Ирландский святой

Содержание

В Великобритании существует множество праздников, в которых может принять участие каждый житель и гость страны – от маленьких уличных празднеств до крупнейших национальных фестивалей.

Общегосударственные праздники в Великобритании называются «банковскими выходными», хотя закрыты в эти дни далеко не только банки: большинство магазинов, организаций и прочих бизнесов в эти дни не работают.

Ниже перечислены основные праздники, отмечаемые в Великобритании, однако не все из них являются выходными днями. При этом даты праздников могут не совпадать в различных частях Соединенного Королевства – Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии.

1 января – Новый год.

В канун Нового года, 31 декабря, в Англии традиционно собираются вместе с семьями или друзьями, чтобы встретить в полночь Новый год и спеть вместе «Доброе старое время» (Auld lang syne) – народную песню на слова шотландского поэта Роберта Бернса. Встреча Нового года может затянуться до утра и даже дольше! Многие люди под Новый год дают традиционные «новогодние обеты» (New Year’s resolutions), обещая себе достичь поставленных целей или бросить вредные привычки в наступающем году. Правда, большинство из этих резолюций успешно забывается по окончанию празднеств.
В Шотландии празднование Нового года носит название «Хогманай» (Hogmanay), восходя корнями к языческим верованиям. Шотландские жители отмечают Новый год с размахом – с музыкой, танцами, кулинарными пиршествами и факельными шествиями, и Эдинбург выступает эпицентром этого праздничного разгула.

25 января – Ночь Бернса (Burns’ Night) в Шотландии.

Многие шотландцы отмечают этот день праздничным ужином. В этот день они чествуют и вспоминают шотландского поэта Роберта Бернса, поднимая бокалы в его честь и зачитывая его стихотворения. Мужчины облачаются в традиционные шотландские юбки – килты, музыканты играют на волынках, и почти на каждом столе можно увидеть «хаггис» (haggis) – традиционное шотландское блюдо из овечьего сердца, печени и легких с репой и картофелем.

14 февраля — День Святого Валентина.

Это день, когда любовь витает в воздухе! В наше время день Святого Валентина стал праздником любви и романтики. Множество людей по всей Великобритании приглашают на романтический ужин свои вторые половинки и дарят им открытки-«валентинки», коробки шоколадных конфет и цветы. В этот день даже люди, не состоящие в отношениях, вполне могут получить анонимные «валентинки» от тайных поклонников.

17 февраля – Масленица, или «День блинов» (Pancake Day).

Масленица отмечается в последний день перед началом христианского Великого поста, длящегося 40 дней. В этот день во многих, даже нерелигиозных, семьях пекут блины из яиц, молока и сахара.

В некоторых городах Великобритании даже проводятся «блинные забеги», участники которых на бегу переворачивают блины со сковородкой в руке. «Родиной» этих соревнований считается город Олни в графстве Бакингемшир, где, по мнению историков, в далеком 1445 году состоялся первый блинный забег в Англии.

19 февраля — Китайский Новый Год.

За пределами Азии самые масштабные празднования Китайского Нового года устраиваются в Лондоне – ежегодно в лондонском Чайна-тауне проводится парад с бесплатными представлениями, музыкой, танцами, выступлениями акробатов, кулинарными пиршествами и фейерверками. Помимо Лондона красочные уличные представления в честь Китайского Нового года можно увидеть в других крупных городах Великобритании, включая Манчестер, Ноттингем, Ливерпуль и Бирмингем.

1 марта — День Святого Давида в Уэльсе.

Святой Давид является покровителем Уэльса, и 1 марта по сути является праздником валлийский культуры. В этот день жители Уэльса прикрепляют к одежде цветы нарциссов и едят коул (cawl) – традиционный валлийский суп из сезонных овощей, баранины или свинины. Праздничные мероприятия проводятся по всему Уэльсу, включая большой парад в Кардиффе.

6 марта — Холи.

Этот «Фестиваль красок» знаменует собой окончание зимнего сезона по индуистскому календарю и выпадает в 2015 году на 6 марта. Во многих городах Великобритании, включая Лондон, Манчестер, Бристоль и Белфаст, люди празднуют это событие, бегая по улицам и осыпая друг друга разноцветными порошками!

15 марта – День матери.

Это день чествования материнства, когда люди благодарят своих матерей за их труды на протяжении всего года. В этот день принято дарить матерям открытку и другие подарки, а также приглашать их на праздничный ужин в ресторане или готовить особенное блюдо дома.

17 марта – День Святого Патрика в Северной Ирландии.

Праздник Святого Патрика является национальным праздником в Ирландии, и в настоящее время отмечается ирландскими общинами по всему миру. В Великобритании проводятся праздничные мероприятия в честь Святого Патрика в крупных городах, включая Бирмингем, Ноттингем, Манчестер и Лондон, а также Белфаст. Многие британцы облачаются в одежду зеленого цвета и прикрепляют к ней трилистник («счастливый клевер»), встречаются с друзьями и пьют ирландское темное пиво Guinness.

1 апреля – День дурака.

В этот день поощряются различные шутки, розыгрыши и прочие шалости. Даже серьезные новостные издания, теле- и радиопередачи в этот день могут поделиться выдуманными историями, так что следует быть начеку и не верить всему, что слышите, а не то прослывете «апрельским дураком» (человеком, который «купился» на первоапрельскую шутку). Обычно розыгрыши заканчиваются ближе к середине дня.

3-6 апреля – Пасхальные выходные.

Пасха – христианский праздник, знаменующий воскресение Иисуса Христа. Она всегда празднуется в одно из воскресений марта или апреля, которое зовется Пасхальным воскресеньем. Пятница перед Пасхой и следующий после нее понедельник являются выходными днями. Британцы отмечают Пасху по-разному, но, как правило, большинство дарит друг другу шоколадные яйца и поедает «английские крестовые булочки» (‘hot cross buns’) – сладкие булки с крестовым узором сверху, а дети раскрашивают яйца и принимают участие в охоте на пасхальные яйца (Easter egg hunts).

23 апреля — День Святого Георгия в Англии.

Легенда гласит, что Святой Георгий был римским солдатом, который сразил дракона ради спасения принцессы. Он стал святым покровителем Англии, и день Святого Георгия считается национальным английским праздником. Крест Святого Георгия (красный крест на белом фоне) изображен на национальном английском флаге. Празднования в этот день включают танцы «мореска» (народный английский танец), однако, поскольку день Святого Георгия не является выходным, большинство людей не участвуют в каких-то особенных торжествах по этому поводу.

23 апреля — День рождения Уильяма Шекспира.

В этот день проводятся праздничные мероприятия в честь этого великого английского драматурга. Самые большие торжества устраиваются в родном городе Шекспира — Стратфорде-на-Эйвоне в графстве Уорикшир, где проводится недельный фестиваль, посвященный Шекспиру.

1 мая – Белтан (Beltane, или Beltain)

Кельтский праздник огня, восславляющий плодородие и знаменующий начало лета. Уходя корнями в древнюю историческую эпоху Шотландии, Ирландии и острова Мэн, в наши дни набирают популярность современные версии этого праздника. Самые крупные торжества проводятся в Эдинбурге, Торнборо в Йоркшире и древней ферме Батсер в графстве Хэмпшир, где на закате по традиции сжигается чучело Плетеного человека высотой 30 футов.

4 и 25 мая – банковские выходные в 2015 году.

Два понедельника в мае британцы отдыхают и (если повезет) проводят время на свежем воздухе, под теплым весенним солнышком.

13 июня – официальное празднование дня рождения королевы.

Хотя настоящий день рождения королевы приходится на 21 апреля, с 1748 года день рождения короля или королевы Великобритании традиционно отмечается в июне. По этому поводу в Лондоне проводится ежегодный военный парад, известный как «Вынос знамени» (Trooping the Colour), на котором присутствует королевская семья.

21 июня — День Отца.

В этот день выражают признательность отцам, дедушкам, отчимам и свекрам. Большинство британцев дарят отцам открытку или подарок и устраивают совместные ужины в ресторане или пабе.

21 июня – День летнего солнцестояния.

В этот особенный день многие англичане устремляются к загадочному памятнику древности Стоунхендж в Уилтшире – здесь люди отмечают самый длинный день и самую короткую ночь в году. Особенно интересно встать внутри камней лицом к северо-востоку, по направлению к камню снаружи круга, получившему название «Пяточный камень” (Heel Stone), и наблюдать, как солнце всходит подобно пылающему огню – это зрелище впечатляет людей любых верований, особенно язычников и поклонников культа солнца.

12 — 29 июля — Теннисный турнир в Уимблдоне.

Уимблдонский теннисный турнир – большое событие для всех любителей спорта. Он проводится ежегодно во Всеанглийском клубе (All England Club) в Лондоне, начиная с 1877 года. Теннисисты облачаются в белую форму, а зрители на трибунах по традиции наслаждаются клубникой со сливками.

17 июля – Ураза-байрам, или Ид аль-Фитр.

Этот день знаменует окончание месячного поста Рамадан и широко празднуется мусульманскими общинами в Великобритании. Каждая община, как правило, организует собственные мероприятия, но самые крупные торжества по традиции устраиваются в городских центрах Лондона и Бирмингема.

1-8 августа – Айстедвод (Eisteddfod).

Национальный праздник Айстедвод – крупнейшее культурное событие Уэльса и один из старейших культурных фестивалей Европы. В этот день у вас есть прекрасная возможность насладиться валлийской музыкой и литературой, увидеть танцевальные и театральные представления, приобрести национальные валлийские книги и ремесленные изделия и многое другое.

7-31 августа — Эдинбургский фестиваль Фриндж (Fringe).

Крупнейший фестиваль искусств в мире, на котором проводится более 40 000 представлений и более 2500 концертов на 250 площадках. Зрелища включают спектакли, комедийные шоу, музыкальные и танцевальные выступления. Многие студенты устраивают в Эдинбурге в этот день собственные шоу.

31 августа – Карнавал в Ноттинг Хилле.

Проводится в западном Лондоне на «длинном» уикэнде, захватывающем банковский выходной. Карнавал в Ноттинг Хилле является крупнейшим уличным фестивалем в Европе. Его посещают свыше 1 миллиона человек, которые приезжают в Лондон, чтобы воочию увидеть красочные лодки и танцоров в ярких костюмах, послушать разноплановую музыку от сальсы до регги и отведать национальной карибской кухни с уличных ларьков. Не забудьте взять с собой праздничное настроение, запас наличных денег и … терпение – в этот день улицы могут быть переполнены.

18-22 сентября — Неделя моды в Лондоне.

Лондонская Неделя моды задает глобальные модные тенденции, наряду с другими крупными модными шоу в Париже, Милане и Нью-Йорке. Вообще, неделя моды организуется для работников модной индустрии, однако даже люди, далекие от мира моды, могут приобрести билет на шоу в Лондоне и окунуться в мир последних модных тенденций. Шоу проводятся 2 раза в год – в конце февраля и сентябре.

31 октября – Хэллоуин (Halloween).

В наши дни традиции Хэллоуина черпают вдохновение из празднования христианского Дня всех святых и кельтского фестиваля Самайн. В этот день дети обходят соседей и выпрашивают сладости с традиционным вопросом «Trick or treat?», вырезают страшные рожи из тыкв, а взрослые устраивают вечеринки и собираются в пабах, клубах или студенческих общагах. Главное правило – выглядеть максимально устрашающе, поэтому в этот день в магазины, продающие грим и прочую праздничную атрибутику, выстраиваются длинные очереди.

Весь ноябрь — Мовембер

Ноябрь еще называют Мовембер (Movember), или Усабрь (от английского moustache — усы и november — ноябрь). В этом месяце количество усатых людей на улицах вырастает и неспроста – на протяжении всего ноября в Великобритании проводится благотворительная акция Movember, призванная повысить людскую осведомленность в вопросах мужского здоровья.

5 ноября – Ночь костров (Bonfire night).

Исторически этот день знаменует годовщину заговора Гая Фокса с целью взорвать Палату Лордов и убить Короля Джеймса I в 1605 году – этот неудавшийся заговор нашел отражение в детском стишке «Remember, remember the 5th of November; gunpowder, treason and plot» («Помните про пятое ноября. Измена коварная и заговор пороховой»). В наши дни годовщина этого события отмечается захватывающими фейерверками, которые проводятся в большинстве городов Великобритании, но самые впечатляющие фейерверки можно наблюдать в Льюисе, что в Восточном Сассексе – здесь огненные шоу сопровождаются красочными парадами, музыкой, костюмированными представлениями и сжиганием чучела из соломы или бумаги.

11 ноября — Дивали.

Дивали (или Дипавали) — это традиционный фестиваль огней индуистской, сикхской и джайнской общин Великобритании. Во многих британских городах, включая Лестер (где проводится одно из крупнейших празднований Дивали за пределами Индии), Лондон и Ноттингем, устраиваются зрелищные уличные представления с традиционными индийскими угощениями, музыкой, ремеслами и танцами – и, по обычаю, все это действо сопровождается зажиганием фонариков и свеч, а также фейерверками.

11 ноября — День памяти (Remembrance Day).

Ежегодно в Великобритании 11 ноября чествуют служащих вооруженных сил. В этот день принято вспоминать павших в бою, поэтому многие борцы за мир горячо поддерживают этот праздник. Благотворительный фонд Британского Королевского легиона в этот день продает бумажные маки для сбора средств в пользу ветеранов и их семей (цветок мака является символом Дня памяти). В 11 часов утра по традиции соблюдается двухминутная минута молчания.

30 ноября — День Святого Андрея в Шотландии.

Местный национальный праздник. В этот день чествуют покровителя Шотландии – Святого Андрея. По всей Шотландии проводятся различные праздничные мероприятия, включающие приготовление традиционных шотландских блюд, поэтические чтения, игру на волынке и национальные танцы. Это прекрасная возможность увидеть традиционный групповой танец кейли (ceilidh). К счастью, как правило, всегда находится наставник, готовый обучить танцу новичков.

На протяжении декабря по всей Великобритании проводится бесчисленное множество зимних ярмарок и фестивалей. Обычно объявления о подобных мероприятиях публикуются в местных журналах и газетах.

Самые популярные декабрьские мероприятия включают следующие:
«Зимняя страна чудес» (Winter Wonderland) в Гайд-парке в Лондоне.
Помимо традиционной рождественской ярмарки здесь вы найдете аттракционы для катания, цирковые шоу, зимний каток, искусственный снег и выставку ледяных скульптур. Если замерзнете, то можно согреться стаканчиком горячего шоколада или глинтвейна.

Замок Хогвартс на Рождество

Зимняя версия тура по местам Гарри Поттера, организуемая студией Уорнер Бразерс в Ливсдене, пригороде Лондона. Во время тура можно будет осмотреть подлинную модель замка Хогвартс, а также увидеть своими глазами Большой Зал, украшенный к рождественскому ужину.

Франкфуртская рождественская ярмарка в Бирмингеме

Крупнейшая немецкая ярмарка за пределами Германии и Австрии. На ярмарке можно отведать традиционный немецкий глинтвейн, немецкие колбаски, крендельки pretzels и другие национальные немецкие сладости. Помимо этого на ярмарке ремесел можно приобрести уникальные сувениры, сделанные местными мастерами.

Зимний фестиваль в ботаническом саду «Проект Эдем» в Корнуолле.

В декабре в этом ботаническом саду хор исполняет рождественские песни, здесь появляются елки, живые олени и зимний каток для людей всех возрастов.

Рождественский рынок в Белфасте

На этом интернациональном рынке возле Сити Холла можно приобрести праздничную еду и напитки, а также ремесленные изделия, сувениры и новогодние украшения со всего мира.
Пантомимы

Традиционная рождественская пантомима являет собой смешение комедии и музыкального театра, где участники одеваются в смешные костюмы, а зрители непосредственно участвуют в представлении. Обычно пантомимы устраиваются для детей, однако взрослым также будет интересно хотя бы раз увидеть это уникальное британское зрелище.

6-14 декабря — Ханука.

Еврейские общины по всей Великобритании традиционно отмечают Хануку, праздник огней. В 2015 году она будет проводиться с 6 по 14 декабря. На Трафальгарской площади в Лондоне устанавливается крупнейшая в Европе менора. Обычно ее зажигает мэр Лондона в первый день Хануки, который сопровождается раздачей бесплатных пончиков и живыми музыкальными выступлениям.

25 декабря — Рождество.

Большинство людей в Великобритании празднует Рождество, даже если они нерелигиозны. В этот день на улицах можно увидеть рождественские елки, люди дарят друг другу подарки и поют рождественские гимны, пьют подогретое вино с пряностями и едят пирожки со сладкой фруктовой начинкой (mince pies), а, если повезет и выпадет снег, играют в снежки и лепят снеговиков. По традиции к рождественскому ужину подается целая запеченная индейка с печеным картофелем, овощами и соусом грейви, а на десерт — рождественский пудинг (бисквит с сухофруктами), однако в каждой семье есть собственные традиции этого праздника.

26 — День подарков (Boxing Day).

Следующий после Рождества выходной день носит название дня подарков (в буквальном переводе с английского — «день коробок»). Считается, что своим названием этот праздник обязан прежней традиции, по которой главы семей дарили слугам и торговцам «рождественские коробки» с деньгами и подарками. В наше время такой традиции более не существует, однако в день подарков принято собираться семьями, ходить на прогулки, смотреть спортивные мероприятия и доедать остатки рождественских пиршеств.

Познакомиться с британскими праздниками и традициями их празднования Вы сможете на занятиях в нашей школе, где наши преподаватели более подробно расскажут Вам об этой теме.

День памяти: 17(30) марта

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея – когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, – это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему – об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, – по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, – сказали королю жрецы-друиды, – он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось – огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные – не всем, но несомненно одно – Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.

Святой Брендан относится к раннему поколению ирландских христиан. Он родился на юго-западе Ирландии и периодом его жизни считаются 484-578 года нашей эры. Этот святой, по преданиям, основал множество монастырей, совершил различные чудеса, но в памяти людей нашего времени он известен под прозвищем «Мореплаватель», так как совершил несколько плаваний в северной части Атлантического океана. Наиболее древние сведения о его плаваниях сохранились в жизнеописании св. Мало, ученика св. Брендана, относящихся к IX веку; на них я и буду опираться, рассказывая о плаваниях св. Брендана. Брендан одним из первых в мире прервал традицию каботажного плавания и смело вышел в открытый океан. Описание плавания св. Брендана полно всяческих чудес, за которыми всё-таки можно рассмотреть очертания реальных земель. Существует довольно аргументированная версия о том, что ещё в VI веке св. Брендан достиг берегов Америки у Ньюфаундленда, пройдя путь от Ирландии через Гебриды, Фарерские острова, Исландию и, возможно, Гренландию и достиг берегов Нового Света.
Сторонники этой версии также указывают на большой интерес, который вызывало жизнеописание св. Брендана у Христофора Колумба. Впрочем, перейдём к описанию плаваний св. Брендана и, если удастся, попытаемся установить места, мимо которых он проплывал. Известно, что мореходы древних времён не очень стремились отрываться от береговой линии, а их попытки выйти в открытое море (океан) никаких заметных географических открытий не принесли. Возможно, именно Брендан был первым мореплавателем, совершившим удачное плавание в океан, который вернулся назад и рассказал об увиденном. Вначале мы проследуем за кораблём Брендана, как это изложено в древней рукописи, а потом попытаемся осмыслить, где же побывал Брендан. «Итак, мы начинаем…» Среди ирландских монахов были популярны сказания о новой земле обетованной, которую Господь предназначил для своих верных последователей, и расположена эта земля на большом острове, расположенном где-то посреди океана.
Однажды, примерно в 530 году, Брендан решил отправиться на поиски «земли, святым обетованной», выбрал для этой цели четырнадцать монахов и обратился к ним с такой речью: «Если на то есть воля Божья, то от всего сердца я предлагаю отыскать Землю, обетованную святым. Как вы на это смотрите и какой совет вы мне дадите?» Братья одобрили предложение своего наставника, и они начали подготовку к длительному плаванию. Брендан разместил свой шатёр на вершине горы, выдававшейся в океан, близ маленькой бухты.
Описание процесса постройки корабля показалось мне настолько интересным, что я приведу его полностью: «Его спутники, взяв инструменты, изготовили легчайшее судёнышко, основа которого в соответствии с обычаями той страны была сделана из дерева. Они покрыли её бычьими кожами, окрашенными дубовой корой в красный цвет. Снаружи обмазали все сочленения кож животным жиром и послали два снаряженных корабля за другими кожами, чтобы корабль изнутри, припасами на сорок дней, животным жиром и прочими полезными вещами, потребными для жизни. Они поместили в центре корабля мачту и парус и всё прочее, что необходимо для управления кораблём». Незадолго до отплытия к Брендану присоединились ещё три монаха, но Брендан предупредил их, что они из этого плавания не вернутся.
Когда корабль Брендана был полностью снаряжён для долгого плавания, монахи отправились в путь «в сторону летнего солнцестояния», то есть на север, так как в момент летнего солнцестояния центр солнца проходит через самую северную точку эклиптики. С помощью попутных ветров и течений (когда не было ветра, монахам приходилось грести) ирландцы достигли каменистого острова с крутыми берегами. Корабль Брендана сумел найти расщелину в скалах и пристать к берегу острова, на котором они обнаружили источники хорошей воды.
На этом же острове умер один из трёх монахов, присоединившихся к Брендану в самый последний момент.
Посещение этого острова историки интерпретируют как факт достижения Бренданом со спутниками одного из Гебридских островов. Через несколько дней корабль Бредана подошёл к острову с удобной гаванью. Высадившись на берег, монахи обнаружили, что этот остров богат источниками пресной воды, в водах острова много рыбы, а на пастбищах они увидели множество белых овец. У местных пастухов монахи разжились хлебами, испечёнными в золе.
Вероятно, что это был один из Фарерских островов. Нагрузив корабль сырым мясом и рыбой, монахи поплыли дальше и вскоре повстречали кита, однако средневековый летописец описывает это событие в аллегорической форме.
Якобы корабль Брендана пристал к несколько странному острову: «Был этот остров весьма каменист, и на нем не росла трава. Деревья стояли там редко, и на берегу совсем не было песка». Монахи перенесли на берег запасы мяса и рыбы, чтобы засолить их, и развели костёр для приготовления пищи. Через некоторое время остров пришёл в движение, так что перепуганным монахам пришлось бросить свои припасы и спасаться на борту корабля, а остров исчез в океане. Своим спутникам Брендан так объяснил это происшествие: «То, на чём мы были, — это не остров, а рыба. Самое большое из всех существ в Океане. Она постоянно пытается достать своим носом до хвоста, но не может из-за огромной длины. А имя ей Ясконтий». Первый слог в названии этого существа на древнеирландском языке означает рыбу. После встречи с китом монахи вернулись на остров, на котором ранее запасались мясом и рыбой, и с вершины этого острова они увидели другой остров. Соседний остров, на котором монахи пополнили свои запасы пресной воды, оказался покрыт лесом, травой и цветами. Монахи с помощью верёвок ввели свой корабль в узкую реку, а позднее обнаружили на этом острове гигантские гнездовья птиц; историки считают этот факт ещё одним подтверждением того, что Брендан был на Фарерских островах. После Фарерских островов корабль Брендана долго скитался по морю, пока не достиг берегов большого острова, называвшегося остров последователей св. Албея. На этом острове есть источники с холодной и тёплой (но мутной) водой, а монахам, жившим на этом острове, не требовалась никакая пища, которую готовят на огне.
Скорее всего, Брендан в первый раз посетил Исландию, так как где ещё они могли найти источники термальных вод? Восстановив силы на острове последователей св. Албея, Брендан со спутниками отправились в дальнейший путь и после долгих скитаний прибыли к острову с источниками пресной воды, покрытому обильной зеленью (но не деревьями), и воды вокруг которого были богаты рыбой. Вероятно, они достигли берегов Ньюфаундленда или Лабрадора, или посетили южную оконечность Гренландии.
Пополнив запасы воды и продовольствия, Брендан решил возвращаться домой, и его корабль взял курс на север, так что монахи, вероятно, всё же побывали на Ньюфаундленде. Через несколько дней монахи попали в зону полного штиля, и их корабль течением носило по кругу двадцать дней, а потом подул западный ветер, и монахи смогли поднять парус. Вскоре корабль Брендана достиг Фарерских островов, на одном из которых монахи нашли свой котёл, забытый ими во время предыдущей стоянки. На одном из Фарерских островов монахи нашли тушу выбросившегося кита и запаслись солёным мясом на три месяца. На этом острове росло множество деревьев, но вода на нём оказалась не очень хорошей.
Брендан со спутниками провели на этом острове около трёх месяцев из-за штормов, а потом отправились курсом на север. Вскоре монахи побывали на довольно плоском острове (остров мужей Сильных), покрытом красивыми белыми и красными скалами. На этом острове умер второй монах из тех трёх, что присоединились к Брендану в последний момент. Наконец, корабль Брендана достиг земли, густо покрытой деревьями и кустарником, на которых росло множество плодов и винограда (вероятно, Ньюфаундленд). Брендан первым сошёл на берег, произвёл разведку местности и затем сказал монахам: «Сойдите на берег и поставьте шатёр и насладитесь лучшими плодами этой земли, которую Господь открыл нам». Сорок дней прожили монахи на этой благодатной земле, а потом отплыли назад. Много дней корабль Брендана плавал по морю и посещал те острова, на которых они уже бывали раньше. Во время этих скитаний монахи попадали в море с удивительно прозрачной водой, сквозь которую можно было видеть морских животных и даже морское дно. В другой раз монахи увидели очень большой айсберг, длина одной из сторон которого равнялась 400 локтям. После встречи с айсбергом монахи с попутным ветром поплыли на север и через восемь дней «они увидели невдалеке остров, весь покрытый камнями и металлическим шлаком, неприветливый, лишенный растительности, на котором повсюду стояли кузницы». Так ирландцы во второй раз приблизились к берегам Исландии, но не узнали остров.
Брендан не стал приставать к такому негостеприимному берегу, но когда «они с поспешностью проследовали мимо, до них донёсся звук, издаваемый кузнечным мехом, подобный свисту брошенного камня, а также удары, подобные грому молотов по железу и наковальне». Вскоре Брендан со спутниками увидели извержение исландского вулкана, которое они описали в аллегорической форме, как будто жители острова кидали кузнечными клещами в корабль Брендана куски раскалённой руды и издавали при этом жуткие вопли: «И в том месте, где она упала в море, всё закипело, как будто это упал обломок огненной горы, и повалил из моря дым, словно из огненной печи… и казалось, что весь остров пылает, словно печь, а море нагрелось, как котёл, полный мяса, стоящий на большом огне. И в течение всего дня были слышны оглушительные вопли с этого острова. Хотя он уже скрылся из виду, но до ушей братьев доносились крики тамошних жителей, а ноздри обоняли сильное зловоние». На следующий день ирландцы пристали к высокой горе, где на раскалённой лаве погиб третий монах. Вскоре попутный ветер понёс корабль Брендана на юг, но даже удалившись от берегов Исландии монахи видели, что высокая гора «извергала пламя до самого неба и снова вдыхала его обратно, так что весь остров до самого моря превратился в костёр». Много дней монахи плыли на юг, встречая небольшие скалистые острова. Возле одного их них они снова повстречали Ясконтия, который привёз их к острову Птиц (к Фарерским островам).
От Фарерских островов Брендан сорок дней плыл на восток и достиг острова, берега которого окутывал плотный туман. Бреднан со спутниками сошли на берег и «увидели широкую равнину, полную деревьев, плодоносящих, словно в осеннюю пору. Пока они обходили эту землю, их ни разу не заставала Ночь». Похоже, что монахи посетили северные области Норвегии и узнали про полярный день. Монахи провели на этой земле много дней, пока перед ними не предстал некий отрок, который сказал Брендану: «Вот земля, которую ты искал долгое время. Но ты не мог сразу её обнаружить, ибо Бог желал открыть тебе множество тайн в великом Океане. Теперь возвращайся в страну, где ты родился, взяв с собой из плодов и драгоценных камней этой земли столько, сколько сможет увезти твой корабль». Нагрузив свой корабль дарами этой земли, Брендан со спутниками через остров Радости вернулся в родные края. Давая краткий обзор плаваний св. Брендана можно предполагать, что он со своими спутниками несколько лет плавал по северным морям, по несколько раз посещая одни и те же острова, так как у монахов не было никаких средств навигации, а по звёздам они ориентировались не слишком уверенно.
Предположительно, Брендан посетил Гебридские острова; наверняка Брендан побывал на Фарерских островах и в Исландии. Скорее всего, корабль Брендана достиг побережья Ньюфаундленда, а кроме того ирландские монахи могли побывать на южной оконечности Гренландии или на Лабрадоре. Плывя на восток, монахи достигли северных областей Норвегии. Так что плавания св. Брендана следует считать одним из самых выдающихся достижений древних мореходов – ведь ирландцы плавали в открытом океане в холодных северных водах. Во второй половине 70-х годов XX века ирландец Тим Северин построил корабль по образцу тех, на которых плавал св. Брендан, и в течение двух лет смог доплыть от Ирландии до берегов Ньюфаундленда, следуя по предполагаемому пути своего знаменитого предшественника.

Краткое житие преподобного Колумбана Люксейского

Пре­по­доб­ный Ко­лум­бан (543–615), игу­мен Люк­сей­ский и Боб­бий­ский. Был ро­жден в Лейн­сте­ре (Ир­лан­дия). По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Бан­го­ре в граф­стве Да­ун.

Око­ло 590 го­да св. Ко­лум­бан по­ки­нул Ир­лан­дию вме­сте с двенадцатью мо­на­ха­ми, сре­ди ко­то­рых бы­л преподобный Галл, и оста­но­вил­ся в го­рах Вос­гес. В тех кра­ях он ос­но­вал мо­на­сты­ри в Люк­сее и Фон­тане.

Ве­ро­ят­но по при­чине сво­их нели­це­при­ят­ных от­зы­вов об упад­ке бур­гунд­ско­го дво­ра и мест­но­го кли­ра, в 603 го­ду он был об­ви­нен со­бо­ром фран­цуз­ских епи­ско­пов в празд­но­ва­нии Пас­хи со­глас­но кельт­ской тра­ди­ции, по­сле че­го был вы­нуж­ден об­ра­тить­ся за по­мо­щью к па­пе Гри­го­рию I. Во вре­ме­на ко­ро­ля Тео­до­ри­ха II он был на­силь­ствен­но вы­дво­рен из сво­е­го мо­на­сты­ря в Люк­сее в 610 го­ду, и вме­сте с Гал­лом и дру­ги­ми мо­на­ха­ми бе­жал в Швей­ца­рию, где про­по­ве­до­вал але­ман­нам, язы­че­ско­му гер­ман­ско­му на­ро­ду. Вы­нуж­ден­ный ски­тать­ся, он от­пра­вил­ся в Ита­лию и в 612–614 го­дах ос­но­вал в Боб­био мо­на­стырь.

Скон­чал­ся в 615 го­ду в Боб­био. Жи­тие свя­то­го Ко­лум­ба­на бы­ло со­став­ле­но Ионой Боб­бий­ским.

Полное житие преподобного Колумбана Люксейского

Свя­той Ко­лум­бан ро­дил­ся в Лен­сте­ре в 543 го­ду. Ему пред­сто­я­ло стать из­вест­ней­шим ир­ланд­ским мис­си­о­не­ром на кон­ти­нен­те. Бу­дучи маль­чи­ком, он по­лу­чил ду­хов­ное на­став­ле­ние от Ши­нел­ла Муд­ро­го в Ку­ай­не­ра­де. За­тем он пе­ре­шел в ве­ли­кий мо­на­стырь Бан­го­ра в граф­стве Да­ун, где вы­учил ла­тынь, от­ча­сти гре­че­ский и, воз­мож­но, древ­не­ев­рей­ский. В 587 го­ду он и его две­на­дцать спут­ни­ков от­пра­ви­лись в Гал­лию, а вско­ре на­пра­ви­лись в 591 го­ду в Бур­гун­дию, к краю гор­но­го хреб­та Во­ге­зы. Свя­той Ко­лум­бан там сра­зу воз­двиг мо­на­стырь на ме­сте быв­ше­го хра­ма Ди­а­ны, а по­том еще два мо­на­сты­ря: в Люк­сее и Фон­тен, Люк­сей впо­след­ствии станет наи­бо­лее из­вест­ным из них. В этом мо­на­сты­ре со­хра­нял­ся ир­ланд­ский прин­цип вы­чис­ле­ния пас­ха­лии, че­му про­ти­во­дей­ство­ва­ли галль­ские епи­ско­пы, ис­поль­зо­вав­шие рим­скую пас­ха­лию. Свя­той Ко­лум­бан так­же вы­звал непри­язнь к се­бе Брун­гиль­ды, баб­ки ко­ро­ля Тео­до­ри­ха II, ли­шив­шей жиз­ни сво­е­го му­жа и епи­ско­па Вьен­ско­го Дези­де­рия. Брун­гиль­да раз­гне­ва­лась на свя­то­го Ко­лум­ба­на за то, что тот от­ка­зал­ся бла­го­сло­вить неза­кон­но­рож­ден­ных де­тей ее вну­ка-ко­ро­ля. Она сго­во­ри­лась с галль­ски­ми епи­ско­па­ми и до­би­лась ко­ролев­ских санк­ций про­тив Люк­сей­ско­го мо­на­сты­ря. Но это не смог­ло за­ста­вить свя­то­го Ко­лум­ба­на от­кло­нить­ся от пра­во­слав­ной ве­ры, и его за­то­чи­ли в тем­ни­цу в Бе­зан­соне, от­ку­да ему, к огор­че­нию Брун­гиль­ды, уда­лось убе­жать. Ко­ролев­ским ука­зом свя­той Ко­лум­бан был вы­слан в Ир­лан­дию. По пу­ти в го­род Нант свя­той спо­до­бил­ся по­се­тить мо­ги­лу свя­то­го Мар­ти­на Тур­ско­го, од­но­го из апо­сто­лов пра­во­слав­ной ве­ры в Гал­лии.

Ко­рабль, на ко­то­ром свя­той Ко­лум­бан от­плы­вал в Ир­лан­дию, лег­ко от­ча­лил, но вдруг был с си­лой вы­бро­шен об­рат­но на бе­рег на­ле­тев­шей бу­рей.

Итак, свя­той Ко­лум­бан и его спут­ни­ки сно­ва очу­ти­лись в Гал­лии. Они на­пра­ви­лись в го­род Метц, где ко­роль Ав­стра­зии Тео­де­берт, брат Тео­до­ри­ха, встре­тил их очень сер­деч­но. Вско­ре сю­да при­бы­ли и мо­на­хи из Люк­сея, и свя­той Ко­лум­бан ре­шил, что рай­он Кон­станц­ко­го озе­ра (швей­цар­ское на­зва­ние Бо­ден­ско­го озе­ра. – Пер.) как нель­зя бо­лее под­хо­дит для мис­си­о­нер­ской про­по­ве­ди в юж­ной Гер­ма­нии, Гел­ве­ции (Швей­ца­рии) и Ав­стрии. Ко­роль сма­сте­рил греб­ную шлюп­ку и со­брал эки­паж, под­хо­дя­щий для уже по­жи­ло­го мис­си­о­не­ра, ко­то­рый пла­вал вниз по те­че­нию Мо­зе­ли и вверх по Рей­ну до са­мо­го Кон­станц­ко­го озе­ра. По до­ро­ге мис­си­о­не­ры се­я­ли сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния зер­на хри­сти­ан­ства, но боль­шин­ство про­дол­жа­ло пре­бы­вать во тьме язы­че­ства. Свя­той Ко­лум­бан ос­но­вал мо­на­стырь в Бре­ген­це, но через три го­да Верх­ний Рейн пе­ре­шел под власть Тео­до­ри­ха II и ко­вар­ной Брун­гиль­ды, и это за­ста­ви­ло свя­то­го Ко­лум­ба­на и его уче­ни­ков от­пра­вить­ся вверх по Рей­ну и да­лее: пе­ре­сечь Аль­пы, чтобы ока­зать­ся в Ита­лии. Уче­ник свя­то­го Ко­лум­ба­на, по име­ни Галл, за­дер­жал­ся и ос­но­вал ир­ланд­ский мо­на­стырь Сант-Гал­лен, а Си­гис­берт учре­дил мо­на­стырь в го­ро­де Ди­сен­тис у ис­то­ка Рей­на.

Свя­той Ко­лум­бан и его спут­ни­ки при­бы­ли в Ми­лан ко дво­ру лан­го­бард­ско­го ко­ро­ля Аги­луль­фа в 613 го­ду. Хо­тя Аги­лульф был ари­а­ни­ном, но при­нял ир­ланд­ско­го свя­то­го с боль­шим ве­ли­ко­ду­ши­ем. Он по­жа­ло­вал свя­то­му Ко­лум­ба­ну зем­ли на Ап­пе­ни­нах для ос­но­ва­ния мо­на­сты­ря, но с усло­ви­ем, что все мо­на­хи оста­нут­ся здесь и бу­дут еже­днев­но мо­лить­ся о бла­го­ден­ствии ко­ролев­ства. Этот но­вый мо­на­стырь был ос­но­ван свя­тым Ко­лум­ба­ном в Боб­био, где свя­той про­жил остав­ши­е­ся два го­да сво­ей дол­гой зем­ной жиз­ни. Во всех сво­их об­щи­нах свя­той Ко­лум­бан при­дер­жи­вал­ся ир­ланд­ской, а не рим­ской пас­ха­лии, на­ста­и­вая на том, что игу­мен, а не мест­ный епи­скоп, яв­ля­ет­ся глав­ным ав­то­ри­те­том в сво­ем мо­на­сты­ре. Он при­нес на кон­ти­нент и ир­ланд­скую прак­ти­ку част­ной ис­по­ве­ди – этот обы­чай на Во­сто­ке был лю­бим свя­тым Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким. Свя­той Ко­лум­бан со­ста­вил мо­на­ше­ское пра­ви­ло и пе­ни­тен­ци­а­рий, ко­то­рый позд­нее по-сво­е­му ис­тол­ку­ют бе­не­дик­тин­цы, невер­но при­пи­сав это свя­то­му, а так­же на­пи­сал несколь­ко по­эм. Лю­бовь свя­то­го к жи­вот­ным бы­ла та­кой, что к нему на зов сбе­га­лись бел­ки с де­ре­вьев. Го­во­рят, что тра­ди­ция укра­шать ели на но­вый год вос­хо­дит имен­но к это­му свя­то­му. По пре­да­нию, свя­той Ко­лум­бан пы­тал­ся про­по­ве­до­вать и сла­вя­нам, но без успе­ха. Он пре­ста­вил­ся 23 но­яб­ря 615 го­да, впо­след­ствии эта да­та ста­ла днем па­мя­ти свя­то­го. Через два го­да по­сле кон­чи­ны свя­то­го Ко­лум­ба­на мо­нах Иона из Боб­био на­пи­сал его жи­тие.

14 мая 2018 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о вклю­че­нии име­ни пре­по­доб­но­го Ко­лум­ба­на, игу­ме­на Люк­сей­ско­го, в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Источник: Православие.ру

Иона Боббийский. «Житие святого Колумбана»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *