Искушения после причастия

Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.

Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет. А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним. Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.

Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

А дальше все святые всех времён и народов предупреждали об опасности причастия без соответствующей подготовки. В будущем необходимо это исправить и не приступать к причастию просто так.

Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.

Самое первое — необходимо читать. Чтение — это пища для нашей души. Всю литературу можно условно разделить на три категории.

  • Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
  • Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
  • Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.

Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты. Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам. То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Продолжается обсуждение проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению». Сегодня на наши вопросы отвечает протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Отче, каково в целом Ваше отношение к обсуждаемому сейчас документу?

— Приспело время главный вопрос христианского благочестия — вопрос о Причащении Святых Тайн Христовых — подвергнуть всестороннему обсуждению, чтобы достичь единства между пастырями в отношении практики причащения людей.

Не секрет, что священники разных поколений (советского, постсоветского времени) имеют различные подходы к подготовке своих прихожан ко Святому Причащению.

На мой взгляд, в этом документе весьма мудро указана золотая середина — царский путь, идя по которому пастырь и пасомые смогут избежать крайностей. Прежде всего это касается говения, или постничества перед причащением Святых Христовых Тайн.

Как часто ещё десять лет тому назад мы встречали священников с неоправданно строгими установками — требованием семидневного поста перед тем, как приступить к евхаристической чаше. Конечно, не из своей головы батюшки брали эти правила, но ссылались на определённые документы XIX века, принятые Русской Церковью, а также на «Учительное известие».

Между тем, этот документ конца XVII века говорит о гибкости в подходе и не обязывает христиан совершать пощение в течение седмицы.

Рассматриваемый нами проект предлагает пастырю подходить строго индивидуально к каждому случаю. Если люди живут полнотой церковной жизни, если они стараются выполнять все установления Матери Церкви, в частности, посты в среду и пятницу, то для них остаётся обязательным евхаристический пост — воздержание от пищи и пития после двенадцати ночи. Притом весьма правильно делается исключение для младенцев, тяжелобольных людей, для которых приём лекарства является непременным условием их жизнедеятельности.

Мне отрадно, что духовнику предоставляется право вместе с его пасомыми вырабатывать разумные подходы. Этот документ лишён той директивности и однозначности, которые были бы естественны для светской жизни, но весьма неправильны для сокровенной жизни во Христе.

Рассматриваемый документ очень гибкий, он предоставляет творческий простор для тех, кто его изучает, в первую очередь, пастырей. Думаю, что его следствием будет упразднение тех ненужных горячих споров, которые имели место в церковном обществе в последние годы.

— Отче, а какова была практика подготовки к Причастию у Вас на приходе в последние годы?

— Я с радостью отмечаю, что пастырская практика в храме Всех Святых совершается в русле упомянутого документа. Мне как священнику всегда представлялось правильным с великим разбором подходить к каждому человеку и не переносить психологию зрелого возраста на ребёнка, понимать, что условия жизни студента отличаются от быта семейной пары.

Я старался никогда не затруднять своих прихожан обязательным требованием прочитать полностью традиционное молитвенное правило, хотя признаю это желательным. Считаю главным условием неосужденного причащения Святых Тайн участие в службах суточного круга и раскрытие помыслов — это та духовная терапия, которая сегодня именуется индивидуальной исповедью.

Как говорил святитель Феофан Затворник, отвечая на вопрос, как подготовиться к Святому Причащению: «Поисповедуйся с сердечным сокрушением — вот ты и готов».

На мой взгляд, важно не только прилагать усилия к подготовке, но и учиться хранить полученную благодать. Ведь не секрет, что, причастившись Святых Тайн Христовых, многие прихожане расслабляются, по человеческой немощи, впадая в невоздержание, многословие, осуждение, и лишаются благодатных плодов Святого Причащения.

Поэтому пастырю, на мой взгляд, очень важно воспитывать своих прихожан в сознании необходимости сохранять и умножать полученную благодать Святой Евхаристии. Для меня это сохранение и умножение умещается в известных стихотворных строчках (позволю себе их перефразировать — может быть, они удивят читателей):

Светить всегда,
светить везде —
Вот лозунг твой
и солнца!

— Отче, и ещё позвольте задать ещё один вопрос. У человека, который регулярно приобщается Святых Тайн, существует риск превратить Евхаристию в некую «дежурную процедуру». Как этого избежать?

— Да, об этом необходимо думать. Но на своём личном маленьком духовном опыте я подмечаю разницу между привыканием, то есть бездумным участием в величайшем Таинстве любви Божией, и внутренней потребностью освящения души и тела Святыней. Этому учат нас великие святители.

Так, например, святой Амвросий Медиоланский, епископ IV века, говорил: «Я каждый день поневоле согрешаю. И поэтому каждый день приобщаюсь Святых Христовых Таин для исцеления души и тела».

Когда для причастника Святыня становится необходимой, как воздух, как солнечный свет, как земные хлеб и питие, тогда, отойдя от Святой Чаши, он всегда будет ощущать прилив благодатной энергии, будет ходить в радости и мире, будет желать поделиться с ближними благодатным состоянием. Это проявится в его внимательности, человеколюбии, готовности служить людям…

И вот на это и нужно всегда обращать внимание. Если же, причащаясь Святых Христовых Тайн, человек остаётся таким же чёрствым, раздражительным, каким был до входа в храм, — для меня это самый тревожный симптом, который говорит об определённом искажении духовной жизни прихожанина.

Подготовила Дарья Менделеева

Честно стибзенный полубаян.
Богохульное

Вести из монастыря Новый Иерусалим, храмов и музеев Истринского района, исторические события и другие новости
Можно ли заразиться в православной церкви? Взгляд скептика.
На первый взгляд к наиболее вероятным путям заражения в церкви относятся воздушно-капельный (так как церковь плохо проветриваемое помещение, в котором часто происходит скопление людей) и перорально, при лобызание икон, мощей или употребление причастия из одной на всех прихожан ложечки.
При обсуждение поставленного вопроса на различных православных форумах мне не удалось найти каких-либо ссылок на научные исследования этого вопроса. Кроме того, в руках скептиков нет материалов, которые могли экспериментально подтвердить известные истины о соблюдение норм гигиены в церкви, которые требуются для сохранения здоровья. Однако голословны и утверждения верующих, будто в церкви нельзя ничем заразиться.
Причастие.
Таинство, в ходе которого происходит употребление хлеб и вина, в воспоминание следующих евангельских строк.
Иоан.6:54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Таким образом, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Во время причащения в православной церкви для вина используется специальный кубок — Потир из которого вино подаeтся верующим специальной ложечкой — Лжицей. Как правило используют одну ложечку для всех причащающихся.
Может ли тело Христово передавать инфекцию? Вопрос для многих верующих покажется богохульным. Но для атеиста причастие всего лишь обычное разбавленное вино (около 8%, что резко снижает его антисептические свойства) и обычный хлеб, а значит, подобная процедура может таить в себе опасность.
Так объясняют священники безопасность причащения:
«В практике церковного служения священник нередко встречается с людьми, которых смущает сам факт причащения множества людей из одной
Чаши и с одной лжицы. Они боятся заразиться инфекционной болезнью, которой может болеть один из причащающихся. Как разрешить это недоумение?
На первый, поверхностный взгляд, кажется странным, что с одной лжицы причащают и здоровых людей и больных. С точки зрения
санитарии и просто здравого смысла этого делать нельзя! Но если мы посмотрим на Причащение с точки зрения св. учителей, то увидим, сколь глубока разница в подходе к разрешению этого вопроса. Святое Причащение, как мы говорили выше, есть одно из семи Таинств церкви. А где есть тайна, тайна действия Божия, там все должно восприниматься Верой, а не рассудочными умозаключениями. Искренне верующий христианин, когда приобщается святых Тайн Христовых, понимает, что он вкушает не просто хлеб и вино, а Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и потому для него здесь нет места для сомнения или смущения. Тем же, кому диавол внушает соблазн опасности заболевания от единой Чаши причащения, можно задать вопрос: как объяснить тот факт, что священник, служащий десятки лет и употребляющий по окончании каждой Литургии остающиеся Святые Дары в Чаше, из которой он причащал и больных людей и здоровых, сам никогда не заболевает заразной болезнью? Это могу подтвердить и я, прослуживший более пятидесяти лет у престола Божия. А как быть с тем фактом, когда тяжелобольные люди, подчас безнадежные, после причащения святых Тайн, на удивление врачей, обретают здоровье и силы?! Все это убедительно свидетельствует о той целительной силе, присущей святому Таинству Причащения.

Для начала хочется заметить, что опасность причащения с общей ложечки несколько преувеличена, по крайне мере в условиях победы над многими инфекционными заболеваниями передающимися пероральным путeм. Многие граждане советского союза ежедневно подвергались куда большему риску, чем священник, допивающий причастие, когда пили из общего стакана газированную воду. В то время уличные автоматы стаяли у каждом выходе из метро и порой собирались очереди, дабы удалить жажду. Конечно, стаканы поласкались в воде перед употреблением очередной порции газированной воды, но это столь же было «эффективно», как и антисептическое действие 8% раствора этилового спирта. Однако никто не болел.
К настоящему времени уровень медицинской помощи обычным гражданам значительно снизился и в России появились в изобилии не только священники, но и некогда истреблeнные микробы. Не говоря уже об ухудшении здоровья самих граждан, снижения иммунитета. На этом фоне безобидная процедура причастия может стать причиной приобретения серьeзного заболевания.
Не будучи в силах убедить священников и верующих в возможной опасности заражения от причастия, я укажу на ряд причин, которые бы помогли переосмыслить своe представление о безвредности причастия, по крайне мере в православном его варианте.
Но картина не такая благостная в отношении невозможности заболеть от причастия, как себе это представляют верующие. В интернете легко найти множество жалоб по поводу заболевания после причастия. Я знаю, что после причастия, не значит в следствии него, и не могу доказать что именно причастие было источником заболевания, однако сигнал существует и медикам стоит на него обратить внимание.
Итак, рассказы:
Михаил Алексеевич, православный христианин
Тема: #48432 26.10.05 16:02
«Впервые мой ребенок причастился Святых Тайн на крещении и после этого заболел, хотя и не сильно но с высокой температурой и на неделю. Тогда я еще не был верующим и отнесся к этому как к совпадению. Спустя год с небольшим, т.е. буквально на днях я снова
причастил ребенка и опять она сразу же заболела с абсолютно такими же симптомами с очень большой температурой, однако после мой особо горячей молитве к Пресвятой Богородице болезнь ушла практически через день. Мне интересно, почему ребенок заболевает после причащения? Испытание? Для чего? Так будет после каждого причастия?»

(похоже на аллергию)
Елена К, православный христианин.
Тема: #48432 Сообщение: #1626455 28.10.05 00:10
«Моя дочь сильно заболела после 1-го причастия с очень высокой температурой, которая держалась больше недели и ничем не могли сбить (первый раз в жизни такое), а у меня ничего подобного не было, хотя я причащалась сразу после неe. Ухаживала за ней, естественно, я и не заразилась, а по симптомам было похоже на грипп».

Клетка 9 июля 2006 г. 16:47:00
«Лялька, я лишила себя этого (причастия – прим Имм) после того, как мой ребенок заболел мононуклеозом после причастия….и все бы ничего (ну всякое бывает), но меня поразил тот факт, что священник категорически отрицал этот факт….во мне что-то оборвалось внутри….»

«Только со временем заметила, что прихожу на Причастие примерно с одним и тем же психологическим настроем, но результат бывает двоякий: иногда после причастия практически сразу выздоравливаю от затянувшейся болезни, а иногда наоборот, в тот же день заболеваю, и потом приходится разбирать, почему причастилась в осуждение».

(явные проблемы с иммунитетом)
«Как-то отец моей крестницы, человек не церковный и не понимающий важности церковных Таинств, упрекнул меня в том, что, якобы именно после причастия (на нем я настояла вскоре после крещения девочки) она заболела и долго не выздоравливала. Я прекрасно понимаю, что причина совершенно в другом; вполне вероятно, что болезнь спровоцировала прививка».

Мой родственник считает, что после причастия святых Христовых тайн он часто заболевает (может по причине нахождения в храме больных людей (или по причине возможной «порчи”…..). Он уже начал бояться приступать к причастию и , к сожалению, может начать избегать таинства причастия.
Как ему правильно объяснить, почему после причастия на него нападает хворь, какими словами развеять все сомнения…».

(проблемы с иммунитетом)
Меня, кстати, папаша с причастием умиляет — заражается каждый раз, и даже соображает, почему, а на причастие всe равно ходит. Вот она — сила веры где!

(проблемы с иммунитетом)
Итак, если Вы не впечатлились этими откровениями, то обращу Ваше внимание на рекомендации, которые существуют для священников, при причащении больных и в условиях эпидемий. Оказывается, не заражаться священникам, при причащение больных, помогает выполнение простых правил.
Помещаю здесь выдержку из «Настольной книги священно-церковнослужителя» С.В.Булгакова. Изд.отд. Московского патриархата 1(по лагословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) 1993 год. Репринтное воспроизведение издания 1913 года. Т.2. Глава «О причащении младенцев»
«ПОСЛЕ причащения больного младенца, в ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАРАЗЫ СЛЕДУЮЩЕГО ПРИЧАСТНИКА, следовало бы КРЕПКО ВЫТИРАТЬ ПОКРОВЦОМ СВ.ЛЖИЦУ. В случае же появления в приходе ЗАРАЗИТЕЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ, напр. дифтерита, оспы, легко могущей ПЕРЕХОДИТЬ к другим ПРИ ПРИЧАЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ЛЖИЦУ И ПОКРОВЕЦ, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь. В крайнем же случае, больных заразной болезнью надлежит приобщать ПОСЛЕ здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения (см. Тавр. Е.В. 1876, 1; 1895,2; Ц.Вед.1896,30).
Харьковской духовной консисторией в 1876 году было предписано всем священникам епархии :
1)Во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургию и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам через сельское начальство 2)Наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т.п., были приобщаемы после здоровых с употреблением при этом отдельного плата».
ВЫДЕРЖКА ИЗ СНОСКИ: …Донской Духовной Консисторией в 1888 г. было объявлено священнослужителям епархии, чтобы они не допускали дифтеритных больных к причастию св. Таин из одного и того же сосуда и лжицы, из которых причащаются здоровые… Ставропольское епархиальное начальства в 1889 году хотя и рекомендовало местному духовенству приходов, зараженных эпидемическими болезнями употреблять нарочито назначенный потир с лжицей и ковшем для запивки, но в 1896 году тем же епархиальным начальством было предписано духовенству епархии, чтобы священники, по получении от полиции уведомления о существовании в селе эпидемии (совершая для причащения дифтеритных детей особые литургии… а в Великий Пост причащая здоровых детей в субботу а больных в воскресенье) употребляли для отирания больных детей особый плат… Полтавским Е.Н… было предписано к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, «имея при этом для первых особую лжицу и особый холщовый
плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом»
Текст разместил Иоанн, православный христианин Тема: #3415 Сообщение: #55393

Практическое руководство при совершении приходских треб
«Не должно вместе со здоровыми младенцами и с той же лжицы причащать младенцев, больных заразными болезнями, как то: дифтерией, скарлатиною и пр. (Ук. по Ворон. епарх. 1 Мая 1880 г. ?4312)».

«Боялись ли митрополиты заразы? В 1771 и в 1970 годах иерархи Русской православной церкви дали повод скептикам говорить, что и сами священнослужители допускают возможность распространения эпидемий во время религиозных обрядов.В первом случае речь идет о Чумном бунте. В разгар эпидемии архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) вслед за светскими властями ввел строгий «карантин». Больных было указано исповедовать через окно, не причащать, умерших отпевать заочно. Народ же, и так настроенный против принятых властью мер и врачей, требовал коллективных молений и крестных ходов. А все это было запрещено. (…)А в августе 1970-го местоблюститель патриаршего престола и будущий патриарх Пимен издал распоряжение, запрещавшее в районах, охваченных холерой, прикладываться к иконам и причащаться».

Можно констатировать, что священноначалие допускают возможность передачи инфекции через причастие. Однако если уж допускаете эту возможность, то стоит применять не меры 19 века, по предупреждению распространения инфекции, а достижения гигиенистов 21 века. Полумеры не помогут.
Как пример действий священников могут привести следующее:
иерей Алексей
Сб Авг 18, 2007 3:41 pm
«Я проходил служение на одном приходе, где окормляли туберкулезную больницу. Там была часовня, больных мы причащали запасными дарами. Была отдельная дароносица, которая после посещения больницы обрабатывалась спиртом (так, на всякий случай)».

Замечу, что причащение из ложечки не имеет какого-либо строгого богословского обоснования. Вопрос о времении появления лжицы является спорным. Созомен в своей «Церковной истории» приписывает еe введение в успотребление Иоанну Златоусту, но исследователи считают такую версию легендарной. По мнению Иоанна Мейендорфа, лжица появилась в византийском богослужебном обряде начиная с VII века. Ряд исследователей считает, что лжица первый раз упоминается лишь на Константинопольском соборе 861 года.

ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
101. Человека, созданнаго по образу Божию, Божественный Апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Ибо выше всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати. Посему, аще кто хочет, во время литургии причастится пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быть: руки да слагает во образ креста, и тако да притупает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо руки, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя.

Соблюдая правила православной культуры поведения в храме, забыв о гигиене и рекомендациях медиков можно приобрести целый букет заболеваний. Далее я лишь приведу несколько историй подтверждающих мои опасения:
Наталия Д.О., православный христианин, Тема: #64100, Сообщение: #2325517, 12.09.06 08:51
В ответ на: «А вы можете привести хоть один пример заражения через Причастие и целование икон?»
«А Вы думаете, это легко официально зафиксировать? Или доказать? У меня, например, дважды появлялся герпес после целования икон. Утром ходила в церковь, а вечером появлялся герпес».

Сообщение ? 16 (permalink)
«А чтобы не распространять инфекцию виноградный сок подают в маленьких с наперсток пластмассовых стаканчиках.При угрозе инфекции SARS это очень правильно с гигиенической точки зрения.Когда я был православным то часто зоражался герпесом от целования икон . Слава Богу сечас я не имею такой заразы».

«примеры — нате : я лично во посту не болел НИКОГДА …..но и прошлыми постами я не исповедовался и не усердствовал в целовании церковных святынь…..в этом году довелось поусердствовать…… и что ? сижу вторую неделю …..кашляю каким то неземным кашлем которого у меня небыло доселе невжисть….. и каким кашлял весь наш приход !!! все певчие девченки и прихожане и прихожанки !!! на исповедь -сопли на кулак ! целуем КРЕСТ ,ЕВАНГЕЛИЕ и РУКУ БАТЮШКИ …и проглотимши сопли выходим со щастливыми моськами не думая не о ком и даже о ближних своих которым после вас придеться целовать ………это нормально ?»

Печально, что священники до сих пор позволяют себе крещение младенцев в холодной воде на сквозняке, не смотря на обличение их ещe Ломоносовым:
«Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти» (http://feb-web.ru/febupd/lomonos/texts/lo0/lo6/LO6-381-.HTM).
Пример:
«В середине июля 2005 мы крестили нашего годовалого сына Антона. Он был напуган тем, что находился продолжительное время на руках у малознакомых людей — крестных и сильно плакал. Также его напугала процедура омовения. То ли в силу испуга, то ли из-за сквозняка, но сын на следующий день сильно заболел и постоянные простудные заболевания его преследовали аж до сих пор, в течение почти 3 месяцев. Не может ли свидетельствовать эта проблема о неком «процессе очищения», который проходил наш кроха после обряда крещения?»

Сообщение 3332711.
Вольк@ Время: 20:45 Дата: 10 дек 2003
«Ммммм… ну не мог же Батюшка сказать, что половина детей заболели. У моих друзей ребенок простудился после апрельского крещения. Поэтому мы крестили дома».

ollka 12 ноя, Понедельник, 17:24, 2007
«Мы крестили,когда нам был 1 месяц и 28дней.Наревелись…ну и простыли(церковь еще не топили )».

2007-10-17 05:05 pm
«Крестили недавно-6 октября, как раз после этого ре (девочка — прим моe) простудилась:(
ре 8,5 мес. , она везде ползает, залезает, крестик не носим, потому что веревочка может за что-нибудь зацепиться или ре сгрызет веревку (у нас уже 4 зуба и мы все грызем-перегрызаем), а крестик в рот засунет и проглотит. понимаю, это мои тараканы, но буду одевать крестик позже».

Майя
Отправлено: 5 сентября 2007, 17:27
«Возможно., спорить не буду , но у всех христиан всегда могут быть разные подходы к процессу крещения.
У меня одну внучку при крещение омыли головку …… всe в порядке, а вторую окунули в купель.. и мы заработали воспаление легких у ребeнка.»

Читая рассказы об утрате здоровья приходится удивляться почему до сих пор государство не разработало саниатрно-эпидимические нормы для религиозных учреждений. Не ужели в России здоровье верующих людей не волнует правительство?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ЗАКОН О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (далее — предприятиями, организациями и гражданами).
Игорь Доброхотов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *