мать умерла, успев только взглянуть на произведённого на свет мальчика. Она завешала назвать его Бенони, что означает «Сын смерти». Отец же выбрал для сына имя Вениамин. Рахиль похоронили у дороги; Иаков очень горевал.

Он дошёл до Мигдал Эгера, где сын Лии Рувим согрешил с наложницей отца Валлой. Иаков, узнавший о его поступке от Иосифа, проклял своего первенца. Рувим навсегда возненавидел брата. Тем временем умер Исаак, и Иаков едва успел на похороны отца.

До семнадцати лет Иосиф пас скот вместе с братьями и занимался науками со старшим рабом Иакова Елиезером. Он был и красивее, и умнее старших братьев; дружил с младшим, Бенони, и заботился о нем. Старшие братья недолюбливали Иосифа, видя, что отец выделяет его.

Однажды Иаков подарил Иосифу свадебное покрывало его матери, и тот стал без удержу им хвастать, вызывая раздражение и гнев старших братьев. Затем, во время работы в поле, он рассказал братьям сон: его сноп стоит в центре, а вокруг — снопы братьев, и все ему кланяются. Спустя несколько дней ему приснилось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звёзд. Этот сон привёл братьев в такую ярость, что Иаков был вынужден наказать Иосифа. Однако возмущённые старшие сыновья решили уйти со скотом в долины Шекема.

Вскоре Иаков решил помириться с сыновьями и послал Иосифа их навестить. Тайком от отца Иосиф взял с собой покрывало Рахили, дабы ещё покрасоваться перед братьями. Увидев его в сверкающем блёстками покрывале, они впали в такую ярость, что едва не растерзали его. Иосиф чудом остался в живых. В довершение всего братья связали его и бросили на дно пересохшего колодца. Сами же поспешили удалиться, чтобы не слышать душераздирающих криков Иосифа.

Через три дня проходившие мимо купцы-измаильтяне вызволили Иосифа. Позже они повстречали братьев. Те, представив Иосифа своим рабом, сказали, что бросили его в колодец за недостойное поведение, и согласились продать по сходной цене. Сделка состоялась.

Братья решили все же известить отца о том, что он никогда больше не увидится со своим любимцем, и отправили к нему двух гонцов, дав им перемазанное овечьей кровью и изодранное покрывало Рахили.

Получив вещественное подтверждение смерти Иосифа, старик Иаков впал в такое горе, что не хотел даже видеть явившихся к нему несколько дней спустя сыновей. Они рассчитывали завоевать наконец отцовское расположение, однако навлекли на себя ещё большую немилость, хотя отец и не знал об их подлинной роли в исчезновении Иосифа,

А Иосиф шёл с торговым караваном и своей учёностью и красноречием настолько расположил к себе хозяина, что тот обещал устроить его в Египте в вельможный дом.

Египет произвёл на Иосифа сильное впечатление. В Уазе (Фивах) он был продан в дом знатного вельможи Петепры, носителя царского опахала. Благодаря природной смекалке Иосиф, несмотря на все козни челяди, быстро продвинулся в помощники управляющего, а когда старик управляющий умер, стал его преемником.

Иосиф прослужил в доме Петепры семь лет, когда к нему воспылала страстью хозяйка дома. Дабы приворожить Иосифа, хозяйка на протяжении трёх лет прибегала к разным уловкам, даже не пытаясь скрыть свою страсть. Однако Иосиф считал себя не вправе поддаваться искушению. Тогда Мутэм-энет улучила момент, когда все домашние ушли в город на праздник, и заманила вернувшегося пораньше Иосифа к себе в спальню. Когда же тот отверг её домогательства, она закричала на весь дом, что Иосиф хотел взять её силой. Доказательством служил оставшийся у неё в руке кусок его платья.

Иосиф не стал оправдываться перед хозяином и оказался в темнице фараона, где провёл три года. К нему сразу проникся симпатией начальник темницы Маи-Сахме и назначил его надзирателем.

Однажды в темницу были доставлены два высокопоставленных узника — главный виночерпий и главный хлебодар фараона. Они обвинялись в государственной измене, но приговор ещё не был вынесен. Иосиф был приставлен к ним. За три дня до оглашения приговора оба видели сны и попросили Иосифа их истолковать. Тот счёл, что сон пекаря говорит о скорой казни, а сон виночерпия — о высочайшем помиловании. Так и случилось, и, прощаясь, Иосиф попросил виночерпия при случае замолвить за него словечко перед фараоном. Тот пообещал, но, как и предполагал Иосиф, сразу же забыл о своём обещании.

Вскоре старый фараон умер и на престол взошёл юный Аменхотеп IV. Однажды ему привиделся сон о семи тучных и семи тощих коровах, а потом — о семи полных и семи пустых колосьях. Весь двор тщетно бился над разгадкой сновидения, пока главный виночерпий не вспомнил о своём бывшем надзирателе.

Иосифа призвали к фараону, и он растолковал, что впереди Египет ждут семь урожайных и семь голодных лет и надо немедленно начать создавать в стране запасы зерна. Рассуждения Иосифа так понравились фараону, что он тотчас назначил его министром продовольствия и земледелия.

Иосиф весьма преуспел на новом поприще, провёл реформу земледелия и способствовал развитию орошения. Он женился на египтянке, которая родила ему двоих сыновей — Манассию и Ефрема. Фараон продолжал благоволить к своему министру, а тот жил теперь в большом красивом доме со множеством слуг. Управляющим он сделал своего бывшего тюремщика и большого друга Маи-Сахме. Несколько лет урожаи в Египте и впрямь были невиданные, а потом настала засуха. К тому времени Иосиф сумел создать в стране большие запасы зерна, и теперь Египет стал кормильцем всех соседних земель, откуда непрестанно прибывали караваны за продовольствием. Казна богатела, а авторитет и могущество государства укреплялись.

По указанию Иосифа всех прибывающих в страну регистрировали, записывая не только место постоянного проживания, но и имена деда и отца. Иосиф ждал братьев и наконец однажды из доставленного ему списка узнал, что они пришли в Египет. Шёл второй год засухи. Иаков сам послал сыновей в Египет, как это ни претило ему. Все сыновья к тому времени уже обзавелись семьями, так что теперь племя Израилево насчитывало семьдесят с лишним человек и всех надо было кормить. Лишь Вениамина старик оставил при себе, так как после гибели Иосифа особенно дорожил младшим сыном Рахили.

Когда десять сыновей Иакова предстали перед египетским верховным министром, он скрыл, кто он такой, и учинил им строгий допрос, притворившись, будто заподозрил их в шпионаже. Несмотря на все уверения братьев, он оставил одного в заложниках, а остальных отправил в обратный путь, наказав вернуться с Вениамином. Вдвоём с управляющим Иосиф придумал ещё одну уловку — велел подложить в мешки с зерном деньги, которые братья заплатили за товар. Обнаружив это на первом же привале, братья пришли в изумление. Первый их порыв был вернуть деньги, но затем они решили, что это знак свыше, и стали молиться, вспоминая свои грехи.

Иаков сначала корил сыновей, но когда в конце концов закупленные в Египте припасы истощились и стало ясно, что придётся вновь отправляться в путь, Иаков сменил гнев на милость и отпустил сыновей, на сей раз с Вениамином.

Теперь Иосиф принял братьев у себя, сказал, что снял с них подозрения, и угостил обедом. Вениамина он усадил рядом с собой и во время трапезы постоянно беседовал с ним, выспрашивая о семье и обнаруживая знание таких деталей, о которых никто, кроме Вениамина и Иосифа, знать не мог. Тогда у младшего брата впервые закралось подозрение, что перед ним пропавший Иосиф. Сам же Иосиф решил пока не открываться, а задумал вернуть братьев с полдороги.

Он распорядился, чтобы в торбу Вениамину подложили гадальную чашу, которую он показывал гостю во время обеда. Когда караван был с позором возвращён, братья вновь Предстали перед разгневанным Иосифом. Тот потребовал оставить у него Вениамина, на что Иуда, четвёртый из братьев по старшинству, решил умилостивить Иосифа и, раскаиваясь в грехах, признался, что много лет назад они избили до полусмерти и продали в рабство своего брата Иосифа. Рувима, не участвовавшего в том торге, и Вениамина, который тоже был непричастен к злодеянию, это известие повергло в ужас.

Тогда Иосиф назвал себя и по очереди обнял братьев, показывая, что простил их. Он пообещал переселить весь род Израилев в землю Госен, на окраину египетских владений, где на тучных пастбищах можно пасти несметные стада Иакова. Фараон одобрил этот план, поскольку искренне радовался счастью своего друга.

На обратном пути братья никак не могли решить, как же сообщить старому Иакову счастливую весть. Но невдалеке от места назначения им встретилась дочка одного из братьев, которой и было поручено подготовить деда к радостному известию. Девочка направилась в селение, на ходу сочиняя песню о воскресении Иосифа. Услышав её пение, Иаков сначала рассердился, но братья в один голос подтвердили истинность слов девочки, и тогда он решил немедленно отправиться в путь, чтобы перед смертью повидать любимого сына.

Реклама:

Перейдя египетскую границу, Иаков разбил лагерь и выслал за Иосифом сына Иуду. Когда вдали показалась колесница Иосифа, старик поднялся и пошёл ему навстречу. Радости не было конца.

Фараон назначил братьев Иосифа смотрителями царского скота. Так Иаков со своим родом осел в земле Госен, а Иосиф продолжал вершить государственные дела.

Почувствовав, что умирает, Иаков послал за Иосифом. Тот вместе с сыновьями предстал перед стариком. Иаков благословил юношей, случайно перепутав, кто из них старший, так что право первородства опять было нарушено.

Вскоре Иаков призвал к себе всех сыновей. Кого-то из них он благословил, а кого-то проклял, немало удивив собравшихся. Права старшего были отданы Иуде. Похоронили Иакова в родовой пещере, а после похорон сыновья Лии, Зелфы и Валлы попросили Вениамина замолвить за них словечко перед Иосифом. Вениамин попросил брата не держать на них зла, Иосиф только посмеялся, и все вместе они вернулись в Египет.

Краткое содержание Иосиф и его братья Томас Манн для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /

  • Манн Томас
  • /

  • Иосиф и его братья

Основой книги является библейская история об Израилевой семье. Исаак и Ревекка имели сыновей близнецов Иакова и Исава. Ревекка сильнее всего любила Иакова. Старый и слабый Исаак позвал старшего сына и попросил приготовить дичь, чтобы получить его благословение. Ревекка решила схитрить и отправила к супругу Иакова. Так младший брат получил благословение. Иакову пришлось бежать из дома. За ним погнался сын Исава и отобрал у него всю поклажу. 17 дней бродил Иаков по пустыне и добрался до Харрана. Дядя Лаван пустил его к себе жить. Он влюбился в Рахиль в младшую дочь Лавана. Дядя заключил с ним договор, по которому он женится на Рахиль только через 7 лет. Все эти годы парень работал и пас скот. Кроме Рахили у Лавана была дочь Лия. Отец хотел в первую очередь выдать ее замуж. Иаков отказался жениться на Лии.

Прошло 7 лет. Лаван сыграл свадьбу. Ночью Лаван одел Лию в наряд Рахили и впустил в спальню. Иаков ничего не заподозрил. Наутро Иаков был зол таким поступком. Лаван предложил жениться на Рахиле через 7 лет. Годы быстро проходили. Лия каждый год рожала сыновей. А Рахиль никак не могла родить. У Иакова появилась новая наложница Валла, которая родила 2 мальчиков. Через несколько лет Иаков обзавелся еще одной наложницей Зелфой. Наложница родила 2 мальчиков. После 13 лет совместной жизни Рахиль забеременела, и в муках родила Иосифа. Мальчик стал любимцем Иакова.

Чуть позже Иаков переехал всем семейством. По пути перед караваном Иакова выступил отряд всадников во главе с Исавом. Чтобы благополучно уйти Иаков отдал половину скота. Иаков взял клин земли за плату возле Шекема. Его семейство раскинуло шатер и прожило там 4 года. Сын князя Шекема полюбил единственную дочь Дину. Князь с сыном посватались к Дине. Иаков выставил условия, по которым Сихем должен сделать обрезание. Спустя неделю Сихем сказал, что выполнил условие. Братья Дины отказались выдавать ее замуж. Сихем ушел и спустя 4 дня похитил девушку. Чуть позже братья обманом освободили Дину.

Иаков разозлился за выходку сыновей. Юная Дина оказалась беременной. По решению старших от ребенка Дины избавились сразу после родов. За это время Рахиль родила еще одного сына и умерла при родах. Иаков назвал сына Веньямином. Тем временем погиб старый Исаак. Прошло 17 лет, Иосиф пас скот с братьями и изучал науку. Некоторые выходки Иосифа сильно раздражали братьев. Старшие братья ушли вместе со стадом в долину Шекема. Чтобы помириться отец отправил Иосифа за братьями. Поведение юнца сильно взбесили сыновей Иакова, и они бросили его в подсохший колодец. Иосиф кричал и остался в колодце на 3 дня. Его вытащили купцы и взяли с собой. По дороге мальчик встретил братьев, которые продали его как раба.

Старшие братья отправили к отцу гонцов, чтобы передать, что Иосифа он больше не увидит. Узнав о сыне, Иаков был очень подавлен и не захотел видеть старших сыновей. Так сыновья хотели получить благосклонность отца, но наоборот впали в немилость. Иосиф ехал с караваном в Египет. В Фивах Иосифа купил знатный богач Петепра. Благодаря своему смекалистому нраву Иосиф быстро стал управляющим в доме вельможи.

Так прошло 7 лет. Хозяйка дома стала домогаться Иосифа и прибегала к разным уловкам. Иосиф никак не поддавался соблазну. Хозяйка приманила парня в спальню и стала соблазнять. После отказа парня женщина закричала, что ее насилуют. Юнец не стал оправдываться и попал в темницу. В тюрьме он стал надзирателем. Чуть позже Иосифа вызвал фараон, чтобы понять значение своих снов. Иосиф предсказал по сну фараона, что Египет ждет богатый урожай и засуха. Юнец стал министром продовольствия. После повышения Иосиф достиг многих высот и сделал Египет великой державой, обогатив запас продовольствия. Фараон стал лучшим другом героя. Он женился на египтянке, которая родила 2 сыновей. Вскоре к нему пришли братья, чтобы попросить запас зерна. На тот момент все братья обзавелись семьей. В семействе насчитывало 70 человек. Поначалу они не узнали брата.

В конце Иосиф простил братьев и перевез всю семью в Египет. Так Иосиф вложил много сил на развитие Египта.

Оцените произведение:

  • 3.44
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 9

Читать краткое содержание Иосиф и его братья. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Манн. Краткие содержания произведений

  • Будденброки
  • Волшебная гора
  • Доктор Фаустус
  • Иосиф и его братья
  • Смерть в Венеции
  • Тонио Крёгер

>Картинка или рисунок Иосиф и его братья

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Снежная королева Шварца

    В небольшой комнатушке, на чердаке дома жила бабушка со своими внуками Кеем и Гердой. К ним частенько заглядывал молодой человек, которого дети позвали Сказочником. Он обучил Кея и Герду грамоте.

  • Краткое содержание Шварц Дракон

    Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот

  • Краткое содержание сказки Красавица и чудовище Перро

    В одном государстве проживало семейство богатого купца, состоящее из трех дочерей и сыновей. Самую младшую все звали Красавица, потому что она была прекрасна. Не по душе она была своим сестрам, так как она всем нравилась

  • Краткое содержание Богач и Еремка рассказ Мамина-Сибирякя

    Старый охотник по прозвищу Богач работает сторожем в большом фруктовом саду, он живет в небольшой сторожке вдвоем с собакой Еремкой. Оба довольны своей жизнью: живут в тепле, сыты, дед получает жалованье

  • Краткое содержание Паустовский Заячьи лапы

    Мальчик принес к ветеринару больного зайца и попросил осмотреть его. Врач сначала отказывался, но Ваня начал объяснять, что его послал дедушка. Он очень просил вылечить животное.

ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ

ИОСИФА ПРОДАЮТ В ЕГИПЕТ

Иосифу было семнадцать лет. Отец любил его больше всех сыновей. Вместе с братьями пас Иосиф стада и доводил до отца худые слухи о братьях. Однажды Израиль дал Иосифу разноцветные одежды, чем выделил его. Возненавидели Иосифа братья, даже говорить с ним не могли дружелюбно.

Как-то Иосиф рассказал им такой сон: «Снится мне, будто мы вяжем в поле снопы. Мой стал прямо, а ваши кругом и поклонились моему снопу». — «Собираешься царствовать над нами?» — с ненавистью спросили братья.

В другой раз Иосифу приснилось, что поклонилось ему само солнце с луной и одиннадцать звезд. Тут даже отец смутился и выбранил Иосифа за такие сны: «Неужели я, и мать, и все твои братья — все мы явимся к тебе на поклон?»

Братья злились, а отец эти сны запомнил.

Отправились братья в сторону Сихема со стадами. Спустя время отец говорит Иосифу:

— Пойди в Сихем, посмотри, как там братья, а потом вернешься и мне расскажешь.

Долго бродил Иосиф в поле у Сихема. Повстречался ему человек:

— Кого ищешь?

— Братьев.

— Я слышал, они сказали: пойдем в Дофан.

Нашел Иосиф братьев в Дофане. Он еще только приближался, как они подумали об убийстве.

— Вон сновидец шагает. Давно пора прибить его и бросить в ров, а потом сказать, что зверь его съел.

Но Рувим не позволил убить брата.

— Лучше в ров его бросьте, только крови не надо, — сказал Рувим, надеясь потихоньку спасти Иосифа.

Раздели братья Иосифа, сняли ту самую разноцветную одежду, которую подарил отец, и швырнули брата в колодец, благо не было в нем воды.

Рувим отлучился куда-то, а братья сели закусить. И вдруг появляется караван измаильтян, который направлялся в Египет.

— Братья, что толку нам от того, что мы убьем Иосифа? Лучше продать его измаильтянам, чем совершать братоубийство, — предложил Иуда.

Послушались его братья. Получили они от купцов двадцать сребреников, и купцы увели Иосифа в Египет.

Иосифа продают в Египет

Вернулся Рувим, увидел, что в колодце никого нет, разодрал одежды свои и запричитал:

— Что же мне делать теперь, куда деваться?

А братья тем временем закололи козла, выпачкали в крови одежду Иосифа и послали отцу со словами:

— Не сына ли твоего эта одежда, которую мы нашли? Посмотри!

Узнал Израиль одежду любимого сына и поверил, что убил Иосифа дикий зверь.

Купцы привезли Иосифа в Египет и продали его Потифару — начальнику телохранителей фараона.

ИОСИФ В ЕГИПТЕ

Полюбил Потифар Иосифа и постепенно доверил ему все свое хозяйство. Жена Потифара души не чаяла в молодом рабе: тянула его к себе и звала, хотела, чтобы он ее полюбил, но Иосиф всячески ее избегал.

Однажды вошел он в дом, когда никого не было из домашних, и жена Потифара схватила его за полу, потянула к себе. Сбросил Иосиф платье, в которое она вцепилась, и убежал. Закричала жена Потифара, позвала домашних, всем показывала одежду Иосифа:

— Вот, смотрите! Раб хотел надо мной надругаться, но я закричала, и он убежал, а одежду бросил.

Сильно разгневался Потифар, когда жена повторила ему свой рассказ, и отправил Иосифа в темницу, где томились узники фараоновы.

Но и начальнику темницы полюбился Иосиф, и вскоре он сделал молодого раба распорядителем всей тюрьмы.

Посадил фараон в тюрьму главного виночерпия своего и главного хлебодара, и начальник приставил Иосифа прислуживать им.

Раз утром вошел к ним Иосиф, а они сидят печальные.

— Что с вами? — спросил Иосиф.

— Сны мы видели, а некому растолковать.

— Расскажите мне.

— Снилась мне виноградная лоза, — начал виночерпий, — а на ней три ветви. Развилась лоза, зацвела, и ягоды появились. И вот в руке у меня фараонова чаша. Взял я ягоды, выжал в фараонову чашу и отдал ее в руку фараону.

Иосиф толкует сны фараона

— Три ветви — это три дня, — начал толковать сон Иосиф. — Через три дня фараон вознесет тебя на прежнее место, и ты подашь ему чашу, как раньше. Вспомни тогда обо мне, выведи меня из этого дома, потому что наказан я незаслуженно.

Главный хлебодар позавидовал такому толкованию и принялся рассказывать, что приснилось ему.

— На голове у меня три корзины решетчатые. В верхней корзине — всякая пища для фараона, и птицы клюют ее.

И сказал Иосиф:

— Три корзины — это три дня. Через три дня фараон снимет с тебя голову, повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать твою плоть.

На третий день был пир по случаю дня рождения фараона, и вспомнил фараон о главном виночерпии и главном хлебодаре.

Первого фараон вернул, а второго повесил, как предсказал Иосиф.

Но забыл об Иосифе главный виночерпий.

Прошло два года, и снится фараону, что выходят из реки семь тучных коров пастись в тростнике, а следом за ними — семь тощих коров. И тощие коровы съели тучных коров, но остались такими же тощими.

В следующую ночь снится фараону, что семь тощих колосьев съели семь тучных колосьев.

И понял фараон, что сны его вещие. Созвал он мудрецов всей земли, но никто не растолковал ему сны. Тут вспомнил главный виночерпий об Иосифе. Приказал фараон вывести Иосифа из темницы. Остригся Иосиф, переменил одежду и пришел к фараону.

Поведал фараон Иосифу свои сны, и заговорил Иосиф:

— Семь тучных коров и колосьев — это семь благодатных лет. Семь тощих коров и колосьев — это последующие семь лет голода. Что Бог сделает, то он и показал фараону. Семь лет изобилия наступают в Египте, после чего придут семь лет голода, и забудется всякое изобилие, потому что голод будет очень тяжел. Повторение сна означает, что все исполнится непременно. Пусть сыщет фараон разумного человека и поставит его над землей Египетской. Пусть назначит фараон повсюду надзирателей, которые соберут пятую часть урожая в изобильные годы. Пусть весь хлеб этот свезут в города и спрячут, чтобы в голодные годы не погибла земля Египетская.

Понравилось такое толкование фараону, и сказал он:

— Ты будешь над домом моим и над всей землей. Лишь престолом я буду выше тебя.

Снял фараон перстень со своей руки и надел его на руку Иосифа. Дал ему фараон одежду из тонкого льна и золотую цепь повесил на шею. На вторую колесницу после себя посадил Иосифа и велел провозглашать перед ним: преклоняйтесь!

— Без твоего ведома ничто не произойдет в земле Египетской, — сказал фараон.

Дал ему фараон новое имя: Цафнаф-панеах, что означает «кормилец». Тридцать лет было в ту пору Иосифу. И дал ему фараон в жены Асенефу, дочь жреца Потифара.

Семь лет из одного зерна по горсти зерен давала земля, и много хлеба свез в города Иосиф. Он уже и считать перестал, потому что зерна у него было как песку морского: никакого счета не хватит.

В эти благодатные годы Асенефа родила ему сыновей — Манассию и Ефрема.

А потом пришли неурожайные годы. Во всех землях голодали, а в земле Египетской было сытно. Со временем люди съели все запасы и пришли к фараону, завопили о хлебе.

— Идите к Иосифу, — повелел фараон.

Отворил Иосиф житницы свои и стал продавать хлеб египтянам. А голод все усиливался, и не только в Египте — по всей земле, во всех странах. Отовсюду стекались люди покупать у Иосифа хлеб.

Добрался голод и до Ханаанской земли, где жили отец и братья Иосифа.

— Есть хлеб в Египте, — сказал Израиль. — Идите, дети мои, в Египет, а то умрем.

Пошли братья в Египет, только Вениамина отец не отпустил.

В толпе покупателей явились братья к Иосифу и поклонились ему до самой земли. Не узнали Иосифа братья. А Иосиф их узнал, но виду не подал и говорил с ними строго. Вспомнил Иосиф свои сны, которые когда-то рассказывал им.

— Откуда вы? — спросил Иосиф через переводчика.

— Из земли Ханаанской. Мы за хлебом пришли.

— Нет, соглядатаи вы, выискиваете слабые места этой земли.

— Да нет, — возражали братья Иосифу. — Мы все дети одного человека, мы твои слуги, не соглядатаи.

— Неправда! Вы пришли сюда высматривать да выведывать.

— Нет же! Нас, твоих слуг, двенадцать братьев у одного отца. Младший, Вениамин, остался с отцом, и еще один был, но его не стало.

— Нет, нет, все равно вы соглядатаи, — твердил Иосиф. — Жизнью фараона клянусь, что вам отсюда не выбраться, пока ваш младший брат сюда не придет. Пусть один из вас отправится за ним, а остальные будут задержаны. Только так докажете, что не соглядатаи вы.

Отдал их Иосиф под стражу на три дня, а на третий день сказал им:

— Если жизнь вам дорога, сделайте, как я скажу. Пусть один из вас останется в темнице, а остальные везут хлеб своим семьям. А чтобы вам оправдаться, приведите ко мне вашего младшего брата.

Загалдели между собой братья на своем языке:

— Вот наказание за то, что мы брату нашему Иосифу сделали.

— Говорил я вам, чтобы вы не трогали его, — упрекал братьев Рувим. — Не послушали меня, а теперь все с нас взыщется.

Не знали они, что Иосиф все понимает.

Не выдержал Иосиф — отошел и заплакал.

А потом приказал бросить в тюрьму одного из братьев — Симеона.

Велел Иосиф наполнить мешки братьев хлебом, а серебро вернуть каждому в его мешок. Кроме того, дали им запасов на дорогу.

Нагрузили братья ослов своих и отправились в путь. Во время ночевки решил один накормить осла, открывает мешок, а там деньги!

— Мне мои деньги вернули, — сказал он братьям. — Вот они, в мешке!

Испугались братья, поспешили домой и поведали обо всем отцу. Когда же все остальные открыли мешки и увидели свое серебро, испугались еще больше, и отцу страшно стало.

— Вы лишаете меня детей, — возмутился Израиль. — Иосифа нет, Симеона нет, Вениамин теперь вам понадобился. Мне этого не вынести.

— Можешь убить двух моих сыновей, — клялся Рувим, — если я не верну тебе Вениамина.

— Нет, — ответил отец. — Брат его умер, он один у меня остался. Случись с ним несчастье — я умру.

Все страшнее был голод в земле Ханаанской. Как только кончился хлеб, снова Израиль стал посылать сыновей в Египет.

— Велено же нам: без брата туда не являться, — заупрямился Иуда. — Пошлешь с нами Вениамина — пойдем, а не пошлешь — нам там делать нечего.

— Зачем вы сказали, что у вас есть еще брат?

— Да он же выспрашивал нас обо всех — о семье, об отце. «Нет ли у вас еще брата?» — спросил. Не думали мы, что он вдруг потребует его привести.

— Отпусти Вениамина со мной, — попросил Иуда отца. — Если я не верну его тебе, век буду виноват перед тобой. Мы бы уже два раза туда успели сходить за это время.

— Возьмите с собой лучшие плоды нашего края и подарите этому человеку, — сказал отец. — Немного бальзама, немного меду, благовоний и ладана, фисташков и миндаля. Возьмите с собой еще денег и верните те деньги, которые вам положили в мешки. Возьмите с собой также и брата вашего, Вениамина. Пусть я буду бездетным, коли так тому быть.

Снова братья предстали перед Иосифом. Как только увидел Иосиф Вениамина, тут же приказал своему управляющему ввести братьев в дом и приготовить обед.

— Эти люди будут есть вместе со мной.

Испугались братья, когда ввели их в дом Иосифа.

— Вот продадут нас в рабство вместе с нашими ослами, — говорили они между собой.

Подошли братья к управляющему дома Иосифа и рассказали, что в прошлый раз им вернули те деньги, которыми они заплатили за хлеб.

— Это Бог вам вернул ваши деньги, — засмеялся управляющий. — А мои деньги все на месте.

Привел он к ним Симеона, ввел в дом, дал воды, и они омыли ноги свои, дал корму ослам.

Приготовили братья свои дары, подали их Иосифу и поклонились ему до земли.

— Здоров ли отец ваш? — спросил Иосиф.

— Раб твой, отец наш, жив еще и здоров, — ответили братья и пали перед ним на колени.

— А это самый младший ваш брат? — спросил Иосиф, глядя на Вениамина, но тут же убежал в комнату, потому что не мог сдержать слез.

Умылся Иосиф, успокоился, а потом приказал:

— Подавайте кушанья!

И всем подавали особо — Иосифу, братьям его и египтянам, обедавшим с ними.

Сидели братья перед Иосифом согласно первородству своему и возрасту, и удивительно все казалось братьям.

Иосиф посылал им кушанья, причем Вениамину в пять раз больше, чем остальным.

Приказал Иосиф своему управляющему положить в мешки этих людей столько еды, сколько они смогут увезти, а также и деньги туда вложить, которыми расплатятся они за хлеб.

— А чашу мою серебряную сунь в мешок младшего из них вместе с деньгами.

Утром, на рассвете, отпустили братьев домой. Но едва отошли они от города, как послал Иосиф за ними управляющего вдогонку.

— Спроси, — приказал Иосиф, — зачем они платят за добро злом? Скажи: чаша, которую вы украли, очень дорога моему господину: он пьет из нее и гадает по ней.

Догнал управляющий братьев и повторил слова Иосифа.

— Мы вернули все серебро, которое нашли в своих мешках, — возразили братья. — Как можно обвинять нас в воровстве? У кого из нас найдется эта чаша, тому смерть, — решили братья.

— Нет, — сказал управляющий. — У кого отыщется чаша, тот пойдет ко мне в рабство, а остальные будут свободны.

Быстро выставили братья свои мешки, управляющий начал искать, причем начал со старшего и кончил младшим, Вениамином, в мешке которого оказалась чаша.

Братья тут же вернулись в город и пали на землю перед Иосифом.

— Что же вы наделали? — воскликнул Иосиф. — Разве не знали, что такой человек, как я, все угадает?

— Все мы в твоих руках, — отвечал Иуда. — Все мы твои рабы.

— Нет, — возразил Иосиф. — Рабом будет тот, у кого нашлась чаша, а вы ступайте с миром к своему отцу.

Подошел к нему Иуда и просит:

— Отец сказал, что умрет, если потеряет Вениамина. Я обещал привести брата. Возьми меня в рабство, а его оставь.

Не смог больше сдерживаться Иосиф.

— Удалите от меня всех, кроме этих пришельцев! — приказал он слугам.

И все были удалены, лишь братья остались стоять пред Иосифом.

«Я Иосиф, брат ваш…»

— Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но не жалейте об этом. Бог послал меня сюда, чтобы сохранить вашу жизнь. Идите и призовите ко мне отца. Только два года длится голод, еще пять лет неурожайна будет земля, а я поселю вас в земле Гесем и прокормлю все эти годы.

Плакал Иосиф и целовал Вениамина, и всех братьев своих целовал он, и опять плакал.

Дошел до фараона слух, что пришли братья Иосифа, и велел фараон взять колесницы египетские и привезти отца Иосифа, а также жен братьев его и их детей.

Так и сделали братья.

Не сразу поверил Израиль, что Иосиф жив, но, увидев колесницы, сказал:

— Пойду и увижу, прежде чем умру.

Собрался Израиль в дорогу со всем своим добром и со всеми людьми.

— Я отведу тебя в Египет, — сказал Бог, — и выведу обратно. Иосиф своей рукой закроет твои глаза.

Сели все в колесницы и вскоре прибыли в Египет, в землю Гесем.

Там их встретил Иосиф. Увидел он своего отца, обнял его и долго плакал.

— Теперь я могу и умереть, — сказал отец.

Взял с собой Иосиф пятерых братьев к фараону.

— Чем вы занимаетесь? — спросил фараон.

— Мы пастухи овец, как и отцы наши, — ответили братья. — Нет у нас больше пастбищ: голод всюду в Ханаанской земле. Позволь нам остаться в краю Гесем.

— Это твой отец и твои братья, — повернулся фараон к Иосифу. — Где хочешь, там их и поселишь. А если найдутся меж ними способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

Потом и отца своего Иосиф представил фараону.

Поселил Иосиф отца и братьев в земле Раамсес, в лучшем краю Египта.

Нигде больше не было хлеба. Жители Египта и земли Ханаанской снесли Иосифу все свое серебро и золото. Люди приходили и говорили ему:

— Дай нам хлеба без денег. Мы все деньги отдали тебе.

— Пригоняйте скот, и я дам вам хлеб.

Пригоняли люди к нему скот, и давал им Иосиф хлеб.

Через год снова пришли к нему люди:

— Нет у нас денег, нет и скота — все деньги наши и весь скот у тебя. Кроме тел наших и земель, ничего у нас не осталось. Купи нас и наши земли, чтобы нам не погибнуть и чтобы не опустела земля.

Так Иосиф скупил фараону все земли Египта. И народ египетский с одного конца страны до другого продался в рабство фараону.

Только земли жрецов не купил Иосиф.

И сказал Иосиф народу:

— Я купил для фараона вас и всю вашу землю. Возьмите зерно и засейте землю. Пятую часть урожая вы должны отдать фараону, а остальное — вам на пропитание.

Семнадцать лет жил Израиль в Египте, и, когда исполнилось ему сто сорок семь лет, позвал он Иосифа к себе и сказал:

— Поклянись, что после моей смерти ты не похоронишь меня в Египте. Я хочу быть с моими предками. Похорони меня в их гробнице.

— Все сделаю, как ты велишь, — поклялся Иосиф.

Плохо стал видеть на старости лет Израиль. Привел к нему Иосиф двух своих сыновей.

— Кто это? — спросил Израиль.

— Сыновья мои, которые родились здесь, в Египте.

— Подведи их ко мне, я благословлю.

Взял Иосиф младшего, Ефрема, правой рукой против левой руки отца, а старшего, Манассию, — левой рукой против правой руки отца и подвел к нему, но Израиль скрестил руки и правую руку положил на голову Ефрема, а левую — на голову Манассии. Взял Иосиф руку отца, хотел переложить с головы Ефрема на голову Манассии — он, мол, первенец. Но отец не согласился:

— Все знаю, сын мой. Но меньший брат будет главнее старшего, ибо от меньшего пойдет потомство великое.

Потом сказал Израиль, что от двенадцати его сыновей будет двенадцать родов. Из всех сыновей своих выделил он Иуду — ему достанется честь быть первым среди братьев. Сказал — и умер.

Сорок дней бальзамировали тело Израиля, семьдесят дней оплакивали его, а потом испросил Иосиф у фараона разрешение отправиться вместе с братьями в землю Ханаанскую, чтобы там похоронить отца.

Когда пришли к Иордану, устроил Иосиф семидневный плач по отцу.

— Велик плач у египтян! — говорили местные жители.

И с той поры звали то место «Плач египтян у Иордана».

Похоронили Израиля в пещере на поле, которое когда-то купил отец его Авраам.

Когда вернулись братья в Египет, испугались они, что Иосиф захочет им отомстить, и просили прощения за то, что продали его в свое время в Египет.

— Вы сотворили зло, а зло обратилось в добро — столько людей остались живы, — молвил Иосиф. — Не бойтесь, я буду питать вас и ваших детей.

Жил Иосиф сто десять лет. И сказал он перед смертью братьям:

— Бог выведет вас отсюда в землю, завещанную нашим предкам Аврааму, Исааку и Иакову. Заклинаю вас, чтобы вы вынесли отсюда мои кости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Помогите пожалуйста. Легенда о Иосифе и его братьях кратко.

Ответ:

Эта легенда представляет собой историю, которая всем нравится, особенно тем, кто хочет добиться успеха, но в него никто не верит. Короче говоря, история такова:

Объяснение:

В одной стране жил человек, у которого было двенадцать сыновей. Его любимым был Иосиф. Иосиф был хорошим мальчиком и очень умным. Бог говорил с Иосифом в его снах.

Иосиф рассказал своим братьям о своих снах. «Мне снилось, что у всех нас были пучки пшеницы. И ваши связки поклонились моему». «Мне снилось, что солнце, луна и звезды склонились передо мной». Братья Иосифа завидовали ему. «Мы никогда не поклонимся Иосифу», — говорили они.

Однажды они продали Иосифа нескольким мужчинам, которые собирались в Египет. Затем они сказали отцу, что Иосифа съели дикие животные. Отец Иосифа был очень опечален этим известием.

Много лет спустя братья Иосифа отправились в Египет за едой. Их семьи голодали, потому что в месте, где они жили, не было еды. Когда они увидели человека, отвечающего за еду, они все поклонились. Они не знали, что он был их братом Иосифом, но это был он и он был одним из приближенных фараона. Мечта Иосифа сбылась.

Тогда Иосиф пригласил всю свою семью приехать в Египет, где было достаточно еды для всех. Отец Иосифа был так счастлив. Его любимый сын был жив, а его семья была спасена.

В общем-то, легенда о Иосифе была такова.

ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ

Иаков, родоначальник народа израильского, воспитывал двенадцать сыновей. Среди них самым любимым был Иосиф, скромный и почтительный юноша. Иосиф отличался от своих братьев чистосердечием и простодушием, никогда не хитрил, всегда говорил правду. Он знал, что остальные его братья часто обманывают отца. Иосиф же считал, что, поступая так, они совершают большой грех, и не скрывал от отца неправильное поведение своих братьев, за что они сильно его не любили.

Отец часто посылал Иосифа в поле, где его братья пасли скот, принести им пищу или воду. И отец всегда расспрашивал вернувшегося Иосифа, что делают братья. Иосиф все чистосердечно рассказывал. За это Иаков подарил ему красивое цветное длинное платье. Братья очень обиделись на отца, который их мало замечал, но еще большей нелюбовью воспылали к Иосифу, жаждали наказать его.

Однажды Иосиф пришел к ним и рассказал свой сон, якобы снилось ему, что вяжет он снопы и его братья вязали. Но вдруг его сноп поднялся, а снопы братьев стали низко кланяться ему. Не понравился этот сон его братьям, гневно кричали они на Иосифа: не собираются они ему кланяться, пусть и не думает стать их повелителем. Вскоре Иосифу приснился еще один сон, и он рассказал его отцу и своим братьям, якобы солнце, луна и звезды поклонились ему. Такой сон не понравился даже отцу. Он также сказал Иосифу, что не собирается ему кланяться, но злобы на сына не затаил.

На следующий день отец отправил Иосифа, как обычно, в поле, принести пищу братьям. Иосиф надел свое цветное платье и отправился к ним. Братья увидели его издали и сговорились на этот раз убить его и сбросить в яму. Отцу же решили сказать, что дикий зверь напал на него. И когда Иосиф подошел к ним, они схватили его, сорвали с него новое платье и голым бросили в ров, решив убить его после обеда.
Когда они ели, то увидели вдали двигавшийся караван. Тогда братья решили не убивать Иосифа, а продать его, получив за это деньги, красивое платье брата измазать кровью животного и сказать отцу, что дикий зверь напал на Иосифа и убил его. Они так и сделали: продали Иосифа в рабство, а отцу сказали о его гибели и показали окрашенное кровью платье. Очень опечалился Иаков о гибели своего любимого сына, долго переживал.

Купцы между тем привели Иосифа в Египет, там выгодно продали статного юношу царедворцу фараона Потифару. Иосиф был очень исполнителен, все возложенные на него обязанности выполнял исправно. И через некоторое время он стал смотрителем дома.

На Иосифа стала заглядываться жена Потифара. Она пригласила его к себе, но Иосиф отказался стать ее любовником. Тогда женщина решила ему отомстить и пожаловалась мужу, сказала, что раб Иосиф хотел соблазнить ее. Потифар поверил ей и велел посадить Иосифа в тюрьму. В тюрьме Иосифа приставили служить в камеру, где находились два служителя фараона — главные хлебодар и виночерпий. Они рассказали юноше свои сны. Иосиф тотчас разгадал их и сказал, что через три дня виночерпия освободят, а хлебодара казнят. Так и случилось: через три дня освободили виночерпия, и он снова стал прислуживать фараону, а хлебодара повели на виселицу.

Два года просидел в тюрьме Иосиф. И еще просидел бы, если бы не приснился фараону странный сон, который никто не мог разгадать. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и предложил фараону пригласить его. Иосифа умыли, переодели и привели к фараону, который рассказал Иосифу свой сон: он видел, как из реки на берег вышли семь тучных коров, а за ними семь тощих. И неожиданно семь тощих съели семь тучных, но не стали от этого тучными. А затем приснилось ему, что на одном стебле выросли семь колосьев, тучных и спелых, но рядом выросли семь тощих колосьев и пожрали они семь тучных.

Иосиф, немного подумав, ответил: «Семь коров тучных — это семь лет довольства и изобилия. Но эти годы пройдут и наступят семь лет голода. Уже сейчас надо наполнять амбары зерном».
Это толкование понравилось фараону, и он повелел поставить Иосифа управляющим над всей землей Египетской. Иосифа одели в дорогие одежды, дали ему колесницу, и стал он заниматься по всей земле Египетской сбором хлеба. В каждом городе он делал большие покупки, так в те годы от одного зерна собирали по горсти. Но вот прошли семь зажиточных лет, задули сильные ветра, наступила засуха, пришел голод. И тогда жители обратились к фараону, моля его, чтобы дал он им хлеба. Фараон направил всех к Иосифу, который стал торговать накопленным хлебом.
Голод дошел и до земли Ханаанской, где жили Иаков и его сыновья. И отправились братья Иосифа в Египет, чтобы купить хлеба. Они пришли к управляющему земли Египетской, низко поклонились ему и сказали, что пришли просить у него хлеба. Они не узнали Иосифа, а он узнал их и сурово обошелся с ними. Назвал их соглядатаями, выведывающими чужие секреты. Они отрицали, говорили, что они люди честные: «Нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы все сыновья одного человека в земле Ханаанской, меньший, Вениамин, с отцом нашим, а одного не стало». Так Иосиф узнал, что после его «смерти» у него появился еще один брат.

Тогда Иосиф повелел братьям, чтобы они оставили в залог одного из них, а сами шли домой и привели к нему младшего брата. Он наполнил мешки братьев хлебом, вернул им серебро, которое они привезли на продажу, и отпустил. Приехав домой, братья рассказали отцу, как принял их управляющий фараона и что приказал он привезти к нему младшего брата Вениамина. Когда был съеден привезенный хлеб, отец сказал сыновьям, чтобы они снова отправлялись в землю Египетскую и купили пищи. После долгих уговоров он разрешил им взять с собой Вениамина, который был его любимцем. И отправились братья опять в землю Египетскую.

Когда они прибыли в Египет и появились перед глазами Иосифа, он тотчас отметил, что они выполнили его указ, привезли с собой младшего брата. Тогда он распорядился, чтобы приготовили обед, на который он пригласил братьев. Братья очень испугались, подумали, что это какая-то изощренная месть со стороны египетского управляющего. Но он успокоил их и привел из темницы задержанного брата. После обеда он велел наполнить их мешки зерном и снова не взял в уплату серебро. В мешок Вениамина он велел тайно подложить свою серебряную вазу. Когда братья отправились в обратный путь, он велел нагнать их и обвинить в краже. Так все и было сделано. Их нагнали, потребовали развязать мешки и обнаружили серебряную вазу. Всех братьев снова привели к Иосифу.

Они были очень удручены случившимся, они не хотели кражи и просили отпустить хотя бы Вениамина, любимого сына отца Иакова, иначе он умрет от тоски, так как потерял уже одного любимого сына. От таких слов дрогнуло сердце египетского управляющего, зарыдал он и признался, что он Иосиф, их брат, которого они продали в рабство. Братья были в великом смущении, но Иосиф чистосердечно простил их, а потом они обнимались и вместе плакали. Иосиф наделил их многими дарами и отпустил домой.

Вместе с братьями послал Иосиф колесницы, чтобы привезли они стареющего отца в землю Египетскую. Иаков очень хотел увидеть своего сына перед смертью и со всем своим большим семейством и домашним скарбом отправился в далекий путь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *