Иов почаевский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православном мире существует много святых образов. Каждому из них люди приклоняются и молятся, прося о мощи от многих заболеваний и неприятностей. Если молитва была искренняя, то молитва обязательно помогает и исцелят. Среди всех почитаемых святых особое место занимает Иов Игумен Почаевский. К его иконе съезжается очень много верян. Они молят его о спасении и исцелении от тяжких недуг.

Иов Почаевский, житие

Святой Иов Почаевский родился в Галиции. Его родители были благочестивые по призванию. Он носил мирское имя Иоанном. Как только он научился читать, так сразу и начал знакомится с высокими образцами нравственной жизни. Прежде всего он изучал творения преподобного Иоанна Лествичника.

Конечно, что чтение таких образцов не могло пройти бесследно. Они оставили в его жизни бесценный след, который в принципе и сыграл огромную роль в его жизни. Именно под влиянием такого чтения, еще в родительском доме у парня возникли духовные стремления к подражанию высоким образцам древнего подвижничества.

Нужно отметить, что его стремление к высшему было настолько великим, что он решился оставить родителей и подался служить в монастырь. С вступлением в который у него началась по истине новая жизнь.

В 10 лет он пришел в Преображенский монастырь и уже в 12 лет принял монашество с именем Иов. Будучи юношей, он был очень известным благодаря своему величайшему благочестию и строгой подвижнической жизни.

С 1580 года Иоанн управлял Крестовоздвиженским монастырем. Во время управления монастырем, которое длилось 20 лет преподобный Иов Почаевский находился в обстановке гонений на Православную веру со стороны католиков. Спустя некоторое время преподобный из-за тягости игуменства оставил монастырь. Он начал стремится к отшельнической жизни. Именно тогда он переселился на Почаевскую гору и поселился в пещеру, которая находилась недалеко от Успенского храма.

Он ревностно исполнял работу проповедника и настоятеля. Он был ласков и добрым со всеми людьми. Однажды старец пришел ночью в монастырь и увидел, как вор пытался взвалить на себя куль зерна. Вместо того, чтобы ругаться и пытаться отобрать его, Иов подошел к вору и помог ему этот мешок взвалить на спину. Но при этом напомнил о том, что он будет отвечать за содеянное на страшном суде. Вор был ошеломлен от услышанного краткого слова. Он в миг упал на колени и начал просить прощение.

Скончался Иов Почаевский в 1651 году. Его мощи были обретены спустя 8 лет после его смерти. Это произошло после его трехкратного явления митрополиту Дионисию Киевскому. Когда на богомолье приехала Ева Домашевская, она увидела, что в церкви сияет свет. Ее служанка решила узнать какое там идет служение. Когда она вошла в церковь, то застыла от изумления. В церкви двери были открыты, а среди церкви среди двух ангелов молился преподобный Иов. Он обернулся к девице и попросил, чтобы она позвала игумена Досфея. На тот момент игумен очень болел. Он дал ей плат, который был омоченный в миро. Когда больной его приложил к себе, то вмиг исцелился.

Пещера Иова Почаевского

Пещера Иова Почаевского находится в Киеве на территории Почаевской Лавры. Многие прихожане утверждают, что в эту пещеру могут войти все, а вот выйти могут не все. Люди, которые не исповедовали в грехах своих выйти оттуда не могут. На выходе их берут бесы. Поэтому в пещере всегда есть священник, который исповедует прихожан.

О чем молятся Иову Почаевскому

Прежде всего нужно сказать о том, что молитва Иову Почаевскому особо сильна в дни празднования его памяти. А это происходит трижды в год:19 мая, 10 сентября и 10 ноября. Первая дата – это день памяти, вторая- день обретения мощей святого, а третья – день кончины. У святого Иовы Почаевского просят в молитве о следующем:

  • об исцелении от тяжких болезней,
  • укрепления в вере,
  • молятся о всякой нужде,
  • об избавлении от нашествия и нападения.

Текст молитвы Святому Иову:

О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправо­мыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губи­тельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани.

Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многораз­личных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скон­чании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Кроме вышеописанного к святому также возносят благодарственные молитвы и читают акафист, для регулярного чтения которого обязательно нужно получить благословение от священнослужителя.

Акафист Иову Почаевскому звучит так:

Кондак 1

Избранный чудотворче и земли нашея добрый учителю, всея же вселенныя усердный молитвенниче, преподобне отче Иове, чистым твоим житием просвещаема обитель твоя и вси православнии людие благодарственная о тебе Святей Троице возносят хваления. Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, предстатель буди о душах наших неусыпный и на страсти воинствующим скорый помощник, да в радости сердца зовем ти:

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Икос 1

Ангел благовестник воистинну явился еси нашим людем от врагов Церкви обуреваемым отче наш Иове, елико писанми твоими и книг священных печатанием, толико и богоугодным житием и славным еже к Богу отшествием, ныне же и всей вселенней предстатель теплый являешися у Престола Владычня; сего ради зовем ти:

Радуйся, истинныя Церкви добрый воине; радуйся, православия светлый светильниче. Радуйся, отцы наша от ереси оградивый; радуйся, чада их во благочестии утвердивый. Радуйся, спасения ради дом родителей издетска оставивый; радуйся, о души твоей попечение паче всех показавый. Радуйся, яко твоим отроческим подвигом старцы удивишася; радуйся, яко от юности во Ангельском образе к тем сопричтен был еси. Радуйся, обитель Угорницкую твоим житием просветивый; радуйся, множайшими труды монастырь Дубенский прославивый. Радуйся, немощных в вере утверждение; радуйся, неведущих вразумление.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 2

Видяще иноцы Угорництии ревностное твое в духовном житии преспеяние, схимонаха и пресвитера тебе быти устроиша, обаче Волынская земля на вящшия труды тя подвизающи, устрои тебе игумена быти во граде Дубенстем ко отражению еретических поползновений, православным же людем ко окормлению духовному и к неленостному Господеви воспеванию: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершен воистинну отче показал еси, егда душевнаго ради устроения на гору Почаевскую уклонился еси и вместо начальствования послушанию паки предался еси, обаче в лучший того подвиг Господь тебе вменяше вторицею приятое зде игуменство, братие же Почаевстии взываху ти с веселием:

Радуйся, наш отче новый и предивный; радуйся, благочестия образе. Радуйся, начальство, яко служение, приявший; радуйся, Богу и ближним волею поработивыйся. Радуйся, яко в начальстве твоем Христова смирения подобие является; радуйся, яко того ради покой душам нашим обретается. Радуйся, о людех доброе моление возносивый; радуйся, на демоны мужественно ополчивыйся. Радуйся, Ангельскаго ликостояния приобщивыйся; радуйся, добрый путевождь ко спасению нам явивыйся. Радуйся, спасающимся ободрение; радуйся, ленящимся обличение.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 3

Сила Духа Божественнаго обогати тя Иове премудре, егда татя монастырския пшеницы обличив, абие прощение тому даровал еси и утаенное паки ему возвратил еси покаяния его ради и алчущаго телесе насыщения, сие бо сотворив, окамененную умягчил еси душу и научил еси пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй присное попечение о душе твоей отче преподобне, возлюбил еси пещерное затворение, идеже дни и нощи в молитве провождая, единому Богу беседовал еси, темже и свет благодати его темную пещеру яко Фаворскую гору облиставаше и научаше всех взывати тебе:

Радуйся, молитвы непрестанное кадило; радуйся, слез неистощимый кладезю. Радуйся, древним Киево-Печерским затворником уподобивыйся; радуйся, тех благодатныя дарования стяжавый. Радуйся, яко молитвами твоими братия в терпении укрепляшеся; радуйся, яко воздыханьми твоими демони от твоея обители отгнашася. Радуйся, в темную пещеру небесный свет призвавший; радуйся, и в наша страстныя души благодать от Господа приносящий. Радуйся, скалы Почаевския твердейший адаманте; радуйся, всея страны нашея преславный светильниче. Радуйся, вселенския Церкве преславный столпе; радуйся, всех молящихся прибежище.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 4

Бурю еретических нахождений отгнати желая, был еси в богоспасаемом граде Киеве со освященным Собором Православных, идеже неврежденную веру дерзновенно исповедал еси и к томужде вся люди увещевал еси, тем же и священныя книги тиснением предавати во обители Почаевстей не преставал еси, яко всем чтущим сия истинную веру содержати и православно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша иноцы Почаевстии непрестанную молитву Иисусову, твоими усты глаголемую, отче Иове, слезы же из очию твоею текущия видеша и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:

Радуйся, молитвенниче наш предобрый; радуйся, учителю наш кроткий. Радуйся, благодатныя слезы источаяй; радуйся, и наша сердца умиляяй. Радуйся, яко духовную жертву непрестанно ко Господу возносиши; радуйся, яко райская утешения во уме твоем присно предносиши. Радуйся, Крестителя в воздержании подражателю; радуйся, многострадальнаго в долготерпении соревнователю. Радуйся, тою обою дарований приобщивыйся; радуйся, Ангельскаго сослужения сподобивыйся. Радуйся, нищих питателю; радуйся, скорбящих утешителю.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси преподобне, обходя землю Галицкую и Волынскую, светом же православия вся просвещая, ревнителем веры сугубую ревность внушая, добрых сердца в православии утверждая, ленивых же присно воздвизая к пению Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша монаси и простии людие игумена Почаевския обители земли копанием и древес саждением и гноя собиранием себе смиряюща, яко другому Дамаскину дивляхуся, и всяку гордыню еретическую возненавидеша, в православии же души своя утверждаху, глаголюще:

Радуйся, добраго подвига вождю; радуйся, истинныя веры утверждение. Радуйся, злочестивую гордыню еретиков обличаяй; радуйся, православное смиренномудрие возношаяй. Радуйся, яко тобою красоту благочестия познахом; радуйся, яко тобою суету мирскую в себе попрахом. Радуйся, богатым мира сего доброе вразумление; радуйся, нищим и трудником благое утешение. Радуйся, крест лишений волею подъявый; радуйся, той крест нам носити пособствуяй. Радуйся, Павла скинотворца последователю; радуйся, Христа Бога рабе благий.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 6

Проповедник православныя веры и благочестия чрез все житие твое быв, Иове преподобне, сие святою кончиною твоею запечатлел еси, уже за седмицу предрек, безболезненно по причащении Святых Таин, прияти сподобился еси, никакоже о мире сем жалея, но разрешитися хотя и со Христом быти, во еже непрестанно воспевати Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благолепною красотою мертвенное тело твое преподобне, еже бо в житии твоем постом и трудами сокрушал еси, тоежде Господь по успении твоем нетлением и благоуханием прослави, нас же пети тебе научи:

Радуйся, небес пресельниче; радуйся, и земли молитвенниче. Радуйся, исхождение твое от земных предуведевый; радуйся, о том тепле возвеселивыйся. Радуйся, яко и нас в бесстрашии ко смерти утверждаеши; радуйся, яко упованию на милость Божию нас научаеши. Радуйся, любителей временнаго живота обличителю; радуйся, будущаго воскресения нетленный плотию свидетелю. Радуйся, плоть свою в житии распинати поревновавый; радуйся, туюжде по смерти благоуханну явивый. Радуйся, неверующих явное обличение; радуйся, надеющихся доброе утверждение.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 7

Хотя Бог о нетлении мощей преподобнаго Иова известити Церковь, трищи в сонном видении того являет митрополиту Дионисию, аки жива и волю Господню извествующа, ему же веровав Дионисий прослави Вседержителя и угодника Его с песнию: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя о вселенней предстателя и чудотворца уведе освященный собор, монаси же и вси людие, егда пришедшу Дионисию на гору Почаевскую и житие твое уведевшу, честное твое тело из недр земли изнесеся нетленно и благоухания исполнено, чудеса же исцелений точаще, во еже вопити всем:

Радуйся, чудотворче новый и великий; радуйся, всех святых сопричастниче. Радуйся, землю Волынскую погребением твоим освятивый; радуйся, явлением мощей твоих в православии нас утвердивый. Радуйся, яко тобою исцеления хромии и слепии приемлют; радуйся, яко твоего нетленнаго телесе демони трепещут. Радуйся, и нас, пред гробом твоим стоящих умиления исполняяй; радуйся, к желанию спасения нас подвизаяй. Радуйся, аки живый, по смерти многим явивыйся; радуйся, небесным силам духом твоим приобщивыйся. Радуйся, чудес источниче; радуйся, на демоны нам крепкий помощниче.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 8

Странное и дивное чудо показал еси преподобне, Иове, егда вскоре по прославлении твоем явился еси посреде двою Ангелу моляся в Церкви Почаевстей и плат миром исполненный девице некоей дал еси возложения ради на раны болящему игумену Досифею, той же исцеление прием абие к твоему гробу здрав припадаше, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси воистинну обители твоея покров и заступление Иове преславне, сие бо православнии людие разумеша, егда тя на небеси узреша Богородице молящася о спасении святыя Лавры, монахов же и мирских челевек, от агарян зело осаждаемиих, но от того часа в радости тебе поющих:

Радуйся, всемощный наш заступниче; радуйся, святыя обители стено необоримая. Радуйся, нападения агарянская отражаяй; радуйся, стрелы на главы их возвращаяй. Радуйся, яко умолил еси Ангельским Силам явитися к тех поражению; радуйся, яко многие агаряне ко Христу тогда привел еси. Радуйся, ратники на обитель воюющия в послушники Ея претворивый; радуйся, непокоривыя беглецы сотворивый. Радуйся, дерзости богоборныя посрамление; радуйся, терпения христианского увенчание. Радуйся, упования еже на тя не посрамивый; радуйся, молитвенники твоя спасый и прославивый.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 9

Всякия отступства и колебания в вере народом и обителию твоею претерпенная, отпустив преподобный Иов, молитвами своими землю Волынскую ко православию возврати и в ней святыню Почаевскую твердейший оплот истинныя веры ныне являет, приходящим к ней тьмочисленным людем, святыя же мощи его усты и сердцем целующим и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии славы твоея явишася православнии архиереи и весь освященный собор, егда мощи твоя, от отступник православия сокровенная, паки изнесоша во святую Церковь поклоняющимся христианом и в веселии глаголющим:

Радуйся, православныя Волыни солнце; радуйся, истинныя Церкве звездо. Радуйся, заре правды нощи прешедшей возсиявшая; радуйся, луче, тьму ереси разгнавший. Радуйся, в нове твоих мощей явлений паки чудеса источаяй; радуйся, тем отступление от православия в конец обличаяй. Радуйся, яко моления верных исполняти не престал еси; радуйся, яко согрешения отец наших не помянул еси. Радуйся, и нас врагом прощати научаяй; радуйся, и нас в долготерпении утверждаяй. Радуйся, малодушных обличение; радуйся, кающихся прощение.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 10

Спасения нашего буди и ныне ходатай Иове преподобне, зане многия растленныя обычаи нечестивии людие введоша во страну нашу и теми крепость наша оскуде, но в сокрушении сердец наших к твоему заступлению припадаем, на твое же предстательство уповающе, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая православной веры в земле Волынстей и Галицстей чрез все житие твое был еси отче преподобне, но и по преставлении твоем явленьми и исцеленьми за истину побораеши, еще же и невидимо душам чад твоих беседуеши, да вси вопием ти:

Радуйся, спасения нашего поборниче; радуйся, искушений злых отгнателю. Радуйся, ко Господу дерзновение о нас стяжавый; радуйся, от Того благодать исцелений приявый. Радуйся, яко со Ангелы в раи днесь водворяешися; радуйся, яко со Апостолы и мученики тамо ликуеши. Радуйся, купно с ними о Церкви предстателю; радуйся, милосердия Божия к нам ходатаю. Радуйся, кающияся еще в житии твоем возлюбивый; радуйся, ныне тех молитвы, яко фимиам к небесному Престолу возносяй. Радуйся, и всех молящихся скорый слышателю; радуйся, смиренных сердцем покровителю.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 11

Пение наше благодарное, от любве чистыя приносимое, приими угодниче Божий, яко же вдовицине лепте зане духовное имение наше нищетно пред тобою, благими же делы подражати тебе не возможем, но сокрушенная воздыхания о гресех наших приносяще, твоих добродетелей славою утешаемся, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник православныя веры и столп благочестия был еси отче наш Иове, словом, житием, любовию, верою, чистотою, в них же и нас твоими молитвами укрепи, всякия же ереси и развращенныя обычаи от нас далече отжени, да благодарственное сотворим ти пение:

Радуйся, Божий избранниче; радуйся, Ангелов собеседниче. Радуйся, и от нас духом любве твоея не отступивый; радуйся, и нам от духа твоего дарования разделяяй. Радуйся, яко зрящии нетленное тело твое на страсти телесная ополчаются; радуйся, яко чтущии о святем житии твоем, душу свою очистити тщатся. Радуйся, ревновати о своем спасении нас научаяй; радуйся, и ближних спасению служити нас подвизаяй. Радуйся, ревностию о православии сердца наша распаляяй; радуйся, покаянием о гресех души наша сокрушаяй. Радуйся, духовнаго сна разгнателю; радуйся, духовныя бодрости подателю.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 12

Благодать непрестанныя молитвы и о теле небрежения, радости же духовныя и к ближним сострастия обильно стяжал еси отче Иове, тем же и нас ленивых и грешных, тоя причастники сотвори твоими всемощными молитвами, да мучительства страстей избавльшеся, воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое дивное житие на земли и на небеси прославление, молим тя Иове преподобне: утверди молитвами твоими православную веру во стране тебе присной, всю же Христову Церковь на земли противу неверия и ереси защити и укрепи, наша же не отвергни хваления сицевая:

Радуйся, Апостольскаго служения сопричастниче; радуйся, пустыннических подвигов ревнителю. Радуйся, нищеты духовныя благий образе; радуйся, плача духовнаго богатный стяжателю. Радуйся, яко кротостию твоею души татий и злодеев, аки наследие доброе Господеви привел еси; радуйся, яко со всеми алкавшими и жаждавшими правды ныне во дворех Божиих насыщаешися. Радуйся, от Бога со всеми милостивыми помилованный и прославленный; радуйся, со всеми чистыми сердцем лицем к лицу ныне Того созерцаяй. Радуйся, и нас от небесных с любовию назираяй; радуйся, всем о православии трудящимся помощь от Господа подаваяй. Радуйся, обитель твою от всякаго обстояния сохраняяй; радуйся, и о всей вселенней молитвы Господеви возносяяй.

Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение.

Кондак 13

О, всеблаженне преподобне Иове, православныя веры великий ревнителю и ереси твердый обличителю! Малаго сего моления от убогих сердец наших к тебе возносимаго не отвержи, но буди нам присный в вере и покаянии наставник, в подвизех благий помощник и пред Господом о спасении нашем неустанный молитвенник, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Иове Почаевском:

первая у вост. славян печатная антология нотированных духовных песен и стихов, изданная василианами в греко-католич. типографии в г. Почаеве в 1790-1791 гг. Содержит 248 духовных песен (канты, псальмы), в основном на староукр. книжном (нек-рые на церковнослав. укр. редакции), а также на польск. (33) и лат. (3) языках. Мелодии изложены квадратной киевской нотацией одноголосно. Издание «Б.» стало завершением широко распространенной на Украине традиции сочинения и исполнения духовных песен (укр. набожнi пiснi).

Репертуар и принципы упорядочения материала, использованные в «Б.», складывались в рукописных песенниках с XVII в. В кон. XVII — нач. XVIII в. на Украине и за ее пределами уже была создана почти четверть вошедших в него песен, однако бо́льшая их часть появилась в сер. 20-х — сер. 70-х гг. XVIII в. (Ю. Е. Медведик). Рукописные песенники и Б. были распространены и в XIX в., особенно в Закарпатье. Наиболее значительные их собрания находятся в Вильнюсе (БАН Литвы), Киеве, Львове (НБ НАНУ), Праге (Славянская б-ка), Пшемысле (б-ка капитула). Четырехчастное строение «Б.» в целом является циклично-тематическим (таковы все укр. песенники, особенно лемковские). Но в «Б.» заметно и влияние календарно-минейного принципа группировки песен, типичного как для закарпатских и галицко-волынских песенников, так и для церковных укр. Ирмологионов. Связь с «Б.» обнаруживают и печатные песенники 70- 90-х гг. XVIII в. Так, в 1773 г. (согласно датировке Медведика) был издан сборник в честь Почаевской иконы Божией Матери (8 песен), весь репертуар к-рого вошел в «Б.» в неизменном или переработанном виде. Нек-рые песни из «Б.» в др. рукописных и печатных источниках не зафиксированы, что дает повод предположить их местное происхождение. В акростихах песен помещено неск. названий городов и мон-рей, где они были составлены, а также названия прославляемых чудотворных икон.

Важнейшее значение имеет связь духовной песенности с литургической практикой. В отдельных местностях песни пелись непосредственно в храме, до или после службы (в рукописных экземплярах богослужебных книг тексты песен на определенные дни приписаны к нек-рым богослужебным разделам).

Для авторов того времени (и православных, и униатов) ориентирами при создании духовных песен часто служили тексты Свящ. Писания, богослужебных и поучительных книг, гимнография (Постная и Цветная Триодь, служебные и Общая Минеи, Октоих, акафисты, Минеи-Четьи свт. Макария Московского, Пролог, василианский Менологий, Жития святых свт. Димитрия Ростовского), апокрифы. Цитаты из Псалтири, строки песнопений являются эпиграфами ко всем частям «Б.». В наиболее содержательных текстах мастерски объединяются фрагменты из Евангелий, Книг пророков, Псалтири (№ 62 «Утешителю миру», на Сошествие Св. Духа). На раннем этапе развития жанра духовной песни было принято использовать начальные строки богослужебных песнопений при создании песен на соответствующие праздники («Во дому Давыдови», «Дева днесь», «О треблаженное древо»), что наблюдается и в рукописных песенниках, и в «Б.». Особенно значительным в рукописных песенниках является количество библейских псалмов, к-рое в «Б.», однако, резко сокращается (№ 34 «На реках», № 77 «Хвалите Господа с небес» и нек-рые др.). Типичным для того времени является видоизменение начального стиха канонического источника с целью подчинения его определенному стихотворному размеру или приспособления к к.-л. песенному напеву (№ 34 «На реках седохом горка Вавилона», № 11 «Слава буди во вышних Богу»). Из начального стиха может быть сохранено одно слово (№ 94 «Всемирную радость Анна являет», № 99 «Взбранная Дево Мати»).

В XVIII в. образцами для создания новых духовных песен часто становились хорошо известные «старые», взятые из рукописей или передающиеся устно. При составлении «Б.» тексты мн. включенных в него песен подвергались редактированию (сокращение, расширение, «перевиршевание», создание парафраз), о чем упоминают его составители в «Предисловии». Нек-рые песни переданы парами соответствующих текстов — чаще укр. и польск., один раз лат. и польск. (№ 228, 229), одна песня на трех языках (№ 209, 210, 211). Определить, какая версия является оригиналом, достаточно сложно.

Напевы в сопоставлении с текстами оказываются более стабильной частью песенного репертуара того времени; количество напевов значительно меньше числа известных нам текстов и фиксируются они реже. Для распевания текстов было принято заимствовать мелодии — «тоны» — из др. песен, причем на отдельные напевы исполнялось до 10 и более текстов. В «Б.» имеется более 50 отсылок подобного плана («тон на …»), в др. песенниках встречается также обозначение «на подобен».

Доказательством популярности укр. напевов «Б.» является то, что нек-рые из них — «Радуйтеся, ангелов лики», «Страдание мученика Стефана», «Плачите сердца» и др.- использовались в отдельных правосл. храмах в 1-й пол. XIX в., а возможно и раньше, для распевания текста херувимской песни (Ин-т рукописи НБ НАНУ. Ркп. 1-5387 (из Харькова)). «Песенный цикл» херувимской являлся дополнением к традиц. укр. литургийному репертуару.

Праздничные, покаянные и поучительные песни «Б.» под названием «псальмы» стали частью репертуара слепых певцов-лирников. Хотя после 20-30-х гг. XX в. лирницкая традиция прекратила свое существование, псальмы (в т. ч. песни «Б.») остались популярными в народе: в нек-рых были сильно изменены текст и напев; в др. сохранилась мелодика оригинала, в основном это рождественские колядки, к-рые могли исполняться и как часть драмы «вертеп». В нек-рых местностях Зап. Украины тексты из «Б». на Рождество исполняются на оригинальные одноголосные напевы, но общераспространенным является их трехголосное распевание в виде канта. Музыканты-профессионалы, реконструирующие в наст. время лирницкую традицию, также исполняют духовные песни из «Б.», основываясь на различных источниках («Б.», старые издания лирницкого репертуара, аудиозаписи).

Изд.: Богогласник. Почаев, 1790-1791, 1805, 1825. Львов, 1850, 1886. Холм, 1884, 1885, 1887, 1889, 1894, 1909. СПб., 1900. К., 1885, 1900, 1902. Варшава, 1969. М., 2002; Górza Poczajowska. Poczajow, 1742, 1757; Pieśni o Najśwętszej Maryi Pannie. Lwów, 1752; Гора Почаєвска. Почаев, 1762, 1764; Песни о Пресв. Богородице, в иконе Почаевской, чудотворной. ; Песни различныя на Господския праздники. Будин, 1804; Песни благоговейныя. Почаев, 1806; Перетц В. Н. Ист.-лит. исследования и мат-лы. СПб., 1901. Вып. 1. Ч. 1-2; Stern D. H. Die Liederhandschrift F 19-223 (15) der Bibliothek der Litauishen Akademie der Wissenschaften: Eine komment. Ed. Köln etc., 2000.

Лит.: Безсонов П. Калики перехожие. М., 1862. Вып. 1; Котович И. Богогласник, его значение и употребление в народе // Виленский вестн. 1866. № 127; Мирович Н. Библиографическое и ист.-лит. исслед. о Богогласнике. Вильна, 1876; Савич К. Заметка о польских набожных песнях и о рус. «Богогласнике» // Подольские ЕВ. 1885. № 34; Грушевський М. Спiванник з початку XVIII в. // ЗНТШ. 1897. Т. 15. С. 1-48; Т. 17. С. 49-98; Перетц В. Заметки и мат-лы для истории песни в России. СПб., 1900. Т. 1: Из истории рус. песни. 2 ч.; Щурат В. Iз студiй над почаïвським Богогласником: Квестiï авторства i часу повстання деякiх пiсень. Львiв, 1908; Яворскiй Ю. Два замечательных карпаторусских сборника XVIII в., принадлежащие Ун-ту св. Владимира // Унив. изв. К., 1910. № 1. С. 1-64; № 2. С. 65-69; он же. Новыя данныя для истории старинной малорус. песни и вирши. Львов, 1921-1922. 12 ; он же. Мат-лы для истории старинной песенной лит-ры в Подкарпатской Руси // Knihovna Sboru pro výskum Slovenska a Podkarpatské pŕi Slovanském ústavu. Praha, 1934. Т. 47-48; Щеглова С. Богогласник: Ист.-лит. исслед. К., 1918; Witkowski W. Uwagi o poezji religijnej ukraińców-unitów i o Bogohłasniku z roku 1790 // Zeszyty Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego. Lublin, 1982. N 2/4; Франко I. Духовна й церковна поезiя на Сходi й на Заходi: Вступ до студiй над «Богогласником» // Зiбрання творiв. К., 1983. Т. 39; Rothe H. Verse und Lieder bei den Ostslaven 1650-1720. Incipitarium. I: Anonyme Texte. Köln; W., 1984; Гнатюк О. Сторiнка з iсторiï укр. духовноï поезiï — почаïвський «Богогласник» // Варшавськi украïнознавчi зап. 1989. Зош. 1; она же. Украïнська духовна барокова пiсня. Варшава; К., 1994; она же. «Богогласник» як антологiя духовноï поезiï XVII-XVIII ст. // ЗНТШ. 1995. Т. 229; Украïнський кант ХVII-ХVIII ст. / Упорядкування, вступ. ст. Л. В. Iвченко. К., 1990; Медведик Ю. «Богогласник» — визначна пам’ятка укр. муз. культури XVII-XVIII ст. // ЗНТШ. 1996. Т. 232. С. 59-80; он же. Украïнськi богородичнi канти 2-ï пол. XVII-XVIII ст. // Народна творчiсть та етнографiя. 1999. № 4; он же. До питання дослiдження впливу сакральноï монодiï на украïнську барокову паралiтургiчну творчiсть // Пiснi до Почаïвськоï Богородицi. Перевидання друку 1773 року. Львiв, 2000. С. 71-77; Шевчук О. Ю. Про конфесiйний змiст монодiйних наспiвiв XVII-XVIII ст. // Науковий вiсник НМАУ. К., 2001. Вип. 15: Православна монодiя: Зб. наук. праць. С. 58-70.

Е. Ю. ШевчукПреподобный Иов Почаевский В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию – уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мiра.

А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

* * *

Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при православной вере обретается

Богу было угодно явить на Западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители преподобный Иов.

Преподобный жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся жестоким церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный использовал все свои возможности для укрепления Православия, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание.

* * *

Преподобный Иов Почаевский Родился будущий святой на Покутье в Галичине (ныне Львовская область, неподалеку от города Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо, принадлежавших дворянскому роду, хранившему верность Православию. Согласно Житию преподобного, написанному его учеником, преподобным Досифеем, известно, что в десятилетнем возрасте Иван, «уклонившись от очей любимых родителей», пришел в Угорецкий Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через 2 года был облечен в малую схиму с именем Иова. Много позднее (очевидно, незадолго перед кончиной, точная дата неизвестна) принял и великую схиму.

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю.

К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена.

По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия.

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия.

* * *

Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

Почаевская Лавра на старой открытке

Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

Чудотворная икона Почаевской Богородицы Эти события побудили преподобного Иова к немалым суетным трудам. В течение нескольких лет он был принужден ездить по судам и конторам, пока, наконец, тяжба с Фирлеем не решилась в пользу монастыря.

В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем).

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография – Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси.

Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»).

Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию.

* * *

Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

Однажды, когда преподобный молился в пещере, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее…»

В нее преподобный удалялся порой на целую неделю, где в строгом посте молился о мире. («В тесной пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси», – речет тропарь 4-го гласа преподобному Иову). Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

Кто сподобился побывать в храмовой пещерке Почаевской обители, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских – преподобных Иова и Амфилохия, тот помнит благоговение, которое охватывает, когда «прислоняешься» сердцем и душой к этому месту, к честным мощам духоносных старцев, стоявших с разницей в три с лишним века на духовных рубежах православной Руси. Верно заметил известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев (в эти дни отмечается 140-летие со дня его кончины), первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы», а в глубине ее пещер.

Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат

Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, тут же – небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и мощи святого. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты, и прикладываются к ним как к руке живого праведника. Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат.

Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех.

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа

Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним.

* * *

Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители.

21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи.

Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

Тогда же нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, описатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. От ужаса перед чудом мусульмане бежали.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И даже униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. В чем им было отказано по причине ревности святого о Православии.

В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Церкви. Чудесные исцеления от мощей преподобного побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. Обратим внимание на совпадение дат первого и второго обретений-открытий.

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского

В 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова.

Акафист преподобному Иову гласит: «О всеблаженне и богоносне отче наш Иове, иноческаго ангелоподобнаго жития богомудрый наставниче, веры православныя восточно-кафолическия против лжемудрований запада непреоборимый защитниче и поборниче, богопреданных уставов Церкве и преданий отеческих верный блюстителю и строгий взыскателю, святости и чистоты, целомудрия и нестяжания, трудолюбия и богомыслия, поста и бдения великий ревнителю, долготерпения и злострадания неутомимый и непобедимый ратоборче, образ кротости, зерцало смирения, пример незлобия, постников удобрение, девственников похвало, монахов и схимонахов радосте… Огради нас молитвами твоими от всякаго навета вражия и злаго обстояния, сохраняя и соблюдая всех и каждаго в мире и тишине, в вере нелицемерней и богоугодном жительстве».

По сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается

Статус лавры Почаевский Свято-Успенский Богородичный монастырь получил много позже священной борьбы преподобного Иова. И по сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается. Учиться бы нам всем стойкости и нерушимости, положенной в основу этого стояния Иоанном Железо.

Преподобный Иов, моли Бога о нас!

Прп. Иов Почаевский

Иов Почаевский (ок. 1551 — 1651), игумен, преподобный

Память 6 мая в день тезоименитства в иночестве , 28 августа в день обретения мощей, 28 октября, в Соборах Волынских и Галицких (Львов.) святых

В миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова.

Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, где стал настоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов. Много писал в защиту Православия.

В начале XVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители. Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом.

Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В 1628 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Иногда полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет.

Скончался 28 октября 1651 года после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью, прожив чуть более 100 лет.

Мощи и почитание

Мощи его были открыты митрополитом Киевским Дионисием и архимандритом Феофаном (Креховецким) и со братиею 8 августа 1659 году после трехкратного его явления митрополиту. 28 августа того же года совершилось прославление преподобного Иова.

Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В начале XVIII века Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1831 году униаты были воссоединены с Православной Церковью, после чего 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были повторно осведетельствованы и торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Тропарь на обретение мощей, глас 4

Возложь на ся иго Христово от юности, преподобне отче Иове, / многолетне свято подвизался еси / на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем, / и, пришед к горе Почаевстей, / знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы, / в тесней пещере каменней / богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси, / и, благодатию Божиею укрепляяся, / мужественно потрудился еси / на пользу Церкве Христовы и обители твоея, / купно же и противу врагов Православия и благочестия христианского, / и, наставив сицевому ополчению иночествующих, / победители тех представил еси Владыце и Богу. / Того моли спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
  • Зеленина Я. Э., Пидгайко В. Г., «ИОВ (Железо)», Православная энциклопедия, т. 25, сс. 267-280:
    • — материал использован частично
  • Житие на официальном сайте Почаевской Лавры:
    • — материал использован частично
  • Житие в портале Русские святые:
    • — материал использован частично
  • Житие в календаре портала Азбука.Ru:
    • — материал использован частично

Житие на официальном сайте Почаевской Лавры,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *