Ищите прежде царствия божия

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

На пищу и питие сладкое смотри под образом праха и гноя, что они и действительно суть, и не пецысь, что тебе есть и пить. Ищи прежде Царствия Божия и правды Его — мира, святыни, любви со всеми, и Бог Сам приложит тебе всё нужное для тела.

Дневник. Том V. Март.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, — помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, — исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мире приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин. 12:46). Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, — помни, что первая наука каждого из вас — быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.

Моя жизнь во Христе: Слово 860.

Ищите прежде Царствия Божия, то есть всеми мерами умудряйтесь достигнуть того, как бы воцарился в сердцах ваших Христос и исполнил чрез вас всякую добродетель, со всем усердием старайтесь искоренять из сердца своего всякое зло, всякую страсть: самолюбие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, гордость, славолюбие, чрез которые царствует в вас диавол, и со всем усилием старайтесь насаждать искреннюю любовь к Богу и ближним, благожелание ко всем, стремление угодить всем всяким образом по истине, кротость, смирение.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Эти слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом, мы находим в Евангелии от Матфея 6:33. Там мы читаем:

Евангелие от Матфея 6:33
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.»

Согласно этим словам Иисуса Христа, ПРЕЖДЕ всего мы должны искать Царства Божия и правды Его. Это должно быть нашим высшим приоритетом. Это, в свою очередь, подразумевает не чисто внешний поиск. То, что проявляется внешне, не может быть искренним, если оно первоначально не прочувствовано внутри. Сердце должно ПРЕЖДЕ всего искать Бога и Его царство.

1. Евангелие от Матфея 6:19-20

Для начала обратимся к Евангелию от Матфея 6:19-20. Там Иисус говорил:

Евангелие от Матфея 6:19-20
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.»

Хотя есть сокровища земные, настоящие сокровища – на небесах. Это их, истинные, призывает нас собирать Иисус Христос. На самом деле, какая польза от того, что кто-то баснословно богат на земле, если на небе он беден? Как сказал Христос ангелу Лаодикийской церкви в Откровении 3:

Откровение 3:17-18
«Ибо ты говоришь: ‘я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться.»

У Господа Иисуса Христа есть настоящее золото, и Он призывает нас придти к Нему и купить его. Последуем ли мы Его призыву к небесному богатству, очищенному золоту, или будем гнаться за тленным богатством этого мира? Как говорит нам 1-е послание Тимофею 6:6-8:

1-е послание Тимофею 6:6-9
«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести . Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.»

И Послание к Евреям 13:5-6
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Великое приобретение – быть благочестивым. Истинное богатство – на небесах. Истинно богат тот, кто купил золото у Господа Иисуса Христа. Давайте же поэтому пойдем и купим у него очищенное золото, чтобы стать истинно богатыми, и не позволим обману богатых и заботам житейским сделать семя Слова Божиего бесплодным в наших сердцах (Евангелие от Луки 8:14).

2. Евангелие от Матфея 6:21

Продвигаясь далее, Иисус Христос проясняет, почему то, что считается истинным богатством, так важно. Так в стихе 21 мы читаем:

Евангелие от Матфея 6:21
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»

Где наше сокровище, там будет и сердце наше. Иными словами, невозможно привязать свое сердце к земному и в то же самое время накапливать сокровища на небесах. Настоящие сокровища на небесах накапливаются только теми, чье сердце – на небесах. Вот почему Павел говорит:

Послание к Колоссянам 3:2
«О горнем помышляйте, а не о земном.»

И Господь продолжает:

Евангелие от Матфея 6:24
«НИКТО не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»

Невозможно одновременно служить и Богу, и миру. Первое противоположно второму. Как говорится в Послании Иакова:

Послание Иакова 4:4
«Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.»

Чем больше кто-то жаждет мира, тем сильнее тушится в нем Божий огонь, и наоборот. Конечно же, речь идет не о нашем физическом присутствии в этом мире, ибо Господь послал нас в него живыми свидетелями. Мы говорим здесь о смешении общепринятых устоев и духа мира. Невозможно служить одновременно этому духу и Святому Духу.

И Господь продолжает:

Евангелие от Матфея 6:25
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

Фраза «посему говорю вам» связывает то, что Иисус сказал в этом стихе, со сказанным раньше, то есть, с тем, что мы не можем служить двум господам. Другими словами, «посему», то есть, потому что мы не можем служить двум господам, мы не должны заботиться о нашей жизни. Иначе мы будем служить не тому господину. НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕЙ ЖИЗНИ – это включает в себя заботы, которые может иметь человек: семья, дети, деньги, карьера, здоровье и вообще любую заботу этой жизни, маленькую и большую, ежедневную и сиюминутную. Конечно, то, что мы не должны заботиться о своей жизни, не значит, что в жизнь беззаботна. Но не мы должны заботится о ней, а Бог. Как говорит нам 1-е послание Петра 5:6:

1-e послание Петра 5:6
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо ОН ПЕЧЕТСЯ О ВАС.»

БОГ печется о нас, и на Него мы должны возлагать все свои заботы. И это не просто наставление. Возвращаясь к словам Господа «посему говорю вам», мы видим, что служба одному истинному Богу идет рука об руку с перекладыванием всех забот с наших плеч на плечи Бога. Или, иначе говоря, человек может служить Богу только тогда, когда возлагает свои заботы на Господа.

Что касается забот и последствий, которые могут быть, если мы не возложим их на Бога, Иисус предупреждает:

Евангелие от Луки 21:34
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.»

А также:

Евангелие от Луки 8:14
«А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода.»

И еще: 2-е послание Тимофею 2:3-4
«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.»

Если заботы остаются на плечах человека Божиего, они делают его бесплодным. И вопрос не в том, реальны ли эти заботы. Вопрос в том, что мы с ними делаем. Удерживаем ли их в себе, отягощая и обременяя наши сердца, и делая их, таким образом, негодными для взращивания плодов, или возлагаем их на Бога, чтобы Он, по Его словам, мог ПЕЧЬСЯ О НАС (correct). Слово Божие опять дает нам тот же самый четкий ответ:

Послание к Филиппийцам 4:6-7
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.»

3. Евангелие от Матфея 6:31-32

Обратимся снова к Евангелию от Матфея 6 и словам нашего Господа:

Евангелие от Матфея 6:31-32
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.»

Может казаться разумным заботиться, и также может казаться разумным любить только тех, кто любит тебя, мстить тем, кто стоит против тебя, и так далее. То, что кажется разумным в мире, не является таковым в ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА. То, что мы живем по разуму, не обязательно значит, что мы живем по духу Слова. Наоборот, я сказал бы, что мы, вероятно, живем по духу мира, духу древа познания добра и зла. Слово Божие говорит нам, что мы не должны иметь связи с этим духом:

2-е послание Коринфянам 6:14-18
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить ; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.»

Ярмо, о котором говорит Господь в этом отрывке, — это что-то не материальное, но духовное. Бог любит каждого отдельного человека в этом мире, и за каждого отдельного человека Он отдал Своего Сына, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16). Поэтому Он также послал и нас в этот мир, чтобы мы были светом его (Евангелие от Матфея 5:14). Так, у Бога нет проблемы с людьми как таковыми, а с системой мира и духа, властелина, который правит этом миром. Фраза «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» не значит, что мы должны, к примеру, бросить работу и изолировать себя от всего мира физически. Она значит, что мы не должны преклоняться под чужое ярмо духа мира. Мы сгибаемся под одним ярмом с неверными, когда подчиняемся духу, которому подчиняются они. Вот почему Послание к Римлянам говорит нам:

Послание к Римлянам 12:1-2
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.»

Здесь речь идет о сообразовании, но также и о преобразовании. В любой момент времени каждый из нас либо согласует себя с миром, либо преобразуется обновлением своего ума. Он либо живет для себя, либо представляет тело свое в живую жертву Богу.

Возвратимся к Евангелию от Матфея 6 и стиху, с которого мы начинали:

Евангелие от Матфея 6:31-34
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний будет заботиться о своем: довольно для дня своей заботы.»

То, что заботы существуют, не подлежит сомнению. Но давайте не будем согласовывать свою жизнь с духом этого мира, заботясь о них, ибо Господь сказал нам, что Он знает, в чем мы нуждаемся. Вместо этого давайте «преобразуемся обновлением ума нашего», обращая наши сердца к Богу и Его царству и правде Его. Он – наш высший приоритет, и Он удовлетворит все наши потребности более чем с избытком. Его сокровища – истинные, нетленные, и они накапливаются для нас на небесах.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Утешение в скорбиУтешение в скорби
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В книге собраны наставления и советы скорбящим духовным чадам. Скорби и болезни, крестоношение и терпение – все это неотъемлемые части жизни каждого человека. Но только вера в Промысл Божий, жизнь с Богом, молитва и смирение дают душе мир и становятся уроками милосердия в отношении к ближним.Школа жизниШкола жизни
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Человек постоянно совершает на земле выбор, с кем он, и своими поступками, взаимоотношениями с ближними определяет свою вечность. Мир или монастырь, повседневный труд или самообразование? Ответы на эти непростые вопросы читатель может найти в книге архимандрита Иоанна «Школа жизни».Познати на земли путь ТвойПознати на земли путь Твой
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Книга размышлений о Боге – Творце человека, для которого Он является источником жизни; о Божией любви и о Промысле Божием; о смысле и цели земной жизни человека как встречи с Богом.Наука из наукНаука из наук
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В книге собраны размышления архимандрита Иоанна о жизни по слову Божьему, донесенному нам в благой вести Евангелия, о противостоянии своим греховным желаниям, о покаянии, молитве и посте, о значении скорбей и болезней, о крестоношении, о правильном и ложном пути духовной жизни христианина. Достойно горького плача Достойно горького плача
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Духовные болезни и проблемы современного человека — это последствие его отступления от Источника жизни — от Бога. Как излечиться от них, рассказывается в книге. Двое в плоть едину Двое в плоть едину
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В книге «Двое в плоть едину» рассказывается о таинстве Брака, о взаимоотношениях супругов в их повседневной жизни и о воспитании детей. Без внимания не остались проблемы и внутрисемейных конфликтов, а также причины распада семей. Бог да душа — вот монах Бог да душа — вот монах
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В книге «Бог да душа — вот монах» собраны наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о выборе между миром и монастырем, о важности родительского благословения, а также личные советы архимандрита Иоанна о внутренней монашеской жизни. Скромное апостольство Скромное апостольство
Протоиерей Андрей Ткачев
О судьбе России и русского человека, о нелегком бремени священства, о том, что мешает современному человеку исповедоваться и с какими трудностями сталкиваются священники, совершающие Таинства в Церкви, о святых, которые невидимо находятся рядом с нами, а также о непонятных для нас строках Священного Писания. Стояние в молитве Стояние в молитве
Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде
Владимир Крупин
В новой книге известного писателя и публициста Владимира Николаевича Крупина «Стояние в молитве» впервые воедино собраны рассказы и дневниковые записи о Святой Земле. В книгу вошли также повествование о Святой Горе Афон и рассказ о Царьграде.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *