Иринея лионского центр

Уважаемый вопроситель (к сожалению, Вы не указали свое имя)!

Десять лет назад на Архиерейском Соборе (Москва, 1994 г.) Русская Православная Церковь вынесла решение касательно тоталитарных сект. Определения Собора строго основаны на святоотеческом опыте и православной традиции церковного восприятия всех искушений и соблазнов века сего. Материалы Собора опубликованы в периодической печати (Журнал Московской Патриархии), а также помещены в приложении к книге проф. А. Л. Дворкина «Сектоведение: тоталитарные секты» (Изд. Нижний Новгород, 2002 г., стр. 771-773). Кроме того, в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде прошла Международная конференция по теме «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Материалы конференции опубликованы там же, стр. 784-790).

Ознакомление со всеми этими материалами несомненно помогут Вам лучше ознакомиться с позицией РПЦ по данному вопросу, а также об отношении Церкви к тем сектантам, которые осознали свою ошибку и ушли из секты.

Православная Церковь всегда исходила из того понимания основ духовной жизни, что помощь погибающим всегда нужней и стоит острее, чем забота о верных чадах Церкви. И основываясь на тех словах Священного Писания, где Господь говорит: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Эта позиция Церкви сохраняется даже тогда, когда бывший сектант осознал ошибку, но до конца еще не приобрел истинной веры (как, например, у Вас). Из того же Евангелия в притче об одной пропавшей овце ясно видно, что Господь о такой душе печется сугубо, чем руководствуется и Св. Церковь. Поэтому в Москве при Патриархии работает Отдел катехизации и религиозного образования (см. Центр священномученика Иринея Лионского. Заведующим этого центра является профессор философии, кандидат богословия Александр Дворкин).

РПЦ призывает всех заблудших братьев и сестер вернуться в спасительную ограду Церкви, напоминая, что двери Церкви Христовой всегда открыты для каждого. Здесь уместно вспомнить Евангельскую притчу о блудном сыне, которая завершается такими словами: «о том надобно было радоваться…, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).
Православная Церковь молится о просвещении всех одержимых ложными учениями, а особенно за тех ее членов, которые обращаются к Церкви за помощью и желают с ней снова соединиться. В ряде епархий РПЦ созданы юридические центры для защиты сограждан от посягательств на них со стороны сект. Важным условием для достижения успеха является решимость самого пострадавшего следовать за Христом. Бог всем хочет спастись! Глубина веры и глубина покаяния означают и степень Вашего возврата в лоно Православной Церкви.

Мир Вам и благословение нашей святой обители.

Аннотация

Книга первая Глава I. Учение Валентиниан об Эонах. Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа. Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики. Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира. Глава V. Образование Демиурга. Глава VI. Учение Валентиниан о трех родах людей и о добрых делах. Глава VII. Учение о судьбе Ахамофы, Демиурга и проч. и о воплощении Христа от Девы Марии. Глава VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений. Глава IX. Опровержение еретических толкований. Глава X. Единство Веры Церкви во всем мире. Глава XI. Мнения Валентина и разногласие с ним учеников его. Глава XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса. Глава ХIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка. Глава XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов. Глава XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий. Глава XVI. Нелепые толкования маркосиан. Глава XVII. Теория Маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей. Глава XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в подтверждение их мнений. Глава XIX. Места из Писания, приводимые еретиками в подтверждение мнения, будто Отец был неведом до Христа. Глава XX. Указания еретиков на апокрифические книги. Глава XXI. Мнение маркосиан об искуплении. Глава XXII. Уклонения еретиков от истины. Глава ХХIII. Учение Симона волхва и Менандра. Глава XXIV. Учения Сатурнина н Василида. Глава XXV. Учение Карпократа. Глава XXVI. Учения Керинфа, евионитов и николаитов. Глава XXVII. Учения Кердона и Маркиона. Глава XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других. Глава XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов. Глава XXX. Учение офитов. Глава XXXI. Учение каинитов. Книга вторая Глава I. О том, что един есть Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы. Глава II. Мир был сотворен не ангелами, или кем-либо другим, против воли Высочайшего Отца всего, но Самим Отцом чрез Слово. Глава III. Глубина и Полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы. Глава IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка. Глава V. Мир не был создан кем-либо другим в области, принадлежащей Отцу. Глава VI. Ангелам или мироздателю не мог быть неведом Высочайший Бог. Глава VII. Твари не суть подобие эонов, находящихся в Плироме. Глава VIII. Твари не суть тень Плиромы. Глава IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь. Глава X. Писание превратно изъясняется еретиками; Бог все сотворил из ничего, а не из предсуществовавшей материи. Глава XI. Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуждения. Глава XII. Тридесятица у еретиков страдает и недостатком и излишеством;. Глава XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить. Глава XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников. Глава XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких. Глава XVII. Разбор учения о происхождении эонов и доказательство, что оно совершенно несостоятельно, и что Ум и Отец в учении еретиков страдают неведением. Глава XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства. Глава XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Демиурге. Глава XX. Доказательства страданий двенадцатаго эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны. Глава XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов. Глава XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения. Глава XXIII. Жена, страдавшая кровотечением, не есть образ падшего эона. Глава ХХIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из чисел, букв и слов. Глава XXV. Бог не исследуется буквами, слогами и числами; и не должно исследовать такие предметы, которых не может постигнуть человеческий разум, стоящий далеко ниже Бога. Глава XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает. Глава XXVII. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания. Глава ХХVIII. Совершенное знание не может быть достигнуто в настоящей жизни; многие вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу. Глава XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела. Глава XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духовными, а Демиурга душевным. Глава XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения. Глава XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений еретиков. Глава XXXIII. Нелепость учения о переселении душ. Глава XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны. Глава XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто пророки предсказывали по внушению различных богов. Книга третья Глава I. Апостолы начали проповедовать и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа. Они возвещали Единого Бога, Творца неба и земли. Глава II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию. Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви. Глава IV. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести своего начала от Апостолов. Глава V. Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали Единого Бога Отца и Творца всего. Глава VI. Дух Святый в ветхозаветных писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога. Глава VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Глава VIII. Ответ на возражение, заимствованное из слов Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться Богом и Господом. Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре. Глава XII. Учение прочих Апостолов. Глава XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину. Глава XIV. О Луке, спутнике Павла, и об особенностях Евангельской истории, которые известны только чрез него. Глава XV. Опровержение тех, которые унижают апостола Павла. Глава XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием. Глава XVII. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа. Глава XVIII. О воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился. Глава XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рожденный от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы. Глава XX. Как Бог явил Свою благость в непослушании человека. Глава XXI. Защищение пророчества Исаии (Ис. 7, 14) и история перевода семидесяти. Глава XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы. Глава XXIII. Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом. Глава XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противоположность с согласным и постоянным учением Церкви. Глава XXV. Мир управляется Провидением Бога правосудного и вместе благого. Книга четвертая Глава I. Господь признавал Одного только Бога и Отца. Глава II. Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом. Глава III. Ответ на возражение гностиков по поводу изменяемости неба и земли. Глава IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима. Глава V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына. Глава VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия. Глава VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков, исполняя, а не разрушая Закон. Глава IX. Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета. Глава X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании. Глава XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа. Глава XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные ветхозаветному Закону, утвердил главные заповеди его и учил, что Он есть конец Моисеева Занона. Глава XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью служил Богу. Глава XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого человека. Глава XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоединил некоторые заповеди по жестокосердию их. Глава XVI. Обрезание и другие обряды не доставляли совершенной праведности и были отменены Христом, а заповеди Десятисловия оставлены в силе. Глава XVII. Бог установил левитское служение не для Себя и не потому, чтобы нуждался в нем. Глава XVIII О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит. Глава XIX. Земные вещи могут быть образами небесных, но небесные не могут быть образами других высших и неведомых. Глава XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом. Глава XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера была предызображена словами и действиями древних патриархов. Глава XXII. Христос пришел для людей не одного времени, но для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать. Глава XXIII Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Христа, пролагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды Апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих трудов. Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды, обращавших иудеев. Глава XXV. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фамари, и Один Бог того и другого завета. Глава XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос, и одна Церковь правильно разумеет Писание. Глава XXVII. О грехах людей древнего времени. Глава XXVIII. Безрассудны те, которые преувеличивают милосердие Христа, и умалчивают о суде, и, полагаясь на большую благодать Нового Завета, упускают из внимания большое совершенство, Которого Он требует, и выдумывают Бога отличного от Творца мира. Глава XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? Глава XXX. Почему Бог повелел евреем при исходе взять у египтян сосуды? Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота. Глава XXXII. Один Бог виновник обоих заветов, что подтверждается свидетельством пресвитера, ученика Апостолов. Глава XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров Церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь все, сказанное пророками о Христе и о свободе Нового Завета. Глава XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все предсказания пророков относятся но Христу. Глава XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества производят от Всевышняго Бога, другие – от Демиурга. Глава XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от Которого и Христос. Глава XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы. Глава XXXVIII. Почему человек не был вначале сотворен совершенным? Глава XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих. Глава XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и награждает избранных. Глава ХLI. Неверующие в Бога и Ему неповинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию. Книга пятая Глава I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не мнимо, а действительно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона. Глава II. Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое и даровал плоти нашей участие в спасении. Глава III. В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему телу причастие воскресения и бессмертия. Глава IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь. Глава V. Долгота жизни древних, примеры Илии и Эноха и других показывают, что Бог может восставить тела наши для вечной жизни. Глава VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души. Глава VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти. Глава VIII. Дары Святаго Духа приготовляют нас к нетлению и делают духовными в отличие от плотских людей, что в Законе означено чистыми и нечистыми животными. Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия. Глава X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною. Глава XI. О делах плотских и духовных людей. Глава XII. О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе. Глава XIII. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильнейшим доказательством воскресения. Глава XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею. Глава XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля. Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее. Глава XVII. Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи. Глава XVIII. Все сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть от Отца, не принял бы плоти. Глава XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о различных ересях. Глава XX. Должно внимать пастырям, коим Апостолы вверили Церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно. Глава XXI. Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу. Глава XXII. Истинный Господь и Единый Бог возвещается Законом и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему Одному должно поклоняться и от Него ожидать всякого блага. Глава XXIII. Чрез ложь Диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа. Глава XXIV. О постоянной лжи Диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не Диаволом. Глава XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у Даниила и Павла. Глава XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи, предшествующее концу мира и вечному Царству Христа. Глава XXVII. О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих. Глава XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира. Глава XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста. Глава XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам; о царстве и о смерти антихриста. Глава XXXI. Сохранение наших тел подтверждается воскресением и вознесением Христа; души святых находятся в ожидании времени, когда получат полную славу. Глава XXXIII. Подтверждение того же из обетований Христа Спасителя и из благословения Иакова, согласно толкованию Папия и пресвитеров. Глава XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаия, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах. Глава XXXV. Продолжение о том же. Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем.

Аннотация

В настоящем издании представлены все сохранившиеся творения святителя Иринея Лионского – «Обличение и опровержение лжеименного знания» в пяти книгах (по примеру «отца церковной истории» Евсевия и блаж. Иеронима называемое обыкновенно сокращенно «Против ересей») и «Доказательство апостольской проповеди». Св. Ириней, епископ Лионский, был духовным воспитанником св. Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова, и еще сохранял в своих устах живой апостольский голос и дух апостольского учения и Предания. Он пользовался широкой известностью и огромным уважением всей Вселенской Церкви и был миротворцем в споре между Римом и малоазийскими Церквами по обрядовым разногласиям, но особенно прославился своей борьбой против самых опасных еретиков того времени – гностиков. Ревностно опровергая все существовавшие в то время гностические лжеучения, св. Ириней с удивительной ясностью и глубиной излагает апостольское учение о Боге, о спасении, искуплении и воскресении человека, о Евхаристии и последних судьбах мироздания. В его лице мы видим наиболее яркого защитника идеи Церкви, ее значения и необходимости принадлежать к ней. Весьма ценна экзегетическая сторона сочинений св. Иринея, которой в данном издании было уделено особое внимание: были уточнены и дополнены ссылки на Св. Писание и составлен указатель библейских цитат по сочинениям св. Иринея. Прежний русский перевод протоиерея П.Преображенского дается в новой редакции и снабжен, где это необходимо, текстологическими примечаниями.

Для всех желающих иметь твердое основание веры Господней, апостольской, церковной и пить воду спасения из живых источников.

1. САЙТЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЦЕРКОВНЫХ СТРУКТУР

Страница «Московская епархия РПЦ» на Facebook: https://www.facebook.com/meparch

Страница «Московская епархия РПЦ» ВКонтакте: https://vk.com/meparch

Официальный сайт Миссионерского отдела Русской Православной Церкви (МП) http://www.portal-missia.ru

Содержит: Структуру отдела, новости, официальные документы, полезные материалы.

Официальный сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (МП) http://www.otdelro.ru

Содержит: Структуру отдела, новости, официальные документы, полезные материалы.

Официальный сайт Миссионерского отдела Московской епархииhttp://infomissia.ru

Содержит: Официальную информацию о Миссионерском отделе: Цели и задачи отдела, Контактные данные ответственных за миссионерскую деятельность в благочиниях, Официальные документы, Доклады и выступления на миссионерских конференциях. Материалы для миссионеров: статьи, посвященные миссионерству, опыт реализации миссионерских инициатив, историю миссионерства, ссылки на миссионерские интернет-сайты. Статьи различной тематики: о православии, о других религиях и сектах, о современных проблемах в свете православия. Новости: публикуются епархиальные миссионерские новости, а также новости из благочиний.

Официальный сайт Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии http://www.eorok.ru

Содержит: Структуру отдела, новости, официальные документы, полезные материалы.

Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета http://www.pstgu-mf.ru/

Миссионерский факультет ПСТГУ обучает студентов по следующим специальностям и направлениям: Религиоведение, Культурология, Туризм, Социальная работа, Организация работы с молодежью.

2. САЙТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ

Незнакомое православие (проект Московской епархии)http://www.missionary.su

Сайт, рассказывающий о православии понятным современному человеку языком. Полезные материалы для отвергающих, сомневающихся, интересующихся и успокоившихся в вере.

Электронная версия «Православной энциклопедии»http://www.pravenc.ru/

Крупнейшее справочное издание по вопросам православного богословия, истории, философии и т.д.

Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/

Новостной и справочный портал, посвященный различным вопросам православной веры.

Богослов.ру http://www.bogoslov.ru

Портал, посвященный богословским вопросам.

Мир, человек, слово http://www.mir-slovo.ru/

Духовно-просветительский проект, циклы радиопрограмм исторической и богословской тематики.

3. АУДИО-, ВИДЕО- И ПРОСТО БИБЛИОТЕКИ

Электронная библиотека Одинцовского благочинияhttp://www.odinblago.ru/

Собрание электронных книг по богословию, истории, философии и т.д.

Электронная библиотека ПСТГУ http://pstgu.ru/library/

Собрание электронных книг по богословию, истории, философии и т.д.

Православная миссионерская художественная прозаhttp://www.православная-проза.рф/bibliotechka.html

Библиотека для воцерковляющихся

Предание.ру http://www.predanie.ru/

Архив MP3 лекций, выступлений и книг, большой архив видеоматериалов (телепередачи, выступления и видеолекции), духовные песнопения.

Православная электронная библиотека http://lib.pravmir.ru/

Библиотека святоотеческой литературы и книг современных богословов.

4. САЙТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАТЕХИЗАТОРОВ-МИССИОНЕРОВ

Сайт Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархииhttp://www.missiaspb.ru

Сайт Миссионерского отдела Новосибирской епархии http://ansobor.ru

Содержит: новости, полезные материалы, библиотеку православной литературы.

Электронная библиотека В помощь тем, кто проповедует о Христеhttp://www.synergia.itn.ru/kerigma/

Собрание электронных книг для миссионеров

Миссионерско-апологетический центр «Ставрос» http://stavroskrest.ru/

Многочисленные материалы апологетического характера.

Миссионерско-апологетический проект «К Истине» http://www.k-istine.ru

Многочисленные материалы катехизаторского и апологетического характера.

5. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ И АНТИСЕКТАНТСКИЕ САЙТЫ

Православие и ислам http://www.pravoslavie-i-islam.ru

Интернет-ресурс, посвященный диалогу с исламом.

Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионскогоhttp://iriney.ru

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Антисектантский центр Новосибирского собора во имя св. кн. Александра Невского http://www.sektoved.ru

Москва, 5 сентября 2018 г.

В эти дни отмечает свое 25 — летие Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Днем основания Центра религиоведческих исследований (ЦРИ) во имя священномученика Иринея епископа Лионского считается пятое сентября – церковный день поминовения этого святого. В этот день Александр Леонидович Дворкин – тогда сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии объявил о создании Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского. К тому времени церковный историк Александр Леонидович занимался тоталитарными сектами (именно он впервые употребил на русском языке этот мгновенно прижившийся термин) уже около года и, как он сам об этом вспоминает, понял, что коль скоро он взялся за эту тематику, нужно делать это профессионально.

* * *

Начало девяностых годов выдалось для россиян трудным. Прежнее государство исчезло, а новое находилось на этапе становления. Структуры власти, регулирующие жизнь в разных сферах, еще только формировались. Законодательство в области религии отличалось крайним либерализмом и недоработанностью. Пользуясь этим, в страну хлынул широкий и мутный поток иностранных миссионеров и вербовщиков, открывавших здесь свои многочисленные религиозные (или околорелигиозные) организации. Появились и «свои», доморощенные секты. Последователи «Аум Синрике» и «Белого братства», неопятидесятники, «богородичники», сайентологи, муниты, кришнаиты, мормоны, сатанисты – вот далеко не полный перечень сект, с которыми внезапно столкнулись наши сограждане. Неудивительно, что вскоре появились люди, пострадавшие от таких деструктивных объединений.

Создание в сентябре 1993 года Информационно консультационного центра (позже Центра религиоведческих исследований) во имя священномученика Иринея Лионского стало ответом общества на эти «сектантские» вызовы. Руководителем организации стал профессор ПСТГУ, доктор философии, кандидат богословия Александр Дворкин. Именно благодаря ему была выработана единственно правильная концепция деятельности Центра: не только и не столько «вытаскивать» людей из деструктивных культов – а вести работу «на упреждение», на широкое информирование граждан и государства о том, чем опасны тоталитарные секты. На свою деятельность организация получила благословление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это – свидетельство об огромной опасности, которую уже тогда видела в сектах Русская Православная Церковь.

За четверть века наш Центр, начинавшийся в скромной комнате в полуразрушенном здании в Крапивенском переулке, прошел большой путь становления и развития, неуклонно расширяя сферу своей деятельности. Появились тесные дружеские связи с аналогичными организациями в странах ближнего и дальнего зарубежья. Получили известность многочисленные выступления руководителей и представителей Центра в средствах массовой информации, на международных и российских научно-практических конференциях, круглых столах. Наши сотрудники накопили о деятельности сект богатейший материал, на котором был защищен не один десяток дипломных и кандидатских работ.

Во многом именно работа Центра, постоянно поднимавшего проблему нарушения прав человека в деструктивных культах, позволила принять новый федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который ужесточал требования к регистрации различных общин и ввел институт государственной религиоведческой экспертизы, а также ряда положений федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Свидетельством признания эффективной работы Центра стало обретение им статуса головной структуры Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) и члена Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS), в которой проф. А. Л. Дворкин уже три срока подряд занимает пост вице-президента. За свою деятельность многие сотрудники ЦРИ были удостоены высших церковных наград, благодарственных писем и грамот от органов государственной власти и местного самоуправления.

Сейчас Центр религиоведческих исследований продолжает свою работу. Пользуется большим вниманием наш интернет-сайт www.iriney.ru и действует «телефон доверия», по которому могут обратиться за советом родные и близкие лиц, попавших в секты. Региональные отделения ЦРИ, уполномоченные им представители или братские организации есть почти в любом субъекте Федерации. Осуществляется тесное взаимодействие Центра с приходами и учреждениями Русской Православной Церкви, других традиционных для наших страны конфессий. К работникам ЦРИ регулярно обращаются за консультациями сотрудники правоохранительных органов, которые, увы, всё чаще сталкиваются с преступлениями религиозно-экстремистской направленности. Материалы, собранные представителями Центра, помогли Генеральной прокуратуре РФ закрыть в судебном порядке сперва крупное псевдорелигиозное движение «Преображение России», а недавно – отечественных «Свидетелей Иеговы», а также около двадцати других – не столь широко известных, но не менее деструктивных сект. Центр эффективно сотрудничает с представителями СМИ и его представители по нескольку раз в неделю дают комментарии журналистам как федеральных, так и региональных изданий, теле- и радиопередач.

Заметим, что при этом Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского зарегистрирован в качестве межрегиональной общественной организации, и вся наша работа осуществляется на энтузиазме.

Вряд ли стоит говорить, что руководству самих тоталитарных сект деятельность ЦРИ – как кость в горле. Поэтому регулярно предпринимаются масштабные, щедро оплаченные, но всегда трусливо-анонимные попытки дискредитировать руководителей и сотрудников Центра в глазах государства и граждан. Однако практика показывает, что всерьез такие потуги сектантов никто не воспринимает.

Как известно, четверть века – тот возраст, когда уже нашедший место в жизни человек начинает работать в полную силу, приносить максимальную пользу обществу и государству. Уверены, что и у нашего Центра, отмечающего двадцать пятый день рождения, впереди – большое будущее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *