Ипатьевский монастырь Кострома

История основания обители

Летописи гласят, что обитель родилась в начале XIV столетия, основателем является татарский принцем (мурза) по имени Чет.

На пути в Москву он остановился около Костромы. Чтобы заночевать и набраться сил, сопроводители мурзы посоветовали устроиться в дубовой роще. Во сне к Чету пришло божественное видение Пречистой Богоматери в сопровождении святителей Филиппа и Ипатия. Мурза исцелился от недуга, который мучил его на протяжении всего пути в столицу, поэтому в благодарность он дал обет основать на этом месте православный монастырь.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Выздоровев, Чет принял христианство и получил церковное имя Захарий, татарские спутники поддержали этот благородный порыв. Мурза пустил корни на русской земле, от него произошли роды Сабуровых и Годуновых, представители которых отличались набожностью и добросердечностью. Потомки Захария принимали иноческий постриг, а прожив должный срок на земле, стремились обрести покой в некрополе Ипатьевского монастыря.

Во времена XIV и XV вв. обитель оставалась небольшой и непопулярной среди населения. Положение изменилось после того, как род Годуновых стал возвышаться в государстве. Первой большой постройкой в стенах пустыни стал деревянный собор, освященный во славу Святой Троицы.

С 1555 по 1605 гг. в монастыре появилось большое количество каменных сооружений. Перестроили Троицкий собор, соорудили монастырские стены с главными (Святыми) вратами и церковью великомученика Ф. Стратилата. Каменная ограда, длиною в 520 м и шириной 1, 5 м, по углам имела круглые башни и предназначалась для защитных действий. Монастырь являлся образцом отечественной крепостной архитектуры XVI столетия.

Большое внимание ризнице и библиотеке оказывал Д. Годунов, привозивший сюда древние рукописи, позолоченные иконостасы, созданные в царских мастерских. Род Годуновых жертвовал серебряные сосуды, блюда для панихиды, водосвятную посуду и великолепно украшенную церковную утварь.

В 1608 г. Ипатьевский монастырь пал под натиском Лжедмитрия II, но был освобожден через год народным ополчением.

Пустынь названа в честь священномученика Ипатия, который явился в видении Чету вместе с апостолом Филиппом и Пречистой Богородицей. Память преподобного отмечается 31 марта и 16 ноября. Святитель Ипатий имел епископский сан в городе Гангры, что в Малой Азии. По возвращении домой с Никейского собора, проходившего в 325 г., принял мученическую кончину от ариан (последователей арианской ереси). На могиле святого происходило множество чудотворных свершений.

На заметку! Удивительным представляется тот факт, что православный монастырь основал татарский мурза. Подобные случаи в истории редки. Однако необходимо понимать: Русь обустраивалась многими народами, принявшими участие в созидании и духовном обогащении государства. Изначально неприятельские отношения славян и татарских кочевников со временем трансформировались в более сложные и разнообразные связи, чем об этом можно судить со страниц учебников. Поэтому благородный мурза, принявший православие, для нас не должен становиться неожиданностью в истории об основании монастыря.

Становление

В конце февраля 1613 г. Церковный Собор избрал на правление юного Михаила Романова. Историческое событие сопровождалось торжествами в Ипатьевском монастыре. Царь принял российский престол и дал клятву перед чудотворной иконой «Феодоровской» Пречистой Богоматери. Под присмотром российских монархов обитель процветала и расширялась.

Собор Троицы Живоначальной в Ипатьевском монастыре

После стабилизации политической обстановки в России началось восстановление монастырского комплекса.

  • Реставрационные работы проводились московскими и местными мастерами-каменщиками. Площадь монастырского комплекса увеличилась вдвое за счёт расширения его западной части. Пристройка приобрела название Нового Града, работами руководил преподобный Иосиф. В 1673 г. в обители появился храм И. Златоуста, архитектурно связанный с колокольней и больничными палатами. В начале XIX столетия эти постройки снесли из-за ветхости.
  • В середине XVII в. отстроили новый собор Животворящей Троицы вместо старого, разрушенного сильным взрывом. Церковь сохранила изначальный вид до настоящего времени: она имеет пять глав, стоит на подклете (цокольном ярусе) и окружена с трех сторон галереей. Наиболее богато декорирована северная сторона храма, считающаяся центральным фасадом. Оформление и украшение внешних стен и внутреннего убранства отличается простотой геометрической формы и изрядной пластичностью.
  • В XVII столетии монастырская библиотека пополнилась множеством рукописей: житие святителей, Священное Писание, книги о чудотворениях «Феодоровской» иконы. Большое значение также уделялось превосходно украшенным синодикам (поминальникам), где записывались родословные знатных российских семей и других авторитетных лиц. До 1814 г. в библиотеке хранилась драгоценная трехчастная Ипатьевская рукопись, найденная в XV в. в Пскове.

На рубеже XVII и XVIII вв. обитель являлась богатейшим комплексом Руси, этому послужили нескончаемые труды братии и пожертвования царских семей и помещиков. Отечество духовно крепчало, зная о существовании подобных авторитетных мест.

Относительный упадок

При Петре I пожертвования и доходы монастыря забирались в государственную казну, что влияло на общее состояние комплекса. Обитель использовалась как место для ссылки, а в середине XVIII столетия она взяла на себя обязанности архиерейской резиденции. Церковные здания использовались как служебные помещения, поэтому возникла необходимость перестройки всей пустыни: старые здания расширялись, появлялись новые.

В период с 1745 по 1750 гг. реконструировалась восточная часть обители, а настоятельские покои приобрели третий ярус. Троицкий собор стал кафедральным, здесь проходили важные совещания Костромской епархии. В 1768 г. в храме обустроили архиерейскую усыпальницу, а четырьмя годами ранее установили новый иконостас.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря

В 1747 г. на территории организовали духовную семинарию, а через 17 лет построили теплый собор, освященный во славу Рождества Пречистой Девы.

В 1767 г. монастырь с торжественным визитом посетила Екатерина II. Она участвовала в богослужениях и напомнила прихожанам и священнослужителям о значении обители для рода Романовых.

В 1834 г. духовенство пустыни встречало Николая I, который после осмотра достопримечательностей велел обновить все постройки. В течение последующих 20 лет проводилась активная реставрация внутренних убранств храмов и фасадов. В XX столетии Ипатьевскую обитель окружала высокая стена с башнями различной формы, что привносило некоторой грозности. Живописность же придавали здешние кедры и березы, через листву которых торжественно сияли главы церквей.

В 1913 г. в Ипатьевской обители проходил праздник, славящий 300-летие рода Романовых. Накануне торжества совершались реставрационные работы, которыми руководил архитектор Д. Милеев. Рабочие опустили грунт, открыли цоколь, а также исследовали первоначальный фундамент. На празднике присутствовали министры, архимандриты, протоиереи, император Николай I и его семья. Этот апофеоз Ипатьевского монастыря стал последним триумфом древнейшей обители.

Период СССР и новое время

В 1919 г. большевики закрыли пустынь, изгнали братию и конфисковали церковное имущество. Часть помещений передали под управление областному музею, другие строение вошли в Советский поселок, где проживали рабочие местной фабрики.

  • В 1922 г. большевистская комиссия забрала на нужды голодающих священные сосуды, подсвечники и драгоценные орнаменты для иконостасов. В середине 30-х г. частично разрушили церковь Рождества Пречистой Богородицы. К 1936 г. на территории пустыни было уже более 140 квартир, где проживало 700 человек. С этого же времени монастырь стал рассматриваться в качестве исторической и религиозной достопримечательности.

Фрески Троицкого храма в Ипатьевском монастыре

  • В 1956г. на территорию Ипатьевской обители из села Спас-Вежи перенесли деревянный Спасо-Преображенский собор, который создавался без использования гвоздей. В 1958 здесь открыли музей-заповедник, а также начали проводить выселение людей.
  • В середине осени 1989 г. в Троицком храме монастыря прошла первая за долгие годы панихида, Божественная литургия состоялась в 1992 г.
  • В 2002 г. пустынь вторично посетил преподобный Алексий II и призывал ускорить процесс возвращения монастырскому комплексу принадлежащих ему построек. Он подчеркнул, что это не означает закрытие церковного музея: любопытные туристы и православные паломники могут гармонично и легко сосуществовать в этих стенах. Патриарх заключил: только возрождение иноческого образа жизни позволит ощутить духовный подъем и оценить значение Ипатьевской обители.

Окончательная передача строений состоялась в 2004 г. Через год в монастыре прошли торжества на «День единства народностей РФ», обитель получила в дар чудотворный ковчег с частицами Ризы Христа. После окончательного обретения территории здесь возобновились полноценные реставрационные работы, вывозился мусор, высаживались деревья и кустарники.

Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, Кострома

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Сокровища монастыря: богатая стенопись, выполненная Гурием Никитиным, пятиярусный золоченый иконостас в Троицком соборе, богатая библиотека, в числе которой Ипатьевская летопись — вещь уникальная по своей важности. Чудеса России: Ипатьевский монастырь

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

Музей

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

Монастырь
Ипатьевский монастырь

Вид со стороны старого русла реки Костромы
57°46′35″ с. ш. 40°53′40″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Кострома
Конфессия Православие
Епархия Костромская
Тип мужской
Основатель Захария (Чет)
Первое упоминание 1432 год
Дата основания около 1330 (или 1275)
Здания
Троицкий собор (1650—1652) • Звонница (1603—1605) • Архиерейский корпус (XVIII в.) • Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.) • Братский корпус (XVIII в.)
Настоятель священноархимандрит Ферапонт, епископ Костромской и Галичский; наместник: игумен Пётр (Ерышалов)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 441520312770006 (ЕГРОКН). Объект № 4410051000 (БД Викигида)
Состояние реставрация
Сайт ipatievsky-monastery.ru
Ипатьевский монастырь на Викискладе

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.

История

Основание монастыря

Согласно поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых.

Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

Башни и стены Нового города

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Сабуровы, Вельяминовы-Зерновы), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 сёлами.

На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах был возведён храм, посвящённый священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновы сделали многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Смутное время

Призвание на царство Михаила Фёдоровича / Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Иосиф Шелковников

В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окружённую мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Колыбель династии Романовых

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Троицкий собор

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

Список настоятелей

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, архимандрит (1597—1606) Соловецкий архимандрит
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
  • Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
  • Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)

Советский период

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

Современная жизнь монастыря

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Ипатьевский монастырь с высоты птичьего полёта Ипатьевский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2003 г.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, несмотря на протесты со стороны музея-заповедника и общественности, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года в результате халатности насельников полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.

30 декабря 2004 года Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, согласно поручению Президента России В. В. Путина от 20.12.2003, было подписано распоряжение № 1555-р о передаче зданий и строений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы Костромской епархии. 31 декабря Костромской епархией с территориальным отделением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ были подписаны договор безвозмездного пользования и акты приёма-передачи на весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители. В новый 2005 год Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. Данное решение вызвало возмущение журналистов, так как музей-заповедник фактически оказался на улице.

Священноархимандритом монастыря является епископ Костромской и Галичский Ферапонт (Кашин), его наместником — иеромонах Пётр (Ерышалов).

Монастырь посещался всеми Президентами Российской Федерации в период исполнения ими полномочий:

  • 19 июня 1998 года монастырь посетил Президент Борис Ельцин.
  • 24 марта 2005 года монастырь посетил Президент Владимир Путин.
  • 15 мая 2008 года (на 8-й день после вступления в должность) монастырь посетил Президент Дмитрий Медведев;

Вход на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея: взрослым 100 руб., иностранным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров (на 9 марта 2013 г).

По состоянию на 24 ноября 2017 года вход на территорию монастыря контролируют музейные работники, которые требуют входную плату 150 руб. Бесплатно можно пройти только в храмы во время совершения богослужений.

Примечания

  1. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М., 1969. — С. 162—168; Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропология. Избранные труды. — М., 2008. — С. 36.
  2. Усыпальница бояр Годуновых Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Арсюхин Е., Андрианова Н. Кострома: былое и небылое. Ипатьевский монастырь (Проверено 21 августа 2011)
  4. Звонница. Колокольня Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  5. Кельи над погребами Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  6. История обители Архивная копия от 21 ноября 2011 на Wayback Machine
  7. 1 2 Широкорад А. Б. Тщательно забытые факты Смутного времени// Независимая газета. — 26.9.2008.
  8. Екатерининские ворота Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  9. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  10. В Костроме сгорела уникальная церковь
  11. Кострома|Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Спас-Вежи. Фотографии и описание
  12. История Ипатьевского монастыря
  13. Музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» переводят в здание вытрезвителя
  14. Голодовке баста!. Архивировано 3 августа 2012 года.
  15. Борис Ельцин в воспоминаниях костромичей (недоступная ссылка)
  16. Президент пообещал выделить на Ипатьевский монастырь 50 млн рублей
  17. Медведев посетил Ипатьевский и Богоявленский монастыри в Костроме РИА «Новости» 15 мая 2008 г
  18. Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии
  19. Васильев Л. С., Зонтиков Н. А. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского монастыря?

Литература

  • Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 2-х томах / Авт.-сост. О. С. Куколевская (при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна). — М.: Северный паломник, 2008. — 288 стр. + 432 стр. ISBN 978-5-94431-258-7 (Т. 1), ISBN 978-5-94431-259-4 (Т. 2)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь: Памятники архитектуры и искусства: Очерк / Художник Е. Радченко. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. — 104 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1982. — 208 с. — 30 000 экз. (в пер.)
  • Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913.
  • Разумовская И. М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 208 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0037-0. (в пер.)
  • Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Стройиздат, 1995.
  • Островский П. Ф. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома, 1870. — 305 с.
  • Чернецов А. В. Золоченые двери XVI века: (Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме) / А. В. Чернецов. — М.: Наука, 1992. — 216 с. — 1 550 экз. — ISBN 5-02-010086-2. (обл.)

Возникновение монастыря. Годуновы в судьбе монастыря

Религиозный памятник. Точное время основания Ипатьевского монастыря неизвестно. Впервые он упоминается в 1435 году, традиционно считается, что его основал в 1330 году татарский мурза Чет. Академик С. Б. Весе­ловский полагал, что Ипатьевский монастырь возник, в конце 13 века. На протяжении ряда веков Ипатьевский монастырь покровительствовал род бояр Годуновых, по­читавших Чета своим предком. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько десятков представителей этого рода, включая отца, деда, пра­деда и т. д. царя Б.Ф. Годунова.

До середины 16 века все строения Ипатьевского монастыря были деревянными. Во второй половине 16 — начале 17 вв. в нем, в основном на средства Д.И. и Б.Ф. Годуновых, возвели большое количество ка­менных строений. Около 1559 года был построен каменный Троицкий собор с приделом апостола и священномученика Ипатия, а около 1564 года, — каменный шатровый храм Рождества Богородицы с приделом святого Иоанна Златоуста. В 1566-1590 гг. вокруг Ипатьевского монастыря выстроили каменные стены с пятью башнями, в 1595-1597 гг. над выходящими на устье реки Костромы Святыми воротами возвели двухшатровый храм святого Феодора Стратилата и Ирины.

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой») башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На начало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Советская власть

Ипатьевский монастырь в Костроме был закрыт в 1919 году. В бывшем монастыре, устроили рабочий поселок, вскоре получивший название «Текстильщица». В 1924 году в Новом городе Ипатьевсокого монастыря открылся стадион ОДУС. В 1927 году в Рождественском соборе был размещен Антирелигиозный музей. В начале 1930-х гг. Рождественский собор был разрушен, со звон­ницы сброшены колокола, уничтожено монастырское кладби­ще. В 1946 г. в Костромской монастыре открылся филиал областного краеведческого музея. В 1958 г. постановлением, правительства РСФСР в Ипатьевском монастыре был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В начале 1960-х гг, из монастыря были выселены проживающие в нем люди, проведены боль­шие реставрационные работы. В это же время природно-исторической среде, в которой находился Ипатьевской монастырь был нанесен огромный урон: в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковс­кой ГЭС ушла под воду «стрелка» — красивейший мыс у впаде­ния в Волгу реки Костромы. Возле стен костромского монастыря прошла многокилометровая дамба, исказившая исторический облик его ближайших окрестностей.

Возрождение Ипатьевского монастыря

Возрождение Ипатьевского монастыря, как другой православной святы­ни началось 25 ноября 1989 года, когда в Троицком соборе еписко­пом Александром (Могилевым) была проведена первая за многие десятилетий служба. В октябре 1991 года была воссоздана монашес­кая община монастыря. 8 мая 1993 года Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подписав здесь соглашение о совмест­ном с музеем использовании монастыря. В 1994 году распоряжением правительства России Костромской епархии передана часть Ипатьевского монастыря. 25 июля 1994 года, в связи с празднованием 250-летия Кост­ромской епархии патриарх Алексий II вновь посетил костромской монастырь. 19 июня 1998 года монастырь в Костроме посетил президент России Б.Н. Ельцин — это было первое после 1913 г, посещение Ипатьевского монастыря главой российского государства.

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. 23 марта 2005 года Президент России Владимир Владимирович Путин, в ходе своего рабочего визита в Кострому, посетив Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *