Исходный пункт начало всякого познания по декарту

Правила метода и методические сомнения у Декарта.

Другое видение новой науки мы находим у французского философа Рене Декарта (1596-1650). Как и Бэкон, Декарт видит бесплодность и бесполезность предшествующей схоластической учености, как и Бэкон, он убежден, что для создания новой науки необходим надежный метод познания.

Два принципа, по мысли Декарта, должны быть положены в основу нового метода познания – принцип сомнения и принцип рациональной самоочевидности.

Декарт, в противоположность Бэкону, создает дедуктивный метод познания и кладет начало рационализму и вообще новому типу культуры, опирающейся на рациональные основания. При этом следует иметь в виду, что декартово сомнение имеет более глубокий смысл, чем просто сомнение и поиск доказательств обоснованности или необоснованности уже известных научных положений. Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться.

Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию. Ведь, как и Бэкон, Декарт считает, что наука нужна нам, прежде всего для обустройства и переустройства нашей жизни и потому достоверность знания имеет, прежде всего, практическое значение.

Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки.Впрочем, доводы эти были известны уже античности. Возможно ли сомневаться в данных органов чувств? – спрашивает Декарт и отвечает утвердительно. На расстоянии четырехугольная труба кажется нам круглой, железнодорожные рельсы сходятся вдали, нас могут посещать галлюцинации и тому подобные явления. На практике, конечно, мы можем скорректировать наши ощущения и восприятия и установить истину, но логически несомненно, что чувства могут нас обманывать, а проверить их показания мы можем только с помощью других чувственных восприятий. Но если чувства нас обманули один раз, то где гарантия, что новые чувственные восприятия не являются ошибочными. Исходя из этого, Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.

Декарт убежден, что основанием нового метода и новой науки может быть только разум.Конечно, и разум может ошибаться, но это происходит в силу того, что мы не критически относимся к содержанию нашего мышления, не систематичны в самом мышлении. Только в мышлении мы можем найти критерий истины, только в сознании, в таком его элементе, как самосознание, мы можем найти основание, в котором, в принципе, мы не можем сомневаться. Таким, лишенным сомнения, в принципе, является наша убежденность в самом мышлении, а следовательно – и своем существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую». У Декарта же оно приобретает характер «кредо», то есть такого положения, которое кладется в основу всей философии Декарта. В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует четыре правила своего дедуктивного метода,которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности);
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа);
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);
4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона.

Почему Декарт исходит из принципа самоочевидности? Декарт сам является математиком, а в это время именно математика и опирающаяся на нее механика занимают господствующее положение в науке. А в основу математики, как известно, положены аксиомы, на которые и опирается все здание математики. Стоит изменить аксиомы, и сразу или рухнет или будет выглядеть совсем по-другому (к примеру, геометрии Евклида и Лобачевского) все здание науки.

Но возникает еще один важный для рационалистического метода вопрос, который Декарт должен разрешить: откуда у разума ясность относительно первичных аксиом, исходных пунктов, отправных, далее невыводимых положений? Эти положения, по мысли Декарта, являются интуитивными. При этом под интуицией Декарт понимает не что-то мистическое, выходящее за пределы разума, «…а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, <…>, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция…».

Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции.

Таким образом, в противоположность Бэкону, Декарт последовательно проводит принцип рационализма, и критерий истинности наших знаний видит в разуме и только в разуме. Наука, чтобы быть истинной, должна начинать с самоочевидных идей, доступных разуму, с помощью рациональной интуиции и используя дедукцию систематично и последовательно строить все свое здание. Последователями Декарта в его рационализме были голландский философ Б.Спиноза (1632-1677) и немецкий философ Г.-В.Лейбниц (1646-1716). Они, как и Декарт, полагали, что только разум может быть источником истины и только ясность и самоочевидность могут служить критерием истины, в противоположность эмпирикам, полагающим источником истины опыт, а критерием истины – наблюдаемость и эмпирическая наблюдаемость.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ДЕКАРТА

Первый принцип гласит:

«Не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным, т. е. старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои рассуждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению».

Этот принцип не так прост, как может показаться на первый взгляд. Мы собственными глазами видим, что Солнце вращается вокруг Земли, что Земля — плоская. Человечество веками не сомневалось в этих истинах. Потом все же кто-то усомнился. Сначала в своих органах чувств — отражают ли они реальную картину. Аристотель высказал мысль, что органы чувств говорят нам правду, — это мы сами делаем ошибочные заключения. В самом деле, что человек видит глазами на самом деле? Что Земля и Солнце движутся относительно друг друга — и ТОЛЬКО это, из разницы же масштабов наш собственный разум делает неверный вывод, что это Солнце восходит над Землей. Вот в кажущихся естественными выводах разума и следует усомниться.

«Для исследования истины необходимо хоть раз в жизни усомниться насколько возможно во всех вещах», — говорил Декарт.

Принцип «универсального сомнения» Декарта сыграл революционизирующую роль в науке. До Декарта в науке господствовала концепция преподобного Августина, ставившая во главу угла веру. Существовали религиозные догматы — и из них богословы выводили свои истины. Декарт начал критически проверять общепринятые, установившиеся представления, и многие из базовых понятий науки его времени действительно оказались ложными. Распознать эту ложность мешал некритический подход.

Вооруженные универсальным сомнением Декарта, французы наизобретали, наверное, все на свете. Вот далеко не полный список важнейших изобретений свободолюбивого галльского гения: Жаккар — перфокарта, Папен — пароход с гребными колесами, Кюньо — паровой экипаж (фактически, первый автомобиль), Монгольфье — воздушный шар, Жиффар — дирижабль, Плантэ — электроаккумулятор, Ленуар — двигатель внутреннего сгорания, Ламберт — аппарат на подводных крыльях, Шапп — оптический телеграф, Лессажу — электрический телеграф, Бранли — когерер, Грамм — электрогенератор, Дюпре — линия электропередачи, Ньепс и Дагер — фотопроцесс, братья Люмьер — кино, Вьель — бездымный порах, Сент-Клер Девиль — технологический процесс по производству алюминия, Бреге и Реше — первый поднявшийся в воздух вертолет.

Список же более мелких изобретений можно составлять почти бесконечно.

Следует упомянуть, однако, о поправке Декарта Паскалем: «универсальное сомнение» во всем — кроме основных моральных ценностей. Француз Паскаль, основоположник вычислительной техники, словно видел отрицающих все и вся немецких и русских нигилистов XIX века — и их потомков..

Конечно, принцип сомнения может относиться не только к науке. Леонардо да Винчи считал:

«Тот живописец, который не сомневается, не многого и достигает. Когда произведение превосходит суждение творца, то такой художник немногого достигает, а когда суждение превосходит произведение, то это произведение никогда не перестает совершенствоваться…».

Некоторые свои картины великий мастер создавал многие месяцы, совершенствуя их и переделывая. При написании «Моны Лизы» на полотно было положено, как полагают, до ста слоев красок. Результатом столь кропотливого труда стало самое лучшее произведение искусств всех времен. «Портрет удался — по словам Визари, это была «точная копия натуры». Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы» (Роберт Уоллэйс, «Мир Леонардо»).

На свете существует великое множество вещей, которые давно отжили свой век. Сейчас они мешают, выглядят нелепо, но живут благодаря традиции, благодаря тому, что никто не посмотрел на них критически — а нужны ли они?

Вы видите на дороге светофор. В солнечный день сквозь красный светофильтр свет лампы почти не виден. Светофоры возникли на британских железных дорогах для регулирования движения в ночное время. В Британии с ее постоянными дождями светофоры прижились и на автодорогах, но в местностях с континентальным климатом и частыми солнечными днями куда лучше убрать ворующий свет светофильтр и использовать какие-либо геометрические фигуры.

Около вас тормозит машина. Устройство тормоза — тоже нелепость. Под педаль тормоза может попасть гаечный ключ — да и какой угодно предмет. Куда лучше тормоз, скажем, в виде цилиндра, который утопает в пол.

Вы спускаетесь в метро. Опять нелепости. Две станции Арбатские. Две станции Смоленские. И эти нелепости сохраняются — мешая людям — только потому, что никто не решается поломать существующую традицию.

А может, все-таки следует поломать?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Учение р. Декарта о врожденных идеях

  • •Севастьянов м.А. Философия
  • •Учебное пособие Москва  2009г.
  • •Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы
  • •1.1 Виды мировоззрения:
  • •1.3 Важнейшими мировоззренческими принципами являются:
  • •1.4 Уровни мировоззрения
  • •1.5 Исторические типы мировоззрения.
  • •1.6 Философия как тип мировоззрения отличает:
  • •Философия формирует в мировоззрении:
  • •Тема 2. «Место и роль философии в жизни человека и общества»
  • •Наиболее общие и важные философские проблемы:
  • •2.1 Основной вопрос философии
  • •Основной вопрос философии: «Вопрос об отношении мышления к бытию»
  • •2.2 Специфика (особенность) философского знания
  • •2.3 Разновидности философского типа мировоззрения:
  • •2.4 Объект и предмет философии как науки
  • •2.5 Историческое развитие представления о предмете философии
  • •2.6 Структура философии.
  • •Вопросы для самоконтроля
  • •Тема 3. Исторические типы философии
  • •Зарождение философии
  • •Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии
  • •3.1 Древняя Индийская философия
  • •Философские школы Древней Индии
  • •Буддизм и его основные идеи
  • •Четыре благородных истины буддизма
  • •Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ
  • •Даосизм
  • •Основные идеи даосизма
  • •Основные идеи конфуцианства
  • •3.3 Древнегреческая философия
  • •Философы милетской школы
  • •Фалес (640 – 560 гг до н.Э.)
  • •Анаксимандр (610 -540 г.Г. До н.Э.)
  • •Анаксимен (546-526 г.Г. До н.Э.)
  • •Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.Э.)
  • •Парменид (5 в до н.Э.)
  • •Афоризмы Парменида
  • •Атомисты
  • •Софисты
  • •Протагор (5 в до н.Э.)
  • •Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля Сократ (469-399 до н.Э.) – полемист, мудрец, философ-педагог.
  • •Афоризмы Сократа
  • •Философия Платона
  • •Афоризмы платона
  • •Философия Аристотеля
  • •Основные философские идеи Аристотеля
  • •Характерными чертами древнегреческой философии являются:
  • •Афоризмы Аристотеля
  • •3.4 Философия Средневековья
  • •Основные черты средневековой философии:
  • •Основополагающие догматы средневековой философии Догмат творения. Согласно догмату творения:
  • •Основные этапы в развитии средневековой философии: патристика и схоластика
  • •Отличительные черты схоластики
  • •Важнейшие проблемы схоластической философии
  • •Утверждения Альберта Великого в попытке примирения номиналистов и реалистов:
  • •Суть теории двойственной истины в учении Уильяма Оккама:
  • •Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг)
  • •Основные положения философии Аврелия Августина (Блаженного):
  • •Размышления Августина Блаженного о Боге:
  • •Афоризмы Августина Аврелия
  • •Фома Аквинский (1225-1274)
  • •Доказательство Фомой Аквинским существования Бога:
  • •Исследование Фомой Аквинским проблемы бытия всего сущего:
  • •Фома Аквинский о соотношении формы и материи:
  • •Исследование проблемы познания приводит Фому Аквинского к следующим выводам:
  • •Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего, для католической церкви):
  • •Афоризмы Фомы Аквинского
  • •Историческое значение средневековой теологической философии:
  • •Основные понятия:
  • •3.5 Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
  • •Периоды философии Ренессанса:
  • •Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:
  • •Характерные черты философии эпохи Возрождения:
  • •Философские воззрения конкретных представителей Возрождения:
  • •Афоризмы Данте Алигьери
  • •Афоризмы Петрарки
  • •Афоризмы Себастьяна Бранта
  • •Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
  • •Томас Мор (1478-1535) – основатель утопического социализма
  • •Томмазо Кампанелла (1568-1639) – создатель проекта идеального общества. Основное произведение «Город Солнца»
  • •Словарь основных терминов
  • •3.6 Философия Нового времени 16-17 вв
  • •Рене Декарт вошел в историю философии:
  • •Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум:
  • •Содержание рационального метода в интерпретации р. Декарта:
  • •Содержание рационального метода р. Декарта состоит:
  • •Дуализм р. Декарта
  • •Учение р. Декарта о субстанции
  • •Учение р. Декарта о врожденных идеях
  • •Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:
  • •Основные философские идей Френсиса Бэкона
  • •Учение ф. Бэкона о методе познания
  • •Классификация наук, предложенная ф. Бэконом:
  • •Вопрос об отношении веры и разума:
  • •Значение философии ф. Бэкона в том, что им:
  • •Афоризмы ф. Бекона
  • •Афоризмы э. Роттердамского
  • •В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:
  • •3. 8 Философия и. Канта (1724-1804)
  • •Социально-политические взгляды и. Канта:
  • •Историческое значение философии и. Канта в том, что им было:
  • •3.9 Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
  • •Важнейшие философские труды:
  • •Философская система Гегеля:
  • •Учение о развитии Абсолютной Идеи:
  • •Учение Гегеля о диалектике:
  • •Социально-политические взгляды Гегеля:
  • •Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Немецкий философ.
  • •3.10 Людвиг Фейербах (1804-1872) Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма.
  • •Суть теории антропологического материализма состоит в том, что:
  • •Критика идеалистической философии л. Фейербахом состояла в следующем:
  • •Проблема Бога и религии в философии Фейербаха:
  • •Недостатки философии л. Фейербаха
  • •Фейербах Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ.
  • •3.11 Карл маркс: новые проблемы
  • •Маркс Карл Генрих (1818-1883). Немецкий мыслитель.
  • •Ленин Владимир Ильич (Ульянов) (1870-1924). Российский политический деятель.
  • •3.12 Ницше: последний всплеск философии нового времени
  • •Основные выводы
  • •Афоризмы Ларошфуко
  • •3.13 Основные черты русской философии
  • •Чаадаев Пётр Яковлевич (1794-1856). Российский мыслитель, публицист.
  • •Бердяев Николай Александрович (1784-1948). Российский философ.
  • •Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900). Российский философ.
  • •Флоренский Павел Александрович (1882-1937). Российский философ.
  • •3.14 Философия наших дней
  • •Гуссерль Эдмунд (1859-1938). Немецкий философ.
  • •Хайдеггер Мартин (1889-1976). Немецкий философ.
  • •Гадамер Ханс Георг (р. 1910). Немецкий философ.
  • •Рассел Бертран (1872-1973). Английский философ, математик и публицист.
  • •Витгенштейн Людвиг (1889-1951). Австрийский философ.
  • •Конт Огюст (1798-1857). Французский философ.
  • •Лакатос Имре (1922-1974). Англо-венгерский философ.
  • •Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Австрийский философ, социолог.
  • •Фуко Поль-Мишель (1926-1984). Французский философ, психолог.
  • •Основные понятия;
  • •Тема 4. Философия бытия
  • •4.1 Историческое осмысление категории бытия
  • •4.2 Понятие бытия
  • •Онтологическая структура бытия согласно христианской теологии
  • •Онтологическая структура бытия согласно г. Гегелю
  • •4.3 Философские подходы к понятию (категории) «материя»
  • •Естественно-научное определение материи
  • •4.4 Материя и ее атрибуты
  • •Уровни организации материального мира
  • •Структура материи (материального бытия)
  • •Представления о центре мироздания:
  • •Движение как способ существования материи
  • •Формы существования материи
  • •Основные концепции пространства-времени
  • •Словарь
  • •4.5 Принципы и законы диалектики Структура диалектики:
  • •Принципы диалектики:
  • •Детерминизм
  • •Закон единства и борьбы противоположностей
  • •Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей:
  • •Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
  • •Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений
  • •Закон отрицания отрицания
  • •Диалектическая схема процесса развития
  • •Методологическое значение закона отрицания отрицания:
  • •Словарь
  • •4.6 Сознание, его происхождение и сущность Основные философские концепции происхождения сознания:
  • •Отражение
  • •Формы отражения:
  • •Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания
  • •Основные сущностные характеристики сознания:
  • •4.7 Структура сознания
  • •4.8 Основные функции сознания
  • •4.9 Сущность и структура общественного сознания
  • •Структура общественного сознания:
  • •Формы общественного сознания:
  • •Словарь
  • •Тема 5. Теория познания
  • •5.1 Основные гносеологические концепции:
  • •5.2 Основные проблемы гносеологии:
  • •5.3 Гносеологические принципы:
  • •Сущность теории агностицизма и.Канта:
  • •Формы отражательно-познавательных связей между субъектом и объектом:
  • •5.5 Пути познания:
  • •Атрибуты научно-познавательного творчества:
  • •5.6 Специфика научного познания:
  • •5.7 Виды истины:
  • •5.8 Способы проверки истинности знания:
  • •5.9 Методы научного познания:
  • •Классификация методов научного познания:
  • •5.10 Формы научного познания:
  • •Тема 6. Философия общества
  • •6.1 Основные проблемы социальной философии:
  • •6.2 Теории развития общества
  • •6.3 Понятие сфер жизни общества
  • •6.3.1 Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества
  • •Структура способа производства
  • •1.Производительные силы:
  • •2.Производственные отношения:
  • •6.3.2 Политико-правовая сфера жизни общества
  • •Классификация государств
  • •6.3. 3 Социальная сфера жизни общества
  • •6.3.4 Духовная сфера жизни общества
  • •Понятие гражданского общества
  • •Тема 7. Философия истории
  • •7.1 Философия истории изучает:
  • •7.2 Основные теоретические модели развития исторического процесса:
  • •Линейная концепция развития
  • •Цивилизационные концепции исторического развития:
  • •Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог.
  • •Вико Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ.
  • •Основные типы цивилизаций:
  • •Формационный (спиралевидный) подход к истории
  • •7.3 Формационный подход к истории
  • •7.4 Характерные черты современного этапа мировой истории:
  • •Основные факторы развития современной цивилизации:
  • •Основные философские концепции смысла истории:
  • •Шпенглер Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк.
  • •Шпенглер Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк.
  • •Тема 8. Философские проблемы будущего
  • •8.1 Философия решает ряд методологических проблем современной футурологии:
  • •8.2 Методы социального прогнозирования:
  • •Общие причины глобальных проблем:
  • •Основные направления решения проблемы международного терроризма:
  • •Основные направления решения экологических проблем:
  • •Основные направления решения демографической проблемы:
  • •Словарь
  • •Философия в современном мире
  • •Литература и источники
  • •Словарь терминов по всему курсу

Учение Р. Декарта о врожденных идеях

· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

· Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 — 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Главный научный труд «Новый Органон».

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.

· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

· Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над силами природы. В связи с этим Ф. Бэкон сформулировал свое философское кредо: «Знание – сила».

· Обосновывает индукцию как метод обобщения опытного знания. Этот метод – «путь пчелы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *