Искушение Христа в пустыне

Продолжается Апостольский пост. Когда-то его ввели в практику благочестия как компенсационный для тех, кто по тем или иным причинам не постился в Великий пост. Великий же пост увязывают с сорокадневным пребыванием Христа в пустыне. Главное содержание этого пребывания — искушение Христа Сатаной. Многим из нас к сожалению свойственно монофизитское сознание: мы мало, с трудом видим человечество во Христе, Его ту же самую природу, что и у нас: но Он тоже был искушаем, как и все мы, ибо Он был человеком. Кроме этого, искушение Христа в пустыне ставит множество других труднейших и глубочайших вопросов. Собрали по этому поводу десять текстов.

И величайшее, конечно, толкование искушения Христа в пустыне —»Поэма о Великом Инквизиторе» Достоевского, вообще один из главных текстов христианской мысли. «Поэма» прослеживает все основные выводы, подразумеваемые искушениями Сатаны, выстраивает по сути нечто вроде «философии христианства» как такового, свободы, власти, общества, государства и т. д.

У нас есть две экранизации «Поэмы» — совершенно чудесный сорокаминутный фильм Эванса «Инквизиция», и телеспектакль М. Ульянова «Легенда о Великом Инквизиторе».

«Великий Инквизитор» Анастаса Мацейны — философский разбор «Поэмы», а тем самым и искушений Христа. Мацейна в частности пишет:

«В трех искушениях был выражен весь дальнейший путь человечества. В них была выражена сокровеннейшая судьба человека. В них раскрылась та грань человеческой природы, от которой отвернулся Христос, на которой Он не строил своего учения и потому, по мнению инквизитора, проиграл.

Искушения Христа — это сконцентрированный образ истории человечества, а история человечества — раскрытие и конкретное проявление этих трех искушений в жизни. То, что происходило тогда в пустыне, происходит каждый день во всей истории человечества. В трех искушениях скрыты противоречия человеческой природы, которые разрастаются и развиваются в истории. Три искушения словно зерно, которое постепенно прорастает и разрастается в широкое дерево истории».

«Легенда о Великом Инквизиторе» В. В. Розанова — еще одно толкование «Поэмы», а значит, и евангельского рассказа об искушении Христа в пустыне. Книга, ставшая вехой в русской культуре. Фактически с нее можно начинать русский религиозный ренессанс. «Легенда о Великом Инквизиторе» — первая русская работа, где Достоевский предстает как религиозный мыслитель, первая, где творчество Достоевского понято как христианская мысль (и это было событие — так понять Достоевского, а сейчас кажется таким банальным). Кстати, именно из-за Розанова мы называем «Легенду» — легендой: в тексте Достоевского она названа «Поэмой».

«Очень замечательно, что ведь Дух искушал Богочеловека не когда-нибудь посреди его служения на спасение рода человеческого, но перед вступлением на это служение, и, следовательно, он, древний борец с Богом и враг рода человеческого, как бы соблазнял его на другие возможные способы спасения, указывал иные пути для этого, чем учение Его божественное и крестная смерть. Искушения относились именно к целому служению Иисуса Христа, и поэтому хлебы, чудо и власть, Искусителем предложенные, суть действительно три модуса иного, не небесного, не божественного, не благодатного и таинственного спасения».

«Искушения Господа нашего Иисуса Христа» выдающегося богослова Михаила Тареева:

«Наше исследование имеет своею задачею объяснить искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола. Вообще объяснить явление или событие — значит проследить его происхождение и выяснить его значение. В применении к предмету нашего исследования вопрос о происхождении исследуемого события распадается на две части.

— Каждое исследование должно исходить из каких-либо данных. В нашем случае данным служит евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне, или искушение Христа, как одно из событий евангельской истории. Действительность же события сокрыта в достоверности рассказа. Посему вопрос о происхождении искушения Христа в пустыне есть прежде всего вопрос о происхождении евангельской истории, иначе о литературной и исторической достоверности евангельского повествования. Но событие искушения по самому понятию искушения не может быть только объективным, или внешне-историческим явлением, без соответствующей внутренней действительности: искушение, как объективное событие без внутренней действительности, не имеет смысла:

Такая действительность уже предполагается историческою объективностью события. Эта внутренняя действительность искушений Христа также требует объяснения со стороны своего происхождения: откуда проистекали искушения Иисуса Христа? чем они причинялись? на чем основывалась их сила? Значимость этих вопросов утверждается на безгрешности Иисуса Христа, и они обнимаются в вопросе об отношении искушаемости Христа к Его безгрешности.

— Так намечаются две части, или главы исследования. Значение искушений Иисуса Христа составит предмет третьей части, или главы. Значение всякого события определяется его причинным отношением к другим событиям.

Но искушение есть явление из области свободно-разумной жизни и как таковое оно необходимо включает в себя смысловое, идейное, иначе дидактическое содержание, так что к другим событиям может иметь не только внешне-причинное отношение, но и внутренне-идейное, в качестве смысла тех явлений, в которых он проявляется. В этом отношении искушение Христа в пустыне должно быть поставлено в связь с последующими событиями Его земной жизни. Так третья часть нашего исследования должна разъяснить значение искушений Иисуса Христа в пустыне, указать их нравственно-принципиальный и дидактический смысл и их отношение к другим событиям земной жизни Христа.

Указанные три главы могут быть названы — первая критико-экзегетическою, вторая — богословскою и третья — евангельско-историческою и дидактическою».

«Возвращенный Рай» Мильтона. «Потерянный Рай» часто называют «христианской «Илиадой», «Возвращенный Рай» можно назвать «христианской «Одиссеей» — поэмой о возвращении Домой. Мильтон вошел в историю своим «Потерянным Раем», рассказом о грехопадении. Ему говорили: ты описал как мы потеряли Рай, но как его вернуть? И тогда Мильтон написал «Возвращенный Рай», рассказ об искушении Христа в пустыне.

13-я беседа Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, полностью посвящена искушениям в пустыне. Так например святитель говорит:

«Если же кто-нибудь скажет, что Спасителю надлежало бы показать силу Свою, то я спрошу его: для чего и почему? Что же Христос? Он не вознегодовал на это и не разгневался, но с великою кротостью отвечает ему опять словами св. Писания: не искусиши Господа Бога твоего (Мф 4:7). Этим Христос научает нас, что дьявола должно побеждать не знамениями, но незлобием и долготерпением».

Две главы из «Единого Человеколюбца» Николая Сербского посвящены искушениям: «О князе мира сего» и «Первый поединок».

«Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (в серб.: букв.: И отвел Дух Иисуса в пустыню, чтобы диавол искушал Его. — Пер.) (Мф 4:1). О какое уничижение! Пусть хотя бы искуситель пришел к Иисусу, а тут Иисус идет к его подножью! Пречистый идет к «нечистоте», благословенный к проклятому!».

«Искушение» — глава из книги Мережковского «Иисус Неизвестный», попытка как бы «апокрифа», художественного проникновения в то, что происходило тогда в пустыне (надо сказать, что эту главу обычно критикуют). Здесь Мережковский помимо прочего обращает особое внимание на роль зверей и ангелов в событии искушений. Вот начало главы:

«Знал и теперь, сидя на камне, что, если взглянет на сидящего рядом, то увидит Себя как в зеркале: волосок в волосок, морщинка в морщинку, родинка в родинку, складочка одежды в складочку. Он и Не он – Другой.

– Где он, где Я?

– Где я, где Ты?

– Кто это сказал, он или Я?

– Я или Ты?

– Meschiah – meschugge, meschugge – meschiah! Мессия безумный – безумный Мессия! – шелестел, шептал можжевельник, как Иисусовы братья шептались, бывало, по темным углам Назаретского домика.

– Где я, где Ты? Я или Ты? Никто никогда не узнает, не различит нас никто никогда. Бойся его, Иисус; не бойся меня – Себя. Он не во мне, не в Тебе, – он между нами. Хочет нас разделить. Будем же вместе, и победим – спасем его…

Сколько времени Мертвый шептал, шелестел. Живой не знал: сорок ли мигов – сорок ли вечностей?

Темное сверканье все ослепительней, синяя синь ядовитее, смраднее тлен, внятнее шепот.

– Я устал. Ты устал, Иисус; один за всех, один во всех веках-вечностях. Жаждущий хочет воды, Сущий хочет не быть – отдохнуть, умереть – не быть…»

Глава из книги свящ. Г. Чистякова «Над строками Нового Завета». Здесь отец Георгий Чистяков прослеживает, как искушения Христа искушают Церковь. Начинает Он так:

«В мистике Ветхого Завета пустыня — это место встречи человека с Богом. Митбар (пустыня) — место, где нет ничего, кроме выжженных солнцем камней, где никого не встретишь и ничего не найдешь. Но здесь нас ждёт Тот, Кого «не видел никто никогда», как говорится в прологе Евангелия от Иоанна. Бога нельзя увидеть — это одна из главных Его характеристик; и Тот, Кого нельзя увидеть, может быть встречен именно там, где полная пустота. Пустыня обостряет чувства человека, и прежде всего чувство жажды. Вспомним псалом: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому…» (Пс 42:2-3). Подобно обессилевшей в безводной пустыне лани, душа человеческая жаждет Бога. Образ этот будет переходить из псалма в псалом. Такое понимание пустыни — как места встречи с Богом — характерно для мистики трёх религий: иудаизма, христианства и ислама. Но у Иисуса в пустыне происходит встреча не с Богом, а с Сатаной. Почему?»

Глава «Крещение Иисуса. Искушение» из книги Б. И. Гладкова «Толкование Евангелия». Помимо подробного разбора искушений Гладков здесь задается вопросами о Сатане и зле. Например:

«Некоторых, даже верующих в Христа, соблазняют вопросы: как это Бог допустил существование злых духов, имеющих власть творить зло, власть, несовместимую с понятием о Его всемогуществе и доброте? Как примирить понятия о всемогуществе Бога и о власти диавола? И не подрывает ли власть диавола, не ограничивает ли она всемогущество Бога?».

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • Вопрос: Являются ли Иисус и сатана братьями?
    Ответ: Нет, Иисус и сатана не являются братьями. Иисус – Бог, а сатана – одно из Его творений. Иисус и сатана не только не являются братьями – они отличаются, как ночь ото дня. Иисус является Богом, воплощенным, вечным, всезнающим и всемогущественным, в то время как сатана – это падший ангел, созданный Богом для Своих целей. Идея о том, что Иисус и сатана являются «духовными братьями”, является одним из многих лжеучений мормонов (Святых последних дней), а также, в некоторой степени, и свидетелей Иеговы. Обе эти группы верно определены как культ. Хотя они используют такие христианские термины, как Иисус, Бог и спасение, они учат еретическим взглядам относительно самых основных и важнейших христианских доктрин. (Обратите внимание, что большинство мормонов сегодня категорически отрицают, что верят в то, что Иисус и сатана являются братьями. Тем не менее, это учение абсолютно определенно принимали ранние мормоны).
    Учение, что Иисус и сатана являются «духовными братьями”, родилось из непонимания и искажения мормонами Священного Писания, а также из некоторых внебиблейских идей, которые они считают авторитетными. Проще говоря, исследуя Библию с применением надежных герменевтических принципов, прийти к идее, что Иисус и сатана являются «духовными братьями”, просто невозможно. Писание совершенно четко сообщает, что Иисус – полностью Бог, а не какой-то меньший бог, как считают мормоны и другие культы. Писание также предельно ясно, что Бог трансцендентен над Своим творением, что просто означает, что никакого сравнения между Христом-Творцом и сатаной, Его творением, быть не может.
    Мормоны верят, что Иисус Христос был первым «духовным ребенком” Бога Отца Небесного от одной из многочисленных жен. Вместо того, чтобы признать Иисуса как единого истинного Бога, они считают, что Он стал Богом, как и они однажды станут богами. Согласно учению мормонов, как первый из «духовных детей” Бога, Иисус имел превосходство над сатаной или Люцифером, который был вторым «сыном Божьим” и «духовным братом” Иисуса. Как ни парадоксально, они используют текст в Колоссянам 1:15 в качестве одного из «аргументов”, потому что там сказано: «Он – видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Тем не менее, они игнорируют стих 16, где написано: «Потому что через Него было создано все – и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти. Все было создано через Него и для Него”. Все – Престолы, Господства, Начала и Власти – включает в себя и сатану с его демонами.
    Чтобы поверить, что сатана и Иисус являются «духовными братьями”, нужно отвергнуть ясное учение Писания. В Библии совершенно четко говорится, что Иисус Христос сотворил все и что как Второе лицо триединого Божества Христос является полностью Богом. Иисус Сам утверждал, что является Богом во многих местах Библии. В Евангелии от Иоанна 10:30 Он сказал: «Я и Отец – одно”. Он не называл Себя другим, меньшим богом. Он заявил, что является таким же Богом. Из текста в Евангелии от Иоанна 1:1-5 становится очевидно, что Иисус не был созданным существом и что Он Сам сотворил все. «Через Него все было сотворено, ничто не было сотворено без Него” (Иоанна 1:3). Как еще яснее это может быть? «Все” означает все, и включает в себя сатану, который, будучи ангелом, был сам создан, как и другие ангелы и демоны. Писание открывает, что сатана является падшим ангелом, который восстал против Бога и Иисуса как Бога. Единственная связь, которая существует между сатаной и Иисусом, это связь Творца и творения, праведного судьи Иисуса Христа и греховного творения – сатаны.
    Как и мормоны, свидетели Иеговы также учат, что Иисус и сатана являются духовными братьями. Хотя некоторые мормоны и свидетели Иеговы пытаются отойти от этого учения из-за его противоречия тому, что на самом деле говорит Библия, это, тем не менее, является частью их официальных доктрин.
    Мормоны верят, что не только Иисус и Люцифер являются «духовными детьми Элохима”, но что и люди также являются Его духовными детьми. Иными словами, они считают, что «Бог, ангелы и люди принадлежат к одному виду, одной расе, одной большой семье”. Вот почему они считают, что сами в один прекрасный день станут такими же богами, как Иисус или даже Бог Отец, вместо того, чтобы принимать четкое библейское различие между Богом и Его творением. Конечно, это – та же самая древняя ложь, которую сатана внушает нам еще с Эдемского сада (Бытие 3:15). Очевидно, что желание узурпировать престол Божий присуще всем людям.
    В Матфея 16:15 Иисус задает важный вопрос: «А вы кем считаете Меня?” Этот вопрос имеет критичное значение для спасения и именно его мормоны и свидетели Иеговы воспринимают неверно. Их ответ, что Иисус – духовный брат сатаны, ошибочен. Иисус – это Бог Сын, и вся полнота Божества телесно обитает в Нем (Колоссянам 2:9). Он создал сатану и в один прекрасный день низвергнет его в озеро огненное, исполняя справедливое наказание за восстание против Бога. К сожалению, в тот судный день те, кто поддастся дьявольскому обману, также будут брошены в озеро огненное. Бог мормонов и свидетелей Иеговы – это не тот Бог, Который явил Себя в Писании. Пока они не покаются и не придут, чтобы понять и поклониться единому истинному Богу, у них нет никакой надежды на спасение.

    «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф. 4:1). Что за невероятный стих. Матфей ясно утверждает, что Божий Дух повёл Христа в пустыню, где Он должен был подвергнуться жестоким искушениям.
    Что ещё более удивительно, этот стих следует сразу же после описания великой славы. Иисус только что принял крещение в Иордане. Когда Он вышел из воды, небеса отверзлись, и Дух Божий спустился в виде голубя к Нему на плечо. Затем голос с небес объявил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:17).
    Возможно, вы недоумеваете: если Иисус был так угоден Богу, что Он сообщил всему миру о том, что это Его возлюбленный Сын, зачем Он тогда повёл Христа для испытания в пустыню?
    Позвольте мне напомнить вам, что Иисус является образцом для нашей жизни, как верующих людей. Иоанн пишет: «поступаем в мире сём, как Он» (1Иоан. 4:17). Более того, Христос был «подобно нам, искушён во всём» (Евр. 4:15). Из Писаний ясно следует: все, кто во Христе – Божьи «возлюбленные», на которых пребывает Его Дух – будут подвергнуты испытаниям пустыней, точно так, как Иисус. И этот опыт будет сопровождаться сатанинскими искушениями.
    Заметьте – этот принцип неприменим к тёплым или холодным верующим. Такие испытания приходят только к тем, кто ходит в Духе и имеет общение с Господом. Фактически, чем горячее человек любит Иисуса, тем более сильными будут его испытания в пустыне.
    Однако, когда Дух Святой ведёт нас в пустыню, Бог имеет для нас некоторую вечную цель. Не делайте только ошибки – нас искушает не Бог, а дьявол: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).
    Чтобы понять Божью цель для нас в наших испытаниях в пустыне, нам нужно исследовать, что же пережил в пустыне Христос. Многие встречаются со своими собственными искушениями, помимо пустыни. Это искушения низшего порядка, как-то: жадность, прелюбодеяние, насилие, воровство, пьянство, азартные игры. Такие люди живут во всех отношениях в низине.
    Иисус же стоял выше всего этого. Он не был искушаем такими грубыми грехами. Благодаря тому, что Он был праведен, возлюблен, избран, Его искушения были более высокого уровня. Они были намного более глубокими, таинственными и интенсивными, чем низменные грехи. Его искушения лежали в духовной сфере – и они имели вечные последствия.
    То же самое справедливо сегодня и для нас. Истинно духовная личность не подвергается искушениям грубо плотского характера. Например, её не потянет украдкой зайти в бар выпить, или зарезервировать номер в гостинице для совершения блуда с проституткой, или воспылать страстью к чужой жене. Ему никогда не приходят в голову азартные игры, наркотики или проклятия.
    Напротив, его постоянное желание – с каждым днём всё более приближаться к Господу. Он делает Иисуса Господом всей своей жизни – ежедневно жадно поглощая Божье Слово, ища Его в молитве. Его душа взывает: «Господи, я хочу углубить наши отношения, я хочу ходить во всё большей близости к Тебе».
    Описывает ли это вас? Если да, то ваши искушения будут походить на то, что претерпел Иисус. Они будут связаны с вашим послушанием Богу и упованием на Его Слово, и сатана сделает всё, что в его силах, чтобы искусить вас. Он хочет увести вас в сторону от того, что предназначил для вас Бог. Он будет пытаться посеять в вас сомнение в вашем призвании, лишить вас вашего помазания, и убедить вас, что Божье одобрение и благословение на вашу жизнь – это ложь.
    1. После сорока дней и ночей поста Иисус взалкал.
    В один момент, когда Иисус был физически ослаблен, дьявол приступил к Нему со своим первым искушением. Писание говорит о Христе: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Матф. 4:2-3).
    Нет ничего греховного в том, чтобы быть голодным. Так в чём же здесь проблема? Сатана бросал Иисусу вызов: «Если Ты действительно являешься Богом, Ты имеешь в Себе Божью силу. В настоящее время Ты находишься в весьма трудном положении. Почему бы Тебе не употребить силу, данную Тебе Богом, чтобы избавить Себя от страдания? Разве не для того Он дал Тебе эту силу, чтобы видеть, будешь ли Ты подобающим образом её использовать?
    Ты не совершил ничего, чтобы подвергаться такому испытанию, и Ты знаешь, что Богу не доставляет удовольствия смотреть на то, как страдают Его дети. Так что нет никакой необходимости, чтобы Ты так терпел ещё час, и нет ничего плохого в том, чтобы удовлетворить свою личную нужду. Просто скажи слово, прикажи Себе выйти из этих обстоятельств».
    Это одно из наиболее коварных искушений, которые встречаются истинно благочестивым людям. Подобно Иисусу, вы горячо любите Бога, вы расположили своё сердце, чтобы полностью быть послушными Ему. Затем Господь ведёт вас для испытания в пустыню – и вы проходите через долгий период испытания и сухости. Через некоторое время возникают вопросы. Вы начинаете теряться, недоумевая о том, каковы вечные Божьи цели в вашей жизни, и пока вы пытаетесь молиться и одержать победу, сатанинские искушения кажутся более неистовыми, чем когда-либо.
    Давид имел подобный опыт. Дух Святой ввёл этого мужа в длительное переживание пустыни. Через время Давид настолько ослабел и утратил мужество, что он думал, что весь мир сошел с ума. Он взывал: «не стало праведного нет верных между сынами человеческими» (Пс. 11:1). «Ложь говорит каждый своему ближнему говорят от сердца притворного» (Пс. 12:2).
    Давид так долго находился в бедственном положении, что начал всё больше приходить в отчаяние. Он говорил: «Я скорблю день и ночь в сердце моём» (см.Пс. 12:3). И он недоумевал, когда же будет этому конец: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твоё от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (Пс. 12:2-3). Он вопрошал Бога: «Почему у меня в душе эта глубокая, непонятная борьба? Сколько она будет длиться? Не должен ли я продолжать стараться справиться с этим сам? Я не могу разобраться».
    В Псалме 34 Давид говорит о западне, которую поставили для него его враги: «Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою; без вины выкопали её для души моей» (Пс. 34:4,7). Что это за скрытая западня?
    Это то же самое искушение, которое сатана обрушил на Иисуса. Враг хочет, чтобы вы действовали независимо от Отца. Когда вы находитесь в самом разгаре испытания, дьявол говорит: «Твоё страдание не от Бога. Тебе не нужно проходить через это. Ты имеешь пребывающую в тебе, посредством Духа Святого, Божью силу, поэтому ты не должен терпеть это до следующего дня. Скажи слово – освободись от переживаний своей внутренней борьбы, утоли свой голод».
    Первым в замысле сатаны было создать недостаток силы. Он надеялся, что Бог не ответит на зов Иисуса о хлебе, если Он попросит его. Затем, если не явится небесная сила, Христос мог бы усомниться в Своей божественности и отвернуться от Своего вечного предназначения на земле.
    Во-вторых, сатана знал, что Иисус был послан исполнить только то, что сказал Ему Отец. Таким образом, он имел целью убедить Христа проявить здесь непослушание в интересах Своего личного благополучия. В таком случае, если бы Иисус употребил Свою силу, чтобы избежать страдания теперь, Он впоследствии мог бы сделать то же самое, чтобы избежать креста.
    Дьявол использовал то же самое искушение против множества Христовых последователей. Такие верующие одно время были истинно алчущими Бога. Они были молитвенниками, помазанными и исполненными Духа Святого. Но затем они были поведены в пустыню страдания, нужды и отчаяния, и сатана искушал их усомниться в том, что их испытание было от Бога, и использовать Божью силу, чтобы спасти самих себя.
    Враг шептал: «Ты устал от этих финансовых проблем, а Бог не отвечает ни на одну твою молитву. Каждый день ты в отчаянии смотришь на то, что принесло это испытание тебе и твоей семье, и теперь ты больше не можешь этого терпеть.
    В твоём сердце пребывает Божье Слово, и Он дал тебе силу посредством Духа Святого. Почему бы тебе не прибегнуть к этой силе, чтобы положить конец этому страданию? Ухватись за Божье обетование и провозгласи твой выход из этого испытания, прямо сейчас. Это хорошее и справедливое дело».
    Они поверили сатанинской лжи и искали, чтобы ухватиться за какое-нибудь единственное обетование избавления, в попытке положить конец своему страданию. Они перестали уповать, и вместо этого начали «повелевать» финансам, но их повеления не были утверждены Духом Святым – и их планы рухнули.
    Они взяли дела в свои руки. Они перерасходовали возможности своих кредитных карточек и брали займы. Они глубоко погрязли в долгах, продолжая при этом хвастливо утверждать: «Бог благословляет меня». Но всё это неизбежно потерпело крах. Вот тогда-то они и ожесточились. В конце концов, они разочаровались в Божьем Слове и отпали. Я неоднократно был свидетелем этого.
    Эти люди заканчивали тем, что отвергали Божий замысел для их испытания. Господь желал привести их к полной зависимости от Него и доверию к Нему. Он хотел, чтобы это испытание лишило их всякого доверия к человеку и своим личным способностям. Он также хотел произвести в них Христово сострадание к другим, находящимся в подобных обстоятельствах. Писание говорит, что это было Божьей целью даже в отношении Своего Собственного Сына: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8). «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).
    Итак, каков же был ответ Иисуса на это искушение дьявола? «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4). Христос, в сущности, сказал: «Я пришёл на землю не для того, чтобы удовлетворять Свои нужды, избегать страданий или заботиться о физическом комфорте. Я пришёл, чтобы дать человечеству, а не спасать Самого Себя».
    Даже на вершине Своего страдания, Иисус не упускал из виду Своего Божественного предназначения. И если наш Господь учился в пустыне зависимости и состраданию, так должны поступать и мы. Действительно, знакомые мне верующие, которые имеют истинное Христово сострадание – это те, кто претерпели страдание и вышли из него, свидетельствуя о Божьей верности. Они могут сказать, – вместе с Павлом: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал. 6:17).
    2. Далее, сатана берет Иисуса на крыло храма.
    Когда Иисус стоял на самом верху храма, сатана прошептал Ему: «Давай – прыгай. Если Ты действительно Божий Сын, Он спасёт Тебя. Его Слово говорит, что ангелы ополчаются вокруг Тебя, чтобы охранять Тебя, так что Ты никогда не пострадаешь физически» (см. Матф. 4:5-6).
    Видите ли вы коварство сатаны в этом? Он отделяет одно обетование от остального Писания – и искушает Христа, чтобы Он целиком вверил этому обетованию всю Свою жизнь. Он предлагал: «Ты говоришь, что с Тобою Бог. Хорошо, докажи мне это. Твой Отец уже допустил мне изматывать Тебя. В чём же проявилось тогда Его присутствие? Ты можешь доказать, что Он с Тобою, если прыгнешь. Если Бог с Тобою, Он обеспечит Тебе мягкое приземление. Тогда Ты можешь на этом строить Свою веру. Если же не так, Ты с таким же успехом мог бы умереть, чем продолжать гадать, действительно ли Ты можешь совершить что-то Сам. Тебе нужно какое-нибудь чудо, чтобы доказать, что Отец с Тобой».
    Снова же, через подобное испытание прошёл и Давид. Он свидетельствовал миру о Божьей верности к нему, однако на этот раз Давид обнаружил себя в глубокой яме отчаяния. Сатана подступил к нему с колкими обвинениями: «Посмотри на себя. Ты отвержен, и даже не знаешь, за что. Ты говоришь, что Бог верен, но ты духовно высох. Ты молишься утром, в полдень и вечером, но каждый день ты просыпаешься с непонятной, неутолимой тоской. Где же во всём этом Бог?».
    Давид взывал: «Ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» (Пс. 41:11). Затем он присоединил к своему воплю следующие слова: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь» (Пс. 12:4-5).
    Битва, которая бушевала в мыслях у Давида, знакома всем благочестивым людям. Временами кажется, что Бог молчит. Мы можем обнаружить, что ведём борьбу, которую не понимаем. Подобно Давиду, мы взываем: «Доколе, Господи? Когда Ты явишь мне свидетельство, что Ты со мной? Пожалуйста, дай мне знак, какое-нибудь знамение того, что Ты благоволишь ко мне».
    В такие минуты вы можете недоумевать: «Что плохого в том, чтобы полагаться на Божьи обетования? Библия говорит, что все Божьи обетования «да и аминь» для всех верующих» (см. 2Кор. 1:20). Действительно, мы все спасены благодаря верным обетованиям нашего Господа.
    Но существует серьёзная опасность для тех, кто отделяет один стих от остальных Писаний и строит на нём всю свою веру. Позвольте мне привести пример. Я знаю одну женщину, которая находилась в плачевном финансовом положении. Она нуждалась в целом ряде чудес только для того, чтобы выжить. Она решила опереться всею своей верою на одно библейское обетование: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).
    Эта женщина начала прилежно жертвовать десятину, думая, что взамен она получит финансовое благословение. Но это не срабатывало. Скоро она начала сердиться на Бога, заявляя: «Я делала то, что говорит Божье Слово. Я доверилась Божьему обетованию, верно внося свои десятины, но моя нужда только усугубилась. Бог закрыл для меня небесные окна».
    Эта женщина «выбросилась из храма», и обнаружила, что там не было никакой предохранительной сетки, которая подхватила бы её. Дьявол успешно разрушил её веру. Как? Он убедил её проигнорировать полный совет Писания.
    Да, Бог обещает открыть небеса даятелям. Но Он также требует определённого состояния сердца того, кто даёт десятину: «Заключится небо, и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою» (2Пар. 6:26). Эта женщина никогда не интересовалась другими местами Писания, где говорилось о необходимости прощать. В её сердце скрывались зависть и подозрительность.
    Большинство ложных учений, заблуждений и религиозных культов возникают из таких ошибочных подходов. Когда люди пытаются изолировать одно обетование от Писания, они хотят заставить Бога проявить Свою верность в отношении одного этого обетования. Однако они игнорируют остальные требования Писания в отношении условий решения данного вопроса. Основанием для ответа Иисуса сатане в предыдущем искушении были слова: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4).
    Теперь, на крыле храма, я нахожу весьма важным то, что Бог позволил Своему Сыну быть подведённым к столь опасной точке принятия решения. Поскольку же Иисус был полностью человеком, равно как и Богом, у Него должны были возникать вопросы. Не помышлял ли Он: «Отче, Я знаю, что Ты призвал Меня, чтобы Я положил жизнь Свою, и Я охотно принял это. Но где Ты сейчас? Зачем Ты позволил Мне подвергнуться такому испытанию?»
    Как же ответил Иисус? Он заявил: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Матф. 4:7). Что имел в виду Иисус, говоря об «искушении Бога»?
    Одним из примеров этого является древний Израиль. Десять раз Господь свидетельствовал Израилю о Своей верности ему в их испытаниях. И во всех десяти случаях народ Божий получал видимое подтверждение того, что их Господь был с ними. Но всякий раз эти люди задавали один и тот же вопрос: «Есть ли среди нас Бог или нет?». Бог называет это «искушать Его». Если бы Бог позволил, их домоганиям «свидетельства» не было бы конца.
    Теперь это же выражение «искушать Бога» использует в Своём ответе сатане Иисус. О чём это говорит нам? Это показывает, насколько серьёзным грехом является сомнение в близости к нам Бога во время наших испытаний. Не имеет значения, насколько отверженными мы можем стать, или как мало свидетельств Божьего присутствия мы можем видеть – мы не должны подвергать сомнению факт Его пребывания с нами.
    Слишком часто христиане искушают Бога в своих переживаниях пустыни. Они говорят: «Господи, я не могу идти дальше, если Ты не явишь мне свидетельство, что Ты со мною. Сатана обвиняет меня, и я не могу не ощущать, что он превозмогает. Ты со мною или нет? Если Ты вскоре не избавишь меня, или не дашь хоть какой-то знак Твоего благословения, я прекращу битву.
    Однако, как и в случае с Израилем, Бог уже дал нам полное свидетельство. Во-первых, в Его Слове мы имеем множество обетований Его близости к нам. Во-вторых, мы имеем свою собственную личную историю – историю наших отношений с Богом – свидетельство Его многих избавлений в нашей прошедшей жизни. В-третьих, мы имеем в Библии множество свидетельств Божьего присутствия в прошлые столетия испытаний и трудностей. Без сомнения, наш Господь снова и снова свидетельствует нам о Себе, но мы всё ещё требуем физического подтверждения или чего-то ещё.
    Библия ясно говорит: мы должны ходить с Богом верою, а не видением. В противном случае нас ожидает участь неверного Израиля.
    3. Иисус был возведен на высокую гору, где Ему были показаны все царства мира.
    На горе сатана искушал Иисуса следующим предложением: «Всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Матф. 4:9). Это звучит так странно, так смехотворно – как это когда-нибудь могло рассматриваться как искушение? Неужели сатана в самом деле верил, что Иисуса можно было искусить подобным образом?
    Хотите – верьте, хотите – нет, но это было сильное, соблазнительное предложение. Сатана бросал вызов Иисусу, говоря: «Бог призвал Тебя, чтобы Ты положил жизнь Свою за погибающий мир, и Ты пришёл теперь, чтобы освободить узников из моих рук. Иисус, я говорю Тебе: Ты можешь сделать это прямо сейчас, в одно мгновение.
    Я обещаю, что если Ты только склонишься у моих ног, в единичном акте поклонения, я прекращу эту битву. Я уберу всю свою власть из этих сфер, не буду никого больше порабощать или кем-нибудь обладать. Никакого больше демонического порабощения, никакого беспокойства со стороны моих начальств и властей. Я знаю, что Ты до того любишь человечество, что готов быть отвержен Богом ради них. Итак, что же Ты ждёшь? Ты можешь пожертвовать Собой прямо сейчас, и с этого момента освободишь мир».
    Это действительно перекликается со словами апостола Павла: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). Сатана играл здесь на человеческом сострадании Христа. Он искушал Иисуса видением мира, где дьявол отказался от своего господства над нечестивым народом – и всё это в обмен на один единственный поступок.
    Зачем было дьяволу отказываться ради этого от всей своей власти? Снова же, он пытался спасти свою собственную шкуру. Сатана знал, что на Голгофе будет решена его вечная участь, поэтому, если бы он смог просто удержать Иисуса от того, чтобы пойти на крест, он мог бы избежать этой участи. И если бы он убедил Христа положить Свою жизнь сейчас, крест бы мог так и не наступить. По существу, дьявол говорил: «Возьми на Себя проклятие, Иисус, чтобы спасти мир сейчас».
    Вы можете недоумевать: «Как бы это могло относиться каким-либо образом ко мне?». Сатана всё ещё искушает праведных подобным предложением. Позвольте мне пояснить.
    Во-первых, сатана знает, что преданные верующие никогда не преклонятся пред ним в каком-либо акте поклонения, поэтому он подходит к нам с угрозами и обвинениями. Он говорит нам: «Вам не нужно поклоняться мне – я уже имею доступ к вашей плоти. Я знаю все ваши слабости и греховные наклонности. Я подпитывал их, когда вы были ещё детьми, и могу поражать вас ими, как хочу.
    В кресте нет для вас никакой победы. Все эти обетования завета – ложь. Я имею полный контроль над вашей адамовской природой, живущим в вас грехом, и много раз доказал вам это. Вы знаете, что я могу одолеть вас в любое время, когда только захочу, когда вы меньше всего будете этого ожидать.
    Ну что ж, идите и свидетельствуйте о своей свободе во Христе. В тот момент, когда ваша хвала достигнет высшей точки, я подавлю ваш разум греховными мыслями. Я так могущественно обрушу на вас ваш грех, что вы потеряете всякую надежду освободиться от него. Вы бессильны. Даже сейчас вы поддаётесь моему слабейшему искушению».
    Я знаю служителей, которые в течение десятков лет были свободны от греховной связанности. Но затем в их жизни наступал момент, когда они испытывали особое помазание и благословение – и тут являлась их старая похоть. Враг атаковал их ею, пытаясь напугать и навести мысли осуждения. Такое случалось за время моего служения и со мной. Враг преследовал меня греховными мыслями и говорил, что завет – это ложь, что я бессилен против господства греха, и мой грех всегда будет воскресать во мне.
    Как мы отвечаем на обвинения сатаны? «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Не имеет значения, как много искушений бросает на вас сатана. Вы не должны бояться никакого греха из вашего прошлого. Если вас покрыла Кровь Христа, диавол ничего не может сделать, чтобы отделить вас от Отца.
    Конечно, вы всегда имеете пребывающую в вас греховную природу, и вас всегда будут подстерегать неожиданные сюрпризы с её стороны. Но Дух Святой верен, чтобы умерщвлять все эти старые похоти, когда мы призываем Его сделать это. Он не позволит им погубить нас. Божьи обетования завета сделали нас свободными от всякого господства греха.
    4. Дьявол оставил Иисуса, и ангелы служили Ему.
    Представьте, что вы встретились с Иисусом на сорок первый день – сразу же после Его искушения в пустыне. Лицо Его сияет, потому что ангелы ободрили Его дух. Он радуется, прославляя Отца, потому что одержал великую победу. Он преодолел искушения врага.
    Вы видите, как Иисус буквально излучает из Себя жизнь и уверенность. Теперь Он готов встретиться с силами ада. Итак, Он смело проходит лежащие во тьме великие города, проповедуя Евангелие, уверенный в Божьем Слове, и исцеляет больных, зная, что с Ним Его Отец.
    Когда же вы исследуете свою собственную жизнь, вы видите как раз противоположное. Вы всё ещё идёте по своей иссохшей пустыне. Вы подвергаетесь свирепым атакам сатаны, и ваша душа повержена в уныние. Вы не можете избавиться от мысли: «Иисус никогда не подвергался такому испытанию. Он был выше всего этого».
    С этими мыслями вы идёте в церковь – искушаемые, испытываемые и отчаявшиеся, и предстаёте пред своим пастором – человеком, который кажется таким сильным в вере. Он так убежденно говорит о Божьем присутствии, как будто его только что посетили служебные ангелы. Вы думаете: «У него никогда не было проблем, подобных моей».
    Если бы вы только знали! Вы не были там, когда Бог призвал этого человека проповедовать. Дух Святой дал ему славное призвание – и тут же повёл его в пустыню, чтобы он был подвергнут там мучительному искушению. Вы ничего не знаете о днях, неделях и месяцах, когда его терзал сильный голод по Богу, который не находил удовлетворения. Вы никогда не переживали атак лжи, которую сатана обрушивал на его голову, греховных мыслей, которые мучили его по временам. Вы не были там, когда он был унижен до праха, повергнут в отчаяние. И вы не осознаёте, как часто его лучшие проповеди были результатом испытаний в его личной жизни.
    Павел предостерегает нас, чтобы мы не измеряли свою праведность, сравнивая её с праведностью, которую, как мы думаем, обладают другие: «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самим собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2Кор. 10:12).
    Мы не можем читать то, что находится в сердце другого человека. Кто бы подумал на сорок первый день, что Иисус только что вышел из длительного, ужасного искушения? Кто бы мог знать, что слава, которую они видели в Нём, явилась из борьбы, какой они никогда в своей жизни не переживали?
    Мы должны взирать только на Иисуса и полагаться только на Его праведность и святость. Он дал нам всем одинаковый доступ к ней.
    Бог любит нас и во времена наших испытаний. Сам Его Дух повёл вас в пустыню. Но там уже побывал Его Собственный Сын – и Он в точности знает, через что вы сейчас проходите. Позвольте Ему совершить Свою работу, чтобы вы имели полное доверие к Нему и зависели только от Него. Вы выйдете с верою, святым состраданием и силою, чтобы помогать другим. Аллилуйя!

    После крещения Спасителя согласно Евангелию Он уединился в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4. 1–11).

    По преданию событие, о котором свидетельствует евангелист, происходило на горе близ города Иерихона, ныне именуемой горой Искушения. В память об этом событии там воздвигнут замечательный монастырь, который обычно посещают паломники, путешествующие по Святой земле. Другой монастырь был заложен нашими соотечественниками на самой вершине горы, представляющей собою плато. Уже был готов фундамент, сохранившийся доныне, однако революция в России помешала довести начатое строительство до конца. С Сорокадневной горы открывается удивительный вид на Иудейскую пустыню. Воображение легко вписывает в этот ландшафт сцену искушения Спасителя диаволом.

    Ответы Иисуса очень важны, ибо дают возможность проникнуть в смысл служения Господа и понять, какую систему ценностей принес Он миру.

    Итак, первое искушение — хлебом. Ты взалкал, ты хочешь есть? Сотвори же чудо, дабы камни сделались хлебами. Но Господь отвергает этот соблазн, ибо Его миссия не в том, чтобы освободить человека от заботы о пропитании. Это вовсе не означает, что Христос отвергает ценность материального начала жизни. Ведь в другом месте Священного Писания Он научает нас словами Своей молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь” (Мф. 6. 11). Не ценность хлеба отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека.

    Между тем жизнь большинства людей как раз и управляется стремлением к обладанию материальными ценностями. При этом многие убеждены: чем легче достигается максимальный уровень материального благоденствия, тем больше оснований говорить, что жизнь удалась. Таким образом, обладание сокровищами земными приравнивается к истинному счастью. Этому искушению уступил некогда и наш народ, соблазнившись видением общества всеобщего благоденствия, где каждому будет дано по его потребностям. Поверив в эту утопию, люди ради своей соблазнительной мечты отказались от отеческой веры, от Бога, от истории… Сколько жизней было принесено на алтарь ненасытного и безжалостного кумира! Но счастья человек не обрел. Позже необходимость претерпевать тяготы радикальных экономических реформ также мотивировалась грядущим материальным благополучием. Вновь искушающая иллюзия преуспеяния требовала взамен великих и страшных жертв — целостности государства, нравственного и физического здоровья народа, генофонда нации, человеческого достоинства. Цена обещанных хлебов — нерожденные дети и не дожившие своего века старики.

    Отвергая ложную цель, которой соблазняет Его диавол — отец лжи, Господь говорит: «Не хлебом одним будет жить человек…” (Мф. 4. 4). Да, хлеб нужен, и надобно молиться Богу о том, чтобы на каждый день была у нас пища. Но при этом твердо знать, что достижение материального достатка не есть ни абсолютная цель человеческого существования, ни выражение полноты нашего бытия, ни символ счастья.

    Другое искушение, с которым приступил диавол к Иисусу, — «если Ты Сын Божий, бросься вниз”, и тогда все уверуют, что ты воистину Христос. То есть убеждай посредством силы, согласись на трюк ради того, чтобы поразить воображение людей и овладеть их волей. Но Господь отвергает это искушение. Он отказывается прибегать к силе, делая выбор в пользу могущества слова, обращенного к сердцу и разуму человека. Ибо использование силы означало бы нарушение свободы воли человека, в результате чего люди перестали бы быть добровольными соработниками Бога в деле своего спасения, обратившись в пассивный объект воздействия таковой силы. В чем тогда состоял бы наш выбор? И можно было бы в таком случае говорить о личном участии? А что сталось бы с такими категориями духовной жизни, как подвиг веры, преодоление греха, жертвенность, любовь к Богу? Все это оказалось бы упраздненным или подмененным; и Господь отводит соблазн использовать силу в проповеди спасения.

    И, наконец, искушение третье, и последнее. Возведя Господа на высокую гору, князь мира сего предлагает поклониться ему, а взамен получить власть над всеми царствами земными. Это искушение безграничной властью, возможностью повелевать другим человеком и подчинять его своей воле. В этом случае все возможности государственного, политического, экономического воздействия, а также незримая власть над умами и сила прямого принуждения могли бы быть употреблены для достижения цели пришествия Христова. Ибо не только политическая власть манипулирует массами и подчиняет большинство воле меньшинства. Известно, что подобные результаты достигаются также и властью денег. А разве не являются могущественным источником власти средства массовой информации, владеющие умами и формирующие стереотипы восприятия и поведения людей, побуждающие телезрителей и читателей газет действовать так, как это выгодно владельцам телевизионных каналов и печатных изданий? Существует немало форм власти над человеком и способов воздействия на его сознание, волю, чувства и поведение.

    Похоть власти в человеке неизбывна. Сколько крови было пролито, сколько преступлений перед Богом и человеком было совершено во имя обладания властью! И как много зла творится в нашем мире доныне ради достижения и удержания власти! Но Господь Иисус Христос отказывается принять такую власть. Тем самым Он утверждает, что власть сама по себе не является ценностью, что спасение и полнота жизни не могут быть обретены силою власти. Ибо невозможно насильно одарить счастьем, как нельзя загнать человека вилами в рай. А ведь спасение — это и есть рай, то есть полнота бытия.

    Господь отвергает искушения в пустыне, потому что каждое из них радикально изменяет ту систему ценностных координат, которая составляет суть Благой вести. Каждое из них разрушает целостность Евангельского послания. Принять искушение означало исполнить волю диавола, отказавшись от следования воле Божией.

    Господь снабжает нас в путешествии по морю житейскому совершенно иной системой нравственных ценностей. И Евангелие открывает нам истины, которые одни способны сделать человека счастливым по-настоящему, ввести его в полноту бытия. Эти истины и есть суть учения Христа Спасителя.

    Так же, как Иисус, мы столкнемся со многими испытаниями. Сможем ли мы их также победить?

    Библия — это живое Слово Божье. Его послания вечны и универсальны. Оно говорит о нашей жизни и о проблемах и трудностях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Искушения, с которыми сталкивался Иисус, как записано в Евангелии от Матфея 4: 1-10, — это три больших искушения, которые мы тоже должны будем преодолеть до завершения времени испытания и возвращения Иисуса Христа.Мы все сталкиваемся с искушениямиМатфея 4:1 гласит: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Иаков 1:13 заявляет: «никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Учитывая свидетельство Божье, динамичная версия Института Перевода Библии в Заокском передает смысл: » После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола». И для Иисуса искушения были реальными. После поста в течение 40 дней (ст. 2) Он голодал, и сатана думал, что он одержал верх. Сатана также знает наши самые трудные моменты жизни, когда атакует нас всей артиллерией и оружием из своего арсенала, желая уничтожить нас (Еф. 6:11, 12). Три больших искушения 1. Самосохранение (Мф. 4: 3,4)Сатана искушал Иисуса, используя Писание (см. Втор. 8: 1-3). Это искушение соответствует самому первому падению в Эдеме (Быт. 3: 1-7). Аппетит всегда был слабым местом для человеческого рода. Это было справедливо и для Иисуса, особенно после молитвы и поста в течение 40 дней. Сатана искушал Иисуса сохранить Свою жизнь. Это, как если бы он говорил: «Спаси себя» — тебе нужно только превратить эти камни в хлеб и жить. Но Иисус победил, проявив непреклонную веру и доверие к Божьей заботе и провидению. Он справился со Своим чувством голода и желанием физической пищи благодаря безусловному подчинению и зависимости от Бога.Нам тоже угрожает самосохранение, когда мы полагаемся на себя или на мысль, что мы можем сделать это самостоятельно. Мы наслаждаемся полноценной жизнью, контролируя аппетит и ведя здоровый образ жизни. Да, мы можем торжествовать в нашей победе над искушающими грехами и искушениями, но именно тогда наше спасение подвергается наибольшему риску. Вечная жизнь не основана ни на наших усилиях, ни на идеальной жизни. Спасение полностью зависит от нашей веры в дар Иисуса Христа, чтобы мы не хвалились и не слишком высоко оценивали себя (Еф. 2: 8, 9). Нам постоянно нужно помнить, что вечная жизнь зависит исключительно от нашей постоянной зависимости от «всякого слова, исходящего из уст Божиих» (Матфея 4:4). 2. Самовозвышение (Мф. 4: 5-7)Во втором искушении сатана пытался подтолкнуть «эго» Иисуса. Бросься вниз с вершины храма и докажи Свою абсолютную уверенность в Боге, говорил он. Он процитировал Псалом 90:11 и обещание, что Бог пошлет Своих ангелов на помощь. Искушение состояло в том, чтобы побудить Иисуса возвысить Себя, проявив самонадеянную веру в милостивую защиту Бога, в то же время преднамеренно поступить безрассудно, подвергая опасности Себя.COVID-19 соблазнил некоторых христиан предположить, что закрывать церкви, чтобы сдержать вспышку коронавируса, неправильно. Они предполагают, что даже тогда, когда они подвергают опасности себя или других, Бог все равно будет вести их. Иисус напоминает нам, что нам угрожает духовная гордость и высокомерие. Быть частью Церкви Остатка не означает, что мы невосприимчивы к жизненным переживаниям, болезни или смерти, если мы безрассудны в нашей вере. COVID-19 — это не исполнение пророчества 13 главы Откровения (заставляющее мир поклоняться зверю и его образу), а приглашение повиноваться указаниям из 13 главы Левит (относительно изоляции, чтобы сдерживать заразные болезни). Те, кто искренне любят Бога, не будут самонадеянными, но будут полностью зависеть от Слова Божьего (см. Втор. 6:16). 3. Самодостаточность (Мф. 4: 8-10)Третье искушение — проявление дьявола за пределами высокомерия. Сатана, существо, хотя и могущественное и когда-то высоко возвышенное, предполагает, что он достоин поклонения. Он приобрел господство на этой земле, когда Адам и Ева впали в грех, и он предлагал Иисусу короткий путь, чтобы выполнить план спасения. Тебе не нужно умирать, говорит он, тебе нужно только поклониться мне (Мф. 4: 9).Возможно, одним из самых сложных соблазнов последнего времени является самодостаточность или доверие и «жизнь по-своему». В то же время, согласно Откровению 14: 6-12, основное внимание уделяется поклонению, что делает нас идолом в противовес почитанию Единого и Единственного истинного Бога.Большой вопрос в том, кому мы преданы или кому мы будем хранить верность? Мы часто утверждаем, что являемся остатком народа Божия (Откр. 12:12,17). Тем не менее, многие из нас выступают в оппозиции, называя оставшихся людей «Вавилоном» или даже активно призывая людей выйти из него. Другие критикуют руководство церкви остатка и создают конкурирующие служения, убеждая людей направлять их десятины и пожертвования для своих служений. Все это причиняет боль сердцу Бога. Призыв о самодостаточности и независимости — это бунт и измена Всевышнему. Это демонстрирует неправильную верность и преданность и показывает неверность Богу, который стоит у руля церкви остатка.Бог не изменился. Враждующие организации, которые предают людей остатка, увидят свое справедливое вознаграждение. В конечном счете, последнее слово будет за Богом. Он уверяет нас, что народ остатка, те, кто остается непоколебимым перед Ним, будут победителями и, в конечном счете, избавлены от опасностей последнего времени (Дан. 12: 1-3). Что в этой истории важно для меня?Все мы, как часть человеческой семьи, не застрахованы от соблазнов. Хотя искушения сами по себе не являются грехом, уступать им — это предательство доверия Бога.● Бог желает, чтобы мы становились здоровыми во всех сферах нашей христианской жизни. Тем не менее, наше послушание Его заповедям не приносит нам спасения. Мы должны полностью доверять Слову Божьему как Пути, Истине и Жизни и спасению, которое Он предлагает нам через Иисуса Христа. Мы должны противостоять искушению самосохранения.● Самовозвышение сегодня является большим соблазном для христиан. Духовная гордость и высокомерие — знать, что мы люди остатка — не дают нам права быть безрассудными с нашей верой. Мы должны избегать опасности быть слишком небесно мыслящими, чтобы быть бесполезными (не иметь практической пользы). Богу нужно, чтобы наша вера была основана на учении Его Слова.● Самодостаточность — это обман последнего времени. Призыв к независимости от церкви остатка — отделение десятины и пожертвований для личного использования вопреки ясным Божьим наставлениям народу остатка — это открытое восстание и измена Богу.Бог призывает нас сохранять верность Ему в знак признания того, кто Он есть: Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1: 8). Он вырастил народ остатка, и Он приведет их к славе. Укрепляйте свой разум с помощью «так написано» и побеждайте коварство лукавого.Лимони Ману О’Уиха, для Adventist RecordОригинальная версия этого комментария была опубликована Adventist Record.По материалам Adventist Review Источник: logosinfo.org

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *